е. в дохрист. эпоху. Точно так же (в синодальном переводе «вождь воинства Господня», в LXX ρχιστρτηγος δυνμεως κυρου) назван муж с обнаженным мечом, явившийся недалеко от Иерихона Иисусу Навину (Нав 5. 13-14), что позволяло христианским и иудейским комментаторам отождествлять этого мужа с М. ( Hannah. 1999. P. 39-40). В Новом Завете В Послании Иуды о М. сообщается следующее: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд 9). По свидетельству Оригена ( Orig. De princip. III 2. 1) и Геласия Кизического ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 21. 7-8), здесь имеется в виду рассказ о споре М. с диаволом, содержавшийся в несохранившемся окончании «Завещания Моисея» (или «Успения Моисея», подробнее см. в ст. Завещания апокрифические ), причем текст, приводимый в «Церковной истории» Геласия, практически дословно совпадает с Иуд 9. Слова М., обращенные к диаволу, сопоставляют также с видением прор. Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах 3. 1-2). Присутствие Ангела Господня и слов «Господь да запретит тебе, сатана» позволяет предположить, что видение прор. Захарии повлияло на текст «Завещания Моисея» ( Tromp. 1993. P. 273). Уже в иудейской лит-ре эпохи Второго храма для М. характерна роль психопомпа (греч. ψυχοπομπς - проводник душ): он принимает души праведников и сопровождает их на небеса ( Hannah. 1999. P. 46). В Апокалипсисе М. упомянут лишь однажды, причем это единственное место книги, где ангел назван по имени. Рассказывается об участии М. в происшедшей на небе войне с драконом: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр 12. 7-8). Войско М. побеждает: «...низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Здесь М. не назван архистратигом, однако его функция (военачальник ангельского войска) лучше всего могла бы быть обозначена именно этим титулом. В рукописях Мёртвого моря

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Епископ наложил на свою паству трехдневный пост. -Не убоимся наглого супостата, - сказал он, - но все упование возложим на Господа Бога. Христиане, заполнив храмы, слезно умоляли Спасителя и угодников Божиих избавить их от смертельной опасности. Накануне решительного штурма епископу явился Архистратиг Божий Михаил. -Смело выходите из города и атакуйте супостата! - сказал он. - Я буду с вами! Как только открылись городские ворота и воины-христиане выступили на врага, раздался страшный гром, засверкали ослепительные молнии; огненные стрелы в одну секунду поразили более шестисот воинов-язычников. Остаток войска обратился в паническое бегство. Христиане преследовали врагов, восвояси вернулись лишь жалкие остатки. Вот еще одно свидетельство. Это произошло во времена благочестивого царя Иудейского Езекии (II-й век до Рождества Христова). Ассирийский царь Сеннахерим вторгся в его владения и стал у стен Иерусалима. Положение было отчаянное; всем были известны дикие бесчеловечные нравы подступившего врага. Езекия обратился к Господу с молитвой: «Господи, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас из руки его (Сеннахерима), и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15-16; 19). Вот что ответил Господь Своему верному рабу: «Не войдет он (Сеннахерим) в сей город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19, 32-34). По повелению Господа Архангел Михаил вошел ночью в ассирийский стан и поразил сто восемьдесят пять тысяч (!) воинов. Сеннахерим, увидев случившееся, пришел в неописуемый ужас и стремительно бежал прочь. Архистратиг Божий Михаил может и ныне, как и много веков назад, прийти на помощь тем, кто его призывает. Богобоязненный царь Езекия молился один, а нас, православных христиан, тысячи и тысячи. Усердно, как и он, помолимся архистратигу Михаилу, чтобы он огненным мечем поразил не 185 тысяч бандеро-нацистских вояк, которые подняли гордые главы против России, а 285 тысяч. И как только это произойдет, сатанинский украинский режим сразу поймет, что с нами Бог, и не стоит идти против рожна.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/02/...

Пользуясь измышляемыми какими-либо якобы основаниями, или изветами, или лживыми притязаниями на кажущееся якобы свое право, т. е. на право, не выходящее якобы из пределов и области или «уз мрака» в человеках, или из «сферы» дозволенного им правомощия вообще от Бога, злые духи, как указано будет ниже, позволяют себе дерзать на «сверх-дозволенное» и на выходящее из области их правомощи по «узам – и по сфере мрака» в человеках: в сем случае «Ангелы Божии» останавливают злых духов в исполнении дерзновенно предпринятого ими дела, воспрещая таковое именем Божиим. Так из сей именно области взаимоотношений «Ангелов Божиих» и злых духов мы имеем следующее указание Св. Писания: во время события смерти пр. Моисея арх. Михаил имел пререкание с диаволом о «теле» пророка; Св. Писание о смерти прор. Моисея свидетельствует, что он «взошел с равнин Моовитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моовитской, по слову Господню. И погребен на долине в земле Моовитской против Воофегора, и никто не знает места погребения его». ( Втор.34:1–5–6 ). из этого свидетельства Св. Писания видно, что не только смерть прор. Моисея последовала по «слову Господню» вне земли Обетованной (Ср. Чис.20:12 ; Втор.4:21–22 ), но и место погребения тела его осталось неизвестным для народа еврейского. Если Св. Писание свидетельствует о том, что арх. Михаил «имел с диаволом спор о теле Моисея», то диавол, значит, имел свои злые замыслы относительно тела пророка Божия, как орудие воздействовать в народе еврейском в его диавольских целях: «Михаил архангел, – передается в Св. Писании, – когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 )! К уразумению значения и смысла сего «спора» арх. Михаила с диаволом относительно тела прор. Моисея нужно иметь в виду, что евреи с личностию пр. Моисея соединяли представление большее, чем о вожде и законодателе: «Не можем не привести, – писали мы в другой нашей книге, – слов израильского народа о прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

14) Напрасный и притворно–кощунственный страх! Сопоставляя 17–ю гл. Откровения с 12–й, мы узнаем, что св. Иоанн видел две жены. «Одна «жена» (12 гл.) облечена была в солнце; под ногами ее была луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Она родила младенца, которого хотел пожрать дракон с семью головами и десятью рогами, и убежала от дракона в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» ( Откр. 12:1–6 ); после чего из–за этой жены произошла на небе великая война между архангелом Михаилом и ангелами его с драконом, то есть сатаной и его ангелами, которые были побеждены и извержены на землю (ст. 7–9). А другую жену видел св. Иоанн, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, то есть, сидящую на том же самом звере, или диаволе, который преследовал первую жену, защищаемую архангелом Михаилом. Эта вторая жена «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства ее» (гл. 17:3–4); она то и была «мать блудницам и мерзостям земным» (ст. 5); она то и была «упоена кровью святых и Кровью свидетелей Иисусовых», т. е. кровью христиан. По объяснению святых отцов Церкви, под первой женой должно разуметь Церковь Христову, а под второй – столицу языческого государства – Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовавший десятью царствами (десять рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровью христиан в течении почти трехсот лет, начиная от императора Доминиана и кончая Диоклитианом, пока не явился защитник Церкви – император Константин Великий , ведший упорную войну с языческими императорами, победивший их и объявивший в 315 году веру христианскую господствующей. Что под женой блудницей разумеется не Церковь Православная, а под чашей, наполненной мерзостями, не св. Причастие ее, как, не боясь Бога, дерзко и кощунственно говорят сектанты, это видно из последнего стиха 17–й главы Откровения, где ясно объяснено, кто – эта вторая жена с чашей, наполненной мерзостями: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (17 гл. ст. 18). Таким великим городом и был древний Рим, владычествовавший почти над целым миром, о чем кощунствующие сектанты могли бы узнать из истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Абу Бакр вместе с Мухаммедом отправился против арабов и с этого момента начал побеждать. Много людей собралось посмотреть на победившего Мухаммеда, который снова выступил против них. Придя в Мекку, он оттеснил арабов, укрепился, захватил город и окрестности и издал закон: “Всякий, не признающий Мухаммеда пророком и посланником Божиим, должен умереть”. Из страха смерти многие присоединились к нему и уверовали в него, и он захватил города и земли арабов. 58 . Придя к колодцу Замзам, т.е. “глубокая бездна”, он захватил находящийся рядом город Сусаита, т.е. “черный камень”. Там его люди схватили старуху и семь ее детей и сказали ей: “Уверуй со своими детьми в Мухаммеда и его бога, что он пророк и посланник бога”. Она ответила: “Дайте мне увидеть его и поговорить с ним”. Они отвели ее к нему, и она спросила: “Почему ты называешь себя пророком и посланником, и кто твой бог? Для меня бог – это Афродита, утренняя звезда. Кого же ты называешь Богом?” Он говорит ей: “Есть другой бог. Его рабы – Михаил и Гавриил. Я же – посланник этого бога”. Старуха спросила: “А где живет твой бог, о котором ты говоришь?” Он ответил, что на небе, и показал рукой вверх. Старуха поинтересовалась: “Только ты один знаешь его или твой народ тоже? И голос его такой же, как у нас, земных людей, или отличается?” Мухаммед сказал: “Ни я, ни стоящие вокруг не знаем бога”. Старуха удивилась: “Ты утверждаешь, что поднялся к богу одним шагом в твоих сандалиях, а сейчас говоришь, что не знаешь его. Как же ты называешь себя пророком и посланником?” Мухаммед ответил: “Архангел Бога Гавриил приходит ко мне каждый день и возвещает то, о чем я говорю”. Старуха сказала: “Когда архангел говорит с тобой, ты один слышишь это, или твой народ тоже? Если это слышат все, то все они – посланники архангела, и нет у тебя благодати. Если же ты один, то архангел является посланником, а ты – никем. Итак, не называй себя посланником”. Мухаммед говорит: “Измени свое мнение, чтобы не погибнуть тебе и детям твоим от меча”. Старуха отвечала: “Побойся бога, которого ты знаешь. Прикажи, чтобы сначала убили моих детей, а затем меня, чтобы они, как безрассудные и глупые, оставшись без меня, не поверили бы твоему лживому учению, и чтобы мы не отреклись от нашего бога”.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ангелы Божье творение не исчерпывается всем видимым, существует также и невидимый мир, который Библия иногда называет «небеса», а иногда – «превыше небес». Хотя этот невидимый тварный мир – чисто духовен и его нельзя обнаружить ни на одной карте материальных пространств, это ничуть не делает его менее реальным. Просто невидимое творение существует иначе, чем видимая материальная вселенная, и оно, конечно, отлично и от нетварного бытия Самого Бога. В Библии явления бесплотных сил обычно описываются в физических образах («шестокрылатые, многоочитые» или «в виде человеческом»), но мы должны понимать, что это только символические описания, – на самом деле они, по своей природе и по определению не имеют физических свойств. Ангелы (что значить «вестники»), строго говоря, являются только одним чином небесных или бесплотных сил невидимого мира. Всего же существует девять чинов бесплотных сил: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства, престолы, херувимы и серафимы . Последние, согласно описаниям, непрестанно поют славу Богу: «Свят! Свят! Свят!» ( Ис.6:3 , Откр.4:8 ). Чины, находящиеся в середине приведенного выше иерархического порядка, очень мало знакомы людям, а ангелы и архангелы известны как активные работники, воины против духовного зла и посланники Ягве в этот мир. В различных видах они приходят к людям на протяжении всей истории человечества, являя силу и присутствие Божье. Самые известные из них: Гавриил (чьё имя означает «Муж Божий»), принесший добрую весть Рождества Христова ( Дан.8:16, 9:21 , Лк.1:19, 26 ), и Михаил (имя которого означает «Кто как Бог») – начальник духовных воинств Божьих Дан.1:13, 12:1 ; Иуд.1:9 ; Откр.12:7 ). Злые духи Кроме ангелов, исполняющих волю Божью, существуют также духовные силы, восставшие против Него и творящие зло. Об их существовании свидетельствуют как Писания, так и жития святых. Они называются «демонами» или «дьяволами» (что значит «разрывающие» или «разрушающие»). «Сатана» (что значит «враг» или «противник») является собственным именем дьявола, вождя злых духов. Он – падший бесплотный дух, ангел, который был сотворен Богом для Своего служения и хвалы. Вместе с дьяволом полчища тёмных ангельских сил восстают против благости Божьей и стараются извратить и уничтожить Его творение.Как упал ты с неба, денница, сын зари! ( Ис.14:12 )…и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. ( Иуд.1:6 )И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. ( Откр.12:9 ) Человек

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

(«Добро и Зло»... XXIII – 310). Глава XI Свидетельство Св. Писания о том, что «Ангелы сильны крепостию» (δυνατο σχι – Пс.102:20 ), что они «больше человека крепостию и силою» (σχ κα δυνμει μεζονες – 2Пет.2:11 ), дает нам разуметь ту истину, что «сила-мощь» духовных существ, по их, так сказать, природе и по их положению на круге бытия, несомненна, – и так как сия «сила-мощь» их сравнивается с человеческою «силомощию», то могущество духовных существ, будучи большим, чем могущество человеческое, все же есть могущество определенное и, как на сие было указываемо нами, могущество относительное и ограниченное. На основании свидетельства Св. Писания в конкретных, так сказать, примерах, дадим нужные изъяснения вышесказанным нами положением об относительности и ограниченности «силомощия» существ духовного мира. «И услышал я, – говорит о себе пр. Даниил, – глас слов его... т. е. «Ангела Божия»: не бойся, Даниил! С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского (т. е. Архангел, непосредственному смотрению которого с другими «Ангелами Божиими» дано было от Бога Царство персидское) стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил (Архангел), один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда я выйду, то вот, приидет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» ( Дан.10:9 ...21). Для должного разумения приведенных слов Ангела Божия пр. Даниилу надлежит иметь в виду, что всякое будущее событие «в своих временах и сроках» находится сокровенным в безусловной Воле Бога, и только Его Божественному ведению всегда бывает открытым и явленным: «не ваше дело, – сказал Иисус Христос Апостолам, – знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Как говорит Писание, «смерть грешника люта» ( Пс.33:22 ). И Господь, помните, говорил про безумного богача: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Дословно — вытащат с пытками. «Кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Действительно, к людям реально приходит некий дух в том виде, в котором его изображают: в виде смерти с косой, с другими орудиями. Это некий дух — ангел смерти, который губит людей, лишает их жизни. Зачем нужны эти вещи? Чтобы отрезать привязанность к земле. Если человек не привязан к земле, если он верит в Христа Спасителя, то он смерти не увидит в прямом смысле этого слова. Когда Господь сказал, что «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ), Он сказал прямую вещь, не косвенную, не аллегорическую. Понимаете? Поэтому и те люди, которые праведно умирают, смерти не видят. Они видят Ангелов Божьих, а то и самого Христа Спасителя. Вот знаете, знаменитая история, когда пришел человек в Александрию, и там умирал один схимник, которого люди считали подвижником. И пришли к нему демоны и вытащили его душу из тела с муками, и голос Бога сказал, что этот человек не давал Ему упокоиться в себе ни на минуту. Хотя его считали внешне праведником. А в это время рядом умирал бомж. Он лежал в канаве, и Бог послал Архангела Михаила, чтобы он забрал его душу. Архангел Михаил приходит, а бомж говорит: «Я не хочу». Тогда Архангел идет к Богу и говорит: «Господи, он не хочет». Господь отвечает: «Хорошо», — и зовет Давида: «Иди ты спой, и пускай он выйдет». И Давид начинает петь настолько ангельскую песню, что душа от восторга выходит из тела и возносится к Небесам. Собственно, об этом мы молимся и просим. Об этом сказал Господь. Помните? Он сказал, «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). Войдет куда? В Церковь . И выйдет Христом из этого мира, и найдет вечное пастбище в Раю, в том самом месте, которое называется местом злачным.

http://azbyka.ru/instrukciya-dlya-bessme...

Объяснения православного: Напрасный и притворно-кощунственный страх! Сопоставляя 17-ю гл. Откровения с 12-й, мы узнаем, что св. Иоанн видел две жены. «Одна «жена“ (12 гл.) облечена была в солнце, под ногами ея была луна, а на голове венец из двенадцати звезд. Она родила младенца, которого хотел пожрать дракон с семью головами и десятью рогами, и убежала от дракона в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога“ ( Откр. 12: 1–6 ); после чего из-за этой жены произошла на небе великая война между архангелом Михаилом и ангелами его с драконом, то есть сатаною и его ангелами, которые были побеждены и извержены на землю (ст. 7–9). А другую жену видел св. Иоанн, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами, то есть, сидящую на том же самом звере, или диаволе, который преследовал первую жену, защищаемую архангелом Михаилом. Эта вторая жена «и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея» (гл. 17: 3–4); она -то и была «мать блудницам и мерзостям земным“ (ст. 5); она то и была «упоена кровию святых и Кровию свидетелей Иисусовых“, т. е. кровию христиан. По объяснению святых отцов Церкви, под первою женою должно разуметь Церковь Христову, а под второю – столицу языческого государства – Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовавший десятью царствами (десять рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровию христиан в течении почти трехсот лет, начиная от императора Домициана и кончая Диоклитианом, пока не явился защитник Церкви – император Константин Великий , ведший упорную войну с языческими императорами, победивший их и объявивший в 315 году веру христианскую господствующею. Что под женою блудницею разумеется не Церковь Православная, а под чашей, наполненной мерзостями, не св. Причастие ее, как, не боясь Бога, дерзко и кощунственно говорят сектанты, это видно из последнего стиха 17-й главы Откровения, где ясно объяснено, кто – эта вторая жена с чашею, наполненною мерзостями: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями“ (17 гл. ст. 18). Таким великим городом и был древний Рим, владычествовавший почти над целым миром, о чем кощунствующие сектанты могли бы узнать из истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Подобно этому гонителю ветхозаветных верующих, но только с большим напряжением и жестокостью, будет преследовать христиан последний враг Церкви, антихрист. Как видно из дальнейшей речи архангела, содержащейся в XII-й главе, антихрист произведет пред концом мира беспримерные в роде человеческом бедствия. 1–3 ст. И во время оно восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людий твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго («наступит тогда время такой скорби, какой не было еще со времени создания человека на земле»): и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе («и тогда спасутся только те все, которые найдены будут записанными в книге»). И мнози от спящих в земней персти возстанут, сии в жить вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное («И многие из спящих в прахе земли восстанут, одни – для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление»). И смыслящии просветятся, аки светлость тверды («И разумные будут сиять, как светила на тверди»), и от праведных многих аки звезды во веки и еще («а другие из многочисленных праведников как звезды небесные будут сиять во веки и навсегда»). Как ни тяжелы были бедствия во времена Антиоха Епифана, от которых поголовно не погибли евреи только благодаря заступничеству архангела Михаила, они лишь в слабой степени напоминают ужасные времена антихристова гонения на христиан. Година будущей великой мировой скорби изображается здесь точно также, как потом Сам Спаситель предсказал об этом Своим ученикам: Будет тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быты. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны (Мф. XXIV, 21–22). Прекращение сих скорбных дней произойдет тогда, когда Господь Иисус Христос явлением пришествия Своего и духом уст Своих поразит антихриста ( 2Coлyh. II, 8 ). После сего наступит кончина мира: мертвые воскреснут, живые изменятся и откроется царство славы. Эти истины о последних судьбах мира ясно раскрываются в рассматриваемых словах откровения. Правда, впоследствии новозаветные писатели своим учением во многом восполнили это пророчество, но добавления их главным образом касаются частностей, подробностей; в общем же новозаветные писатели в своем учении о будущей судьбе Церкви Христовой возвещают то же самое, что было открыто пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010