Подобно своему предшественнику, Кирилл V уделял первостепенное внимание просвещению и духовно-нравственному развитию единоверцев. За время его Патриаршества было построено 13 церквей, в т. ч. соборы св. Марка в Гизе (1877) и арх. Гавриила в каирском квартале Эс-Сакакини (1881). Произошло возрождение ряда мон-рей, заметно увеличилось число их насельников. С 1897 г. игумены крупнейших обителей возводились в епископский сан. При прямом участии Кирилла V были открыты 9 коптских школ для мальчиков и девочек, несколько больниц и богоугодных заведений. 29 нояб. 1893 г. начала функционировать Каирская ДС, имевшая филиалы в Александрии, Буше (ныне Насер) и Дейр-эль-Мухарраке (в В. Египте). Значительно оживилась книгоиздательская деятельность. Патриарх поощрял развитие богословия и межконфессиональной полемики (с протестантами и католиками), исследования по истории К. Ц., создание популярной духовной лит-ры. В 1884 г. по инициативе копт. издателя Тадруса Шенуды аль-Манкабади было основано Об-во сохранения коптской истории. Учрежденное в 1891 г. на средства богатых благотворителей Об-во примирения ставило своей задачей борьбу с невежеством, развитие сети образовательных центров и публичных б-к. Развивалась копт. светская публицистика, ориентировавшаяся на совр. европ. образцы. Христиане активно участвовали в становлении национальной журналистики, они составляли значительную часть сотрудников редколлегий и авторов, пишущих для егип. периодических изданий. В 1877 г. копт Михаил Абд ас-Сайид основал ежедневную газ. «аль-Ватан» (Родина), в 1895 г. Тадрус аль-Манкабади и выходец из Сирии христианин Адиб Исхак - газ. «Миср» (Египет). В противостоянии Патриархии и Совета общины «аль-Ватан» поддерживала Кирилла V, а «Миср» - его светских оппонентов. Одним из итогов «пробуждения» копт. общественно-политической и религ. мысли стала критика патриарха и проводимой им политики, прозвучавшая в трудах Филутауса Ибрахима и Джирджиса Филутауса Авада. Настоятель собора св. Марка и 1-й ректор Каирской ДС Филутаус Ибрахим считается крупнейшим копт. богословом кон. XIX в. Его перу принадлежит ряд антикатолич. трудов, штудий по вопросам личного статуса и истории К. Ц. Издатель «Коптского альманаха» Джирджис Филутаус Авад в 1896 г. по запросу Мин-ва юстиции составил свод законов по личному статусу, одобренный Советом общины.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

а) В смысле буквальном эти обетования Божии относятся к сыну и преемнику Давида Соломону. Сам Давид относит их именно к Соломону; точно также и этот относит их к себе (I Парал., 22:7; III Цар. 3:6). Ближайшим образом, действительно, все эти обетования и исполнились на Соломоне. b) Во всей же полноте эти великие обетования, данные Давиду, могут быть относимы только к великому отдаленному потомку, которого Исайя пророк называет отраслью от корня Иессеева (9 гл.), т. е. к мессии – Христу. В самом деле, как отнести к Соломону обетование Божие об утверждении его престола во веки? Ап. Павел, приводя в своем послании к Евреям (1 гл. 5 ст.) слова этого обетования: «Аз буду Ему Отцом, и он будет Мне Сыном», замечает: «кому бо рече когда от ангел: Аз буду ему во Отца и той Мне в Сына» и прямо относит их к Иисусу Христу. с) Арх. Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении от нее Спасителя, говорит: «и дает ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковля во веки, и царствию Его не будет конца» ( Лк. 1 ). Разве эти слова не похожи на слова обетования Давиду? d) Сын Давида Соломон был, таким образом, прообразом духовного потомка Давида. Сделанное первым, было началом и подобием того, что совершил Мессия. Третья книга Царств Вся книга делится на две равные части. В первой части (1–11 гл.) содержится история царствования Соломона до распадения царства поего смерти. Во второй – содержится история первых четырех царей Иудейских и первых восьми царей израильских, Период времени обнимаемый простирается до 125 лет. Глава 2-ая. Завещание Давида Соломону, и утверждение царства Соломонова. 1–2 ст. Умирающий Давид внушает сыну своему Соломону послушание и верность повелениям Господним и в этом полагает основу твердости и мужества. 5–11 ст. Давид завещает Соломону поступить по всей строгости с Иоавом не из личной мести, но по справедливости, ибо Иоав изменнически убил двух знаменитых вождей – Амессая и Авенира. Давид сам не отмстил ему из опасения произвести народный мятеж, ибо Иоав имел в народе сильную партию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Вы, моя родная Наташа, не огорчайтесь на все, что пишу, как и я ничем не огорчился на Ваше, я все это пишу от сердца к сердцу, нисколько не лукавя и ничуть не желая обелить себя в Ваших глазах. Все сказанное Вами мне всегда принимаю с глубокой любовью, как от самой близкой, любимой и, главное, нежно заботящейся, чтобы действительное во мне хоть сколько-нибудь соответствовало тем возможностям, какие даны мне Богом... Спасибо, что так просто и прямо пишете мне о том, что Вас смущает или не нравится... Если бы этого не было, то была бы бесполезна наша жизненная встреча и наша светлая и чистая дружба... Что вздумали поболеть – не удивительно, дай Бог Вам хоть этим путем разрядить свою нервную напряженность. К Пасхе извольте совсем быть молодцом. Ну, пора кончать. Сейчас напишу Алеше, и Вы передадите, и лягу спать. На улице тишина. У меня открыты двери. Веет прохладой... Лают собаки. Да хранит Вас Христос. Да обрадует Вас Матерь Божия. Мир Вам. Р. S. Всем сердечный праздничный привет. 65. Вере Тимофеевне Собор арх. Гавриила, 26.III.1927 г. Спаси Вас Христос, дорогая Вера Тимофеевна, за Ваши заботы обо мне. Вы, конечно, знаете, что и два перевода я получил и, вероятно, на днях придет и посылка. Относительно «каравая» я писал Вам уже два раза... Когда у меня много всего, мне становится тяжко и более светлой радости я не знаю, как во имя Его делиться этим с теми, кто тоже дан мне Им. Мне было бы тяжко получать бесчисленные посылки Тани, если бы я не имел возможности делиться их содержанием. Двадцать рублей мне не переводите. Распорядитесь ими как хотите. Если считаете их моим именным капиталом, то берегите; если согласны со мной, что это Божие, платящего за это сторицей, то пустите их на радость мне в оборот. Вы-то, конечно, поверите мне, что не «каравай» сам по себе дал такое направление моим мыслям. Что Вы абсолютно не нужны мне, конечно, я не согласен, так как не раз говорил Вам, что благодаря Вам, непосредственному общению с Вами я понял многое и в себе, и в других, благодаря Вашим «душам» я лишний раз оглядываюсь на себя и поверяю то сокровенное, чем живу, которое часто малопонятно не только постороннему, но даже и себе самому. Я отлично понимаю, что если бы я сам упорно работал над своим сердцем и жизнью, сам нес тот или иной крест борьбы с своими страстями и пороками, то, конечно, Господь освободил бы меня от многих чисто внешних теперешних или бывших крестов, которые помогают мне в пути к Богу механически или в силу простого моего терпения достигнуть того, что иные делают силой своей воли и любви к праведной жизни. Все, что Вы говорите о кастрюлях, конечно, справедливо, но что Вы, быть может, несколько преувеличиваете мой якобы ропот, тоже, пожалуй, правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ [болг. Аверки, серб. Abepkuje] (Петрович; г. р. неизв., Сопот, Болгария - 1878, К-поль), бывш. митр. Врачанский К-польского Патриархата (1873-1877), переводчик духовной лит-ры с греч. и сербско-хорват. языков. Был учителем в Габрове (1839-1845), в Сопоте (1849-1850, 1857), Видине (1857). Учился в Белградской ДС (1845-1848), где и принял постриг (15 мая 1846). Продолжил образование в Киевской ДС и закончил КДА (1862). Слушал лекции в различных европ. ун-тах, в т. ч. на философском фак-те Дрезденского ун-та (1862-1864). Преподавал в Белградской ДС, в духовных учебных заведениях Заечара и Крагуеваца. С 1870 г. учитель болг. языка и истории в пансионе графини Левашовой в Киеве. В февр. 1873 г. рукоположен в митрополита Врачанского. В 1877 г. покинул Врачанскую кафедру вследствие возникших противоречий во взаимоотношениях с местными властями. Стал настоятелем болг. ц. св. Стефана в К-поле. Публиковался в газ. «Зарница» с 1877 г. Интересовался проблемами духовного образования и занимался переводами. Соч.: Общий религиозный и философский преглед върху истиността на христянската религия/Издава ся от митрополита Аверкия, бивш Врачанский. Цариград, 1877. Пер.: Разговори за сърдечно и душевно образование/Соч. на сръбски от Гавриила Поповича, архимандрита, а преведени на български от Аверкиа Петровича Д., сопотенца. Београд, 1847; Цвет милости или завещание чадолюбиваго отца [от П. Стоишича]/Преведе ся от Аверкия Петровича Диакона. Белград, 1848; Църковна история с най-нужни случаи в святата църква.../Преведе от греческий на славяноболгарский язык от Аверкия Петровича и Григория Гоге, дякони. Београд, 1855. Арх.: Български Историчски Архив. НБКМ. Ф. 22. Ед. хр. 387. Л. 9; Там же. II А 2051; Централен Държавен Исторически Архив. Ф. 246. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 130; Там же. Ф. 1318. Оп. 1. Ед. хр. 4321. Л. 7; Български Исторически Архив. Народна Библиотека Иван Вазов. Ф. 2. Ед. хр. 23. Л. 1-4; Ед. хр. 44. Л. 1-2; Ф. 3. Ед. хр. 149. Л. 1-2; РГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 8799. Л. 24а, 115а, 145; АВП РФ. Посольство в Константинополе, 1857. Ед. хр. 1642. Л. 80-87. Лит.: Фингов Д. Спомени из живота ми//Калоферска дружба. София, 1908. С. 121, 129-130; Васильов Т. Спомени за лица и събития XIX-XX в. София, 1934. С. 330-332; Поглубко К. За да бъдат полезни на народа си. София, 1976. С. 67, 75; Българската възрожденка интелигенция. София, 1988. С. 27. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62716.html

279 Игнатий, как увидим, недолго ждал лучшего времени. Обстанавливая себя в духовном кругу, Дашков перезвал к себе Маркелла. Пользуясь его стесненными обстоятельствами, он надеялся иметь в нем сподручника и бойца против Феофана по части богословской учености и докащика разных злоупотреблений его в псковской и новгородской епархиях. 266 Братья его Борис, Андрей и Федор Яковлевичи Дашковы имели поместья в Алексинском уезде, Тульской губернии. Дядя их, Иван Алексеевич Дашков, был стольником. Родные сестры их были – одна за князем Панкратом Давыдовым, другая за Андреем Хитровым. (Дела архива св. Синода, 1721 г., 183). 267 Государ. архив. Дела Морсочникова 2, об астраханском бунте 1705 г. Голик. Деян. П. В., т. II, стр. 133–137. 270 По смерти Стефана Яворского , Дашков домогался звания синодального вице-президента, либо перевода на Крутицу и писал об этом к сильному в то время камер-юнкеру Виллиму, Ивановичу Монсу. «Понеже я, писал он, вашим снисхождением обнадежен, того ради покорно прошу, не оставьте нашего прошения в забвении: первое, чтоб в Синоде быть вице-президентом... или на Крутицы... А что вас так трудую, и в том не зазрите, понеже сими числы готовят в доклад; а как вы не изволите упредить, то впредь трудно будет делать, ежели кому иному сделают. Пожалуйста потрудитесь сими часы»... (Госуд. арх. Письма разных лиц к Монсу). Хлопотал Монс или нет, только Георгий не попал в вице-президенты, потому что из наличных вице-президентов ни Феодосий, ни Феофан не возведен в звание президента. 271 Тем временем, как Георгий назначен был, но еще не прибыл в Синод, посвящен был в архиереи в Псков, синодальный советник калязинский архимандрит Рафаил, «с оставлением в Синоде по прежнему». Воспользовавшись этим, Синод отправил своих членов – архиепископа Феофилакта и архимандрита Гавриила с докладом к Государыне о разных церковных делах и, между прочим, поручил им доложить: «Георгию быть ли в Синоде, понеже и без него уже три персоны архиерейския суть?» Государыня подтвердила свой прежний указ, чтобы Георгию быть в Синоде «советником же, как и Рафаилу» (23-го августа 1725 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

109). Сопоставление намеченных автором признаков с довольно многочисленными однородными памятниками заставляет думать, что названные две иконы не представляют каких-либо исключительных особенностей. Фигура плачущего эона, по всей вероятность, есть ни что иное, как изображением того же арх. Гавриила, стоящего пред дверьми Богоматери и размышляющего о том, как удобнее возвестить Ей тайну; слезы – просто случайное недоразумение, быть может, иконописца. Все подробности этих изображений находят свое объяснение в памятниках византийской письменности и представляют не более, как результат богословских размышлений, не имеющих ничего общего с докетизмом и манихейством. Архангел не вселяется в Богоматерь, но лишь благовествует. Первые попытки таких изображений относятся к тому, сравнительно позднему, времени, когда уже совершенно забыты были указанные ереси, а распространяются эти изображения в России в XVII в., когда, вероятно, ни один иконописец не знал ничего об этих ересях и истолковывал их в смысле прямого указания на разные моменты благовещения в духе православного воззрения и согласно с вышеприведенными памятниками письменности. 99 Labarte. t. I. album pl. VI. Garrucci CDLIV; Kraus R. E II, 936; Martigny, Dict. Des ant. chr. 50(?); Сборн. общ. древнерусск. иск. 1886 г. табл. XI. Mrs. Jameson. The Hist. of Our Lord. I, p. 22. Крауз относит его к V в. (I. c.), на основании отсутствия нимба у Богоматери и Архангела; но в памятниках скульптуры, по условиям техническим, нимб опускается даже и в эпоху позднейшую: примеры у Рого де Флери табл. V, VII, VIII и IX. 100 Garrucci CDXLVII, 1. Крауз указывает еще таблетку кенсингтонского музея VI–VII в. R.E. II, 936. 101 Sommerard alb. 8-e Serie pl. XII. – Рисунок этот, а равно и другие из того же кодекса на табл. XIII–XIV не точны. 114 Garr. vol. IV, p. 19. Влияние Греции в этих мозаиках, по-видимому, находит некоторое подтверждение в уцелевшем здесь, в среднем нефе, остатке греч. Надписи «αδρυνθεντα…» (ibid p. 26). При личном рассмотрении памятника мы, впрочем, не заметили этой надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

(если не в 1732 г.), а скончался не в 1783 г., а в 1785 г. (см. Списки архиереев Ю. Толстого). 603. На основании официального документ (Опис. Арх. Св. Синода XXXIX, стр. 256–281) г. Рункевич приписывает казанскому архиепископу Гавриилу Кременецкому «расширение дела распространения синодальных изданий. Будучи в Казани, владыка возбудил ходатайство об устройстве церковно-книжной лавки, после чего Св. Синодом постановлено было ввести такие лавки в Петербурге, Казани и Тобольске». Но автор оставляет без ответа вопрос, были ли действительно заведены таки лавки? Возбуждают недоумения и данные автором приложения: во 1-ых, некоторые из приводимых документов были уже напечатаны, но автором это не оговорено, как и не объяснено, почему они вновь издаются; во 2-ых, непонятно, почему все приложения относятся только к 1-ому периоду истории Лавры, и без того более обстоятельно изложенному в тексте; в 3-их, при документах нет должных комментариев, не всегда даже указан автор приводимых писем, хотя г. Рункевичу легко было это сделать (ясно, например, что письмо V на стр. 52 приложений, столь важное для истории казанской миссии, писано Алексеем Раифским; см. текст 187 и прим. 106). Можно в заключении пожалеть об отсутствии географического указателя, тем более заметном, что имеющийся указатель личных имен является составленным продуманно и тщательно. Но при всех этих и других недостатках, неизбежных в труде столь обширном и столь быстро написанном, очевидны и несомненны и крупные достоинства его. Он основан на архивных по преимуществу данных, обнаруживает опытные писательские приемы и умение автора писать красиво и интересно даже о хозяйственных предметах. Всем этим объясняется тот благосклонный прием, какой книга г. Рункевича встретила в печати. Вслед за рецензентами должно отметить и еще одну положительную сторону – изящную внешность книги и обилие снимков с автографов, рисунков и портретов. Здесь можно говорить скорее об излишестве, чем о недостатке. Во всяком случае художественными достоинствами лаврского юбилейного издания поднимается еще выше научное начение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Получил развитие и образ жены И. Различные экзегеты отождествляют ее с Рахмой, дочерью Ефрема, с Лией, дочерью Иакова, с Диной (как в раввинистической традиции толкования) и с Махкир, дочерью Манассии. Она поддерживала И. до тех пор, пока диавол не предложил ей поклониться ему и принести в жертву ребенка в обмен на возвращение имущества И. Когда она сказала об этом мужу, он поклялся, если выздоровеет, наказать ее 100 ударами плетью. Однако Бог впосл. облегчил это наказание, повелев И. ударить ее ветвью со 100 листьями (так толкуется коранический отрывок 38. 44). Особую популярность получил источник (или колодец) И. В текстах встречается более 10 вариантов определения его местонахождения в Хауране и Трансиордании, а также в дер. Эль-Джура недалеко от совр. Ашкелона, в к-рой проводились ежегодные традиц. народные празднества с омовением в источнике. По сведениям аль-Масуди (ум. в 956), гробница И., скала, на к-рой он сидел прокаженным, и источник находились в мест. Нава недалеко от Дамаска; к этому месту совершались паломничества. Наряду с этим уже в VIII в. Ибн Исхак высказал версию о происхождении И. из Эдома, ставшую господствующей. В наст. время наиболее почитаемым местом паломничества, связанным с гробницей И., является Джабаль-Гаду, пригород Салалы (Оман); известны и др. места: вблизи г. Эс-Салт (Иордания), в дер. Эюпнеби близ г. Вираншехир (иль Шанлыурфа, Турция). Друзы считают местом погребения И. г. Ниха в р-не Шуф (Ливан). В мусульм. рукописях XI-XVI вв. (Дублин. Б-ка Честер-Битти. Ms. 414. Fol. 82; Нью-Йорк. Публичная б-ка. Ms. 456. Fol. 109) И. изображается исцеленным от проказы; рядом с ним стоит арх. Гавриил (Джабраил), вручающий ему цветок, а между ними течет источник, от к-рого совершилось исцеление. Ист.: BHG, N 938-939t; SynCP. Col. 659; MartHieron. P. 246; MartRom. P. 182; ActaSS. Mai. T. 2. Col. 492-495. Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 1854. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный.

http://pravenc.ru/text/578142.html

А. присутствовал на генеральном капитуле ордена в Л " Акуиле. Стараниями П. А. кустодия реформированных конвентуалов св. Иосифа Обручника получила статус провинции (2 февр. 1561). В 1561 и 1562 гг. П. А. составил Первые и Вторые конституции провинции св. Иосифа Обручника (11 и 20 статей; действовали до 1598). Наряду с подробным распорядком обязательных богослужений конституции содержали следующие установления: монахам предписывался ручной труд, запрещалось распоряжаться деньгами, носить обувь, давались указания по устройству и размерам конвентов и келий (исключалось наличие б-к). Деятельность П. А. оказала заметное влияние на течение босых монахов в ордене францисканцев и в др. орденах монашеских . Наиболее известна его роль в жизни католич. св. Терезы Авильской, описанная ею в автобиографических сочинениях. П. А. познакомился с Терезой летом 1560 г. в доме вдовы Гиомар де Ульоа, к-рой он помогал. Впосл. он неск. раз навещал Терезу, переписывался с ней. П. А. стал ее наставником в мистических опытах и поддержал ее труды в период основания ею мон-ря св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе; впосл. эта обитель стала центром течения босых кармелиток - подробнее см. в ст. Кармелиты ). После смерти П. А. папа Римский Пий IV (1559-1565) подчинил конвенты реформированных (босых) францисканцев генеральному министру францисканцев-обсервантов, сохранив для них прежний устав (булла «In suprema militantis Ecclesiae» от 25 янв. 1563). Однако уже в 1578 г. папа Григорий XIII (1572-1585) запретил вмешательство руководства обсервантов во внутренние дела провинции св. Иосифа Обручника. Вскоре эта мера была распространена на провинцию арх. Гавриила, а также на основанные П. А. конвенты в Пиедади и Аррабиде в Португалии. Впосл. эти провинции францисканского ордена получили еще большую автономию. Босые францисканцы этих провинций (их стали называть алькантаринцами) вели широкую миссионерскую деятельность. Опираясь на конституции, составленные П. А., и др. его установления, они занимались проповеднической работой на Филиппинах, о-вах Карибского м., на территории современных Мексики, Бразилии и др.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

Через 24 года, 25.3.78, писала она Yehunda, своему еврейскому другу: «...24 марта и в следующие два дня (26 марта день арх. Гавриила) я видела Свет, который меня побудил оставить все и последовать за Ним. С тех пор каждый год в этот день я принимаю важное Известие... Дивен Бог . Научает нас всему. В соответствии с нашим расположением. Иного просто. Иного сильным влечением. Иного другим способом... » Как она говорила, мать открыла ей путь. Та самая, которая была, для нее связью с любовью Божией, советником, наставником в трудностях. Она ушла бы, если бы действительно была воля Божия в любую чужую страну, чужую среди чужих. С Путеводителем Господом. В молитве она просила у Господа удостоверения, некоего знака, который бы показал ей, что Индия была действительно ее Путем, а не фантазией. Потому что, как она сама говорила, до того дня ничего духовного ее не связывало с этой страной, никакого «поиска», что стало немного позже модой. Удостоверение пришло через три дня. В лице незнакомого молодого человека тридцати трех лет, который постучался в дверь ее лечебницы и был похож на индуса. Однако, Cameron, так звали его, был британец, квакер из Западной Индии, и только что приехал из Вены по рекомендации общих знакомых. В Афинах он был случайно и уезжал через несколько дней в Индию на поиски своих корней и предков. Конечной целью его были Гималаи. Она сразу же поняла, что это было то удостоверение, которое просила у Господа. Она попросила его подождать, пока развяжется и продаст имущество, т. е. сосуды лечебницы и книги. Она намеревалась ехать вместе. Cameron тут же согласился, сказав «да» на ее предложение, и охотно принялся за устроение путешествия. Этот ответ его был решающим для нее, для всей ее жизни. «Это «да», – говорила она, – было важным моментом в моей жизни. Т. к. я поняла, что так же охотно и я должна говорить Самому Господу и всем всегда». Первая подруга, кому она написала, была Елена Вирву, которая оставалась еще в Англии. «Ухожу навсегда и не буду писать никому другому». Это письмо вызвало невыразимую боль в душе подруги. «Было так, как будто нас разделила смерть. Аврилия на восток!.. На горячее солнце, что так не любила. Убегая к восточному солнцу... без денег, в незнакомое, только со своим искусством, которое знала, одна, с Путеводителем Богом...»

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010