Примеров низложения патриархов в описываемую эпоху большое число. Вот некоторые из них. В конце XII века Исаак Ангел низложил и заточил одного за другим четырех патриархов – Василия Каматира, Никиту, Леонтия и Досифея. Также распоряжался патриаршей кафедрой и Михаил VIII Палеолог в XIII веке. Низложив благочестивого патриарха Арсения, он поставил на его место Германа; когда этот оставил кафедру, – поставил Иосифа; низвергнув этого за противодействие унии, поставил Иоанна Векка; даже и этого удалил было с кафедры и возвратил только в угоду папским легатам. По поводу низ­ложения Арсения и поставления Иосифа в Константинопольской Церкви образовался даже целый раскол, так называемый арсенианский, который окончился только в 1312 году. Вследствие такого произвольного со стороны византийских императоров распоряжения патриаршей кафедрой, нередко случалось, что ее занимали люди недостойные и неспособные. Но, с другой стороны, в описываемое время мы видим и несколько замечательных патриархов, проходивших свое служение достойным образом. Таковы, например, из патриархов Константинопольских второй половины XI века Николай Грамматик, известный своею любовью к просвещению и любимый народом, XII века – Михаил Каракуа, благочестивый и просвещенный патриарх; Косма Аттик, отличавшийся святой жизнью и благотворительностью; Михаил Анхиалий, ревностный защитник Православия против латинян; Феодосий, человек честный и правдивый; XIII века – Арсений, человек строгой и благочестивой жизни; Афанасий, строгий отшельник и ревностный исправитель нравов клира; его обличений боялись даже царские дети; XIV века – Иоанн Гликис, просвещенный и трудолюбивый пастырь, и другие. Из прочих восточных патриархов известны немногие, так как от многих из них сохранились одни только имена. Из александрийских патриархов замечательны: Николай I (около 1200 г.), переписывавшийся с папой Иннокентием III об освобождении от турок Египта при помощи крестоносцев; Николай II, бывший на соборе в Константинополе, низложившем Арсения, и державший его сторону; Афанасий III, принимавший живое участие в делах Константинопольской Церкви во время лионской унии; в XV веке – Филофей, осудивший вместе с другими патриархами флорентийскую унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 528 об. Мес. тогоже в 28 день, житие блаженнаго князя Вячеслава. Нач. Се ныне сбыстся пророческое слово. Напеч. в Моск. Вестнике 1827 г. 17. л. 555. Мес. того же в 30 день, мучение Григория еп. арменьскаго, и Ринсимия, и Гаиании и других 36-ти дев, пострадавших во Арменех. Нач. Царствующу Диоклитияну Римом, Тиридату же в Раменех. л. 586. В тойже день, житие и подвизи от чюдее похваление препод. отца нашего игумена Григория чюдотворца пельшемскаго. Нач. Добро убо и полезно зело, иже божественых мужей житие повествовати. Чудес 8 и Похвала. 665. (1617.) Минея четья мес. сентябрь, полууст., напис. 1627 года старцем Германом Тулуповым, в лист, 566 листов, совершенно одинакова с предыдущим списком, ошибки те же. Послесловие (одинаковое во всех рукописях сего писца): Изволением Бога Отца и споспешением единороднаго Сына Его и совершением Св. Духа написана бысть сия святая книга месяць сентябрь Четья, словеса праздничныи и жития и мучения Святых (под 668, 679: Минея четья выбором жития, 671 – слова выбором, 672 – выборные словеса и жития), в дому Пресвятыя и Живоначалныя Троицы и великих чюдотворцов препод. отец Сергия и Никона иже в маковцы радонежьском, при державе, христианом Государя Царя и Вел. Князя Михаила Феодоровича всея Русии в 15-е лето государьства его, и при великом господине святейшем Филарете патриархе московском и всеа Русии в 11 лето святительства его, повелением и благословением тояже обители господина архимарита Дионисия и при келаре старце Александре а при казначее старце Пафнотие соловецких з братиею. А писал сию святую книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лета от создания миру 7136 (1627) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии, и по инок(ин)е Акилине и по инок(ин)е Анисие, и по дияконе иноке Серапиопе и по Козме 671 и др. прибав: и по Дарье) и по своей душе и по всех своих родителех. – Вы же, о Христе отцы и братиа, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешнаго не клените, и в том Господа ради простите, и во святых своих молитвах поминайте, а вас Господь Бог простит и помянет во царствии небеснем. Между творениями рук человеческих я бы отдал преимущество труду переписчиков духов. манускриптов, скажем, с Кассиодором, писателем VI в., если они делают свое дело с самою возможною точностию (De instit. divin. script. lib. 1. р. 27–30), к сожалению, трудолюбивый Герман не везде соблюдал точность, вероятно, по слабости зрения, см. 427.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

нет возможности перечислить все эти явления: скажем только, что многие разные события и в Церкви восточной и у нас, в России, совершились под благодатным осенением и при благословении и помощи Божьей Матери. Так Она, преблагословенная, не раз избавляла от опасностей и спасала от врагов православные страны востока и наше отечество. А сколько есть чудотворных Её икон на востоке и у нас: есть Её чудотворные иконы на востоке – Иерусалимская, Афонская, Влахернская и мн. друг., а у нас – Казанская, Смоленская, Иверская, Тихвинская, Ахтырская и мн. друг. Все эти иконы рассеяны по всему православному христианскому миру так, что весь православный мир находится под благодатным покровом Божьей Матери; ко всем этим иконам притекает бесчисленное множество верующих, и все получают от них благодатную помощь. Не о том ли свидетельствует и настоящий праздник, и это многочисленное собрание верующих, и это св. место, и эта явленная икона Успения Божьей Матери – Виновница настоящего торжества?.. Да, смотря на это великое собрание молящихся, разве нельзя сказать, что, действительно, во успении мира не оставила Богородица. Она, всеблагая, избрала гору сию местом особенного своего присутствия; она освятила сие место, благоизволивши явиться здесь своей иконе – Успенья Её; она ежегодно в сей день собирает на сие святое место верующих. И ныне собрала их такое великое множество. Поистине Она во успении мира не оставила, являя свои богатые милости всем истинно верующим в Церкви Христовой и обращающимся к Ней с молитвами. Будем, православные христиане, в своих молитвах с верой и любовью притекать к Заступнице рода, христианского – Матери Господа во всех своих нуждах. Она, премилостивая, услышит наши молитвы и исполнит наши прошения, если только мы будем достойны Её милостей. При этом будем помнить, православные, что Пресв. Богородица помогает только людям, проникнутым глубокой верой, отличающимся благочестивой и добродетельной, трезвой и трудолюбивой жизнью. Особенно же в нынешний день помолимся, братья, Пресвятой Богородице о том, чтобы она не лишила своего присутствия этого места, на котором мы стоим, – этой св. горы, у которой Она благоволила явиться Своей св. иконе. Будем просить Матерь Божью, чтобы православие утвердилось в сей стране, чтобы лучи его распространялись от этого св. места, как от центра, по всей земле эстонской и чтобы самая гора сия украсилась величественным и благолепным православным храмом Божьим, устроенным не из дерева, а из крепкого камня, и чтобы на эту святую гору, как место особенного присутствия Божьей Матери, стекались верующие не один раз в год, а много раз, постоянно – возносить молитвы к Пресвятой Богородице, и чтобы отсюда они распространяли свет православной веры Христовой по всему Прибалтийскому краю и даже до отдалённых пределов нашего отечества. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Написав два сочинения в обличение еретических мнений Швецова, Механиков, конечно, постарался сделать их известными «владыке Арсению» и ожидал, по – видимому, что они произведут на этого последнего должное впечатление, заставят сознаться и раскаяться в указанных ему с такою обстоятельностью важных догматических погрешностях его защиты Белокриницкого Устава. Но Швецов, прочитавши его сочинения, напротив, отнёсся к ним весьма враждебно и с большим еще упорством начал защищать еретические учения Устава, чего и следовало ожидать, так как в обличениях тульского «иерея» он не мог не видеть тяжкого себе оскорбления, а то обстоятельство, что они писаны по благословению самого «архиепископа» Иоанна, делало еще чувствительнее для него это оскорбление. Механиков, разумеется, скоро узнал, как приняты Швецовым два первые его сочинения, и, возмущенный в свою очередь его нераскаянности, немедленно, в том же 1899 году, написал третье, под заглавием: «Несколько слов по поводу воззрений о. Арсения Швецова» 25 . Вот как сам Механиков, в предисловии, объясняет причины, вызвавшие это новое сочинение: Очень жаль, что трудолюбивый апологет нашей церкви о. Арсений Швецов, ныне епископ Уральский, увлекаясь защитой известного места Белокриницкого Устава, сделал крупные догматические обмолвки... более уже десяти лет защищал 26 и доселе защищает их. При таком образе действий эти обмолвки уже перестают быть обмолвками и переходят в убеждение. А между тем это убеждение теперь прямо оклеймили упорным еретичеством, κακ оно и есть на самом деле, и за сообщение с ним, защитником Устава, клеймят еретическую и всю нашу церковь . Чтобы очистить церковь от сего незаслуженного (?) еретичества и привести к сознанию виновного в этом нарекании, мы были вынуждены написать две статьи под названием: «Белокриницкий Устав и его защита пред судом православия», выясняя в них ошибки (?) Устава и его защитника. Но так как слышно, что защитник Устава продолжает свою защиту и не хочет сознаться в замеченных ошибках (?), то мы, предвосхищая (?)некоторые из его доводов своими замечаниями и желая высшего раскрытия истины и вместе раскрытия ошибок (?) защитника Устава 27 , заблагорассудили дополнить сказанное нами новым посильным словом, да же будет попрана святая истина человеческими страстями. Нас возмущает до глубины души то без нужное уклонение от истины, которое он преследует в суждениях своего „Рассуждения о Богословии», упорно отстаивая их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНИАМИН (кон. XIII-XV в.?) прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 13 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании В., основанном на надписи, к-рая была переписана в XVII в. с его надгробной доски (ср. ст. Арсений Трудолюбивый ), сказано, что в миру В. был купцом, потом раздал свое имение нищим и стал иноком Печерского мон-ря, угождая Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием. В. упоминается в числе святых Дальних пещер в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), где сказано: «Преподобный отец Вениамин, почивает в осмоленой колоде». Местная канонизация В. совершилась при архим. Варлааме (Ясинском ; 1684-1690), установившем празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена служба Собору, в к-рой В. воспевается в 4-м тропаре 7-й песни канона (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 136), и отдельный тропарь и кондак (Минея (МП). Октябрь. С. 358). Общецерковное почитание фактически установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. В.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. отдельным указом было установлено общецерковное празднование памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских, во 2-й пол. XIX в. учреждены празднования отдельных памятей преподобных отцов Дальних пещер. Ист.: Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1901. С. VIII, 22-23, 66-68; Описание Киево-Печерской лавры. С. 287; Минея (МП). Август. Ч. 3; Октябрь. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 100-101; Филарет (Гумилевский). РСв. Август. С. 124; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-210; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohuзaцiï. С. 65.

http://pravenc.ru/text/150255.html

Вторым докладчиком выступил А. А. Дмитриевский . Основываясь на не изданных ещё данных, он бросил свет на тёмный до настоящего времени вопрос в нашей духовно-исторической литературе: об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне . Исправленный Служебник Никона 1655 г., вызвавший раскол в Православной церкви, совершенно не обследован с точки зрения общелитературной и библиографической. Докладчик сделал попытку выяснить, откуда заимствованы были исправления, чьё влияние отразилось на их характере, и кто были главные «справщики». В эпоху Никона, когда пользовались богослужебными книгами, заимствованными ещё из древней Византии, весь православный восток давно уже преобразовал богослужение, забыв древние образцы. Наше дониконовское богослужение восточным отцам церкви казалось непонятным, «зазорным». Восток в отношении богослужебных книг был объединён; он пользовался исключительно богослужебными книгами, печатавшимися в Венеции и совершенно вытеснившими рукописные служебники. Перед реформой 1655 г. Никоном было организовано несколько экспедиций. Но как восток, так и наш юг в лице киевского митрополита Петра Могилы рабски следовали венецианским образцам и поэтому никакого иного материала не могли дать для выполнения предпринятой у нас реформы. Экспедиция Арсения Грека в Новгород 3 для покупки там богослужебных книг имела тот же конечный результат: приобретены были венецианские издания. Собор восточных иерархов окончательно повлиял на исправление книг по образцам, печатавшимся в Венеции. Главными «справщиками» и редакторами нового Служебника были также люди, склонные к исправлению книг по указанным образцам. Один из них, хотя и москвич, трудолюбивый, но без выдающихся способностей, мало влиял на исправление книг; другой, Евфимий диакон, был киевлянином; третий, Арсений Грек, появившийся в Москве случайно с патриархом греческим Паисием и задержанный здесь как знаток греческого и русского языков, – несомненно были на стороне привычных и уже введённых у них на родине венецианских образцов. Основным материалом Служебника 1655 года, таким образом, послужили: венецианские служебники изданий 1602 и 1604 года и киевские – 1620 и 1629 г. Первое издание Служебника оказалось, однако, неудачным: его сжигали и отбирали. Вошедший в употребление Служебник выпущен был вторым, исправленным изданием. Доклад сопровождался оживленным обменом мнений. Собрание было весьма многочисленным 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

И что же? Она, услышав их молитву, видимо для истинно верующих, проявила свое благоволение к молящимся, простерла свой покров над Грецией и избавила от угрожающей со стороны сильных врагов опасности. Не мало подобных примеров явленной, по молитвам Божией Матери, милости Божией видим в истории восточной церкви. Но еще более и чаще обнаруживала свое покровительство Божия Матерь у нас в России. Если мы проследим судьбу нашего дорогого отечества и его тяжелые годины, то увидим, что ни одно важное событие в жизни нашего народа не обходилось без видимой помощи Божией Матери. Так, обратим внимание на успех нашего войска в борьбе с татарами на Куликовском поле, – этот успех выпал на долю наших предков по благословению и при помощи Божией Матери. Вспомним ли период самозванцев, когда наше отечество было на краю гибели, – мы спасены от иноземного ига чудесным явлением Божией Матери. В позднейшее время, в начале доживаемого столетия, когда громадные полчища вражьих сил двинулись в Россию, готовые до основания уничтожить ее, с нами была наша усердная заступница – Божия Матерь, и нам удалось выгнать врагов из своей земли. Таким же образом Божия Матерь являла свою помощь во время моровой язвы и поветрия. Покров свой Она не раз простирала и на Казанский край: вот наступает в Казани время крестных ходов со Смоленской иконой Божией Матери; эти ходы установлены в память избавления Казани, по ходатайству Божией Матери, от моровой язвы. А если перечислить все чудотворные иконы Божией Матери, то еще более убедимся, что Покров Божией Матери всегда простерт над Россией, что следы Ее присутствия запечатлены почти во всех частях нашего отечества. Отсюда понятно, почему наша православная церковь поет, что Божия Матерь не оставила нас и по смерти своей. Впрочем, Она не оставляет своей милостью только тех людей, которые проникнуты глубокой верой, украшаются делами благочестия и ведут трезвую и трудолюбивую жизнь. «Преставилася еси к Животу, Мати сущи Животи», –что эти слова означают? У Божией Матери, по вознесении Иисуса Христа на небо, было единственное желание – соединиться скорее со Сыном своим, и со мыслью об этом Она почти ежедневно ходила на Елеонскую гору, с которой вознесся Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Архипастырские пожелания питомцам духовной школы посвятить себя на служение Церкви Поздравляю вас, возлюбленные юноши, с окончанием учебного курса. Благодарение Богу, окончили вы его очень успешно, усердно и прилежно занимаясь, в чем я убедился, бывая у вас на экзаменах. Я не стану убеждать и принуждать вас всех без исключения идти на поприще пастырского служения. Пусть каждый из вас избирает то, к чему он более способен, чего желает, к чему имеет призвание. Но я не могу не пожелать, и притом горячо пожелать, чтобы большинство из вас посвятило себя на служение Святой матери нашей Церкви и, главным образом, окончившие студентами. К крайнему же прискорбию моему, в настоящее время наблюдается такого рода явление, что во иереи идут только средние ученики и худшие, что иногда ведет за собою довольно печальные результаты. Не то было в наше время, когда пастырскому служению посвящали себя чуть ли не все кончавшие Семинарию, не исключая и академиков, первым примером чего являюсь я сам. А это вело к тому, что Церковь православная была сильна и количественно и качественно, и твердо отражала все козни и нападения врагов христианства и православия. Исполните же, возлюбленные юноши, мое желание: это будет для меня лучшим утешением. Господь вас благословит! XV. Обращение к духовенству Харьковской епархии (по поводу холерной эпидемии) Возлюбленные пастыри Харьковской церкви! Нашу паству посетила эпидемическая болезнь – холера. Меч грозный и опасный. Прошу духовенство Харьковской епархии приложить все свои пастырские заботы об охранении своих пасомых от заболевания. Для достижения сего употребляйте меры наставления, вразумления и утешения, чтобы народ с любовью принимал санитарные меры и самих санитаров: врачей, сестер милосердия, фельдшеров и фельдшериц и прилагал те средства, которые они предлагают и употребляют, чтобы народ воздерживался от запрещенных пищи и пития, не обращался за помощью к знахарям и знахаркам; ведь жизнь трезвую, трудолюбивую и посещал, как всегда, храм Божий для молитвы; чтобы он не скрывал своих больных, но немедленно обращался к врачующим лицам и священнику. Напутствовать больных Святыми Тайнами составляет необходимую принадлежность истинного христианина... Хороните умерших от холеры в закрытых гробах, и отпевание их можно совершать на самых могилах. В такое тяжкое время уже не до обычных церемоний. Хоронить покойников можно ранее положенного времени, не на третья сутки по смерти, но в тот же день, или на другой; скопление народа вредно, не должно быть; поминовения отменяются. Все это вы, пастыри церкви, должны разъяснять своим прихожанам и сами исполнять. За небрежение и нерадение о сем вы подвергнетесь ответственности пред начальством, а паче всего суду Божию. XVI. Напутственная речь, Харьковским санитарам, сказанная в Харьковском Кафедральном Соборе после Божественной Литургии 15

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Не могу не выразить своего удовольствия по поводу производящегося обновления вашего храма. Всегда нужно помнить, что храм есть такое сокровище, дороже которого для христианина ничего не может быть на земле. Хотя человек может в известной степени удовлетворить прирожденной ему религиозной потребности и в частной молитве, но вполне и плодотворно это чувство не может быть удовлетворено без места общественного богослужения и общественной молитвы; а таким местом всегда был и будет только храм Божий... Храм Божий есть неоцененное сокровище для христиан и потому, что в нем совершается все самое важное в жизни христианина: в храме Божием молитвами и таинствами освящается каждый шаг жизни христианина от первого появления его на свет до самой его смерти. Даже и по смерти христианина, когда с течением времени все забудут его, тогда не забывает его в своих молитвах Св. Православная Церковь ... Вот какое сокровище для христианина храм; поэтому и вы дорожите сим вашим храмом и пользуйтесь им для своего спасения; поддерживайте и храните его в чистоте и благолепии, как можно чаще посещайте сей храм, особенно в дни воскресные и праздничные; присутствуйте в нем при богослужении с должным вниманием и благоговением, усердно молитесь Богу. Но вместе с обновлением храма видимого вы должны заботиться и об обновлении душ и сердец ваших. Обновивши храм, вы и сами должны быть вполне достойны сего храма по своей жизни. Благодать Божия неоскудно действовала и в старом храме на людей добрых и благочестивых; точно также и в обновленном храме спасутся одни только добрые люди; а злые и нечестивые и в новом храме не спасутся, а пойдут по смерти в ад. Не внушает ли поэтому совершающееся у вас обновление храма позаботиться об обновлении своих душ! Что пользы в том, что вы будете иметь обновленный храм, а сами будете грешниками? Поэтому чаще и чаще обновляйте души ваши от грехов, как можно чаще собирайтесь сюда на молитву, не опускайте ни одного воскресного и праздничного дня, чаще обновляйте чрез исповедь и причащение Св. Тела и Крови Христовой души ваши, да и дома ведите жизнь трудолюбивую и благочестивую; тогда и добродетельная жизнь ваша будет соответствовать чистоте и святости вашего нового храма. Вот какую обязанность налагает на вас обновляемый храм ваш. Только при этом условии обновленный храм послужит вам во спасение; в противном случае он будет осуждением... чего не дай Бог вам... блюдите же, храните и дорожите своим храмом, пользуйтесь им для вашего счастья временного и вечного, и молитесь за обновителей его... А я от всей души желаю вам поскорее дождаться обновления храма...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010