Хотя Старец был нестяжателем, он откладывал немного денег (либо он занимал их у других), для того чтобы помочь кому-то в случае нужды, когда дело не терпело отлагательств. Например, когда какой-нибудь обремененный множеством проблем юноша приезжал на Святую Гору и у него не было билета на обратную дорогу, Старец с рассуждением ему помогал. Старец мог бы помогать материально многим беднякам, потому что богатые люди доверяли ему значительные денежные суммы, однако этих денег он не принимал. Иногда он посылал людей, имевших нужду, к своим знакомым, которые могли им помочь. Он не стремился открыть «кассу взаимопомощи» для того, чтобы подавать людям милостыню, но смог сам стать сокровищницей Благодати Божией и — помогать людям духовно. Он был похож не на закрытый колодец со стоячей водой, но на бьющий родник, вода из которого течет не останавливаясь. Воды из этого родника хватает и деревьям, и птицам, и диким животным — и она все равно никогда не кончается. Если Старец видел инвалида или человека с особой нуждой, то он отдавал ему все свое сердце и обязательно что-то в благословение. Если у него не было ничего другого, то он отдавал несчастному четки или свитер. В жертву своей великой любви Старец приносил даже свое благоговение! Святыни, перед которыми он особо благоговел, он без колебаний отдавал другим. Он отдал свой нательный крест, в котором была частица Животворящего Креста Господня, в другой раз отдал ракушку, которую носил на груди и в которой был большой палец преподобного Арсения Каппадокийского. Этим мощевиком Старец крестообразно осенял больных и бесновавшихся. Только тот, кто знает об огненной любви Старца к святой великомученице Евфимии, может частично понять величину той жертвы, на которую он пошел, подарив одному человеку часть ее святых мощей, по Промыслу Божию попавших к нему в руки. И такое случалось не раз! По Промыслу Божию мощи святой Евфимии попадали к Старцу неоднократно, но он, постоянно по любви отдавая их другим, в конце концов сам оказался без мощей Святой, к которой испытывал чрезвычайное благоговение. То же самое происходило и с иконами, от которых совершались знамения или чудеса.

http://pravmir.ru/249925/

Описание этого путешествия содержится в книге «Житие преподобного Арсения Каппадокийского». Между тем, Старец вспоминал и другие интересные подробности. По дороге они остановились в одной турецкой деревеньке и зашли в столовую пообедать. Почти все жители деревни с любопытством заглядывали в окна и рассматривали приезжих греков. Когда принесли обед и они встали для молитвы, Старец попросил игумена постоять и помолиться подольше. Итак, Старец Паисий и отец Василий читали разные молитвы и многократно осеняли себя крестным знамением. «Мы вычитали чуть ли не целое монашеское правило, — смеясь рассказывал Старец. — Ведь некоторые из этих турков, возможно, были тайные христиане. Вот мы нарочно и затянули молитву, чтобы они, горемыки, немножко порадовались». Туркам, которые спрашивали Старца о цели их путешествия, он откровенно отвечал, что Фарасы — это место, где он родился. Одному турку-полицейскому отец Паисий показался подозрительным. Он схватил Старца, посадил его в огороженное сеткой помещение и ушел, не заперев дверь на ключ. Прошло несколько часов, но никто из полицейских не появлялся. Тогда Старец попросил игумена найти такси. Они вышли из полицейского участка, сели в машину и уехали. В Фарасах у Старца заболела душа, когда он увидел, что из храма, в котором служил преподобный Арсений, турки сделали мечеть. Фарасы оказались совсем не такими, какими представлял их себе Старец по рассказам родителей. Некогда богатое и знатное село было в руинах и нечистотах. Турки везде ходили за Старцем по пятам, ни на минуту не оставляли его одного, глядели на него с беспокойством и подозрительностью. Конечно, все это свидетельствовало о том, что они не чувствовали себя хозяевами в Каппадокии. Из Фарас отцы Паисий и Василий заехали в Анкару и возвратились в Константинополь. С волнением и трепетом Старец пришел в храм Святой Софии. Укрывшись в уголке, он с сердечною болью молился. Заметив это, смотритель-турок поднял крик и стал угрожать Старцу, твердя: «Кемаль велел, чтобы ни вы, ни мы здесь не молились!» Тогда, исполнившись Божественной ревности и пренебрегая опасностью, Старец тоже стал говорить с турком резким, повышенным тоном. Он подвел смотрителя к одной из колонн храма, за которой виднелись лужи мочи, и, указывая на них, с негодованием обличил турка: «А это что здесь такое?! Это вам Кемаль сказал, чтобы вы такое делали?»

http://pravmir.ru/249925/

96 Преподобный Арсений Каппадокийский канонизирован Все­ленской Патриархией в 1986 году. 97 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 98 Иероним (Коцонис) — архиепископ Афинский и всея Эллады в 1967-1973 гг. 99 Злокачественная опухоль преимущественно кожи (а также сетчатки глаза, мозга, слизистых оболочек), развивающаяся из кле­ток, продуцирующих темные пигменты. 100 Монастырь «Хора» в Константинополе построен при императоре Константине Великом в IV веке. Много раз перестраивался. В XIV веке украшен замечательной мозаикой и фресками, представляющими собой вершину византийского церковного искусства. 101 27 февраля 1974 года. 102 Краткое богослужебное последование, входящее в состав су­точного круга. 103 Никакого противоречия с прежним текстом здесь нет. Святая Евфимия трижды постучала в дверь, а на четвертый раз дверь отворилась без стука. 104 Участок афонского побережья между монастырями Иверским и Ставроникита. 105 См. Старец Паисий.  Отцы святогорцы и святогорские исто­рии. 106 А именно: 30 ноября 1973 (или 1974-го) года. 107 30 января 1974 (или 1975-го) года. 108 Святой Исаак Сирин.  Слово 81. 109 Ср. Старец Паисий Святогорец.  Письма.  В «Письмах» Старец говорит о некоем монахе, но на самом деле этот случай произошел с ним самим. 110 Так звали святого Арсения Каппадокийского жители Фарас. 111 По византийскому времени, то есть около девяти часов вечера по-европейски. На стене коридора Старец написал: «3 часа» — и на­рисовал стрелку, которая, вероятно, указывала на место, где стоял диавол. 112 26 мая 1977 года. 113 Записано иеромонахом Г. со слов Старца 28 мая 1977 года. 114 В скобки взяты слова, зачеркнутые Старцем. 115 Старец Паисий Святогорец.  Письма. 116 4 февраля 1979 года. 117 Большая общежительная келья Святителя Николая недалеко от Кариеса. 118 Мы были вынуждены сократить несколько отрывков из этого раз­дела, так как некоторые из афоризмов Старца, основанные на омофоничности греческих слов, в русском переводе теряют смысл. 119 Лагос  — по-гречески значит заяц.

http://pravmir.ru/249925/

Монахи просили Старца обратить внимание на свое здоровье, говоря ему: «Мы в тебе нуждаемся». Другие принимались учить его, говоря, что ему нужно делать, а третьи молча, в душевной скорби, смотрели на переживаемое им мучение и молились. Каждый судил и действовал в соответствии со своим помыслом и с тем духовным состоянием, в котором находился.    Последний выезд со Святой Афонской Горы. Дальнейшее развитие болезни Каждый год Старец праздновал память преподобного Христодула в одной находившейся по соседству келье, где жили его духовные чада — монахи. В 1993 году, как обычно, он пришел в эту келью на престольный праздник. После праздника Старец пошел в монастырь Кутлумуш поздравить игумена обители архимандрита Христодула с днем Ангела. На следующий день, 22 октября 1993 года, Старец выехал со Святой Афонской Горы — как он обычно это делал последние годы, чтобы быть в монастыре Суроти в день памяти преподобного Арсения Каппадокийского. Однако, этот выезд Старца с Афона был для него последним. На Святую Гору он уже не вернулся — даже после своей кончины. В Суроти Старец присутствовал на Всенощном бдении и, как обычно, остался там еще на несколько дней, чтобы принять сестер и мирян, которые нуждались в его окормлении. После этого он хотел вернуться на Афон. Но тут ко множеству его немощей добавилась еще одна: заворот кишок. Кишечник перекрылся и даже кровотечения на время прекратились. Тогда, против своей воли, он был вынужден уступить просьбам лечь на обследование в больницу. В дальнейшем его болезнь развивалась следующим образом: в больнице «Теагенион» врачи убедились, что у Старца запущенная стадия рака. По предположению врачей, рак начался у Старца еще шесть лет назад, но метастаз не было. Благоговейный врач, господин Георгий Бладзас, который делал Старцу операцию несколько лет назад, переживал, ожидая результатов обследования. Старец сказал ему: «Ты себя так не веди. Понятно: у меня рак. И я буду тебя слушаться. Все, вопрос закрыт». Оказывая послушание врачу, Старец стал ходить на облучение, цель которого была в том, чтобы подготовить опухоль к операции. Когда Старец приходил в отделение, где делали облучение, его окружало множество людей, которые рассказывали ему о своих муках и скорбях. Состояние Старца было более тяжелым, чем состояние этих людей, потому что тридцать раз в день ему опорожняли кишечник, что сопровождалось жуткими болями. Однако с его лица не сходила улыбка и он утешал остальных больных.

http://pravmir.ru/249925/

Когда, будучи старостой села, он ходил в Аданы на прием к Кемалю , тот, отдавая должное его мужеству, приветствовал его так: «Добро пожаловать, ромейский паренек-молодец». Когда началась греко-итальянская война , Продромос, уже живший в Греции, невзирая на свои немолодые годы, был захвачен юношеским пылом и хотел идти на фронт добровольцем. Этот человек отличался справедливостью, братолюбием и милосердием. Когда греческое правительство выделило земельные участки для переселенцев из Малой Азии, старик Продромос, оставаясь старостой беженцев-фарасиотов и в Конице, в первую очередь позаботился о том, чтобы участки получили другие фарасиоты. Для своей семьи оставил самый плохой надел — наиболее бесплодные участки земли. Расчищая и разрабатывая эти никогда не паханные наделы, он жег заросли колючих кустарников. Тогда от огня и дыма повредились глаза старика. Мать Старца звали Евлогией . Она происходила из рода Франгопулосов и приходилась родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. Это была благоразумная, трудолюбивая и очень благоговейная женщина, воспитанная на наставлениях преподобного Арсения. Замуж за Продромоса Эзнепидиса Евлогию выдали совсем юной, в пятнадцатилетнем возрасте. Эти благословенные люди родили десятерых детей. Первенцы — Екатерина и Сотирия — умерли во младенчестве. Когда преподобный Арсений крестил их третьего ребенка, тоже девочку, он велел дать ей имя Зоя, что значит «жизнь». С тех пор никто из их детей не умирал. Имена детей Продромоса и Евлогии (по старшинству) следующие: Зоя, Мария, Рафаил, Амалия, Харалампий, Арсений (впоследствии Старец Паисий), Христина и Лука. До сих пор живы Рафаил и Христина. Крещение и отъезд из родных мест Итак, в Фарасах, на каппадокийской земле, вырастившей многих Святых, 25 июля 1924 года, в день Успения святой Анны, родился Старец. При Крещении родители хотели дать ему имя деда — Христос. Однако преподобный Арсений сказал бабушке младенца: «Послушай, Хаджианна, ведь я окрестил тебе столько детей! Неужели ты не дашь хоть одному из них мое имя?» А родителям Старца преподобный Арсений сказал: «Хорошо, вот вы хотите оставить кого-то, кто пошел бы по стопам деда. А разве я не хочу оставить монаха, который пошел бы по моим стопам?» И, повернувшись к крестной матери, произнес: «Скажи: Арсений» . То есть Преподобный дал Старцу свое имя и свое благословение, а также предвидел, что он станет монахом, как и произошло в действительности .

http://pravmir.ru/249925/

Академия и богословская школа в Гелати Гелатская академия , основанная св. Давидом Строителем в нач. XII в. в Зап. Грузии (близ Кутаиси), стала крупнейшим церковно-научным центром в пределах Грузии; ее деятельность связана с именами Арсения Икалтойского, Иоанна Петрици, Петра Гелатели, Иоанна Шавтели и др., а также с духовными и высшими школами К-поля. Считается, что Гелатская академия продолжила линию александрийской школы вост. богословия и каппадокийской патристики. Уровень и характер переводимой и создаваемой в Гелати лит-ры позволяют судить о том, что обучение в академии, как и в визант. высших школах (Патриаршая школа и философская школа Михаила Пселла в имп. ун-те К-поля), совмещало светские и духовные дисциплины и было построено на преподавании грамматики, риторики, философии, арифметики, астрономии, геометрии, музыки (или медицины) (греч. тривиум и квадривиум). Согласно груз. источнику «Распорядок царского двора» (XIV в.), руководителем Гелатской академии по аналогии с высшей школой К-поля был наставник наставников (греч. διδσκαλος τν διδασκλων; груз. ). «Историк Давида Строителя» называет Гелатскую академию «вторым Иерусалимом» и «другими Афинами», союзом веры и знаний, христ. богословия и классической философии (Жизнь царя царей Давида//ПГП. 1992. Т. 9. С. 175). Прп. Иоанн Шавтели писал, что «нового Рима прелесть незрима… Лавры Эллады вижу в Гелати» ( Иоанн Шавтели. Абдул-Мессия/Пер. с груз.: Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1942. С. 112). Развалины Гелатской академии сохранились до наст. времени около Гелатского мон-ря. Гелатская богословская школа (также поздняя эллинофильская, раннее название - петрицонская, петрицкая) продолжила традиции эллинофильской школы Чёрной Горы (XI в.). Часть ее лит. наследия содержится в рукописях Гелатского мон-ря (близ Кутаиси). Титульный лист Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) Титульный лист Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908) С Гелатской академией связаны сочинения Иоанна Петрици (Кекел. S 1358, XVII в.), отражающие уровень философской мысли в К-поле начиная с XI в. (Михаил Пселл и др.). Исходя из фонетического сходства названия Петрицонского мон-ря и имени Иоанна Петрици считали (А. Цагарели, Н. Марр, С. Горгадзе, К. Кекелидзе, С. Каухчишвили и др.), что вначале он подвизался в Петрицоне, а затем продолжил деятельность в Гелати. Документальные сведения об этом отсутствуют. Последователи прп. Иоанна Петрици, не имевшие связей с Петрицонским мон-рем, считались принадлежащими к петрицонской (позже к петрицкой) лит. школе. В сочинении Иоанна Петрици (Предисловие к толкованиям Псалтири// Иоанн Петрици. Труды. Т. 2. С. 221) говорится о его контактах с греч. учеными; источники, в к-рых упоминается о получении им образования в К-поле, сравнительно позднего времени (XVIII в.). Не исключено, что он был связан с визант. просветительскими центрами, т. к. он был знаком с творениями и образом мыслей греч. авторов того времени.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Исцеление от инсульта (ВИДЕО)     Исцеление от инсульта   Отец Спиридон Вандорос, настоятель храма Свя­тителя Нектария в Мельбурне, возил Старца  Паисия на своей машине. Он рассказывает о следую­щем чуде:   «Моему земляку, Дионисию Спилиотису, родом из города Аргостоли с острова Кефаллония, было тридцать лет. Он был женат и имел дво­их детей. У него случился инсульт в тяжёлой фор­ме. Врачи сказали, что долго он не проживёт, а если и будет жить, то в состоянии комы. Когда Дионисий лежал в Королевской больнице Мельбурна, я привёз туда Старца Паисия.   Старец много раз крестообраз­но осенил голову больного мощевиком-ракушкой, в котором были мощи святого Арсения Каппадокийского, и помолился за него. Через несколько дней, к изумлению и восторгу врачей и родных, Дионисий в совершенном здравии был выписан из больницы и возвратился домой. Он до сих пор живёт в местечке Дроманна недалеко от Мельбурна».   Комментарии Всего комментариев: 859 2015/09/16, 18:28:52 Святой Старец Паисий! Помолитесь пожалуйста за мою любимую,родную сестру,рабу Божию Людмилу,об исцелении от тяжелого инсульта,в тяжелой форме с параличом,отнялась речь.Храни Вас Господь! Наталья 2015/09/14, 23:09:38 Святой Паисий,прошу помолиться за здоровье моей прабабушки.Она сейчас лежит в реанимации с инсультом.Прошу помолитесь,всей семьёй боимся и молимся!Помогите!!! Александра 2015/09/14, 20:51:05 блок текста с выравниванием по правому краю Святой старец Паисий, прошу Вас , пожалуйста помолитесь за мою маму , рабу Божью Нину, у нее инсульт второй , лежит в реанимации, я очень ее люблю и боюсь потерять. Мама очень добрый и хороший человек. Прошу Вас помогите. Спасибо Вам за доброту .Дай Бог Вам здоровья и долголетия. Храни Вас Господь. Светлана 2015/09/14, 20:46:50 Святой старец Паисий, прошу Вас , пожалуйста помолитесь за мою маму , рабу Божью Нину, у нее инсульт второй , лежит в реанимации, я очень ее люблю и боюсь потерять. Мама очень добрый и хороший человек. Прошу Вас помогите. Спасибо Вам за доброту .Дай Бог Вам здоровья и долголетия. Храни Вас Господь.

http://isihazm.ru/1/?id=1865&c_pid=10

В сентябре семья маленького Арсения переехала в город Коница. Здесь Арсений закончил школу и выучился на плотника. В 1945 году он был призван в армию на 3,5 года и отличился на службе благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушёл на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, о.Кирилла(†1968), впоследствии игумена монастыря Кутлумуш. Спустя время о.Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах с радостью нёс любые послушания, а выполнив свои, помогал другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, любил читать жития святых. В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешёл в обитель «Филофей» и стал там учеником о.Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году о.Симеон постриг о.Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кесарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о.Паисий вёл прежнюю благочестивую жизнь. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили прийти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошёл и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он с помощью благодати Божией помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году на Синай. Здесь старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал её бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году о.Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году старец заболел, и ему отняли большую часть лёгких. С мая 1978 года о.Паисий поселился в келии Панагуда св.обители Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. Ежедневно от восхода до заката он утешал, решал людские проблемы и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Принимая тяготы притекающих людей, старец мало-помалу стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние его стало очень тяжёлым. В октябре 1993 года о.Паисий поехал с Горы Афон в монастырь св.Иоанна Богослова в Суроти, а 12 июля 1994 года предал свою душу Гос­поду. Старец был погребён в монастыре св.Иоанна Богослова в Суроти Солунской. Место его погребения стало святыней для всего православного мира.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/23/ego_m...

Одним из главных поучений святого старца было то, что преблагой и справедливый Бог никогда не поступает несправедливо с человеком, и всякий человек, с которым обошлись несправедливо, навсегда будет оправдан в Его вечном Царстве. Но и на этом свете Господь подает ему все возможности, чтобы он не пострадал духовно. «Когда мы онеправдованы 19 людьми, нас оправдывает справедливый Бог», – очень часто говорил нам старец Паисий в своих поучениях. То же самое и в случае с трогательным феноменом детей, которые живут духовно и любят Бога, но сталкиваются со многими трудностями и препятствиями со стороны родителей, а также с сиротами. Старец говорил, что Бог больше печется о сиротах, чем о тех, у кого есть родители, живущие духовно 20 . Он всегда повторял нам, чтобы мы имели веру, доверялись Богу, и считал, что чем меньше у человека помощи от людей, тем больше он имеет прав на Божию помощь. Об осиротевших детях старец Паисий говорил характерным образом: «Я завидую детям, лишенным большой любви родителей, потому что они многое сделали для своего Отца – Бога уже в этой жизни, а параллельно с этим сделали вложение в сберегательную кассу Бога, лишившись родительской любви, которая приносит проценты. Но и в этой жизни добрый Бог поможет им, потому что с того момента, когда Он так или иначе забирает у них родителей, Он обязан защищать их. Бог естественным образом любит их больше и больше о них заботится. Таким детям Бог дает больше прав в этой жизни, чем другим» 21 . Блаженный старец приводил в пример преподобного Арсения Каппадокийского , который рос круглым сиротой, без матери и отца. Если бы он духовно не воспрял перед фактом своего сиротства, если бы он не воспрял с храбростью, то был бы измучен, имел бы психологические проблемы. Однако каким бесстрашием он обладал! Какую борьбу вел! Как он был болен, но как много пеших переходов совершал! Шел, будто летал. Здесь явственна сверхъестественная сила, которую подавал ему Бог . Разве у Христа могут быть трудности с воспитанием сирот? 22

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Исцеление от инсульта (ВИДЕО)     Исцеление от инсульта   Отец Спиридон Вандорос, настоятель храма Свя­тителя Нектария в Мельбурне, возил Старца  Паисия на своей машине. Он рассказывает о следую­щем чуде:   «Моему земляку, Дионисию Спилиотису, родом из города Аргостоли с острова Кефаллония, было тридцать лет. Он был женат и имел дво­их детей. У него случился инсульт в тяжёлой фор­ме. Врачи сказали, что долго он не проживёт, а если и будет жить, то в состоянии комы. Когда Дионисий лежал в Королевской больнице Мельбурна, я привёз туда Старца Паисия.   Старец много раз крестообраз­но осенил голову больного мощевиком-ракушкой, в котором были мощи святого Арсения Каппадокийского, и помолился за него. Через несколько дней, к изумлению и восторгу врачей и родных, Дионисий в совершенном здравии был выписан из больницы и возвратился домой. Он до сих пор живёт в местечке Дроманна недалеко от Мельбурна».   Комментарии Всего комментариев: 859 2017/06/23, 10:38:58 Отче Паисий! Моя мама Мария в коме, тяжелый инсульт, врачи шансов не дают. На Господа одна надежда. Помолитесь за ее выздоровление! Помогите!!!! Николай 2017/06/17, 18:59:06 Прошу Вас, добрый человек, сотворите чудо, чтобы моя мамочка выздоровела после инсульта. Да, моей маме 91 год. Но кто сказал, что она не должна жить дальше? Имя моей мамы - Галина Игнатьевна. Прошу Вас - помогите. Я верю Вам, Вашей чистой душе и Божьему предназначению Ваших деяний. Я тоже всё время молюсь, по своему, за выздоровление моей мамы. Но мне нужна Ваша помощь. Она сильный и добрый человек, проживший не простую жизнь. И она заслуживает чуда, по моему мнению конечно. Спасибо. Александр 2017/06/05, 18:00:06 Отче Паисий! Помолись за рабу Божью Елену. Вчера она перенесла инсульт . Она без сознания , она очень слаба , у неё метастазы рака в в печень и сильная желтуха.Я её очень люблю,ей ещё жить и жить.Помоги ей ,пожалуйста. Во имя отца и сына и святого духа! Аминь! 2017/05/27, 04:51:17 Отче Паисий, прошу помолитесь за мою мамочку, сотварите чудо верните её к жизни. Она 7 сутки лежит после инсульта в коме, врачи никаких шансов не дают, но она бориться и я при виде её усилий и стремление жить,не теряю и я надежду. На Вас уповаю помогите нам, отмолите Бога вернуть ей здравие и сознание. Мама это для меня смысл жизни, я её очень сильно люблю. Пусть Господь Бог не лишает меня дорогого и близкого человека

http://isihazm.ru/?id=1865&c_pid=4

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010