38. Некто из святых именем Филагрий, живший в Иерусалимской пустыне и прилежно работавший, дабы иметь собственный хлеб, стоял однажды на рынке, продавая рукоделие свое. В это время кто-то обронил кошелек с тысячью монет, и старец, найдя его, стал на том месте, надеесь, что потерявший придет сюда. И вот он идет в слезах. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот удерживал его, желая дать ему нечто из них, но старец не хотел. Тогда он начал кричать: идите, посмотрите на человека Божия! Узнайте, что сделал он! Старец же скрылся и вышел из города, дабы не быть славиму. 39. Авва Зоик, пресвитер Тамиатский, рассказывал, что он слышал от отца своего аввы Нафанаила, что авве Арсению соревновали семь других сенаторов, монашествующих в Ските, и что они, отрекшись всего своего, употребляли бедные глиняные сосуды и говорили: да видит Бог и, умилосердясь, простит нам согрешения наши. 40. Один человек, намеревающийся отречься мира, пришел к старцу и сказал ему: я желаю сделаться монахом. Старец ответил ему: ты не можешь. Тот говорит: нет, могу. Старец сказал: если желаешь стать монахом, пойди, отрекись от всего и, пришедши сюда, сиди в келлии своей. Он пошел, раздал, что имел, удержав себе сто монет, и пришел к старцу. Старец говорит ему: теперь иди и сиди в келлии своей. Он пошел и поселился в келлии. Тогда помыслы начали говорить ему: дверь ветха, требуется новая. Он пошел к старцу и открыл ему: помыслы говорят мне, что дверь ветха, требуется новая. Старец ответил ему: ты еще не отрекся, но пойди, отрекись от всего и сиди здесь. Он пошел, раздал девяносто монет и, вернувшись, сказал старцу: вот я отрекся. И старец снова сказал ему: иди и сиди в келлии своей. Но помыслы опять начали говорить ему: кровля ветха, надобно переменить ее. И когда он открыл сие старцу, тот сказал: пойди, отрекись. Он пошел, раздал все и, возвратясь, говорит старцу: теперь от всего отрекся. И опять, с позволения старца, сел в келлии своей, но помыслы снова начали говорить ему: все здесь ветхо и место пустынно, придет лев и съест тебя. Он пошел к старцу и открыл эти помыслы свои; старец же ответил на то: скажи помыслам своим: я ожидаю всего, что бы ни пришло на меня: падет ли келлия или лев придет и съест меня – тем скорее избавлюсь. Скажи так помыслам и сиди, не мечтая, в келлии своей, часто молись, ничего не боясь и ни о чем не заботясь. Поступив так, брат успокоился.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Горе за гордость: горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Uc. V, 21 ). – Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях ( Лyk. XI, 43 ). Увещания избегать гордости: не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твой ( Npumч. XXV, 6, 7 ). – Они отломились неверием, и ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Puм. XI, 20 ). – (Посему), кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( I Kop. X, 12 ) . – Не будем тщеславиться, друга друга раздражать, друг другу завидовать ( Гaл. V, 26 ). – Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, во по смиренномудрию почитайте один другого высших себя ( Фuлun. II, 3 ). в) О средствах борьбы с духом 1 . Первое средство борьбы с гордостию сознавать, что мы не имеем высоких христианских добродетелей. Когда одному подвижнику, ревнующему о блаженном смирении, приходили на ум горделивые помыслы, что стал он уж очень праведен и свят, то, зараньше написав на стене своей келлии названия самых высших добродетелей: совершенной любви, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы, и проч., он говорил сам себе: пойдем за доказательством и, подойдя к стене, читал наименование и обличал себя в превозношении ответом: покуда не приобретешь этих добродетелей, дотоле знай, что ты еще далек от Бога». (Леств, стр. 252, § 24). 2 . Второе оружие для поражения гордости можно находить в мысли, что горделивые не войдут в царствие Божие. Преп. Арсению Вел. представились в видении два человека, которые, сколько ни силились пронести бревно в отворенные двери церкви, никак не могли достигнуть своей цели и войти в церковь , потому что бревно несли поперек дверей, не давая один другому зайти вперед и нести вдоль, как бы следовало. И ангел объяснил преподобному, что эти люди добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг пред другом, и потому остающиеся вне царства небесного. (По «Ч.-М.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грамоты, которыми города переписывались между собою, свидетельствуют об этом. «Идем все головами, – писали здесь русские люди, – на помощь государству, прося милости у Бога», или: «за православную веру хотим умереть». 176 Эта вера в народе и войсках поддерживалась и Самим Богом посредством дивных видений. Сам Минин заявлял своим соотечественникам, что ему «явился св. Сергий и приказал будить уснувших». Тот же Сергий преподобный накануне последнего, решительного сражения русских с поляками явился праведному и больному святителю Арсению, томившемуся в плену у поляков в Кремле, и возвестил ему, что в этом сражении русские войска заступлением Божией Матери одержат победу, и Москва вместе со всей Россией будет освобождена от врагов. Эта весть тут же перелетела чрез стены Кремля в русские войска, наполнила их сердца великой радостью, одушевлением и героическим духом, и они действительно одержали блестящую победу над поляками, чем и окончились тогда наши всероссийские несчастья. Можно привести множество и других случаев дивной помощи, которую оказывал Господь русскому народу во дни его великих бедствий, особенно во время войн с внешними врагами. Впрочем, за эту веру Господь не только спасал Россию от гибели, но постепенно умножал ее силу и сделал ее могущественнейшей и славнейшей державой среди всех народов земли. О, если бы русский народ продолжал держаться своей православной веры доселе и чрез то был в повиновении Божественной воле своего Господа и всем Его Божественным заповедям! Тогда не допустил бы Господь гибели России, и русские люди не подпали бы под иго большевиков – ужасных врагов Божиих. Теперь, как никогда, мы должны вспомнить слова Господа, которые Он сказал чрез Божественного Псалмопевца Своему, некогда избранному, а ныне отверженному, народу: О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. 177 Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и ее св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Если человек Сам все решает, нет доверия к Богу, так чему удивляться? Первые шесть строк Первого Псалма и уже ответ И ещё раз о Евангелие В начале же творения Бог сотворил их как мужчину и женщину Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одной плотью; так что они уже не двое но одна плоть Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает В доме ученики Его опять спросили Его о том же Он сказал им «Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует Александр 9 февраля 2018, 19:50 Вот читаю я многие комментарии и удивляюсь, зачем нужно фантазировать что то? И потом что это за фраза " А вот я считаю... " , разве может христианин вообще в таком ракурсе рассуждать? Я уж не буду говорить о чем это говорит и что это означает. На этом портале все таки люди не случайные, должны понимать. Все что касается семьи, все написано у Апостола Павла в Посланиях, а также в Евангелие, которое должно читать каждому христианину на протяжении всей жизни хотя бы по одной главе в день. Достаточно только прочитать, а не заниматься домыслами. Так же рекомендую почитать Игумению Арсению (Себрякову) " Пару выбирают не глазами, а слезами. Все можно вымолить у Бога " И будет радость. Сергей С. 9 февраля 2018, 14:40 Алексей(8 февраля 2018, 16:57), " комфорт, основанный на христианских ценностях " - это нечто неудобовразумительное (именно такое слово кажется здесь уместным). Сыр с плесенью после Причастия - все-таки, сомнительная ценность и соответствующий пример для детей. Может быть, Вы не ходите в церковь и не причащаетесь по воскресеньям, а просто теоретизируете? Вы же наверняка знаете о заповеди про седьмой день, а то, что Вы указали как христианские ценности, таковыми не являются. Комфорт - это идол современного человека, и если Вы будете его " уважать " , будете идолопоклонником. Не забывайте про Вашу роль в семье, " муж... есть образ и слава Божия " (1Кор.11:7) Простите. С любовью во Христе/Сергей/

http://pravoslavie.ru/110524.html

Наконец, он сказал: «Прекрасно архиерействовали мы, замышляя убить царя! Мы,– и заброшенные сюда, на последнюю черту земли, молим Бога, чтобы Он направил душу державного ко всему хорошему, хотя бы нас, как осужденных, угодно было ему в этой пустыне погубить голодом и жаждою». С душевным прискорбием и горечью высказав это и иное подобное – одно с досадою, или, лучше, с сожалением относительно лица, занявшего патриарший престол, Арсений отпустил нас. Когда потом настал день нашего отбытия, мы снова пришли к нему и, как можно было, покончив свое дело, тотчас отправились из пристани. При довольно сильном северном ветре и под прикрытием гор, нам казалось лучше плыть к западной стороне острова. Но тут поднялось большое волнение и море надулось до чрезвычайности. Поэтому мы, хотя и с трудом, причалили к Галинолимену, который у тамошних жителей в просторечии называется испорченным именем Галилолимена. Здесь подверглись мы величайшим ужасам,– думаю потому, что отправились в обратный путь, не испросив благословения у патриарха; хотя каждый из нас, как объяснились мы друг с другом после, в минуты раскаяния, желал сделать это частно, только боялся таким поступком навлечь на себя обвинение. В полночь произошло сильное землетрясение, и оторвавшаяся гора, упав в море, произвела в том месте наводнение: стоя в это время на морском берегу, мы думали, что непременно потонем. Наконец, после многих беспокойств на море, мы в шестнадцатый день месяца посидиона 71 возвратились в Константинополь и, пришедши сперва к патриарху, рассказали ему о всем, с присоединением усерднейшей нашей просьбы, чтобы он, говоря царю, что будет говорить, изгладил все оскорбительное в их отчете. Так и устроил он это пред царем: слушая патриарха, царь заметил в его словах защиту,– особенно когда узнал о причинах, нас задержавших. Не хотел он молчать, когда явились к нему и мы, и вполне поняв из наших слов, как ужасны страдания Арсения, тотчас повелел ежегодно высылать ему и окружающим его триста монет, говоря в свое оправдание с клятвою, что он и прежде назначал высылку этой суммы, но она не была выдаваема Арсению потому, что он не хотел принимать ее: да боюсь, прибавил царь, что и теперь не примет; а потому это жалованье пойдет к нему от лица деспины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не оттого ли так мало встречается теперь в обществе людей в полном смысле „живых“, что слишком оставляют самый серьезный из всех и прежде всего необходимый труд – труд над самим собою, надеясь на какое-то „авось“ или легкомысленно веруя в само собою (в зависимости лишь от среды и условий) как-то непрестанно совершающееся развитие общества, как говорится у поэта: „погодите: прогресс подвигается, и движенью не видно конца; то, что ныне постыдным считается, удостоится завтра венца“ (Некрасов)? Затем, бросая взгляд на общественную жизнь, мы замечаем, что всюду совершаются убийства, грабежи, всюду взаимная ненависть, озлобление, брань и тому подобное. Совсем забыто наставление апостола: „К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу“ (Гал. 5: 13). „Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев. 19: 18). „Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом“ (Гал. 5: 13–16). Сколько в предыдущем году и в наших взаимных отношениях было недоверия, недоброжелательства, озлобления, даже ненависти! И как мало каждый в отдельности старался со своей стороны смягчить эти чувства и настроения! В нынешнем году не время ли заботиться о взаимном мире и умножении благожелательной любви – конечно на основе Христовой любви, о которой говорит апостол в выше приведенных словах, а не извращенной и ложной любви, о которой считают возможным говорить ныне даже люди, обагряющие руки свои грабежом и убийством?» 14 октября 1906 года архимандрит Фаддей обратился к епископу Арсению как к председателю Учебного комитета при Святейшем Синоде и члену Синода. «Простите, что снова беспокою Вас, – писал он. – Сюда дошли слухи, что преподаватель гомилетики в нашей семинарии С. Сотин перемещен в Симбирск, следовательно, кафедра гомилетики свободна. Уже давно стремится попасть в нашу семинарию здешний кафедральный протоиерей А. Надежин; он уже подавал и раньше просьбу о назначении его преподавателем в нашу семинарию, это ему важно для пенсии; конечно, при этом он надеется, что тем более после меня он сделается ректором, если теперь же определится в семинарию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

- Нет уж, оставайтесь здесь сами вместе с вашими предшественниками, а я постараюсь добраться до столицы, - ответил путник. На некотором расстоянии от указателя он встретил попутчика, и вместе они благополучно дошли до города. " Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11:27). Духовный выбор Спросил однажды авва Марк авву Арсения: - По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: - Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. Духовный опыт Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: - Отчего мы, при всей нашей учёности и нашем развитии, не имеем ничего, а эти грубые египтяне имеют такое возвышенное духовное делание? Авва Арсений отвечал: - Мы ничего не почерпаем для духовного жительства из учений мира, а они подвигами стяжали своё духовное жительство. Ерши и река У речных ершей подросла молодёжь. Когда молодые рыбки освоились с обстановкой и поняли, что живут в таком месте, которое называется рекой, они спросили родителей: - Откуда и куда течёт наша река? - Дети, мы не знаем - ни откуда, ни куда она течёт. Знаем только, что она большая и течёт издревле. Молодёжь забеспокоилась: - А когда вся река вытечет, где мы будем жить? - Не волнуйтесь, дети, - ответили родители. - Она с нами всегда и не прекратит течь, пока мы живём. " Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. " (1Ин. 2:25) Ещё больший подвиг Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей, и они его не трогали, кормил их детёнышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он сказал: - Если ты хочешь достичь ещё большего совершенства - иди в монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями. Желанное безумие Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы. Я могла бы привести еще несколько чудесных исцелений людей по молитве батюшки, говорящих о великой духовной силе, о данной ему Господом благодати. Господь даровал о. Арсению эту силу за долгий молитвенный подвиг и любовь к людям.  О МОЛИТВЕ Мне много раз приходилось присутствовать на беседах, проводимых о. Арсением с приехавшими к нему людьми, иногда тема беседы повторялась, если прибывшие ранее не слышали того, о чем говорил батюшка. Вот две беседы о. Арсения о молитве. “Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф. 18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся нив один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”. Существует несколько преданий о ее создателях, но мне думается, что сложилась она в душах многих православных христиан, ибо основные слова взяты из Евангелия. Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них. Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

– Старче, вы помните меня? – Да, помню. – Вот, отец мой разрешил мне стать монахом. – Хорошо. – Старче, но я должен вам сказать, что от огорчений я заболел туберкулезом, поэтому мой отец и отправил меня сюда. – Что? У тебя туберкулез? И ты пришел сюда, чтобы и мы заразились от тебя? А ну-ка, убирайся! Убирайся отсюда! – Мне ничего не нужно, – сказал юноша. – Только кусок черствого хлеба и угол, где бы я мог лечь и умереть. Только бы вы меня постригли в монахи! Больше я ничего не хочу. – Нет, – сказал тот Старец и прогнал его. Вышел этот юноша на дорогу, сел и стал плакать. По случаю в тот час проходил там Старец Иосиф. Увидел он юношу и спросил: – Что случилось с тобой, дитя мое, что ты плачешь? – Так и так, Старче, я хочу стать монахом. Неужели нет ни одного христианина, который мог бы меня постричь? Раз уж я умру, то мне не нужно ничего, что я и сказал тому Старцу. Раньше я к нему приходил и меня принимали, а сейчас не хотят, прогнали меня. И я не знаю, где найти такого монаха, который принял бы и постриг меня. Мне ничего не нужно, пусть меня оставят где-нибудь умирать, только бы меня сделали монахом. Старцу Иосифу только того и надо было. – Идем со мной, дитя мое, – сказал он ему. Он взял его за руку и привел к себе. Тогда у него в общине были отец Иоанн, отец Ефрем, отец Афанасий и отец Арсений. Узнав все обстоятельства, они сказали Старцу, оставшись наедине: – Он нас заразит. – Молчите, – сказал Старец. – Бог послал его, чтобы меня испытать. Вы молчите, я сам за ним буду ухаживать. Старец о нем очень хорошо заботился. Он соорудил ему из досок келейку, бегал по соседям и выпрашивал для больного инжир, изюм, маслины. Так юноша прожил около шести месяцев. Однажды он сказал Старцу: – Старче, я вижу каких-то цыганок. Что им нужно от меня, зачем они собрались вокруг моей кровати? Старец понял и сказал отцу Арсению: – Отец Арсений, готовься. Парень кончается. Я его постригу в великую схиму, потому что он от нас уходит. Собрались они, чтобы совершить постриг, в церкви. Отец Ефрем не стал заходить туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010