В 1921 г. подвергся ссылке, которая продлилась до 1926 г., только что назначенный на Архангельскую кафедру еп. Антоний (Быстров). В 1931 г. он был арестован, как «покровитель и организатор помощи административно высланному духовенству и церковникам, находящимся в Северном крае». Архиеп. Антонию вменялось также в вину то, что с его разрешения в Воскресенской ц. Архангельска был организован хор под руководством «административно высланного Дягилева» (Е. А. Дягилева), в составе которого было много высланного духовенства. По делу Антония было привлечено 26 человек, в т. ч. причт Воскресенской ц. (свящ. А. А. Карпов, диакон П. В. Вероятнов), в своих проповедях выступавший с критикой Советской власти, архиеп. Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров), еп. Благовещенский Иннокентий (Тихонов). 1 дек. 1931 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило их в качестве участников " контрреволюционной группировки " к различным срокам в лагерях и ссылкам. Трое были освобождены с зачетом срока предварительного заключения. 16 июля 1932 г. архиеп. Антоний, не выдержав тягот заключения, скончался в Архангельской следственной тюрьме. В 1937 г. в Архангельске скончался и архиеп. Аверкий. В 1933 г. был сослан назначенный на Архангельскую кафедру после ареста архиеп. Антония еп. Аполлос (Ржаницын). Начиная с 1923 г. на Севере России существовала особая, «обновленческая», Архангельская епархия (в 1929-1937 гг. Северный митрополитчий округ), первым епископом которой стал Зосима (Сидоровский). Упразднена ок. апр. 1944 г. при Мелхиседеке (Николеве). В 1920-1930-е гг., в период расцвета политики «воинствующего безбожия», в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 г., вскоре после вступления Красной Армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрытыми все иноверческие и большая часть православных храмов. По состоянию на 1 янв. 1923 г. в Архангельской губ. были зарегистрировано 29 православных общин. В 1927 г. в Архангельске находилось 17 православных храмов, подавляющее большинство из них были закрыты и разобраны в последующие годы. Всего в 1918-1933 гг., по неполным и неуточненным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, снесено 16, не использовались после закрытия 70 (по материалам ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Ед. хр. 164, 181, 1487, в границах Архангельской губ. 1799-1917 гг. без р-нов Плесецкого, Холмогорского, Павло-Виноградского, Канинско-Тиманского Северного Края РСФСР; Устьусинского Коми АО; Тунгудского Карельской АССР; Мурманского округа Ленинградской обл. по территориально-административному делению 1929-1937 гг.).

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

В 1995 г. в Архангельске открыт заочный филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института. На трех факультетах (богословско-пастырском, катихизаторском и педагогическом) обучаются клирики и миряне  Архангельской епархии. В 2000 году в Архангельском филиале института обучается уже более 30 человек. 4 февраля 1996 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II была совершена архиерейская хиротония архимандрита Тихона (Степанова) во епископа Архангельского и Холмогорского. За пять лет его архиерейского служения (по сведениям на февраль 2001 г.) духовенство увеличилось с 42 человек до 106, было освящено 17 вновь построенных храмов и 6 часовен. Общее количество приходов увеличилось с 53 до 93, число храмов — с 35 до 52. Значительно выросло число обучающихся в духовных учебных заведениях Московского Патриархата — 46 чел. получили и получают церковное образование. 7 июля 1996 г. в праздник Рождества Иоанна Предтечи губернатор Архангельской области А.А. Ефремов торжественно передал епархии собор Св. Иоанна Предтечи в г. Каргополе. Крестный ход по улицам древнего города усугубил радость праздника. В ноябре 1996 года подписано соглашение между Управлением образования Администрации области и отделом образования и катихизации Архангельской епархии о сотрудничестве в области образования. В рамках осуществления соглашения клирики  епархии проводят духовно-просветительскую работу в высших и средних учебных заведениях области. В январе 1997 года при епархии создан отдел социального служения и благотворительности. Трудами сотрудников отдела открыты благотворительные столовые. Совместно с организацией «Норвежская Церковная помощь» оказывается помощь малообеспеченным прихожанам. Организован сбор средств для закупки медикаментов в  больницы области. Люди, находящиеся в местах лишения свободы, благодаря деятельности отдела, получают одежду и предметы первой необходимости. На территории области расположено большое число исправительных учреждений. Для более успешного взаимодействия Архангельская епархия и  Управление исполнения наказания УВД АО заключили совместное оглашение о сотрудничестве. В исправительных учреждениях на территории Архангельской области действуют 2 храма, 2 часовни, и в каждом есть молельная комната. 

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

«В 1889 году вместе с братией, в числе нескольких человек, Вы прибыли на самую далекую нашу северную окраину, в совершенно пустынную и заброшенную местность; но, благодаря исключительно необыкновенной энергии и многолетним постоянным неутомимым трудам Вашим, местность эта совершенно преобразилась. Осушены болота, произведены значительные гидротехнические работы по отводу русла реки Манны, подмывавшей берег; проведены дороги, расчищены сенокосы, разведено огородничество, устроен кирпичный завод и заведены обширные хозяйства. «На том месте, где находилась прежде ветхая деревянная церковь , построенная в 1707 году и где почивали мощи преподобного Трифона, усердием Вашим воздвигнут большой вместительный новый трехпрестольный храм, заботливо внутри украшенный и изобильно снабженный утварью и ризницею, возведено до 40 различных зданий, открыта и содержится на средства монастыря, приходская школа, в которой обучаются более 30 детей; заведены ремесла: столярное, портняжное, сапожное, слесарное, плотничное, сетное, и т. д. «Устроенная Вами духовная община послужила ядром новой русской колонизации, и в Печеньге образовалось из переселенцев с поморья три новых колонии. «Благотворный пример и непосредственная помощь со стороны обители значительно способствуют материальному благосостоянию колонистов и лопарей, а вместе с тем и поднимают и нравственный уровень окрестного населения, которое получает не только свет истинной веры, но и гражданское образование в школах и монастырских мастерских, «Такая плодотворная культурная деятельность Ваша представляет собою блестящую страницу в истории развития нашего дальнего севера. Важные государственные заслуги Ваши в пользу русского севера признал Святейший Синод, возведя Вас в сан архимандрита. «Правление Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства просит Вас от лица всего Товарищества, – постоянно близкого очевидца Вашей деятельности, – принять от него в дар присвоенную Вашему сану митру, как знак особого глубокого уважения к Вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Феодосий Тотемский – один из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. В честь его в епархии было освящено несколько храмов и приделов. Слава преподобного Феодосия как чудотворца выходила далеко за пределы Вологодчины. Престолы, посвященные ему, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Родился Феодосий около 1530 года в Вологде в благочестивой и состоятельной семье Сумориных. Отличаясь в юности религиозным настроением души, Феодор (его мирское имя) мечтал об иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор, подчинившись родительской воле, женился на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой он принимает монашеский постриг под именем Феодосий. Послушание монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосий принял его с радостью, почитая необходимым для спасения и смирения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И его молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы, и поручить надзирать за соляным двором. Преподобный Феодосий не только не оставил прежних правил строгого подвижничества, но еще более желал поработить плоть свою духу – возложил на себя железные вериги. Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов». А жители Тотьмы, издавна желавшие иметь в пределах своих монастырь, послали к Ивану Грозному «жалобницу», в которой просили его дозволить старцу Феодосию воздвигнуть церковь во имя Преображения Господня, соорудить монастырь и дать Феодосию благословенную грамоту. 20 февраля 1554 года «во вторник 2-й недели поста» Иван Грозный назначил Феодосия настоятелем новоиспеченной обители.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Благочинный, протоиерей соборной церкви г. Инсара, Иоанн Иосифович Щепотин Причты церквей г. Инсара и сел: Верхней Вязеры, Арбузовки, Козловки, Засечной Слободы, Ямской Слободы, Паева, Адашева, Потижской Слободы, Потижского Острога, Липлейки, Старых Верхис, Новых Верхис, Кашаева, Трехсвятского, Сиалеевской Пятины, Языковой Пятины, Хитрова, Рыскина (Николаевская церковь ) Г. Инсар Благочинный, священник села Иссы, Василий Александрович Александровский Причт сел: Иссы, Долгорукова, Бутурлина, Никольской Пестровки, Муравьевки, Инсары, Украинцева, Симанки, Палаевки, Бестужева, Костыляй, Любятина, Знаменский Пестровки, Могиловки, Болдова, Ключищ, Починок, Сипягина, Николаевки Ст. Исса Причты сел: Ускляй, Акшенаса Ст. Архангельско-Голицин., Саранск. у. Причт с. Рузаевки Ст. Рузаевка Мск. Каз. ж.д. Благочинный, протоиерей с. Токмова, Василий Иларионович Масловский Причты сел: Токмова, Сиалеевского Майдана, Старого Ишенева, Унуйского Майдана, Старокорсаковского Майдана, Куликовки Г. Инсар Причты сел: Пушкина, Нагаева, Шувар, Нового Сучкина, Никольской Саловки, Шайгова, Старосивильского Майдана, Тиризморги Ст. Шуваровская, Инсарск. у. Причты сел: Ключарева, Сузгарья Г. Саранск Причты сел: Новошишкеевской, Слободы, Заштатного города Шишкеева, Огарева, Воскресенской Саловки, Тепловки Ст. Шишкеевская, Инсарск. у. Причт села Спасского Ст. Исса, Инс. у. Благочинный, священник села Рязановки Иоанн Петрович Ягодинский Ст. Шувары Причты сел: Лемдяйского Майдана, Николаевки, Кулдыма, Вертелима, Новой Федоровки, Старой Федоровки Ст. Шувары, чрез Лемдяйско-Майданское вол. правл. Причты сел: Ново-Троичкого (Сучкина), Мельцан, Шигонь, Ингеняр-Пятины, Конопати, Олферьевки, Лемдяй Ст. Шишкеев, чрез Сучкинское волостн. правление Причт села Болотникова Г. Саранск, чрез Ново-Акшинск. вол. правление III. Керенский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Керенск. цер. Ник. Алекс. Любимов Г. Керенск Причты церквей г. Керенска и сел: Рахмановки, Васильевки, Архангельского, Котла, Коповки, Маркина, Каргалей, Бутурлина, Кармалейки, Козлейки, Лундана, Дуракова, Татарской Лаки, Нагорной Лаки, Выборного, Шелдаиса, Луки, Ртищева

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

XVII в. была преобразована в мон-рь, в 1819 упразднен в связи с размещением на его территории архиерейского дома, возобновлен в 1998), Введенский (женский, в Орле; основан в 1686, сгорел в 1843, возобновлен на новом месте в 1848, закрыт в 1923, возобновлен в 1995), во имя блж. Ксении Петербургской (женский, в с. Долбенкине Дмитровского р-на, бывш. имение вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и вел. кн. Сергея Александровича; основан в 2010 на месте действовавшего с 2002 подворья московской Марфо-Мариинской обители милосердия), во имя сщмч. Кукши (мужской, в дер. Фроловке Мценского р-на; основан в 2012). Упраздненные: Архангельско-Вознесенский (женский, в Мценске; основан в XVI в., разорен в Смутное время, возобновлен в 1661, сгорел в 1695, возобновлен к нач. XVIII в., снова сгорел в 1754, в том же году начато его восстановление, упразднен в 1764), Троицкая пуст. (мужская, в Кромах; основана в XVI в., разрушена в Смутное время, возобновлена в 1604-1612, упразднена после 1734), Христорождественский (женский, в Болхове; основан в XVI в., упразднен в 1764), Петропавловский (мужской, в Мценске; основан в XVI-XVII вв. на территории Малого острога Мценской крепости, в 1694 переведен на окраину Мценска, закрыт в 1923), Ильинский (женский, в Новосиле; основан в 1686-1687, закрыт в 1764), Всехсвятский (женский, в Болхове; основан в 1857 как жен. община, в 1875 община преобразована в мон-рь, к-рый был закрыт в 1923), Предтеченский Клюев (женский, в сельце Посошки Кромского у. (ныне с. Рыжково Сосковского р-на); основан как жен. община в 1879, в 1911 община преобразована в жен. мон-рь, закрыт после 1917). Архиереи еп. Аполлос (Байбаков; 5 июня 1788 - 26 окт. 1798), еп. Досифей (Ильин; 26 окт. 1798 - 4 июня 1817), еп. Иона (Павинский; 22 июля 1817 - 21 июля 1821), еп. Гавриил (Розанов; 18 сент. 1821 - 22 мая 1828), еп. Никодим (Быстрицкий; 15 июля 1828 - 30 дек. 1839), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 28 янв.- 25 апр. 1840), еп. Евлампий (Пятницкий; 22 июня 1840 - 12 нояб. 1844), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

О. Ионафан, находясь в С.-Петербурге от сентября 1891 г. по январь 1892 г., употребил это время с большою пользою для своего монастыря и в других случаях. Войдя в близкое знакомство с председателем товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, ныне покойным М. И. Кази, о. Ионафан встретил в нем величайшее сочувствие к делу возобновления Трифоно-Печенгского монастыря. Пароходы этого товарищества, обслуживая все побережье Белого моря, являются питательным нервом и всего Мурманского побережья. Пароходы товарищества, с поселением монахов вблизи Печенгской губы, заходили туда в две недели раз и доставляли необходимые монастырские грузы, останавливаясь против поселка «Трифонов ручей». После переговоров с М. И. Кази, монастырю предоставлены были следующие льготы: 1) предназначенные для монастыря грузы продовольственных припасов и других не громоздких продуктов – перевозить на пароходах товарищества со скидкою 30% против тарифа; 2) перевозить безплатно монашествующую братию и богомольцев, едущих на житье в монастырь, по удостоверениям в том монастырского начальства, и безплатно же строительные материалы, если позволит свободное на пароходе место. Проживая в столице пять месяцев, о. Ионафан скорбел за братию своего монастыря: в кассе монастыря при отъезде его имелось 71 р. 87 коп. и неоплаченных счетов на семь тысяч рублей, оставшихся по наследству от прежнего настоятеля. В виду этого по распоряжению г. Обер-Прокурора Святейшего Синода было выдано из имевшихся в Синоде сумм благотворительницы Медынцевой на устройство Трифоно-Печенгского монастыря три тысячи руб., а кроме того о. Ионафан был награжден наперсным крестом и была куплена ему меховая ряса. В то же время другими ревнителями о возобновлении сего монастыря были составлены и изданы брошюры: 1) «Житие преподобного Трифона просветителя лопарей» СПБ. 1892 г. и 2) «На дальнем русском севере», исторический очерк – СПБ. 1892 г. по 10.000 каждой, для распространения среди боголюбцев. Обрадованный достигнутыми результатами своей поездки в С.-Петербург, о. Ионафан с приподнятой энергией 12 марта 1892 г. прибыл в свою обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С возобновлением монастыря, несмотря на большую удаленность, он становится местом всеобщего паломничества, по словам современников, своеобразной " Меккой " Северного края. Несколько тысяч паломников и посетителей бывало в монастыре и на могиле преподобного Трифона ежегодно. Считали за честь посетить монастырь самые высокопоставленные лица, выдающиеся государственные и церковные деятели, художники, военные, зарубежные гости. Доставку паломников в монастырь в основном обеспечивали пароходы Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, заходившие в Печенгскую губу. Судьба монастыря в советский период несколько отличалась от участи большинства монастырей России, повсеместно закрывавшихся и разорявшихся. В связи с присоединением территории Печенги к отделившейся от " республики Советов " Финляндии, монастырь продолжал существовать на территории лютеранской страны. Вторая мировая война и грядущий приход на Печенгу советских войск заставили оставшихся печенгских монахов в июне 1944 года переехать из Печенги в Ново-Валаамский монастырь на территории Финляндии. Но и здесь монастырь обладал своеобразной автономией и сохранялся как действующий до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. Так закончился финский период в истории Печенгского монастыря. С 1997 года началось второе возрождение монастыря. Из всех монастырских построек сохранилось лишь здание церкви Рождества Христова в Печенге, которое использовала для своих нужд одна из войсковых частей. Именно в нем после восстановления в настоящее время служат Богу, живут и трудятся братия обители преподобного Трифона, не имея возможности построить жилое помещение из-за многолетнего нерешения вопроса о выделении монастырю хотя бы небольшого участка принадлежавшей ему земли. Кроме того, сохранилась новая церковь Бориса и Глеба на границе с Норвегией, восстановленная в 1991 году, и церковь апостола Андрея Первозванного и святителя Николая, которую необходимо восстанавливать.

http://sobory.ru/article/?object=20179

23 лютого 2006 р. 01:11 Протоиерей Димитрий Смирнов: «Священник должен быть везде» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями в интервью «Газете.ru» оценил перспективы введения в армии института полковых священников. 14 лютого 2006 р. 20:39 Андрей Бабушкин: «По заявлению верующего заключенного священник должен беспрепятственно приходить к нему и выполнять религиозный обряд…» [Ihmepb " ю] 13 февраля в Доме общественных организаций Правительства Москвы прошел круглый стол «Соблюдение защиты прав лиц, содержащихся под стражей в СИЗО на территории Москвы». Участник круглого стола председатель общественной организации «Комитет за гражданские права», член экспертного совета при министре юстиции РФ по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Андрей Бабушкин ответил на вопросы корреспондента портала Патриархия.ru. 14 лютого 2006 р. 16:37 Митрополит Климент: «Если не придет священник, то придут другие…» [Ihmepb " ю] Пресс-служба Московской Патриархии републикует интервью митрополита Калужского и Боровского Климента, данное Управляющим делами Московской Патриархии Павлу Коробову специально для «Газеты.Ru». 10 лютого 2006 р. 17:09 «Самая маленькая Православная Церковь» [Ihmepb " ю] Корреспондент Пресс-службы Московской Патриархии встретился с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, чтобы поговорить об итогах прошедшего в начале декабря 2005 г. Собора Эстонской Православной Церкви и о современном состоянии Православия в Эстонии. Разговор начался с рассуждения владыки митрополита о статусе Эстонской Церкви. 9 лютого 2006 р. 19:58 Епископ Тихон: «Сделано немало, но мы только в начале пути» [Ihmepb " ю] В Архангельско-Холмогорской епархии завершились празднования по случаю 10-летия преобразования епархии и 10-летия архиерейской хиротонии епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Патриархия.ru публикует интервью владыки Тихона, которое он дал Пресс-службе Московской Патриархии в заключительный день торжеств.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009