Все эти убийства сопровождались криками: «Любо ли?» – обращенными к окружавшему безоружному народу, от которого стрельцы требовали одобрения своим поступкам; надобно было кричать «любо!» и махать шапками; кто же не хотел кричать «любо!» или показывал вид сожаления, тех били. Убивши кого-нибудь, волокли в Спасские или Никольские ворота на Красную площадь; перед телом шли стрельцы как будто для почета и кричали: «Вот боярин Артемон Сергеевич! Вот боярин князь Ромодановский, вот Долгорукий, вот думный едет, дайте дорогу!» Мы видели, что стрельцы ходили к старому боярину Салтыкову с извинениями, что ошибкою убили сына его. С такими же извинениями явились они и к больному осмидесятилетнему Долгорукому, что не удержались в запальчивости, грех попутал, убили сына его, князя Михайлу. Старик спокойно выслушал их извинения, у него даже достало духа угостить их вином и пивом. Но когда убийцы ушли и к больному князю вошла невестка, вдова убитого, с громкими воплями о муже, Долгорукий сказал ей в утешение: «Не плачь! Щуку-то они съели, да зубы остались, недолго им побунтовать, скоро будут висеть на зубцах по стенам Белого и Земляного города». Холоп побежал за стрельцами и объявил им, что старик грозится. В ярости воротились стрельцы, стащили больного Долгорукого на двор, рассекли на части, выбросили за ворота в навозную кучу и на труп положили соленую рыбу. Целый день 15 мая прохозяйничали стрельцы во дворце и Кремле. Когда смерклось, они разошлись по своим слободам, но в Кремле, Китае и Белом городе оставили крепкие караулы при всех воротах, наказав не пускать никого ни в Кремль, ни из Кремля. 16 мая утром стрельцы с теми же криками, при набате и барабанном бое опять явились у дворца с требованием выдачи Ив. Кир. Нарышкина; в противном случае грозили перебить всех бояр. Несмотря на эти угрозы, Нарышкина им не выдали, и, подождав до часа пополудни, они по-прежнему расставили везде свои караулы и ушли из Кремля. Ив. Кир. Нарышкин с отцом, братьями, родственниками и сыном убитого Матвеева, Андреем Артамоновичем, прятались сначала при комнате маленькой царевны Натальи Алексеевны, а потом в комнатах царицы вдовы Марфы Матвеевны; одна только постельница Марфы, Клушина, знала об убежище несчастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Христе, по общему их мнению, это эон, – эманация, или истечение Высочайшего существа, один из ближайших и совершеннейших эонов, который знает неведомого Отца. Эон соединился с И. Христом, чтобы сообщить людям необходимое ведение ( γνσις) о том, как освободиться от зла, и тем положил начало всеобщему восстановлению (великому αποκατσταοις). Не признавая И. Христа совершенным Богом, гностики не признавали Его и истинным человеком, ибо воплощение даже и только эона, особенно высшего, невозможно, так как материя есть зло. Эон – Искупитель, утверждали они, являлся только в подобии плоти, казался человеком в лице Иисуса, потому что иначе не мог открыть себя людям, a на самом деле Он не рождался, не страдал и не умирал (учение Сатурнина), тело Его было небесным, духовным и только казалось материальным (учение Вардесана), человеческие формы Его тела, страдания, смерть – подобия действительности (учение Маркиона). Поэтому гностическое учение о лице Христа Спасителя издревле получило название докетизма ( δοκω – кажусь). В III в. на место павших евионизма и гностицизма появилось монархианство. Монархиане евионейского направления (Феодот кожевник, Феодот младший, Артемон, особенно Павел Самосатский) совершенно отрицали боговоплощение в И. Христе. дело искупления, учили они, совершил простой человек Иисус из Назарета, но только под влиянием и при помощи Божества. Он родился необыкновенным образом от Девы и Духа Святаго. В Него вселилась и руководила всей Его жизнью и деятельностью особая божественная сила – Дух, София и Логос. Эта сила, обитая в Нем, сообщала Ему высшее ведение о всем том, что необходимо знать людям для их спасения, каковое Он сообщал людям; этой же силою Он творил чудеса, под ее влиянием достиг самой высшей, возможной для человека, святости и сделался Сыном Божиим, в несобственном, впрочем, смысле. Пострадал и умер простой человек. Поэтому страдания и смерть И. Христа не имеют существенного значения в деле спасения и искупления людей; это простое самопожертвование великого человека ради Его великих идей и ради проповедуемого Им святого учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

местах. 64 Эта память св. Артемия указывается в Уставе и Месячной минее; в М.В.С. – две памяти: Артемона, епископа Селевкийского, и Артемия епископа Селунского; в Х.М. только память Артемона, епископа Селевкии Писидийской. «Месяцеслов Востока» утверждает, что Артемон Селевкийский есть одно лицо с Артемоном Селунским и что в славянских Уставах с XIV в. находится одно имя Артемона или Артемия Селунского вместо Селевкийского (первоначально стояло: селеоукинского, из чего легко явилось: селоунского). 65 Существует трогательный обычай, особенно в Москве, в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Простой народ почитает этот праздник, как один из самых больших; в этот день считают тяжким грехом заниматься хотя легкой работой; но верованию простолюдина, даже птица в этот день не вьет себе гнезда. Верят также, что на Благовещение, как и на другие великие праздники, играет солнце при своем восходе. У воров существует такое грубое суеверие: если кому удастся украсть накануне Благовещения, то целый год у того будет успех в воровстве. – Есть обычай раздавать народу в праздник Благовещения неосвященные и невынутые просфоры; этот обычай возник из полу-языческих и полу-христианских воззрений и доселе связан у нашего простонародья с разного рода повериями, а потому не должен быть поддерживаем, где существует, но должен быть уничтожаем (Рук. д. сел. паст. 1886, 14). – В виду существования в некоторых селах Самарской епархии суеверного и сопровождающегося различными непристойностями обычая раздачи приходскими просфорнями, в день праздника Благовещения, народу просфор, якобы «для благословения хлебного засева», Самарской Духовной Консисторией, согласно резолюции местного Преосвященного, строжайше воспрещено просфорням приготовлять просфоры на праздник Благовещения, для соблюдения неразумного и суеверного обычая в народе, а священникам предписано, чтобы они разъяснили своим прихожанам, что урожай хлеба зависит от благословения Божьего, которое нужно испрашивать усердной молитвой, при доброй истинно-христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Государя (жалованье?) для такой посылки на нынешней на 182 год выдать, и о том из Новгородцкаго приказу в Монастырской приказ память послана. Милосердый Государь Царь и Вел. Кн. Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня холопа своего, вели Государь мне свое Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год выдать, протав прежнего своего Вел. Государя указу, чтоб мне холопу твоему, будучи на твоей Вел. Государя службе, голодом не помереть. Царь Государь, смилуйся, пожалуй! А что ему Гаврилу дано Вел. Государя жалованья для посылки в Сумской острог с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, в прошлом во 180 году из Монастырскаго приказу, окладу его трети 64 рубли 3 алтына 2 деньги, и то писано в сей выписке выше сего. А ныне товарыщу его маеору Степану Келену, для посылки в Сумской же острог, велено Вел. Государя жалованья дать из монастырскаго приказу, против дачи прошлого ж 180 году, и память о даче тех денег в Монастырской приказ послана апреля в 6 день, нынешняго 182 году. И ныне Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу бьет челом рейтарскаго строю ротмистер Гаврило Буш: был де он на его Вел. Государя службе в Сумском остроге с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым, а ныне де посылают ево в Сумской же острог по прежнему, а ево Велик. Государя жалованья ему на нынешней на 182 год не дано, а маеору Степану Келену велено Вел. Государя жалованья для той посылки на нынешней на 182 год выдать, и о том из Новгородцкаго приказу в Монастырский приказ послана память, и Вел. Государь пожаловал бы его велел ему свое Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год выдать протав прежняго своего Вел. Государя указу, чтоб ему, будучи на ево Вел. Государя службе, голодною смертью не умереть. 7182 Апреля в 30 день, окольничей Артемон Сергеевич Матвеев с товарищами, слушав сей выписки приказал для той Сумской посылки ротмистру Гаврилу Бушу дать его Вел. Государя жалованье на нынешней на 182 год треть из монастырскаго приказу, и та дача вычесть из Монастырския казны, а о даче денег послать в монастырской приказ память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако он не остался верен ей. Ему в видениях являлся Спаситель с суровыми упреками, а так как он не внимал им, то «святые ангелы» однажды ночью подвергли его столь сильному бичеванию, что с рассветом он отправился к папе Зефирину, бросился в ноги ему, духовенству и мирянам и просил о помиловании. Над ним сжалились и вновь приняли в общение. Лишь немного позднее (около 230 г.?) появляется другой учитель этой секты, некий Артемон или Артема, который кажется прожил долго и имел в ней известное значение. Такова внешняя история секты; в учение же ее нужно вникнуть поближе. По краткому изложению его, дошедшему до нас 362 , видно, что феодотиане допускали наряду с Богом другую божественную силу, называвшуюся у них Христом, или Святым Духом. То же самое мы встречаем и у Ерма 363 . Своеобразная черта, подчеркнутая св. Ипполитом в учении Феодота банкира, – культ Мелхиседека, которого он отождествлял с Сыном Божиим, Святым Духом. Эта мысль, возникшая из неправильного толкования Послания к Евреям, встречается и вне секты феодотиан и долгое время спустя после нее 364 . Когда ее связали с учением об адоптивном обожении Христа, она привела к тому, что Христу отвели место ниже Мелхиседека. Действительно, Сын Божий (Мелхиседек) не может не считаться выше доброго слуги (Христа), которым он руководил, и возвышению которого он способствовал. Поэтому и жертва приносилась ему. «Христос был избран ради нас, чтобы призвать нас с наших различных путей к сему (единственному) ведению; он был избран и помазан Богом, ибо отвратил нас от идолов, указав нам истинный путь» 365 . Это точь-в-точь то же толкование, какое Ерм дает в своей притче делу Спасителя. Отсюда нет ничего удивительного, что эта школа искала себе предшественников в предыдущих поколениях богословов. Сектанты утверждали, что они верны древнему преданию, сохранявшемуся в Риме до папы Виктора и нарушенному только при Зефирине. Это уже было прежде всего неточно, ибо феодотиан осудил именно Виктор; с другой стороны многие древние писатели, как Иустин, Мильтиад, Тациан, Климент, Ириней, Мелитон, утверждали божественность Христа, признавая его одновременно Богом и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

- Нет, я думал, что он уже не продолжится никогда. Но, видимо, Богу так угодно. Стечения обстоятельств таковы - рад буду, если зрителям он понравится. - Многих коллег по проекту уже нет: Андрея Краско , Андрея Толубеева. Вспоминали их, когда собрались на площадке? - Конечно, мы же не можем их забыть. Они всегда с нами. Мы снимаем о них, и они всегда рядом. ...а вот к другу и напарнику Краснову (Андрей Краско) придет только на кладбище. - Очень часто сейчас в фабулу даже исторических сериалов стали вплетать геополитическую подоплеку - противостояние нашей страны и Запада. Здесь что-то подобное будет? - Петров и Боширов ? (Смеется и отмахивается.) Да ну. У нас не было этого. Одно дело юмор и самоирония, а другое... Сакцентируемся на психологии. - Тем не менее вы от политики никогда не уклонялись и выражали позицию по Крыму, Украине , а не так давно комментировали трагическую гибель главы ДНР Александра Захарченко. Это стало влиять на работу? - Да. Конечно. - Как? - Стали снимать с ролей. - Вы серьезно? - Абсолютно. Уже с утвержденных проектов. - Ну как? Вы же прошли пробы, вас утвердили, какая-то причина должна быть? Что говорят? - (Разводит руками.) Бывает по-всякому. Мне просто сообщают, что роль отдали другому человеку. Все. Сначала думал, что это совпадение. Потом это повторялось раз за разом. Потом я начал смотреть, куда ведут ниточки и кто выпускает проект. Все встало на места. Что поделать. - Вас это огорчает или вы были готовы? - Нет, меня это не смущает. Значит, так надо. «Все шишки, камни и удары - все твое. Отвечать за все придется одному» - У вас в юности были супергерои, на которых вы ориентировались? Жеглов, Шарапов. - Жеглов? Шарапов? Какое это детство? Это для вас детство. (Смеется.) Буратино - мое детство! Вот это был герой. Артемон и все прочие. Из книг? Капитан Сорвиголова, Павка Корчагин. - Сейчас детям нужен супергерой? - Черт его знает. Смотрю на своих детей и не могу понять! Парадокс и ужас в том, что детям ничего не интересно. Они заточены на мусор и трэш, на вещизм. Из серии: «О чем мечтаешь?» - «О кроссовках Луи Виттон». Пф, да чтобы я в детстве мечтал о кроссовках?! Мир объехать, в космос полететь - это да. А нынешние? О новом айфоне, о новой приставке. Что? К сожалению, наблюдаю всеобъемлющую дебилизацию. Им даже неинтересно разговаривать. Становятся людьми «из коробки» (показывает на телефон). Есть, конечно, другая молодежь, но ее все меньше и меньше.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/13/m...

Идентификация автора осложняется еще и тем, что Евсевий Кесарийский упоминает некое анонимное соч. «Против ереси Артемона» (CPG, N 1915). В частности, он пишет, что «у многих и доныне сохраняются многие писания старых церковных писателей... [но] при отсутствии всякой точки опоры невозможно определить ни время их написания, ни время событий, о которых они рассказывают. Очень много дошло сочинений, даже заглавий которых нельзя назвать. Все они написаны правоверными церковными писателями (что видно из того, как они толкуют Писание), но нам неизвестными, ибо в заглавии имя их не приведено» ( Euseb. Hist. eccl. V 27). Далее он сообщает, что кто-то из этих древних писателей составил сочинение против ереси Артемона. В цитате же из этого сочинения говорится, что эта ересь появилась при еп. Викторе, к-рый отлучил за нее Феодота Сапожника, но при его преемнике еп. Зефирине «истину стали искажать» (Ibid. V 28. 1-6). Ряд исследователей увидели в этом намек на схизму, к-рая описывается в «Опровержении всех ересей». Кроме того, Феодорит сообщает, что Артемон был монархианином и соратником Феодота Византийца, отлученного Римским еп. Виктором, и против него был составлен «Малый лабиринт», который некоторые считали сочинением Оригена ( Theodoret. Haer. fab. 2. 5). Свт. Фотий также отмечал, что в схолии на полях имевшейся у него рукописи с соч. «О вселенной» говорилось, что некоторые приписывали сочинение под названием «Лабиринт» Оригену ( Phot. Bibl. 48). На этом основании мн. исследователи делали вывод, что анонимное соч. «Против Артемона» имело др. название - «Малый лабиринт». Поскольку в «Опровержении всех ересей» встречается выражение «лабиринт ересей» ( Hipp. Refut. X 5. 1), «Малый лабиринт» пытались отождествить либо с кратким антиеретическим трактатом, который предшествовал «Опровержению...», либо, наоборот, с эпитомой «Опровержения...», которой пользовались ересеологи IV-V вв. Хотя во 2-й пол. XX в. возобладало мнение, что соч. «Против ереси Артемона» все-таки следует исключить из списка возможных работ И. Р., оно продолжает обсуждаться в связи с корпусом творений И. Р. как его возможная составляющая ( Brent. 1995).

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Во главе этой ереси стали два Феодота старший кожевник и младший меняла, – люди без особенного образования; затем Праксей, тоже человек далеко не книжный и непросвещенный. Они хотят понять христианство без Христа, как евионисты и гностики: монархианизм есть ни что иное, как новая, более утонченная форма этих иудейско-языческих доктрин, т. е. евионизма и гностицизма. От того ересь эта является в двух различных противоположных формах: в одной отрицается Боговоплощение и Христос считается простым человеком – евионейский монархианизм; – в другой форме: Божественным началом во Христе признается Сам Бог Отец – патрипассиане. Старший Феодот, открывший собою монархианское движение, признавая Иисуса Христа простым человеком, почитал Его чудесно рожденным от Духа святого. Младший Феодот думал, что Отец и Сын – одно Лицо; имея своего рода особенность, Слово не имеет личного бытия: оно есть облик Отца, Его описуемость. Таким образом, Сын есть Сам Отец, поколику Он обращает к нам Свое Лицо, в коем мы только и можем познать Его. Это Слово, лик, тень, отражение Бога Отца, находится во всех избранных душах, во всех пророках, но ни в ком Его нет и не было во всей полноте. Христос в этом отношении, ничем не отличается от других избранников; даже некоторые из этих избранников, напр. Мелхиседек – выше Его. Затем является ученый защитник евионейского монархианизма, любитель эллинской философии, некто Артемон. Подобно Феодотам, он признавал Иисуса Христа простым человеком, чудесно рожденным от непорочной Девы и совершенно безгрешным; Божественным во Христе была Его добродетель, высшая нравственная чистота, недоступная обыкновенным смертным. Он уверял, что до папы Зефирина вовсе не было в Церкви учения о Божественном достоинстве Иисуса Христа, что это нововведение, (как толкуют теперь тюбингенские мудрецы). –Окончательно развил и обработал это лжеучение Павел Самосатский († 272). «Слово – Сын, говорит он, не есть особое, отличное от Отца существо, ипостась. Логос в Боге есть то же, что в душе человека разум. Иисус Христос для него – простой человек дольний; но в Нем – с самого рождения – пребывает особенная, впрочем безличная и несоединенная с Ним существенно сила – пребывает в большей мере, чем во всех других людях, даже и в самых великих пророках: ради обилия этой Божественной силы, и ради праведности своей, Иисус Христос может быть назван и Сыном Божиим, даже – Богом». Вследствие такого своего лжеучения Павел поднял гонение на церковные песни, в которых ясно проповедуется Божество Христа. Обличенный двумя Антиохийскими соборами – 264 и 270 г. – Павел предан анафеме.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   Литург. письма т. 2, стр. 472. Оно было еще в употреблении в константиноп. и антиохийской церквах до XIII века стр. 474. Было в употреблении в Италии 7 православных греков в XIII в. Чин его в служебнике синод. библ. См. опис. слав. рукоп. III, стр. XII.    Литур. письма т. 2, стр. 405.    Церк. Устав стр. 181. Христ. Чт. 1888 г. Т. 2 стр. 531.    Иерус. библиотека Т. II 312.    Викторова. Собрание рукописей П. И. Севастьянова 1881.    Викторова. Собрание рукоп. П. И. Севастьянова.    Сводный синаксарь иерус. устава 1298 года и других см. ниже в приложении 10. Если этот устав переписан и в XV веке, то синаксарь его несомненно XIII века. В нем есть начертание порядков Студийского монастыря (лист 140).    Об Никоне см. Описание славян. рукописей Горского и Невоструева. Отд. II часть 3, 226—229. Истор. Рус. Ц. Голубин. Т. I ч. И, стр. 748, Мансветова Церковный Устав стр. 187.    Христ. Чт. 1898. Т. II стр. 544 и Мансветова стр. 249.    Христ. Чт. 1888 г. Т. II стр. 550.    Церк. Устав стр. 270—271.    Истор. Русск. ц. Т. II первая половина стр. 329—330. Москва 1900 г. Ожидается более — обстоятельное решение этого вопроса во второй половине II тома.    Опис. слав. рукоп. Москов. Синод. библ. Отд. III часть первая 344.    Он издан, но спутано, у Мартынова. Annus eccles. р. 347.    В большей части уставов также стоит 24 марта: св. священномуч. Артения (или Артемона), еп. селунского, по всей вероятности вместо селевкийского или, как в некоторых славянских памятниках, селеоукинского. В славянских прологах конца XVII в. в первый раз являются внесте, как отдельные лица: Артемон, еп. селевкийский, и Артемий, еп. селунский.    Царем назван, ибо от Ханского рода. Улемца — прозвание. См. Опис. слав. рукоп. отд. III, стр. 318 и о сем уставе.    Отличия иерус. устава от студийских показаны изо дня в день ниже, в приложении 10.    Христ. Чтен. 1888 г. Т. II стр. 560. Отдел Г Служебные минеи и др. богослужебные книги. I. Служебные минеи     Служебные минеи имеют весьма важное значение для агиологии:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Раба Божья Любовь 2016/02/03, 21:18:58 Пресвятая Богородице,помоги мне в недуге о котором Ты знаешь!Еще прошу о защите и помощи всех за кого я молюсь,Ты имена их Сама веси.Прости Царица Небесная. Иеродиакон Артемон 2016/01/24, 20:02:27 Пресвятая Матушка Богородица, Царица Небесная !Молю пред Святым Твоим Образом Сладкое Лобзание о сыне моем Валериане чтобы он не раздражался по всякому пустяку и нашел хорошую работу. Умоли Сына своего - Господа нашего простить нам наши грехи и не оставлять нас без своей Святой милости... Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь р.Б Ирина 2016/01/22, 10:56:37 Матушка Пресвятая Богородица,Спаси и сохрани мою маму Р.Б.Асю,дай здоровья и долгих лет жизни моей маме,пошли скорейшего выздоровления для моей мамы.Аминь Наталья 2016/01/14, 13:29:24 Милостивая наша!. Пресвятая Богородица! Помоги моим детям- дочке и зятю в их работе, убери с их пути начальника взяточника и вора,который не даёт работеть честным людям. Аминь!. Р.Б. Людмила 2016/01/07, 23:57:16 Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Матушка Богородице, помоги пожалуйста найти работу и переехать в Москву, чтобы жить рядом и помогать сыну моему р.Б. Олегу, невестке р.Б. Марии и внученьке моей младенцу Еве. Пусть чудо случится на Рождество Христово, и мы будем жить в одном городе. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе. р.Б.Ольга 2016/01/03, 10:33:56 Bogorodica Devo, raduysa, blagodatnaya Mariya! Molu tebya, moli Boga o moey skoreyshem iscelenii polnostyu. Vitashi menya, podnimi menya, Spasi I soxrani menya, Gospodi! Amin Narmin Ekaterina 2016/01/01, 09:58:21 Presvyataya Bogorodica! Prosti menya za vse, moli Boga prostit menya, primite moyu blagodarnost za vse! Umolayu, pomogi mne, vilechi menya ochen bistro, pomogi zabit vse I ne vspominat ni o Chem ploxom, uberi bol polnostyu, daruy mne radost, pozitiv, schastye, legkost, uspokoy menya, vilechi moyu dushu, telo I razum. Spasibo! Amin

http://isihazm.ru/1/?id=487&c_pid=4

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010