На другой день мощи святого Арсения были вынесены из архиерейского дома в соборную церковь, где граждане тверские прощались со своим пастырем, и погребены в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела Успенской церкви (во имя Нерукотворенного образа), в той самой каменной гробнице, которую святитель изготовил своими руками. При погребении его было много недужных. Они просили святого об исцелении и получали облегчение от своих недугов. Таково было житие святого Арсения, такова была его блаженная кончина; ныне же он предстоит пред престолом Господним вместе с ангелами, славя Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. По смерти святого Арсения, граждане не переставали чтить его память. Видя чудеса, проистекавшие от его гроба, благочестивые жители Твери призывали в молитвах святителя Арсения и получали помощь и заступление в бедах. По истечении 74 лет после его преставления (в 1483 году) епископ Тверской Вассиан по повелению царя Иоанна Васильевича, восхотел открыть его мощи. Собрав собор со множеством народа, он направился к Желтикову монастырю. Гроб, в котором почивали мощи угодника Божиего, был вынут из земли и внесен в соборный храм. Когда открыли крышку, вся церковь наполнилась благоуханием. Тление не коснулось мощей святого Арсения, даже самые ризы оставались совершенно целыми. Тогда епископ повелел снова покрыть гроб крышкой, приказал написать образ святого (он цел и доныне) и поставил его у гроба на поклонение приходящим. На гроб был возложен покров с изображением чудотворца. По благословению епископа Вассиана составлена была и служба святому Арсению. Тогда было установлено местное празднование ему в Желтиковом монастыре. С того времени еще более чудес стало совершаться при его гробе. Местное празднование святителя Арсения в Твери установлено Московским собором 1547 года. Наиболее замечательное и разительное из чудес святого Арсения произошло в 1566 году. В то время в Твери проживал один рыболов, по имени Терентий. Сначала он имел великую веру ко святому Арсению, а потом впал в неверие и подвергся исступлению ума. Родители привезли его в Желтикову обитель, надеясь, что сын их здесь получит исцеление. Но он умер. Спустя два дня внесли его тело в храм Пречистой Богородицы, где почивали святые мощи. Родители сильно скорбели, даже роптали на святителя:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Арсений Тверской, свт. Описания иконы Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и п[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Тверь. XVII.] Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 30,5 х 27. До 1893 в собрании П.И. Щукина. Тверская областная картинная галерея. Файл 4285.jpg:   Размер: 1105x1200, 1.33 MPix, 230 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (223) , (7) . Описание: [Русь. XVII.] Свт. Арсений Тверской. Ковчег-мощевик. Русь. XVII в. 5.3 х 3.2 х 2.3. В 1920-е годы поступил в Архангельский областной краеведческий музей. Файл 4286.jpg:   Размер: 721x1200, 0.87 MPix, 179 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (162) , (8) . Описание: [Москва. 1962-73.] Свт. Арсений Тверской. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-80 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Файл 4287.jpg:   Размер: 923x1200, 1.11 MPix, 151 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (179) , (5) . Описание: Св. Арсений Епископ Тверской. Кон. XVIII - нач. XIX века. Дерево, масло. Оклад - латунь, чеканка, гравировка, серебрение, золочение, выпиловка. 17,5х21,5 см. Святой изображен на фоне Храм Троицы Живоначальной (Белая Троица) в Твери. Частное собрание. Файл 29887.jpg:   Размер: 1202x1478, 1.78 MPix, 506 Kb. Дата: 2017-09-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (112) , (0) . Описание: Святитель Арсений, епископ Тверской, в молении Спасителю. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера; бархат. 20,3х15 см. Место создания: Тверь (?) Государственный исторический музей, Москва. Файл 29889.jpg:   Размер: 361x489, 0.18 MPix, 100 Kb. Дата: 2017-09-19, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (98) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1272

Тверская епархии проведет конференцию, посвященную 600-летию со дня кончины святителя Арсения Тверского 6 марта 2009 г. 13:48 По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора Миссионерский отдел Тверской епархии и Научно-исследовательский центр церковной истории и православной культуры (НИЦ ЦИиПК) им. В.В. Болотова проводят научно-церковную конференцию «Небесный молитвенник града Твери», посвященную 600-летию со дня кончины святителя Арсения, епископа Тверского. С докладами на форуме выступят историки, краеведы и богословы. Конференция пройдет 13 марта в актовом зале исторического факультета ТвГУ (ул. Трехсвятская, д.16/31). Начало в 12.00. Святитель Арсений, епископ Тверской, родился в Твери, в юности принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его правление, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406). Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, святитель Арсений повелел в 1406 году сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской. Почил святитель в 1409 году, 2 марта, и был погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы. В 1483 году мощи его были обретены нетленными и поставлены в монастырском соборе. В том же году иеромонахом Феодосием написано житие и канон святителю. На Соборе 1547 года состоялось общецерковное прославление святителя Арсения. В 1919 году монастырь закрыли, всех монахов, живущих там, разогнали. Были вскрыты и осквернены мощи святителя Арсения. Перед Великой Отечественной войной 1941-. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе устроен магазин. В 1941 году, во время отступления наших войск из г. Калинина, были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, церковь преподобных Антония и Феодосия, Алексеевская церковь, ризничная-часовня, ограда. В послевоенное время на территории монастыря располагался военный склад ГСМ. Мощи святого находились в Желтикове монастыре до 30-х гг. XX столетия, а потом бесследно исчезли.

http://patriarchia.ru/db/text/575577.htm...

Мощи А. были вскрыты в 1919 г. (см. Вскрытие мощей ), последний раз они упоминаются в акте за 1930 г.- НА ТГОМ. Ф. Р 1. Оп. 1. 196. Л. 3, их совр. местонахождение неизвестно. Частица мощей А. помещена в один из мощевиков, хранящихся в Серапионовой палатке Троицкого собора ТСЛ, сохранился напрестольный крест (1704-1705 гг. ГЭ), в к-рый вложен фрагмент ризы святителя. В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 2 марта (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 49-64) помещена полиелейная служба А. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собору Тверских святых А. упомянут в 3-й стихире на Господи воззвах , в каноне утрени ему посвящены 3-я песнь полностью и первые тропари 6-й и 7-й песней (Там же. Июнь. Ч. 2. С. 545, 549, 551, 552). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 11, 15, 16 (по указат.); Житие Арсения Тверского// Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 218-238; Конявская Е. Л. Житие св. Арсения, еп. Тверского//Древняя Русь: Вопр. медиевистики. 2001. 3 (5). С. 66-94. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 171-173, 181; Первухин Г. П. , прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 44-47; Колосов В. И. Родина свт. Арсения, еп. Тверского//Тверские ЕВ. 1904. 3. С. 77-81; 7. С. 251-262; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 47-48; Виноградов И. А. Св. Арсений, еп. Тверской. Тверь, 1909; Яцимирский А. И. Опись библиотеки и части ризницы Жолтикова Тверского мон-ря в 1636 г.//Библиогр. летопись ОЛДП. Пг., 1917; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв.//Вопр. истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 231-260; Валлич Э. И. Опыт текстологического анализа памятника тверской литературы XVII в.//Проблемы отеч. истории. М., 1973. Ч. 1. С. 45-65; Попов Г. В. , Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI вв. М., 1979. С. 98, 346; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика//ВМУ: Филол. 1983. 2. С. 3-11; она же. Книжная культура Твери XIV-XV веков//Русская речь. 1984. 5. С. 106-109; она же. Житие Арсения Тверского//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 248-249; Конявская Е. Л. , Прохоров Г. М. Арсений//Там же. С. 68-70; Дмитриева Р. П. Феодосий//Там же. Вып. 2. Ч. 2. С. 460-462; Попов Г. В. Тверская икона XIII-XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 224-227; Тверская область: Энцикл. справ. Тверь, 1994. С. 46, 261, 280, 296; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 123-124; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст./Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 332. R-99.

http://pravenc.ru/text/76186.html

Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью — строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На место Евфимия митрополит назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи — протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Но тот «боялся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся». По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. «едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери». Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля/9 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Другой кафедральный протоиерей Григорий Первухин (в Истории Тверской епархии, стр. 44) ещё более распространился о жизни св. Арсения в родном городе (Твери), что будто бы св. Арсений был единственным сыном богатых и благородных родителей, которые тщательно заботились об его воспитании, что он оказался весьма усерден и успешен в учении. По смерти родителей, Арсений дом свой обратил в странноприимницу, в которой принимал пришельцев, покоил больных, призирал вдов и сирот, а сам проводил большую часть времени в посте и молитвах. После этого, раздав остатки своего богатого имущества своим рабам и даровав им свободу, Арсений удалился из Твери и, по особенному откровению, в Киевскую лавру. – Но всех составителей жития св. Арсения превзошёл красноречивым изложением жизни и деятельности его в Твери известный духовный писатель А. Н. Муравьёв . Он на шести страницах (стр. 5–10 в мартовской книжке житий Русских и славянских святых) с присущими сему писателю ораторскими приёмами красноречиво повествует не только о делах благотворительности святителя Арсения в бытность его ещё в Твери, но подробно описывает и чувства его по смерти родителей, размышления о суете сего мира, излагает беседы игумена Киево-Печерской Лавры с юношей (Арсением), пришедшим с дальней стороны, и пр. – Нельзя не пожалеть, что измышления архимандрита Макария о Твери, как о родине св. Арсения, принято за достоверное такими компетентными и серьёзными историками, как Филарет, Архиепископ Черниговский. – Издатели Четьи Миней св. Димитрия Ростовского на русском языке (Москва 1906 г.) внесли в житие святителя Арсения подробности (не имеющие исторической основы) из сочинения А. Н. Муравьёва . – Вслед за составителями жития св. Арсения автор акафиста св. Арсению внёс в него ту же ошибку (так в 5 икосе говорится: «Видевше тя князь и людие Тверские богоносна и всеми добродетельми украшена, просиша первосвятителя Киприана, да поставит тя во архиерея граду Твери, да иде же рожден был еси плотию, тамо и духовную паству обрящеши»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Наиболее подробный рассказ о суде над Е., читающийся на бумажной вклейке в Уставе из собрания ГИМ, был создан в окружении Тверского вел. князя, знание местных топонимов выдает в авторе тверича, скорее всего присутствовавшего при описываемых событиях. Автор особо подчеркивает в них роль князя: Михаил Александрович «позвал» митрополита в Тверь, перед судом собрал у себя клириков и бояр, к-рые должны были участвовать в разбирательстве. Суд над Е. описан кратко, суть предъявленных обвинений не изложена. О том, что на суде не только были представлены жалобы на Е., но и он сам пытался отвечать на обвинения, можно судить лишь по словам: «И не обретеся у Еуфимья правда в устех его». По-видимому, автор рассказа был убежден в виновности Е. Никоновская летопись сообщает, что в начале суда свт. Киприан решил временно отстранить Е. от управления епархией, но в ответ на просьбу тверского князя о новом епископе удалил Е. с кафедры и «даде великому князю Михаилу Александровичю» своего архидиак. Арсения. Согласно этой версии, после хиротонии свт. Арсения митр. Киприан пытался примирить вел. князя и Е., но «не бысть мира и любви, но наипаче вражда и брань велиа воздвизашася» (Там же). Однако, как показал текстологический и источниковедческий анализ летописных рассказов, составитель Никоновской летописи, созданной в 20-х гг. XVI в., едва ли располагал дополнительной информацией по сравнению с той, что содержится в более ранних источниках, а прибавления в ее рассказе - результаты домысливания редактора (так, он мог предположить, что свт. Киприан первоначально лишь временно отстранил Е. от управления епархией, т. к. это была обычная мера наказания в подобном деле). В сообщениях о суде над Е. говорится о «мятеже церковном» в Тверском княжестве, приведшем к смещению Е. Причиной этого «мятежа» Житие свт. Арсения Тверского называет еретические взгляды Е., к-рый «поучает же многых во граде по своим похотем ходити… всяку в себе ересь носяху, и темь воздвизает во граде Твери мятеж и бурю на церкви», упоминаются и некие единомышленники Е. (Житие свт. Арсения, еп. Тверского. 2007. С. 349, 351-352). Однако суть заблуждений Е. и его сторонников в Житии не раскрыта. (Данная т. зр. на причины суда над Тверским архиереем была развита впосл. архим. Макарием (Петровичем) в написанном им в 1764 Житии свт. Арсения.) В научной лит-ре конфликт между Е. и кн. Михаилом Александровичем рассматривался преимущественно как политический: Тверской епископ был смещен потому, что он «был гарантом того, что крестное целование Твери Москве сохранит свою силу» ( Попов. 1979. С. 78-79; ср.: Колосов. 1900. С. 71). Э. Клюг предположил, что в основе конфликта лежали личные мотивы ( Клюг. 1994. С. 226).

http://pravenc.ru/text/187704.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (U 1392). На место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).

http://pravicon.com/info-1827

Обо всех этих поступках М. Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде разследование дела о М. Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. М. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. (В состав Синода входили тогда следующие члены: первенствующий Новгородский Митрополит Димитрий Сеченов, Московский Митрополит Тимофей Щербатский, Архиепископ С.-Петербургский Гавриил Кременецкий, Псковский Епископ Гедеон Криновский , Крутицкий Архиепископ Амвросий Зертис-Каменский, Тверской Епископ Афанасий Вальковский и Новоспасский Архимандрит Мисаил) Синод присудил М. Арсения к лишению архиерейскаго сана и преданию, по разстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить М. Арсения от светскаго суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь. (Трогательно до слез было событие снятия сана с Митрополита Арсения. Последняго вызвали на заседание Синода для исполнения над ним указа. В Москве быстро распространился слух, чго с Ростовскаго Митрополита будут снимать сан в Крестовых патриарших палатах. Туда были допущены лишь монашествующие и белое духовенство. Масса народа, движимаго состраданием к исповеднику, заполнила все пространство вокруг Синодальнаго двора. Митрополит Арсений явился на последний над ним земной суд в архиерейской мантии, омофоре, белом клобуке, с панагией на груди и архиерейским посохом в руке. По прочтении указа, члены Синода стали снимать с него архиерейское облачение. С негодованием и тяжкою скорбию Митрополит Арсений сделал плачевныя предсказания каждому из разоблачавших его архиереев. Эти предсказания в точности сбылись. Митрополиту Димитрию предсказал, что он задохнется собственным языком; и, действительно, Митрополит Димитрий умер в ужасных страданиях: его задушила необыкновенная опухоль языка. Архиепископу Амвросию Крутицкому Митрополит Арсений предсказал, что он будет убит, как вол; Архиепископ Амвросий был убит во время Московской чумы взбунтовавшимся народом. Епископу Псковскому Гедеону Арсений предрек, что он не увидит своей епархии; и вскоре после осуждения Митрополита Арсения, Епископ Гедеон был удален, по Высочайшему повелению, в свою епархию, но умер в дороге, не доехав до Пскова. Добрый Московский Митрополит Тимофей не участвовал в разоблачении Митрополита Арсения. Он не мог удержаться от слез при печальной церемонии и плакал.)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

492 . В 1483 г. тверской епископ Васссиан, по личному соизволению в. к. Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в спасском приделе храма Богоматернего: тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела. 495 В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения. 496 Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверской рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой и внезапно мертвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебренной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами: четвертое – исцеление девицы Устинии Головленковой: пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого: седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе со всадником; и конь, и всадник остались мертвыми на и месте; чудесный покров еще цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей московского Алексеевского монастыря Феогнией Огневой. 497 – В 1637 г. по воле ц. Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены была в церкви печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за клиросом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божью? Пав от страха полумертвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя. 498 В тот же (2) д. память о препод. САВВ и тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010