Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему: — Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, — как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится [ 23 ]. Святой же Артемий отвечал: — Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня? Царь же сказал: — И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона? — Я смеюсь над вашим безумием, — отвечал Артемий, — что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя — уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом [ 24 ]. Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: —  «Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» (Пс. 60:3–4) [ 25 ]. «Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 39:3) [ 26 ]. Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приказав затем привести к себе Артемия из темницы, он сказал ему: – Ты, конечно, слышал, что случилось в Дафне, – как нечестивые христиане зажгли храм великого бога Аполлона и уничтожили прекрасное его изображение. Но пусть не радуются сему беззаконные, пусть не смеются над нами, ибо я отплачу за сие в семьдесят раз в семеро, как у вас говорится 6828 . Святой же Артемий отвечал: – Слышал я, что, по попущению разгневанного Бога, сошедший огонь с неба истребил твоего бога и сжег его храм. Но если твой Аполлон был богом, то как он не избавил себя от огня? Царь же сказал: – И ты, несчастный, смеешься и радуешься сожжению Аполлона? – Я смеюсь над вашим безумием, – отвечал Артемий, – что вы служите такому богу, который не мог сам себя спасти от огня. Как же он может вас избавить от огня вечного? Утешаюсь же я падением его и радуюсь всему тому, что чудодейственно совершает мой Христос. А если ты похваляешься отплатить в семьдесят раз в семеро неповинным и никакого тебе зла не сделавшим христианам, то ты получишь за сие тогда, когда будешь ввержен в неугасимый огонь и вечные мучения, которые наступят для тебя скоро. Ибо погибель твоя – уже близка и скоро память твоя погибнет с шумом 6829 . Мучитель, разгневавшись, повелел каменотесам рассечь один большой камень и потом столкнуть его сверху на Артемия, который был связан и положен на каменную же плиту под этим камнем. Когда это было исполнено, все тело мученика покрыл упавший на него камень и так придавил его, что сломал ему все кости; внутренности его выпали, составы тела переломились и глазные яблоки вышли из своих мест. И какое великое чудо! Будучи сплющен между камнями, святой остался живым и призывал Бога, своего Помощника, и говорил словами Давида: – «Возвел меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» ( Пс.60:3–4 ) 6830 . «Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ) 6831 . Прими же теперь, Единородный, дух мой, ибо Ты знаешь мое тяжкое положение, и не оставь меня в руках вражеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему мы — рабы Божии? Мы же сыны? 3 мин., 09.12.2019 Вопрос читателя:  Молитва Господня начинается словами «Отче наш», то есть Бог – наш Отец, а мы – Его дети. Также об этом говорится в Ветхом Завете. Почему же тогда мы считаем себя рабами Божьими? Ведь сын не может быть рабом своего отца. Артемий Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии: Протодиакон Сергий ЕПИФАНЦЕВ Здравствуйте, Артемий! Я очень люблю этот вопрос и часто слышу его, ответ на него кажется мне очень простым. Этот вопрос, кстати,  любят неоязычники, комментируя его пафосными заявлениями на подобие «мой бог меня рабом не называл...» Вспомним, что говорит об этом Сам Христос, как Он называет нас. «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:14-17). Действительно, в чем же логика? Ведь Спаситель прямо говорит, что не называет нас рабами? Зачем же нам это «унизительное» наименование? Древние христиане, используя это название, представляли себе римского раба, а не бесправного жителя средневековой Азии. Не буду вдаваться в исторические подробности рабовладельческого строя. Представлю вам выводы, вернее даже — интуицию, ощущения. «Я — раб Создателя Космоса и всей материи и подчиняюсь непосредственно ему. От всего остального я свободен и никому более не подчиняюсь. В общении с людьми я руководствуюсь теми законами, которые Он мне дал, а законы людей исполняю до тех пор, пока они не противоречат Его законам». Это очень, даже ОЧЕНЬ высокое положение. Намного выше, чем окруженный почестями, приехавший в провинцию слуга императора. Ну или секретарь президента. Понимаете? Это не унижение, а невероятное возвышение.

http://foma.ru/pochemu-my-raby-bozhii-my...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] XXV. ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ      Приходилось ли вам, читатели, встречать людей, которые на вопрос о вечной жизни и воздаянии, уготованном от Бога праведным, пожимая плечами, говорили бы: " Как это можно знать? Разве кто был там? И рассуждать, и думать об этом нечего! " О человеческая гордыня, о плачевное невежество! Сбывается на таковых русская пословица: " На куче золота сидеть будешь - и от голода погибнешь " . Мы с вами действительно никогда не переступали за грань земного бытия и не сподоблялись откровения великих тайн. Но зато мы имеем Священное Писание, верного и неложного свидетеля того, что было и что будет. Все, что нам нужно знать для нашего спасения, запечатлено на страницах Ветхого и Нового Заветов. Какого же осуждения мы достойны, если, имея под руками Книгу жизни, остаемся во мраке неведения! Поистине не Господь в этом виноват! Напротив, он Духом Святым повелел апостолам записать все потребное для нас в Божественных книгах. Какими словами начинается святой Апокалипсис? " Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну... Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко " .      А что написано в завершении этой вещей Книги? Святой Иоанн Богослов получает повеление: " ...Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко " ; " Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей " .      Следовательно, нам с вами должно не только со тщанием вникать в содержание этой таинственной Книги, но и исполнять написанное в ней ради нашего спасения. А так как времени осталось мало, то, помолясь сердечно, приступим к изложению предметов, относящихся к блаженному и вечному пребыванию с Господом Богом помилованных и спасенных народов после Страшного Суда.      Откровение о последних судьбах человечества запечатлено, как вы уразумели, любимым учеником Господа, святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом.

http://zavet.ru/book/07deti/001/025.htm

2. 2 Слово со властию Давайте мы с вами найдем в Евангелии еще несколько свидетельств. Возьмем, например, свидетельство евангелиста Матфея, завершающее Нагорную проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи ( Мф. 7, 29 ). И точно так же в Капернауме, по свидетельству евангелиста Луки, когда простые галилеяне делились между собой своими впечатлениями о Нем, то дивились учению Его, ибо слово Его было со властию ( Лк. 4, 32 ). Со властию ! Почему так воспринимали слово Господа? Ясно, почему. Прежде всего потому, что слова Христа суть действие. Как сказано: Яко Той рече, – и быша; Той повеле, – и создашася. Или по-русски: Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс. 32, 9 ). И рече Бог: да будет твердь посреде воды... И бысть тако, т.е. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так ( Быт. 1, 6 ). Итак, слово Господа есть творческий зиждительный глагол, который творит новое бытие или новое качество бытия. Сейчас, когда мир уже сотворен, шесть дней уже прошли, седьмой еще не кончился, а восьмой грядет, главная область строительства, зодчества – это душа человеческая, а главный инструмент зодчества – это слово человеческое. А душа – она драгоценнее всего мира. Народ говорит, что Он учит их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Что это значит? Книжники и фарисеи были начетчиками, они с детских лет изучали закон – Тору, пророков, толковали этот закон, изучали толкования, Талмудическое творчество, но их знание было внешним. Духа-то они и не имели. Если бы они из Писания заимствовали дух, то не распяли бы Господа Славы, Того, Кто даровал им Писание. Оказывается, внешность они изучали, а против содержания – погрешали. Соответственно, их упражнения в слове Божием, их поучения носили схоластический характер, в этом не было жизни. А имели-то под руками золото, сидели на куче золота и от голода умерли. Часто и у нас экзамены могут превращаться в нечто противоположное духу Евангельскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов ; 1866–1938) – монах Константинопольского патриархата русского происхождения, подвизался на Афоне, куда приехал в 1882 г. Канонизирован в 1988 г. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных, память совершается 11 сентября (по юлианскому календарю). 10 Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (155 или165–220 или 240) – один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и теологов. В зарождавшейся теологии Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Положил начало латинской патристике и церковной латыни – языку средневековой западной мысли. 11 Долгое время термин «дидактика» употреблялся в том же значении, что и «педагогика» вообще. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «всеобщее искусство учить всех всему». В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их принципы, цели, содержание, средства, результаты. 12 Ср.: ...но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (1 Кор., 9, 27) 13 Сергей Александрович Нилус (1862–1929) – российский религиозный писатель и общественный деятель, известен как публикатор «Протоколов сионских мудрецов». 15 Рим., 8. 22 : 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.; 17 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Иисус Христос мог сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел этого делать, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем (из толкования архиепископа Феофилакта Болгарского на указанный стих из Евангелия от Матфея). 18 «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…» – говорит Родион Раскольников Соне. 20 Первое послание Петра. Глава 3. Стих 15

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

      " Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца " . Понимаете теперь, почему мы именуем Церковь Христову - Град великого Царя - Апостольской?       " Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями " . Далее святой Иоанн перечисляет наименования этих камней, на каждом из которых начертано имя одного из двенадцати Апостолов. Среди камней - яспис, сапфир, топаз, гиацинт, аметист... Смогли бы вы поразмышлять, на каком камне имя какого Апостола начертано? В толковании Апокалипсиса святым мужем древности Андреем Кесарийским есть об этом упоминание. Любознательнейшие из наших читателей найдут эту замечательную книгу.      А что можно узнать об упомянутом святым Иоанном древе жизни? " И показал (Ангел) мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (града), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем (во граде), и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их " .      Если кто из нас возжелал прикоснуться к чудному древу жизни, на земле должен с любовью почитать и носить на себе малое подобие этого древа - нательный крестик. И не только носить его, но и иметь в сердце своем крест Господень, который дает нам силу побеждать грехи и сокрушать все козни лукавого.      Осмелимся же задать тайнозрителю Иоанну еще одно вопрошение: дозволено ли будет рабам Божиим вкусить от этой светлой, словно кристалл, реки? " Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром " .      Вот такова милость и любовь нашего Владыки! Ибо нам с вами, чадам Его непорочной Невесты, Церкви Христовой, сказано это. И каждый из читателей да употребит все усилия веры, чтобы еще здесь на земле напитать свою бессмертную душу водой живой - благодатью Святого Духа. Слышите! Христос подает ее даром - всякому, кто верует в Него и творит дела правды: приняв святое крещение, кается, молится, причащается и в простоте сердца любит тех, кого любит Бог - людей, созданных по Его образу и подобию.

http://zavet.ru/book/07deti/001/025.htm

     Многим должно каяться в том, что они еще никогда не исповедовались. А ведь православный христианин имеет такую же потребность в исповеди, как полевые цветы в освежающем летнем дожде.      Часто ли нужно исповедоваться? Пастыри советуют: чем чаще, тем лучше. Усердные христиане тщательно следят за своей совестью: пройдет неделя - а душа уже просит исповеди. Кто исповедуется реже, чем раз в месяц, с трудом может сохранить душевную чистоту. Исповедь - это великая милость Божия, и каждый раз должно из глубины признательного сердца благодарить за нее Господа Бога.      А все-таки главного в деле врачевания души еще не сказано. " Как это может быть, - удивитесь вы, - что же главное? "      Для того мы и исповедуемся, для того и христианами стали, приняв святое крещение, чтобы иметь доступ к таинству таинств - к причащению Святых Христовых Тайн.      Обыкновенно после исповеди, примиренные с Богом, радостные, словно посветлевшие, мы принимаем участие в Божественной Литургии - службе, совершаемой соборно при участии священнослужителей и народа. Растворяются посреди иконостаса Царские Врата, и выходит священник в праздничных ризах, а в руке его - золотая Чаша.      Когда я спрашиваю малых детей на уроках в воскресной школе, простая ли это Чаша, они отвечают дружно: " Святая " . А почему? " А потому что в ней - Сам Бог! " - говорят с уверенностью. И точно - в ней Сам Бог! Под образом хлеба и вина - животворящие Плоть и Кровь Христовы! Одной малейшей частицы этой Святыни весь мир недостоин. Для христианина нет ничего больше причащения Святых Христовых Тайн. Смело скажем: того, кто не причащается, и христианином-то называть нельзя. Нам всем должно помнить слова Господа: " Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие " . Чтобы приобщаться достойно, нужно быть чистым и душой, и телом. Поисповедовавшись, натощак, мы приступаем со страхом и трепетом к Святой Чаше. Обыкновенно этому предшествуют несколько дней поста и усиленное хождение в Храм Божий. Батюшка посоветует, как соблюсти все необходимое. Главное - великая жажда соединиться с Искупителем, ибо Он безмерно любит нас и Сам желает обитать в нас, как и говорит: " Пребудьте во Мне, и Я в вас " . " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу... сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/008.htm

     С великой силой звучит Евангелие в храме Божием. Прежде чем священнослужитель начнет читать его, возжигаются свечи, а верующим преподается благословение. Пастырь осеняет народ крестовидно правой рукой со словами: " Мир всем " . И действительно, в храме наши души исполняются благодатным миром Христовым. Бывает, приходишь в дом Божий с внутренним смятением, тяжестью на сердце, а уходишь - успокоенным, утешенным, примиренным. Почему так? Потому что в православном храме Сам Бог невидимо присутствует. Помните, как сказал Христос: " Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " ? И древний библейский пророк Давид: " Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его " . На Руси было принято считать, что единое " Господи, помилуй " , произнесенное в храме, - больше, нежели все 150 псалмов царя Давида, прочитанные дома. Поэтому жизнь православного христианина без храма и представить себе невозможно. В нем свершаются главные события жизненного пути, освящаются все вехи нашего бытия: крещение - духовное рождение, исповедь - врачевание совести через покаяние и прощение Господом грехов наших, венчание - христианский брак, отпевание - проводы в жизнь вечную усопшего. А главное - в храме Спаситель питает нас, приглашая к Своей небесной трапезе, в которой под видом хлеба и вина мы соединяемся с Господом, освящаясь Его Пречистой Плотью и Кровью. И как младенец испытывает постоянную потребность в материнской груди, так и истинный христианин спешит с радостью и надеждой в храм Божий, где его ожидает неизменно любящий и милующий нас Господь.      Каждый из нас желал бы, чтобы его жизнь текла ровно, спокойно, все дела делались вовремя, им сопутствовал успех, а мы чувствовали даже в мелочах поддержку Господа, получали от Него силы на исполнение задуманного. Что для этого нужно? Исполнение библейской заповеди: " Шесть дней делай дела твои, день седьмый - Господу твоему " .

http://zavet.ru/book/07deti/001/006.htm

А учит Святой Дух. Возвещаем, – говорит святой апостол Павел, – не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого ( 1Кор. 2, 13 ). И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией ( 1Кор. 2, 4–5 ). Теперь, как и обещали, обратимся к 18-й главе Притчей Соломоновых и предложим желающим поразмышлять с нами вместе по поводу глубоких и обличительных, по большей части, мыслей из притч. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум ( Притч. 18, 2 ). Очень интересное изречение. Не менее содержателен четвертый стих: Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток. Или вот еще: Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Язык глупого – гибель для него, уста его – сеть для души его ( Притч. 18, 6–7 ). Если никто не хочет поделиться своими домашними размышлениями, то мы будем вам вопросы задавать. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Что это значит – глупый не любит знания? Каких, стало быть, качеств не хватает его душе? У него есть избыток глупости. «Глупый» в данном случае – это не ругательство, а свидетельство о недостатке рассудительности, мудрости. Каких качеств у него не хватает, коль скоро он «не любит знание»? (Ответы студентов: Добродетелей не хватает; Не выполняет заповеди, наверное.) Безусловно, человек не рассудительный согрешает недостатком мудрости, хотя он может стараться исполнить внешние заповеди, как он их понимает. Если он не любит знания, то, значит, что ему чуждо? Что присуще хорошему студенту и чуждо такому, по комсомольской путевке поступившему в Богословский институт? Конечно, ему не хватает усердия, усидчивости. Без этих внешних добродетелей не жди усвоения, не ожидай, что знания придут к тебе. Но это внешняя добродетель. А есть еще, например, стремление докопаться до сути, постижение существа материала. Иной конспектирует – рука отсохнет, а другой схватывает на лету самое существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010