Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8-го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба. В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7–9). Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (Откр. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия. У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее (Дан. 10, 13, 21; 12, 1). Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября). Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Архип вышел из храма и от страха перед Ангелом пал на землю лицом. Архангел походил на огненный столб, возвышающийся до небес, а в руках у него было копье. – Поднимись, – повелел Архангел Архипу, – стань по левую сторону от меня и ничего не бойся. Архангел перекрестил большой камень, находившийся позади церкви, и произнес, обращаясь к приближающемуся бурлящему потоку: «Путь твой будет до сих пор!» И с этими словами ударил копьем о камень, который раскололся до самого основания. «Сойти воде здесь!» – сказал Архангел, и потоки воды, достигнувшие камня, устремились в щель. С того времени это место стало называться Хоны, что в переводе с греческого значит «погружаться». Храм и юный пономарь были спасены. Архип прославлял Бога и Архангела Михаила за явленное потрясающее чудо. Часто люди, приходящие в храм, рассказывают о чудесах Божиих, совершающихся в их жизни. Поистине жизнь христианина наполнена чудесным. Но почти всегда это чудесное появляется в нашей жизни ненавязчиво, чтобы не лишать нас свободы принятия решения – доверять или не доверять Богу, принимать или не принимать Его волю. Я еще раз хочу напомнить слова святителя Филарета (Дроздова), который говорил: «Как в видимых явлениях люди нередко принимали святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце?..» Когда мне говорят: «Я в Бога не верю, потому что никогда Его не чувствовал», я спрашиваю: «А были ли в вашей жизни моменты, когда вы почувствовали, что вас оберегает какая-то сила? Или, может быть, вам было очень плохо, и не было оснований ждать поддержки, и вдруг поддержка пришла?.. А может быть, в вашей жизни случилось чудо… Такое, какое при желании можно истолковать и с помощью естественных причин, но которое вы тогда восприняли как чудо?..

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

II перед Богоматерью ваза с цветами; архангел также с цветком в руке; вверху Св. Дух и десница Божия. Очень хорошо выполнено благовещение по этому переводу во фресках Анжелико да Фьезоле (XV в.) во флорентинской галерее Св. Марка: спокойна и величественна Богоматерь со сложенными на груди руками, прекрасна фигура архангела, склоняющегося перед Богоматерью. Не позднее XI-XII вв. появляется в западной иконографии благовещение с книгой. Таковы – фреска в церкви S. Sepolcro в Барлетте 426  и особенно мозаика в алтарной апсиде римской церкви Марии за Тибром: Богоматерь в золотой тунике и голубой верхней одежде сидит на троне в роскошных палатах; правая рука ее приложена к груди, в левой – закрытая книга; перед ней ваза с цветами. Архангел в голубой тунике и темно-лиловом иматии; с разноцветными крыльями. Обе фигуры имеют византийский характер. Вверху небо, в котором видно бюстовое изображение Бога Отца в типе Иисуса Христа с темной бородой 427 ; от Него в снопе лучей летит к Богоматери Св. Дух. В дополнение к этому на алтарных столпах помещены пророки со свитками: Исаия (ессе virgo concipiet et pariet filium) u Uepeмuя (? Christus Dominus captus in peccatis nostris). В памятниках XIV u XV вв. перевод этот занимает господствующее положение: иногда является он в формах очень несложных, как, например, на запрестольном образе XIV в. в ватиканской библиотеке рукописей и на триптихе христианского музея в Ватикане 1400 г. В картине Анжелико да Фьезоле во флорентинской галерее Св. Марка архангел стоит на коленях перед Богоматерью. На картине Бенвенуто Феррарского во флорентийской галерее Уффици 1038 архангел в танцевальной позе, а Богоматерь на коленях с жеманностью поворачивает лицо в сторону. Леонардо да Винчи на своей картине благовещения (там же, 1288) изобразил роскошный ландшафт и, по обычаю своего времени, поставил ангела на колени перед Богоматерью (ср. там же картину Боттичелли 1316). В мозаическом изображении благовещения Давида Хирландайо (XV в.) над входом в портик флорентинской церкви S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Второе место в ряду ангелов принадлежит Гавриилу (имя его означает силу Божию). Архангел этот в деле служения спасения рода человеческого является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, – весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти бессеменное зачатие Самого Сына Божия, – честь благовестия о сем достается опять Гавриилу. Сей же архангел, по мнению некоторых из учителей Церкви, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ея всечестного успения. Поэтому Церковь в своих священных песнопениях именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою веткой в руке, которая принесена им Богоматери, а иногда в правой руке со свечой, а в левой с зерцалом, в знак того, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а потом познаются людьми, и именно теми из них, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего архангела, – имя по тому самому любезное всем страждущим. В священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как сей архангел в виде человека, сопутствовал Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому сей архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой ведущим Товию. Весьма поучительны слова, сказанные сим архангелом при разлучении с семейством Товита. «Благо молитва с постом и милостыней и правдой, – вещал Рафаил, – милостыня бо от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех , не утаился еси мене благотворяй, но с тобою бых» ( Тов. 12:8–9,13 ). Поэтому всякий, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, первее всего сам должен быть милостив к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердоболия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с архангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Исх. 33: 9, 14, 26–28; 4 Цар. 19: 35). Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Согласно Преданию, именно Архангел Михаил спас трех отроков, брошенных в огненную печь (см. Дан. 3: 8–28). Он же оказал помощь пророку Даниилу, когда тот был вторично брошен в львиный ров (см. Дан. 14: 28–41). Также пророку Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе (см. Дан. 10: 12). О деяниях Архангела Михаила повествует не только Священное Писание, – он упомянут также в ряде апокрифических книг. В частности, о нем говорится в знаменитом ветхозаветном апокрифе – «Книге Еноха». Там Архангел Михаил, по повелению Божию, совлекает с Еноха ризы земные и облачает его в ризы славы Божией. В новозаветных апокрифах IV века «Евангелии от Никодима» и «Откровении Павла» также есть упоминание об Архангеле Михаиле. Согласно «Евангелию от Никодима», Господь Иисус Христос после сошествия в ад вверил души томившихся в нем праведников Архангелу Михаилу, дабы он отвел их в рай. «Откровение Павла» приписывает Архангелу Михаилу совершение ритуального омовения душ покаявшихся умерших, перед тем как они входят в Небесный Иерусалим. Согласно еще одному апокрифу (уже X века) – «Хождению Богородицы по мукам», – Архангел Михаил предстает как проводник Пресвятой Девы Марии по аду, который показывает и объясняет Ей причины мучений грешников. Как один из высших ангелов, Архангел Михаил принимает самое близкое участие в судьбах Церкви. Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Кроме того, к нему часто обращаются с молитвами об исцелении. Свидетельств помощи Архангела великое множество, и они весьма разнообразны. Он поддерживал кающихся грешников на пути покаяния: самый известный пример – явление преподобномученице Евдокии. Молитвами Архангела получали исцеление больные и страждущие: как свидетельство этих чудес было воздвигнуто множество храмов и обителей, с одним из которых связанно знаменитое чудо Архистратига в Хонех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Вошедши к Пресвятой Деве, Архангел сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк. 1, 28 ). Многознаменательное приветствие изрек Ангел! Он называет Ее благодатною, то есть обретшею особенную благодать, благоволение в очах Божиих. Она обрела это благоволение, конечно, за Свои преимущественные добродетели, составлявшие, по слову псалма, как бы «шитую золотом», «преиспещренную» одежду ( Пс. 44, 14 ) Ее души, в которой приводится Она Царю, желающему избрать Ее Себе в «разумное селение» 154 . «Вся слава Дщери Царя внутри» ( Пс. 44,14 ), по слову псалмопевца, не в Ее внешних достоинствах, а в сокровенных добродетелях Ее сердца ( 1Пет. 3, 3–4 ): смирении, полной преданности воле Божией, вере, по которой Она способна быть, по выражению акафиста, «совета неизреченнаго Таинницей, молчания просящих верою (т. е. как бы олицетворенною верою в то, что требует молчания), чудес Христовых началом, велений Его главизной» 155 , в Ее непорочной чистоте девства. «Благословенна Ты между женами», – еще более возвеличивает Архангел Деву, предызбранную быть Матерью Господа. Не просто хочет Он отличить Ее между многими, но и возвысить, как ту единственную, воистину благословенную между женами, на Которой останавливали уже свой взор древние пророки. Еще в раю согрешившим прародителям дано было обетование о том, что «семя жены сотрет главу змия» ( Быт. 3, 15 ), то есть Спаситель, рожденный от жены ( Гал. 4, 4 ) безмужно, победит диавола, врага спасения человеческого. И эта-то жена есть Дева, имеющая родить Еммануила, по боговдохновенному изъяснению величайшего из ветхозаветных пророков Исаии ( Ис. 7, 14 ; ср. Мих. 5, 3 ), та «благословенная» жена, чрез Которую наследуют «благословение все племена земные» ( Быт. 22, 17–18 ). Святой Архангел, по изображению церковной песни, своим приветствием хотел указать Пресвятой Деве, что в Ней именно исполнились предречения и прообразования пророков. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая (приветствуя) и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте к небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде. Радуйся, божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь» 156 . Ты, как бы так говорил Архангел, Та, Которую прообразовала неопалимая купина ( Исх. 3, 2–6 ), потому что «огонь Божества приимешь во чреве неопально», Которую прообразовала виденная Иаковом лестница ( Быт. 28, 12 ), восходящая от земли на небо, в знак имеющего чрез Тебя совершиться соединения земли с небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В период Второго Храма появляются личные имена ангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил. Об архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе. «Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне» ( Дан.10:13 ); «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан.12:1 ); «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ). Имя Михаил на еврейском языке значит «Кто как Бог?» Божественное Откровение повествует о том, как Денница, самый высший и могущественный ангел, захотел сам стать, как Бог. Он клеветал на Бога, противился и стал темным, злым духом – диаволом (διβολος – клеветник), сатаною (Σατανς – «противник»). Диавол увлек за собою и других ангелов, которые стали бесами . Тогда выступил против сатаны один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок.12:7-8 ). В Писании архангел Михаил именуется «вождем воинства Господня» и изображается с огненным мечом в руке. Имя Гавриил означает «Сильный Божий». О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука: «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» ( Дан.8:16 ). «Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан.9:21 ). «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» ( Лк.1:19, 26 ). Архангел Гавриил изображается с райской ветвью в руке, как вестник Тайн Божиих.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

На фреске Благовещенского собора Московского Кремля находится надпись: «Архангел Михаил, победитель супостатов наших», подтверждающая народную веру в его заступничество. В книге «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчащим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь с изображением красного креста в знаменование победы креста над диаволом». 15 Наш русский Златоуст, архиепископ Иннокентий Херсонский , в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением денницы (сатаны) с Неба. С тех пор Архангел Михаил не престает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. (...) Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением». 16 Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии ( Исх. 33:9, 14, 26–28 ; 4Цар. 19:35 ). Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И снова новое наставление и новая надежда. Здесь начинается пение ряда псалмов, от которых у нас остались только отдельные стихи: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Приклони ко мне ухо Твое! Вонми гласу моления моего!». Это псалом устремленности, это крик земли, крик сынов света из сумерек и мрака падшего мира, крик того, что осталось в нас светлого, из среды охватившей нас тьмы. И опять-таки две вещи происходят, которые являются знаками надежды: священник выходит и кадит иконы в иконостасе, весь народ, иконы по стенам храма, всех молящихся в храме. Он проходит не Царскими вратами, вратами славы. Он выходит из двери слева, на которой всегда изображается архангел Гавриил, архангел Благовещения, архангел обетования, архангел прихода Божия. Священник выходит как бы вестником, удостоверяя нас, что все это действительно так. И он кадит нас, падших детей Божиих, как он кадил нас, когда мы таинственно изображали первозданное, еще не падшее человечество: даже в нашем падении мы сохраняем образ Божиим. И еще другой знак надежды в том, что псаломские стихи не читаются, не поются сами по себе. Они перемежаются стихирами, которые все относятся к событиям Нового Завета. В случае праздника они относятся непосредственно к данному празднику. Под воскресный день они относятся к Воскресению Христову. В день памяти святого они относятся к празднуемому святому, но в любом случае они относятся к личности или к событию, которые говорят о победе жизни над смертью , победе света над тьмой, победе добра над злом, победе Божией в нас и за нас. И пока звучат в наш слух эти стихи, как крик потерявшегося человечества, нам снова и снова говорится: не отчаивайся, Воскресение пришло; не отчаивайся, святые сияют во тьме, и что было возможно для одних, возможно и другим, и то, что потенциально возможно, станет реальностью для всех нас. С этим дьякон обходит и кадит весь храм, и несет эту весть надежды, с благоговением обращаясь к тем, кто пал, а Церковь тем временем воспевает уверенность грядущей победы, потому что победа уже одержана, уже здесь. Как Агнец Божий был заклан прежде всех веков, так Он есть Агнец Божий, торжествующий через все века и навеки. То, что мы видели в начале как славу Божию и вписанный в нее Крест, теперь провозглашается действительно как реальность, хотя в каком-то отношении оно все еще остается событием, которого мы ожидаем и которое еще впереди. И затем дьякон возвращается к иконостасу и входит обратно в область Божию той дверью, на которой мы видим грозное изображение архангела Михаила. Он преграждает вход в область света любому, кто пришел бы из области тьмы, через эту дверь может вернуться в область света только тот, кто из нее ранее вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Из необыкновенных облаков опустился на землю пепел, сильно воспламеняющийся, в таком обилии, что в некоторых местах ступившая нога человека, покрывалась прахом сим на вершок. Трава и прочие растения уничтожались пеплом сим, представляясь сожженными. После многих и сильных дождей едва очищался от земли прах сей, указывая собою, по замечанию писателя пролога, на грехи наши. 8 ноября Собор св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил Св. Михаил Архангел, начальник сил бесплотных, как в ветхом, так и в новом завете оказал много благодеяний человеческому роду, когда ниспал с небеси сатана, бывший прежде светлым духом, возгордившись пред своим Создателем, тогда св. Архангел Михаил, как верный слуга, сохранивший благоразумие, любовь и страх к своему Творцу и Господу, поставлен от Вседержителя начальником и старейшиною прочих бесплотных сил. И собрав всех небесных сил бесплотных, Михаил Архистратиг единодушно со всеми ими исповедал свою любовь и повиновение Пресвятой Троице. Это единение бесплотных сил и называется собором, что празднуется в настоящий день. Силы Небесные, Архангелы и Ангелы суть руководители наши в деле спасения, многие они многим оказали благодеяния, многажды являлись в видениях, достойным сего людям. Так Аврааму являлся Ангел, когда тот победил царя Ходологомора, с трехсоттысячным войском. Ангел предшествовал пред сынами Израилевыми, когда Моисей изводил их из Египта. Ангел явился Валааму, когда сей шел, дабы проклясть Израиля. Иисусу Навину явился Архангел, сказав ему, когда тот спросил: кто ты? – Я Архангел есмь. Сей же Архистратиг, избавил от потопления церковь , когда злочестивый народ хотел погубить православных, много есть сказаний о чудесах св. Михаила Архангела в богодухновенном писании. Посему мы, празднуя ныне память сего великого заступника, просим его помощи – на земле о избавлении от бед и напастей, и на небеси – о его помощи к достижению небесного царствия. Сказание об одном огороднике, Иоанне Один огородник, именем Иоанн до того был милостив к бедным, что весь прибыток свой от земли своей раздавал неимущим, оставляя себе только самое необходимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010