И. С. понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Свящ. Писания с греч. языка на грузинский, «ибо страна Картлийская в великом недостатке книг». Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества груз. монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 32, 977 г.), указано, что И. С. был заказчиком рукописи. После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) И. С., решив, что теперь он может покинуть мон-рь, взял сына и неск. учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что «грузин немалые роды и племена упокоены там». В портовом г. Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг И. С., к-рый, узнав о планах святого, сообщил о них в К-поль. Император вызвал преподобного в столицу. И. С. сказал ему: «Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе». Однако император убедил И. С. отказаться от своих намерений, указав на то, что без него груз. мон-рь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью. Однако позже И. С. заболел подагрой «и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли». Как сказано в Житии, И. С. принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами мон-ря сыну, к-рый, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо И. С. и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа груз. монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе) . Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп.

http://pravenc.ru/text/471496.html

К 1-му десятилетию после основания И. м. относится и появление на Афоне выходцев из Юж. Италии и с Сицилии: в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев говорится о приезде Льва Беневентского, брата венецианского дожа Беневенто Пандольфа II, и его 6 учеников, к-рые были приняты в И. м. Льва связывало духовное братство с прп. Гавриилом Иверским, их часто видели беседующими. Когда число приверженцев Льва выросло, иверские монахи оказали беневентанцам финансовую помощь в возведении единственного на Афоне лат. Амальфитанцев мон-ря (ок. 993; уничтожен в кон. XIII в., при нашествии каталонцев, сохр. башня), организованного по уставу прп. Венедикта Нурсийского. Ок. 984 г. скончался прп. Иоанн-Торникий и в И. м. наступил кризис. Прп. Иоанн решил вместе с сыном, прп. Евфимием, и неск. учениками уехать в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверийцев [грузин]», чтобы, как указано в Житии, «избавиться от житейских забот, связанных с настоятельской должностью. Ибо он принял ее на себя преимущественно ради блаженного Торникия, чтобы помогать ему в построении и утверждении новой Иверской обители». В 985 г. он покинул мон-рь, однако в портовом г. Авидос его друг, правитель города, воспротивился этому и сообщил в К-поль. Император, не желая упадка И. м., вызвал прп. Иоанна в К-поль и убедил вернуться на Афон и принять настоятельство И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 32-33). Сохранилась дарственная, выданная в нояб. 996 г., где говорится о пожертвовании бывш. мандатора (офицерский чин) Захарии, сына Михаила, своему духовному отцу прп. Иоанну и его Великой Лавре своего имения на о-ве Лемнос, куда входили: ферма, 10 домов, мельница, 4 глиняных кувшина емкостью 500 тетарт (1,25 тыс. литров), виноградник площадью 20 плинфиев (ок. 0,5 га), пахотная земля и пастбище на 2 тыс. модиев, 3 пары волов, 2 коровы и 2 осла (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Однако болезнь вынудила прп. Иоанна передать управление мон-рем сыну, прп. Евфимию, ставшему экономом. В Житии цитируется письмо преподобных Иоанна и Евфимия, относящееся к периоду их совместного управления И. м. и адресованное груз. подвижникам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе), ранее подвизавшимся в Великой Лавре, но затем перебравшимся в Отхтаэклесиа. Преподобные просили монахов прибыть на Афон, с тем чтобы помочь прп. Евфимию в его переводческой деятельности, т. к., будучи настоятелем, он не имел времени на лит. деятельность. Прп. Иоанн и свт. Арсений вначале обосновались в построенных для них келлиях и близ Кареи, в Караве, основали скит во имя прп. Симеона Столпника, а позднее перебрались в И. м. (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 34).

http://isihazm.ru/?id=748

Но тогда не учреждены еще были вновь униатские епархии, и уже в 1808 г. Высочайшим указом возобновлено архиепископство Полотское для униатов, в Белорусской губернии находящихся, Брестское епископство в Литовской и Минской, а для других епархий епископство Луцкое. Первая епархия поручена архиепископу Ираклию Лисовскому; Брестская епископу Арсению Гловневскому, а Луцкая по-прежнему епископу Стефану Левинскому; а указом 14 февраля 1809 г. повелено по-прежнему восстановить униатскую Литовскую митрополичью епархию, причислив к ней от Брестской 300 церквей, Супряльскую в Белостотском округе упразднить и церкви причислить к Брестской; вкладные от панов Виленской кафедральной и Соборной Новогродской церкви имения, после называвшихся столовыми митрополичьими, отдать паки возобновляемой Литовской митрополичьей епархии, для управления сей епархии учредить в Вильне под ведением митрополита консисторию и суффрагана и проч. Все сии достопамятные перемены по бывшей Киевской епархии начались и происходили во время правления Преосвященного митрополита Самуила, хотя кончились уже после него. (Ибо он преставился 5 января 1796 г. от рождения на 66 году и погребен Преосвященным Амфилохием, викарием епископом Киевской митрополии, в Софийском Соборе). В его время пребывание имели в Киеве на пенсии: греческой Проиловской епархии митрополит Кирилл, Грузинский Руйский митрополит Иона, в 1795 г. въехавший в Москву для излечения; Максим католикос Грузинский, скончавшийся в Лавре 30 мая 1795 г., Кирилл, бывший епископ Севский, скончавшийся в Михайловском монастыре 24 сентября 1793 г. В 1786 г. указом Св. Синода сентября 28 назначено было здесь, пребывание и грузинскому Ниноцминдскому архиепископу царевичу Антонию; но он не прибыл. 64 . ИОРОФЕЙ Малицкий родился в городе Чернигове 1727 г. и в тамошней семинарии обучался наукам. Преосвященный Кирилл Ляшевецкий, бывший епископ Воронежский, вызвал его в 1758 г. в Воронеж к учительскому званию и в том же году постриг в монашество. Там обучал он юношество поэзии и риторике и был префектом семинарии, по временам исправляя и проповедническую должность, так же присутствуя и в тамошней консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЦАРЕТИ (Хашми, Хашмис Самеба) [груз. ], мужской мон-рь с кафоликоном во имя Св. Троицы (Самеба) Ниноцминдско-Сагареджойской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), кафедра древней Кацаретской епархии ГПЦ. Расположен в 8-10 км от с. Хашми Сагареджойского муниципалитета (Кахети), на юго-зап. склоне Гомборского хребта, на левом берегу р. Иори. Кафоликон мон-ря Кацарети. Кон. V — нач. VI в. Кафоликон мон-ря Кацарети. Кон. V — нач. VI в. История Впервые место Кацарети упоминается в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли): здесь просветительница Грузии св. Нина после Крещения центральной части царства Картли «крестила кхоетских и соджских князей с их народом; крестила здесь кхоелов и суджов» (Мокцеваи Картлисай. 1963. С. 89; Обращение Грузии. 1989. С. 26). Ф. Жордания считал, что «старая церковь Кацарети была построена на месте, где святая Нино воздвигла святой крест» ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 33). Согласно преданию, св. царь Вахтанг Горгасали (V в.) перед одной из битв с горцами остановился на этом месте и поклялся, что возведет храм, если Бог дарует ему победу. После победоносного похода здесь был воздвигнут собор во имя Св. Троицы ( Джаши. 1914. С. 4). Архитектурный анализ подтверждает, что церковь была возведена на рубеже V и VI вв., при св. Вахтанге или его сыне и преемнике царе Дачи. К. стал кафедральным центром образованной приблизительно в это же время Кацаретской епархии. Здесь был устроен монастырь. Находившийся под попечительством кахетинских князей и царей Грузии собор не раз восстанавливали. В нач. XVI в. царь Кахети Александр I (1476-1511) и его мать царица Нестан-Дареджан обновили и украсили многие церкви, в т. ч. и К. В 1518 г. стены и своды главного нефа были оштукатурены и украшены фресками. В росписи храма также принимали участие рус. мастера, к-рые приезжали в Кахети по приглашению груз. царей ( Бакрадзе. 1875. С. 128).

http://pravenc.ru/text/1683955.html

15/27 февраля 1878 года за 256 Синод, заслушав дело об акафисте св. равноапостольному князю Владимиру, признал возможным разрешить напечатать сей акафист. Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету с приложением рукописи был послан 9 марта 1878 года за 593 212 . 61 Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 20 августа 1876 года настоятель Тверского Успенского Желтикова монастыря архимандрит Иосиф представил в Санкт-Петербургский комитет для цензуры духовных книг рукописный акафист св. Арсению, епископу Тверскому, с прошением о разрешении его к напечатанию. В прошении сообщалось, что означенный акафист был представляем высокопреосвященному Филофею, митрополиту Киевскому и Галицкому, в бытность его архиепископом Тверским, которым дозволено было представить его в цензурный комитет. 27 января 1878 года цензор архимандрит Иосиф доложил в комитет запиской об акафисте свт. Арсению: «Акафист св. Арсению, Тверскому чудотворцу, составлен согласно с историческими обстоятельствами его жизни и сообразно с требованиями богослужебных творений, отличается духом христианского благоговения и спасительного умиления, а потому с пользой может быть одобрен к напечатанию». Как на побуждение к изданию акафиста архимандрит Иосиф указывал на то, что «потребность в этом акафисте вызывается желанием многих тверских и нетверских богомольцев слушать молебны святителю Арсению с акафистом по примеру других многих угодников Божиих отечественной Церкви, которым имеются печатные акафисты». Того же 27 января 1878 года за 68 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составил в Святейший Синод донесение об этом акафисте с одобрительным отзывом о нем. Синод от 8 февраля 1878 года за 200 определил: препроводить рукопись к преосвященному Феогносту, епископу Подольскому, с тем чтобы с возвращением рукописи представлено было заключение о достоинстве ее и о возможности или неудобстве дозволить напечатать оную. Преосвященный Феогност 9 марта того же года за 41 донес Святейшему Синоду, что прочитанный и исправленный им по местам акафист св. Арсению, епископу Тверскому, он находит и по мыслям, и по изложению достойным напечатания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

И вложи Бог в мысль великому князю и всем людем положити честное тело его у Святои Богородици в богосъзданнемь его монастыре и у святых отец Феодосиа и Антониа. Събравшужеся събору священному и всему множеству народа, и певше надгробное в Святомь Спасе, и проводиша и честно в богосъзданнеи 418 его церкви, и тамо певше над гробомь и положиша и в гроб. О великое человеколюбие Божие! Быв пастырь и посетитель всеи земли Тферскои, гробу предается, имеа честь славну и слугы доволны обладаемаа, вся преминушяся, по пророку: в тои день погыбнуть вся помышлениа их, в гробе покрываются. Котораа слава света сего пособьствуеть? Токмо единь Господь Бог Владыка, всемогии Исус Христос и Пречистаа Его Мати, да избавить ны в день будущаго суда в векь на век и в век веку, слава в Троици единому Богу. Аминь. В 1483 г. установлено местное празднование епископу Арсению, «новому чудотворцу». По поручению Тверского епископа Вассиана инок Желтикова монастыря Феодосий составил Службу Арсению. Текст Службы Арсению известен по Сборнику РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 397 (л. 137 об. – 146), написанному, судя по палеографическим данным, около 1556 г. 419 На л. 146 помещена запись: «В лето 6991, при державе благовернаго и богохранимаго великаго князя Михаила Борисовичя, въ пространном 420 граде Тфери, по благословению боголюбиваго священноепископа Васьяна Богом спасаема града Тфери и честнаго събора, съставлен бысть сии канон и стихиры священноепископу Арсению Тферьскому, новому чюдотворцу, в обители Пречистыа, иже в святых отца нашего Николы и преподобных отець Печерьскых Антониа и Феодосиа, на Желтикове, при строении господина игумена Горонтеа, рукою многогрешнаго инока Феодосия». Существуют еще два списка Службы епископу Арсению в Минеях служебных 50–60-х годов XVI в.: РГБ, ф. 152 (Собр. И. Я. Лукашевича – Н. А. Маркевича), 56 (л. 164–173 об.) и 57 (л. 85 об. – 94 об.). Однако выше, при анализе Жития Михаила Ярославича, мы указали более ранний список первой четверти XVI в.: ГИМ, собр. А. С. Уварова, 184 (4 ), л. 241–251 (но без приписки Феодосия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, из доходов Коллегии Экономии было выдано: · в 1726 г. Арсению, митрополиту Фиваидскому, 450 руб., Афонской горы в Ватопедский монастырь 687 руб. 48 коп., Грузинским архиереям 2000 руб., в Братский Виленский монастырь 50 руб., Белорусской епархии города Могилева церкви Сошествия Св. Духа 21 руб. 96 коп., итого 3209 руб. 44 коп., остаток 1790 руб. 56 коп.; · в 1727 г. присланному от Черногорского Даниила, митрополита Скендерисского, 715 руб. 95 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 360 руб. 85 1/2 коп., итого 1076 руб. 81 коп., остаток 3923 руб. 19 коп.; · в 1728 г. Грузинским духовным персонам 945 руб. 98 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 363 руб.; итого 1308 руб. 98 1/2 коп., остаток 3691 руб. 1 1/2 коп.; · в 1729 г. Афонской горы в Ватопедский монастырь 510 руб. 66 1/2 коп., Сошествия Св. Духа в Братский Виленский монастырь 220 руб. 17 коп., Грузинским духовным персонам 1784 руб. 1 1/2 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 547 руб. 50 коп.; итого 3062 руб. 35 коп., остаток 1937 руб. 65 коп.; · в 1730 г. Ватопедского монастыря архимандриту на приезд, отпуск и корм 104 руб. 7 коп.; Арсению, митрополиту Фиваидскому, 432 руб.; грузинским духовным персонам 1785 руб. 66 1/2 коп., итого 2621 руб. 73 1/2 коп., остаток 2378 руб. 26 1/2 коп. Указанные остатки ежегодно употреблялись на положенные в Коллегии Экономии табельные и по указам Св. Синода и Сената неокладные расходы 763 . Как видно из приведенной справки выдача милостыни производилась безпорядочно, так сказать, по востребованию, и часто не тем лицам и учреждениям, для которых эти 5000 руб. были предназначены, остатки же всегда удерживались в Коллегии Экономии и расходовались на другое. В виду этого, в 1733 году Синод просил Анну Иоанновну точно распределить пятитысячную сумму, и 4 октября этого года получил резолюцию «сочинить экстракт о всех палестинских властях и монастырях, кому какие жалованные грамоты и во сколько лет велено приезжать и почему определено жалованье давать и по сколько давано, а поскольку давать впредь – сочинить штат и подать к рассмотрению. Анна» 764 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Не зная, как помочь делу освобождения отца, Борис Иванов обратился с прошением к Митрополиту Арсению (Стадницкому) с мольбой о помощи. К письму он приложил рапорты и другие документы на имя Патриарха, для передачи в отдел Комиссии Поместного Собора о гонениях на Церковь. " Сегодня, 3 июля, – писал Владыке Арсению Борис Иванов, – я прибыл в Ферапонтов монастырь и здесь, со скорбным сердцем ознакомился с деятельностью моего отца и с историей его дела до настоящего времени. Мысленно целуя его узы и раны, я вижу в нем страдальца за Имя Божие и преклоняюсь пред его подвигом " . В одном из писем Епископа Варсонофия (Лебедева) своему наставнику от начала монашеского пути, Митрополиту Арсению (Стадницкому), ставшему одним из ведущих иерархов, прозвучали обнадеживающие слова об участи священника Иоанна Иванова. Письмо помечено 30 июля 1918 года. " Слава Богу, при Божией помощи достигли мы того, чтобы облегчить участь этого поистине страдальца Христова, невинно томившегося в узилище. По получении от Вас письма, я привел в исполнение те меры, какие Вы указали. Мною вызван был благочинный отец Фомин, и через него мною сделано письменное распоряжение: воспретить все богослужения в храмах Ферапонтова монастыря, кроме неотложных треб. Эта мера сильно подействовала на прихожан. Они сразу же собрались на сход, выбрали ходатаев в Череповец хлопотать за отца Иоанна " . Далее Владыка сообщает, что и сам он вступал в переговоры с судебной комиссией, но его хлопоты не увенчались успехом, Тогда он обратился за помощью к череповецкому священнику отцу Василию Рябинину, приехавшем в Кириллов монастырь. Отец Василий с готовностью взялся за хлопоты, и через несколько дней известил Владыку Варсонофия об освобождении из тюрьмы отца Иоанна. Сколько радости пережило кирилловское духовенство, получив это известие! Преосвященный Варсонофий тотчас обратился к Митрополиту Арсению с предложением представить к наградам отца Василия Рябинина и отца Иоанна Иванова. " А отцу Иоанну желательно к наперсному кресту, в воспоминание того креста, какой он перенес исключительно и только при Божией помощи " .

http://pravicon.com/info-2504

Плотскую тяготу утончил еси делы,/душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/и явился еси Троице жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,//моли непрестанно о всех нас. мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Страстотерпцы Господни,/Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/и радуется отечество наше,/в немже вы первии, идолы посрамивше,/Христа со дерзновением исповедасте/и за Него пострадасте./Того, яко Блага, молите,/до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити//и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Кондак мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы,/тварь всю светлостию чудес озаряете,/недуги разрешающе,/и глубокую тьму всегда отгоняюще,//Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Величаем вас,/страстотерпцы святии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа//претерпели есте. преподобному Арсению Новгородскому Тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/вся мирская пристрастия отринул еси,/крест же Христов на рамо взем,/во след Его изволил еси ходити,/отечество твое оставив,/Великаго Новаграда достигл еси/и, работая Богови невозвратным помыслом,/дарования чудотворений сподобился еси./Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Кондак преподобному Арсению Новгородскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010