3 . Посредством времени можно приобрести все, – самое небо и блаженную вечность, а времени невозможно приобрести ни за что (Иннок., архиеп. Херсон.). 4 . Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. «По началу утра», сказал некто, «я предузнаю все течение дня моего». (Св. Иоанн Леств.). Когда отходишь ко сну, вспомни о смерти, которой сон есть образ и преддверие (Филар., м. Москов.). 11. Употребление дара слова 1 . Щади язык; он часто произносить то, что лучше было бы утаить (Св. Нил Синайский ). 2 . Мудрый передумывает много, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить (Св. Амвр. Медиолан.). 3 . Некто сказал о себе: девять помышлений ублажих в сердцы моем, а десятое изреку языком ( Сир.25:9 ). Так берегут слово знающие цену его! (Филар., митр. Москов.). 4 . Предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого вреда (Св. Исаак Сирин ). 5 . Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил (Авва Пимен). 12. Не отчаивайся 1 . Согрешить – дело человеческое; отчаиваться – сатанинское (Св. Нил Синайский ). 2 . Отчаиваться значит самому у себя отнимать милость Божию, которую Господь каждую минуту готов подать (Филар., митр. Москов.). 3 . Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще более; потому что как Он Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна (Св. Тихон Задонский ). 4 . Не отчаивайся, потому что Господь милостив; но не будь и беспечен, потому что Он праведен (Златоуст). 13. Гордость 1 . Все грехи мерзки перед Богом, но мерзостнее всех. гордость (Св. Антоний Велик.). 2 . Гордость есть доказательство скудости ума (Златоуст). 3 . Считай всякого человека превосходнее себя (Св. Варсоноф. Велик.). 4 . Блажен, кто имеет перед очами день исшествия, и возненавидел гордость, прежде чем обличена естественная наша, ничтожность согнитием во гробе (Св. Ефрем Сирин ). 14. Не смущайся поношением Поношение служит омовением душевных страстей, – в этом пусть убедит тебя сама простонародная поговорка. Ибо мирские люди, когда лично осыпают кого бесчестиями, хвалясь тем перед другими, говорят: «помыл я такого-то». И это совершенная правда (Из «Лествицы» св. Иоанна, игум. Син. горы).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Варсоноф. Вел. 24-го июня Святой Иоанн Креститель, как Предтеча Христа, справедливо называет себя голосом, потому что и голос предшествует слову. Скажу яснее: голос есть нечленораздельное дыхание, выходящее из груди; когда же языком оно разделяется на члены, тогда бывает слово. Так, прежде голос, потом слово, прежде Иоанн, потом Христос, по явлению во плоти. Благовестник. Самолюбие есть искажённая любовь падшего человека к самому себе, Самолюбие боготворит свой падший, лжеименный разум, старается во всём и постоянно удовлетворять своей падшей, ложно направленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним, или посредством ненависти, или посредством человекоугодия, т. е. угождения страстям человеческим, а к предметам мира, которыми оно всегда злоупотребляет, посредством пристрастия. Для уничтожения в себе самолюбия, надо отвергнуть все свои разумения, хотя бы кто и был весьма богат разумениями, доставляемыми учением мира и по стихиям мира. Надо погрузиться в нищету духа и, обнажившись этою нищетою, омывшись плачем, угладившись, умягчившись кротостью, чистотою и милостью приять разум, который благоволит начертать на уме нашем десница Искупителя. Эта десница – Евангелие. А душе следует отречься от своей воли, как бы это ни было тягостно для сердца, хотя бы чувствования и влечения сердца казались самыми правдивыми, самыми изящными. Не попускай себе иметь при добродетели корыстные виды. Не примешивай к сему увлечения и услаждения суетностями. Да воодушевляет тебя во всём один страх Божий. Еп. Феофан. 25-го июня Всякий рисует благочестие сообразно своей фантазии и своему вкусу. Кто воздержан по привычке – считает себя благочестивым, соблюдая пост, хотя бы сердце его было полно злопамятства; не смея проглотить ни одной капли вина, или даже лишней капли воды ради воздержания, он не пожалеет сосать кровь ближнего через клевету и злоречие. Иной считает себя благочестивым, потому что он произносит много молитв ежедневно, хотя после того тот же язык его произносит множество злых, кичливых, дерзких слов, в обращении с прислугою, с ближним. Иной легко подает милостыню из кошелька, но не может из сердца своего извлечь прощение врагу и забвение обид; другой и простит врага, но платить должникам не может иначе, как путём суда и тяжбы. Всех таких обычно считают благочестивыми, но на самом деле благочестия в них нет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

III. Один брат сказал: «просил себе у Господа помысл смиренномудрия, чтобы когда брат мой прикажет мне сделать что-нибудь, я говорил бы помыслу: «это господин твой: слушай его»; а если прикажет другой брат, опять говорил бы: «это брат господина твоего». И если прикажет ребенок, и тогда говорил бы: «слушай сына господина своего». И таким образом противясь чуждым помыслам, при содействии благодати, безмятежно делал он дело свое». (Нил син.; сн. «Добр.», т. II, стр. 455). IV. " Начало гордости – укоренения тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание о своих трудах, самохвальство в сердце, ненавидение обличения; а конец – отвержение Божией помощи, высокомерное упование на свое тщание, бесовский прав». (Св. Иоанна Лествичника ; сн. «Доброт.», т. II, стр. 579). V. К одному из братий приступили бесы и ублажали его. Но этот смиренномудрый инок сказал им: «если бы вы перестали хвалить меня в душе моей, то из отшествия вашего и заключил бы, что я велик; если же не перестанете хвалят меня, то из похвалы вашей вижу мою нечистоту; ибо нечист пред Господом всяк высокосердый ( Npum. XVI, 5 ). Итак, или отойдите, чтобы я почел себя за великого человека; или хвалите, – а я приобрету чрез вас великое смирение». Этим обоюдоострым мечем рассуждения они так были поражены, что тотчас исчезли. (Он же; сн. «Доброт,», т. II, стр. 583). VI. «Все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех гордость». (Св. Антоний Велик.). VII. «Гордость есть доказательство скудости ума». (Златоуст). VIII. «Кто хочет узнать по опыту вечное беспокойство, тому стоит только быть гордым, и он будет носить в себе настоящий ад, – мучительное стремление к прохладному чувству людского уважения, которого никогда не может достигнуть». («Дух. цв.»). IX. «Считай всякого человека превосходнее себя». (Св. Варсоноф. Вел.). X. «Блажен, кто имеет пред очами день исшествия, и возненавидел гордость, прежде чем обличена естественная наша ничтожность согнитием во гробе». (Св. Ефрем Сирин ). XI. «Имеешь ли большое богатство, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Годнев, Геннад. Вас., прот., Рект. Нижегор. дух. сем. Голубинский, Дим. Феод., проф. М.Д. Академии Голубцов, А-р Петр., доц. М.Д. Академии Голышев, Петр Ив. Горшанов. Викент. Ив., пот. поч. гр. Гюбнер А. Т-во Диомидов, Мих. Иоанн., свящ. Моск. Дионисий, иером., смотр. Варшав. дух. училища Дмитревский, Ник. Вас., свящ. Моск. Добровольский, Вас. Ник., свящ., законоуч. Харьков. Техн. Инстит. Доброгорский, А-р Аркадьев., прот. Моск. Добронравов, Дим. Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Докудовский, Тих. Петр., пот. дворян. Донской, А-р Варсоноф., пом. инсп. Костр. д. сем. Дружинин, А-р Никол., пот. поч. гр. Елеонский, Ник. Ал-др., прот., проф. Моск. Универс. Ерасси, Анна Кирилл., Моск. купч. Желяков, Вас. Кондр., Моск. куп. Журавский, Митроф. Мих., учит. Слуцк. д. учил. Журин, Петр Серг., Моск. куп. Заозерский, Ник. Ал-др., доц. М.Д. Академии Звездинский, Иоаннъ Гавр., свящ. Моск. Знаменский, Ив. Вас., препод. Тамб. д. сем. Зубкова, Марья Ив., куп. дочь Игнатьев, Афан. Вас., лесопромышл. Ильин, Ал-ей Ал-др., пот. поч. гр. Ильин, Петр Никол., поч. гр. Иоанн, иером., препод. Ардон. д. уч. Казанский, Мих. Конст., секрет. М.Д. Академии Казанский, Петр Ив., проф. М.Д. Акад. Каптерев, Ник. Федор., проф. М.Д. Академии Каретниковой А. с С-м Т-во. Карзинкин, Ал-ей Ив., пот. поч. гр. Касицын, Илья Феодор., прот. Моск. Кипарисов, Вас. Федор., проф. М.Д. Академии Кириллов, А-р Григ., Моск. куп. Климент, Архим., Рент. М.д. семин. Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осипов., проф. М.Д. Академии Ковганкин, Сим. Афан., свящ. Моск. Козлова, Анна Александровна, дочь действит. стат. сов. Колосов, Ник. Ал-др., библиот. М.Д. Академии Колпаков, Ив. Яковл. Комаров, Ник. Павл., препод. М.д. семинарии 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Корещенко, Ал-р Никол., доктор Корнеев, В.И. Коробков, Триф. Ив., Моск. куп. Королев, Тимоф. Серг. Корсунский, Ив. Никол., проф. М.Д. Академии Косминков, Серг. Павлов., свящ. смотр. Холм. д. учил. Коссин, Гавр. Иоанн., свящ. Моск. Котов, Серг. Никол., пот. поч. гр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

729. Вознесенский – Варсонофиевский – на – Рву, женский, ныне церковь в гор. Москве, между Рождественкою и Сретенкою. Уже существовал в конце XVI ст., так как при Лжедимитрие тела Годунова и супруги его, исторгнутые из мест своего упокоения, в простых гробах были перенесены сюда и оставались здесь до воцарения Василия Ивановича Шуйского, который приказал перенести их в Троицкий-Сергиев монастырь. Полагают, что основан Варсонофиею, матерью св. Филиппа митр. Москов., отчего и называется Варсонофиевским. Упразднен и обращен в приход в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 501; Ратшин, 279; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 93; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 233, 43; “Сказания соврем. о Дм. Самозв.», 1837 г., I, 241, 254; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 321); “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., III, смесь, 10 (в 1731 г. дано старицам по 10 коп. на помин цар. Евдокии); 1874 г., III, смесь, 96 (раздел приход. дворов между Рождеств. м-рем и смежною с ним цер. Вознесения, что была м-рь, 1775 г.); смесь, 93 (опис. Москов. церквей 1817 г.); “Дворцов. разряды», II, 809 (о ризе Господней 1625 г.); III, 1350 (посещ. м-ря царем в апр. 1675 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DXIX, XLVII ( церковь Вознесения наверху и введения Богород. внизу постр. в 1693 г.), ч. 2, 44 (прош. 1722 г. игум. Иринархи о выводе из м-ря прядильной мастерицы за неимением средств к ее содержанию); IV, 1724 г., 134 (определено выдать м-рю жалованье за 1723 г. и подтверждено монахиням м-ря никуда не выходить); VIII, 1728 г., 417 (в м-ре по штату полагалось 70 монахинь, на лицо было 50, в том числе 40 вкладчиц); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 307 (церкви быв. Варсоноф. м-ря); “Переписн. книги Москвы», 1738–42 г., I, 75, 76 (опись дворов в приходе церкви Вознесения Госп., что в Варсонофьев. м-ре), 97, 98 (тоже самое); 1638 г., 106 (Варсонофьевского м-ря: двор попа Федора Ондреева, попа Ив. Моисеева и дьякона Осипа Ондреева); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 135 (замечат. предметы в Москов. церквах).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Харьковск. дух. сем. Головин, Иаков Георг., прот., смотр. Рязан. д. учил. Голубинский, Дим. Феодор., проф. М. Д. Академии Голубцов, Алдр. Петр., доц. М. Д. Академии Горшанов, Викент. Ив., пот. поч. гр. Гюбнер, А. (Т-во.) Демидов, Конст. Вас., свящ., законоучитель Ново-Бугской учит. сем. Диомидов, Мих. Иоан., свящ. Моск. Дмитревский, Ник. Вас., свящ. Моск. Добровольский, Вас. Ник., свящ., законоучитель Харьк. техн. инст. Добров, Пав. Ив., пом. инсп. Моск. дух. сем. Доброгорский, Ал-р Аркадьев., прот. Моск. Добролюбов, Ал-р Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Дим. Феодор., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Донской, Ал-р Варсоноф., пом. инсп. Костр. д. сем. Досужев, Ал-ей Алдр., пот. поч. гр. Дружинин, Ал-др Никол., пот. поч. гражд. Евсевий, архим., рект. Иркут. дух. сем. Евлогий, иеромонах, преподав. Тульск. дух. сем. Егин, Вас. Димитр., мещ. Серг. Посада Ефремов, Никита Ал-еев., Моск. куп. Ефрем, архим., пом. Моск. синод. ризничего Желяков, Вас. Кондрат., Моск. куп. Житарев, Егор Филипп., Моск. купеческий сын Журавлев, Вас. Вас., Моск. куп. Журавский, Митр. Мих., пом. смотр. Слуцк. дух. учил. Журин, Петр Серг., Моск. куп. Заварова, Софья Хрисанф., жена члена Одесск. окр. суда Заозерский, Ник. А-др., проф. М. Д. Академии Звездинский, Иоан Гавр., свящ. Моск. Зеведеев, Ал-др Яковл., инсп. Оренб. дух. сем. Знаменский, Ив. Вас., препод. Тамб. дух. сем. Зубкова, Марья Ивановна, купеч. дочь Игнатьев, Афан. Вас., лесопромышл. Ильин, Петр Никол., пот. поч. гр. Ильин, Петр Никол., поч. гр. Иоанн, иеромонах, препод. Александр. Осетинск. дух. учил. Иоиль, игумен Успенского Уфимского м-ря Казанский, Ал-др Семен., препод. Оренб. дух. учил. Казанский, Конст. Аполл., препод. Вят. д. уч. Казанский, Мих. Конст., секретарь М. Д. Академии Казанский, Пав. Иван., прот. Моск. Казанский, Петр Ив., проф. М. Д. Академии Казанский, Серг. Петр., преп. Виф. дух. сем. Калинин, Ал-ей Ал-еев., Моск. куп. Каменский, Василий Каптерев, Ник. Феодор., проф. М. Д. Академии Каретниковых Т-во Карзинкин, Ал-ей Ив., пот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Активное возрождение церковной жизни Архангельской и Мурманской епархии  началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Святительские труды Преосвященного епископа Исидора, а затем его преемника Преосвященного епископа Пантелеимона положили начало созданию православных общин в Архангельске и области: Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких островах и во многих поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. в Мурманске построен дом, в котором расположились воскресная школа и приют для престарелых. В Архангельске начато строительство здания епархиального управления. Возрождается жизнь монастырей. В 1991 г. открыт Артемиево-Веркольский мужской монастырь, в 1992 г. — Свято-Троицкий Антониево-Сийский, в 1995 г. — Иоанно-Богословский женский монастырь, в 1998 г. епископ Тихон освятил архангельское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В 1999 г. возрождается жизнь Кожеезерского монастыря, в 2001 г. — Александро-Ошевенского мужского монастыря. С 1991 г. по благословению епископа Пантелеимона начала издаваться газета «Архангельский епархиальный вестник». В 1992 г. состоялось перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1997 г. Патриарх посетил Соловецкий монастырь во второй раз, по пути следования сделав остановку в г. Архангельске. Архангельская земля является родиной св. прав. Иоанна Кронштадтского. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации области, отделом образования и катехизации МП и Поморским международным университетом им М.В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них участвуют духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели Московской и С.-Петербургской Духовных Академий, педагоги области, светские ученые. В 1999 г. прошли уже четвертые чтения.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Проповедь Православия находит поддержку в воинских подразделениях. Активно развивается приход в г. Мирный, где проживают семьи военнослужащих крупнейшего российского космодрома «Плесецк». С 1998 года на о. Новая Земля, где расположен полигон ядерных испытаний, образован самый северный православный приход епархии и открыт храм. 1 мая 1998 года, в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских у стен древнего Николо-Корельского монастыря впервые после 1917 г. епископ Тихон совершил водосвятный молебен. Полуразрушенные монастырские строения ныне находятся на территории ПО «Севмаш» г. Северодвинска. Стало доброй традицией ежегодно 1 мая совершать молебны у стен храма некогда славной северной обители. Восстановление храмов и возвращение православных святынь стало приметой времени. 13-14 июня 1998 года в г. Коряжму Архангельской области торжественно, при огромном стечении народа были перенесены из Сольвычегодского музея власяница и вериги преподобного Лонгина, основателя Коряжемского монастыря. 13 июня стал днем  города. 25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Архангельска. 13 июля 2001 г. был утвержден проект будущего храма. С особой духовной радостью жителями области был воспринят визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 14 августа 1999 года Его Святейшество освятил храм Казанской иконы Божией Матери и храмовый комплекс в пос. Урдома Ленского р-на. В годы безбожных гонений на Православную Церковь этот поселок стал «перевалочным пунктом» для репрессированных. В настоящее время здесь среди тайги возвышается  храм с золотыми куполами. В феврале 2001 года в Архангельской епархии проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в епархию Архангельскую и Холмогорскую. Для участия в торжествах прибыли высокие церковные и светские гости во главе с архиепископом Солнечногорским Сергием, на тот момент — Управляющим делами Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Синод 11 . Одиннадцать Соловецких иноков, движимые послушанием, напутствованные молитвами и благословением родной обители, снабженные от нее необходимыми церковными принадлежностями, книгами, инструментами и жизненными припасами, –отправились на монастырском пароходе в Архангельск. Здесь строитель иеромонах Никандр принял, согласно указа Св. Синода, от Комитета как собранную на Печенгский монастырь сумму, так и все документы и все делопроизводство с имеющимися в нем сведениями по восстановлению Печенгского монастыря. Из Архангельска братия отправилась на пароходе Т-ва Архангельско-Мурманского пароходства в Колу, а отсюда в Малонемецкое становище. До Печеньги оставалось 20 верст; наняв парусное судно «Елу» за возвышенную плату, путники приплыли в Печенгскую губу и остановились против поселка «Трифонов ручей». Остановиться здесь было необходимо потому, что морская вода в губе была на убыли; с прибылью воды монахи проплыли на Еле еще 4 версты, высадившись в колонию Баркино. Здесь братия, по указанию священника Печенгского прихода о. Георгия Терентьева, прожившего в Лапландии много лет, осмотрели место древнего монастыря и могилу ста шестнадцати убиенных братий. Место древней обители было заселено самовольно поселившимися колонистами, а на могиле ста шестнадцати убиенных стоял деревянный крест, обнесенный деревянною решеткою и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника домиком, окруженным складочными амбарушками коренных жителей-лопарей Печенгского погоста. Отсюда братия, но указанию того же о. Георгия Терентьева, должна была отправиться в пустыню пр. Трифона, где почивают его честные мощи. Добраться туда можно бы двумя путями: первый путь лежал, большею частью, через болотистые и тундристые низменности или по склонам высоких каменных гор от сорока до двухсот сажен высоты, или же на лодке по реке Печеньге. Последний путь хотя был тоже трудным, но все же монахи нашли лучше пробираться по реке; на 4-й версте этой реки от устья пороги кончаются, но и здесь необычайная быстрота и сила течения, извилистость и крутые повороты реки делали плавание очень трудным; превозмогши это неудобство, братия прибыла к месту подвигов преподобного Трифона благополучно 16 июля 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Назначенный затем в Архангельскую епархию, он, за годы своего служения в ней, явил собой великий пример самоотвержения.Не щадя ни сил, ни здоровья, пренебрегая дальним расстоянием и невероятными трудностями на пароходах и баркасах, на лошадях и оленях, – совершал трудные путешествия по безграничным тундрам, посещая заброшенные селения инородцев-язычников и старообрядцев, заглядывая в самые глухие уголки, куда не решался проникнуть ни один из его предшественников – всюду благовествуя слово Божие. Его заботами восстановлен из развалин Архангельско-Михайловский монастырь, составлено описание приходов и церквей Архангельской епархии; устроен дом милосердия для престарелого, бедного духовенства. За три года пребывания своего в Смоленской епархии, он оставил по себе память как о мудром и энергичном администраторе, добром и благостном архипастыре.Время управления его Орловской епархией отличалось необыкновенным подъемом и оживлением духовных сил духовенства и напряженной пастырской общепросветительной деятельностью. Под его редакцией было составлено «Описание Орловской епархии средних времен». Несмотря на массу текущих забот по устроению епархии, он находил время и для ученых трудов, и был неутомимым проповедником, не оставляя без проповеди ни одного из своих богослужений, ни одной церкви при обозрении епархии, ни одного выдающегося события в жизни церковной и общественной. По прибытии в Екатеринбургскую епархию, он сам лично, при участии одного вогула предпринял труд составления вогульской азбуки и русско-вогульского словаря, сам принимал участие в религиозно-нравственных собеседованиях и широко развил издательство своих популярных нравоучительных сочинений. В Гродненской и в Варшавской епархиях, где трудился архиепископ Никанор везде оставил он по себе память энергичного администратора, талантливого проповедника, ревностного труженика в деле духовного просвещения, пастыря любвеобильного и на пользу пасомых применявшего свои ученые познания. ТРУДЫ:_ “Описание празднования в Казанской епархии тысячелетия со дня блаженной кончины просветителя славян Мефодия, архп. Моравии и Паннонии».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009