In Biblioth. Concionat. t. 1. p. 672; Orat. I. In. Christi Natalitia etc. 160 Соборн. послание. Деян. всел. соб. в р. п. т. 6-и стр. 310; Orat. II. In. S. Deiparae Annunt. n. XLV. 162 Vid. epist. 59, ad cler. et pleb. Constantinop., cap. 5; epist. 102 ad episcop. Galliar, cap. 3, et serm. 28, in Nativit. Dom. 8, cap. 5, edit. Bailer. 166 Orat. I. In Christi Natalit.; Orat. II. In s. Deip. Annuntiation. n. XXXVI; Orat. III. De Hypapante, cap. 11. n. VIII. 172 Св. Софроний, впрочем, говорит только о двух действиях в И. Христе, умалчивая почему-то о двух волях. 182 Такое мнение о св. Софронии Фотий высказывает в рецензии на его Соб. Послание. Приведем подлинные слова Фотия: Legi epistolam synodicam Sophronii Part. Hierosol. Honorio Romano imperatori missam (Фотий разумет папу Гонория). Наес epistola plena est pietate, novis passim verbis, ut equi pollus sallibus gavdeus, nisi quod rectam opinionem diligenter examinet, et sacrorum dogmatum non fortuitam esse cognitionem ostendit Bibl. Phot. Cod. CCXXXI, p. 322. He соглашаясь с Фотием в том, что св. Софроний не твердо знал христианские догматы, мы вполне соглашаемся с тем, что в соб. послании св. Софрония нет строгой последовательности и что он, действительно, по выражению Фотия, идет как бы скачками. 183 Напр. «Един и тот же Христос и Сын производит божественныя и человеческия действия одним Богомужным, по выражению св. Дионисия, действием» (деян. всел. соб. в р. п. т. 6-й, стр. 400). 188 Выше св. Софроний говорит, что еретики недостойны слышать сообщаемых им вестей и потому должны быть изгнаны из храма. 192 Этот акафист составлен Георгием Писидийским по случаю чудесного избавления Константинополя от Персов и Аваров, обложивших Царь-град с суши и моря в 626 г. по Р. Хр., пр. греч. импер. Ираклие и патр. Сергие. 198 Нужно заметить, что, по мнению св. Софрония, Пр. Дева зачала во чреве Богочеловека еще до благовестия Арх. Гавриила. Поэтому он влагает в уста Арх. Гавриила такие слова: jam concepisti, ex quo illud ave protuli...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Перечисление подобных опечаток было бы невозможно вследствие их обилия 706 ! Особенно неприятны такие опечатки в цитатах, по которым можно было бы проверить автора или желающему дополнить те или другие сведения. Здесь типографская неряшливость получает по местам совершенно невероятный вид 707 . Впрочем, в некоторых случаях недостатки в цитатах, напр., неполнота их, обесценивающая ссылки 708 , падает на ответственность автора, почему-то не дающего необходимых для читателя указаний, тогда как в других дающего совершенно лишние и ненужные 709 ) 710 )... Однако, довольно о недостатках книги, хотя речь о них могла бы быть очень длинною! Сочинение архим. Гавриила во многих отношениях заслуживает и одобрения, а сам автор – большой похвалы. Любовь, с какою трудолюбивейший составитель данной книги собирал для неё материал, удивительна! Этот материал весьма обширен и в некоторых случаях, как можно предполагать, дался автору после больших трудов и усилий последнего. Будь автор в более благоприятных условиях, он, – мы уверены,– собрал бы еще больший и еще ценнейший материал. Со стороны содержащегося в книге арх. Гавриила материала, она в весьма многих местах заслуживает рекомендации. Это – недурная справочная книга во многих случаях. Это – до известной степени энциклопедия в области вопросов по преимуществу библейской морали. Это – содержательная и дельная, не смотря на все её недостатки (в роде вышеотмеченных), книга для чтения, которую можно предложить всем лицам, любящим назидательные сочинения. Написана она далеко не с такою сухостью, с какою, напр., составлен учебник о. Солярского, далеко не так схоластична, как последней, далеко не страдает такою общностью рассуждений, бессодержательностью иногда их, чем страдают и книга о. Солярского, только что упомянутая, и учебник о. Халколиванова. Некоторые части книги архим. Гавриила написаны даже очень живо и по местам, пожалуй, увлекательно. Она, бесспорно, может служить хорошим пособием для преподавателей данной науки, облегчая им раскрытие вопросов семинарской программы во многих случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Не остановимся же, братие, подобно малым детям, на благой вести о нашем спасении; постараемся узнать, чего она от нас требует и что нам должно делать для нашего спасения; исполним потом все требуемое, дабы таким образом благая весть обратилась в благое дело: тогда, – и только тогда, – день сей для нас воистину будем днем Благовещения, еже да сбудется над всеми нами благодатью Господней! (Сост. по «Проповеди», Иннокентия, арх. Херсонского, т. 2). Б. Из церковных песнопений в день Благовещения а) На Господи воззвах. «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая (приветствуя) и вещая, радуйся, земле ненасеянная: радуйся, купино (куст) неопалимая: радуйся, глубино неудобозримая: радуйся, мосте, к небесем преводяй и лествице высокая, юже Иаков виде: радуйся, Божественная стамно (сосуд) манны: радуйся, разрешение клятвы: радуйся, Адамово воззвание, с Тобою Господь». б) На литии. «В шестый месяц архистратиг послан бысть к Тебе, Деве и чистей, возвестити Тебе слово спасения, вкупе (вместе) же и звати Тебе: радуйся, обрадованная, Господь с Тобою, родиши Сына превечнаго из Отца, и спасет люди Своя от грех их». в) На стиховне. «В шестый месяц послан бысть архангел к Деве чистей и радоватися Ей прирек, благовести из Нея Избавителю проити, темже приемши целование, зачат Тя превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися, во спасение душ наших». г) Тропарь. «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой. д) Величание: «Архангельский глас вопием Ти, чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». с) Прокимен: «Благовестите день от дне (благовествуйте со дня на день) спасение Бога нашего». ( Пс.95:2 ; Лк.1:39–49,56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Гавриил, арх. Тверской. XX Апреля 10 дня 1855 года. Примечание редакции. Следующее письмо, означенное у достопочтеннейшего профессора Барсова под 2, мы печатаем здесь отдельно; оно писано, несомненно, преосвященным Гавриилом, что показывает и самая подпись его; но писано, кажется нам, не к Иннокентию. Преосв. Гавриил употребляет в письме своем выражение: «владыко святый», тогда как Иннокентий был только ещё архимандритом. Почтенное рукописание ваше от 2 апреля сего года получил я ровно через целый месяц, т. е. мая 4 дня, с пролежанием двух дней на почте за отсутствием моим. Итак вот сколь мы друг от друга отдаленны! И птица, уподобляя оной скорость почты, тридцать дней летит от вас до меня и обратно. Несмотря на такую уклонность к северу, что вы хвалите свое место, сие доказательством служит, что везде Господне есть владычество. Я также в пастве своей живу спокойно, исключая недугов, кои протерпел в две прошедшие осени. Известно было, что южные жители удобнее привыкают к климату холодному, чем напротив. Сие теперь не только на себе, но и на других, вижу. Обманчива здесь атмосфера. Первую еще весну вижу в изобильной зелени и цветах, но вот слышу бунтующие сейчас ветры. Прежде же настоящего года жары снедали вдруг, что в земли ни возникало. Но повторяю, что местом сим я доволен. Везде находятся свои невыгоды. Здесь познакомился я с морями, с превыспренними горами, какими ограждено, например, Чермное море. Здесь практикою учусь тому, что твердил в школах наших теоретически, по выражению же некоторых глухонемым образом. Дядюшке вашему исходатайствовал я новую монаршую милость Императорскую корону к знаку святыя Анны, но он не воспользовался за кончиною его пред приходом сего невиданного еще в нашем городе отличия. Город наш также поправляется. Строится кафедральный собор, которым возбужденные жители и дома стали строить каменные. Однако же долго ему, кажется, еще не процветать. Гражданским языком говорю. – А ежели пастырски: то не желаю городам цветущего состояния по внешнему образу, ибо неизбежным образом тут внутренний вовсе исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

78 Из стиха А. Пушкина о Шишкове: Сей старец дорог нам: он блещет средь народа Священной памятью двенадцатого года. 79 Фотий – сын дьячка новгородского уезда, спасского погоста; обучался до поступления в академию в новгородской семинарии, из которой в 1814 г. поступил в состав 2-го акад. курса; в Мае 1815. г. врач академии, штаб-лекарь Бок, представил акад. правлению, „что Петер Спасский имеет по природе весьма слабое сложение тела и особенно страдает сильно грудью; к продолжению курса не способен“. 80 По-видимому на это назначение Фотий намекает в своих записках: „причитается ему (в 1822 г.) сумма значительная, дабы явился немедленно во град С.-Петербург, из коего был прежде изгнан бесславно“ (Русск. Арх. 1869 г. стр. 930). 84 22 Мая 1822 г. Голицын писал к графине А. А. Орловой-Чесменской: „я недавно познакомился с о. Фотием и сожалею, что сего не сделал прежде, когда он имел здесь свое пребывание“. (Рус. Арх. 1869 г. стр. 944). 85 Димитрий Сулима, родом из новой Водолаги; по окончании курса в харьковском коллегиуме, священник и потом протоиерей морского ведомства в Николаеве; по вступлении в монашество, с 1811 г. был викарным епископом кишиневского митрополита Гавриила Бодони, а по смерти его, с Июня 1821 г., его преемником. Преосвящен. Димитрий много потрудился в переводе священных и богослужебных книг с славянского на молдавский язык. Ум. в 1843 г. (Филарета, Историко-статист, описание харьковской епархии. Отд. 1. М. 1852 г. стр. 38). 86 Записки Фотия в Чтениях в Общ. Ист. и Древн. Рос. 1868 г. книга 1, стр. 268. Записки Шишкова, стр. 92. 89 Жизнь графа Сперанского, соч. барона М. А. Корфа. Магницкий, Феоктистова в „Русск. Вестнике“ 1864 г. кн. 6 – 7. 93 В. М. Попов, впоследствии тайный советник, вышедши из Библейского Общества, остался последователем секты г-жи Татариновой и, склоняя к тому своих дочерей, заморил их голодом и холодом, истомил одиночным наказанием, наказывал даже телесно за неверие. Когда такое тиранское обращение его с дочерьми сделалось известно правительству (уже при императоре Николае), Попов уволен от службы и удален из столицы. (Н. В. Сушков, Записки о жизни Филарета, стр. 78. Воспоминания В. И. Панаева в „Вестн. Евр.“ 1867 г., кн. 4, стр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 60-х гг. XIX в. в ходе маорийских войн возникло своеобразное религ. учение паи-марире, которое стало идеологическим знаменем борьбы мн. маори против брит. солдат и поселенцев. Основателем и главным проповедником этой религ. системы, являвшейся синтезом традиц. маорийских верований и христианства, был Те Уа Хаумене из племени таранаки. Первоначально он был ярым приверженцем христ. религии и долго занимался изучением Библии, но в условиях развернувшейся вооруженной борьбы маори с брит. колониальными властями создал новое религ. учение. По рассказам современников, он творил чудеса. Само вероучение ему якобы возвестил арх. Гавриил (на языке маори - «анахера Капериере»). Духом-покровителем Те Уа Хаумене считался Атуа Паи-Марире («добрый милосердный Господь»), являвшийся одновременно и верховным богом, по имени к-рого была названа новая религия. Главным ее догматом стало учение о том, что верующим помогает сонм ангелов во главе с арх. Гавриилом, которые могут сделать верующего неуязвимым для огнестрельного оружия. Для этого адептам паи-марире необходимо знать определенные заклинания и особым образом поднимать правую руку на уровень лица, кистью в сторону врага (знак Рингату). Такое же магическое значение имел при этом возглас «хау», ставший у адептов новой религии боевым кличем (отсюда и др. название этой религии - «хау-хау»). Примыкавшие к новому идеологическому движению племена сооружали священные столбы ниу, вокруг к-рых устраивали обрядовые шествия с пением заклинаний. Эти обряды доводили участников до экстаза. Главным лозунгом паи-марире стал призыв к священной войне против британцев. Во время боев с брит. войсками последователи этого учения, уверенные в своей неуязвимости для пуль, бесстрашно шли под ружейный огонь и в большом количестве погибали. Но религия продолжала распространяться среди племен маори, а большие потери в сражениях пророки объясняли недостаточной верой адептов в магические заклинания. Однако не все маорийские племена поддержали паи-марире, и это обстоятельство было использовано брит. властями, чтобы подавить движение.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

13. Архим. Гавриил. – «История русской философии» (ч. VI общей «Истории философии». Изд. 2-е. Казань, 1839). Книга Арх. Гавриила является по времени первой историей русской философии. Большой цены работа Арх. Гавриила не имеет, но преимуще- 30 ВВЕДЕНИЕ ством книги является подробный перечень философских произведений, вышедших в России в конце XVIII и первого десятилетия XIX века. Автор без всяких оснований включает в число философов ряд духовных писателей, ничего не писавших по философии. 14. Г. Шпет. – «Очерк развития русской философии». Ч. I, Петроград, 1922. Стр. 340. Книга Шпета, к сожалению, вышедшая лишь в ч. 1-й, является самым ценным и основательным исследованием по истории русской философии. Ч. I обнимает период от начатков философии до начала 40-х годов. Автор – превосходный знаток этого периода; его работа вся основана на первоисточниках, дает почти всегда точное и ясное изложение. К сожалению, книгу очень портит докторальный тон автора, с высоты своей позиции (Шпет – последователь Husserl " делающего иронические нотации различным авторам. Это лишает автора исторической вдумчивости, – но при всей неуместности насмешливых, а иногда и презрительных замечаний автора, книга Шпета является все же очень ценным трудом по истории русской философии. Шпет выпустил также два специальных этюда по русской философии – о Юркевиче и о Герцене. 15. Д. Чижевский. – «Фiльocoфiя на Ykpaiuhe (перв. изд. Прага, 1929. Стр. 125). Это – очень ценный очерк, насыщенный библиографическими указаниями: для истории русской философии весь материал, собранный Чижевским, имеет первостепенный интерес. Книга охватывает период от XVII века по конец XVIII (кончает Сковородой). 16. Al. Jtoyre. – La Philosophic et le Probleme national en Russie au debut du XIX siecle (Paris, 1929). Работа Койре дает очень тщательное и вдумчивое исследование русской философии от начала XIX века до конца 40-х годов. Главная ценность работы – в подробном изложении и внимательном отношении и анализе излагаемых им произведений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Киевского (17 в.) и " Катехизисы " митр. Платона и Филарета (19 в.). В то же время немало ценного нравоучительного материала найдем в сочинениях наших святителей, особенно Тихона Задонского. В систематической форме нравоучение изложено еп. Иннокентием, " Деятельное Богословие " (1819), прот. Кочетовым, " Черты деятельного учения веры " (1824), прот. Бажановым, " Об обязанностях христианина " арх. Платоном (1854), прот. Солярским (1860, 3 части), прот. Халколивановым (1876), арх. Гавриилом (1885), учит. Пятницким (1890). Еп. Феофаном (1891), учит. Покровским (1904), под заглавием - " Православное Нравственное Богословие " . Выше этих систем в научном отношении должны быть поставлены " Чтения о христианской нравственности " прот. Янышева (1906). Сюда же можно отнести " Чтения о христианской нравственности " прот. Фаворова (1880). Ему же принадлежат " Очерки нравственного учения " (1868). Разделение науки Нравственное Богословие может быть разделено на две части. Первая часть излагает общее учение о нравственном законе и жизни христианина, а вторая часть - частное учение об обязанностях и добродетелях его (и о грехах). Первая часть имеет задачей, во-первых, рассмотреть составные части нравственности и показать существо ее и, во-вторых, изобразить процесс нравственной жизни христианина, начиная с возрождения и оканчивая освящением; вторая же часть имеет задачей обозреть нравственное отношение христианина к Богу, к ближним и к самому себе. Часть первая. О нравственном законе Божием Нравственное Богословие может быть разделено на две части. Первая часть излагает общее учение о нравственном законе и жизни христианина, а вторая часть - частное учение об обязанностях и добродетелях его (и о грехах). Первая часть имеет задачей, во-первых, рассмотреть составные части нравственности и показать существо ее и, во-вторых, изобразить процесс нравственной жизни христианина, начиная с возрождения и оканчивая освящением; вторая же часть имеет задачей обозреть нравственное отношение христианина к Богу, к ближним и к самому себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Акад. Третья в сборнике проповедей, подаренном М.Д. Академии Павлом, архиепископом черниговским. 280 В делах Арх. Тр. Сем. 1787 г. (N19 сохранилось «краткое расположение приуготовления семинарии к высочайшему прибытию ее императорского величества в лавру в 1787 году». Здесь встречаем следующее распасание: «1) канты при вшествии ее император. величества в лавру сочинит риторический учитель Стефан Глоголевский; 2) канты пришествия в. в чертоги – греческий учитель Гавриил Смирнов; 3) кант при вступлении в семинарию– учитель синтаксии Петр Остроумов; 4) по вступлении в семинарию приветствен стихами:русское – информатор Михайло Дятлов, латинское – ректор иеромонах Мефодий, греческое – греческий учитель Гавриил Смирнов, еврейское – ректор, французское и немецкое – Антоний Оренов; 5) краткие диспуты: грам матический – учитель синтаксии Петр Остроумов и грамматики Ивая Воздвиженский; географические и сферические – Оренов, исторические – Стефан Глоголевский, риторические – он же, философские – префект Илиодор, богословские – ректор Мефодий. Все диспуты должны быть с заключительным обращением к ее величеству. По окончании диспутов речь благодарственная за высочайшее посещение, – сочинить ректор; кант по выступлении из училища – Иван Воздвиженский; на конец всего ода ее им. Величеству – оду сочинить префекту. (Здесь рукою Платона прибавлено: «или тому, кто особливо способен, одну русскую, другую латинскую, с эпиграммами до 12, более русскими, нежели латинскими, а хорошо и французскими и немецкими.»). 281 В протоколах Троицкой Лавры 1762 года N79 записано, что «куплено на украшение 40 семинаристов к этому дню: тонкого холста 1400 аршин , поровние 380 аршиа , золота 50 книжек , двойного 12 книжек (для конклюзий и кантов ), лент алых и белых 387 аршин ; зеленых , желтых . голубых , полосатых , красных 313 аршин , синих 17 аршин , перчаток белых лайковых 40 пар , чулков нитяных 40 пар ; газу широкого красного мишурного 50 арш., газу среднего 40 арш., балетов красных мишурных 90 арш., тесьмы 67 арш., башмаков 40 пар , помады 7 ступок , путры, булавок , иголок , шелку, ниток и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Подобная надобность портрета моего встречается и для Тверского Кафедрального собора. Здесь, в большом размере обзаведена картина, где помещаются все святители от начала епархии до сего дня. Пришла чреда и мне недостойному стать среди достойнейших. Для сего несколько раз принимались писать копию с означенного моего портрета: но, во всяком случае, являлась чучела. Остается один способ прибегнуть к тому же Фристе. Имею честь повторить в. в-ву мое обещание, не оставить без внимания рекомендуемую вам сироту Анихинову. В замену же того прошу вашего внимания к внуку моему 10 … сыну Василию Дорогану, обучающемуся в Одесской гимназии. Для него едино потребно: благословите его, когда представится тому случай. Если будете путешествовать в свою Палестину через Тверь и Москву: посетить меня не забудьте. Только желал бы знать, когда именно могу ожидать архипастыря. Ибо обычай есть всякого здешнего архиерея отъезжать в мае месяце в Нилову пустынь. Повергаю к стопам вашим тетрадочку. Бабочка сгорает от свечки. От светлости лица и ума твоего чтобы приношение моё не подверглось той же участи, молю вас. Если же мое благосильное принято будет: осмелюсь я тогда поднести вам и посильные опыты, археологических здешних моих занятий. Есмь же и буду Гавриил арх. Тверской. 23 апреля 1853 г., Тверь. XIX Полагая, что в сей 10 день апреля месяца текущего 1855 года город Одесса не оставит без воспоминания 10-го же дня апреля месяца прошедшего 1854 года, и возблагодарит Господа, что в тот день всевышний, наказуя, хотя и наказал Одессу нашествием на неё иноплеменных, смерти однако же не предаде оной. Ежели так: то поскольку к Одессе прильпе душа моя, осчастливьте меня принятием к себе в союз, дабы за спасение оной вкупе со всеми православными г. Одессы сословиями, и я вознести мог на небо свой глас благодарственный. А как опасность Одессы от врага еще не совсем миновалась: то я обращаясь к угоднику Божию, великому в свое время страдальцу также за Россию, благоверному и великому князю Тверскому, молю Его, дабы он силу молитв моих ко Господу о заступлении, спасении и помиловании г. Одессы, усугубил своим о том же пред Богом ходатайством неусыпным; и святую икону сего благоверного князя Тверского, во благословение от меня всей, если смею сказать, вверенной в. в-ву пастве, препровождая, падаю на выю и перси ваши, милостивый архипастырь, с тем помышлением, что дар мой не под спудом сохраняться будет: но на свещнице дастся ему место.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010