Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (ЧЕРНОЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений III, патриарх Печский Редакция текста от: 08.06.2012 11:21:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21047.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Лепавинская " Описания иконы Икона Лепавинская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Великая сербская святыня, которая находится в Лепавинском монастыре в Хорватии, неподалёку от Копривницы в общине Соколовац. Своё название монастырь получил от расположенного рядом леса Липа, и местечка Вина. Монастырский собор посвящён празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. По преданию, монастырь основан в 1550 году. В XVII-XVIII веках лепавинские монахи поддерживали активные связи с Россией, откуда неоднократно получали помощь и пожертвования. В этом монастыре какое-то время пребывал Сербский Патриарх Арсений III Черноевич. Во время Второй мировой войны монастырь был сильно разорён и разрушен, но чудом сохранилась величайшая святыня Сербской Церкви – чудотворная икона Божией Матери Лепавинская: её нашли под грудой обломков без единой царапины. После войны местонахождение образа было неизвестно. Обнаружили святыню в 1967 году и после реставрации вернули в монастырь. Возвращение иконы в монастырь совпало с проведением первой Литургии в храме, отстроенном после военного раз[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-178

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ [серб. Jemuмuje] (Попович; нач. XVIII в.), митр. Будимский Сербской Православной Церкви. Род. в с. Комноуш (ныне не существует) недалеко от г. Сремска-Митровица и мон-ря Шишатовац, в котором впосл. принял монашество и похоронен. Время хиротонии во епископа неизвестно. 28 июня 1694 г. патриарх Арсений III (Черноевич) предложил кандидатуру Е. на кафедру Будимской епархии с определением его местопребывания в монастыре Грабовац . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил поставление Е. на Будимскую кафедру с титулом «митрополит Будимский, Пештанский, Сентендрейский, Стонобеоградский, Сечуйский, Сигетский, Мохачопольский» ( М. Cehmahдpeja кроз Београд, 2005. 924). В 1697 г. вместе с австр. войсками Е. был в Боснии и посетил монастырь Тавна ( Записи. 1. 2035; М. Почеци и прошлост Зворничке Београд, 1964. 8(23). Бр. 1/2. С. 85). В 1700 г. принимал участие в работе Народно-церковного Собора в г. Сечуй, но в том же году ушел с кафедры и вернулся в мон-рь Шишатовац. В исторической лит-ре распространена т. зр., что Е. умер в 1704 г., но 17 мая 1705 г. упоминается участие «епископа Будимского Евфимия» в хиротонии епископа Пакрацко-Славонского Софрония (Подгоричанина , впосл. митрополит Карловацкий) (см.: Српски jepapcu. С. 459). Похоронен в припрате монастырской церкви с правой стороны. Лит.: Д. Срби у Срему до 1736/7. Београд, 1950. С. 74; Српски jepapcu. С. 227. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/187713.html

Сто лет уже прошло с тех пор, как некогда славные и сильные царства болгарское и сербское пали под ударами турок. Сколько православных церквей за это время было разграблено, разрушено или обращено в мечети! Сколько погибло славянских церковно-богослу­жебных книг и разной христианской святыни! В это-то тяжкое и темное время, в верхней Зете (древней Диоклее) или нынешней Черногории во главе некоторой части серб­ского племени выступает славный род Черноевичей. В правление третьего представителя этого рода (основатель Стефан Черноевич † 1471, за ним сын его Иван † 1490) Юрия Черноевича в 1493 г. напечатана в Ободской типографии славянская книга кириллицей «Октоих». Когда и где могли познакомиться черногорцы с искус­ством книгопечатания? В объяснение этого следует при­помнить, что в то время Черногория стояла в близких отношениях к Венеции. Иван Черноевич и сын его Юрий часто бывали в Венеции и подолгу живали там. Из Венеции происходила и жена Юрия Елисавета, дочь венецианского патриция Антония Эрицо; в Венецию уда­лился и сам Юрий, когда вынужден был в 1516 г. оставить Цетинье 126 . Книгопечатное искусство уже в 1469 г. было принято венецианским сенатом под свое покрови­тельство. Здесь-тο Черноевичи познакомились с новым тогда и для всей Европы изобретением Гутенберга, по­няли и оценили великое значение этого изобретения, и веро­ятно еще Иван Черноевич устроил в Ободе типографию для печатания церковно-богослужебных славянских книг. О побуждениях, одушевлявших основателей Ободской типографии, говорят нам предисловия и послесловия двух дошедших до нас церковных книг, напечатанных в Ободе: Октоиха (1493) и Следованной Псалтыри (1495). Вот предисловие Октоиха в совершенно точной транс­крипции: Понеже вь троици покланемии Бгь блгоизвóли испльнити свою црквь различными книгами. Видевь азь вь ха Бга блговерныи и бмь храними гнь гюргь цьрноевыкь. црквы праздны стых книгь, грехь рад нáших разхищениемь и радздраниемь агаранскыхь чдь. Вьзревновахь поспешениемь стго дха, и любовию кь бжтвным црквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Иван Черноевич... созвал вокруг себя своих храбрейших подданных и заставил их поклясться перед Евангелием, что они не изменят своей вере и народности и скорее умрут, чем вступят в соглашение с басурманами. После того князь зетский предал огню свой престольный город Жаблик, покинул плодородные поля и равнины, повел своих храбрецов и поселил их в твердых Зетских горах. (Д. Банич) Дела в оставшейся независимой части Зеты обстояли плохо. Пока что великий герой Албании Скандербег (Георгий Кастриоти, ок. 1405–1468) прикрывал Зету от турок и Степан Черноевич, женатый на его дочери, активно помогал ему до самой его смерти в 1468 году. В 1471 году Степану наследовал его сын Иван, до сих пор почитаемый в Черногории как национальный герой. Турецкий султан Мехмед II (1432–1481, правил в 1444–1446 и 1451–1481) в 1474 году напал на северо-западную (венецианскую) Албанию, и Венеция вместе с Иваном Черноевичем вступила в войну с турками. Она длилась пять лет. Венецианцы заключили с турками сепаратный мир, и вся мощь османской армии обрушилась на Черноевича. С 1480 года по 1482-й он отчаянно сопротивлялся, но потом Венеция нанесла ему удар в спину; воевать на два фронта было нереально. ...Зета оказалась разделенной на три части: Приморьем овладели венецианцы, горы остались у сербов, прочее подпало под власть турок. С VI века сербская часть становится известна как Черногория. Власть Черноевичей над страной вскоре закончилась: старший сын Ивана Георгий правил неплохо, храбро защищал свои владения, основал типографию (при нем в 1493 году была напечатана первая черногорская книга «Октоих»). Однако он был женат на венецианке и в 1499 году под ее уговорами оставил престол и переехал в Венецию. Младший сын Ивана, Степан, отправился в Стамбул, принял там ислам под именем Искандер-бея Иванбеговича, славно служил султану, за что тот отдал ему Черногорию во владение. Новоявленный владыка повел на родину многочисленное турецкое войско, поддержанное перешедшими в ислам соотечественниками, однако был наголову разбит братом при Лешнополе, бежал в Албанию и доживал там свои дни в деревне, став прародителем местных беев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходный пункт нового общедушного заявления высокочтимою корпорацией своего благоволения ко мне – мой служебный юбилей – есть прикровенный прощальный гимн отходящему из мира сует телоносцу, утружденному если не службой, то «летним обхождением» ( ). Памятуя сей, его последний смысл, я в умиленном лепете извожу из слабых уст своих завещальное слово. Лучший предмет имущественного достояния моего, астрономический телескоп (G. Secretan. Paris. 1877) 627 да будет новым приношением моим Almae Matri, снисходительно предоставляющей мне право пользоваться им usque ad momentam supremum ( ), когда ни око не будет видеть никакого земного предмета, ни ухо не будет слышать никакого человеческого привета. Испрашивая святительского благословения Вашего Преосвященства и молитвенного сочувствия высокочтимой академической корпорации, честь имею быть с глубоким почтением, Вашего Преосвященства нижайшим и покорнейшим слугою. Архимандрит Антонин. Архив РДМ, п. 69, д. 1447, 1 л. 351. Письмо ректора Киевской Духовной Академии епископа Сильвестра к архимандриту Антонину Киев 13 января 1894 г. Ваше Высокопреподобие, глубокочтимый о. архимандрит! Одушевленный любовью и обильный назиданием ответ Ваш Академии от 22 декабря 1893 года на приветственный адрес ее Вам от 22 октября 1893 года, побуждает Академию и еще обратиться к Вам с выражением глубокой благодарности за Вашу добрую память о ней, Ваше благожелание, Ваши услуги и пожертвования ей, увенчавшиеся таким драгоценным даром, как Октоих Ободской Типографии Георгия Черноевича, оконченный печатанием 4 января 1494 года и Октоих Венецианской Типографии Божидара. Оба эти Октоиха (занесенные под знаком Д.д. 1091) в достояние академической библиотеки, навсегда останутся ценнейшим сокровищем ее и памятником Вашей щедрой любви к Академии. Вместе с тем Академия поставляет долгом известить Вас, досточтимый о. архимандрит, что она с живейшею готовностью исполнила Ваш благовременный совет почтить церковным молитвенным поминанием трудившихся над изданием Ободского Октоиха: приснопамятные имена их произнесены были в годичном поминовении 31 декабря, которое, как Вам известно, с давних пор совершается в Академии, по завету от старой Академии, свято чтимому Академией новою и новейшею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

С кон. XIV в. в деловой письменности получает распространение скоропись, рассчитанная на существенное ускорение процесса письма. Появление скорописи связывается с применением письменности для деловых целей (дипломатических, административных, судебных, хозяйственных). Скоропись характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв и многочисленными сокращениями. Слав. книгопечатание кириллическим шрифтом было начато в кон. XV в. в Кракове в типографии Швайпольта Фиоля, который издал 4 книги на церковнослав. языке: Октоих (1491), Часослов (1491), Триодь постную (1492-1493), Триодь цветную (недатированную). В 1494 г. начала действовать Черногорская типография в Цетинском мон-ре, основанная Иваном Черноевичем и продолжившая работу под рук. его сына Джурджа. В этой типографии «священником мнихом Макарием от Черной Горы» были выпущены Октоих первогласник (1494), Октоих пятигласник (1494 (?)), Псалтирь с восследованием (1495), Требник (1496). Третья типография кириллического шрифта была открыта в 1508 г. повелением Раду Великого, воеводы Валахии, в г. Тырговиште. Известны 3 изданные там книги: Служебник (1508), Октоих (1510), Четвероевангелие (1512). В 1516 г. в Праге открылась слав. типография Ф. Скорины, где в 1517 г. вышла Псалтирь на церковнослав. языке. С 1517 по 1519 г. Скорина издал 23 ветхозаветные книги, переведенные им на «русский» (гибридный церковнославянский) язык,- «Библию руску». В нач. 20-х гг. XVI в. Скорина основал в Вильно 1-ю на территории Великого княжества Литовского слав. типографию, где издал «Малую подорожную книжицу» (1522) и Апостол (1525). В Сербии и Валахии в 1-й пол. XVI в. известны типографии в мон-рях Руйно, Милешевском, в Горажде, в Мркшина-Црква, в Белграде. Важную роль в распространении книжной культуры в слав. мире на протяжении XVI в. играли венецианские типографии Божидара Вуковича и его сына Виченцо. В Москве кириллическое книгопечатание возникло ок. 1553 г. в т. н. Анонимной типографии, от которой сохранилось неск. книг без выходных данных (Евангелие, Постная Триодь). Первой же авторизованной и точно датированной московской книгой стал Апостол (1564) Ивана Фёдорова. Им же после переезда в Великое княжество Литовское было подготовлено в Остроге издание 1-го полного церковнослав. библейского кодекса - Острожской Библии (1580-1581). Активное развитие кириллического книгопечатания в Речи Посполитой относится ко 2-й пол. XVI в. Важнейшие типографии были во Львове, в Вильно, Остроге, Стрятине, Заблудове.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

Черногория Местность Черногория– область дикая, суровая, мрачная, которую итальянцы называют Монтенегро, турки – Карадаг, сербы– Црна-гора, албанцы– Малесия или Малилис, есть самостоятельное княжество на западной стороне балканского полуострова. Она лежит между Далмациею, Герцеговиною, Боснией) и сербским княжеством, окружена горами: Ловченом, Комом, Дурмитором, Гарчом, Лисцом и Суторманом, и состоит из двух областей: собственной Черногории (горной страны) и Брд. Первая имеет 32 квадр. мили и разделена на 4 нахии (округа или уезда): катунскую (в северной и средней части Черногории), цермничскую или црнгичскую (в югозападной части), речскую и лешатскую. Последняя имеет 34 кв. мили, и разделена также на 4 нахии: Белопавличи, Иипери, Кучи и Морача 184 Главный город, резиденция князя, Цетинье. Число жителей– около 200,000 185 . Историческая судьба Черногории Черногория первоначально называлась Дукли или Дуклеею, а чаще Зетою. Она составляла одну из областей сербского государства, которую Неманичи отличали почетным названием «Дедины» 186 и которая была уделом наследников сербского престола. В состав её входили: часть Герцеговины до Требинья, вдоль по берегу моря до Рагузы, нынешняя область Каттаро, города – Бар, Ольгун (Дульциньо), Леш (Алеси) до Драча. Пространство её равнялось 150 милям с севера на юг, и 120 милям с запада на восток 187 . Она управлялась сперва банами (до 1516 г.), потом митрополитами (1516– 1851г.), наконец князьями. Черногория под властию банов Баны были тоже, что великие жупаны, правители отдельных областей 188 . Они были сперва из рода Неманичей, потом из рода Болъшичей, наконец из рода Черноевичей, или Црноевичей. Неманичи управляли Черногорией, как частию сербского государства, до времени Волкашина Мирняевича. Когда Волкашин, по смерти Уроша Иго, захватил в свои руки власть над Сербиею, зетское княжество (Черногория) не хотело признать его за своего государя, и, отделившись (1367 г.) от Сербии, избрало своим правителем Бальииу, родственника Неманичей по женской лилии 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

6 Шехатизам псточно-православне српске мumponoлuje карловачке за 1900 г. Приредио прот. Д. Руварац. Изданье саборског одбора Ср. Карловци. 1900. 10 В „Календарь Матине српске за годину 1908» (стр. 144) указы­ваются еще, без обозначения количества душ, протопресвитериаты («npomononujamu»): трештеновацкий и северинский. 11 В „Календаре Матине српске за годину 1908 " (стр. 144) еще «npomononujamu»: вилицкий и петриньский. 13 Богословски Гласник. 1910. XVII: 2, стр. 154 заметка под загла­вием: «Опаданье срба у Yrapckoj». «Богословски Гласник» – дель­ный и к тому же ныне единственный научно-богословский и церковно-общественный ежемесячный журнал карловецкой митрополии, издается с января 1902 г. в Карловнах профессорами “богословии“ под редакцией сначала проф. архимандрита Илариона Зеремского, а с 1909 г. под редакцией проф. пресвитера Владана Максимовича. 14 Названия протопресвитериатов и число душ показаны выше. Во главе протопресвитериатов стоят протопресвитеры, избираемые представителями народа и клира большинством двух третей голосов, а в случае, если такого большинства не получится, назна­чаемые консисторией из числа кандидатов, получивших больше го­лосов. Для того, чтобы приходские обязанности не мешали прото­пресвитеру как должно выполнять свои обязанности по надзору за округом, ему дастся помощник, который за определенное жалованье помогает, в случае нужды, и всем священникам округа. Впро­чем, более состоятельные приходы имеют своих отдельных по­мощников, избираемых церковной общиной и настоятелями при­ходов. 16 В „Кратком очерке истории православных церквей болгар­ской, сербской и румынской или молдо-валашской» акад. Е. Е. Голу­бинского (М. 1871) ряд сербо-австрийских архиепископов, начиная с патриарха Арсения Черноевича, доведен до Самуила Маширевнча († 7 января 1870 г.). После него, занимающего 16-е место в ряду митрополитов карловецких, были таковыми еще: Прокопий Ивачкович († 29 апреля 1881 г.), Герман Анджелич († 26 ноября 1888 г.) и Георгий Бранкович († 17 июля 1907 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Турки отвсюду теснили его, так что он наконец вынужден был спасать себя от них бегством в Италию. По смерти Юрия (1514 г.), Черногориею не долго управляли сперва племянник его Стефан, потом сын Стефана Иван II Черноевич (1515 г.) и наконец сын Ивана Максим. Этот последний, по совету жены своей Марии, дочери венецианского Дожа, передал в общем народном собрании власть над Черногориею цетинскому епископу Герману, а сам удалился в Венецию. Вскоре за тем Черногория присоединена была к Турции, как часть скадарского пашалыка, и была в зависимости, хотя и не полной, от Турции до конца XVII века. Черногорцы всегда отстаивали свободу и независимость. Им тяжело было находиться под чуждою властию. Они решились, во что бы то ни стало, возвратить себе полную свободу, и вот с этою целию избрали (в 1696 или 7 году) в митрополита и вместе народного вождя и правителя Даниила I Петровича Негуша или Негоша. Это был первый черногорский владыка – митрополит, объединивший в одном лице духовную и светскую власть 191 192 . Черногория под властию митрополитов Получив свободу, Даниил выгнал из Черногории или предал смерти как проживавших там турок, так и потурченных черногорцев. Турки решились отмстить за изгнание и смерть, – и вот началась (1706 г.) битва между турками и черногорцами. Даниил разбил турок, многих взял в плен, и, чтобы выразить презрение к пленникам, потребовал за каждую турецкую голову по свинье. Затем последовал непрерывный ряд стычек, битв и сражений. В эту пору Черногория вступила в тесную связь с Россиею. Петр I, объявив войну туркам, пригласил и Даниила принять участие в войне и послал к нему грамату с черногорцами, состоявшими на русской службе, полковником Мих. Милорадовичем и капитаном Иваном Лукашевичем. Даниил с своими черногорцами радостно откликнулся на зов русского монарха: черногорцы всеми силами ударили на Албанию и Герцеговину, и чрез то отвлекли их от участия в войне против России. К сожалению, война эта, окончившаяся миром (1711 г.) при Пруте, не принесла пользы ни России, ни Черногории.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010