По словам библейского учения, «про­изошла на небе война; Михаил и ангелы его воевали против драко­на и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе, и низвержен был великий дра­кон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщаю­щий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». 103 Очевидно, среди лучшей части бесплотного мира лу­кавые происки искусного соблазнителя не только не нашли себе ни­какого сочувствия, но и вызвали прямое негодование. Разумные духи, очевидно, вполне понимали, что, при каких бы условиях они ни существовали, они никогда не сделаются равными Богу – это именно потому, что они могут существовать только в условиях, т.е. могут быть только ограниченными. Поэтому для нравственно-чис­тых разумных духов было до очевидности ясно, что в своём Боге-Творце они имеют вечный и единственный образ бесконечного со­вершенства, так что если они действительно желают идти по пути нравственного усовершенствования, то в этом случае для них, не­сомненно, возможен только один путь – путь возможного уподоб­ления Богу, потому что всякое уклонение от Бога, как уклонение от реального образа истинного совершенства, есть уклонение к пу­стоте, т.е. к совершенной потере нравственного существования. На этом основании чистые духи, естественно, могли высказать только своё решительное осуждение по поводу ложных представлений о Боге и об их собственном тварном величии. А так как их бывший вождь упорно настаивал на своём представлении, то они, естест­венно, увидели в своей жизни первую печальную необходимость начать обязательную борьбу с первым заблуждением. По библей­скому известию, энергичным защитником истины тогда выступил один из вождей духовного мира – архангел Михаил, около которо­го и соединились все небесные защитники истины. Обе стороны, как выражается апостольское слово, тогда воевали друг против дру­га, т.е. каждая из них старалась доказать свою правоту, и виновник падения не устоял в этой духовной борьбе, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Почитание Почитание Архангела Михаила началось еще с ветхозаветных времен. Его почитали как вождя воинства Господнего, помогающего избранному народу. В Новозаветной Церкви традиция почитания Архангела Михаила была продолжена. О нем писал в своем Послании святой апостол Иуда: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1: 9). В связи с эсхатологическими ожиданиями Церкви в ранний период Архангела Михаила почитали, как вестника грядущего Суда и воскресения мертвых. В Первом Послании к Фессалоникийцам апостол Павел так писал об этом ожидании: При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фес. 4: 16). Однако во времена апостольские почитание ангелов вообще, в том числе и наивысших Архангелов, привело к соблазну гностицизма и возникновению первых ересей. Апостол Павел предупреждал об этом в Послании к Колоссянам: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2: 18). После Миланского эдикта 313 года, изданного равноапостольным императором Константином и даровавшего свободу Христианской Церкви, почитание Архангела Михаила только возрастало – и на Западе, и на Востоке. В Малой Азии центром почитания Архангела стали Колоссы, близ которых произошло знаменитое «Чудо в Хонех». В память этого события Церковью даже было установлено отдельное празднование 19 (6) сентября. На Западе центром почитания Архангела Михаила стал Сипонт, близ которого произошло явление Архангела на горе Гарган, спасшее город от нашествия лангобардов. Столицы Востока и Запада – Константинополь и Рим – также не отставали в почитании Архистратига Михаила. В Риме Архангела почитали за избавление от чумы во времена папы Григория Великого. Поэтому в его честь была освящена главная городская твердыня – Замок святого Ангела. В Константинополе святой Михаил также почитался как великий небесный исцелитель и его главная святыня – Михалион – находился примерно в 80 км от столицы Византийской империи (в этом месте он, по преданию, явился императору Константину).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Преподобный Петр Дамаскин (63, 76). Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные силы, или Умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую к злу. (Они) непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)... (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение. Святитель Григорий Богослов (13, 50). О семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: " благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его " (Апок. 1, 4), и еще: " я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом " (Апок. 8, 2). В книге Товитовой один из них говорит: " Я-Рафаил, один из семи святых Ангелов " (Тов. 12, 15), предстоящих Господу. Эти семь Ангелов по именами по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так. Михаил - служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил2 - служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил3 - служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил 4 - служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил5 - служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил6 - служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил7 - служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. Святитель Димитрий Ростовский (103, 816) 8 .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Прости нас, Милосердный Господи! Может быть, кто-то вместо святых икон Господа и Богоматери держит дома всякие языческие маски: хвостатых драконов, оскаленную пасть индийского “божка счастья” и тому подобную нечисть? Прости нас, Милосердный Господи! А иной ограничился отечественной подковой, повешенной над дверным косяком загнутыми концами кверху. Суеверие! Прости нас, Милосердный Господи! Верят ли наши читатели, что прошедший “год козы” сменился “годом свиньи”, и ждут ли теперь наступления года какого-нибудь нечистоплотного и ядовитого грызуна? Некоторые на Новый год даже обменялись соответствующими изображениями. И глупо, и почти кощунственно, ибо каждый год есть год благости Божией, которой мы вверяем себя участвуя в новогоднем молебне в храме Господнем. Прости нас, Милосердный Господи! И не перечислить всех искушений, ибо каждый день порождает все новые и новые. Желающие могут познакомиться с ними в современных пособиях для готовящихся к Исповеди, а мы в заключение укажем на напасть ушедших лет, пленявшую почти всех школьников, живущих в России. Я имею в виду детские организации, отравленные духом безбожия. Нелишне покаяться побывавшим в рядах октябрят, пионеров, комсомольцев, которые, бедные, и сами не знали, с кого брали пример и кому подражали. Прости нас, Милосердный Господи! А паче всего приими покаяние в маловерии нашем и рукою святых Ангелов огради сердца чад Твоих от всех антихристианских искушений! Мысль ваша, дорогие мои сподвижники, пусть вознесется теперь на небо, откуда ниспал, словно молния, в свое время сатана. Знаете ли вы свидетельство книги Откровения? “И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон… на землю, и ангелы его низвержены с ним” . “Кто сей, сокрушивший с небес прегордого Денницу? – спросим мы. А вот он перед вами – Архангел Божий Михаил, Архистратиг (предводитель) Небесных Сил! Именно он стоит за сынов народа христианского, помогая последователям Господа в брани с тьмою века сего.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

протоиерей Михаил Браверман Зачатие Пресвятой Богородицы Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог. Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна. Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [ Быт. 12:3 ]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [ Лк. 1:6–7 ]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой. И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного. Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [ Гал. 3:16 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слова же: «и я пришел по словам твоим» имеют следующий смысл: после того, как ты начал чрез добрые дела, слезы и пост призывать милосердие Божие, также и я получил повод предстать пред Богом и молить о тебе. Дан. 10:13 . Но князь царства персидского стоял против меня двадцать один день. Как мне кажется, это тот ангел, которому вверена Персия, согласно с тем, что мы читаем в Второзаконии ( Втор. 32:8 ): «Егда разделяше Вышний языки и рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих». Это те князья, о которых и апостол Павел говорит: «Премудрость... глаголем в совершенных... юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор. 2:6, 8 ). Стоял же против него князь, то есть ангел персов, действуя в пользу вверенной ему страны, чтобы не был отпущен из плена весь народ. И хотя с первого дня, как пророк расположил сердце свое к уразумению, он был услышан Богом, но, может быть, потому и не был послан к нему ангел Божий для возвещения ему милости Божией, что в течение двадцати одного дня против него стоял князь персидский, перечислявший грехи народа иудейского [в доказательство того], что он справедливо удерживается в плену и не должен быть отпущен. И вот Михаил, один из первых князей, пришел на помощь мне. Когда ангел персов противустоял молениям твоим и тому, чтобы был послан в тебе я, приносивший пред Богом молитвы твои, ко мне на помощь пришел ангел Михаил, охраняющий народ израильский. Под первыми же князьями мы разумеем архангелов. И я оставался там при царе персидском. Царем персидским называет ангела, то есть князя, и дает знать, что он оставался несколько времени подле Михаила, говорившего против князя персидского. Дан. 10:14 . Но я пришел, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни. О чем Даниил молился, это он удостаивается услышать, [именно]: что будет с народом израильским не в ближайшее время, а в последние дни, то есть при кончине мира. Дан. 10:16 . Господин мой! от видения твоего ослабели суставы мои (или повернулись во мне внутренности мои) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Спрашивается: если тотчас он был услышан, то почему не тотчас же был послан в нему ангел? Чрез замедление ему дан был повод еще более молиться пред Богом, чтобы, желая большего, он чрез [свой] труд заслужил и более услышать. Слова же: и я пришел по словам твоим имеют следующий смысл: после того, как ты начал чрез добрые дела, слезы и пост призывать милосердие Божие, также и я получил повод предстать пред Богом и молить о тебе.    Ст. 13. По князь царства персидского стоял против меня двадцать один день.    Как мне кажется, это тот ангел, которому вверена Персия, согласно с тем, что мы читаем в Второзаконии (32, 8): егда разделяше Вышний языки и рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих. Это те князья, о которых и апостол Павел говорит премудрость глаголем в совершенных, юже никтоже от князей века сего разуме. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (I Кор. 2:6—8). Стоял же против него князь, то есть ангел персов, действуя в пользу вверенной ему страны, чтобы не был отпущен из плена весь народ. И хотя с первого дня, как пророк расположил сердце свое к уразумению, он был услышан Богом, но, может быть, потому и не был послан к нему ангел Божий для возвещения ему милости Божией, что в течение двадцати одного дня против него стоял князь персидский, перечислявший грехи народа иудейского [в доказательство того], что он справедливо удерживается в плену и не должен быть отпущен.    И вот Михаил, один из первых князей, пришел на помощь мне.    Когда ангел персов противустоял молениям твоим и тому, чтобы был послан в тебе я, приносивший пред Богом молитвы твои, ко мне на помощь пришел ангел Михаил, охраняющий народ израильский. Под первыми же князьями мы разумеем архангелов.    И я оставался там при царе персидском. Царем персидским называет ангела, то есть князя, и дает знать, что он оставался несколько времени подле Михаила, говорившего против князя персидского.    Ст. 14. Но я пришел, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ст. 11–12. …И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли (Ханаанской)... А манна перестала падать... Как первоначальное появление манны в пустыне Син 78 , так и внезапное исчезновение ее на полях Иерихонских показывает, что это был хлеб небесный и чудесный. Прекращается она тогда именно, когда Господь провел народ свой через пустыню Аравийскую, и довел до земли Обетованной, и когда евреи получили возможность питаться естественными произведениями земли. Ст. 13–14. Иисус, находясь близ Иерихона (вероятно, для осмотра и военных наблюдений над окрестностями Иерихонскими), взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Наш ли ты, или из неприятелей наших?... я вождь воинства Господня!... По мнению большей части отцов и учителей церкви 79 , сей небесный вождь был ни кто иной, как Михаил Архангел, богопоставленный покровитель и хранитель народа еврейского 80 . Посему-то, в православной церкви на день Архангела Михаила, 8 ноября, и читается паремия, заимствуемая из этого, именно, места книги Иисуса Навина. Чудесное и ободрительное явление архистратига воинств небесных было как нельзя более благовременно для вождя еврейского; ибо для него наступил великий и решительный день, которым должна была открыться борьба с сильнейшими и враждебными Ханаанскими племенами, для постепенного введения народа Божия в обетованное наследие!... Ст. 15. …Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих... Иисус так и сделал... Из этого обстоятельства видно, что явление архистратига Господня было не во сне, или в некотором восхищении чувств, а на самом деле. Снятие обуви было в древности знаком благоговения к святыне. Поскольку же Ангел Господень говорит от имени Иеговы, то он требует обычных знаков богопочтения 81 . Глава 6. Взятие Иерихона а) Откровение о способе завладения Иерихоном (ст. 1–4). б) Порядок шествия Израильтян вокруг Иерихона (ст. 5–15). в) Заклятие, произнесенное Иисусом Навином на город Иерихон (ст. 10–18). г) Падение Иерихона и спасение семейства Раави (ст. 19–24). д) Завещание Иисуса относительно Иерихона (ст. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Характер будущего преобразования мира ( 2Пет. 3:12, 13 ). «Воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают. Впрочем, мы, по обетованию Его (т. е. по Божию), ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Нравственный вывод и назидание ( 2Пет. 3:14–18 ). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа (т. е. что Он медлит прийти на страшный суд) почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам (например, в послании к Ефесеям, Галатам и Колоссянам); как он говорит об этом (т. е. о святом провождении временной жизни в ожидании последнего суда) и во всех посланиях (особенно же в обоих посланиях к Солунянм)… Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением бззаконников… По возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный. Аминь. Нарочитое объяснение некоторых мест в послании 2Пет. 2:11, 12 . Обличая развратных лжеучителей и еретиков, между прочим, за гордость, презрение начальства и злословие высших, Святой Апостол приводит следующий замечательный довод: «тогда как ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда, они, как бессловесные животные… злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся»… Довольно трудноватое место. Полагают, что Св. Ап. Петр возносится здесь мыслью своей к тем добрым ангелам хранителям, водительству и защите которых поручаются отдельные народы и царства ( Дан. 10 ). Несмотря на свою превосходящую силу и могущество, сии ангелы покровители, по словам Св. Ап. Петра, «не произносят укоризненного суда» на земные власти и начальства (а может быть, даже и ходатайствуют за них молитвенно) даже в тех случаях, когда этот укоризненный суд был бы ими заслужен и справедлив за неверность их призванию и долгу. В самом деле, по известию Св. Ап. Иуды «сам Михаил Архангел (вождь и покровитель еврейского народа), когда всякого укоризненного суда, сказал ему только с достоинством и властью: да запретит тебе Господь! ( Иуд. 9 ). А ничтожные по своему значению и силе проповедники лживой свободы на земле, руководствуясь только злыми инстинктами гнева и похоти, как бессловесные животные, злословят то, чего не понимают, т. е. ни порядка мироправления, ни всего, что касается духовной области в человеческой жизни. Ту же мысль очевидно утверждает и Блаж. Феофилакт, когда говорит: «эти злобные не имеют пощады в хуле на славы (власти), тогда как ангелы, превосходящие этих скверных силой и крепостью, не приносят (т. е. не произносят) против них (т. е. слав) укоризненного суда пред Господом».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Церковное Предание говорит, что духовный мир ангелов был создан Богом еще до сотворения материального мира. К этому во всех смыслах доисторическому периоду и относится катастрофа, в результате которой треть ангелов, возглавляемые сатаной, отпали от своего Творца: увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:4). Причиной этого отпадения стала неадекватная оценка Люцифером своего совершенства и могущества. Бог поставил его над всеми остальными ангелами, наделив силой и свойствами, которых не было больше ни у кого в сотворенной вселенной. Эти дары соответствовали его высокому призванию — исполнять волю Божию, начальствуя над духовным миром. Но ангелы не были подобием автоматов, жестко запрограммированных на послушание. Бог создал их, движимый любовью к Своему творению, и исполнение Его воли должно было стать у ангелов ответным проявлением любви к своему Создателю. А любовь возможна лишь как реализация свободы выбора — любить или не любить. И Господь дал ангелам эту возможность выбирать — быть с Богом или быть без Бога... Невозможно с точностью сказать, как именно произошло их отпадение, но общий смысл его заключался в следующем: Люцифер-Денница посчитал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. В этом роковом решении к нему присоединилась третья часть всех ангелов. Между мятежными и верными Богу духами (которых возглавил архангел Михаил) произошел конфликт, описанный в Священном Писании следующим образом: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7-9). Так прекрасный Денница стал сатаною, а соблазненные им ангелы — бесами. Нетрудно заметить, что Библейское повествование не дает и малейших оснований говорить о войне сатаны против Бога. Как может воевать с Богом тот, кто даже от своих собратьев-ангелов потерпел сокрушительное поражение? Потеряв ангельское достоинство и место на Небесах, падшие духи оказались подобны воинам разгромленной банды мятежников, сорвавшим с себя при отступлении ордена и погоны ненавистной им регулярной армии. Сумасшедший почтальон

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010