Факт освобождения митрополита Сергия в тот момент, когда репрессии против Церкви по всей России все возрастали, когда участие его в деле о выборах митрополита Кирилла, за каковое целый ряд епископов поплатились ссылкою, было несомненно, сразу же возбудил тревогу, которая усилилась, когда 9(22) апреля 1927 г. был освобождён. и епископ Павлин [Крошечкин] и когда 25 апреля (8 мая) в Москве неожиданно созван был Синод. Стало несомненным, что между митрополитом Сергием во время его тюремного заключения и советским правительством, т. е. ГПУ, состоялось какое-то соглашение, которое поставило и его самого, и близких ему епископов в совершенно исключительное положение, по сравнению с другими. Митрополит Сергий получил право свободно жить в Москве, каковым правом он не пользовался даже до ареста. Когда же стали известны имена епископов, призванных им в Синод, то в капитуляции митрополита Сергия перед советской властью не осталось больше никаких сомнений. В Синод вошли: архиепископ Сильвестр [Братановский] – бывший обновленец, архиепископ Алексий Симанский 159 , бывший обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от Живой Церкви после казни митрополита Вениамина [Казанского], архиепископ Филипп [Гумилевский] – бывший беглопоповец, т. е. переходивший из Православной Церкви в секту беглопоповцев, митрополит Серафим [Александров] Тверской, человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия и которому никто не верил. Вслед за этим составом Синода начались такого же характера и новые епископские хиротонии и назначения: Сергий [Зенькевич], Владимир [Горьковский] и другие бывшие обновленческие протоиереи были рукоположены во епископы; епископы Артемий [Ильинский], Назарий [Андреев], Мелхиседек [Паевский], Матфей [Храмцев] и, другие, тоже бывшие обновленцы и жившие на покое, были назначены на епископские кафедры. С другой стороны, начались увольнения на покой ссыльных епископов. И наконец, в июне 1927 г. вышла знаменитая Декларация митрополита Сергия о лояльности по отношению к большевикам. Митрополит Сергий капитулировал перед ГПУ, принял все условия легализации и ныне последовательно проводит их в жизнь: так думали и думают в России. Немного раньше издания Декларации митрополита Сергия митрополит Пётр был снова арестован и содержался теперь в Тобольской тюрьме. Одновременно митрополит Кирилл был отправлен в ссылку в Туруханск. В атмосфере все растущего недоверия к митрополиту Сергию церковное сознание искало авторитета, на который могло бы опереться в своём суждении о происходившем, но наибольшие авторитеты – митрополиты Пётр и Кирилл – были вне сферы досягаемости, остальные же епископы предпочитали молчать и ожидать дальнейшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вслед за таким составом Синода начались такового же характера новые епископские хиротонии и назначения: Сергий Зенкевич, Владимир Горьковский и др(угие) бывшие обновленческие протоиереи были рукоположены во епископы; епископы Артемий Ильинский, Назарий, Андрей, Мельхиседек Паевский, Матфей Храмцов и др(угие) – тоже бывшие обновленцы, жившие на покое, были назначены на епархиальные кафедры. С другой стороны, начались увольнения на покой ссыльных епископов. В атмосфере все растущего недоверия вышла, наконец, в июле 1927 года и знаменитая декларация митрополита Сергия. Казалось, карты были открыты – митрополит Сергий капитулировал перед ГПУ, принял все условия «легализации» и ныне последовательно проводит их в жизнь» 187 . «Послание к пастырям и пастве», получившее в дальнейшем известность как декларация, было выпущено митрополитом Сергием и его Синодом 16 (29) июля 1927 года. Оно было разослано по всем епархиям и приходам и затем опубликовано в «Известиях ЦИК» от 19 августа 1927 года. Обращаясь к Всероссийской Церкви («Архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви»), митрополит Сергий сообщал об учреждении Временного Патриаршего Синода и получении разрешения на его деятельность. «Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление», – писал митрополит Сергий. Однако на самом деле легализации центрального управления еще не было, и Временный Синод лишь получил разрешение на существование «до формальной регистрации». «Ничего более существенного, чем приведенная выше справка из Административного отдела НКВД о том, что его заявление об образовании Синода «принято к сведению» и «препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его не встречается " », митрополит Сергий («гр(ажданин) Страгородский»), судя по всему, так и не получил» 188 . Тем не менее митрополит писал об этом как о свершившемся факте и выражал надежду, «что легализация постепенно распространится и на низшее церковное управление», а именно епархиальное, уездное, и призывал вознести благодарственные молитвы ко Господу и выразить «всенародно нашу благодарность и Советскому Правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения», а вместе с тем заверить правительство, что «мы не употребим во зло оказанного нам доверия». Митрополит осуждал действия зарубежных врагов, подчеркивая, что их действия мешают получению легализации и упорядочению церковной жизни, и потому считал обязательным «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Просить об этом Церковный Собор побуждается той любовью и воодушевлением православного народа, которые проявились как в день избрания, так особенно и в день торжественной интронизации высокопреосвященного архиепископа Вениамина». Архиепископ Платон ему в ответ написал, что «таковое жела­ние совпадает с общею мыслью суждений, которые были выска­зываемы в Святейшем Синоде, однако мысль эта по обстоятельствам не могла до времени получить осуществления». Епархиальный Собор проработал до 2 июня, обсудив широкий круг вопросов; при Петроградском архиерее был организован со­вет в составе шестидесяти шести человек и был избран на кафедру четвертым викарием Петроградской епархии ректор Уфимской духовной семинарии архимандрит Артемий (Ильинский). Депута­ты из Гдова выступили с ходатайством, чтобы название города Гдова, в котором владыка Вениамин был в течение многих лет ви­карием, было внесено в его титул. 14–17 июня 1917 года Святей­ший Синод постановил именовать Петроградского архипастыря вместо «Петроградского и Ладожского» – «Петроградского и Гдовского». Чрезвычайный Церковный Собор Петроградской епархии обратился к населению с особым воззванием, в котором знакомил его со своим пониманием происходящего в стране . Свою позицию относительно происходящего архиепископ Ве­ниамин обозначил в беседе с журналистом петроградской газеты: «Я стою за свободу Церкви, – сказал он. – Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. Са­мая главная задача Церкви сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь. Еще в качестве управляющего Петроградской епархией я обращался с воззваниями к приходскому духовенству об организации приходских советов и собраний для оживления церковной жизни и встретил самое живейшее содействие как со стороны духовенства, так и мирян». 12 августа 1917 года архиепископ Вениамин отправился в Мо­скву для участия в Священном Соборе Православной Российской Церкви. 13 августа Святейший Синод постановил возвести архи­епископов Московского Тихона (Белавина), Тифлисского Плато­на (Рождественского) и Петроградского Вениамина в сан митро­политов, но, поскольку Церковь в это время по-прежнему по законодательству зависела от государства, постановление Си­нода было представлено министру исповеданий на утверждение Временного правительства.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Архимандрита Аристарха и иеромонаха Родиона из храма Нерукотворного Спаса в Норках скальпировали. В Оренбургской губернии под пытками скончался священник Феодор. Пермского священника Игнатия схватили во время богослужения, вывели на улицу, привязали к хвосту лошади, и погнали лошадь по полю. В Тобольской епархии священника Феодора Богоявленского водили по селу, заставляя играть на гармошке, плясать и петь, а потом убили и скинули в яму. В сентябре, после захвата Казани Красной Армией, в Зилантов монастырь ворвался отряд. Всю братию красноармейцы выстроили у монастырской стены и расстреляли из винтовок. Один только престарелый иеромонах Иосиф чудом остался жив и еле добрался до города. Он нашел приют в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и скончался через год. Служа литургию, он неизменно поминал убиенных архимандрита Сергия с братией из Зилантова монастыря. В Шацком уезде крестьяне собрались к зданию ЧК выручать конфискованную Вышенскую икону Божией Матери. Красноармейцы открыли огонь по толпе. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!». Страха уже в них не было никакого»... ...В среду, 5 июля, 1922 г. оглашен был приговор трибунала, но народ в зал не пустили, потому что боялись не получить одобрения присутствующих. Митрополит Вениамин, епископ Венедикт, архимандрит Сергий, протоиереи П. Чуков, Я. Богоявленский, М. Чельцов , а также Ю.П. Новицкий, И.М. Ковшаров, Д.Ф. Огнев и П.А. Елачич были приговорены к расстрелу... ...В 1923 г. были арестованы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк) , Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Аболымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Пука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Главным местом ссылки и заключения стал концлагерь на Соловецких островах. В декабре 1923 г. там содержалось более 2000 заключенных, среди них епископы, священники и верующие миряне. Самым страшным местом на Соловках стала штрафная командировка в Голгофско-Распятском скиту на острове Анзер. Там поголовно умирали от голода, холода, избиений и каторжного труда. За 200 лет до создания концлагеря, 18 июня 1718 г., соловецкому иеромонаху Иову на Голгофско-Распятской горе явилась Божия Матерь и сказала: «Сия гора отныне будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убедится она страданиями неисчислимыми»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ильинское (Тутка, Ильинское на Тутке), урочище. Церковь Илии Пророка. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ильинская с. Тутка (с. Ильинское на Тутке, с. Тутково, пог. Илья Пророк) каменная, с каменной колокольней и оградой. Построена в 1833 г. на средства Анастасии Степановны Щербачевой. Кладбище при церкви. Престол один во имя прор. Илии. Расстояние от Костромы 170 в., от Солигалича 50 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Нижнего-Березовца в 15 в. и Николаевская в Чудце в 18 в. К настоящему времени сохранилась только колокольня Ильинской церкви. У прот. И. Беляева (1863 г.) есть упоминание о древней деревянной церкви с деревянной колокольней. В списках населенных мест по сведениям 1870-72 гг. в селе Ильинском на Тутке также упоминаются две церкви. http://www.old-churches.ru/so_033.htm Приход Ильинской церкви в погосте Ильинское, что на реке Тутке (Ильи Пророка) располагался в 50 верстах от уездного города Солигалича, вдоль обоих берегов одноименной речки на старинном торговом тракте Буй – Николо – Чудцы – Верхний Березовец – Солигалич. В административном отношении погост относился к старинной Корежской волости Галичского уезда, а позже к Чудцовской волости Солигаличского уезда. В 15 верстах, в сторону Буя располагалась Николаевская церковь села Николо – Чудцы Солигаличского уезда, а также почтовая станция Чудцы и фельдшерский пункт. Название местности «Тутка» имеет древние корни и происходит от речки Тутка и финно-угорских племен чуди и мери, проживавших здесь до появления в 14-15 веках славян. В тоже время, название поселения, возможно, от фамилии или прозвища «Тутка», носитель которых переселился с северо-западных окраин Руси. Такие фамилии там можно встретить и сейчас. Одновременно с колонизацией славян стали появляться здесь и православные церкви. Возведение первого храма на берегу Тутка неизвестно, но у протоиерея Иоанна Беляева (1863 г.) имеется упоминание о нахождении здесь древней деревянной церкви с деревянной колокольней. Она сохранялась вплоть до конца 19 века и стояла рядом с каменной Ильинской церковью. Об этом имеются сведения и в списках населенных мест Солигаличского уезда за 1870-72 годы (стр. 329). Известно, что в 1723 году в церкви преподобного Илии на Тутке службу вели поп Иван Сергеев, пономарь Артемий Сергеев, дьячек Иван Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=39077

Анна, игумения Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), епископ Выборгский (1887–1892), архиепископ Финляндский и Выборгский (1892–1898), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898–1912) Антоний (Георгадзе Алексей Лукич; 1866–1918), епископ Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ; уклонился в обновленчество Анфимова Мария Федоровна Аполлония, игумения Арефьев Василий Яковлевич Аристов Алексий Петрович (1853–1931), протоиерей Аркадий (Федоров Григорий Федорович; 1785–1870), архиепископ Олонецкий и Петрозаводский в 1851–1869 б, Аркадьев Илия Евгеньевич, диакон Арсений (Епифанов Юрий Александрович, род. 1955), архиепископ Арсений, св. (Мацеевич Александр Иванович ; 1697–1772), митрополит-исповедник Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862–1936), епископ Волоколамский (1899–1903), Псковский и Порховский (1903–1910; с 1907 – архиепископ), архиепископ Новгородский и Старорусский (1910–1933, с 1917 – митрополит), с 1933 – митрополит Ташкентский Арсения, игумения Арсеньев Юлий Константинович (1818–1873), Олонецкий губернатор в 1862–1870 Арсеньева Мария Константиновна – см.: Евфросиния, игумения. Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870 – расстрелян 1937), архиепископ Афанасия, игумения Б Бадаев Пантелеймон Трифонович Баданин Борис Васильевич (1900–1982) Баданин Василий Николаевич (1868–1942) Баданин Николай Васильевич (1895–1965) Баданина (урожд. Казанская) Анна Павловна – сестра св. митрополита Вениамина Баданина Ольга Васильевна (1897–1942) Бакаев Иван Петрович (1887– расстрелян 1936) Батухин Иван Федорович Бежаницкий Николай Стефанович (1859 – расстрелян 1919), протоиерей-священномученик Беликов Димитрий Никанорович (1852 – около 1932; в монашестве с 1920 – Димитрий) – протоиерей, впоследствии архиепископ Белков Евгений Христофорович (1882–1930), священник; уклонился в обновленчество Белков Христофор Александрович (1852–1930), протоиерей Белоусов Виталий Беляев Александр Николаевич (1866–1928), протоиерей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апреле 1920 г. состоялось открытие Петроградского Богословского института. Его ректором стал настоятель Казанского собора протоиерей Н. Чуков (однокурсник протоиерея П. И. Лепорского). Среди преподавателей были как профессора ПгДА, так и профессора Петроградского университета. С 4 декабря 1921 г. 67 протоиерей П. И. Лепорский становится профессором Богословского института по кафедре иностранных исповеданий, преподавал сравнительное богословие и «введение в науку о религии». 68 В связи с ужесточением церковной политики государства институт прекратил свое существование в мае 1923 г. Разумеется, церковные события, произошедшие в епархии и русской Церкви в целом, не могли не затронуть приходской жизни храма Воскресения Христова. С июля 1922 г. он принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича) . В этом году, 18 сентября, ночному разграблению подверглась часовня, приписанная к храму (в частности была сорвана риза с Иверской иконы Божией Матери и ряд мелких серебряных риз). 69 В июне 1923 г. храм переходит к обновленческому Петроградскому епархиальному управлению, который возглавлял епископ Артемий (Ильинский). Протоиерей В. М. Верюжский был уволен с должности священника собора за «нежелание быть в единении с Петроградским Епархиальным Управлением», a 19 июня 1923 г. 70 на должность второго священника назначили Луку (Смоктуновича). Причем ему была возложена обязанность исправления должности настоятеля, по причине болезни протоиерея П. И. Лепорского, при условии выделения последнему его настоятельской доли 71 . Болезнь отца Петра оказалась смертельной. 27 июля 1923 г. он скончался от чахотки 72 . Отпевание его было совершено в родном храме Воскресения Христова, а погребен протоиерей П. И. Лепорский был в Лавре 73 . 1 Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1873 г. Нижний Новгород: Нижегор. губ. типогр., 1873. С. 61 2 Эти сведения были предоставлены внучатым племянником П. И. Лепорского Р. Б. Семевским. Можно выдвинуть другую версию происхождения фамилии, менее вероятную, но также имеющую право на существование, – от корня lepos, leporis – красота, привлекательность; остроумие, юмор.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Ознакомившись с бумагой, митрополит Вениамин отказался признать удостоверение обновленческого ВЦУ, не увидев подписи Патриарха. Через день, за воскресной литургией, с амвонов петроградских церквей было зачитано послание митрополита Вениамина, в котором он анафематствовал взбунтовавшихся священников Александра Введенского и Евгения Белкова и всех присоединившихся к ним. «По учению Церкви,— говорится в этом послании,— епархия, почему-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом... Епископом Петроградским является митрополит Петроградский, послушаясь ему, в единении с ним и вы будете в Церкви». На другой день после того, как в городских храмах было зачитано послание митрополита, в покои Петроградского владыки явились чекисты для ареста святителя, а Введенский — для принятия канцелярии. Не смутившись, он подошел к святителю под благословение. «Отец Александр,— спокойно сказал митрополит Вениамин,— мы же с вами не в Гефсиманском саду», и, не благословив раскольника, спокойно и ровно выслушал объявление о своем аресте.    В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил первый викарий правящего архиерея епископ Ямбургский Алексий (Симанский). Не нарушая канонов Церкви, не погрешив против ее догматического учения и предания, епископ Алексий пытался, однако, не обострять отношений с властями и обновленческим ВЦУ. 4 июня он обратился к петроградской пастве с посланием, пытаясь предотвратить «открытые выступления», которые «могут принести губительные последствия для всей Церкви... Мир имейте и любовь христианскую между собой и ко всем и успокойтесь в сознании, что я как архипастырь ваш стою на страже блага Церкви и уповаю с Божией помощью это благо охранить и дать мир, к которому так стремится душа христианская». Петроградские викарные архиереи по-разному отнеслись к проискам «живоцерковников». Епископ Лужский Артемий (Ильинский) безоговорочно признал обновленческое ВЦУ и подчинился ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Трех-Анастасиевский кафедральный собор Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Трех-Анастасиевский кафедральный собор Трёх-Анастасиевский кафедральный собор — самая крупная церковь Глухова, кафедральный собор Конотопской и Глуховской епархии. Содержание История [ править править код ] Первая каменная Трёх-Анастасиевская церковь была построена в 1717 году на месте сгоревшего деревянного Воскресенского храма, на юго-восточном краю городской крепости. Средства на строительство церкви были предоставлены гетманшей Анастасией Скоропадской. Храм строился по образцу Ильинской церкви в Суботове, потому повторял её почти во всех архитектурных элементах. В 1784 году церковь пострадала от пожара. Полностью ее отстроили лишь в 1816 году. После этой реконструкции храм приобрёл новые классицистические формы. Впоследствии, из-за того, что здание было небольшим, церковь присоединили к Троицкому собору, после чего в Анастасиевском храме перестали проводить богослужения. Однако в 1846 году глуховский купец Артемий Терещенко начал на собственные средства поддерживать церковь и службы в ней возобновились. В 1861 и 1872 годах благодаря ему же был построен алтарь Воскресенья Крестового и пристроен алтарь св. Артемия. Трех-Анастасиевский кафедральный собор. Купол В 1884 году черниговское губернское правление утвердило постановление о новом проекте Трёх-Анастасиевской церкви по планам петербургского академика архитектуры Андрея Гуна. Строительство нового храма началось через год, в 1885 году. Средства на построение выделяли сыновья Артемия Терещенко, Николай и Фёдор. Благодаря их финансовой помощи здание церкви было построено за достаточно быстрое время и уже в 1893 году освящено. 21 мая 1894 года братья обратились в Святейший Синод с просьбой позволить им снести старую Трёх-Анастасиевскую церковь, мотивируя это тем, что сооружение настолько запущено, что уже не подлежит ремонту. Вскоре специальная экспертная комиссия профессоров Киевской духовной академии дала разрешение на снос и 2 января 1895 года Святейший Синод подтвердил это своим указом. Гетманский храм был разобран в течение 1895—1897 годов. На его месте построили часовню, которую в 1950-х годах уничтожили коммунисты.

http://azbyka.ru/palomnik/Трех-Анастасие...

22 февр. того же года избран председателем приходского совета лаврских храмов. Под рук. Н. в лавре издавались «Листки», проводились внебогослужебные беседы, религиозно-философские, богословские и церковно-общественные чтения. При этом Н. сохранил связь с приходом в Петергофе, где регулярно бывал и проводил службы; был избран почетным настоятелем и почетным председателем приходского совета петергофского Петропавловского собора. Согласно резолюции патриарха Тихона от 27 марта 1922 г., было образовано Петергофское викариатство Петроградской епархии. Н. был назначен на новоучрежденную епископскую кафедру. Хиротонию 7 апр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили Петроградский митр. Вениамин и его викарии: епископы Ямбургский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ), Лужский Артемий (Ильинский ; впосл. архиепископ) и Кронштадтский Венедикт (Плотников ; впосл. архиепископ). Н. стал 4-м викарием Петроградской епархии с сохранением за ним должности наместника Александро-Невской лавры. 19 мая 1922 г. в первый раз вызван в ГПУ, где его допросили по поводу обстоятельств вскрытия мощей св. кн. Александра Невского и изъятия церковных ценностей в Александро-Невской лавре. Н. ответил, что всё состоялось «очень спокойно», после допроса его отпустили. 1 июня, сразу после ареста накануне ночью Петроградского митр. Вениамина, Н. был также арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе его расспрашивали о распространении посланий митр. Вениамина от 5 марта и 10 апр. 1922 г. (относительно изъятия церковных ценностей), а также об отношении к посланию Петроградского архиерея от 28 мая того же года об отлучении от Церкви руководителей петроградских обновленцев - прот. А. И. Введенского и священников В. Д. Красницкого и Е. Х. Белкова . Ответы Н. следователю были уклончивыми. С одной стороны, он оправдывал все послания митр. Вениамина по поводу изъятия церковных ценностей, а с другой - соглашался и с позицией главы обновленцев прот.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010