Деян. 13:36 . Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; 37 . а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Примеч . Сектанты говорят: если и великий пророк Давид почил и увидел тление, то как же могут сохраняться нетленными другие менее славные святые. Нетление, говорят они, присуще только воскресшему Иисусу Христу. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании св. мощей. При том в ветхом завете всякий человек (следов. и Давид) и телом, и душой был под законом, был лишен благодати, и только во времена благодати в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Св. Духа: 1Кор. 6:14–19 (срав. 3:15–17). Наконец и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит ( Ин. 14:12 ). Отсюда ясно, что если Господь воскрес с нетленным телом, то подобное нетление может быть присуще и верующим в Него. Деян. 13:30 . Но Бог, воскресил Его из мертвых; 31 . Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его пред народом. 1Кор. 6:14 . Бог воскресил Господа, воскресит и вас силою Своею. 19 . Не знаете ли, что·тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Иуд. 1:9 . Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь. Сектанты утверждают, что «как диавол желал сделать известным Иудеям гроб Моисея и тело его, чтобы легче склонить их к идолопоклонству, но архангел Михаил запретил ему это, – так и мощи святых следует скрывать, а не полагать открыто для поклонения, чтобы не ввести людей в идолослужение. В ответ на это возраж. следует привести довод в п. II, добавив, что христиане не евреи. Чествование св. мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире. Следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет и ссылка сектантов на Иуд. 1:9 несправедлива.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И он сказал: «Знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции». «…Бороться с князем Персидским», добиваясь освобождения евреев, чтобы евреи все-таки построили государственность и чтобы они восстановили это царство. Но потом он уйдет от князя Персии, и тогда ему на смену придет князь Греции. Князь Греции – это ангел-хранитель Греции. Он придет, чтобы и греки встретились с народом Божиим и совершились судьбы Божии по образованию всемирной греческой империи, а затем и римской. Это делалось для того, чтобы проложить дороги для всемирной проповеди Христа. Если бы мы могли правильно себе представить движение истории войска Александра Македонского, мы могли бы понять то, что ангел-хранитель Персии уходит и его уводит за собой архангел Гавриил. Перед приходом царя Македонского впереди идет пламенный дух, который является ангелом-хранителем Греции. Он идет, чтобы сокрушить Персию по велению Бога и чтобы на месте Персии построить новую державу, как это угодно Богу. Построить новый великий мировой порядок, в котором совершится воля Бога. Именно таким образом происходят все мировые исторические движения и катаклизмы по смене цивилизаций. Это непосредственный результат вмешательства ангелических сил, «что начертано в истинном писании», т.е. что начертано в замысле самого Бога. Истинное писание – это Книга Жизни, книга судеб Божиих, т.е. замысел Бога, который имел Бог еще до творения мира. Мы знаем, что Бог вне времени и весь земной процесс для него протекает одновременно, потому что для Него «все и сейчас». Поэтому Его великая память является неким истинным Писанием. И ангел возвещает ее – то, что написано в этом истинном писании о судьбах, которые ждут еврейский народ и другие народы после смерти пророка Даниила. Единственный, кто помогает Гавриилу в исполнении его миссии, – это князь Михаил. А все остальные ангелы выступают против возвращения еврейского народа, с одной стороны, желая, чтобы Слово Божие сохранилось, а с другой стороны, чтобы евреи получили наказание за свои злые дела. Единственный, кто защищает евреев, – это архангел Михаил.   Глава одиннадцатая

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как мог Архангел Михаил, будучи одним из созданий Божиих, заявить о себе и о Боге в сравнительной степени, когда единство величия Божия - это столь беспрекословная и в высшей степени абсолютная истина, что ни о каком сравнении Бога с любым из Его творений даже речи не может быть, каким бы совершенным это творение не было? " Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? " (Ис.46:5). И уж вовсе обескураживающим выглядит тот факт, что один из ангелов потребовал к себе равное Богу поклонение: " Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его " (Ин.5:23). Не будет преувеличением сказать, что подобное заявление вправе сделать только Тот, Кто несравненно выше, чем просто одно из творений Божиих. " Библия объясняет, что этот " первородный " Сын участвовал с Иеговой в создании всего другого (Кол.1:15-16). Поэтому, когда Бог сказал, " Сотворим человека по образу Нашему " , Он обратился к Своему Сыну. Да Тот, Кто позже пришел на землю и был рожден от женщины, принимал участие в созидании всего, что существует " (Книга " Ты можешь жить вечно в раю на земле " , с.58-59). Спрашивается, если Архангел Михаил " принимал участие в созидании всего, что существует " , то как, в таком случае, понимать ниже следующие стихи Священного Писания: " Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, ОДИН распростер небеса и СВОЕЮ силою разостлал землю " (Ис.44:24); " А о Сыне: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих " (Евр.1:8,10); Параллельный стих: " В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих " (Пс.101:26)? Не вызывает сомнений, что в приведенных выше стихах под словом " Сын " явно просматривается присутствие отличной от Архангела Михаила Личности. " И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу " (Ин.5:18); " Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом " (Ин.10:33);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

протоиерей Михаил Браверман Песни Богородицы Если имя «Господь» указывает на Божество Спасителя, то самой первой исповедует Деву Марию Матерью Господа святая праведная Елисавета – жена священника Захарии, мать Иоанна Предтечи. В евангельской истории Господу Иисусу Христу предшествует Его пророк Иоанн. Выход Господа на служение предваряет проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [ Мф. 3:2 ]. И еще до того, как Господь примет смерть на Кресте, чтобы победить ее Воскресением, прежде чем Своей человеческой душой Он сойдет в царство мертвых, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших, начиная с Адама, – еще до этого в ад сходит убитый царем Иоанн, который, согласно церковному песнопению, «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Рождение Иоанна предшествовало земному рождению Сына Божиего, и в день Благовещения Архангел Гавриил, сообщая Деве Марии о том, что Она родит Сына, открыл и то, что Ее родственница Елисавета уже как шесть месяцев беременна. О Елисавете и ее муже, священнике Захарии, Евангелие говорит, что оба они были праведны перед Богом, но не имели детей. Это вызывало не только скорбь, но и «поношение в человецех», – а между тем оба они были уже в преклонных летах. Но Господь ответил на их молитвы и даровал им сына, который вырастет и станет пророком – да еще таким, о котором Сам Господь скажет, что из рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. А после дня Благовещения Дева Мария пойдет «со тщанием» навестить Свою родственницу Елисавету в «нагорную страну», чтобы увидеть Своими глазами то, о чем говорил Архангел. В упомянутом евангелистом «граде Пудовом» видят расположенный неподалеку от Иерусалима Айн – Керем (Виноградный источник). В V веке здесь существовал византийский монастырь Рождества Иоанна Предтечи, а с XIX века здесь же, на склонах холмов, располагается русский женский Горненский монастырь. В этих местах Елисавета встретила Пресвятую Деву – и, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» [ Лк. 1:43–44 ]. А Пресвятая Дева ответила словами, напоминающими ветхозаветную поэзию, – и это закономерно, ведь мир Священного Писания и был миром Девы Марии. Слова, которыми Пресвятая прославила Бога, в богослужении получили название «Песнь Пресвятой Богородицы». На церковнославянском языке Ее речь начинается так: «величит душа моя господа, и возрадовался дух мой о бозе спасе моем, яко призре на смирение рабы своея, себо отныне ублажат мя вси роди» [лк.1:46–48]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…Шестикрылатых… – серафимов. Ср. ветхозаветный текст: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком (…). Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывали каждый лице свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). Глава 9 Светозарный чин Офанимов. – Позднейшее христианское учение о девяти чинах ангельских, окончательно упорядоченное у Псевдо- Дионисия Ареопагита (V в.), не знает такого разряда ангелов. Речь идет о таинственных живых колесах, наделенных глазами, которые описаны в видении пророка Иезекииля: «Вид колес и устроение их – как вид топаза, и подобие у всех четырех – одно (…). А ободья их – высоки страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз. (…) Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса подписались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах» ( Иез. 1:16–20 ). Гавриил – один из старших ангелов (в христианской традиции архангел), чье назначение -раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила ( Дан. 8:16–26; 9:21–27 ), где он призван «научить разумению» пророка. Здесь он тоже действует при введении Еноха в таинства «величества сущности Господней». Михаил Архангел – небесный «архистратиг» («верховный военачальник»), полководец верных Богу ангелов и людей в космической войне против врагов Бога, покровитель и как бы ангел-хранитель «народа Божьего» (в Ветхом Завете – Израиля, в Новом Завете – «Воинствующей Церкви», т.е. совокупности всех верующих). Глава 10 Вередил – загадочное имя, встречающееся только здесь. Некоторые специалисты предполагают (незасвидетельствованную) еврейскую форму Бребоэль, которую соотносят с новозаветным текстом «в Нем все создано» ( Кол. 1:16 ; синодальный перевод несколько иной); но такое толкование совершенно гадательно. Может быть, «Веревеил» – попросту порча известного имени Уриила, одного их архангелов, известных не только в иудейской традиции (как Салафиил, Иегудиил, Йеремиил и т.п.), но и в христианской традиции (как Михаил, Гавриил и Рафаил).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти. 12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Последовательность событий в главе 12 такова: жена на земле рождает младенца Христа, который восхищается на небо (ст. 5), жена бежит в пустыню (ст. 6), на небе ведется война Архангела Михаила против дракона (ст. 7), дракон низвергается с неба на землю (стт. 8–9); на земле дракон преследует жену, родившую младенца (ст. 13), жена спасается в пустыне (стт. 14–16), дракон вступает в брань с христианами (ст. 17). Итак, «событие Христа» (ст. 5) имеет следствием войну на небе между Михаилом и его ангелами с одной стороны и драконом и его ангелами с другой. Эти последние не могут устоять и удержаться на небе (стт. 7–8). Небеса ликуют по этому поводу (стт. 10–12). Часть Откр.12:7–12 несет тройную функцию. Во-первых, дракон должен окончательно покинуть небо, и это гарантирует то, что Христос на небе огражден от происков дракона. Следовательно, ничто больше не стоит на пути исполнения последней, эсхатологической задачи Христа. Во-вторых, согласно древней апокалиптической традиции, падение дракона считается решающим событием, которое предшествует установлению Царства Божьего (см. в текстах Кумрана I QM («Война сынов света против сынов тьмы»); апокриф «Вознесение Моисея» X, 1: «И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и скорбь с ним отойдет»). В-третьих, низвержение дракона на землю мотивирует преследование им Церкви Христовой на земле. Михаил – единственный ангел, который в Откровении назван по имени. В иудейской апокалиптической литературе Михаил считался ангелом хранителем народа Божьего и борцом со всем безбожным и враждебным Богу (в Дан.10:13,21 ; Дан.12:1 Михаил описывается как «князь великий, стоящий за сынов народа» Божьего против царей и князей персидских и греческих).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

   8. Но для чего нам подробный перечень хоров устоявших Ангелов, если мы не скажем утонченно и об их служениях? — Ибо Ангелами на греческом языке называются вестники, а Архангелами — высшие вестники. И надобно знать, что слово «Ангелы» есть наименование их «должности», а не «естества». Ибо хотя эти святые духи Небесного Отечества «всегда суть духи, но не» всегда могут быть называемы Ангелами, потому что они тогда только Ангелы, когда через них что-либо возвещается: поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (Пс 103.4). Ясно он как бы так говорит: «Тот, Кто всегда имеет их духами, делает их, когда благоугодно, Ангелами». Но те, которые возвещают меньшее, называются Ангелами, а возвещающие о важнейшем называются Архангелами. Поэтому-то к Деве Марии посылается не простой «Ангел», но «Архангел Гавриил» (Лк 1.26). Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего. Поэтому они еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям.    9. Ибо Михаил значит: «кто яко Бог», а Гавриил — «мужество Божие»; Рафаил же — «врачевство Божие». И когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается «Михаил», дабы из самого события и имени дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог. Поэтому-то и оный древний враг, который по гордости пожелал быть подобным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Ис 14.13), когда в конце мира, долженствующий погибнуть на последнем суде будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом, как говорит Иоанн: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Откр 12.7), для того, чтобы тот, кто по гордости превозносился до уподобления — Богу, пред погибелью вразумлен был Михаилом, что никто в гордости не смеет возвышаться до уподобления Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архангел Михаил всего несколько раз поминается в Священном Писании, и всякий раз это сцены борьбы и противостояния. У пророка Даниила, в книге, которую даже перечитывать страшно, Михаил – ангел и защитник еврейского народа, который сражается против князя-ангела Персии (Дан. 10:13; 12:1). В послании Иуды он спорит с дьяволом за тело пророка Моисея (Иуд. 9). И самая жуткая сцена – в Апокалипсисе – сражение Михаила с драконом (Откр. 12:7). Рубенс. «Гибель армии Синаххериба» Ни у кого не появится желания назвать ангелов Апокалипсиса ангелочками. Это грозные воители, которые без колебаний выливают чаши гнева на оскверненную грехом землю. Они приносят страдания – именно так! И это одно из многих служений ангелов. У них очень суровая работа! Господь называет ангелов жнецами, которые будут первыми, в чьи руки мы попадем после смерти: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в пещь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:41-42). – Хоть это и слова Евангелия, но звучит как-то не по-евангельски. Ведь Бог есть любовь, доброта и человеколюбие! Христос – это само милосердие, а тут такая жестокость и нетерпимость! – Да, именно нетерпимость! Ангелы – это воплощенная нетерпимость, и этим они нам дороги, и поэтому мы так в них нуждаемся! Ангел борьбы В какое-то время – пусть историки скажут когда! – христианская нравственность целиком сосредоточилась на морали пола, настолько погрузилась в эти вопросы, что отождествила святость со святостью безбрачия, чистоту с девственной невинностью, и ангелы как бесплотные духи лучше всего подошли на роль икон обличителей пола и родовой жизни. Конечно, я сильно упрощаю и огрубляю, хоть и не ставлю под сомнение важность таких воистину священных добродетелей, как целомудрие и девство, по которым так тоскует наше время. Мне просто хочется сказать, что ангелы – это не про целомудрие, или не только про целомудрие. Архистратиг Михаил – ангел борьбы! Но не за чистоту плоти! Его борьба, как и борьба каждого христианина, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).

http://pravmir.ru/angel-neterpimosti/

В книге пророка Даниила о нем упоминается несколько раз: «Михаил, один из первых князей» (Дан. 10, 13), «Михаила, князя вашего» (Там же. 10, 21), «Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Там же. 12, 1). В Книге Иисуса Навина он — «вождь воинства Господня », который помог во взятии Иерихона, хотя не называется по имени (Нав. 5, 13–15). Церковная традиция также отождествляет с ним явление Ангела, который воспрепятствовал Валааму произнести проклятие на израильский народ (Чис. 22, 22); уничтожение 185 тысяч воинов ассирийского царя Синаххериба (4 Цар. 19, 35); спасение трех отроков в Вавилоне в пещи огненной (Дан. 3, 95). В общем, в контексте Ветхого Завета он — старший посланник Всевышнего и защитник народа Израиля. В Новом Завете наиболее яркий образ Архистратига содержит книга Откровения Иоанна Богослова. В ней повествуется о небесной битве Архангела Михаила и его Ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшим жену, облеченную в солнце, и ее младенца: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7–9). Библейские образы Архистратига Михаила как защитника Израиля и Церкви были перенесены и на «Новый Израиль» — христианскую Русь. Основанием для этого служит история Крещения Руси, изложенная в «Повести временных лет». В летописном рассказе содержится несколько важных для нашей темы сюжетов. Приведенные выше летописные отрывки рисуют перед нами эпическую картину борьбы христианства с идолослужением, обращения русичей от тьмы к свету и освобождения их от власти диавола. В последовании таинства Крещения это выражается в чине оглашения, когда над человеком читаются запретительные молитвы и происходит его отречение от диавола и сочетание со Христом . В контексте же крещения всего народа, в данном случае Киева, это приобрело образ борьбы небесных воинств с диаволом и ангелами его.

http://bogoslov.ru/article/6194504

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010