1. Часть Животворящего Древа Креста Господня 2. Часть Дуба Мамврийского 3. Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн 4. Сщмч. Харалампий 5. Свт. Василий Великий 6. Свт. Григорий Богослов 7. Свт. Иоанн Златоуст 8. Свт. Тихон, Патриарх Всероссийский 9. Свт. Митрофан Воронежский 10. Свт. Тихон Задонский 11. Вмч. Артемий 12. Вмч. Пантелеимон 13. Вмч. Евстратий 14. Мч. Трифон 15. Прп. Александр Свирский 16. Прп. Сергий Радонежский 17. Прп. Агафон Афонский 18. Прп. Павел Латрийский 19. Прп. Арсений Коневецкий 20. Прп. Зосима Соловецкий 21. Прп. Савватий Соловецкий 50 святых мощей в мощевике [ править править код ] 50 святых мощей в мощевике 1. Ап. Лука 2. Равноап. Кн. Владимир 3. Свт. Филипп 4. Свт. Димитрий Ростовский 5. Свт. Игнатий Ростовский 6. Свт. Иоанн Суздальский 7. Свт. Исайя Ростовский 8. Свт. Феодосий Черниговский 9. Свт. Игнатий Брянчанинов 10. Свт. Феофан Затворник 11. Свт. Лука Симферопольский 12. Вмч. Пантелеимон 13. Сщмч. Харалампий 14. Сщмч. Модест 15. Вмч. Артемий 16. Вмч. Евстратий 17. Вмц. Варвара 18. Прмч.Иоасаф Снетогорский 19. Вмц. Параскева 20. Прмч. Евфимий Афонский 21. Мч. Мамант 22. Мц. Татиана 23. Блгв. кн. Давид Ярославский 24. Блгв. кн. Владимир Новгородский 25. Блгв. кн. Глеб Владимирский 26. Блгв. кн. Феодор Смоленский 27. Блгв. кн. Константин Ярославский 28. Блгв. кн. Константин Муромский 29. Прп. Даниил Переяславский 30. Прп. Феодор Печерский 31. Прп. Савва Сторожевский 32. Прп. Авраамий Трудолюбивый 33. Прп. Моисей Угрин 34. Прп. Феодор Санаксарский 35. Прп. Иоанн Многострадальный 36. Прп. Корнилий Переяславский 37. Прп. Авраамий Ростовский 38. Прп. Иов Почаевский 39. Прп. Никон, игум. Печерский 40. Прп. Серафим Саровский 41. Блж. Пелагия Дивеевская 42. Прп. Ефросиния Полоцкая 43. Прп. Ефросиния Суздальская 44. Прп. Амвросий Оптинский 45. Прп. Лев Оптинский 46. Прп. Макарий Оптинский 47. Прав. Симеон Верхотурский 48. Прав. Иоанн Русский 49. Блж. Андрей Симбирский 50. Блж. Косьма Верхотурский Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского [ править править код ] Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Изображения А. сохранились: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 126, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; в минологии Служебного Евангелия 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 261) - в рост; в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 122v); на Синайском гексаптихе 2-й пол. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в мучении; на серебряной раме визант. стеатитовой иконы вмч. Димитрия Солунского, кон. XIII - нач. XIV в. (ГММК),- поясное изображение; в росписи собора свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах (Греция) мастера Феофана Критского, 1527 г.,- А. в плаще, с крестом в руке, короткой бородой; на фреске в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в росписи нач. XIV в. ц. Успения Богородицы в Протате на Афоне; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.,- в мучении; в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг.,- в доспехах, со стягом и мечом; на визант. шитой епитрахили «Деисус и святые», нач. XV в. (ГММК), принадлежавшей Фотию , митр. Московскому; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 82об., XV в.) - с копьем в руке; на фреске в ц. Моливоклисиа (Афон), 1536-1541 гг.; в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (Румыния), ок. 1504 (?) г. Также в рус. памятниках, напр.: предположительно в росписи Дионисия ц. Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.,- на юж. грани юго-зап. столпа; на резной створке складня XVI в. из Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ) - внизу в отдельном клейме, с крестом в руке (очевидно, ктиторский образ); на единоличной иконе, нач. XVII в. (ЯХМ),- с мечом и щитом; на сев. иконе «Избранные святые и праздники», нач. XVII в. (ГЭ),- в хитоне и гиматии, с крестом в руке, с короткой русой бородой; на прориси с иконы «Избранные святые», XVII в. (БАН. СВ, 751. Л. 12),- в доспехах и плаще; на сев. иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей Критский», кон. XVII в. (КИАХМЗ); на мозаике В. И. Отмара в Воскресения Христова (Спаса-на-крови) соборе в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.

http://pravenc.ru/text/76372.html

По-видимому, из местного ряда этого иконостаса происходит большая икона свт. Алексия, митр. Московского, с 12 клеймами жития, в басменном окладе (ГМИР; похожая икона находится слева от царских врат на фотографии нач. XX в.- Там же. С. 331). Кроме иконостаса кисти Е. принадлежало множество икон, размещавшихся в разных частях храма. По документам известно, что в 1910-1911 гг. он исполнил 102 иконы, в т. ч. икону Божией Матери «Знамение» с предстоящими ангелами, «малый крест» для частиц св. мощей, «большой крест» с предстоящими и 4 евангелистами, написал или отреставрировал 41 «древнюю» икону для нижнего пещерного храма во имя прп. Серафима Саровского (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 17, 128-130 об., 187 об.- 188 об., 1912 г.) и др. По картонам Е. были изготовлены мозаики В. А. Фролова, украсившие наружные стены собора. Сохранилось неск. икон 1910-1912 гг. из Феодоровского собора в Царском Селе (все в собрании ГМИР), подписанных Е., как правило, в правом нижнем углу средника: парные иконы свт. Алексия, митр. Московского, и свт. Петра, митр. Московского, с 12 клеймами жития (обе имеют подпись в правом углу средника: «пис. Н. Емельяновъ 1910 года»); Феодоровская икона Божией Матери в серебряном басменном окладе, изготовленном московским товариществом «П. И. Оловянишникова и сыновья» (см. ст. Оловянишниковы ); образ «Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град»; иконы «Мч. Трифон», «Сщмч. патриарх Ермоген» («писалъ Н. С. Емельяновъ»), «Мц. Наталия» («писалъ Н. С. Емельяновъ 1911 г.»), «Изображение святых, празднуемых октября» с образом в среднике прав. Артемия Веркольского, пораженного молнией, по сторонам - ап. Лука и вмч. Артемий («Пис. Н. Емельяновъ 1910 г.»). Подпись иконописца с датой 1913 г. стоит на разъемном деревянном пасхальном яйце с изображением Воскресения Христова, прп. Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери (ГМИР). Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/189927.html

Большое Тёсово. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная, с боковыми приделами и общей трапезной приходская церковь при усадьбе, выстроена на средства В. Д. Камынина, в стиле классицизма, вместо каменной постройки XVIII в. В единый объем соединены четверик храма, боковые приделы и объединяющая церковь с приделами с запада трапезная. Алтарь, боковые портики и колокольня полностью разобраны. Основной объем церкви увенчан световой ротондой с ризалитами, перекрытой куполом, несущим главку в виде колонного бельведера. Фасады здания прорезают два яруса окон (при ремонте часть из них заложена). Декоративное убранство здания достаточно богато и разнообразно, пилястры рустованы, окна помещены в неглубоких нишах. Главный престол Димитрия Солунского. Имелся Никольский придел, возможно, и другие. Закрыт храм в 1930-х годах, колокольня сломана. В 1990-х годах находился в аварийном состоянии. Внутреннее убранство утрачено. Передана верующим в 1995 году, отремонтирована. По материалам сайта http://50rus.hramy.ru/ Сельцо Тёсово впервые упоминается в документах начала XVII века. Владел им тогда Фёдор Дементьев, а затем его вдова. В 1657 году сельцо купил Артемий Богданович Камынин, потом оно перешло к его сыну Дмитрию Артемьевичу, который и построил в 1705 году церковь в честь своего небесного покровителя вмч Димитрия Солунского. В приходских окладных книгах Патриаршего приказа записано: " 1705 год декабря в 22 день по указу Великого государя по челобитью стольника Дмитрия Артемьева сына Камынина, велено новопостроенной церкви вмч. Димитрия Солунского, которую построил он в Можайском уезде, Дягилева стана, в вотчине своей, в сельце Тёсове, на попа с причетника дани положить... " В 1725 году вдова Дарья Григорьевна пристроила к церкви придел Михаила Архангела. В 1736 году Тёсово досталось Василию Дмитриевичу Камынину. По его прошении в 1747 году был дан указ из Переяславской Духовной консистории на строительство в селе Тёсово, вместо обветшалой деревянной церкви, каменной - во имя вмч. Димитрия Солунского с тёплым (внизу) приделом Михаила Архангела. Сын Василия Дмитриевича - Дмитрий возвёл в 1811 году существующую поныне каменную церковь, имеющую пять престолов: во имя вмч Димитрия Солунского, Смоленской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери, в честь Архангела Михаила и Святителя Николая Чудотворца. Кроме того, возле храма было построено отдельное здание колокольни, из-за этого на удалённом расстоянии храм казался довольно большим. Не прошло и года, как в 1812 году храм был осквернён наполеоновскими солдатами, которые устроили в нём конюшню, но уже в 1814 году храм был восстановлен. Реконструированную церковь освящал казначей Можайского Лужецкого монастыря Иосаф, он же по просьбе Василия Дмитриевича в 1817 году освятил два ранее осквернённых и вновь восстановленных придела.

http://sobory.ru/article/?object=07306

Последование А., помещенное в печатных греч. Минеях, отличается от последования слав. Миней. Все гимнографические тексты обоих последований известны уже по рукописным Минеям как студийской (напр., ГИМ. Син. 160. Л. 151-157об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.). Общий для обоих последований канон 2-го гласа с акростихом «Τν σν νμοις μοι πλουσαν χριν μκαρ» (Богатую твою благодать подай мне, блаженне) атрибутируется песнописцу Иосифу, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни. Известны 3 корпуса стихир на Господи воззвах 4-го гласа. Самый распространенный, вписанный в большинство рукописей (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 83об.- 85об., XII в.), вошел в рус. печатные Минеи, 2-й зафиксирован в греч. печатных Минеях (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 197), 3-й встречается лишь в нек-рых студийских рукописных кодексах (напр., РНБ. Греч. 227-1. Л. 89об.- 91, XII в.). Кондак с икосом 2-го гласа А. совр. Миней появляется в книгах, расположенных по Студийскому уставу (напр., РНБ. Греч. 551. Л. 96, XII в.). По греч. рукописям визант. периода известны еще 3 канона А., не вошедшие в печатные богослужебные книги,- 2 анонимных 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, а также канон Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа; имя гимнографа вписано в тропари 9-й песни (Ταμεον. Ν 115-117. Σ. 61). Нек-рые тропари последнего канона совпадают с тропарями канона вмч. Георгия Победоносца (AHG. T. 8. P. 430). А. Ю. Никифорова Вмч. Артемий. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Иконография. Традиционно изображается воином в доспехах и гиматии, с длинными волосами и раздвоенной бородой средней длины. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § X. 7; § XXII. 20), сказано, что А. «видом подобен Христу», «молодой, с бородою едва показавшейся, был усечен мечом»; в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в.: «сед, власы велики, с ушей, брада менши Богослова, на конец проста, вооружен, приволока киноварь, обвязан на правое плече на левую руку, испод лазорь, нагавицы багор, на левой руке щит, из-за щита виден меч в ножнах, в правой руке свиток простерт, а в нем написано: «Боже от Бога, Едине от Единаго, Царь от Царя венчав, иже Тебе ради благочестне страждущи»» (С. 40).

http://pravenc.ru/text/76372.html

Лаврентий Калужский. Гравюра. 1892 г. В XVIII в. характер изображения Л. (одежды и тип лика) не менялся, но фронтальные образы святого, как на иконе в ц. вмч. Георгия «что за верхом», более не встречаются. В 3/4-ном повороте в молении к Спасителю Л. представлен на правом поле Казанской иконы Божией Матери, написанной в Калуге Романом Родионовым (1703, ГИМ; подпись: «Святой юродивый Лаврентий Колужский», на левом поле - образ прп. Тихона Ярославского). В стенной росписи калужского храма вмч. Георгия «что за верхом», выполненной в 1766-1767 гг., изображение Л. помещено на откосе окна сев. стены храма, на противоположном откосе - кн. Семен Калужский. К 1-й пол. XIX в. в иконографии святого появляются изменения, вызванные почитанием Л. не только как блаженного, но и как основателя Лаврентиева калужского в честь Вознесения Господня мон-ря. Так, на иконе из Тихвинского придела ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке в Калуге (кон. XVIII в.) Л. изображен рядом с мон-рем; показаны сооружения обители после перестройки в 1790 г. (110×58 см; Пуцко. 1993. S. 536. Il. 7). В руках святого свиток, на к-ром воспроизведена надпись, известная по древней иконе Л. из ц. вмч. Георгия «что за верхом». Аналогичное изображение представлено на иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке (13,6×11,2 см; в окладе; см.: Там же. Il. 9). На нек-рых иконах 2-й пол. XIX в. образ Л. утратил характерные черты иконографии: вместо шубы на нем монашеская мантия, на шее - завязанный узлом белый плат. Так изображен Л. на упомянутой иконе кон. XIX в. из ц. свт. Николая Чудотворца на Козинке. На иконе «Святые Лаврентий и Тихон Калужские в молении Пресв. Богородице Калужской» (XIX в., КХМ) и на поле иконы «Вознесение Господне» московского мастера А. С. Рогожкина (написана по заказу калужского городского совета в 1870; КХМ) меняются состав одежд и положение рук Л.: он изображен без атрибутов, руки крестообразно сложены на груди. На ряде икон Л. представлен как прп. Артемий Веркольский, в белых портах и рубахе, с топором на плечах, без шубы и мантии ( Пуцко.

http://pravenc.ru/text/2462449.html

В росписях палеологовского времени М. изображен как воин: на фресках работы Мануила Панселина в парекклисионе прп. Евфимия базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (1302/03); в мон-ре Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1320); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60). Начиная с XIII в. воинское облачение М. часто дополняют шлем и кираса, а фигура святого представлена в сложном ракурсе, напр. в росписи: ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/95); ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); мон-ря Дечаны (ок. 1340); ц. свт. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1384/85). Сцена мучения М. входит в состав настенных минологиев в притворах соборов мон-ря Христа Пантократора в Дечанах (1350) и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391). В поствизант. живописи сохранились и мученический и воинский типы иконографии, первый встречается чаще, напр. в росписи Кремиковского мон-ря в Болгарии (1493); мон-ря Анапавса в Метеорах (мастер Феофан Критский) (1527); афонского мон-ря Дионисиат (мастер Дзордзис Фукас) (1547); Б. Метеорского мон-ря (1552); ц. ап. Иоанна Богослова в мон-ре Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1552), а также на иконе «Святые Меркурий и Артемий» (2-я пол. XVI в., собрание Р. Андреадиса). В поствизант. период появился вариант воинского типа иконографии М. с изображением в 3/4-ном повороте, с наклоненной головой, он словно пронзает копьем поверженного противника, напр. в росписи мон-рей в Янине - свт. Николая (Агиос-Николаос-тон-Филантропинон) (ок. 1542), Дилиу (1543), св. Иоанна Предтечи (1824). Такой же вариант изображения на иконе «Святые Меркурий и Екатерина» XVII в. (собрание митрополии в Верии); каждое изображение этих святых обусловлено общим днем памяти. Примечательный вариант иконографии святого встречается в копт. искусстве - как и мч. Христофора, М. изображают с песьей головой (напр., на поздней копт. иконе из Каирского музея), что связано с влиянием на иконографию великомученика александрийской версии его Жития. На Руси

http://pravenc.ru/text/2563008.html

К 2013 г. в К. и А. м. насчитывалось 109 храмов и служили 123 священника. В епархии действуют 4 муж. монастыря: Гдернетту (имеет подворье вмч. Георгия Победоносца близ Нерокуроса), Св. Троицы, вмч. Георгия Победоносца близ Вамоса, вмч. Георгия Победоносца (Хародия) - и 2 женских: св. Иоанна Предтечи в Коракьесе на п-ове Акротири и Хрисопиги (в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»), к-рому принадлежат подворья св. Елевферия в Мурньесе и св. Кириакии в Варипетро с близлежащим исихастирием Преображения Господня. Летом на принадлежащих митрополии землях устраивается церковный лагерь «Святой Павел». Епископы Кидонийские: Кидоний (упом. в 343), Сивон (упом. в 457/458), Никита (упом. в 691/692), Мелитон (упом. в 787), Арсений (?), Порфирий (упом. в 1601, по мнению Н. Томадакиса, был поставлен без разрешения венецианцев), Дионисий (ранее 1679, т. к. упом. в этом году в сигиллии патриарха Дионисия IV как бывш. епископ Кидонийский), Геннадий (упом. в 1683), Каллиник (до 1684, т. к. в этом году упом. митр. Критским Никифором (Скотакисом) как бывший епископ Кидонийский), Порфирий (до 1699), Арсений (1699-1705), Ефрем (1706-?), Даниил (после 1706 - до 1714, впосл. митрополит Хиосский), Макарий (Депарис) (1-я пол. или сер. XVIII в., точные даты неизв.), Иоасаф Хиосский (упом. в 1777), Мартиниан (после 1777-1783, с 1780 под отлучением), Герасим (1780 - после 1793), Иоасаф (Павлакис) (упом. в 1805), Дамаскин (1-я четв. XIX в.), сщмч. Каллиник (Сарпакис) (? - 1822). Епископы Кидонийские и Кисамские: Артемий (1831-1846), Каллист (Финтикис) (1846-1858). Епископы Кидонийские: Мисаил (Мармаракис или Иоаннидис) (1859-1869), Гавриил (Григоракис) (1869-1881), Иерофей (Праудакис) (1881-1882), Никифор (Захариадис) (1887-1900). Епископы Кидонийские и Апокоронские: Никифор (Захариадис) (1900-1912), Агафангел (Нинолакис) (1912-1935), Агафангел (Ксирухакис) (1936-1958), Никифор (Синдзанакис) (1959-1962). Митрополиты Кидонийские и Апокоронские: Никифор (Синдзанакис) (1962-1974), Ириней (Афанасиадис) (1975-2006), Дамаскин (Папаяннакис) (с 2006).

http://pravenc.ru/text/1684323.html

С посл. трети XVI в. наряду с большими по размеру Ж. и. известны небольшие, предназначенные для аналоя или домашнего обихода, как правило соименные заказчику или особо почитавшиеся им, напр. «Св. Артемий, в житии» из Троице-Сергиева мон-ря (посл. треть XVI в.), «Прп. Герасим Иорданский, в житии» из собрания П. М. Третьякова (2-я пол. XVII в.; обе - в ГТГ). Особый вид представляли складни и кузова, на створках и киотах к-рых иллюстрировалось Житие святого: створки складня с житием св. Григория Армянского (2-я пол. XVII в., Кировский художественный музей), складень с житием святых вмч. Георгия и Димитрия на полях кузова и с Акафистом Богоматери на створках из собрания П. Д. Корина (2-я пол. XVII в., ГТГ). Вмч. Никита, побивающий беса, с житием. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вмч. Никита, побивающий беса, с житием. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Каждая эпоха вносила в Ж. и. новые темы и композиционные решения. В кон. XVI в. особый интерес к подробному иллюстрированию житийных текстов характерен для строгановских мастеров. Клейма часто имели арочные завершения, напоминавшие оформление киотов. Мелочное письмо сопровождалось подробным текстом. Нередко святой в среднике был обращен в молении к Спасителю или Богоматери. У его ног могли изображать его атрибуты, напр. колчан со стрелами у воинов. Ярким примером новаторских тенденций в композиционном решении служит икона «Прп. Сергий Радонежский, с житием и со сценами Сказания о Куликовской битве» из ц. Св. Троицы в Ярославле (кон. XVI в., ЯХМ), сочетающая сюжеты Жития прп. Сергия, изображения Куликовской битвы и осады мон-ря в Смутное время. Следующие друг за другом по времени события переданы на иконе по-другому, чем это изображалось в более ранних памятниках, у каждого свое пространство внутри клейма, сюжеты развернуты: на клейме «Приведение в учение отрока Варфоломея» на переднем плане отец ведет Варфоломея в школу, на заднем плане видны здание школы и ученики. В строгановских произведениях XVII в. появляются Ж. и. св. покровителей членов семьи Строгановых и особо ими почитаемые: «Св. Прокопий Устюжский, с житием» из Прокопиевского собора Вел. Устюга (1602, ВУИАХМЗ), «Св. Максим Исповедник, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ). В их произведениях отражаются общие для рус. искусства поиски нового сочетания в Ж. и. фигуры святого и эпизодов Жития: на иконе «Св. Климент, папа Римский, с житием» из ц. Спаса Преображения в Усолье (1-я пол. XVII в., ПГХГ) сцены из Жития представлены на фоне иконы за фигурой святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010