Церковный деятель и путешественник XVIII в. еп. Тимофей (Габашвили) в своих «Путешествиях» упоминает еп. Ниноцминдского Иоанна, к-рый подвизался на Св. Горе Афон после преподобных Иоанна, Евфимия и Георгия Святогорцев ( Тимофей (Габашвили). 1956. С. 22), в связи с чем можно поставить вопрос о тождестве этого Иоанна и архиеп. Иоанна, известного по надписи на кафоликоне мон-ря Ниноцминда, к-рый впосл. подвизался на Афоне. С XII по XVI в. сведения о Н. е. в источниках отсутствуют, в то время как документы XVI - нач. XIX в. содержат много информации о ниноцминдели и Н. е. По мнению Б. Ломинадзе, ниноцминдели неск. раз занимали должность архимандритов гареджийских мон-рей: с XVI в. до 1739/40 г. и в 1764-1810 гг. (Давидгареджийской лавры), с XVI в. до 1760 г. (мон-ря Додо), с XVI в. до 80-х гг. XVII в. и с 1760 г. (мон-ря Натлисмцемели) ( Ломинадзе. 1966. Т. 1. С. 146). М. Шаоршадзе внесла уточнения в этот список. Так, ниноцминдели были архимандритами лавры Давидгареджи с XVI в. до 1737 г. Ниноцминдели Иосиф (Вачнадзе) передал в 1737 г. управление лаврой еп. Некресскому Иоанну (до 1751, затем лаврой управлял еп. Бодбийский до 1760) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). После этого управление лаврой вновь вернулось к ниноцминдели (1760-1810). Мон-рем Додо ниноцминдели управляли с XVI в. до 1760 г. и с 1794 г. до упразднения мон-ря в нач. XIX в.; мон-рем Натлисмцемели - с XVI в. до 1692/93 г. и с 1760 г.- до нач. XIX в. (в 1692/93 - 1760 гг.- Кацаретский (Самебский) архиерей). Примечательно, что на протяжении XVI-XVIII вв. передача гареджийских монастырей др. епископам носила временный характер и производилась с разрешения Ниноцминдского архиерея в зависимости от ситуации, в то время как в правовом отношении «благословителем» мон-рей всегда оставался ниноцминдели ( Шаоршадзе. 2008. С. 113-134). Над зап. входом в кафоликон Ниноцминды сохранилась надпись ниноцминдели Николая (Андроникашвили), в к-рой указано, что в 1671 г. он «обновил снаружи кирпичом» храм, заказал новый иконостас, «построил и полностью украсил ворота» ( Ростомашвили. 1901. C. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда в одноименном селе (ныне в муниципалитете Сагареджо). География В древности Н. е. включала территории груз. исторической провинции Гаре-Кахети в той ее части, где к середине Иорского ущелья с северо-запада прилегает Гомборский хребет и берут начало ущелья левых притоков р. Иори: Гомборское, Самебское, Патардзеульское, Ниноцминдское, Сагареджойское (Твалтхеви), Гиоргицминдское, Тохлиаурское, Манавское, Чаилурское и Шиблианское. В Н. е. входили селения, расположенные между с. Хашми и г. Сигнахи. В одном из документов 1654 г. сохранилось описание территории Н. е. ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 34). В 1758 г. в состав Н. е. были включены территории упраздненной Черемской епархии, в 1765 г.- часть упраздненной Кацаретской епархии (Самебской). В документе « » (Указы и гуджары) (НЦРГ. H 2110. Л. 16 об.- 17) сказано, что в 1767 г. царь Картли-Кахети Ираклий II восстановил для еп. Ниноцминдского Саввы (Тусисшвили) «старые пожертвования». В документе не только перечислены объекты пожертвований, но и дано описание территории Н. е., включавшей Оркошнское ущелье, Тушетское ущелье, Тавгочауру, Фару, Азнаурис-Шару, Нигозцкали, Меджутави, Сахохбис чалу, Наомари, Коду и др. (мн. топонимы не локализуются). По словам нем. путешественника И. А. Гюльденштедта, побывавшего здесь в 1772 г., «в Кахети Твалсагареджо занимает нижнее течение Иори и нижнюю часть Мтисцианети и ее равнины. Ему же принадлежат места, оснащенные стенами и крепостями: 1. Манави, самая крайняя восточная часть; 2. Натлуги; 3. Марткопи, который считается городом; 4. Нория; 5. Лочини; 6. Патардзеули; 7. Ниноцминдский монастырь; 8. Наниани; 9. Сагареджо, который также называется городом… на Иори: Сегурани-крепость, Оривская крепость, Патардзеульская крепость, Ниноцминдский монастырь, Манавская крепость… На Иори почти все уничтожено и опустело» ( Гюльденштедт. 1962. Т. 1. С. 261). В сочинении историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , опирающегося на ранние источники («Распорядок царского двора» XIV в., документы XVI в. и др.), было указано, что Н. е. «принадлежат все гареджийские пустыни (т. е. монастыри в пуст. Гареджи.- Авт.), и поэтому ниноцминдели и архимандрит, поскольку некоторые гареджийские пустыни архимандритские, а некоторые настоятельские» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). История

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Таин. Страдальческие кости их, по чудесному видению, Грузинскими Царями в весьма великом множестве собраны и хранятся на месте избиения их, в Св. Отаре, за престолом сооруженной во имя Воскресения Христова церкви, в устроенном во всю восточную стену каменном ковчеге. Память сих Св. мучеников совершается Грузинскою Церковию во вторник Светлой недели. В сей пустыне был Настоятелем Преподобный Отец Иларион, происходивший из роду Кахетинских Князей Вачнадзевых, которого за многие добродетельные подвиги убеждали Царь и народ принять Епископство; но сей Святый, бегая славы человеческой, удалился в Грецию в 862 году по Рождестве Христове, и, обходя многие Св. места, прибыл в Фессалию, где и скончался в 882 году, на 98 году от рождения своего. Сверх сих Преподобных Отец Давидгареджийская пустыня породила и других многих Святых мужей, в горах устроивших монастыри, коих остатки, за всеми в разные времена неприятельскими опустошениями, еще и по ныне видны. В означенной пустыне погребены тела Грузинских Царей: и. Александра первого, скончавшегося в 1414. году и погребенного в церкви Воскресения Христова; 2. Багратиона, который по блогочестию своему, оставя престол Царский, посвятил себя Богоугодной монашеской жизни, и наречен был Афанасием; 3. сына его Димитрия, преемника престола, который, последуя блогочестивому примеру родителя своего, оставя также земное царство, постригся в монашество, и по многих подвигах своих, скончавшись в 1469 году, погребен при гробе его: 4. Супруги Грузинского Царя Георгия, Екатерины, по-грузински Кетеваны, скончавшейся в 1782 году: Преосвященных: 1. Иосифа Митрополита Ниноцминдского, скончавшегося в 1711 году; 2. Николая Ниноцминдского же; 3. Иоанна Мшпрополита Бодбийского; 4. Дометия Митрополита Руставского; 5. Давида Митрополита Бодбийского. Настоятель оной пустыни, Архимандрит Антоний Всликороссиянин, родом из Рязани. Братии: 4 Иеромонаха. 5 Иеродиаконов. 6 Послушников. 3 . Иоаннокрестительская пустыня, считающаяся в Грузии во втором классе. Пустыня сия состоит в Телавском уезде от Тифлиса на Юго-восток, расстоянием в 60 верстах от Тифлиса, между двух высоких гор, в каменном утесе, на полугоре; открытый её вид на Юг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в. [Груз. - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси. История Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани , храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол ( Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине ( Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой. План кафоликона мон-ря Ниноцминда План кафоликона мон-ря Ниноцминда По исследованиям Г. Н. Чубинашвили , храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. ( Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота ( Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

137-164 164-166 166-167 НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель 167-173 173-174 174-175 НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф 175-178 НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» 178-188 НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) 188-203 203-210 210-212 НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру 212-214 Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968) 214-218 НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) 218-219 219-226 НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 226-227 227-230 НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов 230-240 НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 240-243 НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/vol/LI.html

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Башня мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Башня мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Осенью 1846 г. эти места посетил историк А. Н. Муравьёв . Он назвал К. «отпечатком лучших времен Грузинской Церкви», описал кафоликон, указав, что местами сохранилась стенная живопись ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 204-206). К последней четверти столетия «здание храма... ничем и никем не защищенное, сделалось убежищем для... животных» ( Пурцеладзе. 1891). В 1885 г. по инициативе грузинского историка Д. Бакрадзе и настоятеля Натлисмцемели архим. Макария в К. были расчищены территория и здание церкви, перебрано перекрытие, вставлена дверь, воздвигнута алтарная преграда. Выявлены хозяйственные сооружения монастыря - колодец, пекарня, марани (винный погреб) с 50 квеври (большими амфорами для хранения вина и воды), бассейн, вода в который поступала из леса по глиняным трубам. Двое иноков из мон-ря Натлисмцемели поселились в башне и стали присматривать за церковью. 17 февр. 1891 г. архим. Макарий и 4 иеромонаха освятили храм. Видимо, постоянного клира в К. на тот момент не было. В периодике того времени упоминается народный обычай устраивать возле К. по церковным праздникам пикники: напр., на 3-й день Пасхи отмечали Самебоба (праздник Св. Троицы). В 1925 г. в К. проводили полевые исследования архитекторы Т. Бейер и Н. П. Северов. Бейер зарисовал ансамбль, снял замеры церкви, составил чертежи (план, разрезы). Нек-рые его работы использовал В. Беридзе при иллюстрировании своих трудов; архив хранился в Ин-те искусствознания в Тбилиси, но погиб при пожаре в кон. 1991 - нач. 1992 г. В 1982 г. произведена реставрация кафоликона. Монастырская жизнь была восстановлена. В 2004-2009 гг. в К. находилась резиденция еп. Сагареджойского и Ниноцминдского Луки. В 2005-2007 гг. храм был вновь отреставрирован. Г. Чеишвили Архитектурный ансамбль К. окружен каменной оградой. Главные ворота расположены с юж. стороны, внутри арочные, снаружи прямоугольные, датируются XIV-XV вв. В ограде, с юго-зап. стороны от церкви, устроена жилая 3-этажная башня, имеющая трапециевидную форму. На территории К. также расположены частично руинированный архиерейский дом и хозяйственные постройки.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

В 1801 г. Вост. Грузия включена в состав Российской империи. Несоответствие церковно-административного устройства Русской (управлявшейся светским лицом, обер-прокурором Святейшего Синода, и Синодом) и Грузинской (управлявшейся католикосом-патриархом) Православных Церквей вызывало многочисленные сложности, к-рые в полной мере отражены в процессе назначения нового настоятеля Н. Из письма от 10 апр. 1804 г. главнокомандующего Грузии кн. П. Д. Цицианова католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) известно, что Антоний II по представлению еп. Ниноцминдского и Руставского Стефана (Джорджадзе) поставил на место настоятеля Н. архим. Доментия (Давиташвили-Багратиони), возглавлявшего мон-рь Шиомгвиме, и известил главнокомандующего о смерти прп. Евфимия и о новом назначении. Католикос-патриарх также просил Цицианова «предписать кап.-исправнику о приведении в послушание помянутому архимандриту крестьян, той пустыне принадлежащих». Цицианов расценил подобные действия как самоуправство. Он указал католикосу-патриарху на то, что раньше «на таковые важные места поступали всегда настоятели с согласия светского начальства» (очевидно, имея в виду груз. царей). Далее он писал Антонию II о том, что к нему «уже вошел с просьбой» еп. Никозский Афанасий (Мачавариани), который в силу преклонного возраста затруднялся управлять епархией и просил место настоятеля Н. либо право проживать в мон-ре на пенсии в 120 р. в год. Цицианов счел эту просьбу «богоугодной» и был намерен назначить еп. Афанасия настоятелем Н. (и епархию присоединить к Самтаврской), а архим. Доментия - его викарием. Если же католикос-патриарх не согласится с назначением, Цицианов просил выделить епископу в Н. «приличные по сану его келлии» и уведомить главнокомандующего о причинах несогласия с его решением, чтобы он мог донести об этом императору, «не скрывая неустройств здешнего духовенства и небрежения оным пользы церковной» (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию от 10 апр. 1804 г., 296//АКавАК. Т. 2. С. 268-269). Антоний II не изменил своего решения и оставил настоятелем архим. Доментия. Обстоятельства этого дела проясняет доклад прокурора Верховного груз. правительства Плахотина главнокомандующему в Грузии А. П. Тормасову, посвященный раздаче католикосом-патриархом церковных земель, которую российское правительство считало незаконной. В частности, в пункте 52 Плахотин писал, что Антоний II «архимандриту Доментию отдал монастырь Иоанна Крестителя со всеми принадлежащими к оному крестьянами; за сие в подарок с него взял 150 р с (рублей серебром.- Авт.), а за ходатайство племянник его (Цицианов.- Авт.) получил 100 р с», на основании чего император «повелеть соизволил, дабы е свят (Его Святейшество.- Авт.) впредь не смел посвящать ни в который сан никого» (Донесение прокурора Верховного груз. правительства Плахотина ген. Тормасову, от 23 июля 1810, 108//АКавАК. Т. 4. С. 154. 52).

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Натлисмцемели. Вид с юго-востока [Груз. - Креститель], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в 6 км к западу от лавры прп. Давида Гареджийского (Давидгареджи) в Тбилельской долине (край Кахети). Основная часть комплекса находится на юж. склоне хребта; на сев. склоне есть неск. пещер и резервуаров для воды, на прилегающей с севера к мон-рю территории террасами расположены угодья. Вместе с лаврой прп. Давида Н. являлся значительным духовным центром Грузии. История Н. в период средневековья Церковное предание связывает основание Н. с именем прп. Лукиана Гареджийского (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), первого ученика прп. Давида Гареджийского, сведения о чем сохранились в редакции X в. Жития прп. Давида (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 239). Предание об основании обители жило еще в XIX в., настоятель мон-ря передал его А. Н. Муравьёву в 1840 г. ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 68). Опираясь на эти сведения и на известные на сегодняшний день вещественные материалы, Г. Чубинашвили предполагал, что лавра прп. Давида и Н. были основаны в одно время ( Чубинашвили. 1948. С. 31-33). Исследования последних десятилетий выявили документальные, эпиграфические и археологические материалы, связанные с разными этапами жизни Н. Вещественные материалы времен основания монастыря (VI-VIII вв.) на территории комплекса сохранились скудно: культурные слои раннего периода были утрачены в результате непрерывной на протяжении веков интенсивной монастырской жизни. На стеле Н. с изображением чуда вмч. Евстафия Плакиды (VI-VII вв.; была встроена в паперть главного храма, ныне в Национальном музее Грузии) сохранилась надпись, содержащая наиболее раннее упоминание имени ктитора Н.: «Этот крест воздвиг я, Марвуво, для молитвы за себя, мою супругу и моих детей».

http://pravenc.ru/text/2564744.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010