1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия. 3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает «милосердие, помощь всем страждущим». 4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 6. Иегудиил – «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Если внимательно разобрать описание этого события в Святом Евангелии от Луки ( Лк. 1,26–38 ), то мы увидим целый ряд все усиливающихся благих вестей. Первая весть: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Кто это говорит? Это говорит? Это говорит святой Архангел Гавриил. К кому он обращается? К Пресвятой Деве Марии. Заметим при этом еще вот что: Архангел, явившись Деве, не представляется Ей. Это указывает на то, что Пресвятая Дева давно уже была знакома с Архангелом Гавриилом. За полгода до этого он явился священнику Захарии. Тот не поверил ему, и поэтому Гавриил должен был назвать Захарии себя. Он тогда сказал: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою» ( Лк.1:19 ) . Всего этого он уже не говорит Пресвятой Деве, ибо Она знала ангелов, встречалась с Архангелами и поэтому теперь молча и в удивлении слушала: к чему будет такое сильное приветствие. Действительно, это приветствие сильное: Благодатная! Что такое благодать? Это сила Божия. Пресвятая Дева Благодатна, потому что была облечена силой Божией. «Господь с Тобою», — это почти то же самое, что сказать «Благодатная», только несколько точнее. Она потому и была Благодатной, что Господь всегда был с Ней. И дальше Архангел называет Ее избранницей не такой, как все другие женщины: «Благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). Пресвятая Дева молчит, удивляется, немножко боится и не знает, почему к Ней обращено такое сильное приветствие. Архангел продолжает свою речь новым благовестием. Он говорит: «Не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1:30–31 ). Вот центральная часть благовестия: у Пресвятой Девы будет Сын – это будет Иисус, Господь наш и Спаситель. Святой Архангел немножко в земных формах объясняет , кто же будет Иисус: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

II. Второе место в ряду ангелов принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Поскольку у небожителей название всегда выражает самую вещь, то архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так – имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей – весть о сем зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия честь благовестия о сем достается паки Гавриилу. Этот же архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском, и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Посему церковь именует его служителем чудеси. Но, служа чудесам, он потому самому есть особенный служитель и тайн Божиих: ибо одно предполагает другое. Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: Гаврииле! Скажи видение оному ( Дан.8:16 ). Имея в виду такое служение Гавриила, св. церковь изображает его иногда с райскою в руке ветвью, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри коего горит свеща, а в левой с зерцалом. Изображает с зерцалом поскольку Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свещею в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают закрытыми до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом если кому, то носящим имя Гавриила прилична та вера Божия ( Map. XI, 21 ), для коей, по слову Спасителя Самого, нет ничего невозможного; и если от кого, то от них должно быть как можно далее то наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей архангел на отца Предтечи ( Лк.1:20 ). III. Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего архангела, имя по тому самому любезное всем страждущим. В святом писании есть целая книга, в коей описывается, как сей архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение престарелому его отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Посему сей архангел и изображается с сосудом врачебным в левой руке, правою ведущий Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим архангелом при разлучении с семейством Товита.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами. Архангел Михаил Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Когда восстал сатана против Бога, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой... буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ), тогда же противостал ему Архангел Божий Михаил, отвечая: «Кто подобен Богу? Никто как Бог!» И разделился тогда весь ангельский мир. «И произошла на Небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:7–9 ). «И услышал я, – продолжает святой Иоанн Богослов, – громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник» (евр. «диавол») ( Откр. 12:10 ). С тех самых пор Бог благословил сего ревностного Архангела на участие в духовных бранях в качестве Архистратига бесплотных сил, старшего офицера ангельского воинства, и назвал его Михаилом, что в переводе означает «Кто как Бог ? Кто равен Богу?». Наша Святая Церковь еще в ветхозаветный период своего существования почитала святого Архангела Михаила своим покровителем в борьбе с язычниками, демонопоклонниками. Например, этот Архангел Божий явился во время войны Иисусу Навину, говоря: «я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда» ( Нав. 5:14 ), и помог ему успешно завладеть столицей языческого Ханаана городом Иерихоном. Со времени принятия Русью христианской государственности существовало русское христолюбивое воинство, которое обрело покровительство святого Архистратига Михаила через широкое его почитание как победителя диавола, врага Божия и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Maria Annunziata как Богоматерь, так и архангел – на коленях, и в середине между ними пюпитр с книгой. На картине Франчиа (XV в.) в латеранском музее Богоматерь, в роскошных одеждах, опирается на пюпитр, перед ней архангел с лилией в руке; вверху Бог Отец, сидящий на херувимах; а на левой стороне город с башнями и море с плывущими кораблями. Доменико Хйрландайо (XV в.) во фресках Maria Novella во Флоренции представил Богоматерь в виде светской женщины, с открытой головой, а архангела на коленях с ветвью. На бронзовых вратах флорентийского ваптистерия Гиберти (XV в.) Богоматерь в одной узкой тунике; но еще более странно то, что здесь Бог Отец выпускает Св. Духа в виде голубя из своих рук. Иногда Св. Дух идет к Богоматери по жердочке, которую держит Бог Отец 428 . На картине Нери ди Биччи (XV в.) во Флорентинской академии изящных искусств 52) рядом с благовещением поставлено изгнание прародителей из рая (ср. его же картины там же, 9, 20, 22 и 13; в луврской галерее 273). На картине фламандской школы в луврской галерее 595 обстановка благовещения напоминает католический храм 429 ; Богоматерь с распущенными волосами, без нимба, с книгой; архангел в парчовой одежде вроде фелони. В рукописи нац. библ. lat. 1176 благовещение в палатах готического стиля (л. 4 об.); Богоматерь с золотистыми распущенными волосами сидит перед пюпитром, на котором – книга. Едва начала она перевертывать лист книги, как является ангел с золотистыми кудрями без нимба, со свитком и жезлом. Вверху Бог Отец с державой в руке; от Него исходит в лучах Св. Дух; там же ангелы играют на музыкальных инструментах 430 . В рукописи нац. библ. lat. 1355 Богоматерь с распущенными волосами стоит на коленях; архангел припадает на одно колено; вверху Бог Отец с державой. Сходно благовещение во французской рукописи там же, 407: то же положение и распущенные волосы Богоматери, но перед ней две книги; архангел в церковных одеждах. Иногда здесь и Бог Отец является в папской тиаре, как в рукописи нац. библ. 1167, л. 31, во французском печатном издании «Жизнь Иисуса Христа» 1501 г., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Росписи часовни выполнены в технике масляной живописи по сухой штукатурке в стиле позднего русского академизма. В композициях пере­дана перспектива и световоздушная среда. На восточном лотке сомкнутого свода изображено «Отечество» (Бог Саваоф с младенцем Христом и голубем — символом Святого Духа). По сторонам на своде представлены архангелы. Архангел Михаил изо­бражен в воинских доспехах. В левой руке он держит зеленую паль­мовую ветвь, а в правой — меч. Архангел Гавриил — вестник Божьих тайн. В левой его руке — райская ветвь лилии (символ невинности и чистоты), в правой — зеркало из зеленой яшмы. Архангел Рафаил — утешитель скорбящих и целитель больных. Он изображен в динамичной позе, словно ловит рыбу. Архангел Уриил — просветитель неверующихи невежд. В правой руке он держит обнаженный меч, а в левой — стре­мящееся вниз пламя, освещающее неверующих. Архангел Салафиил — ангел молитвы, побуждающий людей к молитве, заступник пред Богом за людей. В его правой руке — кадило, левая рука прижата к груди. Глаза ангела молитвенно обращены вверх. Росписи выполнены в академиче­ском стиле на высоком профессиональном уровне. В следующем живописном регистре на восьми отдельных панно,занимающих пространство граней стены, равных простенку, изображены избранные святые. Среди них представлены апостолы Петр и Павел, пре­подобный Серафим Саровский и святой великомученик Пантелеймон. Ближе к западной стене изображены особо почитаемые на Севере осно­ватели Соловецкой обители Зосима и Савватий, а также местночтимые преподобные Дионисий и Анфилогий Глушицкие. На западной стене, у самого входа, написаны два Ангела — стражи часовни. Регистр панно отделен от свода широкой лентой живописного кар­низа, имитирующую пластику архитектурного декора. В часовне четыре окна, которые застеклены, изнутри вставлены металлические решетки. Пол в часовне деревянный и покрашен коричневой краской. Сохранились надписи на внутренней стороне деревянных двуствор­чатых дверей. По этим надписям видно, когда была выполнена роспись часовни и кто ее мастер. На одной половине двери надпись: «1903 года. Мастер живописи А.И. Журавлев», на другой: «При часовенном старосте П.А. Яйцове».

http://sobory.ru/article/?object=46210

1 . Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием; в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами– ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2 . Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия. 3 . Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 4 . Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 5 . Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 6 . Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Глава 12 Дан.12:1 . И во время оно, говорит Архангел, «восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людей твоих». Архангел, которому вверено попечение о вас, восстанет тогда на помощь против нападающих на ваш народ. И это для неведущих сделается явным из другого истолкования; потому что Бог всяческих чрез Пророка Малахию говорит Иудеям: «се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. " 4», 5. 6). Чрез сие научает нас, что, когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать Иудеям пришествие Господне, и обратить многих. Ибо сие означают слова: «устроит сердце отца к сыну», то есть сердце Иудеев к уверовавшим из язычников. Иудеев назвал Пророк отцами, как старших по ведению; почему не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: «сердце отца к сыну». Ибо уверившего Иудея присоединит к церкви. А поскольку, хотя по ведению Иудей старше, но одна природа у язычника и Иудея; то справедливо присовокупил: «и сердце человека коискреннему его», показывая сим, что одна природа у того и другого, но Боговедение прежде дано Иудеям. И Иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так , уверовав по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхотели к Иудеям посланное спасение, составят с ними единую Церковь . Сие самое подразумевается и здесь, а именно, что во время таковых действий антихриста, святый Архангел Михаил употребит все меры, чтобы Илия пришел и предвозвестил пришествие Владыки, и тогдашние Иудеи получили спасение. Потом, описывая чрезмерность бедствий, какие причинит злочестивый антихрист, говорит Архангел: И будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго. Сие изрек и Господь в священном Евангелии. Ибо говорит: «будет скорбь, яковаже не была от начала мира, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же Моих ради» прекращу «дние оны» ( Матф. 24:21, 22 ). Посему пророческие изречения согласны (235) с Евангельскими предвещаниями. К сему присовокупляет Архангел:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Дева указывает и на то, что Она обречена на всегдашнее девство, что Она с самых ранних лет воспитывалась при храме и в обществе мужчин никогда не вращалась. Пр. Дева, впрочем, не отвергает благовестия архангела, но только находит это благовестие несогласным с законами человеческой природы и потому требует от архангела некоторых разъяснений. Архангел в свою очередь отвечает Пр. Деве, что он знает чистоту Ее девства, знает, что Она воспитывалась при храме и что Иосиф считается мужем Ее только по имени. Архангел говорит также, что, хотя он сам по природе и не человек, однако знает, что люди рождаются не иначе, как вследствие супружеского общения мужа с женой и для уразумения своих слов предлагает Пр. Деве поднять свои мысли от низменного к небесному, так как предсказываемое им рождение произойдешь помимо законов природы, произойдешь способом сверхестественным. При этом архангел в доказательство возможности предсказываемого им сверхестесгвенного рождения указывает на всемогущество Божие, по которому законы человеческого рождения могут быть обойдены. Но Пр. Дева таким ответом архангела не вполне удовлетворилась. Указавши на то, что Бог по Своему могуществу действительно может совершить все, что Ему угодно, она, однако, замечает, что подобного безмужного рождения еще никогда не бывало. Она говорит, что бывали случаи, когда рождали женщины, долгое время страдавшие безплодием, каковы, напр., Сарра, Ревекка, Анна, мать Самуила, и Анна Ее мать, родившая Ее только после продолжительного безплодия, но никогда не случилось, чтобы родила дева, как это возаещает ей архангел. Далее Пр. Дева опять повторает, что Она не отвергает благовестия архангела, а только требует разъяснения дела. «Отвечая тебе, обращается Она к архангелу, я не сказала, что не будет этого, потому что не знаю мужа, но сказала: как это будет, когда я не знаю мужа?.. Я не предлагаю слов неверия, но прошу только разъяснения дела». На это архангел Гавриил отвечает Пр. Деве, что подобно тому, как указанные женщины, будучи безплодными, по милости Божией, сделались матерями, так точно и Она, будучи девою, благодаря всемогуществу Божию, сделается матерью помимо страсти и супружескаго общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Как видно из стиха, у Иисуса голос архангела. А значит, Иисус и есть архангел Михаил». Честно говоря, при чтении этих строк создается ощущение, что писавший их человек решил пошутить. Потому что, например, в Псалтири сказано: «хвалите Бога во святых Его, хвалите его во гласе трубнем» ( Пс.150:3 ). Но не следует же из этого, что славить Бога нужно голосом как у трубы? Можно привести такую аналогию – встать утром «с петухами» по логике перевода «Свидетелей Иеговы» означает быть самим петухом! Кстати, еще следует заметить, что их перевод « с голосом» некорректен: в греческом оригинале стоит частица «en», которая переводится как «при», а не как предлог «с». То есть правильный перевод «при голосе архангела». Когда спортивный комментатор говорит, что при звуке гонга бойцы сошлись в поединке, это не означает что у бойцов голоса как звук гонга! В Послании апостола Иуды сказано:« Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Из слов апостола очевидно, что Архангел Михаил не имел своей власти осудить диавола или даже произнести суда на него. Но мог ли так поступить Христос? Да, и много раз. Например, в Евангелии от Луки: «... умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека» (8:28–29). Еще до того, как Спаситель приблизился к бесноватому человеку, диавол из человека кричит и просит не мучить его. Также мы видим, что Христос именно повелевает сатане, и тот исполняет Его повеление. « И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» ( Матф.17:18 ). Уже из приведенных примеров видно, что Христос обладает такой властью, которой не обладал даже архангел Михаил, а значит, это разные Личности. Когда Спаситель послал учеников на проповедь и «дал им власть над духами нечистыми», Он же и засвидетельствовал, как видел сатану «как молнию спадшего» ( Лк.10:18 ). Христос запрещал и изгонял сатану; апостолы властью Его побеждали нечистых духов, в то время как архангел Михаил не мог, и даже «не смел».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010