XXIII, 250 fin.). Если показание записи справедливо, то дело нужно понимать так, что бегство Арсения сделало подозрительными для турецкого правительства природных сербов. По каталогу Мушицкого – он серб, из знатной фамилии Монастерлиев (о которой см. у Раича). В каталоге Дечанских Спомеников о нем замечено: «в то время была война с немцами, и патриарх сей был на этой войне первым». Умер 16 августа 1710 года. (Гласн. XXIII, 251). 25) Афанасий 1-й, родом, как кажется, серб. Поставлен был в патриархи из митрополитов скопийских 6 января 1711 года (Гласн. XXIII, 251). 28) Моисей, родом серб. Поставлен был в патриархи из митрополитов расских 6-го октября 1712 года (Гласн. XXIII, 251). 27) Арсевий 4-й Иоаннович, родом серб. Поставлен в патриархи из митрополитов расских в конце 1724 или начале 1725 г., еще при жизни Моисея, впрочем правильно, а не хищением (т. е. вероятно Моисей отказался от престола, Гласн. IX, 247, XXIII, 251). В 1738 г., подобно Арсению Черноевичу, бежал в Австрию, при чем большая часть последовавших за ним сербов или погибла от меча турок, или ворочены были сими последними назад и подверглись всем ужасам отмщения (у Раича кн. XI, гл. XIV, § 1 sqq, Гласи. XX, 12). 28) Иоанникий 3-й, константинопольский грек. Прислан был турецким правительством на кафедру патриаршую, вероятно, вскоре после бегства Арсениева. После 1744 года переведен был на митрополию халкидонскую; с 1760 г. в продолжение четырех лет был патриархом константинопольским (см. Захария Мафу в Христ. Чтен. 1862 г. кн. I, стр. 794 и 798). Владыка черногорский Василий Петрович в своей «Истории о Черной горы», писанной в 1654 г., сообщает об этом Иоанникии следующия известия: «(архиереи сербские) бедне живут в подданстве турецком, а больше озлобляеми от греков, якоже случилося в прошедшей брани, в лето 1737 году, Караж Иоанникий 293 грек в Константинополе султану представивши челобитную, что Сербли с своим природным патриархом и архиереи всегда изменницы Турской империи, овогда к России, овогда Цесарю, иногда Венецианом 294 ; на кое прошение султан нынешний, Махомет, позволил Караж Иоаникиа быти патриархом сербским, которы (который) премного озлобил народ сербский, ходя с указом султанским по сербской земли и поставляя греки архиереи, муча народ и деньги насилу (насильственно) взимав.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не тотчас после падения государства сербо-венгерские переселенцы могли отказаться от надежды – изгнав поработителей, снова возвратиться в отечество. Но когда надежда эта все более и более стала исчезать, они должны были позаботиться, чтобы прочным образом устроить себя на новом месте жительства. Вместе со всем другим приступлено было к устройству и дел церковных. Хотя венгерские короли, несмотря на свое желание перезвать к себе как можно более сербских колонистов, как кажется, не изъявляли готовности быть слишком щедрыми на привилегии относительно свободы и прав их православного исповедания 341 : однако дело не доходило и до того, чтобы в видах насильственного привлечения их к католицизму совсем лишить их права иметь у себя своих собственных православных епископов (как это было с теми же сербами в далматинских владениях республики венецианской). Поэтому устроение дел церковных состояло в том, что сербо-венгерские переселенцы, начиная с конца XV века, приступили к постепенному учреждению у себя своих собственных сербо-венгерских епископских кафедр 342 . Первою по времени учреждения кафедрой была кафедра сремская, которая назначена была по отношению к прочим, имевшим быть открытыми после нее, кафедрам составлять их митрополию. Что касается до этих прочих, постепенно вслед за первою открывавшихся, кафедр, то, к сожалению, ни за какое время настоящего периода мы не имеем полного их каталога, и узнаём о существовании тех или других между ними только из отдельных о каждой и разновременных свидетельств и указаний. По таковым свидетельствам и указаниям известны, как существовавшие в те или другие времена настоящего периода, следующие епископские кафедры: 1) будимская или офенская (вероятная), 2) шегединско-бачская, 3) вараждинская или хорватская, 4) иеновско-темешварская, 5) арадская, 6) пожегская, 7) вершецкая, 8) хоповская 343 . Сколько именно было кафедр перед приходом в Австрию патр. Арсения Черноевича, остается нам неизвестным. В грамоте сему патриарху импер. Леопольда 1-го от 1695 г. поименованы кафедры, имеющие существовать на будущее время. Если предположить, как это весьма вероятно, что все эти кафедры существовали уже прежде прибытия патриарха, то они называются в грамоте следующие: 1) темешварская и иенопольская, 2) карлштадтская и зринопольская, 3) шегединская, 4) будимская и стольно-белградская, 5) могачская и сигетская, 6) вершецкая и 7) великоварадская и егарская (см. грамоту у Чапловича в сочинении Slavonien und zum Theil Croatien B. 2, Pesth, 1819, S. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«потурченцами». С вступлением на черногорский престол владыки Даниила, родоначальника ныне благополучно царствующей доблестной династии Негошей, начинается новая эпоха в истории черногорской церковной и государственной жизни, изложению которой посвящены автором следующие пять глав исследования. Первая глава исследования (стр. 93–146) озаглавливается так: «жизнь и деятельность владыки Даниила, митрополита черногорского, до первых его сношений с Россией (1676–1711 гг.)». Здесь сообщаются биографические сведения о начальных годах Даниила, когда он уже имел случай видеть то зло, которое производили ренегаты т.н. «потурченцы», об избрании его на владычество в 1697 г., о посвящении в митрополита от патриарха Арсения Черноевича в Венгерской Сербии в 1700 г. (указывается, почему он не мог быть посвящен раньше и притом от сербского патриарха в Ипеке), за сим изображается церковно-политическая деятельность его, как вождя народа в борьбе с турками, основателя новых храмов и устроителя новых порядков во внутренней жизни страны. Нарочито отмечаются действия владыки Даниила по истреблению в Черногории «потурченства», чем восстановлено было единство религиозно-народного сознания в ее населении и положено было прочное начало черногорской церковно-государственной жизни. —139— Глава вторая исследования (стр. 146–188) обозначается так: «первые сношения владыки Даниила с Россией и дальнейшие войны с турками». Сношения владыки Даниила с императором Петром I начались с 1711 г. Автор излагает содержание грамот Петра Великого к черногорскому народу и митрополиту Даниилу и главные пункты договорной грамоты гр. Милорадовича с черногорцами об отношении их к России, и за сим сообщает исторические сведения о военных действиях черногорцев против турок. Глава третья (стр. 188–226): «второй погром Черногории, поездка владыки Даниила в Россию и дальнейшие войны с турками». Военные действия против турок тем были затруднительнее для черногорцев, что в критические моменты они оставались без всяких военных припасов и оружия, благодаря козням Венеции, всегда коварной их союзницы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно предисловиям к изданиям, с типографским делом Божидар познакомился в Венеции. При его жизни типография выпустила не менее 7 изданий: Служебник (1519), Псалтирь с восследованием (1519-1520), Сборник (ок. 1536), Молитвенник (1536), Октоих, гласы 5-8-й (1537), Минея праздничная (1538), Требник (ок. 1540). Оценить личный вклад Божидара в издательское дело сложно, т. к. в его типографии работали профессиональные печатники: в 1519-1520 гг.- иером. Пахомий, обучавшийся типографскому делу еще в зетской печатне Черноевичей, в 30-х гг. дечанский иеродиак. Моисей из Будимли, иеромонахи Феодосий и Геннадий из Милешевы. Репертуар и содержание изданий Божидара тесно связаны с совр. им серб. рукописной традицией. В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, к-рыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров к-рой в XVI в. была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь заставки, характеризует сочетание образцов традиц. для серб. рукописной книги балканского плетеного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращенное написание его имени БО(ж) на стилизованном щите в заставках. Его новшеством в кириллическом книгопечатании является издание роскошных экземпляров на хорошо выделанном пергамене, напр. прекрасно сохранившийся экземпляр Октоиха 1537 г. из мон-ря Крка в Далмации (ныне в НБС). Лит. деятельность Божидара ограничивается пространными предисловиями и послесловиями к изданиям. В них он следует традициям средневек. серб. книгописцев (так, об изданных книгах часто говорится «писана», «написана»). Постоянно в текстах упоминается о духовном просвещении серб. народа. Подчеркнутая лояльность формулировок в отношении османских правителей указывает на то, что предполагалось широкое распространение изданных книг среди славян, находящихся под властью султана. Виченцо В.

http://pravenc.ru/text/161003.html

5 сентября 1912 г. патриарх и епископы издали окруж­ное послание „часному cbojeмy клиру и благоверному наро­ду“, в коем обещали с своей стороны приложить все усилия к тому, чтобы возможно скорее созван был на­родно-церковный конгресс, призывали народ к осторож­ности, трезвому отношению к событию дня, чтобы еще боль­ше не навредить себе 71 . 14 (27) ноября 1912г. на заседании венгерского сейма депутат д-р Живко Богдан обратился к министру-председателю Ладиславу Лукачу с интерпелля­цией, в которой спрашивал министра о причинах, вы­звавших высочайший указ от 11 июля 1912 г., о пред­полагаемых переменах в выборном порядке сербского народно-церковного конгресса и о времени его созвания. На эту интерпелляцию тотчас ответил министр-председатель – в самом успокоительном тоне, обещая созвание конгресса между Пасхой и Духовым днем 1913 года 72 . 1 Прот. Д. Н Якшич, Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Тур­ции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича, с приложением карты. Прага, 1912, стр. I, прим. I. 4 Энциклопедия славянской филологии. Изд. Отд. рус. яз. и слов. Императорской Академии Наук. Под ред. орд. акад. И. В. Ягича. Вып. 2-й. Л. Нидерле. Обозрение современного славянства (с кар­тою). СПБ. 1909, стр. 114. См. также проф. Т. Д. Флоринский, Славян­ское племя. Статистико-этнографический обзор современного славян­ства. С приложением двух этнографических карт. Киев, 1907, стр. 91–93. В трудах профессоров Нидерле и Флоринского ука­зана и литература предмета. Этнографическая карта славянских на­родностей М. Ф. Мирковича, дополнена А. Ф. Риттихом. 2-ое изд. С.-Пет. Отд. Слав. Блоготв. Комитета. СПБ. 1875. К ней приложение: Статистические таблицы распределения славян А) по государствам и народностям. Б) по вероисповеданиям, азбукам и литературным языкам (наречиям) А. С. Будиловича. СПБ. 1875. Две карты Австро-Венгрии – политическая и этнографическая в Новом Энциклопе­дическом Словаре изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Эфрон, т. 1-й, СПБ. 1911 г, к стр. 256–257. Наиболее подробная карта Австро-Венгрии в Большом Всемирном Настольном Атласе Маркса под ред. проф. Э. Ю. Петри и Ю. М. Шокальского. СПБ. 1905, 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Понятие о православной вере у сербов слилось с самым понятием о сербской народности. У них только того и называют сербом, кто исповедует православную веру; серба, принявшего латинство, так и называют латиняном, а принявшего магометанство турком, и на самом деле сербы, делающиеся латынянами или магометанами, скоро как бы перестают быть сербами; теряют свойства своей народности, и как ожесточенные ренегаты, делаются злыми врагами своих прежних единоплеменников. Приверженность к православию до настоящего времени держится крепко, как у тех сербов, которые остаются под турецким господством – в так называемой Старой Сербии и Герцеговине, так и у тех, которые, в начале нынешнего столетия, освободились от турок и образовали самостоятельное сербское княжество, и еще более у сербов черногорских, которые составляли небольшое владение, управлявшееся до последнего времени князьями-епископами, успевали в продолжении нескольких столетий отстаивать свою независимость и от турок, и от австрийцев, и от козней папской пропаганды. В конце XVII века 37.000 сербских семейств вместе с православным сербским патриархом Арсением Черноевичем, от притеснений турецких, решились переселиться в австрийские владения. Австрийское правительство предоставило им поселиться на так называемой Военной Границе и в южных областях Венгрии, с обещанием свободы вероисповедания и неприкосновенности национальных прав. Здесь сербы еще более должны были подвергнуться влиянию латинской пропаганды. Тем не менее они сохраняют свое православие и дают опору для поддержания православия и тем своим единоплеменникам, которые составляют остаток православия в олатыненных западно-сербских странах – Кроации и Далмации. Только в одной из южно-сербских областей латинской пропаганде удалось иметь довольно значительные успехи – в Боснии. Босния издавна в политическом и религиозном отношениях более других областей была разъединена с прочими сербскими православными землями. Православие распространилось здесь в те же времена, как у других сербов, но издавна было стесняемо различными ересями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

899 Zum ewigen Frieden, SS. 25–26. – В первой части своего настоящего очерка мы забыли упомянуть, что цитируем «Zum ewigen Frieden» Канта по изданию Кенгвасн’а в «Universal-Bibliothek» Reclam’a 1501, в основу которого положен текст издания 1795 года, сличенный с манускриптом и текстом издания 1796 года. Спешим теперь восполнить этот недосмотр. 904 ibid. «Могут спросить, – оговаривается Кант по поводу этого своего соображения: если природа желает чтобы эти берега Ледовитого моря не оставались необитаемыми, то чт же будет с их населением, когда она (как можно ожидать) не будет более доставлять им плавучие леса»? Несомненно, что с успехами культуры, побережный лес будет лучше утилизироваться и не будет уноситься в море. «Я отвечаю, говорит Кант: тогда жители берегов Оби, Енисея, Лены и т.п. будут доставлять им лес, как предмет торговли, в обмен за продукты животного царства, которыми так богато море у этих берегов, – если только природа заставит эти народы жить в мире» (ibid. S. 30. Anm.). 914 Мы не берем на себя задачи входить в критическую оценку воззрений Канта насчет этого механизма природы. Считаем, только необходимым заметить, что если бы этот взгляд Канта и оказался неправильным в частностях своего физико-географического, этнографического и культурно-исторического обоснования, все-таки его три тезиса по существу своему остались бы верными. Бесспорно, что люди могут жить везде на земле, что, с ростом населения, действительно вся земля рано или поздно заселится, а гражданственность и закономерное государственное устройство составляют, по-видимому, такой неизбежный продукт цивилизации, что отнюдь нельзя сомневаться в скором усвоении их всеми народами. 919 ibid. Если бы Кант мог иметь пред глазами современное состояние Европы, он не сказал бы этого. 927 Что умственное развитие непременным своим условием имеет философское освещение усвояемых знаний, это мы уже имели случай раскрыть год тому назад, – в Мартовской кн. «Богословского Вестника» за 1898 г. 950 Будимская епархия основана в 1695 г. в первое великое переселение сербов из Старой Сербии в пределы Австрийской монархии, под предводительством ипекского патриарха Арсения III Черноевича.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16) Самуил Маширевич. Не желая, чтобы преемник Иосифа носил титул патриарха и в то же время находясь в 1862 г. не в таком положении, чтобы раздражать сербов отказом, правительство извернулось тем, что на время назначило администратора патриархии, а в 1861 г., когда улучшило свои дела, приказало избрать митрополита, в каковые и выбран был Самуил Маширевич, управлявший кафедрой в продолжение 7 лет и умерший в прошлом 1870 году. После него до настоящего времени кафедра остается вакантною. Сколько было епископских кафедр у венгерских или австрийских сербов перед прибытием в Австрию патр. Арсения Черноевича, как уже мы говорили выше, положительным образом остается неизвестным. Императорским указом от 1 марта 1695 г. было постановлено, что на будущее время диоцез сербо-австрийской православной архиепископии имеет состоять из следующих 7 епархий, не считая собственной епархии архиепископа: 1) иенопольско-(арадско)-темешварской, 2) карлштадтской и аринопольской, 3) будимской или офенской и стольно-белградской, 4) шегединско-бачской, 5) могачской и сигетской, 6) вершецкой и 7) великоварадской и егерской 350 .  Перемены относительно числа епархий, происходившие после 1695 г., были следующие: 1) вскоре после 1695 г. была вновь замещена остававшаяся в сем последнем году праздною и предполагавшаяся было правительством к упразднению епархия вараждинская или кроатская; 2) перед 1707 г. была закрыта епархия великоварадская и егарская, быв разделена между епархиями иенопольской и шегединской; 3) в 1708–10 г. была открыта епархия пакрачская, ставшая продолжением прежней епархии пожегской; 4) в 1713 г. была открыта епархия костайничская, быв отделена от епархии карлштадтской; 5) в 1722 г. епархия иенопольско-арадско-темешварская была разделена на две: арадско-иенопольскую и темешварскую; 6) после 1731 г. была закрыта епархия могачско-сигетская, быв присоединена к епархии будимской; 7) после 1749 г. была закрыта епархия вараждинская или кроатская; 8) в 1771 была закрыта епархия костайничская; 9) в 1783 г. подчинены были правительством ведению архиепископа сербского трансильванская и буковинская епархии-германштадтская и радауцкая или черновицкая; 10) в 1815 г. с присоединением к Австрии далматинских владений бывшей республики венецианской поступила в ведение архиепископа епархия, далматинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Между тем материаль­ное положение черногорского духовенства весьма неудовле­творительно и пора бы подумать о возможном его улуч­шении. На потребности школы в Черногории собирается определенная подать. Почему бы не приложить тот же способ и к обеспечению духовенства? Тогда бы каждая черногорская семья удерживала бы у себя 12 ок жита, которые для бедной семьи, удаленной от рынка, часто стоят дороже, чем 24 гроша, а для священника гораздо удобнее получать определенное и верное жалованье. Чрез это прекратились бы споры и пререкания между священни­ками и прихожанами, каковые теперь часто случаются и подрывают авторитет духовных лиц 125 ... Гораздо лучше обеспечено в материальном отношении монашествующее духовенство, потому что монастыри владеют поземельными участками и получают пособие от государства. Прошедший 1893-й год останется навсегда достопамят­ным в летописях церковной жизни Черногории. Ей су­ждено было стать центром важного всеславянского куль­турного торжества. В июле прошедшего года Черногория тор­жественно праздновала четырехсотлетие первой отпечатан­ной в Ободе близ Цетинья славянской церковной книги «Октоих». То был общеславянский культурный праздник, посвященный памяти многознаменательного дня в истории умственного и политического развития славянства вообще и сербства в частности. Чтобы оценить значение этой годовщины для Черногории, достаточно вспомнить, что типография в Ободе заведена спустя не более пятидесяти лет после изобре­тения Гутенберга. Так как по всей вероятности типо­графию эту основал еще воевода Иван Черноевич, в 1485 г. уже переселившийся из Обода в новооснован­ную свою столицу Цетинье (следовательно, еще ранее 1485 г., потому что иначе он открыл бы типографию прямо в Цетинье), то эта Ободская типография должна быть признана старейшей типографией для всего славянства, потому что древнейшие краковские издания кириллицей от­носятся к 1491 г., а у нас в России первая печатная книга (Апостол) из своей типографии вышла только в 1564 г. И что всего удивительнее, типография в Черно­гории открыта в такие тяжкие дни для всего сербского племени, которые вовсе не благоприятствовали подобным предприятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

напсах сию дшеспсную кнгу осмоглсныкь. вь спльниение славословию трислнчнаго вь динстве покланемаго бжства. млю же юние сьвзрастные старие, чьтоущеи ли вьспевающей ли пшуще любве хве ради справлти. нас же оусьрдне потьщавших се на сие дело влсвлти. да обои славеще отца з негоже вьса. сна имже вьса. стго дха от немьже вьса зде оулучим млсть. таможе сее светомь озарымсе. аминь Повелением гна ми гюрг цьрноевик азь хоу рабь сщенноинокь макарие роукоделисах сие. при вьсеосщном митрополите зетском кур вавуле. в лето за (т. е. 7001, от Рожд. Хр. 1493). В после­словии к Октоиху, после исповедания веры, священноинок Макарий говорит: Нам, не сущим Аврааму же и Моисею подобним, еже Богови сьвещательном быть, даст (Бог) писаниа, вь нихже пророци яко вь царскихь сокровищь положи неистьщимое богатьство. И по сихь они божестьвны мужие Дамаскин же и Иосифь и Козма, наити­ем Духа научаеми предаше нам песьнословити в Трьсльньчнемь Божестве три святыми гласи ангельскими славосло­вимого в вышних... Последи же, грех ради наших, постиже насущи нась исмаильтьска железна палица, увы не просто биющи, нь оубивающи, и придоше языци вь достоание Божие, церкви раздрушише. Видевь азь вь Христа Бога благоверни и Богомь храними воевода Зети господинь Гюрьгь Црьноевикь умаление святых книг расхищением, агаренскыихь чедь, вьзревновахь поспешениемь Святаго Духа, и сьставихь форми, на нихже в едино лето осмимь человеком сьвршити Охтоихь, от д. го гласа, вь славо­словие Богови нась укрепльшому. Трудих же се о семь и рукоделисах сие смерени священникь мнихь Макарие оть Чрьные гори, повелением господина ми Гюрьга Црьноевикя, при вьсеосвященномь архиепискупе зетьскомь митро­полите курь Вавуле... Сьврьшише се сие книги от битиа, в лето зв (7002 – 1494) 127 . Подобного же содержания послесловие к Следованной псалтыри 1495 г. 128 . И так воевода Юрий Черноевич и его сподвижник священноинок Макарий воодушевляются в своем подвиге мыслью о высоком значении церковных книг и ревнуют о вос­полнении крайней скудости этих книг в церквах вслед­ствие расхищения и истребления их «агарянскими» людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010