Данные о количестве епископов, присутствовавших на Л. С., в источниках разнятся (от 280 до 600 чел.). Сохранились 2 неполных перечня участников Собора ( Mansi. T. 22. Col. 213-217, 458-468), возможно, основанные на записях архиеп. Вильгельма Тирского; в общей сложности в них названо ок. 300 прелатов - патриархов, архиепископов и епископов. Абсолютное большинство участников Л. С. представляли Италию, 36 епископов - Францию, 19 - страны Пиренейского п-ова, 17 - герм. земли, 7 - Англию, 6 - Ирландию, по 1 - Шотландию, Скандинавию, Венгрию. С Ближ. Востока на Л. С. прибыли лат. архиепископы Вильгельм Тирский и Ираклий Кесарийский (ок. 1175-1180, патриарх Иерусалимский в 1180-1190/91), епископы Акры, Триполи, Севастии, Вифлеема и Габалы (совр. Джабла, Сирия), а также представитель патриарха Иерусалимского Петр, приор храма Гроба Господня. На Соборе присутствовало значительное число настоятелей мон-рей, клириков и мирян. В лит-ре встречается утверждение, что среди участников Л. С. был представитель визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180) Нектарий, архимандрит греч. мон-ря св. Николая в Казоле близ г. Отранто в Апулии ( Foreville. 1968. P. 19-21; Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 1997. Т. 3. С. 189; Aubert. 2008. Col. 909). Это предположение основано на изложенной в «Церковных анналах» кард. Цезаря Барония интерпретации 2 писем некоего Георгия, митр. Керкирского, настоятелю мон-ря св. Николая в Казоле Нектарию (см.: Mansi. T. 22. Col. 237-238). В действительности эти письма датируются XIII в. и принадлежат перу митр. Керкирского Георгия Вардана († после 1237 или 1238). Речь в них идет о переговорах с католиками игум. Николая (Нектария) Отрантского в 1232 г. ( Васильевский В. Г. Обновление болг. патриаршества при царе Иоанне Асене II в 1235 г.//ЖМНП. 1885. Ч. 238. Апр. С. 224-233; также см.: Турилов А. А., Ломидзе Е. М. Неизвестный памятник греко-лат. полемики XIII в. в болг. рукописи XIV в.: (Отрывки сочинения Иоанна Грассо о собеседовании Николая-Нектария Отрантского с римским папой)//Византийские очерки. М., 1996. С. 245-257). Т. о., нет свидетельств участия в Л. С. православных.

http://pravenc.ru/text/2463163.html

Акоминатом, до такой степени недостаточен для изучения истории богословской борьбы при Мануиле, что на основании его нельзя комментировать относящиеся сюда главы Синодика. Это тем более заслуживает внимания, что соборные акты в Константинополе не только со всею тщательностью записывались и подвергались внимательной проверке и потом подтверждались подписями членов собора и императора, как документы государственной важности, но еще обеспечиваемы были против всяких случайностей особыми мерами, о которых узнаем именно по поводу собора 1166 года. Как оказывается, соборные акты выбиваемы были на каменных досках, то есть, обращаемы в монументальные памятники, и хранились в храме св. Софии. Следовательно, всякое недоразумение и сомнение писателя по поводу соборов могло быть, при добром его желании, разрешено проверкой текста на упомянутых каменных досках, и всякая неверность изложения могла быть легко изобличена. Тексты писателей не оставляют никакого сомнения, что постановления собора 1166 г. были иссечены на камнях 188 , и некоторые выражения Синодика находят себе объяснение в практике иссечения на камне соборных постановлений. Итак, в виду особенных мер, принимавшихся к сохранению соборных определений, для нас представляется весьма нелегким объяснить очевидную неверность, вкравшуюся в известия писателей XII века по отношению к главным лицам, на которых пало церковное отлучение в 1166 г. Разумеем прежде всего место Киннама, по которому отлученными на этом соборе называются керкирский епископ Иоанн и один монах по имени Ириник 189 , и его же рассказ о происхождения еретических мнений о Христе, главным виновником коих выставляется некто Димитрий из Лампы 190 . Что касается имени керкирского епископа, оно несомненно представляет ошибку в летописи Киннама, ибо находится в противоречии со всеми другими относящимися сюда материалами. Но как объяснить ошибочное чтение Киннама? Этому вопросу посвящено исследование Вулисмы, архиепископа на острове Корфу. Исходя из чтения синодика, называющего керкирского митрополита Константином болгарским 191 , преосвященный Вулисма прежде всего пытается объяснить употребление двух определяемых в приложении к одному лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Архив Пн В Казахстан принесена десница святителя Спиридона Тримифунтского 10 сентября 2012 г. 13:16 Вечером 9 сентября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан с греческого остова Корфу (Керкира) был принесен ковчег с десницей святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского. Святыню сопровождает делегация Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и Диапонтийских островов Нектарием. В состав делегации также входит мэр г. Керкира Иоаннис Трепеклис. В международном аэропорту Алма-Аты чудотворные мощи святителя Спиридона встречали глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , благочинный Алма-Атинского церковного округа протоиерей Валерий Захаров, секретарь Митрополичьего округа О.Н. Овчинников, духовенство города. Из аэропорта святыня была перенесена в Вознесенский кафедральный собор южной столицы Казахстана. 10 сентября в Вознесенском соборе, по случаю принесения десницы святителя Спиридона Тримифунтского, была совершена Литургия. Богослужение возглавили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и митрополит Керкиры, Пакси и Диапонтийских островов Нектарий в сослужении епископа Каскеленского Геннадия , управляющего делами Синода Округа, епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского Амфилохия , протоиерея Валерия Захарова, благочинного храмов г. Алма-Аты, руководителей отделов Митрополичьего округа в священном сане, духовенства Керкирской митрополии и Алма-Атинской епархии . За богослужением молились настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря г. Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, преподаватели и воспитанники Алма-Атинской духовной семинарии , казаки. Пели хор Митрополичьего округа (регент — заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников) и хор Вознесенского кафедрального собора. По окончании Божественной литургии митрополит Александр обратился к митрополиту Нектарию и всем верующим:

http://patriarchia.ru/db/text/2460067.ht...

Влахернский монастырь От Влахерны видно «мышиный остров» - Понтикониси, куда вас за несколько евро в любой момент отвезут на лодке, чтобы осмотреть церковь XIII века. Существует легенда, что «мышиный остров» - это корабль, который доставил Одиссея обратно в Итаку, и был превращен в камень разгневанным на феаков Посейдоном. Сидеть и слушать службу под орган На воскресное богослужение отправиться удобнее не в крохотный храм вроде Влахернского, а в церковь побольше. Мы отправились в храм Митрополии. Храм Керкирской митрополии В греческих храмах сидят на многих частях Литургии. Большинство женщин не покрывают голову. И еще в храмах на территории Керкирской Митрополии (хотя и не всюду на Корфу) на богослужении используется орган. Правда, он не играет самостоятельной роли, как на мессе, а задает тон хору и затем держит иссон - низкую ноту. Получается очень красиво; кроме того, орган сопровождает чтение - почти пение - отрывка из Апостольских посланий. Перед Литургией греки всегда служат утреню (вечером всенощная состоит из вечерни и повечерия), но храм наполняется не в 8 утра при начале службы, а примерно через час. Прихожанки явно знакомы между собой и, выбирая скамейку, коротко здороваются - причем здороваются и с нами, молчаливо занявшими несколько сидений. Стоит запомнить звучание нескольких богослужебных возгласов по-гречески - и вы сможете ориентироваться в богослужении: заметите, что ектений у греков гораздо меньше, часы не читают (после Великого славословия на утрене почти сразу прозвучит «Благословенно Царство» - начальный возглас Литургии), «Символ Веры» и «Отче наш» народ вместе с хором не поет. Храм святителя Спиридона Тримифунтского К святителю Спиридону Тримифунтскому мы пришли не на службу, а просто поклониться - прикладывались к мощам в недлинной, но неоскудеваемой очереди русскоязычных паломников. Потом взяли такси - водителя звали Спирос (Спиридон). - А правда, что на Корфу каждого второго мальчика так зовут? - спросили мы. - Все-таки не каждого второго, а по одному мальчику в каждом поколении каждой семьи, - улыбнулся он. - Иначе братья в именах будут путаться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Греция (монастыри) Материал из Азбука паломники Влахернский мужской монастырь (Керкира) [ править править код ] Влахернский монастырь основан в 1780 году. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Ιερ Μον της Παναγας της Βλαχρνας – Σκριπερ. Престольный праздник 2 июля (по новому стилю) — память Положения честной ризы Пресвятой Богородицы. Около 1780 года знатная благочестивая корфянская семья Цилибарис выделила часть своей оливковой рощи на склоне горы под постройку православной обители. С самого начала и до рубежа XIX—XX веков неизменно действовало правило: при монастыре постоянно жил и следил за его благосостоянием иеромонах — родственник семейства Цилибарис. Иеромонах мог распоряжаться имуществом монастыря по своему усмотрению, но ежегодно отчитывался перед присылаемым поверенным семьи о делах монастыря. Проезд: расположен в глубине острова Корфу, на склоне горы Кораки, около деревни Скриперу (район Палеокастрица) Адрес: Греция, Корфу, Скриперу (указаны приблизительные координаты) Подробнее... Женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы (Ормилия) [ править править код ] Благовещенский монастырь основан в 1974 году, самый большой женский монастырь Греции. Принадлежит Константинопольской Православной Церкви. Греческое название — Ιερν Πατριαρχικν και Σταυροπηγιακν Μετχιον Ευαγγελισμο της Θεοτκου εν Ορμυλα Χαλκιδικς (Священное патриаршее и ставропигиальное подворье Благовещения Богородицы в Ормилии Халкидской). Престольные праздники: Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта) и св. Мария Магдалина (22 июля), покровительницы монастыря Симонопетра. Проезд: монастырь находится в 4 км к юго-востоку от селения Ормилия Адрес: 63071, Ormylia, Chalkidiki Телефон: +30 23710 - 41498 - 41703 E-mail: info.ormyliafoundation@gmail.com Подробнее... Женский монастырь вмчч. Феодоров (Корфу) [ править править код ] Монастырь святых Феодоров основан в V веке, один из древнейших на острове Корфу. Принадлежит Керкирской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Η Μον των Αγων Θεοδρων Στρατις. Престольный праздник монастыря — первая суббота Великого поста (воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона.

http://azbyka.ru/palomnik/Греция_(монаст...

несколько дельных замечаний о политической программе династии Комнинов и о просветительном движении в правление этой династии. Царствование Мануила 1-го представляет собой время расцвета и политических замыслов и духовного оживления в эпоху Комнинов. И первые, и последнее оказали прямое и существенное влияние на ход церковной жизни этого времени. Мануил сильно занят планами о расширении территории империи, и попытка осуществить эти планы сказывается между прочим в переговорах с латинянами и армянами о соединении церквей. Духовное оживление общества послужило почвой для появления разного рода богословских споров и целой плеяды видных церковных писателей. И так – переговоры о соединении церквей, богословские споры и церковное просвещение – вот предметы, на которых прежде всего останавливается внимание церковного историка при изучении царствования Мануила I-ro. Этими предметами и занимается г. Судницын в своих последних трёх очерках. Так как на ход переговоров о соединении церквей и богословских споров должны были сильно влиять император и современные ему Константинопольские патриархи, то автор названным очеркам предпосылает главу, которая даёт прекрасную характеристику первого и излагает краткие сведения о жизни и деятельности последних (стр. 15–22). Во втором очерке автор говорит о борьбе церкви с богомильскими мнениями (дело Климента, Леонтия и Нифонта) и излагает тщательно историю споров: 1) „О догмате приносяй и приносимый; 1) „о славе Христовой“ 3) „о боге Магометовом“ (стр. 63–206). Третий очерк изображает подробно (207–286) ход сношений с латинянами и армянами по вопросу о соединении церквей. В последнем и четвёртом очерке (стр. 287–341) автор делает несколько общих замечаний о состоянии просвещения при Мануиле и даёт обозрение следующих писателей: Николая Метонского, Иоанна Зонары, Василия Охридского, Михаила Глики, Андроника Коматира и Георгия Керкирского, причём некоторые сочинения этих писателей излагаются, некоторым даётся краткая оценка (напр. Толкованиям Зонары), а некоторые только перечисляются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Тех, кои не принимают слов истинного Бога, Спаса Господа нашего Иисуса Христа: «Отец мой более мене есть», как разнообразно изъяснили Святые, одни по Божеству Его, потому, что Он от Отца рожден (виновного ради от Отца рождения), другие по естественным свойствам плоти, которую принял Он Божеством (Ипостасию Божества), то есть, что Господь, по причине сотворенного, описуемого и смертного назвал себя меньшим от Отца; тем, кои говорят, что выражение касается только плоти, отдельной от Божества, в том смысле, как если бы она не была соединена с Ним, а которые не принимают разделения в той мысли, как приняли его отцы, говоря о подчинении или неведении (плоти), не принимают, что плоть Христова равночестна с Божеством, а допускают, что естественные свойства плоти Господа приняты Божеством в Ипостась и нераздельно с нею прибывают, а учат о неипостасном и ложном, как об ипостасном и истинном – анафема. «Бывшему митрополиту Керкирскому Константину Булгару, зло и нечестиво учившему о словах истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: «Отец мой болий мене есть», и не мыслящему об них и не объясняющему их подобно тому, как мыслят и объясняют их святые и богоносные отцы, что когда Единородный Сын принял от Святой Девы и Богородицы плоть, соединившуюся неслитно с Божеством, и, по нераздельном соединении с Ним, имевшую свои свойства, Господь по ним именовал Отца большим Себя и есть покланяем и славим с принятой Им (плотью) единым поклонением вместе с Отцем и Всесвятым Духом, как единый Бог . Противящемуся же такому пониманию, что Господь есть единая Ипостась, имеющая соединенные два естества, но полагающему плоть в раздельности от Божества, подобно плоти каждого из людей, не желающему следовать четвертому и шестому вселенским соборам, которые о двух неслитно соединенных естествах во Христе право и благочестиво научили веровать Христову Церковь и впадшему в разные ереси – анафема». Всем одинаково мудрствующим с тем Константином Булгарским и подобно ему отлученным – анафема. Невежественнейшему и лживому монаху, пустому борцу Иоанну Иринику и его нечестивым писаниям и лобызающим их, как славящим и говорящим не то, что в Господе нашем Иисусе Христе и Боге Божество соединилось с человечеством, не раздельно, не слитно, что Он был совершенный человек, в каком смысле в Священном Евангелии сказано: «Отец мой болий мене есть», но так говорящим о человечестве, что оно раздельно от Божества в том смысле, что оно как бы не соединялось с Ним, как всех общее и наше – анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

возгорелся новый спор по поводу слов: Отец Мой болий Мене есть ( Иоан.14:28 ), слов, которые находил повод изъяснять еще патриарх Фотий, чтобы устранить неправильное их понимание 1341 . Спор возгорелся по следующему поводу 1342 . Некто Димитрий, нередко отправлявшийся послом на Запад, возвратившись от Алеманов, сообщил, что там появилась новая ересь. Однажды, когда царь спросил его, в чем состоит это новое учение, Димитрий отвечал, что «люди дерзают говорить, что один и тот же и меньше и равен рождающему Его Богу». – Так что же? – возразил царь. Разве мы не говорим, что один и тот же есть и Бог и человек? Как человека мы признаем Его меньшим, а как Бога равным. То же самое говорит и Спаситель; ибо в одном месте Он сказал: Отец Мой болий Мене есть. И если этого нельзя приписать той и другой природе, – что было бы крайне нелепо, – то проведенное изречение необходимо приложить ко второй (человеческой), ибо не прилагать его ни к которой – безумно. Следовательно, люди говорят об этом хорошо, – заключил царь. «Нет, они заблуждаются», сказал Димитрий. Оставшись, таким образом, при своем мнении, Димитрий в защиту его написал книгу, которую представил царю. Мануил посоветовал ему закопать ее в землю. Спор с царем огласился. Явились разные мнения: одни присоединились к царю; другие к Димитрию. Мануил употребил все усилия, чтобы частным образом, посредством личных бесед, склонить на свою сторону приверженцев Димитрия; но видя, что число их все возрастает, решил передать дело на суд собора. Собор открылся в марте 1166 г. и имел несколько заседаний 1343 в присутствии царя Мануила и патриархов: Константинопольского – Луки, Антиохийского – Афанасия и Иерусалимского – Никифора. Восторжествовало мнение императора Мануила. Составлены были два возглашения вечной памяти поборникам истинного учения и два анафематизма неправомыслящим, которые и внесены тотчас же в синодик, вскоре торжественно прочитанный в наступившую неделю православия. Но, так как, против соборного определения стали раздаваться протесты: некоторые находили его неясным и пытались перетолковать его смысл, то назначено было новое соборное расследование, приведшее собор к отлучению от Церкви некоторых лиц, именно: Константина Болгарского, который занимал должность митрополита Керкирского, и монаха Иоанна Ириника 1344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

С греческого острова Корфу в Свято-Троицкий храм села Шуйского Вологодской области доставлена икона святителя Спиридона Тримифунтского 10 сентября 2018 г. 14:51 С греческого острова Корфу в Свято-Троицкий храм села Шуйского Вологодской области была доставлена икона святителя Спиридона Тримифунтского с житийными клеймами и с частицей облачения святого. Икона была написана по благословению митрополита Керкирского, Пакского и Диапонтийских островов Нектария ( Элладская Православная Церковь ) специально для вновь построенного Троицкого храма на Сухоне. После написания образ был освящен в храме в честь Спиридона Тримифунтского города Керкира, где и поныне хранятся мощи почитаемого святого. Содействие в написании иконы и принесении святыни в вологодский храм оказали ктитор храма И.Г. Астахов и попечитель А.Г. Мясников. Сначала образ был доставлен в Санкт-Петербург, по благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  в сельский храм святыню сопровождал ключарь Исаакиевского собора протоиерей Алексий Исаев. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий встретил икону на паперти храма, затем была совершена Божественная литургия. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Алексий Биденко, протоиерей Алексий Исаев, руководитель службы протокола Вологодской епархии иерей Алексий Булеков, секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), а также клирики Вологодской епархии . В храме присутствовали глава Междуреченского района Ю.М. Бойнес, И.Г. Астахов, А.Г. Мясников и жители районного центра. По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствовавших со знаменательным событием в жизни прихода — принесением из Греции иконы святителя Спиридон Тримифунтского. Владыка Игнатий также приветствовал главу района и попечителей храма и выразил им благодарность за содействие в принесении святыни в новый сельский храм. К собравшимся в храме с приветственными словами обратились ктитор храма И.Г. Астахов и попечитель А.Г. Мясников. Храм Святой Троицы на Сухоне был освящен 21 июля с.г. Церковь, построенная на средства благотворителей по классическим канонам православного зодчества, стала украшением старинного вологодского села и объектом посещения для паломников. Вологодская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоявшееся 1/14 июня 1935 года заседание Архиерейского Синодального Суда первой инстанции под председательством митрополита Керкирского Александра, на основании соответствующих положений церковного устава, вынесло решение о признании неканоничного и незаконного характера старостильнических архиерейских хиротоний. Относительно нарушивших церковный мир митрополитов было принято решение о лишении их всех степеней священства и низведении в разряд простых монахов, что предполагало принудительное пятилетнее пребывание для митрополита Димитриадского Германа в монастыре Хозовиотиссис (остров Армогон), для митрополита Флоринского Хризостома в монастыре Святого Дионисия Олимпийского (в Китросской епархии), а для митрополита Закинфского Хризостома в монастыре Ромвос (в Акарнанийской епархии) 232 . Справедливость судебного определения была подтверждена на основании 34 правила VI Вселенского Собора, 6 правила Гангрского и 5 правила Антиохийского Соборов. Осуждённые митрополиты в своём совместном заявлении от 15 июня 1935 года на имя премьер-министра Греции П. Цалдариса, министра иностранных дели министра исповеданий, заявили о том, что судебное решение их вопроса является неконституционным, неканоничным, незаконными несправедливым деянием 233 . Сразу же после приведения судебного решения в исполнение, бывший митрополит Закинфский Хризостом с раскаянием подал 3/16 июня 1935 года апелляцию в Синодальный Суд второй инстанции. После обстоятельного рассмотрения дела было вынесено определение Суда второй инстанции 1/16–7–1935, отменяющее все наложенные на иерарха наказания и восстановившее его в священном сане, но с шестимесячным запрещением в священнослужении 234 . Относительно новорукоположенных старостильнических иерархов на заседании Архиерейского Синодального Суда первой инстанции, проходившем 3 июля 1935 года, было принято решение 3/3–7–1935, признававшее виновность архимандритов Христофора (Хаджиса), Германа (Варикопулоса), Поликарпа (Лиосиса) и иеромонаха Матфея (Карпафакиса) в незаконном принятии епископского достоинства и учинении раскола, что влекло за собой лишение священного сана, с последующей пятилетней ссылкой в отдалённые монастыри. По определению суда для Христофора (Хаджиса) назначалось пребывание в монастыре Таксиархон (на острове Серифос), для Германа (Варикопулоса) – в монастыре Кафарон (остров Ифака), для Матфея (Карпафакиса) – в монастыре Святого Дионисия (остров Строфадон) и для Поликарпа (Лиосиса) в монастыре Евангелистриас (остров Скиафос) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010