88. Св. архангел Михаил Представлен С кругом (« Стъ») в правой руке и с жезлом в левой, с тороками в волосах. Икона XVII в. 89. Св. Архангел Гавриил Размер иконы в. Фон белый, поля жёлтые. Одежда на архангеле белая с красными украшениями. Крылья тёмно-красные, кадило золотое с чернью, цепи, тороки и надписи красные. Икона XVII в. Поступила из св. Синода. Подробное описание см. в I вып., стр. 6–7. 90. Архангел Гавриил Поплечное изображение. Размер иконы; в. Фон и поля зелёные. Волосы архангела коричневые, пробелёные, тороки белые, лицо жёлтое. Надпись: « Архангелъ – сделана чернилами. Икона XVII в., поступила в музей из Св. Синода. 91. Св. архангел Гавриил Представлен стоящим на облаках, он одет в белые одежды, на ногах у Него красные сапожки; в правой руке он держит кадило, левая рука простёрта. Икона XVII века; описана во II выпуске настоящего сочинения на стр. 39. В церковно-археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Св. Синода. 92. Собор архангела Михаила Размер в. Фон и поля жёлтые. Надпись вверху (уцелела не вполне) золотом: « Соборъ архистратига Михаила и прочихъ силъ небесныхъ». Архангелы Гавриил и Михаил в медальоне держат изображение Спасителя отрока (с двуперстно сложенной десницей и со свитком в шуйце). Кругом херувимы, серафимы, архангелы и ангелы, с тороками в волосах. Икона XVII в., на оборотной стороне расписана орнаментом чернилами. Поступила из Московского Вознесенского женского монастыря. 93. Архангел Гавриил Погрудное изображение; архангел изображён с тороками в кудрявых волосах. Икона XVII века, в музей поступала из Св. Синода. Описание её см. в I вып. настоящего сочинения на стр. 6–7. 94. Праведный Ной Размер иконы: в. Фон зелёный, поля тёмные. Нижняя часть последних облупилась. Надпись киноварью: « Пратецъ В руках у праведного Ноя белый свиток с надписью (чернилами): « Испусти голубицу ковчега и обратим к вечеру имея»... Икона XVII–XVIII в., поступила из Московского Чудова монастыря. 95. Царь Соломон Размер иконы: в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Второе место занимает в ряду архангелов Гавриил – сила Божия. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им Пресвятой Деве Марии, как знамение небесной вести, а иногда с фонарем в правой руке, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из яспида. Как имя, так и изображение его означают его дело – являться провозвестником Божественного откровения и служителем Всемогущества Божия в деле спасения рода человеческого. Так он открыл Захарии весть о чудесном зачатии св. Иоанна Предтечи от престарелых родителей. Пресвятой Деве Марии благовествовал о сверхъ-естественном и непостижном бессеменном зачатии Самого Сына Божия. Как вестник, открывающий роду человеческому судьбы Божии и совет превечный – он изображается с зерцалом. Но так как судьбы Божии бывают до времени сокрыты от людей и постигаются сердцами верующих постепенно, по мере преуспеяния их в благочестии, то сей архангел изображается со свещею, сокрытою в фонаре. Здесь и свет, во тьме светящий и огнь опаляющий, которым сей архангел поражает за скудость веры, как поразил некогда отца Предтечи. Третий архангел Рафаил – помощь и исцеление Божие: близок сей архангел ко всем страждущим как утешитель и врач небесный. В Священном Писании есть книга Товита, где описывается, как сей врач небесный, в образе человека, сопутствовал праведному Товии, сыну Товита, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение престарелому отцу Товии, а потом вознесся от них на небо, преподав облагодетельствованным им такое наставление: «благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте пред всеми, что Он сделал для вас... Доброе дело молитва с постом и милостынею и справедливостию. Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12, 6. 8. 9 ). Посему милостивые скорее удостоиваются небесной помощи и заступления св. архангела Рафаила. Сообразно с служением своим сей архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, а в правой ведущим Товию. Четвертый архангел Уриил – свет или огнь Божий. Изображается с мечом, обращенным противу персей, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся к низу. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, как носитель Божественного огня, воспламеняет сердца людей любовию к Богу и ближнему. Этот ангел – покровитель людей, посвятивших себя наукам и полезным искусствам. Но озаряет он небесным светом только тех людей, которые не стремятся проникнуть в недоведомыя, и людям ненужныя, тайны мироправления, тайны Божества, или тайны природы, разум превышающия. Так он упрекнул и вразумил мужа – Ездру, когда тот в жару страсти познания, хотел постигнуть тайны судеб Божиих (3 кн. Ездры, 4 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Обе стороны хоругви утратили первоначальный фон и каймы. Инв. ТК-2557/2: изображение вырезано с фона черной камки и переложено на атлас брусничного цвета (XVII в.). Большие утраты шитья в личном, почти полностью высыпались коричневые нити в волосах (виден шелк древнего фона), местами высыпался шелк в складках и разделках. Золотное шитье потерто. Утрачены надписи и жемчуг вокруг нимбов (?). Новый фон состоит из нескольких кусков, сильно сечется, имеет штопки, по краям обрывы и более светлый тон, что свидетельствует об утраченных каймах. Инв. ТК-2557/1: большие утраты шитья в личном, почти полностью высыпались коричневые нити в волосах и на обуви, в складках и деталях, на местах утрат виден шелк древнего фона. Золото е шитье потерто. По-видимому, вокруг нимба вначале был жемчуг. Новый фон, грубо сшитый из нескольких кусков, сильно сечется, имеет штопки, по краям более светлый и обнаруживает следы утраченных кайм. Кроме древних «поновлений», хоругвь прошла в 1985 г. профилактическую реставрацию в Музеях Московского Кремля (реставратор Л. А. Барбинова), на обеих сторонах была заменена подкладка. ИКОНОГРАФИЯ Иконография архангела Михаила имеет многочисленные варианты 315 . Из них можно выделить три, различающихся по типу одежды: 1) архангел в далматке с перекинутым через плечи лором, с тороками на голове, с мерилом и зерцалом в руках. Эта торжественная поза отвечает роли архангела как исполнителя божественной воли. Так он изображается в композиции «Собор архангела Михаила», где вместо зерцала архангелы держат сферу с поясным Еммануилом 316 , на иконах 317 и шитых хоругвях; 2) архангел в воинских одеждах с мечом, как подобает архистратигу (военачальнику) небесных сил. Это или отдельное изображение, как, например, на известной иконе XIV в. Архангельского собора или шитой хоругви XV в. в ГТГ 318 , а также на большой шитой иконе Александро-Свирского монастыря начала XVI в. 319 . На так называемом «Знамени Сапеги» архангел стоит в воинских одеждах перед Иисусом Навином 320 , а на полковом знамени 1696 г. архангел и Иоанн Предтеча вышиты по сторонам герба с благословляющим Христом наверху 321 ; 3) архангел в хитоне и гиматии в молитвенном предстоянии в Деисусе, иногда с зерцалом в руках, например, на воздухе 1389 г. великой княгини Марии Александровны или в шитом Деисусном чине XV в. архиепископа Евфимия 322 ; в такой же одежде архангел изображается в сцене «Чудо в Хонех», где он извергает воду из скалы 323 . По иконографическому типу архангелы на хоругви близки к архангелам на венецианских чеканных «золотыхалтарях» («Pala d " ora») середины – третьей четверти XIII в. (из музея Торчелло) и второй половины – конца XIII в. (из собора Каори) 324 , но более всего к серебряному гравированому мощевику из Благовещенского собора Кремля, по мнению А. В. Рындиной, выполненному в Твери в первой четверти XIV в. 325 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Молитва вторая О святой Михаил Архангел, помилуй нас, грешных, нуждающихся в твоем заступничестве, сохрани нас, рабов Божиих (имена) , от всех видимых и невидимых врагов, особенно же укрепи против страха смерти и смущения диавольского и сподоби нас непостыдно предстать Создателю нашему в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятой, великий Михаил Архистратиг! Не пренебреги нами, грешными, молящимися тебе о помощи и заступничестве твоем в веке сем и в будущем, но сподоби нас там вместе с тобою славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Молитва третья Господи, Боже Великий, Царь безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена) . Защити, Архангел, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангел Михаил! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сделай их подобными овцам, и смири их злобные сердца, и сокруши их, как прах перед лицом ветра. О, Господень Великий Архангел Михаил! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, будь нам помощником во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыне и на морях тихим пристанищем. О Господень Великий Архангел Михаил! Избавь нас от всякого прельщения диавольского, когда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя твое святое. Поспеши к нам на помощь и победи всех, противящихся нам, силою Честного и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя и Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, святого пророка Илии и всех святых мучеников: святых великомучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангел Михаил! Помоги нам, грешным рабам Божиим (имена) , и избавь нас от землетрясения, потопа, огня, меча и внезапной смерти, от всякого зла, от врага коварного, от бури находящей, от лукавого избавляй нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отгони от меня духа лукавого, искушающего и томящего меня. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Молитва четвертая Господи Боже Великий, Царь Безначальный! Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) освободить меня от врагов моих видимых и невидимых. О, Господень Михаил Архангел, демонов сокрушитель! Запрети всем врагам борющимся со мною, сделай их, подобными овцам и сокруши их, как прах пред лицом ветра. О, Господень Великий Архангел Михаил! Шестикрылый первый князь, воевода небесных Сил, Херувимов и Серафимов. О, возлюбленный Михаил Архангел, будь мне помощником во всех делах, в скорбях и печалях; в пустынях, на распутьях; на реках и на морях – тихим пристанищем. Избавь меня, Великий Михаил Архангел, от всяких обольщений диавольских, когда услышишь меня, грешного раба твоего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое: поспеши на помощь мне и услышь молитву мою. О, великий Архангел Михаил! Победи вех противящихся мне силою Честного и Животворящего Небесного Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы и святых апостолов, святого пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святого Андрея юродивого, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отцов и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных Сил. Аминь. Молитва эта древняя, была написана на паперти церкви Архангела Михаила Чудова монастыря в Московском Кремле. Молитва пятая О святой Михаил Архангел, светлый и грозный воевода Небесного Царя! Прежде Страшного Суда дай мне облегчение, да покаюсь в грехах моих; от сети ловцов избавь душу мою и приведи ее к сотворившему ее Богу, восседающему на Херувимах; и молись о ней усердно, да пошлет Он ее по твоему ходатайству в место покоя. О грозный воевода Небесных Сил, заступник за всех пред престолом Владыки Христа, твердый хранитель всем людям и мудрый воитель, крепкий воевода Небесного Царя! Помилуй меня, грешного, нуждающегося в твоей защите, сохрани меня от всех видимых и невидимых врагов, особенно же избавь от ужаса смертного и от смущения диавольского, и сподоби меня непостыдно предстать пред Создателем нашим в час страшного и праведного Суда Его. О всесвятой великий Михаил Архистратиг! Не пренебреги мною грешным, молящимся тебе о помощи и заступничестве твоем в веке сем и в будущем, но сподоби меня там вместе с тобою славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь. КАНОН АРХАНГЕЛУ ГАВРИИЛУ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Более того, помогает эту рыбу ему извлечь на сушу, приказывает ему сохранить желчь и печень этой рыбы. Когда Товия приходит к месту назначения, ему предлагают в жены девушку, которой, как выясняется, обладает нечистый дух. Этот спутник, о котором мы уже догадались, что это Архангел Рафаил, повелевает ему внутренности этой рыбы положить в курильницу и с этим войти в комнату, где стоит брачное ложе. Почуяв аромат этого каждения, злые духи покидают эту девушку, и она становится женой Товии. Через некоторое время они возвращаются назад, и оставшейся печенью этой рыбы Товия по приказу Архангела Рафаила мажет глаза своего отца, и тот прозревает. Поэтому Архангел Рафаил и считается целителем. Традиционно он изображается либо с ларцом с лекарствами, либо держащим за руку Товию. Архангел Уриил. Переводится его имя, как «Свет Божий» или «Огонь Божий». Чаще всего он изображается с огненным мечом. О нем мы знаем из третьей книги Ездры. В иудаизме Уриил считается повелителем звезд и начальником небесного воинства. Согласно другому апокрифу, так называемым Сивиллиным книгам, именно Уриил открывает врата ада, сопровождает души умерших к трону Господню и охраняет врата Рая. Именно Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил, четыре Архангела, которые были изначально признаны церковью, чаще всего изображаются в древних церквях в куполах, рядом со Спасителем. Архангел Селафиил, чье имя переводится как «молитва, моление к Богу», изображается в молитвенной позе, здесь он изображен с кадилом, но чаще всего это руки, сложенные на груди. Архангел Иегудиил, чье имя в переводе означает «Хвала Божия», «славитель Божий», следящий за соблюдением Божией справедливости, изображается с венцом для праведников и с бичом из трех верёвок для грешников, для того, чтобы соответственно награждать и наказывать. Архангел Варахиил, «благословение Божие приносящий», изображается чаще всего с платом, на котором изображены белые цветы, как символ особого благословения, которое он приносит верующим. Вопросы. Значит, Ангелы не могут творить?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Главный иконостас Никольского храма, очевидно, создан ко времени освящения храма в начале 1797 года либо вскоре же после него, по крайне мере, стиль живописи большинства икон соответствует невьянскому конца XVIII – первого десятилетия XIX века. Сам деревянный позолоченный иконостас, выполненный в барочном стиле и украшенный резьбой, имеет необычную и сложную конструкцию. Его средняя – главная – часть почти круглой формой сильно выступает на очень просторную солею. Такая эффектная и красивая конструкция, тем не менее, затруднила восприятие икон, на ней размещенных, а также обусловила не совсем обычное расположение некоторых образов иконостаса. Главные иконы – ростовые изображения Господа Вседержителя и Богородицы Великой Панагии – находятся по бокам этой округлости иконостаса, и увидеть их одновременно возможно только в ракурсе и только частично, так как деревянные щиты икон, повторяя форму конструкции, искусственно закруглены. Прихожанин, стоящий напротив Царских врат, в нижнем ряду хорошо видит только образы Архангелов, написанные на диаконских вратах. Причем традиционно в сценах предстояния Архангел Михаил расположен слева от Господа Вседержителя (одесную, то есть по правую руку, Спасителя), а Архангел Гавриил – справа. В Никольском храме Архангел Михаил находится в правой части иконостаса, но рядом с Иисусом Христом, как высший в иерархии Архангел – Архистратиг Воинства Небесного, изображенный в золотых доспехах и с огненным мечом в руке. Его предстояние Господу Вседержителю хорошо видно, если смотреть на иконостас не из центра храма, а с правой стороны. В левой части алтарной преграды образу Богородицы предстоит Архангел Гавриил, принесший Деве Марии благую весть о рождении Ею Спасителя. В руке Архангела ветвь с розами. Хотя обычно Архангел Гавриил в поздней иконописи изображается с лилиями – символом чистоты, непорочности, роза – царица цветов – также считается цветком Царицы Небесной. Три цветка розы на ветви напоминают три Иерусалимские звезды на мафории Богородицы – знамение непорочности Девы Марии до, во время и по Рождеству Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=01239

В сюжетах поклонения Кресту Архангел Гавриил держит в руках орудия Страстей. Ряд изображений Архангела Гавриила связан с императорской иконографией в византийском искусстве – его изображали в сценах коронования. С XV века изображение Архангела Гавриила (помимо изображения Благовещения на царских вратах) встречается на алтарных боковых дверях. В монументальной живописи изображения Архангела Гавриила располагались в боковых апсидах или около входа в храм. В сложившейся традиции Архангел Гавриил изображается с фонарем в правой руке, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом (зеркалом) из ясписа. Зерцало обозначает, что Архангел Гавриил – вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Фонарь же в данном случае обозначает, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их. Иногда же Архангел Гавриил изображается с ветвью райских цветов, принесенных им Богородице. Чудеса святого Архангела Гавриила Явление Моисею Согласно церковному Преданию, ангел, явившийся Моисею, был именно Архангел Гавриил. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает (Исх. 3: 1–2). Явления пророку Даниилу Согласно церковному Преданию, а также Священному Писанию, пророка Даниила неоднократно посещали Архангелы. Архангел Гавриил являлся ему, дабы истолковать бывшие пророку видения. Вот как в Книге пророка Даниила говорится об этих явлениях: В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. Начав речь, Даниил сказал: «Видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Слово αρχγγελος – архангел, означает начальника ангелов, главного над ангелами. Приставка «арх» перед «ангел» имеет значение главенства. «Иисус Христос заслуживает чести и потому, что Он является главным ангелом Иеговы или архангелом. На каком основании мы приходим к этому заключению? Приставка «арх», означающая «главный» или «ведущий», намекает на то, что существует только один архангел». (Сторожевая Башня, 01.02.1991 г., стр. 17). Свидетели Иеговы весьма предвзято указывают на приставку «арх». Нелепость этой попытки разоблачается другими греческими словами с этой же приставкой «арх». Например, слово αρχιερευς – первосвященник состоит из приставки «арх» и слова «иерей». Но нелепо утверждать, что эта приставка указывает на одного «архиерея»: «Твой народ и первосвященники [αρχιερεις] предали Тебя мне; что Ты сделал?» ( Ин.18:35 ). Следовательно, слово «архангел» не обозначает абсолютно самого главного и единственного над всеми ангелами, и по этой причине не может обозначать Иисуса. Что самое интересное, в каноническом тексте Ветхого Завета этого слова вообще нет, и поэтому вполне понятно, почему Михаил назван одним из первых князей, под которыми подразумеваются подобные по титулу ангелы:«...но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских». ( Дан.10:13 ). Так как Михаил является архангелом, соответственно под первыми князьями понимаются такие же архангелы. Здесь Михаил архангел описывается как один из первых князей (архангелов), он не самый первый, то есть он один из себе подобных по титулу, и, следовательно, у него нет главенства над другими первыми князьями. Проблема Свидетелей Иеговы заключена в вере в только одного архангела. Существование же любого множества архангелов означает потерю уникальности Христа как одного из них. Но уже в пророчестве ( Дан.10:13 ) Михаил не уникален и не имеет полной власти, в отличие от Иисуса Христа, Который существует наравне только с Отцом и Святым Духом. Михаил архангел упоминается в Библии очень редко. Причем архангелом он назван только один раз ( Иуд.1:9 ), тогда как в другом случае титул «архангел» употребляется без имени ( 1Фес. 4:16 ). Поэтому здесь нельзя с полной уверенностью сказать, что речь идет именно о Михаиле, что вполне может подразумевать любого другого архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. История празднования Собора Архистратига Михаила Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. Архангел Михаил в Ветхом Завете Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами. Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви. Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». Чудо Архангела Михаила в Хонех

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010