Свидетельством этого служит троекратный вызов святителя Арсения в Москву для соборных совещаний. Наконец, приспело время и блаженной кончины Святителя. В феврале месяце 1409 года свят. Арсений сильно разболелся. Разумея приближения своего исхода от временной жизни к жизни вечной, Святитель пригласил великого князя Тверского, желтиковского игумена, городское духовенство, некоторых бояр и граждан Тверских, простился со всеми, дав последнее наставление присутствующих, затем исповедался, елеопомазался и причастился св. Таин. Скончался Святитель ночью на 2-е марта после краткой молитвы. Тело его было положено в каменный гроб, им самим изготовленный, отпето в кафедральном соборе, затем на руках священников отнесено в Желтиковскую обитель, где и похоронено. В 1483 г., следовательно, через 74 года после блаженной кончины святителя Арсения, мощи его обретены были нетленными, тогда же написана была его икона, составлена служба, и началось местное чествование Святителя. Повсеместное же чествование его утверждено было на соборе Святителей, бывшем в Москве в 1547 г. Нетленные мощи св. Арсения почивают ныне открыто в главном Успенском соборе основанной им Желтиковской обители, источая с верой притекающим к ним обильные исцеления. Из множества их приведём следующие три. Самое поразительное чудо произошло в 1556 г. над Тверским рыбаком Терентием. Он был опасно болен, и родители его, имея веру в силу молитв свят. Арсения, повезли своего больного сына в Желтиковскую обитель к мощам Угодника Божия. Но едва привезли они больного в монастырь, он скончался. Умершего вынесли в соборный монастырский храм, в котором почивают мощи Святителя. Между теми вера родителей Терентия поколебалась, и они к плачу над умершим присоединили укоризны Святому, что он не внял их усердным мольбам. Не попустил Господь, чтобы так неразумно хулили Его Угодника, но по милосердию Своему поразил грешников не гневом, а дивным чудом. Во время пения молебна св. Арсению, умерший поднялся из своего гроба, славя милость Божию и Его Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Твери прошли чествования памяти святителя Арсения, епископа Тверского и " Державной " иконы Божией Матери. Твери, 15 марта 2007 г. 15 марта Русская Православная Церковь совершала память святителю Арсению, епископу Тверскому и чествовала образ Божией Матери " Державная " , сообщает сайт Тверской епархии. Святитель Арсений, епископ Тверской В Первомайском районе г.Твери, на улице Строителей возводится храм, посвященный святителю Арсению, настоятелем которого является священник Сергий Дроба. В сентябре 2005 года на этом месте был установлен поклонный крест. В это же время была создана и храмовая община, состоящая из прихожан Никольской церкви, к которой приписан строящийся храм. Место строительства выбрано не случайно: в 4 километрах от него святым Арсением был построен Желтиков монастырь. История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением - знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудотворений. Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Построил в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. А через 10 лет, в 1404 г., заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. Скончался святитель во время Великого поста и был погребен в Успенском храме Желтикового монастыря в той самой гробнице, которую сделал сам. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений. Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в 1483 году. Развалины Желтикова монастыря Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с обретенными в 1483 году мощами святителя Арсения Чудотворца. После закрытия монастыря в 1919 г. комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. Где они покоятся ныне - неизвестно. До начала войны 1941-45 гг. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при немецкой оккупации Калинина осенью 1941 г. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь преподобных Антония и Феодосия, ограда, ризничная-часовня, Алексеевская церковь, а Царские чертоги были взорваны еще в 1930 г. Старая колокольня полностью, а новой трехъярусной колокольни 1914 года верхних два яруса были разобраны на кирпичи еще в 1930 году. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части.

http://pravoslavie.ru/21315.html

крещении Апостол (или Апостолий) родился в половине 16 века в деревне Калорьян, близ г. Трикки в Фессалии, родители его священник Феодор и Хрисанфия (в иночестве Христодула) имели пятерых сыновей, которые все поступили в монашество (Иоасаф, епископ Стагонский, Марк, епископ Димитриадский, Арсений, епископ Эласонский, Афанасий, архимандрит, и Пахомий, иеромонах). Из сего видно, в каком благочестии воспитывалось семейство иерея Феодора. Арсений в детстве лишился отца и взят был на воспитание старшим братом Иоасафом. Образование получил у искусного монаха Марка и, благодаря своим отличным способностям, превосходил всех своих сверстников в успехах и благонравии, чем обратил на себя внимание Арсения, митрополита Патрского, который приблизил его к себе и постриг в монашество. – По смерти митрополита Арсения; он в сане иеродиакона возвратился к брату, епископу Иоасафу, у которого и жил до его смерти (1575 г.). В этом году Арсений удалился в монастырь Христа Спасителя, основанный родителями его матери; здесь Арсений был рукоположен в иеромонаха Фанарским епископом Митрофаном. Константинопольский патриарх Иеремия (Транос) вызвал к себе Арсения; за усердие в служении и примерную жизнь он был избран и рукоположен в сан епископа Эласонского. – Преемник Иеремии патриарх Феолипп 2-й вызвал к себе Арсения в Константинополь, где в то время был посол Московского царя Феодора Иоанновича Борис Благово, привёзший богатую милостыню на поминовение царя Иоанна Грозного († 18 марта 1584 г.). Вселенский патриарх в благодарность за щедрую жертву отправил в Москву посольство к царю Феодору Иоанновичу, в лице епископов Арсения Эласонского и Паисия Диррахийского со свитой. Они с Борисом Благово прибыли в Москву в 1586 г. На обратном пути из Москвы жители г. Львова упросили Арсения остаться учителем в их братской школе, где он и пробыл два года. Плодом педагогической деятельности Арсения во Львове было его сочинение: «Αδελφτης=Грамматика доброглаголивого Эллино-словенского языка». Вторично вступивший на Константинопольскую кафедру (в 1586 г.) патриарх Иеремия решился для покрытия долгов патриархии отправиться к Московскому царю за милостынной дачей и о своём путешествии в Россию уведомил Арсения, который немедленно выбыл из Львова навстречу своему патриарху и в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Сергия Радонежского, а потому относился к нему с глубоким уважением и почтительностью. Со смертью же уважение к нему ещё больше возросло, а народная молва окружила его ореолом святости (А. А. Димитриевский, Труды Киевской Академии, 1898 г.). – Благочестивая жизнь архиепископа Арсения была причиной особого благоговения и к самому месту его погребения. В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан доносил патриарху Иоасафу 2-му, что «8 марта на гробе архиепископа Арсения обвалился свод; и люди гроб его видят»... В ответ на это патриарх писал, что «по совещанию с царём и вселенскими патриархами (Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским) указали об архиепископе Арсении освидетельствовать тебе, да к тебе же для того же свидетельства Чудова монастыря архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх) послан»... «По осмотре те мощи, как доносил архиепископ Стефан патриарху, в новый гроб положили и поставили на прежнем месте (Временник Империи Московского общества истории, 1855, книга XXII). По распоряжению того же архиепископа (Стефана) в 1668 г. была устроена над местом погребения святителя Арсения «деревянная гробница» и написан «его образ»... Составитель описания града Суздаля Ананий Феодоров причисляет архиепископа Арсения «к лику местно чтимых чудотворцев». По его словам, находятся изображения святителя Арсения на иконе «всех Суздальских святых» в Воскресенской церкви с. Знаменского, в Никольской церкви с. Красного и др. (о последней иконе замечено «древнего письма»). В книжке «о святых» между Суздальскими святыми упоминается Арсений, архиепископ Суздальский, «преставися в лето 7133, апреля в 29 день». (Рукопись Савваитова, л. 18, на обороте). «Не канонизован» (архиепископ Сергий, Агиология III, пр. 3, стр. 50; – архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, апрель, стр. 178). В Суздале часто служат у его гробницы панихиды и просят у святителя Арсения помощи и ходатайства пред Богом за болящих детей, а также за «чернонемощных» и страждущих тяжкими недугами (прот. Херасков).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Святейший Патриарх Алексий передаст Элладской Церкви часть мощей св. Арсения Элассонского, епископа Суздальского, уроженца Греции 8 июня 2006 г. 12:52 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передаст в четверг в дар Элладской Православной Церкви часть мощей святого Арсения Элассонского, уроженца Греции, окончившего свою жизнь епископом Суздальским (XVII век). «Просьбу о передаче части мощей святителя Арсения впервые высказал Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул в ходе своего официального визита в Россию пять лет назад», — отметил секретарь ОВЦС по межправославным связям протоиерей Николай Балашов, слова которого цитирует «Интерфакс». Сопровождавший главу Элладской Церкви в той поездке митрополит Элассонский Василий проявлял большое внимание к ходу работ по обретению мощей своего соотечественника, находившихся под спудом на территории Суздальского музея-заповедника. Раскопки были завершены в прошлом году, после чего мощи епископа, управлявшего Суздальской епархией с 1615-го по 1625 год, были перенесены в храм, а часть доставлена в Москву для передачи на родину святого. В составе делегации Элладской Церкви, прибывшей в Москву с этой целью, — митрополит Элассонский Василий, недавно завершивший строительство храма в честь святого Арсения, а также митрополит Фессалиотидский и Фанариоферсальский Кирилл, глава епархии, на территории которой родился подвижник. «Святитель Арсений, жизнь которого принадлежала и Элладской, и Русской Церквам, связывает между собой наши Церкви и народы. Принесение в Грецию части его святых останков по благословению Патриарха Алексия и Архиепископа Христодула укрепит наше духовное родство и станет напоминанием для греков о том, как тесно сплетается наша история с историей Святой Руси», — сказал журналистам митрополит Василий. Св. Арсений был посвящен во епископа Элассонского Патриархом Константинопольским Иеремией (Траносом) в XVI веке. В Россию он прибыл в 1586 году, когда Патриарх послал его поблагодарить московского царя Феодора Иоанновича за щедрую жертву Константинопольской Патриархии. Здесь он принял в 1589 году живое участие в деле учреждения Патриаршества в России и в поставлении Патриархом Иеремией в 1589 году первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Оставшись на жительство в России, Арсений служил в Архангельском соборе Московского Кремля. Летописи Смутного времени сообщают, что в 1612 году, находясь в плену у польских войск, епископ Арсений имел видение преподобного Сергия Радонежского, который известил его о скором освобождении России от захватчиков. Это известие вдохновило защитников Москвы на взятие Кремля. Позднее Арсений управлял Тверской епархией, а затем Суздальской. В этом древнем русском городе святой Арсений и закончил свои дни в 1625 году. Мемуары Арсения Элассонского являются ценным источником по русской истории XVII века. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/118549.htm...

Коварства, ненависти, зла в человеческой истории всегда было более чем достаточно. Чем выше власть, тем, как правило, больше этого зла. Тем поразительнее образ нравственного правителя, истинного христианина, сознательно пошедшего на смерть и страдания за свой народ. Житие Михаила Тверского в составе рукописей ΓАΤΟ Обратимся теперь к рукописям Государственного архива Тверской области, содержащим Житие Михаила Тверского. Таких рукописей в настоящее время известно десять 30 . Пять из них представляют собой сборники различного содержания, чаще всего со Службами и Житиями Арсения 31 и Михаила Тверских, a также другими текстами. Все пять включают в себя списки наиболее поздней редакции Жития Михаила Тверского, принадлежащей архимандриту Макарию 32 . Это рукописи 1162, 1285, a также 26 и 782. Первые две из них датируются XVIII, остальные – XIX веком. Более других среди этих рукописей интересна рукопись 1162, судя по записи на латыни, подаренная в Тверскую духовную семинарию Арсением Третьим, епископом тверским с 1775 по 1783 гг. Рукопись содержит «Святого благоврного великого князя Михаила Ярославича тферского чудотворца житие и страдание, написанное Тверской Ректоромъ архимандритомь в Тфери 1765». Житию предшествует эпиграф из Апокалипсиса и краткое предисловие, рассказывающее об авторе рукописи. Далее следует подробное Житие Михаила Тверского (лл.3 – 129), начинающееся словами: «Якоже по морю корабль...» Автор Жития начинает со смерти великого князя Александра Невского и вокняжения на его престоле Ярослава Ярославича – отца Михаила Тверского. Затем излагается легенда ο Тверском Отроче монастыре, подробно рассказывается ο женитьбе Михаила Тверского на ростовской княжне Анне. Столь же подробно ведётся все дальнейшее повествование, охватывающее, помимо Жития, обретение и переложение мощей и другие события, вплоть до пожара 1763 г. в Твери. Краткую рецензию этой редакции Жития дал Н.М. Карамзин : «Ректор Тверской семинарии архимандрит Макарий сочинил в 1765 году «Житие св. Михаила Ярославича», украсив оное многими изобретениями...» 33

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1483 г. Тверской епископ Вассиан, по личному соизволению великого князя Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в Спасском приделе храма Богоматернего; тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела 30 . В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения 31 . Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверский рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой, и внезапно мёртвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебряной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвёртое – исцеление девицы Устинии Головленковой; пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого; седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая Русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе с всадником; и конь, и всадник остались мёртвыми на месте; чудесный покров ещё цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей Московского Алексиевского монастыря Феогнией Огневой 32 . – В 1637 г. по воле царя Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены были в церкви Печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за крылосом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божию»? Пав от страха полумёртвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя 33 . † Память о пр. Саввы и Варсонофии Тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Существует другой извод редакции конца XVI в., представленный пятью списками не ранее середины XVII в. 432 Если учесть, что во всех списках извода (за исключением одного) Житие Арсения сопровождается Житием Михаила Ярославича в редакции, составленной в 1657– 1658 гг. 433 , и что, в свою очередь, Похвальное слово Михаилу Тверскому использует Пространное житие Арсения 434 , то можно датировать данный извод Жития Арсения серединой 50-х годов XVII в. Текст извода 50-х годов XVII в. содержит по сравнению с Унд., 286 в ряде случаев лучшие чтения, поэтому следует предполагать существование общего протографа у всех списков обоих изводов, относимого к концу XVI в. Мы пользуемся древнейшими списками извода 50-х годов XVII в.: 1) ГИМ, собр. Н. П. Вострякова, 948. Сборник в 4 , на 178 листах. Текст Жития Арсения находится на л. 90–119, эта часть рукописи датируется концом 50-х – началом 60-х годов XVII в. Филиграни: 1) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка DA – Дианова («Голова шута»), 151 (1659 г.); 2) Щит с лилией под короной, под щитом литеры SLG – Дианова («Старопечатные книги Украины и Литвы»), 442 (1659–1661 гг.); 3) Голова шута с 5 бубенцами и литерами IC, контрамарка – лигатура из букв С и К – в справочниках отсутствует; 4) Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка DIEAVDE – Гераклитов, 1395 (1663 г.) 435 . 2) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 1103. Рукопись 60-х годов XVII в. (описание см. в первом параграфе настоящей главы), Житие Арсения находится на л. 24–56 об. 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 624. Сборник в 4 , на 246 листах. Датируется концом 70-х – началом 80-х годов XVII в. Филиграни: 1) Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка PD – Дианова («Голова шута»), 331 (1682 г.); 2) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка IGANNE в картуше – Дианова («Голова шута»), 182 (1678– 1682 гг.); 3) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI в рамке – Дианова («Голова шута»), 180 (1677–1681 гг.); 4) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка GLI – в справочниках не отыскивается. Текст на л. 2–222 об. писан одним почерком. Житие Арсения находится на л. 32–80 об. 436

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другим источником для труда Феодосия служило Житие Сергия Радонежского. Так, в описании сцены пострижения Арсения (от слов «моля его со слезами» и до слов «и долу влекущаго мудрования» (Унд., 286, л. 11 об. – 12) угадывается эпизод встречи юного Варфоломея со святым старцем (близкие чтения содержатся в Пространной редакции Жития Сергия и Третьей Пахомиевской редакции) 437 ; фраза же «егда же остриже главы власы своея, тогда совлечеся и долу влекущаго мудрования» (Унд., 286, л. 12) ближе к тексту Проложной редакции Жития Сергия (Троиц., 116, л. 412 об.). В рассказе о первом чуде Арсения фрагмент от слов «приидоша родители его в монастырь» до слов «неже во твоеи обители» (Унд., 286, л. 23) написан по образцу рассказа о чуде Сергия из Первой Пахомиевской редакции 438 , а фрагмент «убояхся суда Божия и осужение лениваго раба . и призывая на помощъ великаго чюдотворца Арсения» (Унд., 286, л. 25 об.) и фраза «слышащым и прочитающим на пользу душевъную хотящыхъ» (Унд., 286, л. 26) заимствованы из Пространной редакции Жития Сергия Радонежского 439 . Ниже мы публикуем Пространное житие Арсения Тверского по списку Унд., 286. Исправления и восполнения пропусков производим по Востряковскому, Тверскому и Тихонравовскому спискам извода Жития Арсения, образованного в 50-х годах XVII века. Месяца марта 2 день. Преставление иже во святыхъ отца нашего Арсения епископа Тверскаго, новаго чюдотворца, иже от части житие его боголюбезное и от чюдес сказание. Аще преставися от нас, пастырю добрыи, но общему Пастырю, владыце Христу, предстоиши и за ны молящеся, яко чадолюбивыи сыи Дух 440 . Благослови, отче. Да есте ведуще, братие, яко ныне намъ приспе торжество преподобнаго отца, яко же рече божественыи пророк: «Память праведнаго с похвалами бываетъ». И паки: «Похваляему праведнику возвеселятся 441 людие». Яко убо егда человеческое естество похваляет что, то иному добреишему прилагая хвалит, сладчаишему убо сладкое и красному краснеишее, бисер убо к самфиру 442 прилагая, славное 443 славнеишему, яко же и цветом иже в пролитии бываемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Личность преп. Дионисия 1 невольно вызывает в памяти некое небезизвестное лицо, вышедшее из Тверской епархии и вместе с ним потрудившееся. Мы имеем в виду инока Арсения Глухого, – усердного сотрудника Дионисия в деле исправления богослужебных книг. Замечательно, что два главнейшие деятеля, произведшие первый опыт исправления старопечатных книг, сделавшие по тому времени очень смелый шаг вперед, – были тверяки. К сожалению, биографические сведения об Арсении Глухом весьма скудны, поэтому мы сообщим здесь только то, что в силах были узнать. О происхождении и первоначальной жизни инока Арсения мы знаем очень мало и именно только почти то, что он сам сказал о себе в послании к протопопу Ивану Лукьяновичу. В этом послании Арсений называет себя Селижаровцем или потому, что он родился в Селижаровке – слободе, находящейся около Троицкого Селижарова монастыря (Осташков), или потому, что был монахом этого монастыря. Впрочем, так как известно, что прежде поступления в Троицкий Сергиев монастырь Арсений был во многих других монастырях, то вполне вероятно, что происходя из Селижаровки, он был прежде всего монахом соседнего со слободой монастыря Троицкого Селижарова. Г. Аристов в краткой биографии Арсения, помещенной в Энциклопедическом Словаре, составленном русскими учеными и литераторами (стр. 455), говорит, что сначала Арсений жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровской по озеру Селигеру. Может быть, это и так, но нам кажется вероятнее, что Селижаровец – от Селижаровки. Известно далее, что отца Арсения в иноках звали Саватием, а мать Маврою, и что они умерли не позднее 1636 года. Год рождения Арсения неизвестен, но в 1595 году он уже был „старцем“, т. е. монахом монастыря. (Опис. лавр. рукописей No 182). Свое первоначальное обучение грамоте и образование Арсений, по собственному признанию его, получил в „месте ненарочите и сельском и учителей, ведущих словесную мудрость, во училищи не бывал“ 2 . Но это первоначальное обучение не могло удовлетворить Арсения, а потому постригшись въ монахи и переходя потом из одного монастыря в другой, он стал обогащать себя сведениями путем чтения священных книг и святоотеческих творений, складом которых были тогда обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010