Художественная жизнь Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 20). В то же время на грядущую судьбу праведных указывал образ в среднике иконы: при внимательном изучении иконы «Архангел Михаил с деяниями» удалось заметить, что нимб Архангела украшает стилизованный растительный орнамент, стилистически близкий декору фасадной ленты Никольского собора в Можайске конца XIV в. и криновидному орнаменту на белокаменных фрагментах, найденных в 1933 г. при разборке кремлевской церкви Спаса на Бору. Общим мотивом орнамента служат «пучки» стеблей, перехваченных широкой петлей у основания, причем боковые лепестки «пучка» завершаются волютообразными завитками, обращенными вверх (Гращенков А.В. Резные пояса белокаменных храмов Ивана Калиты в Московском Кремле//Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М, 1994. Сс. 42-43). Этот мотив целесообразно соотнести с описанием рая в «Житии Василия Нового», где повествуется о златолиственных деревах и « насажденном Богом винограде, от него же Адам изгнан бысть» (РГБ, ф. 299/4. Лл. 49, 217). Стилизованный растительный орнамент в среднике мог восприниматься как символическое изображение райского сада, а сам архангел Михаил в таком случае действительно представал как небесный страж, стоящий у врат рая (Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974, Сс. 43-45). В «Сказании Пандолеонта» это призвание Архангела Михаила выражено особенно ярко: « И такового и божественного Архистратига Михаила…постави оттоле нам избранным христианам великого предстателя и Спаса» (Великие Минеи Четии, собранные митрополитом всероссийским Макарием. Ноябрь. Дни 1-12. СПб., 1897. Стлб. 251). На иконе «Архангел Михаил с деяниями» самое первое клеймо изображает Пресвятую Троицу, а на сопочанской фреске XIII в. сербской школы в приделе св. Стефана сохранилось даже изображение архангела Михаила с надписью « Архангел Михаил хранитель Святой Троицы». Первый образ «Живоначальной Троицы» преп. Андрея Рублева Крепость от Бога приим яко державну вари ныне, Архангеле, славе Божии Божиями просвещаем троическими зарями (Последование архангелу Михаилу из Ильиной книги) На 6-м клейме кремлевской иконы с изображением «Лествицы Иакова» лествица перекинута по диагонали к правому верхнему углу, где изображен небесный проем.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Неожиданное появление вестников неба вызвало смущение и у того и у другого, как бы испуг. Впрочем, о Божьей Матери сказано, что Она, услышавши приветствие Архангела Гавриила, смутилась и размышляла, что это за приветствие такое, с которым он к Ней обратился. Про Захарию тоже сказано, что он смутился и страх напал на него. На Божию Матерь такой страх не напал, потому что, по преданию, Архангел Гавриил и раньше Ей являлся, Она смутилась только от необыкновенного приветствия, которое услышала. Архангел Гавриил, видя, как Захария испугался, говорит: (Лк.1:13, 14). Таким образом и Дева Мария и праведный Захария услышали радостное благовестие от вестника неба, но их реакция была совершенно разная. Дева Мария сначала, в порядке чисто человеческих размышлений, только спросила Ангела: Как это может быть? Как Я могу сделаться Материю, когда мужа не знаю? (Лк.1:34). Т.е. Она указывает на то, что дала обет девства, до смерти ненарушимый и ни в коем случае ему не изменит и не нарушит его. Как же Она может сделаться Матерью? Вполне естественно человеческое недоумение, почему Архангел Ей и объяснил: (Лк.1:35), т.е. это будет сверхъестественным действием Божиим, благодатным действием. Как только Она услышала это разъяснение, с Ее чистейших уст слетели те чудные слова, которые митрополит Филарет Московский называл «благовестием от земли к небу». , — сказала Она, — (Лк.1:38) Ни тени сомненья: раз Архангел объяснил Ей то, что могло Ее в этом отношении удивить, сейчас же полное принятие воли Господней — Она — Раба Господня, раба не рассуждает, а смиренно повинуется воле господина. Совсем другое было у Захарии. Когда он услышал благовестие Ангела, то говорит: Как это может быть: я уже стар и жена моя стара, как мы можем быть родителями? (Лк.1:18). В его словах было определенное недоверие к словам благовестника неба, почему Архангел Гавриил и говорит ему, что он послан с неба благовестить это Захарии, а за то, что он не веровал его благовестию, он онемеет, лишится дара речи до самого того момента, когда сбудется предсказание архангела о рождении его сына. Причем, характерно, что когда Захария вышел из алтаря, и действительно оказался нем, то, говорит Евангелие, он объяснялся с народом знаками. Толкователи Евангелия полагают, что он при этом еще и слух потерял, не слышал, раз он знаками объяснялся. Вероятно, и ему также знаками отвечали. Так предполагают некоторые толкователи Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Жил в Палестине (земле иудейской) благочестивый священник по имени Захария. Жену его звали Елисаветой. Она была родственницей Девы Марии. Детей у Елисаветы и Захарии не было до старости, что очень их печалило. Однажды, когда Захария служил в храме Иерусалимском и вошел в святилище для каждения, ему явился Архангел Гавриил и сказал, что у него родится сын, которого должно назвать Иоанном; что Иоанн будет велик пред Богом и исполнен Духа Святого; он будет именно тем человеком, с духом и силой пророка Илии, который, по словам пророков, должен приготовить людей к встрече Спасителя. Шел с этого времени шестой месяц, и тот же Архангел явился в Назарете, в доме Иосифа, Пресвятой Деве Марии, Которую Господь избрал в матери Спасителю, как самую чистую на земле, непорочную и любящую Бога. Архангел Гавриил вошел к Марии и сказал: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна ты между женами». Мария смутилась и видом Архангела, и его словами и раздумывала, что это значит. И сказал Ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать (милость) у Бога. И вот Ты родишь Сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего (т. е. Божиим), и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца (предка) Его, и царству Его не будет конца». Дева Мария смутилась от этих слов еще больше и спросила Архангела: «Как это может быть со Мною, когда у Меня нет мужа?» Архангел ответил: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя; потому и Рожденное святое, то есть святой Младенец, Который родится) назовется Сыном Божиим». На это Мария смиренно сказала: «Я раба Господня; пусть будет со Мною, что ты сказал». Тут же Архангел объявил Марии, что Ее родственница Елисавета тоже ждет сына. Пресвятая Дева пошла навестить Елисавету, а та, увидав Ее еще издали, по внушению Духа Святого, приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда мне такая радость, что ко мне пришла Мать моего Господа!» Мария же отвечала: «Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он (увидел) на смирение рабы Своей, ибо отныне (с этого времени) ублажат (будут прославлять) Меня все роды (народы), что сотворил Мне величие (возвеличил) Сильный, и свято имя Его». Таким образом, Елисавета первая назвала Пресвятую Деву Марию Матерью Божией (Господа).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Второе место в этом ряду занимает Архангел Гавриил (в переводе на русский — «Сила Божия». В Священном Писании он возвестил явление Силы Божией, например, о рождении от неплодных супругов Захария и Елизаветы Предтечи Господнего Иоанна. Впоследствии он же сообщил человечеству о проявлении Всемогущества Божия в воплощении Творца Вселенной Иисуса через Пречистую Деву Марию (Лк.1:11–20; 26–38). Его часто изображают с небесной ветвью в руках, которую он принес Богоматери, сообщая Волю Божию о Ее славном переходе из скорбей земного жития к Небесной Славе — Успении. Третий воевода Небесных Сил — Рафаил, что означает «Исцеление Божие, или Помощь». В Библии описано чудесное явление этого Архангела Товии, сопутствовавшего ему и совершившего ряд потрясающих чудес. Архангел освободил невесту его от злого духа, исцелил слепоту престарелого отца и совершил ряд удивительных дел милосердия. Когда он возносился от семьи Товии к Небесным Обителям, то заповедал им, а значит и нам, говоря, что молитва с постом, милостынею и правдой избавляет от смерти и очищает всякий грех («…искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан.4:24)). Поэтому каждый, желающий заступничества этого Небесного Воеводы, может получить его через молитву, пост и дела милосердия. Четвертый — Архангел Уриил, то есть «Огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением полезных для нас истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, избавляет от грязных, земных привязанностей, укрепляет в познании Вселенной, помогает служителям науки. Пятый — Архангел Селафиил, согревает наши холодные молитвы, усилив их, помогает нашим сердцам воскресать горячей любовью к Богу. Шестой — Архангел Иегудиил, то есть «Хвала Божия». Он изображается с венцом и бичом в руках, что говорит о его защите людей, стремящихся в чистоте служить Богу и ближним. Этот Ангел поощряет всякий добрый труд, напоминая нам, что все доброе, прекрасное и спасительное добывается усилиями, а подчас через скорби и болезни. Сам Иисус говорит: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и труд наш имеет столь великую награду на целую вечность, что никакие скорби и беды не могут сравниться с той беспримерной ожидаемой Христовой Славой. Однако Иисус предупреждал, что в этой краткой жизни только «…претерпевший же до конца спасется» (подчеркнуто мной — А В.) (Мк. 13:13).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21: 91). У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса. Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение. «Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16–21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:26-35 ). Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же. С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…» 2) Мусульмане считают Библию искаженной

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

По преданию, именно Архангел Гавриил явился во сне и Иосифу Обручнику, объяснив ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в Ней от Духа Святого : «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 18—2 1). А когда Господь наш родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью свои стада и сказал: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 8—12). Жены-мироносицы услышали от него радостную весть о Воскрешении Христовом . Полагают также, что именно Архангел Гавриил явился с неба Христу Спасителю перед Его страданиями, когда Он молился в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения . Хвалебной песне Божией Матери «достойно есть» научил инока Афонского монастыря также Архангел Гавриил. Посему Церковь именует Архангела Гавриила служителем чудес и таин Божиих, возвестителем радости и спасения, провозвестником и служителем Божественного всемогущества. 26 марта (8 апреля) празднование в честь Архангела Гавриила есть день Собора , потому что христиане на другой день Благовещения собираются вместе славить священными песнями святого Архангела, как небесного вестника великой тайны воплощения Сына Божия. Святой Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12:15). 13 (26) июля – Собор святого Архангела Гавриила. Праздник этот существует с IX века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» ( 62  голоса:  4.5 из  5) Глава 7. Успение Богоматери Всем существом Своим Пречистая Дева стремилась к небу. Чем ближе подходила Она к вожделенному переходу в миры иные, тем сосредоточеннее становилась Ее всегда молчаливая и углубленная в Себя душа. Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. И вся жизнь Ее полна была не перестающей молитвы. Целые дни, целые ночи проводила Она, молясь в винограднике Гефсиманском, и кто расскажет, какими озарениями просветлялась в эти часы молитвы Ее великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном? Можно догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела, о тех церквах верующих, которые под влиянием проповеди апостолов, обходивших вселенную, основывались в разных странах мира. Но, вероятно, более всего молилась Она о том, чтобы скорее разрешиться от уз плоти и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред Своим Божественным Сыном. Однажды, когда Богоматерь молилась, явился пред Нею с лицом, сияющим радостью, архангел Гавриил. Он был служителем Девы с самого детства Ее, питателем Ее во «Святом Святых», благовестником воплощения чрез Нее Бога и во все дни жизни Ее неотступным Ее хранителем. Архангел принес Ей от Господа радостную весть о скором Ее преставлении, которое, как он сказал, должно было произойти через три дня.  По другим преданиям, архангел Гавриил явился Богоматери перед ее кончиной два раза: в первый раз за пятнадцать и второй за три дня до Успения. В этот последний раз архангел вручил Деве райскую финиковую ветку. На Елеонской горе, неподалеку от вершины, с которой Христос вознесся на небо, доселе паломникам и путешественникам показывают то место, где Богоматерь приняла от небесного посланника счастливую весть о приближении Своего Успения. Архангел говорил Пречистой Деве, чтобы Она не смущалась принесенной им вестью, но приняла ее с веселием, так как Она переходит к бессмертной жизни, чтоб вечно предстоять бессмертному Царю славы. Он говорил: «Тебя ждет Сын Твой и Бог наш, с архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных. И возьмет Он Тебя, Матерь Свою, в горнее царство, да живешь Ты и царствуешь с Ним бесконечные веки».

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В системе «Ареопагитик» все три триады находятся в жестком соподчинении. Поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов. Соответственно и человек может непосредственно общаться только с последним чином ангелов третьей триады. Жестко закрепленный принцип иерархического посредничества – это то, что является самым уязвимым в небесной иерархии «Ареопагитик», поскольку ангелология Священного Писания не укладывается в иерархию Дионисия. Так, например, Серафим в книге пророка Исаии является непосредственным посланником Бога. Или же, согласно Откровению Иоанна Богослова, Архангел Михаил назван главой небесного воинства и предводителем всех ангельских чинов; в этом качестве его и почитает Церковь. Однако в системе Дионисия архангельский чин – один из низших в небесной иерархии. Поэтому, признавая неоспоримую ценность «Ареопагитиков», Церковь учит о том, что ангельский мир таинственен и непостижим. Святой Архангел Михаил Небесный Архистратиг Архангел Михаил – высший в ангельской иерархии. Имя Михаил на еврейском означает «кто, как Бог», в значении «никто не равен Богу». Православное Предание почитает Архангела Михаила, как Архистратига – верховного военачальника Небесных Сил. В Священном Писании он именуется вождем воинства Господня (см. Нав. 5: 14–15), так как под его водительством ангельские силы выступили против диавола. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр. 12: 7–9). Кроме того, Архангел Михаил почитается и как борец против всякого беззакония среди людей и помощник верным. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли (см. Нав. 5: 13–15). Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Даст ти Бог место, тамо водворися. По ней языцы хотят ратовати, Но неподвижно будеши стояти. Врата адова тя не одолеют, Врази изчезнут твои и истлеют. Мужайся крепко, на брань готовися, Христу жениху прилежно молися, Иже с тобою выну хощет быти, и аз тя буду от всех враг хранити. Тогда явится змий из ада исходяй, архангел же течет к Церкви Иди, не медли, Христова невесто, Идеже Бог ти уготова место. И поидет Церковь и архангел, а за ними змий поидет, рыча и яряся. Архангелу же защищающу, змий мимо идет за завесу. По сем абие изидет Жидовин со оружием и речет Где есть Церковь Христова? Хощу ю рубити, He к тому будет христиан родити. Приидет Турчин и речет Камо отиде, милости христианска? Хощет ю сещи сабля отоманска. Татарин Аз вам на помощ скоро прибегаю, На христианы лук мой напрягаю. Кузулбаш И аз вам, друзи, готов пособити, Род христианский весма истребити. Башкирец Где христиане? Братие, скажите, Всяк со оружием за ними бежите. Мордвин Се, друзи мои, и аз хощу с вами, Искал состреляти луком христианы. Арапин И моя ревность не может терпети, За Мохомота хощу и умрети. Посем избежит из ада Диавол и крикнет Го, го, го, любезнии друзи, Князя моего истиннии слузи! Но вси на Церковь сильно нападайте, Род христианский вконец истребляйте. Они же станут аки приступати. Изидут христиане и убиени от них падут два, а прочии поизбиша. Тогда снидут анггели с небесе и возмут от них души и понесут на небо, а христианом придет в помощ арханггел с мечем. Архангел же пришед в пособие глаголет Раби Христови, на враги дерзайте, Богь вам помощник, силно побеждайте. Погонят нечестивых, от них же падут два и приидут диаволи из ада и похитят их души и понесут во ад, кричаще. Тогда христиане возвратившеся возмут телеса убиенных с собою. А нечестивии, тайно избегше, похитят телеса своих. По побеждении речет Архангел Божии слузи, Господа хвалите, Благодарствие о сем принесите. Архангел идет на небо, а христианин един речет Внидем в дом Божий славу ему дати, Победителны песни воспевати. И зайдут за завесу и воспоют тихо и сладце «Тебе, Бога, хвалим» или «Слава во вышних Богу», или что подобно. Имже представшим пети и един от них речет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрея дель Верроккио – Крещение Христа. Иоанн Предтеча изможден. Первый ангел налево от зрителя написан Леонардом да Винчи. Козима Розелли – святая великомученица Варвара, в рост, между Предтечей и апостолом Матфием. Под ногами ее – диавол в виде человека. Вдали нарисована баня ее. Внизу надпись: Barbara diva tibi tabulam sanctissima cetus Thevtonicus posuit qui tua festa colit 264 . Сандра Боттичелли – Богоматерь с Младенцем и около Нее Предтеча, Мария Магдалина, Франциск и св. Екатерина великомученица, все в рост, а Косма и Дамиан на коленах. Тут все лица белы как снег и благообразны. Доменика дель Гирландайо – Рождество Иисуса Христа, обожаемого вифлеемскими пастырями. Богоматерь под сенью хижины стоит на коленах и обожает Своего Младенца. Она прекрасна. На одной пилястре хижины выставлен год 1485. Лоренца да Креди – Рождество Иисуса Христа, обожаемого теми же пастырями. Богоматерь под сенью хижины, на коленах, обожающая Младенца Своего. Дивная красота. У всех лиц тут волосы золотисты. Сандра Боттичелли – Богоматерь с Младенцем на руках и около Нее архангел Михаил, св. Варвара, Иоанн Богослов, св. Амвросий и св. Екатерина великомученица. Большая картина на доске. Богоматерь бела как снег и дивно хороша. Эта красота небесная, ненаглядная. Хитон на Ней красный, иматий голубой, отороченный золотыми полосами. Младенец толстоват. Архангел Михаил, как рыцарь, держит в руке тонкую шпагу. Два ангела – два красавца, изображены с орудиями страстей Христовых: у одного три гвоздя, у другого – терновый венец. Петра Перуджина – Вознесение Богоматери на небо с хором ангелов, играющих на разных инструментах. вверху Бог Отец, внизу св. Венедикт, св. Бернард, архангел Михаил. Сей архангел одет по-флорентински: в красные штаны в обтяжку, а на голове у него красная фесочка. Странно! Неприлично! Не церковно! Внизу сей картины подписано: Petrus Perusinus pinxit anno Domini 1500 265 . Андрея дель Сарто – четыре святые: архангел Михаил, Иоанн Креститель, Иоанн Гуальберт и Бернард. Кисть нежная! На картине выставлен год 1528-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010