Глава первая. «С малых лет я желал стать монахом…» Отец Паисий имел смиренный нрав и жизнь его была непрестанным подвигом. Он был прирожденным монахом, а подвижником – в высшей степени, несмотря на расшатанное с детства здоровье. Сведения о его жизни, которые мы здесь излагаем, являются плодом кропотливых изыскании. Хорошо известно, что старец никогда не говорил о своей жизни. В редчайших случаях он ронял о себе словечко, да и то всегда прикровенно. Так что собрать сведения о его жизни – труд не из легких. И все же нам удалось составить хронологию важнейших событий и сделать сводное жизнеописание которое, конечно, не может раскрыть все духовное богатство старца. Таким образом, можно сказать, что перед нами лишь внешняя сторона его биографии, ибо духовное богатство от нас сокрыто; и сам старец, следуя правилу святых, «мерял глубину свою греховную, а не духовную». Есть, однако, вещи, которые он не мог скрыть, и по великой своей любви открывался, творя духовную милостыню. Мы излагаем именно это, отвеивая все лишнее, чтобы оставалась чистая пшеница в корзине сведений. Наконец, следует сказать, что аскетические идеалы старца, серьезное его нездоровье, немощи людей, с которыми он был связан, вынуждали его часто переходить из обители в обитель, из кельи в келью, на самой Святой Горе и за ее пределами, во избежание неприятных ситуаций и поводов к соблазнам. Кроме того, старец не хотел, чтобы его «использовали», как он сам выражался. Отец Паисий, как об этом свидетельствуют, всякий раз решительно противился, когда уверяли, что близкие ему люди ссылаются на его имя, чтобы оправдать свое уклонение от подвижнического пути, которому он следовал сам и, естественно, желал, чтобы следовали и духовные его чада. 1. Рождение, детские годы Отец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился в Фарасе Каппадокийской в июле 1924 года. Его родители – Продромос и Евлампия – имели десятерых детей: Екатерину, Сотирию, Зою, Марию, Рафаила, Амалию, Харалампия, Арсения, Христину и Луку. Первые восемь родились в Фарасе, а двое последних – в Конице, на их второй родине. Мать, Евлампия, умерла в 1963 г., а тремя годами позже скончался Продромос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ патриарх Иерусалимский (ок. 1426-1463/64). По происхождению предположительно араб; известна запись И. на полях арабо-христ. рукописи XIII в. из собрания ун-та св. Иосифа в Бейруте. Самое раннее свидетельство об И. принадлежит рус. паломнику иеродиак. Зосиме , побывавшему в Иерусалиме в 1420/21 г. По словам Зосимы, И., тогда еще священник, знал араб. и греч. грамоту, был очень любим патриархом Феофилом II и рассчитывал занять после него Иерусалимскую кафедру. Исходя из текста послания И. в Москву, составленного на рубеже 1463 и 1464 гг., где говорится о 37 годах его Патриаршества, можно приблизительно датировать вступление И. на престол 1426 г. В кон. 30-х гг. XV в. И. был привлечен к переговорам о заключении унии с Римско-католической Церковью. Патриарх не участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе и делегировал свои полномочия Киевскому митр. Исидору . Заключение Флорентийской унии вызвало волну протестов на правосл. Востоке. И. также присоединился к движению против унии. В апр. 1443 г. по инициативе Арсения, митр. Кесарии Каппадокийской, прибывшего в Св. град под предлогом паломничества, 3 вост. патриарха, собравшись в Иерусалиме, осудили Флорентийскую унию и ее сторонника К-польского патриарха Митрофана II . По сообщению Иерусалимского патриарха и церковного историка XVII в. Досифея II Нотары , при имп. Иоанне Палеологе (видимо, Иоанне VIII , 1425-1448) И. добился от Александрийского патриарха Григория отказа от претензий на пограничные иерусалимские епархии Синая, Газы, Петры и др., к-рые со времен крестовых походов периодически управлялись Александрийскими патриархами. Этот факт остается неясным, т. к. в царствование Иоанна VIII не было Александрийского патриарха с именем Григорий; в любом случае конфликты Патриархатов за спорные территории в XV-XVI вв. продолжались. Судя по переписке синайских монахов с К-польским патриархом Геннадием Схоларием , мон-рь вмц. Екатерины на Синае в сер. 50-х гг. XV в. находился в юрисдикции Иерусалимского патриарха. Синаиты среди прочего спрашивали у патриарха Геннадия, можно ли признавать законным рукоположение Иерусалимского патриарха, за к-рое он дает деньги мусульм. властям. Этот вопрос, видимо, отражал реальные обстоятельства восшествия И. на престол. Геннадий Схоларий признал допустимым в условиях иноверного владычества определенные отступления от церковных канонов, в частности плату за поставление и др. подношения патриарха местным властям для поддержания с ними мирных отношений.

http://pravenc.ru/text/468881.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Псалмы на разные случаи жизни В этом уникальном издании собрано десять различных указателей чтения псалмов на разные случаи жизни. Указатели составлены по наставлениям святых отцов: святителя Афанасия Великого, преподобного Ефрема Сирина, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Филарета Московского, святителя Димитрия Ростовского, святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Арсения Каппадокийского и афонского старца Паисия Святогорца. В состав книжечки вошли тексты не всех псалмов, а лишь избранных: входящих в Шестопсалмие и в правило чтения псалмов на каждый день седмицы. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Псалмы на разные случаи жизни Составитель Т. С. Олейникова Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! Псалом 83, стих 13 Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-212-1157) Предисловие Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Преподобный Ефрем Сирин Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Подпишитесь на наш Телеграм Канонизирован Паисий Святогорец 13 января Вселенский Патриархат канонизировал старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности. Канонизация сама по себе ничего не говорит о святости того или иного человека. Но актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Поэтому канонизация всегда — большой праздник, тем более, когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше. Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений. По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 году он пошел на гору Афон, стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской. В 1958 году верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти (г. Салоники). Там он скончался.

http://blog.predanie.ru/article/k_kanoni...

Скачать epub pdf Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием Перед вами Псалтирь, предлагаемая к чтению в различных нуждах и случаях. Подборка эта составлена прп. Арсением Каппадокийским , подвижником, жившим на рубеже 19–20 веков. Преподобный Арсений был уроженцем небольшого греческого анклава Фараса в Турции, где он нес священническое служение в течение 55 лет и прославился многими чудесами и исцелениями. Местные жители приходили к святому не только за советом как к духовному наставнику, но и как к врачу, который молился над больными и те исцелялись. Составитель его жития, известный святой подвижник, преподобный Паисий Святогорец , пишет: «Так как болезней было много и самых разных, то отец Арсений иногда не мог найти в молитвослове соответствующих молитв и использовал с этой целью стихи из псалмов. Евангелие он читал обычно только в самых серьёзных случаях – над слепыми, немыми или бесноватыми. Если он видел, что человек болен не только телесно, но и духовно, то не сразу исцелял болезнь, а просил прийти несколько раз и, только исцелив душу, исцелял окончательно и тело чудесным образом, читая молитву». Не измышляя ничего от себя, святой Арсений использовал то, что дано было Церковью – молитвенные чинопоследования и священные тексты – Евангелие и Псалтирь. В этой простоте душевной, имея твердую веру и усердную молитву, преподобный помогал в разных нуждах многим людям – не только православным грекам, но туркам-мусульманам, которые приходили к нему за помощью из окрестных сел и деревень. Именно этот молитвенный опыт святого с использованием Псалтири был изложен прп. Паисием Святогорцем в данной подборке. Человека, который впервые видит эти указания для чтения псалтыри в разных случаях, может воодушевить опыт святого Арсения, и он с усердием приступит к чтению. Однако, тут может не обойтись без «подводных камней», которые лукавый хитро расставляет желающим молиться. В первую очередь, может возникнуть смущение, что псалмопевец не вкладывал в псалмы тех мыслей и прошений, которые указывает прп. Арсений. Например, страдающим болезнями сердца и почек предлагается читать псалом 44, в котором нет ни единого упоминания о таких болезнях и нет никаких прошений об избавлении от них, а о сердце говорится лишь в словах «излилось из сердца моего слово благое». Но будем помнить, что преподобный Арсений использовал псалмы для сугубой молитвы, подходящие к различным случаям, особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. И пусть лишь одно слово «сердце» из целого псалма навевает мысль о возможности читать его в болезнях сердца, но, в такой видимой на первой взгляд безыскусности в молитве, кроется большая духовная мудрость и многолетний опыт святого подвижника. Духовная мудрость в том, чтобы не измышлять от себя ничего, опыт же в деятельной помощи и чудесных исцелениях по молитве преподобного. В простом святой нашел источник мудрости. И такой опыт молитвы мы можем перенять.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

На Кипре в городе Лимассоле открыт храм в честь преподобного Паисия Святогорца 2 февраля, 2015. Новостная служба Торжественная служба открытия храма началась в 18 часов со встречи святых мощей мучеников 2 февраля. ПРАВМИР. Этот недавно построенный храм находится в районе Экали (напротив стадиона Цирион) в городе Лимассол и посвящен памяти святых Арсения Каппадокийского и преподобного Паисия. Торжественная служба открытия храма, по сообщению сайта Пемптусия ,  началась в 18 часов со встречи святых мощей мучеников (святых Ираклидия, епископа Тамассоса, Косьмы Святогорца, новомученика Георгия Кипрского). Мощи этих святых были положены на трех престолах храма, посвященных Арсению Каппадокийскому, Паисию Святогорцу, святым мученикам Варахисию и Ионе, поскольку в честь святых Варахисия и Ионы освящена церковь деревни Фарасы в Каппадокии, откуда происходили святые Арсений и Паисий. Служба открытия и архиерейская Божественная литургия были проведены митрополитом Лимассольским Афанасием. Тысячи прихожан присутствовали на богослужении. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 декабря, 2013 14 июля, 2014 16 января, 2015 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 2 февраля, 2024 17 января, 2024 13 апреля, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-kipre-v-gorode-lima...

Неизвестное чудо преподобного Паисия Святогорца В этот момент я увидел как святой Паисий встает из могилы, словно пробуждаясь от сна. Все произошло в доли секунды. 18 февраля, 2015 В этот момент я увидел как святой Паисий встает из могилы, словно пробуждаясь от сна. Все произошло в доли секунды. В греческих СМИ появился рассказ о неизвестном чуде старца Паисия. С 12 лет я был одержим бесом. Моя жизнь превратилась в ад. После чтения молитв об изгнании нечистых духов я чувствовал себя так, словно меня избили. В первую субботу Великого Поста 1995 г. я запланировал вместе со своим духовником посетить Всенощное бдение в монастыре Суроти. Перед выездом я стал чувствовать сильную брань со стороны лукавого. Однако службу отстоял легко, меня даже ни разу не клонило в сон. Я стоял в самом центре храма в окружении монахинь. По окончании богослужения стали служить молебен. В этот момент я буквально озверел. Потом меня отвели приложиться к мощам святого Арсения Каппадокийского. Впервые я почувствовал, как все мое тело жжет. Приложившись к мощам, я сказал: «Паи… Паи…» «Паисий?» — спросила игуменья. В знак согласия я склонил голову. Я озверел еще больше и начал визжать. Меня отвели к могилке старца, где я три раза прокричал: «Святой». Я уже хотел уходить, когда меня схватили и силой положили на могилку. В этот момент я увидел, как святой Паисий встает из могилы, словно пробуждаясь от сна. Все произошло в доли секунды. Он положил мне руку на лоб, и в этот момент я увидел, как у меня изо рта вышел черный дым. Я совершенно успокоился, но телесная боль еще не прошла. Я заснул, но просыпался от боли со словами: «Мне очень больно». В течении сорока дней я чувствовал такую радость, что плакал от счастья. Возможно то, что я сказал, покажется вам излишне дерзновенным, но я произнес: «Господи, я готов всю жизнь мучиться как раньше, чтобы хотя бы на минутку почувствовать снова эту радость». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/neizvestnoe-chudo-prep...

Скачать epub pdf Глава третья Книги отца Паисия На сегодня отцом Паисием написаны три книги о различных людях, отличавшихся своим строгим подвижничеством. Первая книга – жизнеописание святого Арсения Каппадокийского , выдержала несколько многотысячных изданий 12 . Один современный богослов охарактеризовал ее как удивительное писание, непосредственное опытное свидетельство общества святых, составляющих Церковь и упраздняющих границы времени, тления и смерти. Благодаря этой книге святой Арсений стал широко известен как в Греции, так и за ее пределами. Вторая книга отца Паисия – это обстоятельное жизнеописание знаменитого Хаджи-Георгия Афонского, который жил в прошлом столетии и был великим подвижником. Недавно (в 1993 году) вышла в свет и третья книга, в который рассказывается о святогорских отцах. Новая книга, непритязательная по внешнему виду, привлекает читателя. В ней отец Паисий с восхищением рассказывает о святогорских отцах прежних времен. Мы должны подчеркнуть, что прежние монахи Святой Горы отличались простым образом жизни, подвижничеством, глубоким благоговением, доверчивостью Богу и отсутствием учености. Эти добродетели прежних святогорцев с простотой описывает отец Паисий, чтобы сохранить это для потомков, поскольку в наше время такие добродетели стали редки и постепенно исчезают совсем. Отцы того времени имели большую веру и простоту, и большинство из них было малограмотно, но, поскольку они имели смирение и подвижнический дух, их постоянно посещало Божественное просвещение, в то время как в наш век умножения знаний, логика, к сожалению, поколебала самые основы веры в людях и наполнила души вопросами и сомнениями. Эта книга полезна, в первую очередь, для современных святогорцев, а также и для христиан, живущих в миру. Ее можно назвать ностальгией по святогорскому прошлому, поскольку в наши дни и Святой Горе угрожает дух модернизма и желание молодых монахов использовать все блага цивилизации, вследствие чего теряется уникальность Афона. Наконец, и Святая Гора предана модернизму, и любую попытку остановить его наступление можно считать напрасной. В скором времени взыскующие безмолвного места не поедут на Афон, а будут искать другие горы. Полезно обратить внимание на слова отца Паисия, указывающие на эту опасность: «Афонские святые были такими же, как и мы, людьми. Афон был так же, как и другие горы, дикой горой. Но так как наши отцы ревностно подвизались, то они освятились сами, освятили и гору, и она была названа Святой Горой. И мы теперь гордо называем себя святогорцами! Наши святые отцы освятили пустыню и превратили ее в духовное государство, в то время как мы, к сожалению, превратили ее в государство мирское. Всякий мирской порядок в монашестве является великим духовным беспорядком».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

Икона преподобного Арсения Каппадокийского передана в московский Сретенский монастырь Москва, 18 июля 2008 г. Икона прп. Арсения Каппадокийского с находящимся у его ног старцем Паисием Святогорцем Вечером 17 июля, накануне празднования памяти прп. Сергия Радонежского, прмч. Елисаветы и основателя афонского монашества прп. Афанасия Афонского, в московский Сретенский монастырь группой паломников из Греции была передана икона преподобного Арсения Каппадокийского с частицей его святых мощей. Святыню, переданную настоятелем монастыря преподобного Арсения Каппадокийского архимандритом Феоклитом, встречали братия и прихожане Сретенской обители во главе с наместником архимандритом Тихоном. Икону сопровождали пятеро греческих священнослужителей и группа мирян из разных мест Греции. Икона преподобного Арсения написана в мастерской скита святой Анны на Святой Горе Афон. Рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен старец Паисий Святогорец, который был крещён прп. Арсением и получил во святом крещении его имя. После обмена приветствиями и совместной молитвы святому гостям была устроена экскурсия по монастырю, предложен ужин, после которого состоялся показ фильма отца Тихона «Гибель империи» . Преподобный Арсений Каппадокийский (в крещении Феодор; ок. 1840–1924; память в Элладской Церкви 10 ноября) происходил из села Фараса в Каппадокии (Малая Азия). В раннем возрасте он лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир; Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери; Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.

http://pravoslavie.ru/27216.html

Закрыть Его молитва может пробить камень Ирина Рубцова   Протоиерей Михаил Волынин   11:16 23.05.2018 1507 Время на чтение 6 минут В этом храме справа от царских врат находится необычная икона греческого письма - прп.Арсения Каппадокийского, а у его ног - ныне прославленный Греческой Церковью в лике святых прп.Паисий Святогорец. Но как попала эта икона в русский храм во имя прп.Серафима Саровского на далёком для греков севере - в пос.Песочный под Петербургом? Рассказывает протоиерей Михаил ВОЛЫНИН. 13 июля 2008 года в наш Серафимовский храм прибыла группа монахов со Святой Горы Афон. Греки привезли с собой частицу св.мощей и икону прп.Арсения Каппадокийского и вручили эти дары настоятелю храма протоиерею Игорю ФИЛИНУ. Так произошла «встреча» преподобных - особо чтимого в России русского святого Серафима Саровского и почитаемого греками Арсения Каппадокийского, а также Паисия Святогорца. Преподобный Арсений Каппадокийский Что мы знаем о прп.Арсении? За что удостоился он особой любви и почитания в Греции? Известно, что родился Арсений - в крещении Феодор - около 1840 года в селе Фараса в Каппадокии (Малая Азия). И хотя родителей (отца Елевферия и мать Варвару) он потерял в раннем детстве, образование получил хорошее - закончил семинарию в Смирне (современный Измир). В 26 лет Арсений принял монашеский постриг в монастыре св.Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (ныне Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона митрополитом Паисием II. Зная, что молодой инок родом из Фарасы, митрополит направляет его туда обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 году Арсений был рукоположен во священника и возведён в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую Землю, за что его особо уважали даже турки и прозвали «хадж-эфенди». Пастырское служение Арсения Каппадокийского в Фарасе продолжалось 55 лет: он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Он был их учителем, воспитателем, организатором хозяйственной жизни и духовным отцом. Сам св.Арсений вёл строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись слепые, глухие, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали о.Арсения святым, ибо не только среди православных, но и среди мусульман совершал он чудеса: исцелял больных, помогал турецким женщинам, страдающим от безплодия. Быть может, дети, родившиеся по его молитвам, не будут гонителями христиан.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/23/ego_m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010