8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства — с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14 (1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

29 сент. 1923 г. М. прибыл в Петроград. Четыре месяца, в течение к-рых он управлял Петроградской епархией (до февр. 1924), стали наиболее ярким и по-своему героическим периодом в его биографии. С первых дней пребывания в Петрограде М. выступал смелым обличителем обновленческого раскола, возглавив широкое движение верующих против обновленцев, стремительно терявших свои позиции в городе. Уже в окт. 1924 г. большая часть приходов вернулась под омофор патриарха свт. Тихона. Всего за время управления М. епархией из обновленчества вернулись 83 петроградских прихода, Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра (29 окт. 1923) и Воскресенский Новодевичий мон-рь. М. действовал с большой энергией: служил литургию почти каждый день, по праздникам совершал богослужения 3 раза в разных городских храмах. За каждым богослужением он произносил проповеди в защиту Патриаршей Церкви и против обновленцев. Им был введен особый «чин покаяния» возвращавшихся из обновленчества иереев, утвержденный патриархом. М. назначил своих ближайших помощников - архим. Серафима (Протопопова), протоиереев Николая Вертоградского, Сергия Тихомирова и Иоанна Благодатова - духовниками 4 округов, на которые был разделен город. Они принимали публичное покаяние у возвращавшегося из обновленчества духовенства и выступали с проповедями в храмах. За время «мануиловщины», как называли обновленцы период управления М. Петроградской епархией, их движение там пришло в полный упадок. В дек. 1923 г. в Патриаршую Церковь перешел даже глава обновленческой Петроградской епархии «митрополит» Артемий (Ильинский ; епископ бывш. Лужский, впосл. архиепископ), к-рый после покаяния в неск. храмах ушел на покой. Восстановление позиций обновленчества в Петрограде стало возможным только после ареста М., чему обновленцы активно способствовали. Решительно борясь с обновленчеством, М. одновременно предпринимал попытки нормализовать отношения с гос. властями. В окт. 1923 г., вскоре после прибытия в Петроград, он посетил местные органы власти, работавшие с религ.

http://pravenc.ru/text/2561884.html

Внешность имел неприятную. При всех этих отрицательных качествах ко дню Св. Пасхи был награжден митрой с возложением палицы и креста с украшениями. В связи с увольнением на покой архиепископа Николая (Соболева), ПЕУ вскоре созвало епархиальный съезд по вопросу замещения Петроградской кафедры. Было выдвинуто несколько кандидатов: прот. Александр Боярский благоразумно снял свою кандидатуру; архиепископ Иоанн (Альбинсий) был забаллотирован; профессор Бриллиантов, выдвигавшийся представителями церковной интеллигенции, был невыгоден «Живой Церкви» и обновленческим деятелям, да и сам не хотел баллотироваться. Более умеренная, можно сказать, ортодоксальная часть духовенства выдвигала кандидатуру протопресвитера Александра Дернова 544 , но он имел мужество написать в ПЕУ резкий отказ, заявив в нем, что он никогда не считал и не считает себя в числе живоцерковников и просит вообще не считать его в клире, состоящем в ведении ВЦУ и ПЕУ. Крайняя левая часть живоцерковников выдвигала кандидатуру Сибирского митрополита Петра Блинова, но это предложение большинством епархиального съезда было поднято на смех. Послышался голос: «Ему надо не епархией управлять, а пеленки стирать» (шарж на его многосемейность). Самым удобным кандидатом был Преосвященный Артемий (Ильинский), епископ Лужский. Будучи викарием Петроградской епархии с 1917 года, он был известен духовенству и некоторой части верующих как соратник покойного митрополита Вениамина (Казанского). Его лояльность по отношению к живоцерковникам и участие в их епископских хиротониях гарантировала полную идеологическую с ними солидарность. Одним словом, всё говорило за его кандидатуру, в том числе мягкость его характера, послушливость и сговорчивость. Большинством голосов он был избран на Петроградскую кафедру. По его личной просьбе он стал титуловаться: «Епископ Петроградский и Лужский». Вскоре он был возведён в сан архиепископа с возложением бриллиантового креста на клобук. После Пасхи новый Епархиальный Съезд избрал депутатов на Всероссийский Поместный Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии. С 1914 г. епископ Нарвский, третий викарий Петроградской епархии. В 1919 г. назначен епископом Псковским и Порховским. Арестован в августе 1922 г. После освобождения поселился в Псковском Иоанновском женском монастыре, где скончался в 1923 г. – Примечание. 620 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич; 1870–1937), архиепископ. В 1917 г. хиротонисан во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1922–1923 гг. обновленческий «митрополит Петроградский и Ладожский». В 1923 г. по покаянии принят в сане епископа. В 1923–1928 гг. жил в г. Луге на покое. С 1928 г. епископ Олонецкий. С 1930 г. епископ Тобольский. С 1937 г. архиепископ. В 1937 г. арестован. Расстрелян. – Примечание. 623 Никольское кладбище (с Братским участком), основано в 1861 г. – третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Название «Никольское» оно получило в 1877 г. по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868–1871 гг. – Примечание. 624 Брат митрополита Арсения – Стадницкий Михаил Георгиевич (1859–04.1917), генерал медицинской службы (Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 418). – Примечание 625 Ковалевский М. М. (1851–1916), историк, юрист, социолог, академик Санкт-Петербургской Академии наук с 1914 г. Один из создателей и лидеров Партии демократических реформ в 1906 г. Член Государственного совета от Академии наук с 1907 г. Труды по истории общины, общим вопросам социального развития. – Примечание 626 Склеп-часовня была возведена на Никольском кладбище над могилой блаженного Матвея Татомира, на пожертвования его ревностных почитателей. Матфей Татомир (1848–1904) родился в семье приходского священника Подольской губернии, в 1867 г. окончил Каменец-Подольскую духовную семинарию и в 1871–1876 гг. учился в Петербургском университете. В дальнейшем Матфей Татомир некоторое время жил в Каменец-Подольске, а затем стал совершать паломничества по святым местам, прожив около трех лет в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

(См.: Левитин – Краснов А. – Шавров В. Указ. соч. С.159 – 160). [xii] На тот момент имелись следующие обновленческие группировки: «Живая Церковь», которую возглавлял прот.В.Красницкий, «Союз церковного возрождения» («возрожденцы») еп.Антонина Грановского, «Союз общин древле-апостольской Церкви» прот.А.Введенского. [xiii] Шибов – прот.Николай называет его «следователем», официальная должность его – уполномоченный по церковным делам Л.О.Г.П.У. [xiv] Преосвященный Артемий (Александр Иванович Ильинский). С 1917 г. – епископ Лужский, викарий Петроградской епархии; в 1922 г. под нажимом властей уклонился в обновленчество – обновленческий епископ Лужский. В январе 1923 г. обновленцами был назначен временно управляющим Петроградской епархией, с лета 1923 – архиепископ Петроградский. В октябре 1923 г. вел переговоры с еп. Мануилом о присоединении к патриаршей Церкви, однако, прервал их и в ноябре был возведен обновленцами в сан митрополита Петроградского. 4 (17) декабря 1923 г. принес публичное покаяние в двух храмах Петрограда – Владимирской Божией Матери и Леушинского подворья. [xv] Вдовый прот. Николай Соболев, настоятель Введенской церкви на Петроградской стороне, в 1922 г. уклонился в обновленчество; в 1923 г. – обновленческий архиепископ Петроградский и Ладожский. [xvi] Прот. Василий Николаевич Велтистов (род. 1854) – церковный писатель, профессор богословия на Высших женских (Бестужевских) курсах, состоял членом Училищного совета при Свят. Синоде, служил в Исаакиевском соборе. Прот. Дмитрий ФеофановичСтефанович – ключарь Исаакиевского собора; уклонился в обновленчество; профессор обновленческого Ленинградского Богословского института. [xvii] Нина Александровна Никитина – студентка Петроградского университета (историк-этнограф) и Петроградского Богословского института, друг семьи Чуковых.   [xviii] Арсений (Стадницкий), митрополит Новгородский и Старорусский; Никандр (Феноменов), архиепископ Крутицкий; П.В.Гурьев – управляющий канцелярией патриаршего ВЦУ – в 1922 г. они были привлечены к суду вместе с патриархом Тихоном по делу «изъятия церковных ценностей».

http://bogoslov.ru/article/4350772

Вдов. В 1893 г. священствовал в Тверской епархии, был законоучителем реального училища и женской гимназии. В 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В том же 1922 г. Св. Синодом назначен уполномоченным по Тверской епархии с правом служить в Кафедральном соборе. В Твери пострижен в монашество и возведён в архимандриты. 25/III-1924 г. хиротонисан во еп. Архангельского. С марта 1925 г. – еп. Рыбинский. С июня 1926 г. – еп. Саратовский. 3/VIII-1926 г. возведен в сан архиепископа. С марта 1927 г. – архиеп. Ярославский. С июня 1928 г. – архиеп. Вольский, вик. Саратовской епархии. 1/Х-1929 г. награждён правом ношения креста на клобуке. С февраля 1930 г. – архиеп. Фрунзенский. С сентября 1930 г. – снова архиеп. Вольский. С мая 1931 г. – архиеп. Козловский, вик. Тамбовской епар хии. С декабря 1932 г. – архиеп. Тамбовский. С ноября 1933 г. назначен архиеп. Орловским. Из Орловской епархии уволен 29/XII-1934 г. «для пользы обновленческого дела». Увольнялся из других епархий за пассивность в борьбе со староцерковничсством. В декабре 1934 г. назначен архисп. Старо-Оскольским, Курской митрополии. 18/ХI-1935 г. ввиду закрытия Старо-Оскольской епархии, уволен за штат, но оставлен настоятелем Старо-Оскольского собора. 7/XII-1935 г. по прошению освобождён от должности настоятеля и уволен за штат. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 9; 1927. 5–6. С. 7; 1930. 3–4. С. 11; 1931. С. 14. ФАОС дело 39. Кат-АМ 60. Кат-ЯВ 50. С. 26–27. Кат-ЕС 2. С. 7, п/п 37. [Кат-ГУБ. С. 963–964.] АРТЕМИЙ (Ильинский [Александр Матвеевич]) Архиепископ Тобольский Родился 30/VII-1870 года. В 1891 г. окончил Архангельскую духовную семинарию и возведён в сан иерея. Позднее поступил в СПб духовную академию, которую окончил в 1898 г. со степенью кандидата богословия. Был много лет законоучителем и настоятелем церкви Александровского детского приюта в С.-Петербурге. В 1915 г. пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита с назначением на должность ректора Уфимской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В декабре 1923 года им был обращен в Православие видный деятель обновленчества митрополит Петроградский и Лужский Артемий (Ильинский). Поскольку митр. Арсений являлся обновленческим архиереем Лужской и Петроградской епархии, то к нему епископом Мануилом была применена более строгая форма покаяния. Он должен был приносить покаяние в нескольких храмах, что им и было исполнено. Первое свое покаяние он приносил за всенощным бдением в храме Воскресения, что у Варшавского вокзала. Сколько слез пролил он тогда за свое заблуждение и отступление от Православия! Это были искренние, неподдельные слезы. Плакал вместе с ним и народ. Такое же всенародное покаяние он принес в день памяти свят. Великомуч. Варвары, после ранней обедни во Владимирском храме, что на ул. Владимирской и после поздней в Леушинском подворье, что на ул. Бассейной. Завершающее свое покаяние он принес в кафедральном соборе г. Луги пред всем духовенством и верующими. Принятый в лоно Православной Церкви в сане епископа, он остался на покое в Луге. 3 январе 1924 года принес покаяние и Новодевичий женский монастырь. Борьба епископа Мануила с обновленчеством в Петрограде продолжалась сто сорок четыре дня. И за этот краткий срок он сумел одержать победу над расколом, низложить его главную силу и дать торжество Православию, которое после этого ярким светом воссияло во всех уголках Русской Церкви. Об этой борьбе была написана ревнителями благочестия специальная брошюра, носившая такой заголовок: «144 дня, которые потрясли весь Петроград». 2 февраля 1924 года борец за истинную веру вынужденно покинул Петроград и поселился на далеком севере в обители преп. Зосимы и Савватия. Как метеор он появился в Петрограде, и как метеор быстро скрылся, оставив надолго в сердцах верующих добрую память как о борце за чистоту Православия. О его пребывании в Петрограде было написано несколько стихотворений. Вот одно из них: 17/30 сентября 1923 г. Мы помним этот чудный день. Среди духовного затишья и скорбей Явился ты и снова Церкви сень

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

16.12.1916 06.05.1917 18.05.1917 21.06.1917 03.07.1917 15(28)09.1918 Дамиан Говоров 11(24)07.1921 16(29)01.1928 30.10(12.11)1928 Андрей Комаров Петровская, обн. Основана в 1927 г. Именование – по г. Петровск (Саратовская губерния). Саратовское викариатство. Упразднена в 1928 г. 17(30)03.1927 04.1928 Виктор Путята Петроградская (см. Санкт-Петербургская) Петроградская, обн. (см. Ленинградская, обн.) Петрозаводская Основана 21.04.1828 (по др. 22.05.1828). Архиепископия с 1835 г. Возобновлена 07(20)07.1990 (выделена из С.-Петербургской епархии). Именовалась: Петрозаводская и Олонецкая; в 1944–1955 гг. – Олонецкая и Петрозаводская; с 04(17)07.1996 – Петрозаводская и Карельская. Викарные кафедры: Старорусская, Каргопольская, Вытегорская. 22.05.1828 17.10.1842 14.11.1842 07.12.1850 19.12.1850 07.02.1851 29.03.1851 07.07.1869 29.08.1869 28.02.1877 Ионафан Руднев 28.02.1877 07.01.1882 23.01.1882 21.10.1897 21.10.1897 20.01.1901 Назарий Кириллов 20.01.1901 07.12.1905 24.12.1905 21.11.1908 28.11.1908 30.11.1916 21.11(04.12)1919 12(25)10.1924 05(18)12.1925 21.03(03.04)1928 22.04(05.05)1928 Сергий Гришин 22.04(05.05).1928 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 21.03(03.04)1930 14(27)03.1934 Феодор Яковцевский 14(27)031934 28.04(11.05)1934 28.04(11.05)1934 17(30)11.1935 01.1936 15(28)02.1936 18(31)03.1936 Палладий II Шерстенников 16(29)06.1947 21.05(03.06)1948 Нектарий Григорьев 21.05(03.06)1948 19.02(04.03)1949 19.02(04.03)1949 23.10(05.1 1)1955 07(20)07.1990 01(14)08.1990 01(14)08.1990 Петрозаводская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1933 г. Именовалась: Петрозаводская; Карельская. Викарные кафедры: Каргопольская, Повенецкая. 13(26)06.1922 04.1923 Николай Соболев 1932 (?) 01(14)05.1932 30.04(13.05)1932 12(25)05.1932 16(29)06.1932 09(22)11.1933 Петропавловская (Камч.) Основана 01.12 (по др. 15.12) 1840 (выделена из Иркутской епархии). Местопребывание – в г. Новоархангельске на о. Ситха (Аляска). В дальнейшем, по усмотрению правящего архиерея, кафедра переносится в различные пункты – в г. Аянск, в 1852–1853 гг. – на Аляску, с 1853 г. – в г. Якутск (в связи с присоединением к епархии Якутской области 26.07.1852), с 21.12.1858 – в г. Благовещенск-на-Амуре. 01.01.1899 епархия подверглась разделению на две самостоятельные епархии: Благовещенскую (с кафедрой в г. Благовещенск) и Владивостокскую (с кафедрой в г. Владивосток). (Н.Д. Иерархия... С. 406).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 23. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…»… С. 386. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты//Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 2. СПб., 2012. С. 396–398. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: воспоминания. М., 1994. С. 274. Иван Алексеевич Карабинов (1878–1937 гг.), с февраля 1911 г. экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлял кафедру литургики до закрытия Академии в 1918 г.; с 1907 г. член Комиссии по исправлению богослужебных книг; член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного собора 1917–1918 гг. «Решили в следующий четверг (12 августа) предложить провести пробные лекции о. Боярскому и о. Лебедеву на тему “Деятельность православного пастыря в условиях современной жизни” (одну, а другую – по собственному выбору)» ( Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Там же. Александрова-Чукова Л. К.«Единение цвета науки и Церкви…»… С. 389. И. С. Пальмов (30 января 1855 – 28 ноября 1920 г.), академик по отделеню русского языка и словесности Императорской Академии наук, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор церковной истории, крупнейший знаток истории славянских народов. Артемий (Ильинский; 1870–1937 гг.), с 1917 г. епископ Лужский, викарий Петроградской епархии; в 1922 г. уклонился в обновленчество; с лета 1923 г. обновленческий «архиепископ» Петроградский, с октября 1923 г. митрополит Петроградский. 4 декабря 1923 г. принес покаяние; с 1928 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, с января 1937 г. архиепископ Тобольский и Тюменский. Расстрелян. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). «Род ученых» не погибнет на свете… С. 159–160 . Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

22 . Преподобный ИОАКИМ, основатель Ильинского мужского Монастыря, бывшего в Опоцком Погосте Порховского Уезда, в конце 1б или начале 17 столетия. Мощи его там под спудом, а память его совершается сентября 9. 23 . ИОАНН, затворник Псковский, скончавшийся 1616 года октября 24 во время осады Пскова от Шведского Короля Густава Адолфа. Он жил 22 лета в городовой стене в молчании, яко в пустыне, хлеба не ел, а питался только рыбою. Сверх того во Псковских Синодиках записаны следующие Христа ради Юродивые Псковские: Марк. Авксентий. Домника. Иоанн. Максим. Еедокия. Тимофей. Борис. Марина. Ксения. Авраамий. Стефан. Екатерина. Агафия. Артемий. Варлаам. Монах Псковопечерский Амвросий. Мартин. Митрофан. Иоанн. Петр. Ермолай. Алексий. Козма. Об упомянутом выше под числом 19 Юродивом Николае Псковское предание гласит, что когда Царь Иван Васильевич, в 1570 г. строго наказавший Новгородцев, шел оттуда во IIckob с таким же намерением, подозревая и сей Город в согласии с Новгородцами, то Юродивый Николай присоветовал Псковичам встретить Царя с выставленными перед каждым домом на обоих сторонах столами с хлебом и солью, а сам Николай выскочив на улицу перед Царем на палочке своей прыгая с боку и спереди его кричал много раз: Иванушко! Иванушко! покушай хлеба и соли, а не Христианской крови. Царь скучив его криком, велел было его поймать, но он невидим был. Сие укротило первый гнев Царя, к за сие то Псковичи признали Николая Святым и погребли в своем Кафедральном Соборе. Смотр, к сему Повесть о начале и основании Почерского Монастыря напеч. в Москве 1807 г. стран. 106. Исторический Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих. I. Псковский ПЕЧЕРСКИЙ, мужской Монастырь первого класса, находится в безуездном городе Печерах, от Пскова к западу в 56 верстах по Лифляндской дороге на границе к Лифляндии. Печерским назван он по древней в горе пещере, неизвестно когда и кем ископанной, а найденной в XV столетии одним крестьянном при рубке деревъев по горе под корнями их открывшейся. Но еще до открытия сего за несколько времени по некоему явлению окрестными жителями над пещерою на горе устроена уже была Церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы и написана была Икона ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010