Этот-то Бальша и положил начало династии Балшичей, управлявшей Зетою до 1421 года. При Балыпичах Зета находилась под покровительством Венеции. По смерти Балыпи I, Зетою управляли, один после другого, сыновья его: Страшимир (+ ок. 1369 г.) 190 , Юрий (+ ок. 1375– 79 г.) и Бальша II (у ок. 1385 г.). Преемником Бальши II был сын Страшимир Юрий или Георгий (г ок. 1403 г.), а преемником Юрия сын его (Юрия) Бальша III. Юрий продал (1396 г.) Венеции восточную подгорную часть своих владений, но Бальша возвратил ее. По смерти же Бальши III (1421 г.), не оставившего после себя детей, династия Бальшичей прекратилась. Зетою завладели венецианцы. Но сербский деспот Стефан Лазаревич отнял (1423 г.) от них верхнюю Зету (нынешнюю Черногорию), оставив Венеции только подгорную Зету, которая потом перешла во власть Турции. Управление верхнею Зетою Стефан предоставил родственнику своему Юрию Брапковичу. Зечане однако не были довольны сербским правительством и выбрали себе в правители Стефана, прозванного по темному цвету кожи Црноевичем или Черноевичем, из фамилии Юрашичей, имевших большое значение при Балыпичах. Этот-то Стефан и положил начало новой династии, династии Црноевичей или Черноевичей, управлявшей Зетою 93 года (1423– 1516 г.). Стефан, заключив союз с венецианцами, деятельно помогал им в борьбе с холмским воеводою Стефаном Косачичем, завладевшим большею частию верхней Зеты, и успел возвратить (1455 г.) от него значительную часть зетских владений. По смерти Стефана (1460 г.) Зетой управлял сын его Иван 1 Черноевич. Он также вступил в союз с Венециею, успешно воевал с турками и получил титул венецианского патриция. Но когда венецианцы оставили его, – он вынужден был отдать туркам нижнюю Зету, а сам удалился из прежней своей столицы, Жабляка, на север, в катунскую нахию. Тут он укрепился среди гор и назвал свою страну Черногорией. По смерти Ивана Черноевича (1490 г.), сын его Оулда должен был вступить в борьбу сперва с братом своим Стефаном или Станишею, хотевшим захватить власть в свои руки, а потом с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Первые переселения сербов собственного царства сербского, бывшие еще до покорения сего последнего турками, относят к 1404, 1412, 1433 и 1439 годам, см. у барона Чёрнига в его Ethnographie der Oesterreichischen Monarchie B. 2, Wien, 1855, S. 152 sqq, и Раича по 2-му изд. т. 3, стр. 268 (cfr 158) и 167. Что переселения эти, т. е. бывшие еще до падения царства, действительно имели место, хотя вероятно были еще и немногочисленны, об этом положительным образом свидетельствуют некоторые официальные документы, напр. грамота венгерского короля Владислава от 1440 г., которая дана была им сербским колонистам, жившим в городе Keve (ныне Kubin, на левом берегу Дуная, против впадения в него Моравы), и которою дозволялось сим последним переселиться из Keve, угрожаемого турками, на остров Csepel (на Дунае, ниже Пешта), см. грамоту в Србском Летописе, издаваемом Матицей србской в Будиме, 1862 г. кн. I. стр. 57. О переселениях после падения царства, совершавшихся большими массами, большею частию под предводительством потомков бывшего деспотского дома или других знатных лиц, см. у Чёрнига ibid. и у Раича ibid стр. 269, 272, 279. Об Арсении Черноевиче у Раича т. IV, стр. 116 sqq. О переселениях босняков и герцоговинцев в продолжение XV-XVI века в Кроацию и Далмацию см. ниже; в конце XVII в. (в 1698 г.) до 40.000 босняков (неизвестно, православного или католического исповедания) выведены были из Боснии в Славонию (в Бродский регимент) австрийским полководцем принцем Евгением савойским, см. Тёммеля Beschreibung des Vilajet Bosnien, Wien, 1867, S. 30 fin. Перенесши свои завоевания за Саву и Дунай в 1521 г., турки непрерывно продолжали их в течение следующих 80 лет, и с таким успехом, что к началу XVII века (к Simvamorok’ckoмy миру 1606 г.) им принадлежали весь Темешварский банат, Срем и вся Славония и наибольшая часть самой Венгрии (в этой последней завоевания турок на западе и северо-западе простирались начиная от Дуная невключительно по г. Nagy Kanisa и включительно по rr. Körmönd, Veszprem, Palota, Dotis (Tata), Neuhäusel (Ersek Ujvar), Neograd u Erlau (Eger). Nobopom военного счастия на сторону австрийцев против турок относится к 1683 г.; после нескольких кампаний, начиная с сего года, по Карловицкому миру 1699 г. австрийцы приобрели от турок всю Венгрию, за исключением Темешварского баната, и всю Славонию с Сремом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во всех этих домогательствах венгерцы успели, и решено, что те сербы, которые захотят остаться на прежних землях, должны стать венгерскими подданными; если же кто не захочет, то пусть едет в Сирмию, где уже и без того так много народа, что земли недостает и для прежних поселенцев. На это решение некоторые сербы отвечали, что они ни в прежних жилищах на новых условиях остаться, ни в Сирмию переселяться не могут, но просят вспомнить их верные услуги австрийскому дому и позволить вступить в службу русской императрицы. На эту просьбу последовало согласие, вследствие чего был у меня на днях полковник Иван Хорват с заявлением, что он и полковник Черноевич вместе с другими офицерами крайне желают по единоверию вступить в подданство вашего величества и просят как можно скорее этим высочайшим милосердием их призрить и приказать отвести им земли около Батурина или где-нибудь на Украйне. Хорват уверяет, что наберет и исподволь приведет в Россию из одних православных целый гусарский полк в 1000 человек, которых всех полных мундиром и лошадьми снабдит и в дороге содержать будет на собственном иждивении, и за это просит одного – генерал-майорского чина и наследственного полковничества в этом полку; кроме того, Хорват обещает набрать и пехотный полк регулярных пандур в две тысячи, тоже из православных. Отдельно от Хорвата желают вступить в русскую службу очень искусные сербские офицеры капитан Гаврила Новакович, лейтенанты Петр Шевич, Георгий Новакович и другие. Так как мне довольно известно, как заботился Петр Великий о том, чтоб из этих самых народов хотя несколько получить в свое подданство по их особенной храбрости, благочестию, сходству с нами и нелицемерной преданности к русскому народу, также потому, что они полезнее других могут быть в турецкую войну, потому что все тамошние места им известны и между турецкими подданными множество их единоземцев и свойственников; также, видя, что они теперь сами того желают не из корысти какой и притворства, но только из ревности к православной церкви и из благоговения к особе вашего величества, видя, что римская императрица решила отпустить их, – видя все это, я не мог отречься донести об этом вашему императорскому величеству и буду ожидать наставления, которое необходимо здесь получить не позднее 22 июля, ибо к тому времени они совсем будут готовы и уже через третьи руки деревни и пожитки продавать начали, и если к означенному времени желанное ими решение не поспеет, то опасно, чтобы сербы из крайнего отчаяния не передались туркам, которые ни малейшего принуждения в вере не делают».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Основателем нового особого владения был Стефан Черноевич, иначе Стефаница, происходивший из фамилии Юрашичеий, которая при Бальшичах была первою по значению и силе между боярскими или удельно-владельческими фамилиями Зеты. Пользуясь войной, происходившей между Стефаном Косачей и венецианцами, и пристав ко вторым как к стороне сильнейшей, Черноевич был признан венецианцами в присвоенном им достоинстве воеводы и принят в вассальные слуги республики. Первоначально воеводсковладельческая область его, так как вся нижняя Зета принадлежала венецианцам, а большая часть верхней была в руках Косачи, была совершенно ничтожная, – она находилась где-то в нынешней северной Черногории; но в 1455 г., или силой отняв или иным каким образом получив от Косачи его завоевания, он уже владел значительною частью верхней Зеты. Признав себя в 1455 г. вторично данником венецианцев, Стефаница или Стефан Черноевич умер около 1460 года. Преемником его был сын его Иван Черноевич. Заняв место отца, Нван отложился от венецианцев, чтобы увеличить на их счет свои владения, и успел приобрести от них или всю, или значительную часть нынешней южной Черногории и часть западного морского побережья. В 1473 году он принужден был спасаться от турок бегством в Италию; в 1480 г. или 1481 г. снова возвратившись в свои владения, в 1485 г. он построил в Цетиньи, нынешней столице княжества, монастырь с храмом Лореттской Божией Матери, в который перенес кафедру митрополита зетского из ее прежнего подгорного монастыря Св. Михаила. Преемником Ивана Черноевича, умершего в 1490 г., был сын его Юрий, который в начале правления до 1494 г. принужден был, подобно отцу, укрываться от турок в Италии и который между 1495–99 годами сгоняем был с владения своим младшим братом Стефаном. На сем Юрии прерывается ряд черногорских воевод, и после его смерти, последовавшей в 1514 году, маленькое государство присоединено было к Турции, став частью пашалыка Скадарского или скутарского (cfr Макушева ibid. стр. 38). В подданстве Турции Черногория находилась с начала XVI и по конец XVII века, или в течение двух без небольшого столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Иван Черноевич умер в 1490г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х гг.Сын Ивана - Георгий, правивший Зетой в 1490-1496 гг, основал в 1494г. первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494г., Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий. Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499гг.) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением. Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699гг.) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель - скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша , дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия). Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918г.) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.В 1701-1704гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Расположен на острове на Скадарском оз. близ с. Голубовци (Черногория). К. был основан как задужбина черногорских правителей Джурдже и Алексы (Леши) Черноевичей (нач. XV в.). Однонефный храм (длина 7,12 м, ширина 4,57 м, высота свода 3,9 м) из известкового туфа был возведен в 1415-1427 гг. Позже к храму были пристроены 2 придела, а вокруг возведена каменная стена. В К. находилась кафедра Зетской митрополии, перенесенная из разрушенного в 1453 г. мон-ря св. Михаила на Превлаке. После захвата турками столицы владений Черноевичей г. Жабляк (1478) земли К., согласно грамоте правителя Ивана Черноевича об основании Цетинского мон-ря, были переданы ц. Пресв. Богородицы в Цетине. В сер. XIX в., в день Успения Пресв. Богородицы, в К. проходили народные Соборы. В февр. 1831 г. в К., чтобы подчеркнуть преемственность Рашско-Призренской митрополии от Зетской, был возведен в сан архимандрита иером. Петр (Петрович Негош; впосл. митрополит Черногорский) (см. Петр II ). Во 2-й пол. XIX в. К. владел виноградниками, пашнями и земельными участками. В храме частично сохранилось 2 слоя росписи. Композиция «Пресв. Богородица с Христом» (ок. 1470) находится в апсиде северного придела. В 80-х гг. XVI в. храм расписали мастера, работавшие в 1566-1567 гг. в монастыре Брезовица под Плавом (Черногория), в 70-х гг. XVI в. в ц. вмч. Георгия Победоносца в Подгорице и в монастыре Морача. В 80-х гг. ХХ в. фрески были отреставрированы. В наосе храма находятся украшенные богатой резьбой надгробные плиты членов династии Черноевичей: Джурдже и Алексы, Стефана и его жены Мары (родителей правителя Ивана). Но в 1986 г. останки были обнаружены только под плитой Алексы Черноевича и в расположенных рядом монашеских могилах. Мон-рь был возобновлен в 1998 г. иером. Давидом (Милешичем; † 2004) и мон. Хризостомом (Нешичем). К 2005 г. были восстановлены жилые и хозяйственные строения, возведена колокольня. В наст. время в К. проживают 2 насельника; игумен - Хризостом (Нешич). Лит.: Blago na putevima Jugoslavije. Beograd, 1983. S. 520; В., Б., Маркуш J. и др. у Цphoj гори. 2006. С. 99. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841820.html

Календарь Материалы 11 октября 2001 г. [Полемика] Страны, как и люди, делают ошибки, принимают не лучшие решения, спустя некоторое время в них раскаиваются (американский Вьетнам, советский Афганистан) и стремятся к лучшему. Америка - никакой не сатана и совсем уж не икона, сами американцы довольно жестко критикуют свои недостатки, а американский и русский народы имеют немало общего между собой - человеческого. Почему же Наталья Нарочницкая приводит мнения американцев либо с Интернета, либо выискав странные, мало кому известные источники, или вообще цитирует мнение иранского эксперта? [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Строительство православного храма в Беловежской пуще тесно связано с именами российских самодержцев. Активное участие в судьбе его строительства сыглал святой страстотерпец император Николай II. [Поместные Православные Церкви/Сербская/История/Выдающиеся личности] Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. [Поместные Православные Церкви/Румынская/История/Выдающиеся личности] Период ожесточенной борьбы Скрибанов сначала с реформами правительства Кузы, а потом Карла, известен в истории Румынской Церкви под именем борьбы за канонический строй Церкви. Родные братья епископы Ставропольский Филарет и Эдесский Неофит выступили мужественными защитниками канонического строя и традиций Румынской Церкви в XIX веке. Новости 11 октября 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/011011

Арсений. Изображал. Я. Так же, как и ты, и как все старообрядцы? Арсений. Нет. Не Он, как мы, а мы, как Он. Я. Пусть будет по-твоему, дело не в игре слов. Когда ты кончишь изображение на себе крестного знамени, какую молитву проговариваешь? Арсений. Известно, какую. Какая полагается тут: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Аминь. По Малому катехизису. Я. И Христос так же молился? Арсений. Так же и Христос. Я. Вот видишь, какая тут допущена несообразность. По-вашему выходит, что Христос молился Самому Себе и называл Себя грешным. Подумай, к чему ваше лжемудрование ведет нас? Арсений. Если не так, то как же Христос молился? Я. Святые евангелисты свидетельствуют о том, как Христос молился: пал на лицо Свое, молился ( Мф.26:39 ), пал на землю и молился ( Мк.14:35 ), преклонив колени, молился ( Лк.22:41 ). Есть и апостольское предание о том, как творить молитву, но никак не о сложении перстов, а именно: воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Да и для чего бы Господь наш Иисус Христос в молитве Своей к Отцу Своему Небесному слагал два перста? Арсений. Во исповедание двух естеств – божеского и человеческого. Я. В ком? Арсений (подумав). В Самом Себе. Я. Страшно подумать, что ты сказал. Вера есть несовершенство знания. Всеведущему Богу приписывать веру – богопротивно 5 . Исповедовать веру в Божество и человечество Иисуса Христа приличествует только нам, немощным, а не Богу. Далее, по 31-й главе Стоглава ты воздаешь поклонение пречистому образу и животворящему Кресту Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородице и Небесным Силам… Неужели ты по совести своей скажешь, что и Христос также молился, как и мы, грешные? Арсений промолчал. Но подумай, как же мог Христос молиться и поклоняться иконам, которых тогда еще и не было? Пойми, мог ли кланяться Творец твари? – С чем сообразно этому доверять и такую нелепость защищать? В 31-й главе Стоглава несправедливо написано о перстосложении и клятве. Святой Мелетий не учил о перстосложении для крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Арсений Иванов. Здесь святитель Златоуст учит не о кончине мира, а о скончании Церкви Христовой. Я. Это не святитель Златоуст, а ты так учишь; на него ты только сваливаешь и делаешь его участником своих заблуждений в учении Христовой Церкви. Спрошу я вас, беспоповцев: когда мир кончится? Отвечай, Арсений Иванович, на основании тобою прочитанных слов святителя Златоуста. Арсений Иванов. Тогда, когда кончится вседневная жертва Христова во всей вселенной. Я. Смотрите же и понимайте, как крепка и непобедима Церковь Христова. Мир сей, или век сей, без Христовой Церкви существовать не может. Да какой бы смысл, какая цель была бы тогда в существовании мира без Христовой Церкви? В последней трубе вострубит, и мертвии восстанут нетленни. Когда Сам Господь снидет с небесе, тогда и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, т. е. христиане, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Зачем тогда существовать миру? Тогда все кончено. Мир огню блюдом. Зачем тогда существовать миру, когда на земле не будет ни живых, ни мертвых? Арсений Иванов. Как же сказано у апостола: так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога? В которой Церкви? Я. На этот вопрос Кириллова книга отвечает следующее: в смущенной глаголю жидовской, а не в той, в которой ныне есть мы… понеже бо к жидом (антихрист) приидет, яко Христос, и от жидов прият имать быти (л.50). Арсений Иванов. Вы теперь так и верите, что антихрист к жидам придет и в их жидовской церкви сядет, а нас он и не коснется. Я. Что антихрист придет к жидам, вы, беспоповцы, это слышали не от меня, а то, что он нас не коснется, – об этом я еще не говорил. Правду о вас, беспоповцах, сказал Евтихий Алексеев: вы роетесь по всем книгам, путаетесь, сбиваетесь с пути истинного и других смущаете, а о святом Евангелии, в котором свет и жизнь наша, забыли, и слова Самого Господа оставляете в небрежении. Арсений Иванов. Из чего это ты видишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010