Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (до 506/7 - 1765; с нач. XVII в. Самебская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (Мцхетский Католикосат), кафедра - в церкви (позже - монастыре) Кацарети , во имя Св. Троицы (Самеба), расположенной в 8-10 км от с. Хашми (Сагареджойский муниципалитет, Кахети). География Территории К. е. находились в исторической пров. Кахети (Вост. Грузия), в среднем течении р. Иори. Наиболее ранние сведения о точных границах К. е. относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «выше (Хашми.- Авт.), в ущелье (р. Самебисхеви.- Авт.) стоит церковь Святой Троицы, большая, со сводом. Сидит там епископ, пастырь страны выше этого (Самебисхеви.- Авт.) до Эрцо» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 530). Зап. граница К. е. проходила по р. Самебисхеви (ныне Жати, левый приток р. Иори), которая отделяла земли К. е. от территорий Ниноцминдской епархии. Села Хашми и Карабулахи (на карте Вахушти обозначено юго-восточнее Хашми) считались уделом Кацаретского (Самебского) архиерея (кацарели или самебели), а с. Патардзеули находилось вне его юрисдикции ( Вахушти Багратиони. 1997. С. 42-43; Жордания. 1903. С. 34-35, 160-161; Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 206, 291, 488). Т. о., можно установить, что К. е. принадлежали земли: по левому берегу р. Иори - ограниченные вершинами, разделяющими ущелья Жати и Твалт-Хеви; по правому берегу - защищенные горным массивом с вершинами Сиони, Натахтари, Сарыял, Шестепе. На севере К. е. граничила с пров. Эрцо, к-рая входила в состав Челетской (позже Харчашнийской) епархии. Здесь естественную границу составляли хребет Иално и горные вершины, разделяющие ущелья рек Гомбори и Вашлиани. На востоке К. е. была отделена от территорий Руставской епархии Куро-Иорским водоразделом: граница шла от хребта Иално до горы Шестепе. На юге К. е. граничила с Гареджийской пуст., на северо-западе Гомборский хребет отделял территории К. е. от Алавердской епархии .

http://pravenc.ru/text/1683957.html

Точная дата основания К. е. неизвестна. Первое упоминание о Кацарети находится в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли проповедовала в др. районах страны, спустилась «в Кхоети (Кухети.- Авт.) и остановилась в Кацарети (близ совр. с. Хашми.- Авт.) и крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). По мнению Ф. Жордании , «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). К. е. не названа в списке кафедр, основанных царем Грузии св. Вахтангом Горгасали (V). Очевидно, она была образована в конце царствования св. Вахтанга или при его преемнике царе Дачи. Территории К. е. охватывали окрестности города-крепости Уджарма, адм. центра Кахети. В колофоне т. н. мцхетского списка (также список еп. Самебского Николая) свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» (НЦРГ. Q 1219, 1697 г.), отражавшем древнюю церковно-географическую традицию, было написано, что кафедра К. е. находилась «у врат Уджармы» ( Климиашвили. 1960. С. 372). Поскольку в результате церковных реформ, проведенных царем св. Вахтангом, пастырем Уджармы и ее окрестностей был ниноцминдели (Ниноцминдский архиерей), можно думать, что К. е. выделилась из Ниноцминдской епархии ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Мон-рь Кацарети. Рис. Т. Бейера. 1925 г. Впервые кацарели (касдраци в арм. источнике) еп. Захария упомянут среди 24 груз. архиереев, поставивших свои подписи под решениями Двинского Собора 505/6 г. (Книга посланий. 1968. С. 97-98; Какабадзе. 1924. С. 50-52; Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 300). В послании от 607 г. католикоса Картли Кириона I (599-614/6) подтверждены хиротонии 35 епископов, входивших в Картлийский (Мцхетский) Католикосат; очевидно, среди них был и кацарели (Книга посланий. 1968. С. 90).

http://pravenc.ru/text/1683957.html

И епископ Некресей говорил им: ...А попов у меня нет, а которые попы и есть, и им недосужно, ходят ныне за пашнею, и мне послать к вам неково. И начал часы говорить у себя в кибитке и вечерню пел один; и оне дожидались отпуску» (Материалы по истории грузино-рус. взаимоотношений. 1937. С. 385). По документам известен еще один некресели 1-й пол. XVII в.- еп. Роман, он засвидетельствовал сделку между неким Моисеем и католикосом-патриархом Вост. Грузии Иоанном IX (Авалишвили ; 1612-1617) ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 9). С XVIII в. сведения о некресели умножаются. В 1709 г. еп. Некресский Николай утвердил грамоту архиеп. Ниноцминдского Иосифа (Вачнадзе) о дарении виноградников мон-рю Додо (Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 216). Весьма важной является грамота царя Кахети Константина II (Махмад Кули-хана) (1722-1733) от 10 июня 1724 г., согласно к-рой некоему Авиву, сыну Шермазана Русисшвили, была пожалована должность некресели, ставшая к тому времени наследственной привилегией этого рода. Там же сказано, что если среди потомков Русисшвили не будет монахов, они имеют право передавать должность по своему усмотрению. Пожалование было сделано за верную службу, особенно проявленную во время набегов лезгин ( Какабадзе. 1967. С. 142). Однако наследственные права Русисшвили на Некресскую кафедру вскоре были отменены. Ок. 1739-1740 гг. Некресским архиереем был поставлен настоятель Давидгареджи Иоанн (Джорджадзе), сын моурави Енисели (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 331, 339). Изменения произошли в статусе некресели. В 1740 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Доментий IV (Багратиони ; 1705-1741) по просьбе царя Кахети Теймураза II (1733-1744; царь Картли в 1744-1762) посвятил епископа Некресского Иоанна (Джорджадзе), сына моурави Енисели, во митрополита. После него всех некресели должны были возводить в сан митрополита (ПГП. 1970. Т. 3. С. 754), однако в источниках этого периода некресели иногда именовали архиепископами (Список архиереев Картли и Кахети, 1770-е гг.//ПГП. 1970.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Настоятель Иверского монастыря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в южную часть нартекса кафоликона мощи Иоанна Святогорца, прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелидзе) и распорядился, чтобы возле рак горели три неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей Иоанна Святогорца и преподобных. Сочинение " Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве "  было создано прп. Георгием Святогорцем между 1042 и 1044 годами. Наиболее ранний текст сохранился в Афонском сборнике 1074 года , в рукописи 1713 года  и в 7 других рукописях XVIII века . Сведения об Иоанне Святогорце содержатся также в составленном Георгием Мцире в 1066-1068 годах " Житии и подвижничестве святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца " , в греч. Сказании об Иверской иконе Божией Матери (XVI в.), в принадлежащей Василию Багратисдзе синаксарной ред. Жития прп. Евфимия , послужившей одним из источников для прп. Георгия при составлении им Жития Иоанна Святогорца и прп. Евфимия, а также в сочинении греч. автора " Повесть о Евфимии, Иоанне и Георгии Ивирах " , дошедшем в двух рукописях первой половины XVIII века  и впоследствии включенном в сб. «Неон Эклогион» прп. Никодима Святогорца. Ценным историческим источником является хранящееся в ризнице Иверского монастыря собрание документов (актов) монастыря X-XV веков, изданное франц. византинистами при участии груз. ученых в 1985-1995 годах в 4 томах (Actes d " Iviron) и снабженное очерками по истории монастыря франц. византиниста Жака Лефора. Иоанн Святогорец неоднократно упоминается в актах . Его имя также упомянуто в " Книге агап Афонского Иверского монастыря " , содержащей 167 расположенных в круге календарного года поминальных записей X-XVII веков . Некоторые сведения об Иоанне Святогорце, основанные большей частью на указанных источниках, содержатся также в других письменных памятниках, связанных с историей Иверского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13680579.h...

НАТАЛИЯ Ивановна Сундукова (1887-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 429-430 НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ утвердившееся название для подвесного креста (на шнуре и т. п.) небольших размеров из металла, дерева, камня и др. материалов, носимого на груди под одеждой (на теле), являющегося для его носителя зримым символом христ. веры НАТЛИСМЦЕМЕЛИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 430-438 438-451 НАУМ († 11.11.1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 451-452 НАУМ (Шавианидзе Наум Григорьевич; 1889 - 1969) митр. Кутаисско-Гаенатский Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 452-453 НАУМА ОХРИДСКОГО МОНАСТЫРЬ мужской, во имя равноап. Наума Охридского Дебарско-Кичевской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 456-459 НАУМОВ Аполлос Иванович (1719-1792), обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода (с 28 июня 1786), гос. деятель 459-460 НАУМ ОХРИДСКИЙ (ок. 830 - 23.12.910), слав. просветитель, ученик равноапостольных Кирилла и Мефодия, равноап. (пам. 23 дек., 20 июня, 27 июля - в болгарских просветителей) 453-456 НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви 460-462 НАУРУ [Республика Науру], гос-во в зап. приэкваториальной части Тихого океана, на одноименном острове; входит в историко-культурную обл. Микронезия 462-465 НАФАН прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.) 465-468 468-470 НАФАНАИЛ [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 1818 (по др. (по др. данным, 1820) - 1906), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик 470-475 472-743 473-475 475-476

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

XVII в., усилилось притеснение христ. населения со стороны Турции. Переселившиеся с Сев. Кавказа племена, принявшие самоназвание местных абхазов, постепенно осели на территории от р. Келасури до р. Ингури, в результате чего А. К. стал терять свои владения на этих землях. Католикосы стремились уберечь от продажи в Турцию крепостных, приписанных к А. К.: католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу (Шервашидзе) прекратить торговлю, на что получил согласие, но на практике все продолжалось по-прежнему. Католикос Григорий, видя невыполнение соглашения, заключенного между католикосом Давидом и Квапу (Шервашидзе), выкупил принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселил его на территории Одиши. Кн. Одиши Леван III (Дадиани) пожертвовал Католикосату в качестве компенсации за потерянные в Абхазети земли Хобский мон-рь с прилегающими к нему земельными угодьями. Во 2-й пол. XVIII в. значительно усилилась власть царя Имерети Соломона I , к-рому удалось объединить страну и выставить против турок единое груз. войско. В результате неоднократных поражений, нанесенных туркам груз. войсками, враг был изгнан из страны. В 1759 г., во время правления католикоса Виссариона (Эристави), по инициативе Соломона I был созван Церковный Собор, к-рый запретил торговлю пленниками. Католикос Иосиф (Багратиони) помогал своему брату царю Соломону I в борьбе за укрепление царской власти; ратуя за возрождение груз. культуры, активно поддерживал возникшее в XVII-XVIII вв. книгопечатание, был большим ценителем и собирателем книг, значительную часть своей б-ки поместил в Гелатском мон-ре. Во время правления последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии (Гурия), прекратившие свое существование из-за опустошительных вторжений с юго-запада турков-осман. Он же отдал епископу Ниноцминдскому в качестве резиденции мон-рь в с. Гамочинебули (Гурия). Укрепление грузинско-рус. отношений во 2-й пол. XVIII в. привело к заключению в 1783 г.

http://pravenc.ru/text/62536.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

С самого прибытия своего на Святую Гору блаженный старался тщательно и подробно расспросить братий обители и близких учеников преп. Евфимия об ангелоподобной жизни сего святого мужа, блаженного отца его Иоанна, Торникия и подвизавшихся вместе с ними в этой обители других святых отцов Иверской страны. Затем блаженный Георгий подробно узнал о начале построения святой Иверской обители, об обычаях ее и правилах, установленных святым Евфимием. Святой Георгий выведал в точности все, что только можно было, от знавших св. Евфимия и по оставшимся после него разным рукописям и составил его житие в назидание будущим поколениям. Над этим святой трудился, еще будучи благочинным. Став настоятелем, блаженный вновь воздвиг от основания соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Об этом свидетельствует и надпись, сделанная святым на медном кругу, лежащем на полу в центре собора под паникадилом: «Я утвердил столпы эти, и ввек не подвигнутся. Георгий, монах, ивериец и ктитор». Окончив построение собора, блаженный установил в нем драгоценную раку для мощей святого и богоносного отца нашего Евфимия, с великой честью перенес их из церкви Крестителя в собор, где они и почивают до сего дня. Десницу же Евфимиеву, богомудрыми писаниями просветившую народ иверский, положил в особенный ковчег, вместе с честными мощами святого первомученика и архидиакона Стефана, святого священномученика Игнатия Богоносца , святого мученика Иакова Персского, который был рассечен по суставам, святых мучеников Космы и Дамиана Аравийских, святых сорока мучеников Севастийских, святого великомученика Пантелеймона и многих других святых. И ковчег этот всегда носил с собою, так что имя Евфимиево от Святой Горы до горы Черной славилось нераздельно с именами других великих угодников Божиих. Желая благоговейно почтить и мощи преподобного Иоанна, блаженный Георгий перенес их из церкви Всех Святых в соборный храм и положил вместе с мощами его сына, преподобного Евфимия. После сего стал он искать и мощи блаженных отцов, трудившихся вместе с Евфимием над переложением Священного Писания на грузинский язык: Арсения, епископа Ниноцминдского, ради безмолвия на Святой Горе оставившего свою кафедру в Кахетии, и святого, исполненного божественной мудрости монаха Иоанна Грдзелидзе. Их мощи почивали вне монастыря, близ церкви преподобного Симеона Столпника. Эти святые мужи в тесных кельях, у самой этой церкви, вели строгую аскетическую жизнь и там мирно скончались о Господе. По обычаю хоронить великих подвижников на местах их трудов они и погребены были близ храма, в их кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Средние богословские учебные заведения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: подготовил диакон Георгий Максимов Средние богословские учебные заведения Список средних богословских учебных заведений, а также православных школ и гимназий, и их ректоров Мцхета-Тбилисская епархия Тбилисская духовная семинария. Ректор: Католикос-патриарх Илия II. Тбилисская гимназия во имя св. Илии. Директор: г-жа Кахиани. Тбилисская гимназия во имя св. Георгия. Тбилисский центр приходских школ Руководитель: Лия Салахиа Мцхетская гимназия во имя Двенадцати апостолов. Диектор: архимандрит Илия (Насидзе) Ниноцминдское духовное училище. Ректор: епископ Спиридон (Абуладзе) Алавердская епархия Алавердская церковная средняя школа. Директор: г-н Махателашвили. Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия Ахалцихская духовная семинария во имя св. Григория Хандзойского Ректор: Архиепископ Феодор (Чуадзе) Батумская и Лазская епархия Батумская духовная семинария во имя св. Иоанна Богослова Ректор: иерей Иаков Банидзе Батумское духовное училище. Директор: архиепископ Димитрий (Шиолашвили) Батумская гимназия во имя св. царя Давида Директор: священник Арчил Чхартишвили Зугдидская и Цаишская епархия Зугдидская духовная гимназия во имя св. Георгия Директор: Манана Начкебиа Некресская и Еретская епархия Некресская гимназия во имя св. Илии Ректор: епископ Сергий (Чекуришвили) Руставско-Марнеульская епархия Руставийская школа св. Нино Директор: иерей Сергий Касрадзе. Самтависская и Горийская епархия Самтависская гимназия во имя св. Георгия Директор: епископ Андрей (Гвазава) Самтредская и Хонийская епархия Самтредское духовное училище имени священномученика Назария (Лежава). Директор: епископ Савва (Гигиберия) Сенакская и Чхороцкая епархия Сенакская монастырская школа для девочек. Директор: монахиня Анна (Муселиани) Стефанцмидская и Хевская епархия Гимназия во имя св. Илии Директор: Джиджия Пиранишвили Хулойская епархия Хулойское духовное училище и гимназия Ректор: иерей Мириан Самхарадзе Урбнисская и Руисская епархия Православная гимназия во имя св. Георгия. Директор: архимандрит Стефан (Коринтели) Потийская и Хобская епархия Потийская гимназия во имя св. Григория Богослова Ректор: диакон Авраам Соломнишвили Кутаисская и Гаенатская епархия Гелатская духовная семинария во имя святителя Гавриила (Кикодзе) Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Кутаисский Богословский институт имени св. царя Давида Строителя. Ректор: митрополит Каллистрат (Маргалиташвили) Цхалтская православная школа " Святой Гавриил " Шемокмедская епархия Ланчхутская духовная гимназия во имя св. Иоанна Крестителя Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Озургетская духовная гимназия во имя св. Нины Ректор: епископ Иосиф (Кикнадзе) Цагерская и Лентехская епархия Цагерское духовное училище во имя св. Илии. Ректор: епископ Стефан (Калаишвили) Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Как первоиерарх Грузинской Церкви, экзарх должен знать грузинский язык, главный национальный язык экзархата», но о. Т. Буткевич находит, что без этого знания можно обойтись. Странная логика нетерпимого и братоненавистнического папаса, а еще христианина! Не напрасно один из епископов в Предсоборной Коммиссии указал, что многоученый о. прот. Т. Буткевич получил докторскую степень за то, что «книгу протестантского богослова проф. Зайделя присвоил и издал ее под своим именем в 1888 г.». Хотел было владыка указать «о. грузинофобу» и на другие его сочинения, но остановился... Проф. И. Бердников «подчиненность» Грузинской Церкви Русскому Синоду основывает на том, что, «сын царя Ираклия, Антоний, посвящен в сан католикоса в Царском Селе», но это указание ложное. В Царском Селе в 1786 г. июня 10 Антоний был хиротонисан в митрополита Ниноцминдского, с разрешения патриарха Католикоса Антония 1-го. Г. Бердникову не мешало бы к истории относиться внимательнее и на лжи не основывать истину. Проф. Цагарели о сочинении прот. Буткевича отозвался так: «Сочинение о. Б–ча об автокефалии Грузинской Церкви «свидетельствует о глубоком невежестве ее автора в истории Церквей Русской и Грузинской, равно и Русской гражданской, но и большую наклонность его «кормчемствовати истинною» (2 кан. 6 Всел. соб.). Полное незнание предмета, неразборчивость средств, «научная неподготовленность, явно негодные средства» характеризуют работу о. Буткевича, а еще более его невежественного единомышленника, под гипнозом которого он находится». Как экзарх Евсевий заботился о сохранении древних грузинских рукописей, видно из того, что «один архимандрит, в ожидании приезда экзарха, жадного к грузинским древностям, из страха закопал ценные древние книги в яму, благодаря чему они навсегда погибли». Много вывез за границу древних грузинских книг и рукописей барон де-Бай, и, конечно, лучше им было быть в заграничных музеях и библиотеках, нежели быть сожженными в печах, чем именно занимался экзарх Павел в Кишиневе и отчасти в Тифлисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010