8-го числа преосвященным Саввою получено письмо из Кашина Тверской губернии от уездного врача Сергее Васильевича Антушева, который от 4-го июня писал: «Полученные мною сегодня вечером от Градского головы Ник. Ив. Манухина почтеннейшие творения Вашего Преосвященства утверждают меня в мысли, что Ваше Преосвященство изволите помнить о мне. Из творения о преосвященном Арсении мне приятно было узнать, что дом, в котором я живу теперь около 2-х лет, ознаменован пребыванием в нем преосвященного Арсения; принадлежал этот дом родному брату его, которым, вероятно, и построен; это – Соборный дом на Болоте (теперь на проезде превосходного Болотного сада). В чугунной решетке балкона при моей квартире находится вензель вязью: «П. Ф. В.», (т. е. Прот. Феодор Верещагин). Не знаю, как и возблагодарить Ваше Высокопреосвященство за присылку книг Вашего творения. Благодарение мое не из принятого обыкновения, а от наполняющих меня теплом чувствований. Книги эти прочел, можно сказать, – с жадностью и не без пользы для ума и для души. Тихое, мирное настроение, преисполненное покорностью Промыслу, разлилось в душе от чтения этих творений. Уверен; что не я один это испытал при чтении, например, жизнеописания преосвященного Арсения и писем духовных лиц к нему. Нужно иметь уже слишком черствую душу, чтобы не воспринять при этом чтении духа тихой краткой непорочной христианской любви. Мне стала понятна сладость духовной монашеской жизни, озаренной непородной христианской любовью, так мало известной (или вовсе неизвестной) обыкновенным мирянам. Вот какая дивная услада ниспослана истинно монашествующим за все их лишения и труды!.. Таково впечатление. Но что удивляет, так это не уступающий современности изящный стиль в письмах духовных особ восемнадцатого века. Приятно и теперь владеть таким слогом XVIII века! Зачем же говорят и учат, что творцом современного хорошего слога следует считать Пушкина? Конечно, не о духовном слоге я говорю, ибо разумею не духовные речи или проповеди, а частную переписку нередко об обыкновенных житейских делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Дело о Епископе Евфимии представляет большую важность в историческом отношении, но, к сожалению, рассказ летописи, при видимых подробностях, в сущности весьма неудовлетворителен; ибо в нем не объяснено самое, важное, в чем именно был виноват Евфимий; выражения: многие вины тяжкие и неудобоносимые, слишком общи и невразумительны для того, чтобы из них понимать что либо определенно; не более ясны и слова: раздор и мятеж церковный; из них можно только догадываться, что Евфимий был виноват, может быть, в упорстве и неуступчивости своего характера, в следствие чего власть церковная стала в борьбу с властью Государственною, с Князем, – вот раздор и мятеж церковный, и тем более, что прочее духовенство держалось стороны Князя; тяжкие же и неудобоносимые вины или были сущая клевета, как их и называет Никоновская летопись, или не имели надлежащих доказательств для правильного и законного осуждения обвиняемого; в противном случае, Митрополит не только не стал бы склонять Князя к примирению с Епископом, но сам бы первый начал преследовать виновного, на основании церковных правил; ибо, как мы уже видели, Киприан не думал как-нибудь потворствовать Евфимию, и еще после первых обвинений, не оканчивая суда, запретил ему священнодействовать. А уклонения и продолжительные отказы вновь назначенного Епископа Арсения ясно говорят, что, собственно, преступлений в поведении Евфимия не было и не открыто при всем старании обвинителей; ибо в летописи прямо сказано, что Арсений не соглашался принять Епископства, бояся вражды и браней многих. 20 Следовательно, он сознавал невинность Евфимия и, может быть, внутренно обвинял Князя и себе ждал Евфимиевой участи. Но мы не можем обвинить, вместе с Арсением, и Князя. Конечно, в настоящее время, при ясной определенности прав и обязанностей церковной власти, для нас непонятна правильная ссора Епископа с Князем; по нашим понятиям, в таком случае которая-либо сторона непременно должна быть виновна; но в XIV и даже XV столетиях, это было далеко не так. Власть Епископская тогда была слишком неопределенна; Епископ в то время принимал участие в делах не только гражданских, но и чисто Государственных: так, например, в 1287 году Князь Владимир Василькович, во время болезни своей отправляясь из Владимира Волынского в Любомль, оставил во Владимире, вместо себя, Епископа Марка: «И пребыв мало дней во Владимере, и нача молвити Княгини своей и боярам: хотел был доехать до Любомля; а се мене место епископ же Марк» (Ипат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/m...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Иная биография Арсения изложена в Пространном житии епископа. Еще В. О. Ключевский указал на существование двух списков Пространного жития Арсения Тверского: Унд., 286 – с двумя посмертными чудесами (помеченными 1566 и 1594 г.) и Унд., 1224 – с приложением дополнительных 26 чудес XVII в., из которых последнее датировано 1664 г. 429 Классификацию редакций Пространного жития Арсения с привлечением уже 42 списков провела Э. И. Валлич 430 . Первая, самая ранняя редакция Пространного жития Арсения представлена списками с двумя посмертными чудесами. Вторую редакцию составляют списки, в которых добавлены рассказы еще о 26 чудесах, последнее из которых относится к 1664 г. К Житию присоединяются Слово на переложение мощей Арсения в 1655 г., а также Похвальное слово Арсению и Молитва к святому, которые, как показывает анализ текста, в основе своей ориентируются на Похвальное слово и Молитву к преподобному Сергию Радонежскому и заимствованы, очевидно, из издания 1646 г., подготовленного Симоном Азарьиным. Списки Жития Арсения с сильно сокращенной статьей о переложении мощей в 1655 г. образуют третью редакцию. Известен один список четвертой редакции, в котором рассказы о чудесах Арсения были пополнены тремя новыми, последнее из которых датировано 1690 г. (ГИМ, Музейское собр., 986 – начала 90-х годов XVII в.). Наконец, выделяется еще пятая редакция Жития Арсения, составленная в 1764 г. ректором Тверской духовной семинарии Макарием и представленная группой списков. Следует, однако, заметить, что изучение и классификация списков XVII-XVIII вв. Жития Арсения не могут считаться завершенными (в равной степени это относится и к Житию Михаила Ярославича Тверского). Наше внимание занимает первая редакция Жития Арсения, образованная в конце XVI века. Древнейшим ее списком является рукопись РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 286. Сборник в 4 , на 27 листах, датируется концом XVI – началом XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под крышкой и розеткой, на тулове обозначен год «1598», под ним литеры GG – Лихачев, 3323, 3324. Сборник составляют Житие великомученицы Евдокии, память которой отмечается 1 марта (л. 1–8 об.), и Житие Арсения Тверского, память – 2 марта (л. 9–27 об.). Указанные 27 листов образовывали ранее часть некоторой рукописи: на л. 10 виден знак 27-й тетради, на л. 18 – знак 28-й тетради, на л. 26 – знак 29-й тетради. По нижнему полю л. 1–14 запись почерком начала XVII в.: «Домовая церковная соборнаго храму Благовещения Пречистой владычице нашей Богородицы и приснодевы Марии и пределов ея у Соли Вычегодской на посаде, положение Никиты Григорьева сына Строганова для своего поминанья заздравнаго и для своих родителей за упокой» 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Твери освящен храм в честь святителя Арсения Тверского 19 июня 2007 г. 15:07 В воскресенье 17 июня архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения престола нового храма, построенного в честь святителя Арсения Тверского в поселке Первомайский г. Твери. 27 сентября 2004 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на месте строительства будущего храма был установлен поклонный крест. С этого момента каждое воскресенье православные жители Первомайского и Пролетарского районов, прихожане Никольской церкви, расположенной за ДК «Пролетарка», собирались у поклонного креста, и вместе со священником Сергием Дробой, настоятелем Никольского храма, совершали молебны святителю Арсению. Через два года — 26 мая 2006 г. — владыкой Виктором были освящены кресты на уже построенные храм и звонницу. После этого начались строительные и отделочные работы. С 10 апреля 2007 г. церковь в честь святителя Арсения, епископа Тверского, открыта ежедневно. С 15 апреля текущего года при храме действует церковно-приходская школа для взрослых, в которой преподают настоятель священник Сергий Дроба и студент ПСТГУ Сергий Севрюгов. На настоящий момент занятия посещают уже порядка 30-ти человек. 16 июня по завершении всенощного бдения архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения 5-ти колоколов на звонницу нового храма. А 17 июня во время Божественной литургии владыка Виктор в сослужении архимандрита Адриана (Ульянова) и священника Сергия Дробы совершил чин освящения престола храма святителя Арсения, епископа Тверского. По окончании богослужения архиепископ Виктор обратился с приветственным словом ко всем, присутствующим в этот день в храме: «Новый храм, престол которого мы сегодня освятили, надеемся, внесет свою великую лепту в оздоровление достаточно сложной духовной ситуации района. Ведь неподалеку от храма святителя Арсения, в помещении бывшего кинотеатра " Россия " , расположилась секта протестантского толка (церковь Христа Воскресшего), и мы с вами должны приложить максимум усилий, чтобы уберечь жителей района от сектантов, не дать им свернуть с пути истинного Православия. Дай Бог, чтобы в новом православном храме, построенном в честь святителя Арсения, епископа Тверского, только увеличивалось число прихожан, чтобы не стихали слова молитв, возносимых святителю Арсению, Пресвятой Богородице и Господу нашему Иисусу Христу». Сайт Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259807.htm...

Рака с мощами свт. Арсения Тверского в Успенском соборе. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Рака с мощами свт. Арсения Тверского в Успенском соборе. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Согласно описаниям, на «внутреннюю схиму», покрывавшую мощи свт. Арсения, в 1782 г. была положена «другая схима или правильнее большой парамант или воздух из черного бархата», украшенный жемчугом, алмазами, изображением Нерукотворного образа Спасителя, выполненным из финифти. При мощах находились принадлежавшие, по преданию, свт. Арсению серебряная позолоченная панагия XV в. (?), к-рая после 1922 г. хранилась в Калининском краеведческом музее ( Попов, Рындина. 1979. С. 556-557; к 2008 местонахождение неизв.), малый омофор из белого шелка («узорчатой камки»), воздух, 4-конечный крест («вязан из золота и шелка»), найденный в гробе при открытии мощей, в стеклянном футляре - т. н. посох святителя Арсения, выполненный из красного дерева, с серебряной короной и «рогами» из слоновой кости. Согласно чеканной надписи на короне, посох «возобновлен» по благословению архиеп. Тверского Иоасафа (Заболотского) на средства купца 1-й гильдии К. Д. Святогорова. Рядом с ракой в киоте за стеклом хранился почитаемый чудотворный покров на гроб свт. Арсения, выполненный, согласно надписи на нем, в 1600 г. игум. московского во имя св. Алексия, человека Божия, мон-ря Феогнией (Огневых). К нач. XX в. во время молебнов святителю покров возлагался на молящихся. В ц. во имя преподобных Антония и Феодосия хранился гроб из белого камня, выдолбленный, по преданию, свт. Арсением. В Успенском храме находилась ростовая икона свт. Арсения, по преданию, написанная при открытии мощей в 1483 г. и украшенная серебряной позолоченной ризой в 1701 г. В Ж. м. хранились картина «Взятие Божией Матери на небо», портрет Тверского еп. Арсения (Верещагина), переданный им в 1786 г. (см.: ГА Ярославской обл. Ф. «Коллекция рукописей». Оп. 1. Д. 298(171): Дневник Архиеп. Арсения (Верещагина). 1786-1790 гг. Л. 1). Обители принадлежали ценные предметы утвари: серебряная чеканная «одежда» (весом 2 пуда 33 фунта) (1799) на престол Успенского храма; серебряная вызолоченная лампада у мощей свт. Арсения - вклад 1691 г. В. Г. Волкова для поминовения сродников; митры, украшенные по золотому и по серебряному глазету, жемчугом, изумрудами, кораллами, бирюзой, аметистами, гранатами (1848, 1850) и др. В 1894 г. рабочими тверской Морозовской мануфактуры были пожертвованы серебряные потир, дискос, звездица, лжица и копие.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Великим молитвенником и заступником тверитян был святитель Арсений во время своей земной жизни. Еще больше возросла слава Тверского епископа после его кончины – у гроба со святыми мощами епископа Арсения стали происходить многие чудеса. В 1483 году при епископе Тверском Вассиане мощи святителя Арсения были обретены нетленными, святителю было установлено местное празднование, тогда же инок Феодосий написал житие святого Арсения и составил ему службу. В 1547 году по инициативе епископа Тверского Акакия на Московском Соборе было подтверждено почитание святителя. В 1655 году Святейший Патриарх Никон по просьбе архиепископа Тверского Лаврентия прислал в Тверь деревянную гробницу святителя Московского Филиппа, в которую из каменного гроба были переложены мощи святителя Арсения. Литература: 1 . Платон, архимандрит. Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, с присовокутшением Жития святого основателя оного, святителя Арсения, епископа Тверского. Тверь, 1852. 2 . Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. 3 . Виноградов И. Святитель Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909. 4 . Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского.Тверские епархиальные ведомости, 1909, 3–4. 5 . Святитель и чудотворец Арсений, епископ Тверской. 4-е изд. М., 1900. 6 . Тверской патерик. Казань, 1907. Святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимскаго Тропарь, глас 4: Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/в Церкви Его с Ним сочетавшияся,/святителю отче Ювеналие,/предстоя ныне во Царствии Отца светов,/о почитающих тя любовию молися,/да мир и милость Спасова будет с нами. Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский , занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий (†473; память 20 января), Симеон Столпник (†459; память 1 сентября), Герасим Иорданский (†475; память 4 марта) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем в службе святителю, помещённой в служебной Минее под 2 марта, нигде не говорится о Твери, как родине святителя Арсения, и если бы действительно Тверь была родным городом его, то составитель службы (1483) Феодосий, инок Тверского Желтикова монастыря, без сомнения упомянул бы о сем, тем более что Феодосий жил в обители св. Арсения спустя только 70 лет, когда могли бы существовать лица, если не лично знавшие св. Арсения, то слышавшие об его жизни от своих родителей, современников его. В высшей степени странно и непонятно, что святитель Арсений, возвратившийся на родину (лет через 20–30) никого из знакомых ему не встретил в Твери, и что князь и жители Твери, умоляя митрополита Киприана о поставлении к ним во епископа Арсения, ни словом не обмолвились, что он им присный, родной.... В недавно изданной В. И. Успенским и г. Целепи Выписки из лицевого Царственного Летописца (град св. Петра, 1900) об избрании св. Арсения на Тверскую кафедру кратко сказано: «И едва умолиша протодиакона митрополита Арсения, быти епископом Твери, бояшеся вражды и многих браней... (л. 13). Святитель Арсений, как южнорусс, видимо и в Твери всей душой предан был своей родине и в своей епархии желал устроить что-либо напоминавшее о дорогом Киеве. Так он устроил монастырь, в котором, как и в Киево-Печерской Лавре, соборный храм был посвящён Успению Пресвятой Богородицы. – В воспоминание о великих основателях Лавры пр. Антонии и Феодосии, св. Арсений в своей обители устроил тёплый храм в честь сих святых и всего собора Киево-Печерских преподобных. (Подробнее о родине святителя Арсения епископа Тверского см. статью В. И. Колосова в Тверских епархиальных Ведомостях за 1904 г. В Месяцеслове русских святых Архиепископа Димитрия (март) допущена та же ошибка о родине св. Арсения, что и у тверских историков». 3  Служба пр. Ефрему в прежних церковных Уставах (Типиконе) помещалась в Служебной Минее под 28 января, и затем исправители Типикона в 1641 г. зачеркнули празднование (повсеместное) пр. Ефрему и указано отправлять оное в его обители и там, «где рассудит екклесиарх».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тверь. Церковь Арсения Тверского в Первомайском. Церковь. Действует.   Престолы: Арсения Тверского Год постройки:Между 2004 и 2007. Архитектор:А.Е. Жоголев Ссылки:   Адрес: г.Тверь, микрорайон Первомайский, ул. Строителей (в начале улицы). Координаты: 56.8424, 35.8498 Проезд:Троллейбусы до остановки Первомайский, маршрутное такси Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Строительство началось в конце 2004 года. В понедельник Светлой седмицы 2005 года по благословению Владыки состоялась первая литургия в строящемся храме, после которой был совершен крестный ход вокруг будущей церкви. Недалеко от места, на котором строится храм, ранее находился монастырь, основанный святителем.  Святитель Арсений, избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, через четыре года на свои средства здесь, недалеко от будущей церкви, на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. За святую жизнь свою епископ Арсений был прославлен Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти.  http://hram-tver.ru/tver/arsentv.html    Храм в честь святителя Арсения Тверского в Твери построен в 2004–2007 г.г. Церковь расположена в микрорайоне «Первомайский», в 1,5 км от Успенского Жёлтикова монастыря, основанного в 1394 г. святителем Арсением, епископом Тверским. В конце XIV века на месте современного микрорайона «Первомайский» был густой лес. Неподалеку проходила тропа, по которой из Жёлтиковой обители в Христорождественский монастырь шли богомольцы, чтобы успеть к поздней Литургии. По этой тропе ежегодно в первое воскресенье после 12 июля, праздник святых апостолов Петра и Павла, проходил и крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, следовавший из Спасо-Преображенского собора в Успенский Жёлтиков монастырь. 27 сентября 2004 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в микрорайоне «Первомайский» установили поклонный крест. В конце 2004 г. по желанию жителей микрорайона здесь началось возведение храма во имя Святителя Арсения, епископа Тверского. Строительством занималась община церкви святителя Николая Чудотворца на Красной Слободе во главе протоиереем Сергием Дробой – настоятелем этого прихода, а также ктиторы Никольского прихода, в том числе В.Н. Калачин, Н.В. Самойленко, А.Г. Йорданов, И.Н. Русаков, В.В. Васильев.

http://sobory.ru/article/?object=04433

Не забыл святитель Арсений и обители Киево-Печерской, где начинал свои иноческие труды. На берегу реки Тьмаки, в 4-х верстах от Твери, на урочище Желтикове, в 1394 году основал он монастырь, где построена была тогда же деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских . 30 августа 1405 года в Желтикове монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. К окончанию строительства Желтикова монастыря по повелению святителя Арсения в 1406 году был сделан список с Киево-Печерского Патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени редакций драгоценного памятника русской письменности (первого сборника житий русских святых), получившая в науке название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению святителя Арсения, сохранились до нашего времени две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 годов). Кончина святителя Арсения последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному» воскресенью (воскресенье после первой седмицы Великого поста, Неделя Православия; в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник святитель Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Скончался святитель 2 марта. Святитель Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верою приходящих. В «Иконописном подлиннике» святитель Арсений описывается следующим образом: «Подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут чрез плечи кольцеми наперед, правая рука благословенна, в левой Евангелие». Мощи святителя Арсения были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословению Тверского епископа Вассиана. На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу, третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами, четвертое – исцеление девицы Устинии Головленковой, пятое – спасение одного человека от удавления; шестое – с покровом святого (когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми), седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных. Канонизация святителя Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года. Ко второй памяти святителя Арсения, в первое воскресенье после 29 июня, ныне приурочено празднование Собора тверских святых. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея март. - 2002./Ч. 1. – 424; Ч. 2. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010