491 Никон. лет. 4, 312, 316. Собр. лет. VIII, 74. В ист. иер. 4, 105. О времени основания обители – ошибка, а в печат. житии 1764 г. – ошибка о построении храмов. 492 Послесловие к патерику, ныне находящемуся в руках ржевского купца Берсенева. Кубарев о патерике стр. 25. Буткова ответ на новый вопрос стр. 14–16, 44. Спб., 1850. 493 Этот гроб с 1655 г. стоит в храме преп. Антония и Феодосия. Истор. опис. Желтикова мон. стр. 15, 21, 24. 494 Собр. лет. VI, 111, 112. Никон. лет. 5, 30–32. Печ. житие Арсения заставляет онемевшего Арсения говорить длинное поучение. 496 Акт. 3, 1, 201. Ист. иер. 4, 106. «Преставление св. Арсения епископа тверского 2 марта». В святцах устава XVI в. у Толстого. J. N. 100. 500 Древн. гос. рос, V, 57, Этнограф. сборн. 1, 201. В опис. святых г. Твери: «преп. Савва игумен сретенского монастыря». 501 О том, что этот устав – собственность Саввина тверского монастыря, не оставляет никакого сомнения надпись в начале его: «л. 7138 сия книга устав тверского уезда Саввина монастыря; взят в Москве при игумене Тихоне, сент. в 24 день по отписке тверского и кашинского архиепис. Евфимия. Принесли же тот устав того же монастыря начальники Савва и Варсонофий с собою из грек». Только здесь последняя заметка 17 в. – ошибка. По словам преп. Иосифа на Афон ходил преп. Савва Бороздин. 508 По ркп. житию Герасим пришел «от богоспасаемого града Киева, тояже веси глушевского монастыря постриженик». По самому составу слов видно, что вологжанин многого не разобрал в подлиннике – Глушенского монастыря не было в Киеве; а известна гнилецкая успенская обитель с пещерами. (Киевлянин на 1841 г. стр. 27–47. Обозр. Киева, стр. 17, 18. К. 1847 г). Предисловие жития говорит, что житие пр. Герасима и служба ему затерялись во время разорений Вологды и что предлагаемые сведения взяты из вологодских летописных заметок. 509 Ист. иер. 4, 323. Карамз. 4, пр. 117. Ркп. святцы «преп. отец Герасим, начальник троицкого монастыря у Кайсарова ручья, преставился в л. 6686 мес. мар. в 4 д.». 511

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Очевидно, автор канона Арсению и повествователь о его чуде 1566 года – разные писатели, разделенные целым веком: тожество их имен – простая случайность. Но в житии нет прямого указания, что оно написано тем или другим Феодосием. Между тем есть признаки, показывающие, что оно составлено в конце XV в., по крайней мере раньше чуда и 1566 г. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI в. 235 . В предисловии к житию автор говорит «по многих летех еже к Богу отшествия его (Арсения) написахом от части жития его, изыскахом духовными мужи, еже слышаху от преподобных его уст». Так не мог написати автор, составлявший житие во второй половине XVI в., более полутораста лет спустя по смерти Арсения. Наконец, по началу предисловия видно, что житие писано на праздник памята святого. На этом можно основать только вероятность мнения, что составитель службы Арсению в 1483 г. был вместе в автором его жизнеописания, как обыкновенно бывало в литературной истории житий. Об источниках биографии Арсения читаем в предисловии, что современники тверского епископа, люди, пришедшие с ним из Москвы, писали краткие записки о жизни и чудесах его, «на памятех изо уст», и эта отрывочные записки много лет хранились в монастыре на Желтикове, переходя из рук в руки между братией обители: иные изодрались, иные обветшали, когда биограф начал собирать их для своего труда: «елика изыскахом, то и написахом», заключает он свой рассказ о собирании материала. Очевидно, в этих записках он не нашел обстоятельного описания жизни Арсения до епископства: современники не допустили бы ошибки, в какую впал биограф, сказав, что Арсений в юности еще пришел в киевский Печерский монастырь и пострижен игуменом этого монастыря Киприаном, тем самым Киприаном, за которыми, по рассказу жития, посылал великий кн. Димитрий духовника своего, симоновского игумена Феодора, чтобы призвать его на русскую митрополию (1381 г). Дальнейший рассказ жития, вообще не богатого содержанием, ограничивается тремя эпизодами: о поставлении Арсения на тверскую епископию, о построении им монастыря на Желтикове и о кончине епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

(23) Пафнутий. Нельзя думать, чтобы он был хиротонисан 1608 года. Притом патриарх Гермоген всея России решился ли бы посвятить его вопреки безвинного Феоктиста, если бы хиротония Пафнутиева последовала в тο время, как страдалец за отечество томился в плену в лагере Тушинском. Этого никак допустить невозможно, доколе не сыщутся неоспоримые на то доказательства. В декабре 1620 года Пафнутий присутствовал на соборе о крещении латын. (Чтен. в Общ. Истор. и древ. Росс. 3 год, 3, стр. 25). 1626 года еще правил тверскою епархией. (Госуд. Грам. III, 292) Удивительно, что при двух сборах святителей земли Русской, бывших по два раза, в первый в январе 1619 г. по случаю посвящения рязанского архиепископа Иосифа, во второй в июне того же 1619 г. no случаю посвящения патриарха Филарета, не было владыки тверского. (24) Евфимий II. Его хиротония последовала гораздо позже 1623 г., какой год положен в обоих изданиях Истор. Рос. Иерархии. 1634 года, января 28, был в Москве на собрании святителей о сборе денег на войну с Польшей. (Археогр. акт. III. 369. Госуд. Грам. III. 347). 1635 года, января 13 погребал в Новгороде тамошнего митрополита Киприана (Собрание русск. летоп. III, 189). 1641 г. прислал в тверской Рождественский монастырь два колокола из упраздненного тамошнего Архангельского монастыря. (25) Иона I. О нем подробностей никаких не найдено, кроме того, что 1645 года, сентября 28 дня, в сане тверского архиепископа присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича (Рос. Вивл. VII. 239). (26) Лаврентий. Во 2-м издании Истор. Рос. Иерархии о нем сказано: «хиротонисан из патриарших ризничих в 1657 г. апреля 16, a по Тверскому каталогу 1654 года». Из этих двух годов хиротонии гораздо вернее 1654-й. На это доказательства: 1) на соборе 1654 года об исправлении священных книг владыки тверского не было, заметно потому, что тогда продолжалось в Твери между архиерейства (Лет. о мятеж стр. 361); 2) по житию патриарха Никона (соч. Шушерина, стр. 48) Лаврентий в сане тверского архиепископа переносил в Иверский монастырь мощи преп. Иакова Боровского, что самое случилось незадолго до мая 1654 года, ибо в грамоте царя Алексея Михайловича от 6 мая того года мощи сего угодника уже поминаются в Иверском монастыре (См. эту грамоту в Истор. Рос. Иерарх. IV. 222–239.); 3) в надписи в Калязин монастырь упоминается в сане тверского архиепископа 1654 года, июня 8 (Истор. Росс. Иерарх. IV. 590); 4) 2 июня 1656 года Лаврентий присутствовал на соборе об исправлении книг. Смотри в Скрижали, изданной патриархом Никоном , соборное определение и подписи, в том числе и архиепископа Лаврентия. В святительство Лаврентия, по благословению патриарха Никона, учреждено праздновать 2 июня принесению мощей святителя Арсения, епископа тверского (Опис. рукописей графа Толстого, т. 1. стр. 267). Лаврентий 1655 года во время моровой язвы переложил св. мощи тверского князя Михаила Ярославича, обвив их белою камкою (Истор. Рос. Госуд. Карамз. IV, прим. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича (убиение его в орде) Декабрь Дата Память Св. Гурия, архиепископа Казанского (преставление) Пр. Нила Столобенского (день его кончины) Празднество пр. Аркадию в Новоторжском Борисоглебском монастыре Пр. Трифона Печенгского (преставление) Праведной благоверной княгини Иулиании Кончина св. Филиппа 2-го, Московского митрополита Январь Дата Память Празднование св. Филиппу, митрополиту Московскому Преставление святителя Акакия, епископа Тверского (панихида в Желтикове Успенском монастыре) День кончины святителя Нектария, митрополита Тобольского и Сибирского Память благоверной княгини Ксении, матери св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского, ради её тезоименитства с пр. Ксенией Панихида в Тверском кафедральном соборе по Тверским княгиням Преставление св. Моисея, Новгородского архиепископа Панихида в Новоторжском Борисоглебском монастыре по архимандриту Константину и сожжённых с ним Память пр. Ксенофонта Тутанского, ради его тезоименитства с пр. Ксенофонтом Преставление пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Февраль Дата Память Пр. Трифона Печенгского, память ради его тезоименитства с св. мучеником Трифоном Преставление первого святителя Тверского, Симеона 1-го Панихида по всем, в Бозе почившим, Тверским архипастырям в Спасо-Преображенском Тверском кафедральном соборе Празднество св. благоверному Великому князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому (вместо 4 марта) Празднование св. Алексию, Московскому митрополиту (день его кончины) Преставление пр. Вассиана Март Дата Память Пр. Мартирия Зеленецкого Преставление св. Арсения 1-го, епископа Тверского Память пр. Тверским: Савватию и Ефросину Савватьевским, Савве и Варсонофию Тверского уезда Мученическая кончина св. благоверного Великого князя Георгия Всеволодовича Убиение св. Василька, князя Ростовского Преставление пр. Макария, Колязинского чудотворца День кончины святителя Феодора 2-го, епископа Тверского Апрель Дата Память Память пр. Нектария Бежецкого Преставление св. Варсонофия 2-го, епископа Тверского, Казанского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих воинов-подводников, в море Баренцевом при исполнении долга своего жизнь положивших». На богослужении присутствовали: губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, главы районных администраций Ленинградской области и Республики Татарстан. По окончании Литургии Святейший Владыка освятил памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители и установленный у центрального причала острова Коневец, посетил часовню преподобного Арсения Коневского и пообщался с паломниками. 21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Тверскую епархию. На монастырской площади Новоторжской Борисоглебской мужской обители Святейший Владыка совершил Божественную литургию, за которой ему сослужили: управляющий делами Московской Патриархии, глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Савва, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриарший Экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, духовенство Тверской митрополии. Присутствовали губернатор Тверской области И.М. Руденя, председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев, представители районных и городских администраций. В тот же день Его Святейшество провел встречу с главой Тверской митрополии и с губернатором Тверской области, осмотрел территорию и архитектурный комплекс Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря и побывал в ряде храмов города Торжка. В завершение визита Святейший Владыка посетил 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Министерства обороны России. Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовали начальник центра полковник А.Ф. Попов, преподаватели и личный состав.

http://patriarchia.ru/db/text/5492005.ht...

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АРСЕНИЯ ДВУКРАЕВА июня 2006 14 июня 2006 года на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры иерей Александр Калинин совершил литию на восстановленной могиле протоиерея Арсения Двукраева, духовника семьи Великих Князей Константиновичей. 14 июня 2006 года на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры заместитель руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму иерей Александр Калинин совершил литию на восстановленной могиле протоиерея Арсения Двукраева, духовника семьи Великих Князей Константиновичей. В восстановлении могилы и на литии принимали участие православные трезвенники Санкт-Петербурга. Об о. Арсении Двукраеве православным трезвенникам рассказала Татьяна Иннокентьевна Ганф: Протоиерей Арсений Иванович Двукраев (26.02.1825-31.05.1895) был сыном священника из города Старицы Тверской губернии, где он и родился. Учился он в местном Духовном училище, а затем в Тверской семинарии. Блестяще окончив ее, Арсений продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1851 г. одним из первых учеников. Арсений Двукраев преподавал в Александро-Невском училище, а 12 февраля 1855 года его рукоположили в сан священника и определили к церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (Знаменской), где он и прослужил до последних дней своей жизни. О. Арсений Двукраев был прекрасным преподавателем - 13 лет экзаменовал лиц, ищущих священного сана, 28 лет преподавал в Михайловской школе женского патриотического общества (в доме Неллиса, современные адреса: ул. Восстания, 26; ул. Некрасова, 38; Басков пер., 31). Батюшка Арсений обратил на себя внимание Великой Княгини Александры Иосифовны и ее супруга Великого Князя Константина Николаевича. Они пригласили его стать преподавателем Закона Божия и духовником их детей, Великих Князей Константина, Дмитрия, Вячеслава. Затем отец Арсений стал также духовником Константина Николаевича и Александры Иосифовны. В архивных материалах есть свидетельства о совместных служениях о. Арсения со св. прав. Иоанном Кронштадтским, который ежемесячно посещал великокняжескую семью в Павловске, Стрельне и Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. Иногда о. Иоанн принимал исповедь, а причащал о. Арсений, иногда наоборот.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

Почитание М. Я. началось уже вскоре после его мученической кончины. Подтверждением раннего его почитания является то, что первоначально князь на миниатюре рукописи Хроники Георгия Амартола (кон. XIII - 1-я пол. XIV в.) был изображен с нимбом ( Быкова Г. З. Реставрация памятника и исследование двух выходных миниатюр Хроники Георгия Амартола//ГСУ, ЦВСП. 1989. София, 1991. Т. 83(3). С. 259-260). Древнейшая из сохранившихся Пространная нелетописная редакция Жития М. Я. наиболее полно отразила первоначальный вариант - нелетописное Житие, которое затем попало в Свод Арсения Тверского 1409 г. и впосл. включалось в сборники и более поздние летописи. Пространная редакция была написана духовником М. Я. игуменом тверского Отроча мон-ря Александром. Идея жертвы «за други своя», проводимая его автором, объединяет оба аспекта подвига М. Я.: мученичество в христ. понимании и жертву во имя спасения сограждан. Как показано Кучкиным, Житие было составлено в кон. 1319 - нач. 1320 г., скорее всего оно читалось уже в тверском великокняжеском своде 1327 г. Довольно ранний вариант его частично отразился в Никоновской летописи, Житие включал Свод Арсения Тверского 1409 г.; этот вариант, подвергшись редактуре, отразился в Софийской I летописи старшего извода. В сокращенном виде памятник сохранился в составе Рогожского летописца и близких к нему сводов (см. Летописание ). В разного рода переработках повествование встречается во многих летописях XV-XVI вв. Ок. сер. XVI в. Житие вошло в ВМЧ свт. Макария, а затем в значительной стилистической и идеологической обработке было включено в «Книгу степенную» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.). Всего насчитывается 4 нелетописные редакции Жития и 8 летописных. Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Две редакции Жития были оформлены в кон. 50-х гг. XVII в. Проложное Житие впервые напечатано под 22 нояб. в Прологе московской печати 1661 г., для которого было создано на основе Степенной книги. В XVIII в. архим. Макарий (Петрович) написал Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. (М., 1798).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Не забывал святитель Арсений и Киево-Печерской Лавры, где было положено начало его иноческим подвигам. В память о киевских святынях епископ Арсений основал в 1394 году на берегу реки Тьмаки, в четырех верстах от Твери, мужской Желтиков монастырь. Через десять лет он заложил в Желтиковой обители каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, как напоминание о главном храме Киево-Печерской Лавры. В 1406 году по благословению святителя Арсения в стенах Желтикова монастыря положено начало созданию древнейшей из известных редакций Киево-Печерского Патерика, получившей название Арсеньевской. Составитель редакции использовал основную редакцию Патерика, дополнив ее новыми статьями – Житием преподобного Феодосия, Похвалой святому Феодосию и Сказанием о начале Печерского монастыря. По всей видимости, в той же обители был создан летописный свод, задуманный и составленный самим святителем Арсением в последний год его жизни – в 1409 году. Продолжали сохраняться и близкие отношения святителя Арсения с митрополитом Киприаном. Московский митрополит присылал в Тверь «Лествицу», написанную им самим еще в Константинополе. В 1402 году по желанию епископа Арсения с нее был сделан список. Расцвет духовной культуры Твери в этот период был прямым следствием ревностного архипастырского служения святителя Арсения – одного из образованнейших людей своего времени. Помня о приближающейся кончине, святой Арсений обтесал себе гроб из большого белого камня, из другого камня он сделал крышку. Гроб этот святитель поставил в своей келлии, чтобы постоянно иметь его пред глазами и видеть предел своей жизни. Вот что повествует Никоновский летописец о кончине святителя Арсения: в четверг Соборной недели Великого поста, 28 февраля 1409 года, святой Арсений «поболе главою, и в полунощи словесный арган, умолкну и затворися, и слово, и глас». 1 марта святитель пригласил к себе князя Тверского Иоанна Михайловича с семьей, игумена Желтикова монастыря, духовенство и некоторых бояр; святитель Арсений исповедался, приобщился Святых Таин и после совершения над ним таинства Елеосвящения благословил всех к нему пришедших. В субботу, 2 марта, в четвертом часу утра святой архипастырь «дух предаде Господеви, и бысть плач и вопль мног»; погребли его «со псалмы и песньми надгробными» в Желтиковой обители, в притворе правого придела Нерукотворного Образа церкви Успения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кашина и Колязина имеют особенное уважение к сему святителю; 2 мая в Колязинском монастыре совершается память его (служение литургии и панихиды). На иконе «Собор Тверских святых» Серапион изображён в митре и полном архиерейском облачении; борода у святителя длинная, чёрная (с проседью); правой рукой, приподнятой вверх, благословляет, а в левой – деревянный посох (вроде игуменского). Святителя Серапиона есть изображение в Апостольской Крестовой церкви Тверского архиерейского дома (Архиепископ Димитрий, месяцеслов русских святых, май, 1-й выпуск, стр. 53–56). 35. Святитель Арсений 3-й, Архиепископ Тверской (прежде бывший Архангельский – у гробниц царей и великих князей в Архангельском соборе в Кремле, затем – после Твери – Суздальский). В истории Российской Иерархии (ч. 1, стр. 137) при перечислении Тверских Архипастырей – Арсений III-й назван сомнительным, вследствие чего последующие историки и особенно составители Истории Иерархов Тверской епархии (протоиерей К. Чередеев, Диомид Карманов и др.) считают сего святителя также за «сомнительного» и исключают его из ряда Тверских архипастырей (см. Н. Д. Иерархия всероссийской церкви, М, 1892. Журнал Мин. Нар. Просвещ. 1852, ч. LXXV, VI, стр. 22 и др.). И напрасно, так как на Тверской кафедре, без сомнения, после убитого Тушинцами Феоктиста († 1609), был Арсений, что подтверждается следующим: 1) В 1845 г. в Терском Оршине монастыре найден был антиминс, на котором надпись гласит, что этот антиминс освящён 15 марта 1613 г. Арсением, архиепископом Тверским и Кашинским. 2) В библиотеке Тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора хранится Евангелие, по листам которого написано: «Смиренный Арсений, архиепископ Тверской и Кашинский, а прежде Архангельский, гречин, дал сие Евангелие в дом св. архистратига Михаила 5 . 3) В том же соборе хранится древний Синодик, в котором записан род «Арсения, архиепископа Тверского». Этот род (арх. Арсения) в Синодике записан прежде рода Тверского архиепископа Пафнутия, который с 1620 г. был преемником Арсения по Тверской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Я – человек грешный, говорил он, не имел и не имею другого желания, кроме желания оплакивать грехи мои; потому не принял я и сана священства; о епископском же грешно мне и думать». 479 Блаженный Арсений более всего боялся смут и раздоров княжеских и боярских, от которых положение тверского архипастыря действительно бывало невыносимо – тяжелым; участь Евфимия, ставшая печальной всего более от столкновения не совсем определенных прав князя и епископа по церковно-гражданским делам, также оскорбляла блаж. Арсения. По воле митрополита остался он в Твери, чтобы ближе ознакомиться с делами будущей паствы своей. Но, возвратившись в Москву, он снова просил митрополита избавить его от назначаемой ему тяжкой доли. Святитель сказал, что за сопротивление собору архидиакон Арсений подвергает себя запрещению и покорившийся Арсений, в день Успения Богоматери посвящен был в тверского епископа. 480 Пока жив был князь Михаил Александрович: он дарил блаж. Арсения душевным миром. Своим умом, своей твердой волей, своими расположениями душевными он поддерживал мир между подчиненными князьями, заставил даже Москву уважать его, а подданные его пользовались при нем счастьем правды и мира; последние годы свои он особенно посвящал на строение и украшение храмов Божьих. – Но он уже был стар и близился к другой жизни. Для блаж. Арсения служило утешением последнее время жизни его. Вот современное известие о том, вполне назидательное! «Уже два года прошло, как Михаил отправил в Царьград послов с милостыней к соборной церкви св. Софии и к патриарху, по своему обычаю. Император и патриарх приняли и отпустили тверских послов с большой честью; патриарх отправил к Михаилу своего посла с иконой страшного суда, с мощами святых, с честным миром. Когда великий князь узнал, что послы приближаются к Твери: то велел им войти в город к вечеру. Ему пришла мысль – встретив икону святого места и приняв благословение патриарха, не возвращаться более домой. На другой день утром, когда сыновья, другие князья, бояре и разные люди ждали его с делами по обычаю управления, Михаил не велел уже никому входить к себе, а позвал одного епископа Арсения и объявил ему о намерении своем постричься.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010