Подходя к дверям рая, святые встретили здесь двух старцев и спросили их: «Кто вы такие, которые не видели смерти и не сошли в ад, а с телом и душей обитаете в раю»? Один из них ответил и сказал: «Я Енох, которого Бог переселил сюда по своему благоволению, а это – Илия Фесвитянин, мы будем жить до кончины века. При кончине же мира, Бог пошлет нас на борьбу с антихристом, антихрист нас убьет, но мы воскреснем чрез три дня и на облаках вознесемся в сретение Господу». Во время этого разговора пришел еще кто-то, муж смиренный, он нес крест на плечах своих. Святые сказали ему: «Кто ты, имеющий как бы вид разбойника, и что за крест, который ты несешь на плечах своих»? Он отвечал: «Я был, как вы сказали, разбойник и вор в мире, посему иудеи поймали меня и предали на крестную смерть вместе с Господом нашим Иисусом Христом. Вися на кресте и увидев совершившиеся знамения, я уверовал в Него и, взывая, сказал Ему: помяни мя, Господи, егда во Твоемъ. Он же сказал мне: «Аминь, аминь, говорю тебе, сегодня будешь со Мною в раю». Так, неся крест, я подошел к раю и сказал архангелу Михаилу: «Господь наш Иисус, распятый, послал меня сюда: введи меня во врата Едема. Увидевши знамение креста, пламенный меч отворил мне двери рая, и я вошел сюда. Потом архангел сказал мне: «Подожди немного, потому что придет праотец рода человеческого Адам с праведниками и тоже пойдет в рай». И вот, увидев вас, я вышел к вам на встречу». Тогда все святые воскликнули великим голосом: «Велик Господь наш, и дивны дела Его»! Два главных вопроса неизбежно представляются читателю по прочтении этих двух глав «Descensus Christi»: о рае и состоянии в нем праведных. Что это за рай, о котором упоминает псевдоевангелист, тот ли, в котором жил некогда Адам, или царство небесное? По некоторым кодексам псевдоевангелия, небо и рай ясно различаются, как, например, в этих словах: «Передавши всех святых архангелу Михаилу для введения их в рай, сам Господь вознесся на небо». Архангел, в 3-й гл., обещает Сифу, что Христос введет Адама в рай к древу милосердия и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Пресвятая Дева, видя, что Елисавета, по наставлению от Бога, повторяет пред нею радостную весть Архангела, высказала вслух глубокую благодарность Господу: «Величит душа моя Господа», сказала Она, «и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды». Пресвятая Дева пробыла у Елисаветы три месяца и потом снова возвратилась в дом Иосифа. Господь открыл и Иосифу, что Мария будет Матерью Мессии. Ему явился во сне Ангел и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же она Сына и наречешь ему имя: Иисус (Спаситель); Он спасет людей от грехов их». 6. Рождество Иоанна Предтечи ( Лк.1:57–80 ) Предсказание Архангела Захарии исполнилось: у Елисаветы родился сын. Много радости доставил он своим родителям, вместе с ними радовались соседи и родственники их. Захария все еще был нем. На восьмой день, по обычаю иудейскому, младенец был обрезан и вместе с тем ему нужно было дать имя. На этот праздник в дом Захарии собрались родственники и друзья его. Они хотели назвать младенца по имени отца, тем более, что имя Захария значит: Господь вспомнил. Но Елисавета настаивала, чтобы младенца назвали Иоанном. Родственники обратились к Захарии. Захария взял дощечку и написал на ней: «Иоаннъ имя ему». Родственники удивились этому. Но еще сильнее стало их изумление, когда Захария, не говоривший почти год, вдруг исполнился Духа Святого, стал громко прославлять Господа и пророчествовать о судьбе младенца: «Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, потому что предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему». Теперь стало понятно присутствовавшим, почему родители младенца настаивали на имени: Иоанн – благодать. Все спрашивали друг друга: «Что будет из этого младенца?» Иоанн рос и укреплялся духом. С юных лет он потерял своих родителей и поселился в пустыне. Там он вел строгую уединенную жизнь до тех пор, пока не настало время проповеди его народу иудейскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Слова Спасителя представляют нам убедительное свидетельство об Ангелах Хранителях: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). И не только каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но и каждое семейство, каждое благочестивое общество, каждое государство. Пророк Моисей говорит израильскому народу: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» ( Втор. 32:8 ) 1 . Но и все высшие небесные чины называются общим именем – Ангелы. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати имеют разные наименования – Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы – однако все они вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение…» ( Евр.1:14 ). Итак, Ангелы, исполняя волю Божию, как служебные духи, принимают деятельное, живое участие в судьбе человечества. Так, Ангелы возвещают людям волю Божию, наблюдают за государствами ( Втор. 32:8 ), хранят общества человеческие, области, города, монастыри, церкви и управляют различными частями земли ( Апок. 7:1; 14:18 ), имеют влияние на частные дела людей ( Быт.32:1-2 ), ободряют, сохраняют ( Дан. 6:22 ), выводят из темницы ( Деян. 5:19-20; 12:7-9 ), присутствуют при исходе души из тела, сопровождают ее шествие по воздушным мытарствам, возносят наши молитвы к Богу и сами за нас ходатайствуют ( Апок. 8:3 ). Ангелы приходят на служение человекам ( Евр. 1:14 ), научают истине, добродетели, просвещают ум, укрепляют волю и охраняют в жизни от бед ( Быт.16:7-12 ). О явлениях добрых Ангелов можно читать в Священном Писании – Быт.18:2-22; 28:12 ; Нав. 5:13-14 ; Лк. 1:11, 26, 28 ; Мф.2:13 ; Деян. 5:19; 10: 31; 12:7 . Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

21). Все потопляющие полчища врагов будут сокрушены им, даже и сам вождь завета (ст. 22). Одолевая южного царя, он встретит отпор со стороны кораблей Киттимских (Римских), упадет духом и озлобится на святой завет, здесь будет действовать обманом, войдет в соглашение с отступниками от святого завета (23–30). Он осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву в храме и поставит в нем мерзость запустения (идола Юпитера –ст. 31). Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью, а людей, почитающих истинного Бога и не приносящих жертвы Юпитеру, он будет подвергать мучениям и смерти (32–33). Эти страдания разумных (праведных) будут допущения Богом для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; во время страдания своего они получат малую (некоторую) помощь от Бога (ст. 34–35). С 36 стиха пророческий взор от времени Антиоха переносится ко временам антихриста и под образом Антиоха предьизображается далее антихрист. «И будет царь тот поступать по своему произволу и возвеличится выше всякого божества и о Боге богов будет говорить хульное (36). Он отвергнет всех богов (Антиох почитал Юпитера и стремился распространить это богопочтение по всему царству, след. разумеется антихрист); не будет иметь любви и чувственных влечений к женщинам (черта, не приложимая к Антиоху, но к антихристу), но будет обоготворять свою силу, или себя объявит богом (к антихристу), и тем, которые признают его богом, он увеличит почести, даст власть над многими и землю раздаст в награду (ст. 37–39; 2сол. 2,4, 3). Под конец времени он сразится с царем южным (к антихристу, ибо Антиох при конце жизни не воевал с южным царем) и завладеет его сокровищами, но слухи с востока и с севера встревожат его и он во гневе раскинет свои шатры в святой земле и здесь погибнет (погибель Антихриста от Христа при втором пришествии, а Антиох умер не в Палестине, а в Малой Азии – (40–45). Восстанет в то время Архангел Михаил на защиту народа Божия ( Апок. 12, 7 ) и будет тогда скорбь велия, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного (12, 1; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

f.24. И когда увидали, что чтит и любит митрополит отца нашего Евстафия, стали завидовать ему дурные монахи и священники. И замыслили совет лукавый и сказали: «Побьем камнями и убьем Евстафия ночью, так чтобы не заметили нас люди, ибо все князья города и наместники, мужчины и женщины обращаются к учению его, и сердце митрополита склонилось к нему». И половина их сказала: «если услышит makuänen это намерение, убьет нас, ибо любит его, как душу свою и врачество духа в устах его, и все, которые слушают голос его, обращаются в учение его и чтут субботы его и ревнуют о соблюдении уставов его». А другие сказали: «лучше убьем его, ибо тягостен и тяжел он нам». И сошлись лукавые монахи и священники на этом решении, чтобы побить камнями отца нашего Евстафия, когда он будет находиться в своей келье, ибо он жил один, упражняясь в молитве. И тогда сошел к нему Михаил Архангел, ангел помощи и милости от Бога и сказал: «иди из твоего жилища святой Божий, ибо пришли побить тебя камням». И сказал отец наш Евстафий святому Михаилу: «лучше мне умереть от рук их, ибо я не согрешил против них, ибо без греха распяли Иудеи Господа нашего посреди двух разбойников». И ответил Михаил: «иди, святой Божий из жилища твоего, и не противься повелениям Божиим, ибо Он для пользы многих соблюдает тебя». И тогда вышел св. Евстафий, и поместился вдали от своего жилища в эту ночь. И забросали камнями келью отца нашего Евстафия эти дурные монахи, и на псалтирь Давида они набросились вместе; и показалось тем, которые бросали камни, что он умер в том доме, на который они набросились. И когда было начало утра, пришли ученики его навестить авву своего по обычаю. И увидав его жилище упавшим и разрушенным, подумали, что он умер в нем, и плакали и сильно рыдали и говорили: «отче! отче!» И сказал он им: «не плачьте, чада мои, я здесь!» И они пошли к нему и нашли его живым и удивились и обрадовались великой радостью. И услышал makuänen по имени Варасина-Эгзиэ о том, как побивали камнями отца нашего Евстафия, и вознегодовал и сильно разгневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

• Вот цитата из этой же книги, где говорится, что Иисус Христос – это на самом деле архангел Михаил(!): «Михаил – это еще одно имя Иисуса Христа. Так его звали до прихода на землю и после воскресения» (стр. 218). Но в Библии нет ни одного места, где что-то подобное было бы сказано! Наоборот, ученики Христа называют Его «Господом Иисусом Христом» и до, и после воскресения! Если «иеговисты» и считают Его Михаилом, то Сам Спаситель считает Себя все таки Иисусом: « Я Иисус... и был мертв, и се жив...» – говорит Он в Откровении ( Откр.22:16 ), ( Откр.1:18 ). Кому надо верить – самому Христу и Библии или публикациям Сторожевой Башни?! • Они называют себя свидетелями Иеговы. Но христиане свидетельствуют о Боге Иисусе Христе. Сам Господь Иисус говорит ученикам в Библии: «... будете Мне свидетелями » ( Деян.1:8 ). Апостолы «суть свидетели Его (Христа)» (13:31), Павлу: ты будешь Ему свидетелем (22:15). Как видно, Писание называет христиан свидетелями Господа Иисуса Христа, а не Иеговы. В Библии даже нет такой фразы «Свидетели Иеговы». Уже в самом названии неправда ... • Вот цитата из книги «Свидетелей Иеговы» «Познание ведущее к вечной жизни», стр. 69: «Наше спасение это не самая главная цель жизни и смерти Иисуса...». А вот что Сам Христос говорит в Писании: «Я пришел... спасти мир ( Ин.12:47 ); «Сын пришел... спасти погибшее» ( Мф.18:11 ) «...мир спасен был через Него» ( Ин.3:17 ) – и прочие места. И ученики всегда называли Иисуса Христа именно Спасителем! Похоже, «Свидетели Иеговы» в Спасителе не нуждаются, для них главное – обратить как можно больше людей в свою организацию, спекулируя незнанием людей Библии и ловкими цитатками! • «Свидетели Иеговы» учат, что Святой Дух – это не Личность, а безликая сила. Но вот слова Библии о Духе: «... Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ( Ин.16:13 ). И еще: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» ( Деян.15:28 ), и еще: « Все же это производит один и тот же Дух ...как Ему угодно» (Кор.12:11). Апостолу Петру принадлежат такие слова: «...зачем ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–5 ). Сам Спаситель сказал, что кто похулит Духа Святого, тому не простится этот грех ! Еще Сам Христос заповедал крестить людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, что ставит Дух Святой в разряд Божественных Личностей. Это просто очевидно! Но «иеговисты» глазами смотрят и не видят, ушами слушают и не слышат!!!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

 «Михаил и Ангелы его» – это Архангел Михаил, Архистратиг небесных бесплотных Сил.  8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. 9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Можно предположить, что, кроме брани в ангельском мире, причиной низвержения дракона с неба является еще восхищение туда «младенца мужеского пола» (12, 5), то есть восхождение на небо к концу времен некоторой полноты святых, о чем говорилось выше. Как только эта полнота явилась на небе, диавол был оттуда низвержен.  Такое объяснение созвучно с известным мнением святых отцов, что спасенные христиане занимают на небе места падших ангелов. Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал случай, как одному подвижнику явился диавол и подвижник спросил его: «Зачем вы с такой злобой нападаете на нас?» «А зачем вы занимаете на небе наши места?» – ответил злой дух. Или же, если видеть в «младенце мужеского пола» Христа, то причиной низвержения диавола является Вознесение Христа на небо.  Возможно также, что причиной его низвержения являются оба эти события. Вообще следует сказать, что в описанной схеме взаимодействия сил добра и зла можно усмотреть определенную симметрию и происходящую перед кончиной века их окончательную поляризацию. В самом деле: с восхождением на небо полноты святых силы света получают там окончательный перевес и демоны низвергаются с неба на землю. На земле же происходит обратное: низверженные демоны получают на земле окончательный перевес, воздвигают царство зверя, после чего происходит восхищение с земли малого остатка праведников (1 Фес. 4, 17) и ставшие таким образом совершенно полярными небо и земля сталкиваются при Втором пришествии в Армагеддоне.  «древний змий» – то есть тот, который еще в Раю искушал прародителей. «диаволом и сатаною» – диавол и сатана суть греческое и еврейское имена одного и того же падшего архангела. Греческое слово «διβολος» может иметь следующие значения: клеветник, лжец, завистник, обольститель, ссорящий, злословящий, отвратительный, ненавистный. Еврейское слово «» – «сатан» – означает «противник», «преследующий», «противодействующий», «наветник», «враг». 99

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные силы, или Умы, имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую к злу. (Они) непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)... (Они) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение. Святитель Григорий Богослов ( 13, 50 ). О семи наивысших Ангелах имеется известие в Откровении святого Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» ( Апок. 1, 4 ), и еще: «я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом» ( Апок. 8, 2 ). В книге Товитовой один из них говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов» ( Тов. 12, 15 ), предстоящих Господу. Эти семь Ангелов по именам и по порядку в чине своем исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил. Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так: Михаил 1 – служитель божественной славы, страж и защитник чести Божией. Гавриил 2 – служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божиих. Рафаил 3 – служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил 4 – служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил 5 – служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил 6 – служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил 7 – служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божиим. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 816 ) 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В Священном Писании некоторые ангелы называются по собственному имени. Об Архангеле Михаиле упоминается у пророка Даниила, у апостола Иуды и в Апокалипсисе ( Нав. 5:13–15 ; Дан. 10:13, 12:1 ; Иуд. 1:9 ; Апок. 12:7–8 ). Имя “ Михаил ” на еврейском значит “Кто, как Бог?” В Писании он именуется “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против дьявола и его слуг. Обычно его рисуют с огненным мечом в руке. Имя “ Гавриил ” значит “Сильный Божий”. О Гаврииле упоминают пророк Даниил и евангелист Лука ( Дан. 8:16 , Дан. 9:21 и Лк. 1:19, 26 ). В Писании он изображается, как вестник тайн Божиих. Его рисуют с райской ветвью в руке. В Писании упоминаются по имени еще трое ангелов: “Рафаил” – “Помощь Божия” ( Тов. 3:16 ; Тов. 12:12–15 ), “Уриил” – “Огонь Божий” ( 3Ездр. 4:1 ; 3Ездр. 5:20 ), “Селафиил” – “Молитвенник Божий” ( 3Ездр. 5:16 ). Каково же назначение существ духовного мира? Очевидно, они предназначены Богом к тому, чтобы быть совершенными отображениями Его величия и славы, с нераздельным участием в Его блаженстве. Если о видимых небесах сказано: “Небеса поведают славу Божию,” – то тем более такова цель духовных небес. Пророк Исаия удостоился увидеть “Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” ( Ис. 6:1–4 , Иез. 10 гл.). Падшие ангелы Все ангелы были сотворены Богом добрыми. Однако, они, как и люди, наделены были свободной волей и могли выбирать между послушанием и противлением Богу, между добром и злом. Злоупотребив своей свободой, часть ангелов во главе с Люцифером (Денницей) отпала от Бога и образовала свое царство – ад. Слова Спасителя: “Я видел сатану, спавшего с неба, как молния” – можно отнести к тому далекому, доисторическому прошлому, когда в ангельском мире произошло восстание против Бога. Это событие описано в Апокалипсисе с такими подробностями: “и произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною,… и ангелы его низвержены с ним” (”дракон” – это Денница, Апок. 12:7–9 ). На основании начальных слов этого видения, где говорится, что дракон своим хвостом “увлек с неба третью часть звезд” ( Апок. 12:4 ), некоторые высказывают мнение, что тогда Люцифер совратил третью часть ангельского мира. После отпадения от Бога, Люцифера стали именовать “сатаною” (что значит “противник”) и “дьяволом” (что значит “клеветник”), а его ангелов – бесами или демонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Ввиду прошедшего праздника святого Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных хочется поговорить о тех Ангелах Божиих, которые непосредственно участвуют в нашей жизни, являясь ее Хранителями.      Можно сказать, что в деле благоустройства мира Всевышним все небесные ангельские чины, являясь служебными духами, есть проводниками Его благодати, воли и любви во Вселенной. Каждому из Ангелов предоставлено свое место и свое особенное служение в деле благоустройства мира. Так, к примеру, есть Ангелы Хранители не только отдельных людей, но и Церквей, государств, народов. Тому мы находим подтверждение в Священном Писании. Об Ангелах Хранителях Церквей пишется в Книге Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей (Откр. 1:20). Об Ангелах Хранителях народов говорится в Книге пророка Даниила. Святому явился Архангел Гавриил и возвестил: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:13, 21). Святые отцы – толкователи Библии – неоднократно писали о том, что под словом «князья» в вышеупомянутой книге подразумеваются Ангелы Хранители целых народов. И святой Архистратиг Михаил издревле почитался у евреев как хранитель именно иудейского народа, исповедующего веру в истинного Бога. Приведем цитаты… Святой Дионисий Ареопагит: «Богословие вверяет священноначальство над нами ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа, равно как и других ангелов князьями других народов…» Блаженный Феодорит: «Божественный пророк Даниил говорит, что некоторым из них вверено начальство над народами: князь царства Персидского стоял против меня (10:13). Упоминает также о князе еллинском и присовокупляет, что не было никого, кто помог бы ему ходатайствовать пред Богом о свободе Иудеев, кроме Михаила князя их (Дан. 10:20–21)... некоторые из ангелов начальствуют над целыми народами, а некоторым из них вверено попечение о каждом, в частности, человеке...»

http://pravoslavie.ru/98866.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010