После святых Архипа и Нимфана, мы видим на епископском престоле Сагариса, одного из первых, по времени, учеников Апостола Павла; он приял мученический венец в Лаодикии, как то явствует из послания св. Поликрата Ефесского к Виктору о праздновании Пасхи  115 . За сим следует блаженный епископ Сизипий, при котором жил св. мученик Артемон, пресвитер Лаодикийский. Из жизни этого святого мы видим, что в то время церковь Лаодикийская была вне стен города на расстоянии пяти поприщ, а в городе были два языческие храма Аполлона и Дианы; истуканы этого последнего храма были разрушены Сизипием и Артемоном, от чего они едва не подверглись казни, но чудесное исцеление чрез молитвы Сизипия, римского военачальника Патрикия, шедшего на погибель церквилания св. Поликрата Ефесского к Виктору о праздновании Пасхи ми Аз, заставило его признать Божество Иисуса Христа. Тот же самый Патрикий, сделавшись в последствии отступником, принудил престарелого пресвитера Артемона следовать за ним в Кесарию Палестинскую и, несмотря на величайшие чудеса, им явленные, предал его истязаниям. Епископ Кесарийский соорудил церковь на месте страданий Артемона, который по призванию Божию направился в Азию. На пути своем он, подобно Апостолу Филиппу, был восхищен Ангелом и поставлен на место, где ему указано было проповедовать слово Божие язычникам, от которых впоследствии он был усекновен. В первые года царствования Константина правил Лаодикийскою церковью Евгений. Он много пострадал за веру во время гонения на христиан при Максимиане, но потом правил в продолжение 25 лет своею паствою. Он же создал в Лаодикии великолепную церковь с портиком, с живописными и разными украшениями, о чем свидетельствует надпись, найденная в прошедшем столетии одним английским путешественником  116 . К этому же времени должно причесть мученичество двух Лаодикийских пресвитеров, св. Трофима и Фала, двух родных братьев, которые были привлечены в город Вофор и распяты на двух крестах в присутствии их благочестивой матери. Гнев Божий постиг виновника их мучения, судию Асклепиодота.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Косма и Дамиан, безмездные врачи. 1 июля. Хрисан, Дария, Клавдий трибун и др. 19 марта. Марин муч. 16 дек. Ок. 286.       Тимофей чтец с Маврой сожительницей, мучч. Фиваидские, при Диоклетиине. 3 мая. 287.             Савин, и с ним 6 христиан, мучч. Египетские. 16 марта. Севастиан, защититель церковный. Никострат протоскриниарий, Зоя, Касторий, Транквиллин пресв., Маркеллин и Марк, диаконы, Клавдий комментарисий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул, мучч. Римские. 18 дек. 288.             Филимон, Аполлоний , Арриан и Феотих, с тремя протекторами, мучч. Егип. 14 дек. Ок. 290.       Анилина, муч. Вивлийская. 13 июня. Иулиания девица и др., мучч. Никомидийские. 21 дек.       Пелагия дева, муч. в Тарсе. 4 мая. 295.            Урпасиан, муч. Никомидийский. 9 марта. 296.                  Максим комит, Клавдий, брат его с женою Препедигной, и двумя сынами, мучч. Остийские. 11 авг. Созонт, муч. Помпеопольский. 7 сент. Сосанна девица, Гаий, папа Р., и Гавиний пресв., отец ее, мучч. Римские. 11 авг. 300.             Трофим и Евкарпий, мучч. Никомидийские. 18 марта. Трофим и Фал пресв., муч. Лаодикийские. 16 марта. 4 век Федим, еп. Амасийскии, учитель церкви. Субб. с. Евмений, еп. Гортинский. 18 сент. Вавила, муч. Сицилийский, с двумя учениками. 24 янв. Ок. 301.       Феофан, постник и исповедник. 9 сент. –      302.              Мучч. Никомидийские. Две тмы христиан, сожженных с церковью, и вне церкви пострадавшие: Гликерий пресв., Зинон воевода, Феофил диакон и другие. 28 дек. Панхарий, муч. 19 марта. 3618 мучч., из мучивших св. Петра. 2 сент. 303.             Феодора дева и Дидим, мученики Александрийские, ок. 303. 27 мая. Домника, муч. Аназарвская. 12 окт. Роман, диакон Кесар., и Варул (отрок), мучч. Антиохийские. 18 ноября. Сергий, муч. в Варвалиссе. 7 окт. 303             Евлалия девица, муч. Варкинонская. 22 авг. ок. 303.       Акакий сотник, муч. Византийский. 7 мая. Максим, Дада и Квинтилиан, мучч. Доростольские. 28 апр. Артемон, пресв. Лаодикийский, муч. Кесарийский. 13 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Фома юродивый, преп. при Иустиниане. 24 апр. Келии, Келлийская пустыня, в Ливии. В ней подвизались: Дорофей, сконч. позже 368. 16 сент. Матой. В субб. с. Макарий Александр., ум. 405. 19 янв. Кеноманы, в Галлии , ныне Le Mans. Иулиан еписк., 1 века. 13 июля. Кенхрея, Коринфская гавань. Фива св., диаконисса. 3 сент. Кериния, Ceraunia, в Кипре. Феодот, священномуч., при Ликинии, в 320. 2 марта. Керкира, ныне Корфу. Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсилий, Евфрасий, Маммий, Зинон, Евсевий, Исон, Виталий и Керкира, мучч. 1 в. 28 апр. Кесария Вифинская, не вдалеке от Прусы. Левкий, муч. при Декии. 14 дек. Саторин, Руфин и др., мучч. при Декии. 10 марта. Кесария Каппадокийская. Евпсихий, муч. при Адриане. 7 сент. Меркурий великомуч., при Декии. 24 ноября. Феодот и Руфина, родители муч. Маманта, умершие в темнице ок. 260. 2 сент. Мамант, муч. в 275. 2 сент. Артемон, пресв. Лаодикийский, муч. ок. 303. 13 апр. Дорофея дева, жены Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. при Диоклетиане. 6 февр. Варлаам старец, Антиохийский муч. 19 ноября. Гордий, муч. при Ликинии. 3 янв. Власий пастырь, муч. 3 февр. Евлалий еп., в первой половине 4 в. Субб. с. Василий Анкирский, муч. при Иулиане. 1 янв. Евпсихий, муч. при Иулиане. 9 апр. Василий Вел., архиеп., ум. 379. 1 янв. Макрина преп., сестра Василия Вел. 19 июля. Кесария Палестинская. Закхей, приявший Господа в дом свой, еписк. 4 янв. Корнилий, сотник, первый христианин из язычников. 13 сент. Марин воин и Астерий синклитик, мучч. при Галлиене. 7 авг. Прокопий великомуч., в 303. 8 июля. Картерий священномуч., ок. 304. 8 янв. Агапий муч., ок. 306. 19 авг. Амфиан, муч. ок. 306. 2 апр. Феодосия, дева Тирская, муч. в 307. 29 мая. Адриан и Еввул, мучч. ок. 309. 3 февр. Двенадцать мучч., Памфил пресв. Валент диакон и прочие, ок. 309. 16 февр. Антонин, Никифор и Герман, мучч. при Максимине. 13 ноября. Павел, Алевтина и Хиония, египтяне, мучч. при Максимине. 16 июля. Еннава, Валентина и Павла девы, мучч. 10 февр. Илия, Пров и Арис Египт., мучч. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Кроме того, для александрийского наречия греческого языка, согласно преп. Анастасию, свойственно не отличать термины «природа» и «сущность» от термина «ипостась». Синаит ссылается на полемику вокруг этих терминов в эпоху триадологических споров как раз в Александрийской Церкви при свт. Афанасии Великом . В этом контексте понятно употребление свт. Кириллом, для которого вообще свойственна неточность в терминологии, выражений типа «неслитными остались природы, или ипостаси Христа». Поэтому, согласно преп. Анастасию, и выражение «одна воплотившаяся природа Бога Слова» в употреблении свт. Кирилла означает «одно воплотившееся Лицо Святой Троицы». Такое толкование выражения свт. Кирилла одним из первых предложил свт. Прокл Константинопольский , говоря в Томосе к армянам о «единой ипостаси воплотившегося Бога Слова». Параграф 3.3 излагает толкование преп. Анастасием учения об ипостасном соединении двух природ Христа. По мнению преп. Анастасия не нужно опасаться исчислять природы, как это делают монофизиты. Число обозначает количество вещей, а не их разделение, оно указывает на различение исчисляемого, а не на его разделение. Учение Святых Отцов коренным образом отличается от несторианства: «Итак, Святые Отцы, жившие при Артемоне, Павле, Диодоре и Феодоре, благочестиво назвали (как и мы) две соединенные природы Христа, а Артемон, Павел, Феодор и Несторий – разделенные, так как зло не в том, чтобы называть две [природы], но в том, чтобы разделять их по лицам и не признавать ипостасного соединения». Православные же не признают человечество Христа ипостасью: «Святую плоть Христа мы называем не лицом, а сущностью, дабы обозначить, что Он воспринял и спас все целиком естество наше. Ибо если мы назовем эту плоть ипостасью, то окажется, что мы утверждаем, будто Христос воспринял и спас некоего одного человека. Невозможно называть ее ипостасью, поскольку эта плоть неотделима от Бога Слова; ибо ипостасью называется отдельное лицо». Для истинного основателя несторианства епископа Мопсуэстийский Феодора главным было показать полноту человечества во Христе, что отрицал Аполлинарий Лаодикийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

е. корчитъ; 11) Глядея – не дает спать больному; вмесге с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума; 12) Огнеястра или Невгья, испорч. слово нави смерть, нави–мертвецы; Невея, – всем лихорадкам сестра старшая, плясавица, ради которой отсечена была голова Иоанна Предтечи; она всех проклятие и если вселится в человека, то он уже не избегнет смерти.В иных сказаниях взамен этих имен ставят следующее Сухота (сухея, от которой изсыхает больной, аки древ.) зевота, блевота, потягота, сонная, бледная, слеглая, вешняя, листопадная (т. е. осенняя), водяная, синяя (старинный эпитет огня и молнии) (Бусл о нар. поэз. в древ рус. ст. 38–39 Пам. отр. лич. 11, 351 – 3 летоп. русск. летер. т. п. 3 79). 2 Диоклектиан царствовал с 283 по 304 г. и во все время его царствования гонения на христиан не прекращалось, хотя по местам ослабевало, что зависело от провинциальных правителей. Гонение, здесь упоминаемое, есть именно воздвигнутое на христиан при Диоклитиане Галерием за мнимый поджог царского дворца в Никодимии. Это подтверждается и тем, что пресвитер Сисиния Артемон пострадал в 303–304 г. 3 Из этих слов видно, что гонение, о котором здесь идет речь, относится к 303 г., так как 24 февраля этого года издан был эдикт такого содержания: „все богослужебные собрания христиан воспрещается; священные их книги должны быть выданы и сожжены; христиане должны быть лишены всех должностей и гражданских прав ... вообще предписывалось правителям всеми мерами склонять христиан к отречению а не покорных казнить». 4 Comes, – спутник, товарищ в пути: Comesimperi; – государственный министр. Comes provinciae губернатор. Вероятно, Патрикий, отправленный правительством в Лаодик. страны был Comes Provinciae. 5 В месяцесловах, Четьи Минеи и в большей части календарей нет имени Марона, а 14 февраля полагается память пр. Мирона, а не Марона. В Четьи Минеи пр. Мирон назван пустынником. (Четьи Минеи 14 февраля 468). В месяцеслове протоиерея Д. С. Вершинскаго под 14 числом февраля полагается память препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

„Одних из христиан, говорит Евсевий, современник этого гонения, распинали, терзали бичами, черепками, или железными крючьями, других скоблили, колесовали, разрывали крепко стянутыми сучьями дерева, вешали вниз головою, морили голодом, обливали расплавленным свинцом, иным просверливали острыми тростями пальцы, медленно жгли, или растягивали составы и члены, или обрезывали ножами одну часть за другою, так что некоторые из мучеников имели самый бедственный конец жизни, и умирали таким образом, едва удерживая человеческий вид.» (Евсев. Ц. Ист. кн. 8 гл. 3–12). „Если бы у меня, говорит Лактанций », была бы сотня уст и железная грудь; то и тогда я не мог бы исчислить всех видов мучений, претерпеваемых верующими; целых томов книг не достаточно для их описания, потому что ежедневно изобретались новые, более тяжкие роды смертей; свирепость мучителей доходила до такой степени, что измученных лечили, чтобы опять мучить.» (Lactant. De morte – parsec. cap. lfi). Тяжкие мучения претерпел и св. м. Артемон, но, при помощи Божией и молитвам своего Архипастыря, он увенчался мученическим венцем чрез мечное усечение. – О св. Сисиние более не встречается сведений в житии Св. Артемона и – неизвестно: когда и как скончался; отличался ли и он мученическим венцом; по всей вероятности, комит Патрикий из благодарности к нему за исцеление от тяжкой болезни пощадил его жизнь. 1) Св. м. Фотиния Самарянка, с которою во время земной жизни беседовал Иисус Христос ( Ин.4:5–46 ) Св. Фотиния, как видно, из вышеприведенного описания иконы св. Сисиния, чтится народом, как исцелительница от лихорадки, а потому вместе с ним изображается на иконе. В известном сказании каким святым, во время какой болезни следует молиться св. Фотиния считается исцелительницею от лихорадки (см. Русский Архив 1863). Во многих селах и городах ей служат молебны о страждущих трясавицею, a иные выписывают на лоскутке бумаги тропарь, (к сожалению, неизвестно, какой тропарь: общий ли св. мученицам, или особый, составленный в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Артема, Ап. из 70-ти, 4 января и 30 октября. Артема муч. III в., 29 апреля. Артемий великомуч. 362 г., 20 окт. Артемий Веркольский † 1545 года, 20 октября и 23 июня. Артемия мучен. † около 306 года, 7 июня. Артемон Селевкийский I в., 24 мар. Артемон Лаодикийский † 303 г., 13 апреля. Архипп, Ап. из 70-ти, 4 января 19 февраля и 22 ноября. Архипп св. IV в., 6 сентября. Арчил 2, царь Иверский, 22 июня. Асинкрит, Ап. из 70-ти, 4 января и 8 апреля. Асклипиодота муч. † IV в., 15 сент. Асклипий, пуст. Сирийский, † V в., 27 февраля. Астерий мученик † 284 г., 20 мая. Астерий синклитик † 260 года, 7 августа. Астерий муч. † 285 т., 29 октября. Астерий, еписк. Амасийский, † около 404 г., 30 октября. Астион муч. † 290 г·, 7 июля. Африкан муч. † около 250 года, 10 апреля. Аффопий муч. † около 345 г., 2 нояб. Афанасий Коментарисий, исп. IV в. 22 февраля. Афанасий Пателарий † 1654 г., 2 мая. Афанасий Великий † 373 г., 2 мая и 18 января. Афанасий муч. 306 г., 20 июня. Афанасий Афонский † 980 г., 5 июля. Афанасий муч. (с Флором и Лавром), 18 августа. Афанасий Брестский † 1648 г., 5 сент. Афанасий Солунский † 1774 г., 8 сент. Афанасий Высоцкий старший † около 1401 г., 12 сентября. Афанасий Высоцкий младший † 1395 года, 12 сентября. Афанасий Череповский – 1382 г., (в житии Сергия 25 сентября) 5 июля. Афанасий, затворник Печерский, XII в, 28 августа. Афанасий, патр. Конст., † XIV в., 28 октября. Афанасий муч. † 598 г., 7 ноября. Афанасий другой Печерский † 1176 года, 2 декабря. Афанасия (с Киром и Иоанном) муч. 311 г., 31 января. Афанасия Егинская † 860 г., 12 апр. Афанасия преп. V в., 9 октября. Афанасия, 6 ноября. Афиноген муч. † 311 г., 16 июля. Б енигн муч. † 320 г., 15 сентября (с Фидием). Боголеп (Феопрепий) муч. † 304 г., 22 августа. Бонифатий муч. † 290 г., 19 дек. Бонифатий Ферентийский VI века, 19 декабря. Борис князь, убитый в 1015 г., 2 мая и 24 июля. Борис-Михаил, кн. Болгарский, † 906 г., 2 мая. Боян князь, муч. в Болгарии, 829 г., 28 марта. В авила, свмчн. Антиохийский, † 250 г., 4 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

палестиский, 19 дек.     Ариадна, (строго сохраняющая супруж. верность δνον γνον, грех) мученица аригийская, 18 сент.     Ариан ( вернее Мариан ), 30 дек.     Арий (храбрый, греч.), муч. египетский, 5 июня.     Аркадий (из Аркадии т. е. пастух), преп. кипрский, 6 марта.     Аркадий, преп. палест., 26 янв.     Аронос (Орион-великан, охотник, созвездие сего имени, греч.), муч. кампанийский, 6 июля.     Арпила монах, из 26 мучч. готфских, 26 марта.     Арриан, муч. египетский, 14 дек.     Арсений (мужественный, греч.), великий, преп. египетский, 8 мая.     Арсений, преп. латрский, 13 дек.     Арсений, архиеписк. керкирский, 10 янв.     Арсений, еп. сербский, 28 окт.     Арсений, еп. тверской, 2 марта.     Арсений, пр. коневский, 12 июня.     Арсений, пр. комельский, 24 авг.     Артема, ап. из 70, 30 окт.     Артема (здравый и свежий, греч.), муч. кизический, 29 апр.     Артемий (здравый, греч.), муч. антиохийский, 20 окт.     Артемия (здравая, цветушая, греч.) царевна, дочь Диоклитиана, муч. римская, 7 июня.     Артемон, (парус, брамсель, греч.) еписк. Селевкии писидийския, 24 марта.     Артемон, пресв. лаодикийский, муч. кесарийский, 13 апр. Архелая (начальница людей, греч.), преподобномуч. салернская, 6 июня.     Архилий иерей, муч., 6 апр.     Архипп (господин лошадей, греч.), ап. из 70,19 февр. и 22 ноября.     Архипп преп., живший в Хонах, 6 сент.     Асинкрит (несравнимый, греч.), ап. из 70, 8 апр.     Аскалон (Аскла), муч. антинойский, 20 мая.     Асклипиад (эскулапов — врача, греч. αδχελς πιος постоянно благоприятный, врачующий), муч. смирнский, 11 марта.     Аскипиодота муч., 19 февр.     Асклипиодот (данный эскулапом, греч.), 3 июля.     Асклиада, муч. фракийская, 15 сент. (она же Асклипиодота 19 февр.)     Астерий (усеянный звездами, похожий на звезды, греч.) синклитик, муч. кесарийский в Палестине, 7 авг.     Астерий, муч. римский, 6 июля.     Астерий, муч. киликийский, 20 мая.     Астерий, муч. момпсвестийкий, 29 окт.     Астий (городский, греч.), еписк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. Артемон жил во времена апостольские в городе Селевкии писидийской. Св. апостол Павел, прибыв в Селевкию и увидев его добродетельную жизнь, поставил его здесь епископом. Скончался Артемон в глубокой старости. Память святого Артемия, епископа селунского. Память преподобного Захарии. Преподобный Иаков исповедник – одно и то же лицо с Иаковом епископом, память которого 21 марта. Преподобный Захарий был затворником Киево-Печерского монастыря. Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани в 16 столетии. Оба они были обращены в христианскую веру из татар. Пожелав креститься, первый явился к соборному протоиерею и сказал, что он, будучи болен ногами и дав обет уверовать во Христа, если получит исцеление, исцелился; когда же протоиерей заметил ему, что соотечественники могут заставить его возвратиться к магометанству, и он отвечал, что готов терпеть все за Христа, – крестил его. И в скором времени Стефану пришлось пострадать: татары зарубили его. Точно так же и Петра сначала ласками, затем угрозами пытались они отвратить от Христа и, когда он оставался непреклонным, убили его. 25-е число Благовещение Пресвятой Богородицы – праздник, установленный в память возвещения Ей архангелом Гавриилом благой вести о воплощении в рождении от Нее Спасителя Мира, Сына Божия, Иисуса Христа. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой! Благословенна Ты в женах! – сказал св. Деве архангел, явившись Ей в Назарете, в доме Иосифа, которому она обручена была для хранения Ее девства. – Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус (Спаситель). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Св. Мария, помня Свой обет не выходить замуж, сказала архангелу: «Как же будет это, когда я не замужем?» Архангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобой будет свят и назовется Сыном Божиим». – «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему!» – отвечала тогда архангелу св. Мария. И архангел отошел от Нее. Событие благовещения происходило 25 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Девочка с кудрявыми голубыми волосами опять высунулась в окошко, протерла и широко открыла заспанные хорошенькие глаза. Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса. Не в силах выносить грубых выходок хозяина, она убежала из театра и поселилась в уединенном домике на сизой поляне. Звери, птицы и некоторые из насекомых очень полюбили ее, — должно быть, потому, что она была воспитанная и кроткая девочка. Звери снабжали ее всем необходимым для жизни. Крот приносил питательные коренья. Мыши — сахар, сыр и кусочки колбасы. Благородная собака-пудель Артемон приносил булки. Сорока воровала для нее на базаре шоколадные конфеты в серебряных бумажках. Лягушки приносили в ореховых скорлупах лимонад. Ястреб — жареную дичь. Майские жуки — разные ягоды. Бабочки — пыльцу с цветов — пудриться. Гусеницы выдавливали из себя пасту для чистки зубов и смазывания скрипящих дверей. Ласточки уничтожали вблизи дома ос и комаров… Итак, открыв глаза, девочка с голубыми волосами сейчас же увидела Буратино, висящего вниз головой. Она приложила ладони к щекам и вскрикнула: — Ах, ах, ах! Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. На передней лапе — серебряные часы. — Я готов! Артемон свернул в сторону нос и приподнял верхнюю губу над белыми зубами. — Позови кого-нибудь, Артемон! — сказала девочка. — Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора… — Готов! Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел от его задних лап… Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил все население и послал четыреста муравьев — перегрызть веревку, на которой висел Буратино. Четыреста серьезных муравьев поползли гуськом по узенькой тропинке, влезли на дуб и перегрызли веревку. Артемон подхватил передними лапами падающего Буратино и отнес его в дом… Положив Буратино на кровать, собачьим галопом помчался в лесную заросль и тотчас привел оттуда знаменитого доктора Сову, фельдшерицу Жабу и народного знахаря Богомола, похожего на сухой сучок.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-kljuchi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010