Причты сел: Нечаевки, Матвеевки, Литомгина Ст. Симанщина (С. Вяз. ж. д.) Причты сел: Федоровки, Чернцовки Ст. Студенец (С. Вяз. ж. д.) Причты сел: Палеологова, Бессоновки, Черткова, Степного Смагина, Кроптова, Блохина, Мастиновки, Богословского, Николаевки, Константиновки, Любятина, Загоскина, Дубасова Г. Пенза Благочинный, священник села Дертева, Иоанн Григорьевич Благонравов Причты сел: Дертева, Бекетовки, Телегина, Крутца, Пустыни, Покровской Арчады, Ахматовки, Липягов Ст. Борисовка Причты сел: Кучук-Пор-Михайловского, Казанской Андреевки, Кучук-Пор-Архангельского, Александровки (единов. ц.) Ст. Студенец (С. Вяз. ж. д.) Причт села Колтовского Г. Пенза Причты сел: Обловки, Клейменовки, Казанской Арчады Ст. Каменка Благочинный, священник села Валяевки, Василий Иванович Тифлисов Причты сел: Валяевки, Терновки, Кривозерьевки, Лебедевки, Воскресенского, Саловки, Елани, Алферьевки, Толузаковки, Симбухова Г. Пенза Причты сел: Каменки, Борисовки, Оленески, Соловцовки, Краснополья Ст. Борисовка IX. Саранский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Саранска церкви, Симеон Филиппович Секторов Причты церквей г. Саранска Г. Саранск Благочинный, священник села Посопа, Иоанн Никитич Сатурнов Причты сел: Посопа, Грибоедова, Танеевки, Макаровки, Новосильцева, Воеводского, Дурасовки, Булгакова, Нечаевки, Блохина Г. Саранск Причты сел: Архангельского Голицына, Левжи, Зыкова Ст. Архангельско-Голицынская Причт села Симилей Ст. Вьяс, Сар. у. Благочинный, священник села Качкурова, Иаков Васильевич Русанов Причты сел: Качкурова, Напольной Тавлы, Подлеской Тавлы, Тепловки Ст. Качкурово Причты сел: Пригорода Атемар, Жмакина, Уды, Протасова, Воротников, Пятины, Ремезенки, Ишаки, Мокшалеи, Гузынцы, Скрябина, Гарт Г. Саранск Причты сел: Большой Вьяс, Напольный Вьяс, Лесной Вьяс, Соколовка, Белый Ключ, Симбухово, Новые Турдаки, Старые Турдаки, Дворянский Умыс Больше-Вьясская ст. Причт села Нерлеи Ст. Большие Березники, Симб. губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Союз рассматривался как отделение Всероссийского союза православного духовенства и мирян. Его исполнительный орган — Совет — должен был избираться епархиальным съездом духовенства и мирян. 10-24 июня 1917 г работал общеепархиальный съезд духовенства в г. Архангельске, на котором рассматривались вопросы созыва Поместного собора и Учредительного собрания, а также реформы епархиального управления. Съезд высказался за сохранение консистории при условии введения в ее состав новых выборных членов от духовенства и мирян. В будущем ее должен был заменить избираемый епископский совет из представителей духовенства и мирян. Был избран Исполнительный комитет для подготовки учреждения епархиального Союза духовенства и мирян. Съезд высказался за выборность клира, передачу церковных школ в ведение министерства народного просвещения, за свободу совести, но против отделения Церкви от государства. Согласно решениям Поместного Собора 1917-1918 гг., 4 дек. 1918 г. постановлением Временного правительства Северной обл. был учрежден епархиальный совет; духовная консистория епархии была упразднена. Совет открыл еп. Пинежский свщмч. Павел (Павловский) 12 дек. 1918г. Сразу после победы Советской власти в Архангельске начались репрессии против духовенства епархии. В февр. 1920 г. органами ВЧК был разгромлен архангельский «Союз духовенства и мирян» (создан по решению общеепархиального съезда духовенства 1917), который был лоялен Временному правительству Севера России. Были арестованы десятки людей, среди которых были временно управлявший Архангельской епархией с 1919 г. еп. Пинежский Павел (Павловский), редактор Архангельских ЕВ Иоанн Попов, секретарь епархиального совета Соколов. Дело рассматривалось в Московском губернском трибунале. Поскольку организатор Союза настоятель Свято-Троицкого собора Архангельска прот. И. Илюхин успел уехать заграницу, в качестве главного обвиняемого фигурировал еп. Павел. Еп. Павел (Павловский), И. Попов и Соколов были приговорены к расстрелу, который был заменен на 5 лет тюрьмы.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

затухание преподобнического типа святости: воскресает он уже только в XIX веке. Другой тип святости на Руси — юродство Христа ради — возник еще в XIV веке. Известно, что с середины XVI века юродство уходит из Москвы на русский Север, на свою древнюю новгородскую родину (первым русским юродивым был Прокопий Устюжский). Тотьма, наряду с Вологдой, Каргополем, Архангельском и Вяткой, становится в XVII веке городом, где подвизались последние святые юродивые : из семи известных блаженных XVI 1 столетия двое подвизались в Тотьме, являясь местными уроженцами. Жития их не сохранились, кроме малоизвестных широкому читателю сведений, распыленных по разным источникам. Обращаясь к житиям, деяниям, чудотворениям и истории почитания Тотемских святых, автор преследует цель не только познакомить читателя с утраченным духовным наследием прошлого, но и привести в систему все те ценные заметки, записи, которые известны разве только исследователям. Для большей ясности повествование ведется о каждом святом отдельно. ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИИ ТОТЕМСКИЙ был одним из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии, где ему было посвящено несколько храмов. Слава преподобного Феодосия, как чудотворца, выходила за пределы вологодских границ. Престолы, ему посвященные, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Строки его жития сообщают, что «Феодосии Ульянов Суморин» родился около 1530 года в городе Вологде в благочестивой и состоятельной семье. Отличаясь в юности религиозным настроением души, «желание свое ко Христу Богу вперив», Феодор (его мирское имя) мечтал о иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор вынужден был подчиниться родительской воле и жениться на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены, устроив дочь, он принимает монашеский постриг с именем Феодосии в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой . Феодосии, исполнив свою давнюю мечту, «...последовал еси преподобному Димитрию и обители его

http://pravicon.com/info-3497

В 1910 г. в связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Корелии было учреждено Кемское викариатство. В ведение епископа Кемского находились приходы и монастыри Пинежского у. Местопребывание викария - Артемиев Веркольский монастырь и один из административных центров Корелии с. Ухта, в котором было устроено подворье этого монастыря. Средства на содержание викария и подворья в Ухтомском приходе выделялись из сумм Артемиево-Веркольского монастыря. С 14 февр. 1913 г. корельские приходы 2-го благочиния Кемского у. Архангельской епархии переданы в подчинение новоучрежденного Сердобольского викариатства Финляндской епархии на основании особых правил; викарии Архангельской епархии получили титул «епископы Пинежские». С 13 окт. 1913 г. по 19 марта 1917г. викарии Пинежские не назначались. Викарии Пинежские управляли Артемиевым Веркольским монастырем на правах настоятеля. В канун созыва Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. в епархии шло оживленное обсуждение путей переустройства епархиального управления. Эти вопросы находились в центре внимания при обсуждении проектов создания Архангельского епархиального братства. Подготовка проекта братства инициирована в 1916 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Проект, подготовленный консисторией («Архангельское епархиальное братство при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева») предусматривал создание организации, координирующей благотворительную и просветительскую деятельность монастырей, братств и учреждений епархии. Должно было способствовать возрождению приходской жизни. Проект прот. М. И. Попова предусматривал переустройство жизни епархии «на началах соборности». Должно было заменить существовавшую систему управления (организация приходских братств в подчинении епархиального). Во главе братства - правящий архиерей. Основная цель: развитие «...в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности... " , " молитвенное объединение архипастыря с паствой». В нач. апр. 1917 г. возник Союз объединенного духовенства г. Архангельска, председатель союза — прот. И. А. Попов, секретарь — свящ. А. Нечаев. Цели — «объединение духовенства и мирян Архангельской епархии для успешного достижения общецерковных задач в условиях современности; поддержка православной веры и церкви в новых условиях свободного демократического строя; поддержка существующей законной власти в стране;  ...осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала».

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

На кресте есть надпись, что он был установлен при царе Михаиле Федоровиче. Это самый древний деревянный памятник на Кольской земле, является памятником Федерального значения. Сегодня он находится в Благовещенском соборе; Небольшая шатровая колокольня ; Огромный многогранный луковичный купол без барабана полностью покрывает основной четверик храма; Трапезная часть раньше служила зимней церковью//Фома. - - декабрь 2023. - С.28-31. - ( раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»). Священномученик Александр родился 6 марта 1873 года в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. В 1897 году Александр окончил Тверскую духовную семинарию и 11 июля был назначен псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Обвенчавшись вскоре с девицей Еликонидой, дочерью священника Ильинской церкви города Торжка Михаила Никольского, он 30 января 1900 года был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору. 6 февраля того же года архиепископ Тверской Димитрий (Самбикин) рукоположил его во священника к Архангельско-Михайловской церкви в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 года отец Александр преподавал Закон Божий в Яковлевской земской школе в том же уезде. С 1902 по 1917 год отец Александр преподавал Закон Божий в училище ведомства Министерства народного просвещения. В 1922-м — возведен в сан протоиерея. В 1923 году отец Александр был избран духовенством и верующими благочинным 1-го округа Тверского уезда и утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году протоиерей Александр был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке. После того как власти в 1927 году закрыли Ильинскую церковь, архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) благословил ильинскую общину перейти в Спасо-Преображенский собор Торжка, назначив отца Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 году и был переведен в Николо-Пустынскую церковь. В марте 1937 года власти инициировали захват этой церкви обновленцами, и из-за почти полного отсутствия в Тверской епархии действующих православных храмов отец Александр переехал в Московскую область и был назначен служить в Смоленский храм, находившийся в поселке Ивантеевка Пушкинского района.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-248...

О. Ионафан был невысокого роста, худощавый, закаленного здо­ровья, с чисто русским обликом. В своих деловых зимних разъездах по краю не раз он подвергался риску замерзнуть. Неутомимый работника, в пору короткого полярного лета, когда монастырь особенно нуждался в хозяйском глазе и руководстве настоятеля, он мог поль­зоваться отпуском лишь осенью и зимой. В это время он изредка и совершал поездки в Петроград. В такое время года путешествие с Печенги на оленях в Архангельск, а раньше и до Вологды, требует от путешественника большой выносливости. Крошечный, для одного чело­века, полярный экипажик в виде корыта без полозьев – балок, запряженный пятеркою оленей, на ухабах опрокидывается. Сидящий плотно на дне балка ездок валится вместе с экипажем набок и волочится по снегу, пока ему на ходу не удастся поставить корыто дном на снег или остановить оленей. Такие неудобства тысячеверстной поездки не останавливали архимандрита Ионафана, когда ему требовалось ехать в столицу по делам монастыря, испытывавшего нередкие трения со стороны губернской и соловецкой властей. Игнорирование собственных удобств и самоограничение о. Ионафана доходили до того, что раз, когда он приехал в Петроград зимою, его слишком легкая верхняя одежда обратила на себя внимание посторонних людей; были собраны деньги, и куплена ему меховая теплая ряса. Немногочисленных летних туристов, попадавших лишь к вечеру на Печенгу, о. Ионафан, несмотря на физическую усталость после своих дневных трудов, встречал всегда радушно и радостно. Обыкновенно он сам руководил осмотром монастыря, давал подробнейшие объяснения и готов был провести ночь без сна, сопровождая путешественников сна­чала в тарантасе, а потом в монастырской шлюпке, обратно на рейд, где останавливаются пароходы Архангельско – Мурманского Общества, поджидающие под утро возвращения туристов. О. Ионафан не делал никакой разницы между туристами, не спра­влялся об их религии и общественном положении. По-видимому, ему все посетители были милы уже потому, что он видел с их сторон инте­рес к любимым его детищам – обители и Мурману. В его обращении с посетителям монастыря не было ничего напускного и ничего, что да­вало бы чувствовать, что вы попали в монастырь, где обязаны соответ­ственно настроить себя. Он давал полную свободу в выборе настроения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельская деревянная церковь в Ельце построена на рубеже XVI-XVII в.в. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера. Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVII в. Священник церкви Архангела Михаила «поп Козма» 17 декабря 1617 г. к обыскным речам елецких казаков по делу о краже денег из царской казны «прихожен своих места и в детей духовных места руку приложил», то есть заверил своей подписью показания прихожан. А 28 декабря заверили показания елецких торговых лавочных людей «Михайловский поп Прокофей» и Козма. 16 января 1618 г. «поп Прокофей» и «поп Козма в прихожен своих вместа елецких пушкорей и затинщиков руку приложил». Храм, находившийся в стенах крепости, упоминается в документах 1628 г., а в писцовых книгах 1646 г. указан его размер - 8 х 5 саж. В окладных книгах 1676 г. церковь называется Архангельской «внутри города на посаде», а у «тое церкви двор попа Димитрия, двор попа Лукьяна, двор дьячков, двор просвирницин. Церковные земли двадцать четвертей, сенного покосу на тритцать копен», в приходе 100 дворов служилых людей. Писцовые книги Тихона Камынина 1691-1693 г.г. сохранили для нас описание храма: «Церковь Архистратига Михаила и колокольня деревянная. Строение мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен бес трети, поперег пять сажен. И круг той церкви огорожено вновь кладбище по наезду в переднем конце поперечника по восточной стране подле проезжей дороги осмнадцать сажен, в заднем конце по заподной стороне семнатцать сажен, по северной стороне дватцать один сажен. А от церкви мерою до городбы от олтаря один сажен от паперти на юг три сажени с третью, от паперти на север девять сажен, на запад адиннацать сажен, а у той церкви служит поп Кирилл…» В 1703 г. на средства елецкого помещика стольника Евсевия Бехтеева храм был заменён новым каменно-деревянным, на второй деревянный этаж которого переведён престол из сгоревшей Воскресенской соборной церкви. Около 1720 г. Архангельско-Воскресенский храм был обновлён - второй деревянный этаж на средства помещика Алексея Дмитриевича Свишинского заменён каменным.

http://sobory.ru/article/?object=02126

Образование отдельной епархии на Севере России было, в том числе, обусловлено необходимостью усиления борьбы с расколом. Поморские и подвинские земли, входившие в состав Архангельской епархии, со вт. пол. XVII в. являлись одним из основных районов распространения раскола (Выгорецкие скиты). Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых епархиальные архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова), «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского)). С 1732 г. (при архиеп. Германе (Копцевиче)) епархия получила наименование Архангелогородская и Холмогорская. В 1762 г. (при еп. Иоасафе (Лисянском)) архиерейская кафедра и органы епархиального управления были окончательно перенесены в г. Архангельск (с 1702 — воеводский, с 1708 — губернский город). По штатам 1764 г. епархии присвоено 8-е место среди 15 епархий III класса; в ее состав входили: Архангельск, Холмогоры, Вага, Мецкая крепость, Кеврольский у., Мезенский у., вотчины Соловецкого монастыря, Кольский острог, Пусто-зерский острог, на территории которых находился 261 храм. 15 марта 1787 г. в ходе епархиальной реформы 1784-1788 гг. после объединения с Олонецкой (образована 26 февр. 1764 г. как викариатство Новгородской архиепископии, с 1784 г. самостоятельная епархия III класса) Архангелогородская епархия получила название «Архангельская и Олонецкая» в составе Архангельской и Олонецкой губ. по Учреждению 1775 г. с отчислением приходов, находившихся на территории др. губерний. В результате губернской реформы 1796 г. Олонецкая губ. была упразднена, в 1799 г. входившие в ее состав территории, а также Пудожский и Повенецкий у. Архангельской губ. отошли к Новгородской архиепископии (находились под управлением Старорусского викарного епископа). Одновременно в состав Архангельской епархии был передан г. Кемь с уездом. С 1799 г. епархия именовалась Архангельской и Холмогорской; в 1799-1917 гг. ее территория — в пределах Архангельской губ. (Архангельский, Кемский, Александровский, Мезенский, Онежский, Печорский, Пинежский, Холмогорский, Шенкурский уезды, о. Новая Земля). По штатам 1799 г.- 9-я среди 20-ти епархий III класса (в 1888 г. — 11-я среди 29-ти).

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

Да сохранит Господь Бог на многие лета силы и здоровье Ваше на благо русского севера»... Подписали: Председатель Правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства г. Вейхард, Члены: П. Охачинский, Барон М. Нольде, П. Полас, Николай Терентьев. Директор-Распорядитель П. Витт. Глубоко растроганный о. Ионафан ответил депутации следующими словами: «Я тронут до глубины души вниманием общества и благим распоряжением начальства. Приемлю с сердечною благодарностью поднесенный мне дар. Прочтенный мне адрес милых и глубоуважаемых друзей будет служить историческим доказательством единодушных трудов и добрых Ваших отношений к обители. Вышний благодатию Пресвятого Духа да водворит в сердцах ваших любовь, мир и радость. Позволяю себе выразить несколько слов и лично к Вам, Петр Иванович 26 . Вы мудрой и постоянно неутомимой деятельностью, дали возможность Обществу поставить на прочные и верные основы дело пароходных сношений с нашей далекой окраиной А поэтому Вы долго будете памятны местному населению». Соловецкая обитель, принявшая на себя дело возобновления Трифоно-Печенгского монастыря, выделившая из среды своей братии монахов и послушников, понесших с честью и достойным Соловецкого инока терпением тяготу пустынных трудов на далеком русском севере, с первых дней возобновления монастыря и до настоящего времени не переставала оказывать ему свою возможную поддержку. С начала 1886 года эта поддержка выражалась в выдаче натурою съестных припасов и хозяйственных предметов до 1899 г., а с 1899 г. до 1903 г. наличными по 9.500 руб., а с 1903 г.–по 5.000 руб. ежегодно. К чести Соловецкой обители необходимо сказать, что дело возобновления Трифоно-Печенгского монастыря будет одною из светлых страниц ее славной истории. Особенною любовью к делу возобновления Трифоно-Печенгского монастыря отличался настоятель Соловецкой обители архимандрит Варлаам. Согревая своим авторитетным соучастием строителя о. Ионафана, архимандрит Варлаам содействовал ему всесторонне делом и словом. 15 июля 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009