В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», которая сложилась к сер. XVIII в. и воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в., образ М. не представлен. В качестве казусных можно привести 2 примера, когда изображение святого в правой группе преподобных Дальних (Феодосиевых) пещер подписано именем Макарий. На иконе «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (под поздними прописями, частное собрание, Москва; экспонировалась в Доме иконы на Спиридоновке) с расширенным рядом Киево-Печерских преподобных в 3-м ряду сверху 3-м от края представлен святой с надписью в нимбе: «С. прп: Makapiй». На московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. также в правой группе святых во 2-м ряду сверху в центре изображен преподобный с надписью в нимбе: «Makapiй». Однако отсутствие в левой группе святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. Макария Постника, а также запутанность и произвольность программы обеих икон делают атрибуцию указанного изображения как М. невозможной. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561296.html

Мать моя 5 была грамотная, богобоязненная, очень трудолюбивая, любила читать жития святых отец, была веселого нрава и любила шутить, любила монашество. Тетка, схимонахиня Ксения, была ее другом, от которой она научилась благочестию. Нас, сыновей, у отца нашего было четверо, а дочь была одна, которую родители очень любили. Она была резвая. На одиннадцатом году ее отвезли в Орел, в монастырь к монахиням-теткам, для обучения в рукоделии, особенно золотошвейному искусству. Она там прожила два года. Потом привезли ее назад домой и начали по обычаю глупому купеческому лет за пять вперед до замужества заготовлять наряды, и притом еще в большом количестве. А она, приехав из монастыря, начала с подругами своими читать романы, которые воспалили ее воображение и усилили в ней страсти. Собою она была красива. Начитавшись романов, она стала о себе думать, что она умная дама. Иногда, прочитавши какой-нибудь роман и увлекшись им до восторга, она передавала мне свои чувства и тонкие понятия, желая показать, что она уже умеет ценить и рассуждать о всяких предметах. И это я слыхал от нее многократно. Таким образом моя легковерная сестрица в малое время зашла далеко. Я молился о ней, да просветит ее Бог , да наставит на всякую истину, а на себя я не надеялся, чтобы мог вразумить и обратить ее к любви Божией. Вот уже ей минуло 16 лет, и в это время появилось за нее свататься до двадцати женихов, но нравился ей из них только один. Это был полковой казначей. Однажды она мне много рассказывала о геройстве разных героинь, описанных в романах. При этом я спросил ее: «Скажи мне, сестра, какое ты имеешь понятие о романах? Что такое роман?» Она отвечала мне: «Да всем известно, что роман есть история о каком-либо событии или повесть о приключениях». При этом я, рассмеявшись, сказал ей: «Если б это было так!» Она торопливо спросила: «Так как же иначе? И скажи мне твое мнение о романе. Неужели все это ложь?» Я ей сказал: «Сестра, вот мое мнение, и мнение всех здравомыслящих, и всех великих святых: роман есть миф, то есть сказка, басня, выдумка или мечта ложного воображения».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу. Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее. В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии. (Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.) Праведный Лот Праведный Иов Многострадальный Богоотцы Иоаким и Анна Великомученик Евстафий Благоверная княгиня Анна Кашинская. Терпеливому чужда обида. Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах. Терпение вырабатывается несением скорбей. Терпение даётся Богом по мере смирения. Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их. С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать. Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца. Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях. Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей. Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться. 1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду. Апостол Павел Преподобный Арсений Трудолюбивый Преподобный Серафим Саровский «Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий . Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

http://azbyka.ru/shemy/dobrodeteli.shtml

2) Пусть мы пьем воду и питаемся сухарями, преутруждаемся, делая своими руками, изнемогаем в помыслах, жегомы бываем искушениями плоти, раздираемы желаниями, умерщвляемы лишениями, и без друзей и приятелей, без рода, без отца и матери пребываем в жизни сей: что до того? нам предлежит Жизнь Вечная, уготовляется Царство Небесное, наслаждение многими недомыслимыми благами, всеблаженное бессмертие, богатство славы и чести и множество других великих благ, коих изобразить не может язык человеческий. Будем же тещи бодренно и усиленно; возлюбим подвиги самоотвержения и поты доброделания, да восхитим венцы и стяжем сокровища, каких око не видело, о коих ухо не слышало, какие и на сердце человеку не восходили (1 Кор. 2, 9). 3) Нам надлежит сообразиться с жизнию древних отцов наших, идти по следам их добродетелей, возлюбить их делания и отобразить в себе образ их жизни. Таков великий началовождь наш Антоний Великий, первый поборовший противоборца нашего и путь нам проложивший к подвижническим победам. Таков блаженный и равноангельный Арсений, достигший высших степеней подвижнических добродетелей и предлежащий в славу нашу. Таков священный и божественный Пахомий, именующийся праотцом нашим. Таков божественнейший Иларион, возблиставший добродетелями наподобие зарницы, воссиявающей каждое утро. Таков благославный и всесвятой Евфимий, соименный благославию, и с ним преподобнейший Савва освященный, священнейший и равноангельнейший Феодосий и прочие светлейшие светила вселенной. 4) Но перейдем словом и к тем, кои показали совершеннейшие образцы послушания; ибо и вышесказанные прославились, быв наперед предуготованы благодатию послушания. Увещавает нас к неразмышляющему послушанию сын Света Досифей Богоданный отец наш; подкрепляет любовь нашу к отцам руководителям Дометиан , Богопросвещенный отец наш; утверждает нас в терпении поношений и обид Аввакир , Богоизбранный отец наш; располагает нас к смиренномудрию Захария , всечестный отец наш; изменяет нас добрым изменением Сильван , многоплачевный и многосмиренный отец наш; возбуждает наше к рукодельям усердие Иона трудолюбивый, образец исполнения заповедей Господних. Можно ли без соревнования воспоминать боголюбие блаженного Петрония , скоропослушность божественного Афре и св. Марка , простоту Павла всечестного и всех подобных добродетели смиренные?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

журн. «Странник», 1861. 8°, 85 стр.) и «Поучительныя слова на пять воскресных дней св. великой четыредесятницы, из церковной песни Задостойника: «О тебе радуется» (Спб., тип. журн. «Странник», 1861, 12°, 44 стр.). Из Петербурга о. Иоасаф возвратился в июне, а 22 июля 1861 года, в пятницу, в 25 минут 1-го часа по полуночи скончался в Боголюбове монастыре, где и погребен. На могиле о. Иоасафа дети его поставили гранитный памятник. Магистр-иеромонах Иоасаф, много потрудившийся для церковной истории Владимирского края, случайный и подневольный здесь житель, навсегда останется памятным в нашей губернии, так как его «Церковно-историческое описание Владимирской епархии» еще долгое время будет служить источником и пособием для справок по изложенным в нем предметам. Одного можно пожелать, чтобы это описание, как и «Жизнь Илариона, митрополита Суздальскаго», остающиеся до сего времени в рукописи, были изданы. После смерти своей Иоасаф ничего не оставил, кроме книг и рукописей; в них он находил единственную отраду, и потому желательно сохранить их в доступном для всех виде. Он был трудолюбивый писатель; все писания его, при достоинствах в научном отношении, отличаются простотой и живостью изложения. Скончался иеромонах Иоасаф (Гапонов) 22 июля 1861 года в Боголюбовом монастыре. Публикации иеромонаха Иоасафа : 1 . Князь Д.М. Пожарский и Арсений, архиепископ Суздальский. – Владимир, 1854. 2 . Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. – Владимир, 1857. 3 . Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. – Чугуев, 1857. 4 . О св. иконах особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. – Владимир, 1859. 5 . Краткие сведения о св. угодниках Божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. – Владимир, 1860. Публикации о нём : 1 . Тихонравов К.Н. Статистический очерк издания «Владимирских губернских ведомостей» со времени учреждения их но 1874 год и биографические очерки местных деятелей в неофициальном отделе их//Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

272 По переводу описания лавры (стр. 288) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»: но в подлиннике rzemienny krzyz. Кальнофойский пишет: «преп. иеросхимонах Евфимий: знак того – ременный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются». К сожалению, перевод м. Евгения часто не точен. Напр. Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его? – Под 52 «преподобные двое, во св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у м. Евгения. Под 36 «кости святаго инока Пимена», у Евгения – мощи. Под 55. 56. 65 – многое не переведено. 273 Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богати внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцем печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венед победы. Мощи его святые зде нетленно почивают». 274 Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в малорус. известии. 275 Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин, вратарь печерский, свято и праведно моностырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные; добрых во благом предложении тверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 277 Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит воин, бывший на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостат, вооружися, слезами же безпрестанными, толику сниска благодать, яко извеидено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом в его. После переселилыя духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 35; Вып. 12. Ч. 2. С. 177-178, 192; Голубинский. Канонизация святых. С. 202, 205; Кабанець Е. П. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï та cmucлi biдoмocmi про Печерськиï святих//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 47-50. Игум . Андроник (Трубачёв) Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. К.-П. сказано: «Сед, брада аки у Сергия, на конце поуже, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод празелен» (БАН. Строг. 66. Л. 318; «левыя страны» 40-й). В изображениях Собора Киево-Печерских святых А. К.-П. представлен, как правило, в правой группе в монашеском одеянии, с куколем на голове, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах. Его образ, имеющий нек-рые индивидуальные особенности (впалые щеки), помещен крайним справа в 6-м ряду на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры . На литографии 1859 г., изданной А. Абрамовым (ЦАК МДА), раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) А. К.-П. помещен первым в 8-м ряду с надписью на нимбе: «Преп. Амонъ за[творник]» (выраженных индивидуальных черт не имеет). У Ровинского указаны 15 гравюр с изображением Собора Киево-Печерских святых. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-625. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Русские монастыри: Искусство и традиции//ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/114534.html

– И я молюсь за него… – За нас Церковь запрещает молиться. – Могу ли я выйти отсюда? – Ты выйдешь отсюда, но, когда стоишь в церкви, не осуждай диаконов пьяниц. Сам не пьешь, а хуже пьяных диаконов ведешь себя.  После этого я со страхом пробудился. Отец духовник объяснил, что Ангел обличал меня для исправления моей жизни. Иеромонах Филипп и многие другие поминали Алешу нашего… Соловецкие ревнители послушания Монах Мамант († 23 июня 1915). Кузнец. Около 50-ти лет без перерыва из особого усердия к труду работал на кузнице. Был на редкость трудолюбив и добросовестен. Монах Нектарий. Имел прозвание Немка из-за того, что был немой. В монастыре прожил около 45-ти лет, трудясь без перерыва на послушании сапожника. Скончался в Архангельске. Послушник Петр Суторин († 13 февраля 1892). Монашество предлагали ему не раз, но он всегда отказывался. Зимою нес послушание передовщика на роллне, а летом, в покосное время, неоднократно на-значался поставщиком продуктов для братии. Монах Арсений († 2 сентября 1894). Каменотес. Долго нес это тяжелое послушание. Был худенький, даже тощий. Одежда и обувь на нем были совершенно рваные, все в заплатах и дырах, а новых не носил и в сем смирял себя, служа в поношении братии. Трудник Василий (Галактионович Кулаков) Молчаливый. Могила его под 17 расположена в пятом ряду снизу от архангельской гостиницы. Надпись на кресте следующая: «Под сим крестом покоится тело крестьянского сына Вологодской губернии, Вельского уезда, Жиги…вской волости, деревни Еллинск. Василия Галактионова Кулакова. † 1908 года, июля 23 дня, в 8 часов вечера. От роду 16 лет. Жития его во обители было один год, один месяц и 15 дней». Затем следует стихотворение: Прощальный привет от товарищей Ты юной жизни на расцвете Покинул все на этом свете, Оставил мира суету, ея утехи, красоту, И посвятил себя ты Богу, Избрав спасения дорогу. Всевышний внял твоей молитве, Не допустил в житейской битве Тебе век долгий коротать, Но указал здесь умирать, Не испытав страстей тревоги. К Себе в Небесные чертоги,

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В пустыне сей Феодор провел два года, прилагая труды к трудам и утверждаясь в благочестии. В 1775 г. прибыли сюда из Молдавии два монаха – Антоний и Арсений, вероятно, для сбора милостыни. Беседа с ними возбудила в Феодоре сильное желание сходить в Иерусалим для поклонения Гробу Господа и всем Святыням святой земли. Получив благословение Отца Клеопы, с сими монахами отправился он в преднамеренный путь и благополучно прибыл в монастырь Тисман (в Валахии). Архимандрит того монастыря Отец Феодосий принял его благодушно и, зная внешние расстройства в Молдавских монастырях после окончания войны России с Турциею, а притом предвидя в нем украшение монахов своей обители, удержал его у себя, и не допустил даже к известному добродетельною жизнью Паисию 5 . Феодор внял совету Феодосия, и чрез три дня по приезде в Тисман пострижен был в монашество и наречен Феофаном, имея 24 года от рождения. По заключения мира между Россиею и Турциею в Кайнарджи (в 1774 г.), Турки жестоко стали притеснять обители и, между прочими, монастырь Тисман, так что монашествующим не возможно было долее оставаться в нем. Настоятель монастыря Феодосий 6 , не находя более способного, отправил монаха Феофана к светлейшему Князю Потемкину с прошением дать братии монастыря Тисмана какую-либо обитель в пределах России. С ним отправлен был, в виде кучера, монах Отец Анастасий, из рода Потемкиных, много содействовавший успеху сего посольства 7 . Посольство имело желанный успех. По ходатайству Светлейшего, для помещения монашествующих в Тисмане, назначена Модченская Софрониева пустынь, состоящая в 20-ти верстах от города Путивля, Курской Епархии. На время сего переселения (от 1778 до 1780 года) Отец Феофан удалился во Флорищеву пустынь, находящуюся Владимирской губернии в Гороховском уезде, где скоро и был произведен во Иеродиакона. А через два года возвратился к мудрому Наставнику своему Отцу Феодосию в пустынь Софрониеву. В скором времени, для занятия некоторых должностей в Александро-Невском монастыре, указом Святейшего Синода вытребованы были туда из Софрониевой пустыни пять человек, опытнейших и трудолюбивейших в делах жизни монашеской. В числе других послан был и Отец Феофан. Здесь сначала проходил он должности – Канонарха и Ключника, потом ради отличного прохождения всех послушаний, ради крайнего смирения и кротости, взят был в келейника к Преосвященному Митрополиту Гавриилу, и в 1785 году рукоположен во Иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Отцем Печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венец победы. Мощи его святыя зде нетленно почивают». 305 Надпись на доске пещерной: «прп. Арсений трудолюбивый никогда же явля- шеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в Малорусских известиях. 306 Надпись на доске пещерной: «прп. Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровен- ныя; добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник». 308 Славянская древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «прп. Тит воин, бывший на брани, пораже бе во главу оружием едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто вознемог, прииде в монастырь Печерский и, прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостатов, вооружися слезами же беспрестанными, толику сниска благодать, яко извещено бысть ему прежде смерти о отпущении грехов его. После переселился духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче. 309 Перлштейн А. Описание города Острога//Чт. ОИДР. 1847. Кн. 4. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись: «6921 (1414)». Храм Печерский, обращенный в XVII в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы для доминиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий в свое время читал в городских Львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клироскую церковь и дал для содержания село Перечинское (Niesiecki К. Herbarz Polski.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010