Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 26.05.1854 - 28.05. 1912, Минск), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель. Род. в семье сельского священника Архангельской епархии. Его отец Михаил Гаврилович (1824/25 - после 1894), выпускник Рязанской ДС, служил в 1873-1880 гг. на Шуерецком приходе Кемского у., в 1880-1882 (?) гг.- в мезенском Богоявленском соборе, в 1882-1886 гг. был настоятелем Троицко-Богоявленской ц. (написал очерк о своем приходе: «Кузнечевский приход в г. Архангельске» (Архангельские ГВ. 1884. 37)), затем - Соломбальского кладбищенского храма свт. Мартина в Архангельске, к к-рому в 1886 г. был пристроен сев. придел ап. Иакова Алфеева. Сестра архиерея Ольга окончила епархиальное жен. уч-ще. Семья, как вспоминал М., совершала паломничества в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Впосл. М. приезжал отпевать обоих родителей. По окончании Архангельской ДС П. М. Темнорусов поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1881 г. со степенью кандидата богословия. Ему предоставили право на получение степени магистра без нового устного испытания. 1 авг. того же года назначен помощником смотрителя Камышинского ДУ, с 1882 г. помощник смотрителя Архангельского ДУ, с 1883 г. преподаватель словесности Архангельской ДС, где также был секретарем правления. Затем преподавал гражданскую историю в семинарии, рус. язык и Свящ. Писание в жен. епархиальном уч-ще. За отличное и усердное преподавание Архангельский и Холмогорский еп. Серапион (Маевский) объявил ему благодарность. С 1885 г. преподаватель Кишинёвской ДС. 14 марта 1890 г. викарием Кишинёвской епархии еп. Аккерманским Аркадием (Филоновым) пострижен в монашество с именем Михаил, 24 марта рукоположен во иерея и назначен инспектором Ставропольской ДС. В 1891 г. М. был возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии. В том же году вызывался в С.-Петербург для священнослужения. С 1892 г. ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1894-1895 гг. был цензором «Новгородских епархиальных ведомостей», производил ревизии новгородских обителей и духовных учебных заведений. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме Антониева мон-ря М. постриг в монашество выпускника семинарии помощника епархиального миссионера В. П. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев) , сщмч., еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии). С 1895 г. М. являлся ректором Могилёвской ДС.

http://pravenc.ru/text/2563656.html

Шуерецкое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в Шуе Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1890 Карта и ближайшие объекты Однопрестольный, деревянный, шатровый, в форме креста. На реставрационном заседании Императорской Археологической комиссии 3 октября 1907 г. было рассмотрено отношение Архангельской духовной консистории от 18 августа 1907 г., в котором говорилось: " Громадный шатер храма, купол и прочая кровля его требуют основательного ремонта. Крест необходимо заменить новым, тонкие оконные рамы исхудали и едва удерживают стекла. Средств на ремонт храма ни у церкви, ни у прихожан не имеется " . Согласно смете, на ремонт храма, который датировался комиссией 1595 годом, требовалось 680 руб. Были представлены фотографические снимки церкви, исполненные В.А. Плотниковым и снимок В.В. Суслова. Решение комиссии: " Церковь признана весьма ценной в архитектурном отношении, особенно же по крестообразному плану. Разъяснено, что св. Синод не имеет сумм на ремонт храмов и что сборы на церковные нужды в пределах епархии могут быть разрешаемы епархиальной властью. Постановлено: просить св. Синод не отказать ассигновать необходимую сумму на ремонт Шуярецкой церкви, в виде исключения, или же принять иные меры к удовлетворению ходатайства прихода. " Кроме Параскевинского храма в то же селе имеется храм в честь Св. и Чудотворца Николая, устроенный в 1753 г., по благословению архиеп[ископа] Архангельского Варсонофия, и освященный 18 февр[аля] того же года Соловецким архимандритом Геннадием, как это видно из надписей на храмозданном кресте и на двух досках, прибитых к иконостасу. Но раньше этого храма был более древний, как писалось об этом в клировых ведомостях за 1839 и 1840 г., неизвестно когда и кем устроенный. Нынешний Никольский храм имеет вид креста; верх его шатровый; глава одна, равно как и престол.

http://sobory.ru/article/?object=36125

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Архангельской и Холмогорской епархии существовало в 1910-1913 гг., названо по г. Кемь (в совр. Карелии ). К. в. было учреждено для борьбы со старообрядчеством и с усилившимися в Карелии панфинляндским, лютеран. и сектантским движениями (для противодействия им в Архангельске в 1908 было создано миссионерско-просветительское Беломорско-Карельское братство св. арх. Михаила с филиалом в Кеми). 2 февр. 1910 г. Архангельский еп. Михей (Алексеев) направил в Синод ходатайство об учреждении вик-ства и предложил назначить на кафедру настоятеля Артемиева Веркольского мон-ря архим. Варсонофия (Вихвелина) . (Кандидатура викария, по-видимому, была подсказана св. Иоанном Кронштадтским . В письме к еп. Михею от 7 дек. 1908 он советовал владыке, несмотря на желание архим. Варсонофия перейти в Томскую епархию, не отпускать клирика: «Он послужит о Господе с честью и будет помощником добрым».- Учреждение в Архангельской епархии викариатства. 1910. 20. С. 664-665.) К. в. было создано 3 июля 1910 г., епископу предписано жить при Веркольском мон-ре и им управлять на правах настоятеля. При приходской церкви в с. Ухта (ныне пос. Калевала, Карелия), наиболее густонаселенном карельском селе в Архангельской губ., разместилось архиерейское подворье. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска состоялась хиротония архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, к-рую возглавил Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) . В ведении викария находились приходы и мон-ри в Кемском, Онежском и Пинежском уездах. О служении в К. в. еп. Варсонофий оставил дневниковые заметки, в к-рых писал о запущенности ряда храмов и церковноприходских школ, о труднодоступных приходах. 14 февр. 1913 г. по предложению Финляндского архиеп. Сергия 17 карельских приходов в Кемском у., где велась активная пропаганда лютеранства, были временно переданы новоучрежденному Сердобольскому вик-ству Финляндской епархии. Это было сделано, чтобы выделить карельские приходы Архангельской и Олонецкой губерний в одну церковно-адм. структуру в юрисдикции Финляндского архиепископа. Из-за изъятия из К. в. почти всех приходов Кемского у. вик-ство было переименовано 14 февр. 1913 г. в Пинежское с сохранением резиденции епископа в Артемиевом Веркольском мон-ре. Ист.: Учреждение в Архангельской епархии викариатства и наречение и хиротония викарного епископа//Архангельские ЕВ. 1910. 18-20; ЦВед. 1910. 29. С. 299; 1913. 48. С. 527; Е. В. [Варсонофий (Вихвелин), еп.]. Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии: Очерк религ.-нравственного состояния приходов Архангельской Карелии//Правосл. благовестник. М., 1914. 7/8. С. 144-189; Православная Карелия: Очерк. Пг., 1914. С. 142-143. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вологодской епархии, учреждено в 1888 г. для окормления храмов в удаленных от центра епархии восточных уездах Вологодской губ.- Устюжском, Усть-Сысольском, Яренском, Никольском, Сольвычегодском,- более 300 приходов. Названо по г. Вел. Устюг (ныне в Вологодской обл.), первоначально епископы имели титул «Устюжский». В продолжение всего времени существования вик-ства епископы являлись настоятелями великоустюжского во имя архангела Михаила монастыря . Первым В. в. возглавил хиротонисанный во епископа настоятель витебского Маркова мон-ря архим. Иоанникий (Казанский ; 21 февр. 1888 - 3 мая 1891). При нем в 1888 г. в Вел. Устюге состоялось открытие епархиального жен. уч-ща при Иоанно-Предтеченском жен. мон-ре. Затем вик-ством последовательно управляли епископы Петр (Лосев; 3 мая 1891 - 7 мая 1892) и Варсонофий (Курганов ; 21 июня 1892 - 10 дек. 1894). Большим духовным авторитетом пользовался еп. Антоний (Каржавин; 14 сент. 1895 - 4 окт. 1897), благословивший создание Стефано-Прокопиевского братства (1896), гл. задачей к-рого была борьба со старообрядчеством . При еп. Гаврииле (Голосове ; 1 нояб. 1897 - 12 авг. 1904) в Вел. Устюге было открыто об-во вспомоществования нуждающимся учащимся Устюжского епархиального уч-ща, при Стефано-Прокопиевском братстве начала работу противораскольническая миссионерская школа. Попечением Устюжского еп. сщмч. Алексия (Бельковского ; 5 сент. 1904-1916) завершилась постройка здания Устюжского епархиального жен. уч-ща, в городе было освящено неск. новопостроенных храмов, открылись ок. 100 церковноприходских школ. В 1910 г. по благословению архиерея при Михаило-Архангельском начало работу древлехранилище, куда были переданы архив бывш. Великоустюжской консистории и духовного правления, архивы ряда мон-рей. 12 окт. 1916 г. вышел указ Святейшего Синода об изменении титула викарного епископа, он стал именоваться «Великоустюжским и Усть-Вымским». В 1918 г. В. в. было преобразовано в Великоустюжскую епархию . Ист.: [Указ об учреждении Великоустюжского вик-ства]//Вологодские ЕВ. 1888. 4-5. Прилож. С. 1-6; Выписка из инструкции Великоустюжскому епископу, викарию Вологодской епархии//Там же. 8. С. 71-74. Лит.: Иоанникий (Казанский), еп. Речь при наречении во еп. Великоустюжского//ПрибЦВед. 1888. 9. С. 221; Варсанофий (Курганов), еп. Речь при наречении во еп.//Изв. по Каз. епархии. 1892. 16. С. 438-440; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373; Жизнеописание Антония (Каржавина), архиеп. Тверского и Кашинского. Тверь, 1914; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 103-104, 285-289; Т. 2. С. 58-59; Т. 3. С. 270-272; Т. 4. С. 353-354; Т. 6. С. 386-387. С. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150147.html

Решительная попытка порвать давнюю связь между братчинами и храмами сделана в 1750 г. в Архангельской епархии. Найденный нами и ниже печатаемый документ свидетельствует, что в данной епархии было еще общим обычаем собираться прихожанам при церкви, в трапезах и папертях, привозить с собою пиво, напиваться допьяна, ссориться и драться между собою. Одна такая братчина кончилась столь сильным поранением священника, что он чрез месяц отдал Богу душу. Этот-то случай и послужил для епархиального начальства поводом к повсеместному запрещению распития пива в трапезах. Возможно, что в этот раз и удалось вытеснить братчины из трапез, тем более, что первые потеряли уже давно свой религиозный характер, и на самые трапезы прихожане смотрели как на простой дом или как на царев кабак, куда, по примеру Васьки Буслаева, совершали прогулки во время братского пира, чтобы скорее и сильнее опьянеть. Братчины, по удалении из трапез, на севере России не прекратили своего существования 19 . Но теперь они должны были потерять церковное значение и религиозную санкцию, хотя, конечно, и продолжали посещаться духовенством. Как раз для средины XVIII ст. сохранилось свидетельство M. В. Ломоносова, тем более ценное, что он был северянин, дающее видеть, что священники наши не отказывались от участия во всяких семейных торжествах своих прихожан, где пахло выпивкой. В записке об обязанностях духовенства Ломоносов противопоставляет германским пасторам наших священников: те не ходят никуда на обеды по крестинам, родинам, свадьбам и похоронам, а наши попы при всякой пирушке по городам и селам первые пьяницы 20 … В виду этого и присутствию духовенства на братчинах вне трапез едва ли уже придавался идейный смысл, особенно после того, как епархиальная власть пригрозила священникам всякими прещениями за допущение пирующих в стены храмов. Приводимый ниже указ архиеп. Варсонофия, представляя собою видное звено в цепи мероприятий правительства, ограничивавших пьянство, насколько оно прикрывалось автономией прихода, пополняет собою скудные вообще сведения наши о судьбе такого исконного русского института, как братчины. Насколько судьба его в последние два столетия слабо освещена историческими показаниями, видно из того, напр., что новейший биограф первого Холмогорского архиерея, В. Верюжский , детально изучивший архангельские церковные отношения в конце XVII – начале XVIII ст., совершенно не знал, пережили ли братчины архиеп. Афанасия: этот автор так выражается, что они, «как кажется, ещё существовали «во времена Афанасия», но что они должны были исчезнуть, как не гармонировавшие с общим направлением, какое приняла при нем приходская жизнь, в частности не мирившиеся с контролем церковных сумм 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Съезд придал новый импульс развитию Карельского братства. Обсуждавшийся на нем проект нового устава братства был утвержден 19-29 дек. 1909 г. Он открывал простор для тесного сотрудничества архипастырей Олонецкой и Финляндской епархий. Архиеп. Финляндский Сергий впервые находился в Петрозаводске с 23 по 26 янв. 1910 г.; его сопровождал Синодальный карельский противолютеран. миссионер для Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархий, председатель Совета православного Карельского братства архим. Киприан (Шнитников; 1879-1914). В 1910 г. Н. участвовал в праздновании 200-летия воссоединения Выборгской Карелии с Россией, состоявшемся 13-14 июня в Выборге и 25-26 авг. в Архангельске, а также в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, викария Архангельской епархии. И выборгские торжества, и хиротонию возглавлял архиеп. Финляндский Сергий. В янв. 1912 г. в Царском Селе (ныне г. Пушкин) Н. был представлен имп. св. Николаю II Александровичу в числе руководителей Карельского братства с архиеп. Сергием во главе. Весной того же года кафедру в Архангельске занял еп. Нафанаил (Троицкий) . На рубеже XIX и XX вв. служивший ректором Олонецкой ДС, он был готов взаимодействовать с соседями в вопросах духовного окормления приходов Беломорской Карелии. 14 февр. 1913 г. правосл. Карельское братство стало иерархической структурой: в Финляндской епархии было учреждено Сердобольское вик-ство. Епископ Сердобольский Киприан (Шнитников), чья хиротония состоялась 10 марта 1913 г. в кафедральном Исаакиевском соборе С.-Петербурга, получал в ближайшее заведование карел. приходы Кемского у. Архангельской епархии (соответственно Кемское викариатство преобразовывалось в Пинежское). Кроме того, по благословению Олонецкого преосвященного он мог посещать и карел. приходы Олонецкой епархии. Из общего числа таких приходов (101) почти половина (48) приходилась на Олонецкий, Повенецкий и Пудожский уезды последней. Апогеем недолгой деятельности Карельского братства стало празднование дня Св.

http://pravenc.ru/text/2565316.html

Ключарь же и прочии иереи принимались ризы и пелены испытать в крепости, но оные оказались крепче новых, яко разодрать их отнюд невозможно. По открытии же мощей угодника Божия исполнися благоухания неизреченнаго» ( Рыжова. 2010. С. 573). После освидетельствования мощи И. были оставлены под спудом, офиц. канонизации не последовало. Сообщение о данном событии противоречиво, поскольку Варсонофий был хиротонисан во епископа Архангельского 13 июля 1740 г., возведен в сан архиепископа в янв. 1741 г. Данное несогласие в датах можно разрешить двояко. Варсонофий был назначен кандидатом на Архангельскую кафедру 4 июня 1738 г., можно допустить, что в 1738-1739 гг. он осуществлял какие-то действия по управлению Архангельской епархией. Согласно др. гипотезе, освидетельствование мощей И. могло иметь место не в 1739, а в 1759 г. Сщмч. Никодим (Кононов) писал: «Тот факт, что следственное дело это не дошло до Святейшего Синода и не закончилось формальною канонизацией преподобного Иова, может быть объяснен кончиною архиепископа Варсонофия вскоре после освидетельствования мощей» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 80). Архиеп. Варсонофий скончался 8 нояб. 1759 г. Служение молебнов И. практиковалось, согласно Житию, в Ущельской пуст. уже в 1654 г. ( Рыжова. 2010. С. 562). В февр. 1860 г. с. Усть-Щельское посетил Архангельский еп. Александр (Павлович) , бывш. настоятель Соловецкого мон-ря. Отслужив молебен у раки И., архиерей подарил Ущельскому приходу Казанскую икону Божией Матери, сопроводив свой дар письмом, в к-ром благословил ежегодно служить молебны в день памяти И. Из доклада благочинного Архангельской консистории 1814 или нач. 1815 г. известно, что в это время празднование в честь И. в Ущельском приходе совершалось 6 мая, в день памяти прав. Иова Многострадального, и 6 авг., в день мученической кончины И., «в каковые дни и в другое время богомольцы приходят в довольном количестве» (ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 2. Д. 1787. Л. 7). В последнее десятилетие XIX в. 6 мая вместе со службой прав.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Тем временем тверской кн. Димитрий Михайлович поспешил в Орду, где обвинил Г. Д. в невыплате ордынского «выхода». Узбек отправил на Русь за Г. Д. своего посла Ахмыла, вместе с ним был вынужден пойти брат Г. Д. Иоанн Калита. В Сев.-Вост. Руси Ахмыл и его отряд сотворили «много зла». Г. Д., вернувшись из-под Выборга, отправился было навстречу послу, но «на Урдоме» ему устроил засаду св. кн. Александр Михайлович . Обоз и казна Г. Д. достались нападавшим, а сам вел. князь был вынужден бежать в Псков, затем он вернулся в Новгород. Не дождавшись Г. Д., Ахмыл отбыл в Орду. Осенью 1322 г. Узбек передал ярлык на владимирское вел. княжение Димитрию Михайловичу, к-рый зимой 1322/23 г. вернулся на Русь с ханским послом Севенчбугой и занял владимирский стол. 12 авг. 1323 г. Г. Д. заключил Ореховецкий договор со Швецией, на неск. веков определивший границу между Новгородской землей и швед. владениями. В 1324 г. московский князь совершил с новгородцами успешный поход в Заволочье и на Двину против Устюга. После этого, не заезжая ни в Новгород, ни в Москву, Г. Д. по Каме отправился в Орду. Здесь он пробыл ок. года. Сюда также приехали тверские князья Димитрий и Александр, стремившиеся отомстить Г. Д. за отца и устранить соперника, не переставшего считать себя вел. князем. Узбек имел все основания для наказания Г. Д.: налицо были и невыплата дани, и неподчинение ханскому решению о лишении его вел. княжения,- но хан медлил, возможно, его сдерживало то обстоятельство, что Г. Д. был его родственником. Тогда без санкции Узбека вел. кн. Димитрий Михайлович убил Г. Д. Тело князя было привезено в Москву и похоронено в Архангельском соборе Московского Кремля . Отпевание совершил Киевский митр. св. Петр, к-рому сослужили Новгородский архиеп. св. Моисей , Ростовский еп. св. Прохор, Рязанский еп. Григорий и Тверской еп. Варсонофий . Узбек не простил Димитрию Михайловичу самосуд, вел. князь был задержан в Орде, в сент. 1326 г. казнен. Ярлык на владимирское вел. княжение хан, однако, передал не новому московскому кн. Иоанну Калите, а младшему брату Димитрия Александру.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Литература: Елисеев Г . З . Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; Григорий (Постников), архиеп . Житие святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853; Филарет (Гумилевский) . РСв. С. 495-502; Ключевский . Древнерус. жития. С. 305; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 141-143; Нектарий, иером . Историческое описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря Московской губ. М., 1887; Святитель и чудотворец Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1890. 7. С. 184-195; Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов. Декабрь. С. 27-29; Геронтий (Кургановский), архим . Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Кремлевский А . , свящ . Свт. Гурий, первый архиеп. Казанский//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1905. 29. Отд. неофиц. С. 817-827, 886-899, 953-959, 990-996, 1016-1019; Покровский И . М . Казанский архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906; Каштанов С . М . Земельно-иммунитетная политика рус. правительства в Казанском крае в 50-х гг. XVI в. (по актовому мат-лу)//УЗ Казанского гос. пед. ун-та. Каз., 1970. Вып. 80. С. 164-203; Зимин А . А . Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 155-156, 305, 306, 309, 317-318; Ермолаев И . П . Среднее Поволжье во 2-й пол. XVI - XVII вв.: Управление Казанским краем. Каз., 1982; Макарий (Веретенников), архим . Свт. Гурий, архиеп. Казанский//ПС. Каз., 2006. 2(12). С. 55-85. Е . В . Липаков Иконография Г. изображается в фелони, омофоре и митре, борода удлиненная, что отмечено в иконописных подлинниках XVII - нач. XX в. под 4 окт.: «Гурий сед, брада аки Власиева» (подлинник Никодима Сийского посл. четв. XVII в.- БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 79 об.); «...подобием сед, брада аки Василия Кесарийского, в шапке, во омофоре, в руках Евангелие, риза святительская» ( Филимонов . Иконописный подлинник. С. 166; Большаков . Подлинник иконописный. С. 36); «Гурий сед, брада аки Власиева, а инде Василия Кесарийского, в шапке с херувимом, риза святительская, лазорь, испод бакан, амфор и Евангелие» (поморская рукопись ок. 1848 г.- БАН. Дружин. 981. Л. 90 об.). Как и в описании внешности Казанских святителей Германа и Варсонофия, подлинники отмечают, что Г. «типа русского, из дворян, около 60 лет; лицо бледное, очень худощавое и болезненное с узкою, длинноватою, с большой проседью бородой» ( Фартусов . Руководство к писанию икон. С. 36).

http://sedmitza.ru/text/831260.html

По возвращении в Иркутск неадекватные действия не прекратились, например, архиепископ Киприан был признан управляющим «условно» (вместе с еп. Евсевием). В итоге 1 марта 1928 г. архиепископ Киприан «прервал общение и администрирование» (формулировка самого владыки – он не хотел налагать явные прещения) Николо-Иннокентьевской общины. К сожалению, отсутствие источников затрудняет выяснение, как состоялось «воссоединение» Николо-Иннокентьевского прихода, но известно, что следующим управляющим – еп. Варсонофием – в 1929 г. о. Николай был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви Иркутска. В 1930 г. он, опасаясь репрессий, уехал в Поволжье (впрочем, заключения и ссылок не избежал). 19 февраля 1929 г. архиеп. Киприан арестовывается по обвинению в антисоветской деятельности, освобождается 24 мая 1929 г. с запрещением выезда из Иркутска. После июля он был уволен на покой, в 1932-1937 гг. архиеп. Киприан занимал несколько кафедр, 11 декабря 1937 расстрелян в г. Кирове. Часть 2. Епархия в годы репрессий (1929-1940) Епископ Варсонофий (Лузин) В 1929-1937 г. Иркутская епархия существовала в условиях жесткого наступления государства, связанного с изменениями во внутренней политике государства вообще (свертывание нэпа, коллективизация, ликвидация инакомыслия). 8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял закон «О религиозных объединениях», который носил запрещающий характер, делал невозможным социальную деятельность Церкви, ставил существование и функционирование приходов в полный контроль государства, стал юридической базой для массового закрытия храмов, которое, собственно, и началось в 1929 г. Преследованию подвергались также сами священнослужители: мерами «воздействия», помимо тюремного заключения и ссылок, было усиленное (часто непосильное) налогообложение; лишение избирательных прав, что влекло за собой соц. ограничения, например, лишение продовольственных карточек, возможности покупать продукты по льготному тарифу; психологическое воздействие на семьи священников; невыполнимые сельхоззадания; вообще, оскорбления и издевательства со стороны властей. Верующие также подвергались преследованию: введение пяти– и шестидневной рабочей недели, выдуманные срочные сельхозработы накануне праздников, угроза снижения нормы выдачи продуктов в случае посещения церкви. Часто на селе запрещалось хождение в церковь на праздник (наказание – списывание 10 трудодней или штраф с единоличника 100 руб. в 1933 г.). Имелись случаи жесткого преследования треб по домам (в частности, причащение больного или крещение слабого ребенка), за это угрожали также существенным денежным штрафом (200 руб. в ценах 1932 г.) или исключением из колхоза. Имелись случаи, когда под страхом ареста запрещался сбор на нужды прихода и священника, категорически запрещалось оказание помощи священнику (арендой жилья, продуктами, деньгами, помощью в сельхоззаданиях, например вырубке леса) .

http://pravoslavie.ru/sm/44165.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010