Когда патриарх садился на кафедру, то оборотная половина откидывалась. Свидетельство веры, т. о. всегда у всех было на виду. Митра, усыпанная жемчугом, украшалась бриллиантовым крестом, некогда венчавшим корону царя Вахтанга (446–489), который добыл этот крупный бриллиант во время походов в Персию. Крест, предносимый перед католикосом Имеретии, был из цельного рубина, замененного ныне сердоликовым». «При экзархе Павле исчезла из Метехской церкви чудотворная икона Метехской Богоматери (Вифлеемской), в золотом окладе, стоившем 50 тыс. рубл. В нем было вложено множество св. мощей. Св. икона была под тремя замками. В 1891 г., при экзархе Палладие, она найдена на чердаке в той же церкви, без оклада. При экзархе Павле из ризницы Сионского собора исчезла чудотворная икона Ниноцминдской Божией Матери, на которой был многоценный оклад, из чистого золота». Не лучше стояло дело и при экзархе Палладие. Он «предоставил своему любезному художнику, армянину Сабингусу, взять из монастырей: Мингрелии и Гурии лучшие и драгоценные украшения с древних икон, под видом изготовления новых риз. Сабингус взял из монастырей Мартвильского, Хобского, Джуматского и Шемокмедского эмалевые образа замечательной работы и высокой стоимости, а до того он «поснимал» замечательные малиолики с икон Гелатского монастыря. Все взятые сокровища Сабингус предоставил экзарху Палладию и тот дозволил ему все это продать». Часть эмалей приобрел известный любитель древностей г. Звенигородский. В настоящее время лучшие и богатейшие грузинские манускрипты находятся в библиотеках: Лондона, Парижа, Вены, Берлина, Рима, куда они охотно сбывались при деньголюбивом экзархе Евсевие. За то в Тифлисском музее можно видеть целые манускрипты с вырезанными миниатюрами и листами, чем занимались многие русские высокопоставленные лица». «Святыни наши, – говорит д-р Эрнстов-Шервашидзе в кн. «Памятная записка о нуждах Грузинского народа», – которые грузинский народ в былые времена всем своим существом берег и защищал, ныне среди белого дня расхищаются, наши храмы, видевшие течение веков, сделались достоянием грабителей, и монастыри приходят в мрак запустения или невежественными (русскими афонскими) монахами оскверняются». И кто же были главными расхитителями? Русские экзархи! При экзархе Евсевие разграблены почти что все монастыри – в Грузии. «Из них, – говорит ревнитель Грузинской церкви, выше названный автор, – похищены святыни, уцелевшие от нашествия турок-османов. Но этим одним не ограничил своей деятельности внутренний враг и он, как воплощение безверия и атеизма, стал распространять среди грузинского народа семена неуважения к самой идее церкви, и, в своих агрессивно настроенных действиях, стал настолько дерзким, что открыто воспретил народу посещать храмы и монастыри дедовских времен».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишь через 7 лет, получив от духовника Георгия Затворника строгое взыскание за то, что не приступил к переводу священных книг, Г. С. решился принять иерейский сан и приступить к переводам. Он был назначен сначала деканом и начальником над певчими соборного храма, в 1044 г. был избран настоятелем Иверского мон-ря. В первую очередь он перевел с греч. языка Устав К-польского собора Св. Софии и Великий Синаксарь (куда входили уставы К-польской Церкви и мон-ря Феодора Студита - см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ), по к-рому велось чинопоследование богослужения в Студийском мон-ре. О значении этой работы прп. Георгий Мцире писал, что «это та основа, без которой невозможно управлять Церковью» ( . С. 128). Г. С. установил в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы драгоценную раку для мощей прп. Евфимия и с почестями перенес их из ц. Иоанна Крестителя; позже из ц. Всех святых перенес и мощи прп. Иоанна Святогорца. После долгих поисков Г. С. смог найти мощи и др. подвижников Ивирона, согласно афонскому обычаю похороненных на месте их подвига. Так, в притвор юж. части соборного храма он перенес мощи святых Арсения Ниноцминдского и Иоанна Грдзелисдзе. Г. С. сразу же по прибытии на Афон приступил к сбору сведений о прп. Евфимии и об Иоанне Святогорцах, об их учениках, о строительстве мон-ря и о начале монашеской жизни в Ивироне. Используя рукописи прп. Евфимия, он создал жития преподобных, содержащие точные сведения об истории мон-ря и о грузино-визант. отношениях. В 1050 г. Г. С. посетил К-поль и испросил у визант. имп. Константина Мономаха свинец на покрытие собора, а также новые хрисовулы, подтверждающие старые, о расширении монастырских территорий и о подтверждении права грузин на Ивирон. В 1054 г. в связи с приездом груз. царя Баграта IV († 1072) и его матери Мариам Г. С. вновь посетил К-поль. Царица пожелала принять монашество из его рук. Заботы о мон-ре отнимали у Г. С. все время, и он скорбел, что вынужден урывками заниматься переводом священных книг. Приведя все монастырские дела в порядок, он оставил Афон и направился на Чёрную Гору.

http://pravenc.ru/text/164429.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили) († ок. 1805), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи , гимнограф. Царевич Иоанн Багратиони (Батонишвили) в соч. «Калмасоба» характеризует Е. М. как замечательного деятеля своего времени, знатока и ценителя литературы, преподававшего философию и богословие в монастырской школе ( Иоанн Багратиони [Батонишвили]. С. 197). Е. М. упоминается в колофонах различных рукописей, первые сведения сохранились под 9 июня 1776 г. 8 июня 1778 г. Е. М. попал в плен к дагестанцам ( Сулхан-Саба Орбелиани. Груз. словарь//НЦРГ. A 1157); преподобный был освобожден царевичем Георгием (впосл. груз. царь Георгий XII (1798-1800)). В 80-х гг., в период настоятельства Е. М. в Натлисмцемели, обитель окрепла. В ее скриптории были переписаны мн. рукописи, среди к-рых: НЦРГ. H 1684, 1777 г., H 891, 1784 г., сочинения прп. Максима Исповедника (НЦРГ. S 367, 1781 г.), «Риторика» (НЦРГ. H 256, 1782 г.) и др. Е. М. принадлежит акафист просветительнице Грузии св. Нине (НЦРГ. H 1283. Л. 216-223), созданный по благословению еп. Ниноцминдского Саввы (Тусишвили) и написанный с учетом характерных для груз. гимнографии способов стихосложения. Поэтическая фактура в основном опирается на метафрастическую редакцию Жития св. Нины, выделяется риторический стиль песнопения. Во всех изданиях ( Сабинин. Рай. С. 156-165; в публикациях Тифлисского церковного музея, а также в Календаре ГПЦ за 1977 г. (С. 13-32)) его автором ошибочно назван еп. Савва (Тусишвили). Е. М. был знаком или состоял в дружеских отношениях со мн. общественными и духовными деятелями Грузии, в частности с еп. Некресским Амвросием (Микадзе) (НЦРГ. H 1684). Его ученики, подвизаясь в разных уголках Грузии, не забывали своего учителя. Так, служивший в мон-ре Икорта прот. Антоний навещал Е. М. несколько раз в год.

http://pravenc.ru/text/187783.html

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. - ; до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси. Образована на 2-м Соборе ГПЦ (27 июня - 7 июля 1920) путем слияния Мцхетской и Тифлисской епархий ГПЦ, восстановленных в числе других 13 древних епархий в сент. 1917 г. на 1-м после провозглашения автокефалии ГПЦ Соборе. Управляют М.-Т. е. Глава ГПЦ Католикос-Патриарх всей Грузии, Архиепископ Мцхетско-Тбилисский, и его викарии (хорепископы). М.-Т. е. граничит со следующими епархиями ГПЦ: Сагареджойско-Ниноцминдской на востоке, Гардабанско-Марткопской на юго-востоке, Самтависско-Каспской на западе, Цилканско-Душетской и Тианетско-Пшав-Хевсуретской на севере, Манглисско-Тетрицкаройской на юго-западе. Территория М.-Т. е. включает г. Тбилиси и его окрестности, г. Мцхета и поселения муниципалитета Мцхета, кроме сел Цилкани и Мисакциели на севере (относятся к Цилканско-Душетской епархии). История После Крещения древнегруз. царства Картли и объявления христианства гос. религией (ок. 326 г.) в древней столице царства Мцхете была образована первая кафедра ГПЦ - Мцхетская, ставшая церковным центром страны. В 60-80-х гг. V в. царь Картли св. Вахтанг Горгасали , основавший Тбилиси, провел церковные реформы: был образован Мцхетский (Восточногрузинский) Католикосат , имевший определенные автокефальные права, в его составе были учреждены 12 епархий, в т. ч. Тбилисская. Глава ГПЦ стал носить титул католикоса. Мцхетский архиерей стал называться архиепископом Картлийским, епископом Самтавройским; он занял в церковной иерархии 1-е место после католикоса, его кафедрой был определен мцхетский храм Самтавро . Территория Мцхетской епархии охватывала в то время земли между реками Рехула и Диди-Лиахви. Т. о., с V в. в Мцхете находились кафедры 2 архиереев: предстоятеля Церкви католикоса (позже - католикоса-патриарха) и Картлийского архиепископа, управлявшего Мцхетской епархией. Очевидно, в юрисдикционном подчинении католикоса была только Мцхета, а Картлийский архиепископ распространял свою власть на окрестности города. Кафедра Тбилисского архиерея с древности находилась в построенном приблизительно в 60-х гг. V в. Тбилисском Сиони .

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Преподобные Иоанн и Евфимий Иверские. Грузинская икона Евфимий Святогорец ввел в монастырский устав Ивирона " Правила и распорядки, утверждающие в вере " , основанные на дисциплинарных и нравственных принципах. Текст сохранился только в " Житии... Иоанна и Евфимия... " , где перечислено 42 пункта правил, характеризуя которые прп. Георгий писал: " Каким был он, блаженный отец наш Евфимий, преисполненный благодати небесной, такие и правила и распорядки учредил он в своем монастыре " . Общемонастырские дела при Евфимии рассматривал совет монастырской братии, а частные - эконом. Настоятельство отнимало у Евфимия много времени, и это сказывалось на его переводческой деятельности. По совету своих сподвижников, Арсения Ниноцминдского  и Иоанна (Грдзелидзе) , в 1019 году он передал управление монастырем прп. Георгию , но продолжал " надзор за ходом дел " и в Ивироне, и по просьбе прп. Афанасия Афонского в Великой Лавре , а также ходатайствовал о пособиях и помощи афонским монастырям перед византийским императором. Прп. Георгий характеризует Евфимия Святогорца как труженика, молитвенника и строгого постника: святой раньше всех приходил в храм и отстаивал всю службу; по понедельникам, средам и пятницам не выходил из кельи и держал строгий пост: лишь после захода солнца вкушал воду и хлеб; был " примером для всей братии... никогда ни в чем не давал себе отдыха " . Он носил лохмотья и поверх них железные цепи. Два раза в месяц преподобный  " преподавал братиям... поучения и наставления в духовной жизни " , и " слово из священных уст его, исполненное мудрости и утешения, источало для всех врачевство духовное " . По свидетельству агиографа, Евфимий был близким духовным другом прп. Гавриила Иверского (Святогорца) и " блаженного Леона, основателя обители римской на Афоне " , он часто вел с ними духовные беседы. Евфимий отличался особым смирением: он отказался от предложения византийского императора Василия II Болгаробойцы занять после кончины Кипрского архиепископа первосвятительский престол.

http://drevo-info.ru/articles/13680585.h...

217, 222 Целиков Д. Д. – слушатель Высших Богословских курсов. 367 Цинцадзе Каллистрат Михайлович, Католикос-Патриарх Каллистрат; (12 апреля 1866 – 3 февраля 1952). Окончил Тифлисскую ДС (1888) и Киевскую ДА (1892), к. б. 1 февраля 1893 назначен, 24 апреля 1893 рукоположен во священника к Дидубийской церкви Пресвятой Богородицы в Тифлисе, затем – настоятель Квашветской церкви во имя Георгия Победоносца в Тифлисе, с 6 мая 1909 – протоиерей. 1912 редактировал «Требник», а в 1914 – «Молитвослов и православный катехизис». 29 мая 1895 18 октября 1905 и 25 мая 1916 – 1 июня 1917 – член Городской думы от духовенства. Участник собора 12/25 марта 1917, восстановившего автокефалию Грузинской Православной Церкви, был избран на нем заведующим административным отделом Совета Католикосата. Летом 1917 был членом делегации, отправившейся в Петроград для переговоров об автокефалии со Св. Синодом. 18 марта 1918 – 24 февраля 1920 и 28 марта – 10 ноября 1922 – управляющий канцелярией Совета католикосата. 27 апреля 1922 – 12 января 1923 – директор Духовных курсов. 1 ноября 1925 хиротонисан во епископа Ниноцминдского и возведен в сан митрополита Манглисского (без принятия монашества). 21 июня избран и 24 июня 1932 интронизован католикосом-патриархом всей Грузии. См.: В. Никитин. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. К 120-летию со дня рождения.//ЖМП. 1986. 7. С. 49–55; Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. К 85-летию со дня рождения//ЖМП. 1951. 4. С. 21–25; Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. Некролог.//ЖМП. 1952. 2. С. 34; Р. Днепров. Скорбная утрата. Памяти Католикоса-Патриарха всей Грузии Каллистрата.//ЖМП. 1953. 2. С. 12–15. 177 Цунц (Zunz) Леопольд; (10 августа 1794 – 18 марта 1886) – немецкий еврейский ученый, исследователь раввинистической литературы и иудейского культа. 66 Чадров (Чабров?) Николай Иванович ; (1877 – ?). Диакон. Слушатель Высших Богословских курсов. 21 апреля 1931 арестован по делу ИПЦ. Постановлением от 8 октября 1931 осужден к заключению в концлагерь сроком на 3 года. Срок наказания отбывал в ВИШЛАГе. Постановлением от 22 августа 1933 определено условно-досрочное освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ II [груз. ] (Багратиони Теймураз; 8.01.1762, Тбилиси -21.12.1827, Н. Новгород), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811). Царевич, сын царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони, брат последнего царя Картли-Кахети Георгия XII . Богословское образование получил в Тбилисской ДС , где в 1782 г. принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 г. в составе груз. посольства посетил Россию. В 1784 г. по просьбе Ираклия II рукоположен во еп. Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Хиротония была совершена в придворной ц. Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II , к-рая в качестве подарка преподнесла А. драгоценную панагию. В том же году А. был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 г., после кончины Католикоса-Патриарха Антония I , А. в возрасте 25 лет был избран Католикосом-Патриархом Грузии. Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Годы Патриаршества А. пришлись на очень сложный период истории Грузии и ГПЦ. После кончины в 1798 г. Ираклия II положение усугубилось распрей между наследником престола царем Георгием XII и его братьями, собравшими вокруг себя недовольных царем феодалов. После смерти Георгия XII (28 дек. 1800) 18 янв. 1801 г. в С.-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при имп. Александре I (издан 12 сент. 1801, обнародован в Тбилиси в апр. 1802), по к-рому отменялись даже те автономные права, к-рые предоставлялись Грузии имп. Павлом I. Т. о. фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности ГПЦ. В февр. 1801 г. командующий кавказской линией ген. К. Кнорринг обратился к А. с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о ГПЦ, что и было передано А. с присовокуплением небольшого обзора по истории ГПЦ и ее управления (Исторические акты. Т. 1. С. 529-531). Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, А. в ответ на просьбу ген. Кнорринга осадить сепаратистские действия царевичей писал: «Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире» (Там же. С. 236.). В дек. 1801 г. А. был награжден орденом св. Александра Невского с пожалованием белого клобука с крестом, украшенным бриллиантами, и Серафимами на воскрыльях.

http://pravenc.ru/text/116048.html

В сер. 90-х гг. X в. прп. Иоанн тяжело заболел и поручил сыну заботы о мон-ре и братии, насчитывавшей на тот момент уже ок. 300 чел. В 1005 г. (по церковной традиции в 998) он, предчувствуя близкую кончину, благословил Е. С. стать настоятелем мон-ря, а послушание духовника братии передать родственнику прп. Георгию Святогорцу, с тем чтобы последний в случае смерти Е. С. принял и настоятельство. Е. С. ввел в монастырский устав Ивирона «Правила и распорядки, утверждающие в вере», основанные на дисциплинарных и нравственных принципах. Текст сохранился только в «Житии... Иоанна и Евфимия...», где перечислено 42 пункта «Правил…», характеризуя которые прп. Георгий писал: «Каким был он, блаженный отец наш Евфимий, преисполненный благодати небесной, такие и правила и распорядки учредил он в своем монастыре» (Там же. С. 69). Общемонастырские дела при Е. С. рассматривал совет монастырской братии, а частные - эконом. Настоятельство отнимало у Е. С. много времени, и это сказывалось на его переводческой деятельности. По совету своих сподвижников, свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) , в 1019 г. он передал управление мон-рем прп. Георгию, но продолжал «надзор за ходом дел» и в Ивироне, и по просьбе прп. Афанасия Афонского в Великой Лавре, а также ходатайствовал о пособиях и помощи афонским мон-рям перед визант. императором. Прп. Георгий характеризует Е. С. как труженика, молитвенника и строгого постника: святой раньше всех приходил в храм и отстаивал всю службу; по понедельникам, средам и пятницам не выходил из кельи и держал строгий пост: лишь после захода солнца вкушал воду и хлеб; был «примером для всей братии... никогда ни в чем не давал себе отдыха». Он носил лохмотья и поверх них железные цепи. 2 раза в месяц Е. С. «преподавал братиям... поучения и наставления в духовной жизни», и «слово из священных уст его, исполненное мудрости и утешения, источало для всех врачевство духовное». По свидетельству агиографа, Е. С. был близким духовным другом прп. Гавриила Иверского (Святогорца) и «блаженного Леона, основателя обители римской на Афоне», он часто вел с ними духовные беседы. Е. С. отличался особым смирением: он отказался от предложения визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять после кончины Кипрского архиепископа первосвятительский престол.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ [груз. ] († 1018, мон-рь Ивирон на Афоне), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 31 июля), переводчик, каллиграф. Биографические сведения о нем содержатся в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Мтацминдели (Святогорцев) (в редакции прп. Георгия Святогорца ) и прп. Георгия Святогорца (в редакции прп. Георгия Мцире ; 2-я пол. XI в.) и многочисленных приписках, оставленных А. Н. в переписанных им рукописях собрания мон-ря Ивирон . Время и место пострига А. Н. неизвестны. Он был рукоположен во епископа Ниноцминдского (совр. Сагареджойский р-н Грузии), но вскоре оставил кафедру, решив посвятить себя сугубо монашескому деланию. Прибыв к царю Тао-Кларджети Давиду III Куропалату, А. Н. испросил позволения поступить в к.-л. мон-рь в пределах его страны. Царь направил его в мон-рь Отхтаэклесиа (Четырех церквей) в ущелье р. Чорох (совр. Турция), где А. Н. встретился с мон. Иоанном (Грдзелисдзе), с к-рым более не разлучался. Чрезмерное внимание к благочестивым монахам вынудило их в поисках более уединенного места для своих молитв покинуть Грузию и поступить в один из мон-рей Понта (пров. Византийской империи, совр. Турция). Вскоре их пригласили к себе груз. монахи Афона , где под рук. преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев незадолго до этого был основан груз. мон-рь Ивирон (983). Поселившись в мон-ре, А. Н. стал ближайшим соратником преподобных игуменов и много трудился, организовывая монастырскую жизнь и переписывая и переводя рукописи, хранившиеся в мон-ре. Именно уговорами А. Н. прп. Евфимий Святогорец в 1019 г. оставил игуменский пост, чтобы более интенсивно заниматься лит. деятельностью. А. Н. похоронен в ц. святых Архангелов; при игум. прп. Георгии Святогорце (1044-1056) мощи А. Н. были перезахоронены вместе с мощами основателей мон-ря в главном соборе во имя Успения Пресв. Богородицы. Ист.: Catalogue des Manuscrits Géorgiens de la bibliotèque de la lavre Iviron du mont Athos/Par R. P. Blake//ROC. 1934. 3 Sér. Т. 8 (28). 1931/1932. 3, 4. Р. 23, 114-159; /. . , 1967. Т. 2. С. 56-57, 95, 133; A . Тбилиси, 1954. Т. 4, 1103. С. 76-84.

http://pravenc.ru/text/76308.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010