Но монах был невидим. Потому начальник телохранителей, подумав, что если он пойдет к царю и перескажет ему слова монаха, то царь спросит, кто он, откуда и почему, побоялся, как бы не лишиться жизни своей, и не пошел к царю. Архангел же явился ему во второй раз в том же самом виде; и опять случилось то же самое, что и в первый раз. Потом он явился и в третий раз в том же виде и, обличив начальника телохранителей в преступлении, вошел к царю один и сказал ему то же, что говорил и начальнику этому, то есть чтобы он сломал тот дворец, который находится в таком-то месте, и построил бы тут храм Архангелу Михаилу; к этому Архангел присовокупил и то, что он трижды говорил это начальнику телохранителей, но тот побоялся и не объявил этого. Царь же, услышав это, дал обещание исполнить требуемое, но и сам, потерпев ту же перемену в уме своем и то же удивление, которое произошло в душе начальника телохранителей, забыл спросить явившегося, кто он и откуда, и когда он уже удалился, тогда вспомнил, что надобно спросить его. Потому тотчас позвал к себе одного вельможу, который тогда пришел во дворец, и велел ему поговорить с монахом, который только что вышел из дворца, и воротить его назад. Но вельможа отвечал царю, что он никого не видал, так как монах этот сделался невидим. Тогда царь позвал начальника телохранителей и допросил его о являвшемся монахе; и он рассказал ему все дело, как оно было. После этого царь вспомнил, что во сне видел Архангела Михаила, будучи двадцатилетним, вспомнил и данное ему обещание построить храм во имя его, и перелистав царские памятки свои, в которых это было записано, убедился твердо и непререкаемо, что явившийся ему монах был тот самый Архангел Михаил. Затем тотчас приказал сломать тот царский дворец, о котором говорил ему явившийся, и на месте его построил прекрасный и дивный храм во имя Архистратига Михаила. Это чудо огласилось во всем Российском государстве, и о нем говорят везде. А сюда (на Афон) пришли некоторые достойные вероятия монахи русские, которые живут в ските Черный Вир, бывшие очевидцы сломанного дворца и новосозданного храма Архангела Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Приведём несколько примеров. Анафора литургии ап. Марка 18 Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой». Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Анафора из Евхология Серапиона 19 Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное. Анафора из Барселонского папируса 20 Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Сказал Сиф и пошел с матерью своею, и плакал пред Раем, и посыпал прахом главу свою. И предстал перед ними архангел и спросил их: «Что взываете?» И сказал Сиф: «Господи, отец мой разболелся и желает райского блага, хочет увидеть ветвь от древа масличного, может, тогда утихнет болезнь его». И тогда сказал ангел Сифу: «Нет для Адама лекарства, ибо приблизились дни его к смерти и кончается жизнь его». И отломил ему от древа, из-за которого изгнан был Адам из Рая, и дал Сифу три ветви 15 . И Сиф принес их туда, где лежал Адам, отец его. И увидел тогда Адам и узнал их, и взял их, и, вздохнув тяжело, свил венец и возложил на главу свою, и увидел руку Господню, принявшую душу его. И увидела Ева кадильницу с ладаном, окуривающую тело Адама, и тех ангелов, держащих горящие свечи. И взглянул Сиф на небо и увидел душу Адама, отца своего, далеко от Господа стоящую, и множество ангелов, молящихся за Адама. Когда встал архангел Михаил, тогда все ангелы умолкли. И тогда смилостивился Господь, простер руку свою и принял душу Адама. И послал Господь ангела, чтобы похоронили тело его. И научил Сифа, и взяли тело и отнесли в место, называемое Геруси болото 16 . И когда ископали могилу, архангел запечатал гроб, и раздался глас с небес, воззвавший: «Адам, Адам!» Он же ответил: «Здесь я, Господи». И Господь сказал: «Я предрек тебе, что ты – земля и в землю отойдешь». И земле сказал Господь: «Твоя от твоих тебе приносят все» 17 . И так погребли Адама с венцом, что был на главе его. Ева же, скорбным голосом молясь, просила: «Господи владыко, прими душу мою». И так после Адама через шесть дней, преклонив главу, предала душу свою Богу. И здесь же погребли Еву и сына ее Авеля. И на том месте выросло дерево из венца, что был на главе Адама. О потопе Настало время, когда начали люди размножаться на земле и дочери родились у них. Увидели мужи дочерей из красивых и взяли себе в жены тех, которых избрали 18 . И сказал Господь Бог: «Не будет пребывать дух мой в людях этих вовеки, потому что греховны они. Пусть проживут они 120 лет, исполины 19 ». Увидел же Господь Бог , что умножилось зло от людей на земле, и сказал Бог: «Да истреблю человека на земле, его же я создал; от человека до скота и от гадов и до птиц небесных».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Христос сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ). Но при этом доступ на небо сатана имел, это видно из Писания: когда сыны Божии пришли поклониться Богу, пришел с ними и сатана. Он же приходил клеветать Богу на праведного Иова; у пророка Михея описывается, как сатана был возле Господа и подтверждал, что станет духом лжи в устах у лжепророков. Так что диавол имел доступ в небо и клеветал на людей Божиих день и ночь. А когда появляется Церковь Божия, Господь свергает с небес сатану. Он посылает Архангела Михаила, чтобы вновь воевать с диаволом. Между прочим, слово «Михаил» означает в переводе с еврейского «кто как Бог» в значении «никто не равен Богу». Так возгласил Архангел Михаил во время первой битвы с Люцифером: «Никто не равен Богу, и никто не может быть подобным Ему». Михаил стал первым Ангелом после падения Люцифера и Ангелом Хранителем еврейского народа. Об этом прямо говорит Книга пророка Даниила: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» ( Дан. 12:1 ). Здесь речь идет именно об Архангеле Михаиле, который вступится в конце времен за христиан. И сказано, что на небеса доступ диаволу и его демонам закрывается, они свергаются Михаилом и его Ангелами с небес в поднебесье и уже там стараются губить людей. Причем, обратите внимание, демоны не устояли против Архангела Михаила, потому что зло не всесильно. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Откр. 12:9 ). Дракон, змей – это нечто извивающееся. Почему извивающийся? Потому что в нем нет правоты, он ползучий, он обманщик. Дракон поэтому и называется змеем древним. Таким образом, Библия прямо объясняет, что именно древний дракон, Люцифер, соблазнил Еву и Адама, войдя в рептилию – змея физического. Поэтому и сказано, что он древний змей, древний лжец, обманщик, древний изначальный враг людей. «Диавол» переводится с греческого как «клеветник» – тот, кто клевещет на людей, желая их погубить.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

7 ст. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Наконец апостол указывает на то, как пострадали за свое противоестественное распутство города Содом и Гоморра и другие окрестные города Адам, Севоим и Бела. Их гибель от огненного дождя, говорит апостол, на все времена служит примером огня вечного, в котором будут мучиться все нечестивые. 8 ст. Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Так точно будет поступлено и с этими мечтателями, людьми развращенными в своей фантазии, которые оскверняют плоть, т. е. выдумывают всевозможные способы удовлетворения своей плоти и тем в конец ее оскверняют; людьми не признающими никакого авторитета, кроме своей разнузданной воли; отвергающими начальства, т. е. церковную и светскую власть, и злословят высокие власти, даже злословят самих апостолов (славы же хуляще). 9 ст. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь " . Тогда как, говорит апостол, даже Михаил Архангел, началовождь воинства небесного, когда говорил с диаволом и спорил о теле Моисеевом, и тот не смел произнести укоризненного суда, т. е. не решился укорить дьявола за его дерзкое требование тела Моисеева, а кротко сказал ему: „да запретит тебе Господь». 10 ст. А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. А эти развратные мечтатели поносят и злословят даже то, чего они и не знают, т. е. не понимают; прикладывая ко всему одну меру: удовлетворения своей чувственной природе и с этой точки зрения судят о всем, т. е. поступают как бессловесные животные и тем в конец растлевают свою нравственную природу. 11 ст. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. ( Быт.4:7 , Чис.22:22,16,31 ). Т. е. растлевая своим учением не утвердившиеся в вере души, нравственно убивают их; а убийство души еще страшнее убийства тела. Горе им, потому что предаются обольщению мзды, как Валаам, потому что затаенная их цель – корысть, обогащение на счет доверившихся их лжеучению, и в упорстве погибнут, как Корей... Корей за восстание против богоустановленной власти Аарона был поглощен землей, так и еретики, восстающие против установленной Богом церковной власти и попирающие все нравственные устои общества, погибнут в своем упорстве и сойдут в геенну и преданы будут вечному мучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Братья, следите, чтобы вам во время работы не роптать на Бога и не оскорблять Его, произнеся брань. Ради Божьей любви, ради спасения вашей души не губите самих себя таким большим и страшным грехом. Во-первых, потому, что, согласно божественному Златоусту, нет греха не только хуже богохульства, но и равного и подобного ему. Ведь богохульство – это не только вершина и глава, но и умножение всех грехов, а наказание за него невыносимо и неизбывно: «Нет греха худшего, чем этот, нет даже и равного ему; в нем – умножение зол, в нем – то, чем все приводится в расстройство и влечет безжалостное наказание и невыносимое мщение» (О судьбе и провидении. 2). Во-вторых, богохульство и брань настолько ужасны и для ангелов, и для демонов, но первые, хоть и обладают силой, не дерзают сказать бранного слова на нечестивцев, как написано: «Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда» ( 2Пет.2:11 ). Сам архангел Михаил ни одного дурного слова не сказал дьяволу, который достоин всякой укоризны. По словам апостола Иуды, «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда» ( Иуд.1:9 ). Даже для демонов богохульство и брань еще более ужасны, потому что они не только не дерзают богохульствовать, но даже самого имени этого греха страшатся произнести и вместо «богохульствовать» говорят «благословлять», как это видно из слов, которые дьявол сказал Богу об Иове: «Благословит ли он Тебя?» ( Иов.1:11 ). Да что я там говорю! И среди людей хула настолько страшна и презираема, что древние даже это слово не дерзали произносить против земных царей и вместо «хулить» говорили «благословлять», как лжесвидетели против Навуфея. Они сказали, что Навуфей благословил, то есть похулил, Бога и царя: «Посадили Навуфея во главе народа; и выступили два мужа, сыновья беззаконных, и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: «Он благословил Бога и царя»» ( 3Цар.21:2 ) 101 . Никаких страданий и наказаний не хватит, чтобы наставить богохульников на путь истины

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Воздушные мытарства. Мытарство третье – осуждения и клеветы Цикл «Путь всей земли». Беседа 5-я Протоиерей Олег Стеняев О том, за какие грехи придется отвечать на третьем мытарстве, почему осуждение – страшное преступление, каков апостольский взгляд на светский суд, где и как разбирать тяжбы между православными и как относиться к чужим грехам, рассказывает протоиерей Олег Стеняев. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) «Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и клеветы . Здесь, когда остановили нас, я увидела, как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше», – повествует блаженная Феодора о третьем мытарстве. Грехи этого мытарства: но главное – Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Слова: «Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения» – показывают нам возмущение бесов, о которых известно, что «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), а также что один человек начинает судить другого, хотя истинный Суд принадлежит Христу. Обвинение этого мытарства более чем законное, никто не имеет право предвосхищать Суд Христов. Сказано: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1, 9). Если даже Архангел Михаил в споре с диаволом не произнес на него суда словами «да запретит тебе Господь» и предоставил место Суду Христову, то как же люди могут позволять себе осуждать других, «когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения»?! О чем и сказано: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3).

http://pravoslavie.ru/96443.html

Входили в монастырь через главные – Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Часто Святые врата расписывали фресками. Размышляя над содержанием росписи, человек должен был проникнуться пониманием того, куда и зачем он идет. В 1585 году старцем Александром с «Омелином (Емельяном. – Е. Р.) и Никитою» были расписаны Святые врата Кирилло–Белозерского монастыря. Примечательно, что на щеке северной подпружной арки врат старцы написали видение Моисеем Неопалимой Купины на Синае (Рыбин. Знамение креста. С. 35). Моисей изображен снимающим сандалии, что согласуется с рассказом Библии : когда Моисей пошел посмотреть на удивительный терновник, который горел, но не сгорал, то из среды горящего куста к нему воззвал Господь и сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5–6 ). Так и входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой все греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Стоя у монастырских стен, каждый человек должен был вспомнить о Небесном Иерусалиме, о котором в «Откровении Иоанна Богослова» сказано так: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ). На полукруглых столбах Святых врат Кириллова монастыря изображены архангелы Михаил и Гавриил. Архангел Михаил как глава Небесного воинства охраняет обитель, а архангел Гавриил держит в руках свиток – книгу жизни. И те, («кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное», – говорится в «Откровении» ( Откр. 20:15 ). Такие серьезные размышления о конце мира и участи собственной души тревожили всех, входивших в обитель, от монаха до простого паломника. Трапезные постройки составляли отдельный комплекс из самой трапезной палаты, поварни, хлебни, ледников, амбаров. Под трапезной было небольшое хранилище для крупы (во времена преподобного Антония здесь хранилось десять четвертей ячневой крупы).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Претыкание первое В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших ( Мф. 23, 29–32 ). Исправление претыкающимся В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых – это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта ( Исх. 13 ), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили ( Быт. 35 ). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие. Претыкание второе В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение ( Иуд. 1 ). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство. Исправление претыкающымся Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Глава XXVIII Вот божественные и священные тайны, которые мы видели и слышали, я, Карин, и я, Левкий, – нам не позволено продолжать и поведать другие таинства Господни, как громко провозгласил нам Михаил архангел, сказав: «Идите с братьями вашими в Иерусалим; вы будете в молитвах возглашать и прославлять воскресение Господа Иисуса Христа, – вы, которых Он воскресил вместе с Собою из мертвых. И вы не будете говорить ни с кем из человеков, и вы останетесь как бы немыми, доколе не придет час, когда Господь дозволит вам поведать тайны Его“». Михаил архангел повелел нам идти за Иордан, в место плодородное и обильное, где теперь многие, воскресшие с нами во свидетельство воскресения Христова. Ибо только три дня дозволено нам, воздвигнутым из мертвых, встретить в Иерусалиме Пасху Господню с родными нашими, во свидетельство воскресения Господа Христа. И мы были крещены во священной реке Иордане и получили белые одежды. И после трех дней празднования Пасхи все воскресшие с нами были вознесены на небо; они были отведены за Иордан и никем не видимы. Вот что повелел Господь поведать вам, исповедуйте и воздайте славу Ему, и покайтесь, дабы Он смиловался над вами. Мир вам во Господе Боге Иисусе Христе, Спасителе всех людей. Аминь. Аминь. Аминь». И когда они кончили писать все эти слова в отдельных книгах, они встали. И Карин передал написанное им в руки Анны, и Каиафы, и Гамалиила. Подобно и Левкий написанное им в книге передал в руки Никодима и Иосифа. И внезапно они преобразились и показались облеченными в одежды ослепительной белизны и не стали более видимы. И писания их оказались одинаковы, ни одно не было ни больше, ни меньше другого и не разнились ни в одной букве. Вся синагога иудейская, слыша дивные речи Карина и Левкия, была в изумлении, и иудеи говорили один другому: «Воистину Господь совершил все это, и да будет благословен Господь Иисус во веки веков. Аминь». И они вышли все в большой тревоге, со страхом и трепетом, ударяя себя в грудь, и все удалились к себе. Все, что иудеи говорили в своей синагоге, Иосиф и Никодим тотчас же передали правителю, и Пилат записал все, что говорили иудеи относительно Иисуса, и поместил слова эти в общие записи своей претории.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010