27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре после того, в 1680 году, Савва скончался. При нем кальвинисты в последний раз пытались стеснять православную церковь 62 ). После этого настает для православных христиан австро-венгерских земель более трудная и более продолжительная, не прекратившаяся и доныне, борьба с католицизмом, избравшим путь унии, как пригодное для себя средство обезличивать народности православные и постепенно не только вводить их в недра „единоспасающей“ римской церкви, но и способствовать австрийскому правительству к слиянию их в составе „общего немецкого“ отечества. Мы уже говорили о заточении хорватского православного епископа Гавриила Миакича 63 ) и о замене его униатским епископом; это был Павел Зорич, именовавшийся епископом Швейдницким и викарием Загребского архиепископа. В 1678 году, пред католическим епископом Нейштадтским, графом Колоничем, дал он подписку в том, что всеми мерами будет распространять и утверждать унию и ежегодно воспитывать на свой счет шесть юношей в Загребской католической семинарии для приготовления их в приходские священники; для содержания же кафедры ему было пожаловано конфискованное у графа Зрини имение Прибичь. Конечно, пасомые ничего о том не знали; Зорич говорил, что во епископа посвятили его в Москве. Но тайна скоро огласилась, и народ вооруженною рукою воспрепятствовал ему исполнять епископские обязанности при первом же объезде и визитации епархии. Тогда Зорич увидел дело свое проигранным, бежал в Загреб и там умер. Преемник его (около 1685 г.), Исаия Попович, неизвестно где был посвящен; только он должен был пред вступлением в обязанности своего звания поклясться народу, что он не униат, а для яснейшего удостоверения в этом, чрез несколько времени подвергнуться испытанию в вере от патриарха Сербского Арсения III Черноевича, который в 1690 году прибыл в австрийские пределы. Патриарх нашел его православным и подтвердил на престоле. Пропагандистам католицизма приходилось на время не добиваться явного отступничества от Поповича и его преемника, Гавриила Турчиновича; нельзя было раздражать сербов, в которых нуждались и для заселения пустынь, и для борьбы с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В преемники Петру предназначался его племянник, Иоаниша Любибратич, имевший отправиться в Загреб для посвящения. Но прежде чем это случилось, патриарх купил у него и дом, и церковь со всеми принадлежностями (cum omnibus appertinentiis) за тысячу флоринов и убедил его самого скрыться; говорили, что Любибратич, по совету патриарха, удалился в Россию; вместо него был назначен (1706 г.) православный епископ Софроний Подгоричанин, утвержденный императором Иосифом I в сентябре 1708 года. Таким образом уния в Хорватии была уничтожена. Гораздо удачнее шли дела пропаганды в Трансильвании, которая, вместе с Венгрией, подпала под власть Австрийского императора. Хитрые внушения опекуна над малолетним Ракочи, кардинала Колонича, а равно лестные обещания императора ослепили епископа Феофила, и в 1687 году он принял унию и дал в г. Карловце клятву быть верным папе; в 1692 году он торжественно повторил свою клятву в Мункаче, вероятно, для большего назидания тамошних русских, коих также завлекали в унию. Преемник Феофила, Афанасий, в 1699 году также торжественно принял унию в Карловце, и с того времени доныне продолжается преемство униатских епископов в Трансильвании 65 )·Увлекшись честолюбием и льстивыми обещаниями двух иезуитов, отправленных Колоничем в Трансильванию с целью пропаганды, епископы и иные пастыри увлекли за собою почти половину тамошнего православного народонаселения (около 500.000 д.); остальные же жители (около 400.000 д.), несмотря на приманки и разного рода притеснения, остались верными православию; сперва они зависели от епископов Молдавских, а потом перешли в духовную зависимость к епископам Офенским. Таким образом патриарху Арсению III Черноевичу выпала слава утвердить в вере колеблющихся и положить некоторые границы пропагандистам унии в Славонии, Хорватии, Среме и Трансильвании. Кроме того, его же стараниями были заселены пустые земли Срема, Бачки и Темешварского баната, а равно приобретены для православной церкви в Австрии те права, коими она и теперь пользуется если не всегда de facto, то de jure. Переселение этого патриарха в австрийские земли случилось при следующих обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4) Касательно десятин, налогов и квартирной повинности да пользуются древнею неприкосновенностию, и лиц церковного чина никто из мирских чиновников, кроме нас, не имеет права арестовать или заключать; но архиепископ таковых от него зависящих церковников, подлежащих какому-нибудь наказанию, может наказывать по праву церковному или каноническому. 5) Позволяем также и подтверждаем, согласно грамотам предшественников наших, приобретать во владение храмы греческого обряда, монастыри с принадлежащим к ним имуществом, а также архиепископские и епископские имущества (bona), каковы бы они ни были; а церкви, которые враг христианского имени, Турок, отнял у вас, и которые будут взяты от них, мы повелели возвратить вам. 6) Наконец, не потерпим, чтобы кто-нибудь из духовных или мирян наносил огорчение архиепископу или епископам нашим, посещающим в потребных случаях монастыри и церкви в городах и селах наших и поучающим приходских священников или общину. 7) Употребим все возможные усилия, чтобы, при помощи Божией, чрез победоносное оружие возвратить сказанный народ рассианский, как можно скорее, опять на прежние их жилища и изгнать оттуда врагов. 8) Желаем, чтобы народ рассианский жил под управлением и распоряжением своих магистратов и беспрепятственно пользовался древними привилегиями и своими обычаями. 9) Сверх того, соглашаемся и на то, чтоб архиепископ и церковь наследовали все имущество людей греческого обряда, умирающих безродными; равно имущество архиепископа и епископа достается дому архиепископскому. Наконец, 10) всемилостивейше соизволяем и повелеваем, чтобы все и в духовных, и в мирских вещах зависели от архиепископа, как от церковного главы“. Об управлении сербами патриарха Арсения Черноевича осталось немного известий; в 1701 году, потеряв надежду возвратиться (при помощи императорского оружия) в Печь, он избрал местом своего пребывания местечко св. Андрея, основанное еще в начале XV века и теперь насчитывающее не более 600 сербов при семи православных церквах. На содержание патриарху были даны (в 1706 году) три имения: Даля, Белобрдо и Борово (в Славонии), 6.000 флоринов ежегодного жалованья из казны и сбор десятины с православного населения среднего и северного Баната.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (Скопленец, Скоплянец) († 30.10.1680, мон-рь Печская Патриархия), патриарх Печский, с 1655 г. Прозвище Скопленец, возможно, указывает на г. Скопье как на место его рождения. На основе исследований М. можно идентифицировать с Максимом, митрополитом Рашским и Новопазарским, к-рый в 1631 г. упоминается в связи с покупкой богослужебных книг для бедных храмов, а в 1640 г. он выкупил берат на управление кафедрой у нового султана Ибрагима I (1640-1648). Управлял Рашской митрополией до 1643 г., затем стал митрополитом Герцеговинским, но когда в 1648 г. его преемник по Рашской кафедре, сщмч. Гавриил I (Раич) , возглавил Печскую Патриархию, вернулся на Рашскую кафедру. М. возглавил Печскую Патриархию в 1655 г., после отъезда (1653) патриарха Гавриила I в Москву, где тот решил остаться навсегда и отослал свиту домой с поручением избрать вместо себя нового патриарха. После возвращения патриарха Гавриила в Сербию положение М. не изменилось. Он носил титул «Божьей милостью архиепископ Печский и патриарх всех сербов и болгар и других». Заботился об укреплении церковной структуры и выплате долгов Патриархии казне Османской империи, для чего собирал милостыню по епархиям и мон-рям: в 1658 г. посетил мон-рь Хиландар, в 1661 г.- Валахию, в 1662 и 1664 гг.- Самоков и Разлог, в 1666 г.- монастырь Шишатовац, в 1671 г.- мон-рь свт. Николая в Кабларском ущелье. В записи 1671 г. упоминается, что М. совершил паломничество ко Гробу Господню в Иерусалим. Рим. Конгрегация пропаганды веры безуспешно пыталась возобновить с ним переговоры о заключении унии. Ок. 1669 г., вероятно после инсульта, оставил Патриарший престол. Его преемником стал Арсений III (Черноевич) . Похоронен возле входа в ц. свт. Николая Чудотворца Печской Патриархии. Лит.: Р. Српска црква сред. XVII в.//Гласник САНУ. ист. наука. Београд, 1980. 120. Св. 2. С. 106, 122, 157; Српски jepapcu. С. 98-100, 303-304; Н. С. Максим, nampujapx//Српски биографски речник. Нови Сад, 2011. 5. С. 763-764. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2561600.html

Уже в начале XV века они заняли два пустынных острова на Дунае, вблизи главных венгерских городов Пешта и Буды, устроили даже небольшой городок или „местечко» Сент-Андре (Святый Андрей), а в „сербском Ковине» основали монастырь. Немного спустя (в половине XV века) один из потомков владетельного рода Бранковичей, обладавший большими средствами Георгий (впоследствии митрополит Максим) устроил в Среме монастырь Крушедол и богато одарил его своими земельными владениями. Почти одновременно с Крушедолом появились монастырь Фрушкой горы, между Дунаем и Савой. До 50,000 сербских семейств переселились из турецкой Сербии в пределы Венгрии и заняли свободные места по Банату, Бачке и Срему. Вместе с мирянами переселились их приходские священники и монахи, бежавшие из разоренных турками сербских монастырей. Скоро в занятых переселенцами местностях появились церкви и приходы, а вблизи их новые монастыри. Венгерское правительство в то время относилось к переселенцам покровительственно и даже освободило их от платежа десятины в пользу католической церкви. Чувствовался только недостаток в правильной епархиальной организации. Священники по своим служебным делам, а прихожане с просьбами о рукоположении новых священников на место умерших обращались к соседним епархиальнымъ архиереям к Сремскому, Будимскому, Шегединско-Бачскому, Темешварскому и др. Но скоро было улажено и это затруднение. Начиная с 1683 года австрийцы мало помалу отняли у турок всю бывшую под их властью Венгрию и всю Славонию с Сремом. Тогдашний австрийский император Леопольд I, желая заселить эти земли трудолюбивым земледельческим народом, вошел в сношение с Печским (сербским) патриархом Арсением III Черноевичем, обещая многие льготы сербам, которые пожелают переселиться из Турции в Венгрию. Арсений принял эти предложения. И вот, в 1690 году около сорока тысяч сербских семейств (более 500,000 человек), во главе со своим патриархом и несколькими епископами, оставили страну своих отцов-Старую Сербию-и, переселившись в Венгрию, заняли свободные места в Славонии, Бачке, по берегам Тиссы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Виссарион I , митр. Дабро-Боснийский), игумен О. м. Гервасий и иеромонах из мон-ря Лесново Стефан (в лит-ре иногда вместо Гервасия упом. Симеон, а вместо лесновского монаха - безымянный посланник Билинского мон-ря) прибыли в Москву с грамотой патриарха Печского (имя не указано, вероятно Савватий (Соколович)), в которой излагалась просьба к царю Феодору Иоанновичу стать ктитором обители ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 182-183; С. Кратко о митр. Висариону (-1585-1589-)//Ниш и Buзahmuja: Cuмnoзujyм VIII, 3-5 jyh 2009. Ниш, 2010. С. 391-399). В 1639/40 г. старцы Сарандапорского мон-ря направлялись в Москву за милостыней, но, т. к. в Путивле они не представили жалованной грамоты, их направили обратно, выдав небольшую сумму (Москва-Сербия, Белград-Россия: Сб. док-тов и мат-лов. М., 2009. Т. 1: Обществ. и полит. связи XVI-XVIII вв. С. 21, 54). Ок. 1660 г. в О. м. побывал турецкий путешественник Эвлия Челеби, сообщивший о многочисленности братии и гостей обители ( Ebлuja Челеби. Путопис: Одломци о jyrocлobehckuм Capajebo, 1979. С. 296-297). В 1683 г. по дороге на Св. землю О. м. посетил Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . Во время 2-го визита, в 1686 г., он велел провести ревизию церковной ризницы; в составленной описи обозначены: 47 серебряных лампад, 20 позолоченных лампад, 7 чаш, дискос, большая чаша с крышкой, 3 потира (один из них очень древний), 2 киота, 4 Евангелия, 47 крестов, панагия и проч. ( Записи. 1982. 1. С. 440. Бр. 1859). В 1690 г. австр. войска разграбили обитель. Бег Крива-Паланки получил разрешение от османских властей снести здания мон-ря и забрать имущество. До сер. XIX в. О. м. лежал в развалинах. По просьбе жителя Крива-Паланки хаджи Стефана Бегликчия османские власти в 1847 г. разрешили возродить обитель: была восстановлена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы и возведен 3-нефный собор во имя прп. Иоакима Осоговского (1847-1851; с 5 большими и 7 малыми куполами, 2 открытыми галереями, 4-ярусной колокольней; росписи 1884 г.

http://pravenc.ru/text/2581641.html

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

28 июня 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при реорганизации церковных институций СПЦ, оказавшихся после вел. переселения сербов в монархии Габсбургов, предложил назначить Е. епископом Великоварадским и Эгерским, а 4 марта 1695 г. имп. Леопольд I утвердил его кандидатуру. Однако находившийся в Эрлау (Эгере) униат. еп. Мукачевский Иоанн Иосиф де Камиллис не позволил ему занять кафедру, и Е. остался викарным помощником при патриархе. Униаты продолжали препятствовать деятельности Е.: когда он прибыл в г. Пакрац, чтобы освятить церковь и рукоположить священников, то по распоряжению униат. еп. Петрония был арестован и освобожден лишь после вмешательства патриарха Арсения. Не имея собственной кафедры и не желая быть викарием, Е. решил перейти в унию. В 1698 г. он принес исповедание католич. веры архиеп. Эстергомскому кард. Леопольду Колоничу, к-рый позднее с имп. Леопольдом I посетил его богослужение. 17 сент. того же года Военный совет Вены отдал приказ всем структурам власти оказывать содействие Е., к-рый обещал распространять католицизм среди сербов ( J. Прилози за ucmopujy срба у Угарской у XVI., XVII., XVIII. в. Нови Сад, 1908. 1. С. 88-89). 13 июля 1699 г. в Риме Е. лично передал папе Римскому Иннокентию XII пространное послание на латыни с подписью: «Efrem Banyanin, unitus episcopus Rascianorum», в к-ром после рассказа о своем пути к унии и влиянии, оказанном на него иезуитом Йованом Габеличем, просил назначить его на кафедру и выделить деньги ( J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI. до XIX. в. Београд, 1950. С. 446-447). Е. стал викарным епископом при кард. Леопольде. После возвращения Е. направил папе письмо с изложением истории переселения сербов в империю Габсбургов, охарактеризовал религиозность сербов как офиц. и крайне поверхностную, высказался за необходимость распространения унии среди сербов и привлечения серб. молодежи в иезуитские школы, попросил прислать церковную утварь для разоренных австро-тур. войной 1683-1699 гг. церкви в Пеште (совр. Будапешт) и мон-ря Ковин в честь Успения Пресв. Богородицы, а также деньги, чтобы укрепить его положение среди негативно настроенной к нему сербской паствы (Там же. С. 447-448). 11 авг. 1699 г. все просьбы Е. были удовлетворены, Римская курия выделила ему 100 талеров и гарантировала поддержку Вены. Без постоянного дохода этих средств оказалось недостаточно, и во 2-й пол. авг. 1699 г. Е. послал папе повторную просьбу на итал. языке о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/182119.html

Сербская Церковь отмечает 300 лет со дня смерти Патриарха Арсения Черноевича 31 октября 2006 г. 14:34 В монастыре Крушедол 28 октября была отмечена 300-я годовщина со дня смерти Патриарха Арсения Черноевича — предводителя великого переселения сербов в 1690 году. Божественную Литургию возглавил епископ Сремский Василий, ему сослужили священники и монахи Сремской епархии. После святой Литургии был отслужен парастас на могиле Патриарха Арсения Черноевича, который был похоронен слева от входа в монастырскую церковь. В своей проповеди епископ Василий отметил духовное величие и особое значение личности Патриарха Арсения для благочестивого сербского народа во времена его пребывания на престоле Сербской Церкви . По словам епископа Василия, эта дата имеет особую значимость для сербов именно сейчас, когда решается важный национально-исторический вопрос относительно статуса Косова и Метохии, откуда в конце XVII века Патриарх Арсений увел свой народ перед нашествием турков, чем спас его от гибели.  Патриархия.ru/ Сербская Православная Церковь Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/155628.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010