Преп.Кассиан в затворе (28 авг.) Преп. Арсений трудолюбивый (8 мая) Преп. Евфимий схимник (20 янв.) Преп. Вениамин (13 октября) Преп. Тит воин (27 февраля) Преп. Ахила диакон (4 янв.) и 38) Преподобные Паисий и Меркурий (19 июля и 24       ноября) Далее следует церковь во имя преподобного Феодосия. Потом почивают мощи следующих угодников: Преп. Макария диакона (19 янв.) Преп. Пимена постника (7 авг.) Следует келия преп. Феодосия. Потом почивают следующие угодники: Преп. Силуал схимник (10 июля) Преп. Агафон чудотворец (20 февраля) Преп. Захария постник (24 мар.) Преп. Игнатий, архим. печерский (20 декабря) Далее следует гроб преп. Феодосия, устроенный на месте первоначального погребения его. Против гроба преп. Феодосия на стене находится изображение иконы Богоматери с предстоящими преподобными – Антонием и Феодосием, именуемой Печерскою (3 мая). Вблизи отсюда, в нише, помещается св. мироточивая глава. Далее следует Рождественская церковь и в ней хранятся: Часть мощей младенца, Иродом убиенного, принесенная в Киев иерусалимским патриархом Феофаном (29 дек.) Мощи преп. Логгина вратаря (16 октября) Описание жизни и подвигов всех этих чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, молено читать в книге под заглавием: „Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцев Дальних пещер». Как при Близких, так и при Дальних пещерах имеются особые корпуса каменные, в которых живут иноки, совершающие богослужение в пещерных храмах и исполняющие другие послушания при пещерах. На дворе Дальних пещер погребены тела многих знатных мирских лиц (генералов: Кайсарова, Красовского, Остен–Сакена и др.) и печерских иноков, чем–либо особенным ознаменовавших свою жизнь (схимонаха Вассиана слепца и др.) Лаврская странноприимница После поклонения печерским угодникам, почивающим в Дальних пещерах, богомольцы большею частию направляются на Лаврский странноприимный двор – одни для отдыха и подкрепления себя пищею и чаем, а другие потому, что там они имеют остановку. Закончим и мы с тобою, благочестивый паломник, свое путешествие по святыням Лавры обозрением странноприимного Лаврского двора. К нему ведет прямая дорога от Дальних пещер в западном направлении, с поворотом в конце на юг. При повороте в Лаврскую странноприимницу находятся книжная и иконная лавки, в которых можно приобрести книги, равно как и другие священные предметы религиозного употребления, напр., крестики, иконы и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

С тех пор, как стал он иноком «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстью, так что ничего не хотел держать в кельи своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол. ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руфь послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда, то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере». 1073 Преп. Логгин исполнял послушание вратаря: «он имел, по древнему известью, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил: кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога». 1074 Преп. Нестор, по древнему известью, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой»; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком: день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и самого Христа и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным: во время свободное от послушания, усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Руфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобие Руфе, пред Господем: честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; – тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1072 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обовязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богатии внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцом печерским, с ними же добре потрудися, прейде душою к подвигоположнику Христу прияти венец победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 1073 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское, хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти тоже в малорус. известии. 1074 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин вратарь печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицевого от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные, добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 1076 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит-воин, бивши на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование, мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцов, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою, противу невидимых супостат, вооружися, слезами же беспрестанными, толику сниска благодать, яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом, в его. После переселился духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче. 1077 Перлштейна острог в чтен. общ. ист. 4. смесь стр. 139, 140. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись 6921 (1413). Храм Пречистой, обращенный в 17 в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы в 1442 г. и будто бы для Домиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий (Aerbarz 6:178) в свое время читал в гродских львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клиросскую церковь и дал для содержания село Перечинское.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Моисея Угрина, как более древнего и почитаемого, помещено в 1-м ряду святых, он в куколе). Иконописец наделил М. такими специфическими чертами, как обширная плешь на голове и недлинная, разделенная на кудрявые «космочки» борода, он темноволосый, без проседи; в нимбе подпись - «  ». В монументальной живописи изображение М., выполненное в академических традициях, представлено в группе святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке) в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). М.- длиннобородый седовласый монах в серо-черной мантии, из-под к-рой видна епитрахиль, в черном островерхом куколе на голове, с длинными четками в левой руке, шествует первым в своем ряду. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625; Кн. 4. С. 761-763; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 174. 374; Алёхина Л. И. и др., сост. Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. М., 2006. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2563960.html

13. Пусть мы пьем воду и питаемся сухарями, преутруждаемся, делая своими руками, изнемогаем в помыслах, жегомы бываем искушениями плоти, раздираемы желаниями, умерщвляемы лишениями, и без друзей и приятелей, без рода, без отца и матери пребываем в жизни сей: что до того? нам предлежит жизнь вечная, уготовляется Царство Небесное, наслаждение многими недомыслимыми благами, всеблаженное бессмертие, богатство славы и чести, и множество других великих благ, коих изобразить не может язык человеческий. Будем же тещи бодренно и усиленно; возлюбим подвиги самоотвержения, и поты доброделания, да восхитим венцы и стяжем сокровища, каких око не видело, о коих ухо не слышало, какие и на сердце человеку не восходили (1 Kop. 2, 9). 14. Нам надлежит сообразиться с жизнью древних отцов наших, идти по следам их добродетелей, возлюбить их делания и отобразить в себе образ их жизни. Таков велиий началовождь наш Антоний великий , первый поборовший противоборца нашего и путь нам проложивший к подвижническим победам. Таков блаженный и равноангельный Арсений, достигший высших степеней подвижнических добродетелей и предлежащий в славу нашу. Таков священный и божественный Пахомий, именующийся праотцом нашим. Таков божественнейший Иларион, возблиставший добродетелями, на подобие зарницы, воссиявающей каждое утро. Таков благославный и всесвятой Евфимий, соименный благословию, и с ним преподобнейший Савва освященный, священнейший и равноангельнейший Феодосий и прочие светлейшие светила вселенные. 15. Но перейдем словом и к тем, кои показали совершеннейшие образцы послушания; ибо и вышесказанные прославились, быв наперед предуготованы благодатью послушания. увещевает нас к неразмышляющему послушанию сын Света Досифей Богоданный отец наш; подкрепляет любовь нашу к отцам руководителям Дометиан 4 , Богопросвещенный отец наш; утверждает нас в терпении поношений и обид Аввакир 5 , Богоизбранный отец наш; располагает нас к смиренномудрию Захария 6 , всечестный отец наш; изменяет нас добрым изменением Сильван 7 , многоплачевный и многосмиренный отец наш; возбуждает наше к рукодельям усердие Иона 8 трудолюбивый, образец исполнения заповедей Господних. Можно ли без соревнования воспоминать боголюбие блаженного Петрония 9 , скоропослушность божественного Афре 10 , и св. Марка 11 , простоту Павла 12 всечестного и всех подобных добродетели смиренные?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛА ДИАКОН (Кон. XIII-XV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании А. Д., к-рое основано на надписи, скопированной в XVII в. с его надгробной доски (помимо жития на доске были написаны тропарь и кондак преподобному; ср. Арсений Трудолюбивый ), сообщается, что А. Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, служил диаконом в Успенском соборе мон-ря. Он превосходил мн. подвижников воздержанием, не употреблял ни сладкой, ни вареной пищи, его обычной едой была 1 просфора в неделю и немного «зелия» (овощей). «Многое показал еси пощение, о Ахило: едва единою в седмицы и се едину малу просфору снедаше» - сказано в кондаке преподобному. А. Д. упоминается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация А. Д. произошла, видимо, при настоятеле Киево-Печерского мон-ря архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же была составлена служба Собору, А. Д. упоминается в 4-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Общецерковное почитание А. Д. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских. Отдельная память А. Д., как и др. преподобных отцов Дальних пещер, начала праздноваться во 2-й пол. XIX в. Е. В. Лопухина Иконография. Изображения А. Д. сохранились в основном в композиции «Собор Киево-Печерских святых», где он обычно представлен оглавно, средовеком, в правой группе иноков, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, в 8-м ряду, 4-м слева, в камилавке,- на гравюрах кон.

http://pravenc.ru/text/77182.html

По возвращении от св. Антония, для Макария наступила новая эра его пустыннической жизни. Теперь он уже сам становится руководителем других в монашеской жизни. К нему начинают с разных мест стекаться ищущие иноческого жития, с просьбой взять их под свое руководство. Макарий никого из приходящих не отвергал, а каждого принимал с любовию. Одних он поселял совместно с братиями; других посылал в отдаленные пещеры, а некоторых даже оставлял у себя. Всех же он учил жить по воле Божией, – быть назидательными и трудолюбивыми. Вот пришли однажды к преп. Макарию два знатных молодых чужестранца. Они подошли к келлии Преподобного, и, не зная его, спрашивали у него: «Где келлия аввы Макария?» Когда преп. Макарий заявил им, что они видят пред собою того, кого ищут, пришельцы поклонились ему до земли и убедительно просили Макария поселить их близ себя. Молодость, заметная нега и знатность юношей заставила Старца отнестись к ним с осторожностью. Макарий стал указывать пришельцам на трудности иноческого жития. На это старший заметил: «Если мы не можем здесь жить, то пойдем в другое место». Тогда наш отец стал так рассуждать сам с собою: «Зачем я отстраняю их? Как бы они через это не впали с соблазн. Труд монашеской жизни будет лучшим пробным камнем для них. Они сами уйдут, если жизнь в пустыне окажется им не по силам». После этого преп. Макарий, снабдив их секирой, корзиной с хлебом и солью, велел им идти в гору и долбить себе там пещеру. «Я думал, – говорит Макарий, – что они не снесут этого труда». Но юноши не смутились от предложенной работы; они даже спрашивали, что им потом в пещере делать? Наш отец указал им на обычное занятие монахов того места – плетение корзин и сам дал им при этом урок рукоделия. Таинственные юноши ушли в гору, вырыли пещеру и оставались там безвыходно три года. Они не являлись даже к своему авве, а только время от времени показывались в молчании в церкви, куда приходили для принятия Св. Таин. Такое поведение пришельцев заинтересовало преп. Макария и вот он, помолившись Богу, отправился к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тот же приснопамятный архиепископ Амвросий тогда же разрешил принять мне пострижение в Святогорской пустыни Харьковской губернии, с условием поступления моего в Московскую Духовную академию. Проезжая через Москву, помню, посетил я священный Московский Кремль и, между прочим, зашел в Чудов монастырь. Подходя к раке святителя Алексия, я почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось мне тогда, что самую раку окружает как бы некий лучезарный свет, – то, очевидно, любовь святителя Алексия уже тогда приняла и меня грешного в свое попечение. И вот этою любовию я пользуюсь 11 лет. Сердце мое сроднилось со святителем, который часто тайно обвеселяет меня. Сроднилось мое сердце и с братией Чудова монастыря, братией смиренной, кроткой, трудолюбивой и не по заслугам любящей меня. Сроднилось мое сердце и со всеми теми московскими обителями, которые окормляются у раки святителя Алексия. Любя Святителя, они и меня окружают тою же любовию и их любовь так бывает сильна, что умиляет меня, нередко исторгает слезы и заставляет невольно стремиться к Господу. Неудивительно поэтому, когда ходили слухи о моем возможном уходе из Чудова монастыря, то жутко делалось мне, и я в душе молился святителю Алексию. И Господь по его молитвам посылал мне утешение. Еще так недавно был у нас в монастыре святой жизни старец игумен Герасим, который не раз предрекал мне, что если возведут меня в сан епископа, то непременно оставят жить в Чудовом монастыре. Вот и это предуказание чтимого народом и братией старца сбылось. Определением Святейшего Правительствующего Синода, утвержденным Его Императорским Величеством, я возвожусь в епископский сан и остаюсь жительствовать в том же, родном для меня монастыре. Я стою на пороге епископства. Душу мою в настоящее время охватывает, с одной стороны, – смущение, робость, а, с другой, – умиление и радость. Подобно тому, как хозяйка дома при внезапном и неожиданном приходе высокого гостя смущается, теряется и, стараясь уже при госте все привести в порядок, извиняется, что она не ожидала такого высокого посещения и потому не успела убрать жилища своего и в то же самое время от сознания того, что ее посетил такой высокий гость, радуется, ликует, приходит в восторг, так точно и моя бедная, немощствующая, многогрешная душа смущается. Она смущается от принятия епископского сана, она трепещет от сознания своего недостоинства, скверны и нечистоты. Куда Ты войдешь, Господи, как я Тебя приму: Вем, яко несмь достоин, ниже доволен, да под кров внидеши храма души моея, занеже весь пуст, и пался есть, и не имаши во мне места достойна, еже главу подклонити (2-я молитва ко Св. Причащению), – взывает голос души моей. Я должен бы сказать так же, как некогда сказал пораженный чудесным уловом рыбы апостол Петр Христу Спасителю: Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный ( Лк. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

л. 1. Эпиграф: Сладка убо сиа книга благочестивым, обличителна же злочестивым, страшна же нам грешником, наказателна же всякому возрасту и роду всему и сану: царем и князем, началником и началствуемым, воином и простым, богатым и убогим, иноком и мирским, мужем и женам, юным и престаревшимся. Многоразумна бо и премудрости Божиа повсюду преисполнена. (Из предисловия инока Сильвана, см. ниже). Есть же и богословствующих наказателна, и естествословствующих просветилна, стазающимся вооружение, молчалником опасение, упражняющимся во зрении возможение, озлобляемым утешение, недугующим душевное исцеление, и да сокращение реку: вся всем есть, истинное благожелающим вся носящи, некий вертоград всеплодный сиа книга есть, наипаче же сосуд есть духовнаго меда, преисполнен всякия сладости, услажая вкушающих его. Составлена благочестивым и трудолюбивым иноком Максимом греком , иже от Святыа горы, лавры же Ватопеди. На обороте: Симеона Новаго Богослова : Не попусти на мя, Владыко, выше силы моея искушениа или скорби или болезни, но дай же ми изводство и крепость, во еже мощи терпети ми со благодарением. л. 2. Предисловие в книге инока Максима грека . Оглавление с начальными словами статей. л. 6. В виде предисловия собрано несколько изречений св. Отцов о внимателном чтении писания. л. 8. Без надписи. Предисловие инока Сильвана к переводу бесед И. Златоустаго на еванг. Матфея и Иоанна. См. 92. Тетрадь особая, писанная полууставом. л. 12. Предлог к книге препод. Максима грека . Нач. Настоящая новосчиненая книга дар убо есть всесвятаго и поклоняемаго Духа. л. 13 об. Счет на греч. языке до сотни, начин. προτον, δευτερον, за тем сказание об Афонской горе и тамошних монастырях (см. Оп. Рум. Муз. стр. 370) и, наконец, краткое известие о месте рождения Максима грека и имени его родителей, взятое из статьи л. 17. л. 14 об. Стихи, начин. Еяже желаше Феодор присно юности от своея лицем к лицу поклоняемую ныне зрит Троицу. Кто и откуду еси; тферитин. Наречением кто; Феодор. и т. д. Тут же. Сказание инока Максима Святыя горы к старцу Васиану о Святой горе жительства. Нач. Во Святой горе житие разделяется на трое: на общее и на особное, сиречь на лаврьское, и на скитское.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Арсений Печерский, Трудолюбивый, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Арсений Печерский, Трудолюбивый, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Арсений Печерский, Трудолюбивый, прп. Преподобный Арсений Печерский, Трудолюбивый (память 8 мая и 28 августа по старому стилю) Жил в XIV веке. Он назван трудолюбивым потому, что подвизаясь в пещерах Киево-Печерской обители, он не знал отдыха, и никто никогда не видел его в праздности. Преподобный либо молился, либо исполнял монастырское послушание и до захождения солнца никогда не употреблял пищи. За свое смирение и трудолюбие Господь наградил преподобного Арсения даром чудотворения. После многих трудов и подвигов св. Арсений отошел ко Господу, и нетленное тело его было положено в Дальних пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Арсений Печерский, Трудолюбивый, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1823

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010