Жил в темной пещере. 10. ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ чудотворец (20 июля) Носил железный пояс и крест своей работы. Любил псалмопение и земные поклоны 11. ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛЛАРИОН СХИМНИК (21 окт.) По мнению некоторых, он был в миру священником села Берестова и стал митрополитом Киевским, знаменитым проповедником. В обители он писал книги в келье прп. Феодосия, в то время когда прп Феодосий прял нитки, а прп. Никон сшивал книги. 12. ПРЕПОДОБНЫЙ АРСЕНИЙ трудолюбивый (8 мая) Он никогда не был праздней, но всегда занимался или трудом, или молитвой, а пищу принимал по захождении солнца. 13. ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН постник, игумен (27 авг.) Днем занимался тяжелыми работами, ночью молился, а пищу принимал раз в неделю. 14. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ затворник (см. 2 дек.) Жил в пещере (XIII в.), в безмолвии, и непрестанно стоял на молитве. 15. ПРЕПОДОБНЫЙ СИСОЙ схимник (6 июля) Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину. 16. ПРЕПОДОБНЫЙ ГРИГОРИЙ чудотворец (8 янв.) Исцелял болящих сырыми овощами, которыми питался, пил одну воду. 17. ПРЕПОДОБНЫЕ ЛЕОНТИЙ (18 июня) и ГЕРОНТИЙ (1 апреля) Малолетние канонархи, разделяли подвижническую жизнь взрослых иноков в подземном монастыре и оба были пострижены в мантию. Прп. Геронтий произнес стих: «Изведи из темницы душу мою» — и скончался. Прп. Леонтий заступил его и, произнеся стих: «Меня ждут праведницы», предал душу свою Господу. 18. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАВЕЛ послушливый (10 сент.) Никогда не нарушал волю настоятеля и не был в праздности. В свободное время или молился, или молол на жерновах. 19. ПРЕПОДОБНЫЙ НЕСТОР некнижный (28 окт.) Ни разу не задремал во время богослужения и старался думать лишь о Боге. Не раз в церкви видел Христа и ангелов и предвидел день своей кончины. 20. ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ воин (27 февр., см. его житие на эту дату) 21. ПРЕПОДОБНЫЙ ПАМВА (ПАМВО) послушливый и затворник (18 июля) Будучи на послушании, был захвачен язычниками и на понуждение отречься от Христа и пытки исповедал Единого Господа, могущего спасти его от плена. Ангел освободил его от уз и поставил здравым в келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437597/

LXIII. Речь, сказанная при посещении Тетюшского городского собора 67 . О бедствиях с христианской точки зрения Давно я желал быть в Тетюшах и теперь, благодарение Господу, желание мое исполнилось. Как видите, я у вас, среди вас, в вашем св. храме. Проезжая мимо Крестовоздвиженского храма и любуясь его красотой и благолепием, я полагал, что это и есть собор, но мне сказали, что собор дальше и что красота и благолепие его не меньше. Теперь вижу, что это правда. Собор ваш и чист, и светел, и пространен, и благолепен. Рад я буду завтра вместе с вами помолиться в нем и отслужить с предстоящими мне пастырями Божественную литургию. Думаю, что вы не откажетесь от этой молитвы. Итак прошу вас всех, да и тех, которых здесь нет, придти завтра сюда, в этот храм, чтобы совершить в нем усердное общецерковное богослужение и сердечное благодарение Господу Богу за Его великие благодеяния, скажу ближе, возблагодарить Его за тот плод мног, который после минувшего неплодия, Он ныне в изобилии даровал земле нашей. Когда ваш батюшка – о. Владимир, в своей речи упомянул о голоде, я живо представил себе всю тяжесть минувшего народного бедствия. И тогда я старался помочь бедствующему духовенству чем и как мог, направляя всегда свою помощь туда, где чувствовалась в ней большая нужда. Но теперь, когда бедствие прошло, нам необходимо крепко подумать о том, оно не повторялось. Да, братья, тяжкие грехи и беззаконные дела наши прежде всего закрывают от нас милосердие Божие и навлекают на нас Его праведный гнев. Не было бы у нас грехов, не постигали бы нас и бедствия. Поэтому горе нам, если мы не оставим дурных склонностей и греховных привычек; наказание Божие, бедствия еще сильнейшие, тогда неминуемы. Итак, прошу вас ради вас самих, ради временного благополучия вашего, ради вечного вашего спасения, постарайтесь отныне жить по Божии и по совести, постарайтесь вести себя братски-мирно, целомудренно, трезвенно, честно, благочестиво, трудолюбиво, словом – свято. Но не всегда, впрочем, причиной бедствий бывают грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий , «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем». е) Странническую жизнь проводил преподобный Аммоний , полное бескорыстие стяжал Мардарий , молчанием спасался Феодор , Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преподоный Аммоний , по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преподобный Мардарий , по рукописным святцам «нестяжательный», по древней надписи «бескелейный». С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в келье своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преподобные Паисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, чтобы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келлие и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостью у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол (см.: 1Кор. 13, 8 ). ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые . О преподобном Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере» 305 . Преподобный Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, – по древнему известию, – такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога» 306 . Преподобный Нестор , по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преподобный Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преподобному Руфу послушливому кондак: «Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Само собой понятно, что каждый член нашего братства должен проводить целомудренный, чистый образ жизни. Плотская чистота есть основа для нашего нравственного преуспеяния. Пока человек чист, целомудрен, он понимает духовное, он к нему стремится, им дорожит и утешается. Коль скоро человек пал, нравственно загрязнился, вкус к духовному у него притупляется, он делается грубым, дерзким и нахальным. И это понятно, почему: духовное духовным востязуется, т. е. понимается, приемлется. Для воспринятия небесного, высокого, святого, чистого – должен быть и сосуд такой, т. е. наше сердце, а коль скоро сердце не таково, – оно наполняется мерзким, нечистым, дурным. Таковы требования нашего Православного братства – святителя Алексия. Мы должны быть искренно преданными сынами Святой Церкви, трудолюбивыми, трезвыми, некурящими, проводящими добрую, чистую нравственную жизнь. Но кто же нас будет руководить, кто сдерживать и предохранять от соблазнов мира сего? А вот, избранный же нами небесный покровитель святитель Алексий. Поставим мы своим непременным долгом в свободное, праздничное время посещать его обитель, прикладываться к его честным мощам с усердной молитвой, дабы он нам помогал во всем добром. Поставим себе правилом здесь же, в его обители, чаще исповедываться и причащаться святых Животворящих Таин Христовых. Исповедь и святое Причащение заставят нас держать себя всегда в нравственном порядке, через сии таинства мы озаряемся благодатию Божиею. Как верх всего нашего делания – это пусть будет наше христианское смирение. В смирении мы должны достигать спасения. Чувство немощи, своего недостоинства никогда не должны покидать нас, и если, не дай Бог , это чувство у нас будет утрачиваться, станем просить Господа Бога уничтожить в нас духовное нечувствие, гордость житейскую и всякую прелесть бесовскую. Кто пожелает быть членом нашего Православного братства святителя Алексия и исполнять все его правила, – тот может записываться при мощах святителя Алексия каждое воскресение и праздник вечером после беседы в особую книгу, и пусть эта книга с нашими именами хранится при раке святителя Алексия, дабы он, находясь в чертогах Отца Небесного, предстательствовал за нас грешных. Никаких денежных взносов от членов нашего братства не требуется. А если кто-либо пожелает уделить свою трудовую лепту на доброе дело, тот может опускать ее в кружки для бедных, каковые кружки имеются в Чудовом монастыре при свечном ящике, в иконно-книжной лавке, на паперти и при водосвятной чаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

ХС. Поучение, сказанное за литургией в Вершино-Сумском Черемисском женском монастыре 94 . О необходимости инокиням всегда помнить свои иноческие обеты и жить между собою в постоянном мире После почти полугодового моего пребывания в шумном, хлопотливом и торопливом Петербурге, как отрадно, приятно и легко быть мне в этой тихой пустыни, среди этих дремучих лесов, среди этой прекрасной Божьей природы, как утешительно быть среди вас, смиренные пустынницы и, особенно, среди вас, мирные, трудолюбивые, простосердечные и набожные православные христиане и христианки! Знаю, что у вас нет больших достатков, но что даже большая часть из вас люди бедные. Но что в богатстве? Вы богаты таким сокровищем, выше и дороже которого нет на земле. Это богатство находится в вас, добрые слушатели, в вашей душе, в вашем сердце, в ваших мыслях, чувствах, желаниях, словах и делах. Это неоцененное сокровище дано всем людям Самим Господом Богом и заключается в образе и подобии Божьем, с которым родится каждый человек. И с уверенностью скажу, что этот образ и подобие Божие больше сохраняется ныне среди скромных жителей бедных сел и деревень, чем у богатых жителей многолюдных и роскошных городов, потому что у вас больше простоты, веры и благочестия, нет у вас ни лукавства в делах, ни лицемерия в словах, что так часто можно встретить среди знатных и богатых жителей городов; напротив – в жизни и поведении вашем, в словах, делах и во всех взаимных отношениях ваших усматривается та простота и прямота, та честность, совестливость и правдивость, которые так высоко ставят вас пред Господом Богом, пред его св. церковью и всеми людьми. Всей душой стремился я поскорее прибыть в ваш малонаселенный, лесной и труднопроездный край. В вашей пустынной местности есть теперь такое преимущество пред всяким другим местом, которым вы особенно должны дорожить и за которое особенно должны Бога благодарить. Здесь, у вас на недалеком расстоянии красуются теперь две св. обители, из которых одна уже благоустроенная – это Михайло-Архангельская обитель, а другая вот эта самая – недавно возникшая и только что начинающая мало-помалу устроиться, расширяться и благоукрашаться. Конечно, главной красотой ее будет вновь воздвигаемый храм, для закладки которого я нарочно и прибыл сюда. Трудно будет одному монастырю справиться с устройством нового храма. Храм предположено построить большой и он потребует больших средств, средств же у монастыря мало, в этом деле одна только надежда на милость Божию и на вашу, добрые христиане, посильную помощь. Знаю вашу денежную скудость, не безызвестны мне и ваши нужды, но, ведь, помочь устройству храма вы можете не одними только деньгами, но и вашим собственным трудом, вашими личными работами и вообще вашими добрыми услугами там, где они понадобятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Антонин Иванович, инспектор мужской гимназии, любитель пения и музыки, честный, правдивый, обладающий светлым, ясным мышлением. Некогда сам управлял хором в духовном училище и прекрасно играл на флейте. Мне казалось прежде, что он мало был привязан к родным, так как держал себя изолированно, но в действительности в сердце его всегда жила любовь к родителям и братьям, выражающаяся в настоящее время в частом и нежном воспоминании о них. Он – мой преданный духовный сын, постоянно болеющий душой за моё здоровье и благополучие. Скончался он в Москве в 1936 году. Наконец, брат Николай Иванович , преподаватель математики, серьёзный человек, ныне священник. В дни юности очень порядочно играл на рояле, чем в каникулярное время всех весьма утешал. Спасибо ему за отца, любителя пения и музыки, с увлечением, бывало, слушавшего классические вещи из «Трубадуров» и тому подобные, и при этом нравственно отдыхавшего. Иногда у нас составлялся даже целый квартет, и тогда родитель приходил в духовный восторг. Итак, по милости Божией, все мои братья вышли трезвыми, трудолюбивыми, а главное – глубоко верующими людьми. Умершим да будет вечная память! В связи со смертью родителей находится моё участие в устроении женской обители «Гефсимания» близ города Зарайска Рязанской губернии. Я всегда видел большую необходимость в насаждении женских монастырей, где труд насельниц соединяется с молитвой. Ко мне обратился монах из часовни Гефсиманского скита с предложением помочь двум монахиням устроить общину около города Зарайска, на что требовалось разрешение епархиального архиерея. Я принял на себя заботу и, получив разрешение Владыки, заложил первый камень обительского храма и общежития, затем туда направилось более двадцати человек моих духовных чад. Я сам стал руководить жизнью вновь возникшей общины, получившей название «Гефсимания». Все доставшиеся мне от отца средства принёс туда в дар. Первоначально моё намерение было таково: соединить устроение означенной обители с молитвенной памятью об умерших родителях, а так как первое благословение насельницам её исходило от святителя Алексия, то хотелось, чтобы они находились под покровом сего угодника. При открытии я говорил сёстрам следующее, чтобы эти мои первые слова остались навсегда для них завещанием:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тяжела была в 1811 – 1814 годах школьная жизнь. «Ректор был совсем не ученый, – вспоминает преосвященный Платон, – классы обогревались собственным дыханием учеников. Жили по нескольку человек вместе на своих сельских скудных харчах, а занимались не со свечками и лампами, а с ночником четверо около одного стола. И ночничок-то был дешевый, свой импровизированный: старая банка из-под помады, до половины насыпанная песочком, а сверх наливали масла конопляного, с каким ели и кашу, а светильничек-то делали не из ваты, а из простого льна. За квартиру платили 8 руб. ассигнациями в год, да привозили солоду по мерке на квас, и за эту благостыню хозяйка должна была не только давать квартиру, но и варить пищу из доставляемых самими школярами домашних продуктов, давать своей капусты, соли, мыть белье и топить баню». В первые годы своего ученья Николай Иванович получал от своего родителя 25 коп. серебр., на целую треть (3½ месяца) и на все ученические потребности: на чернила, бумагу, масло и на лакомства. Да еще из этой суммы надо было сделать сбережение копеек на 15, чтобы добраться домой на праздник Рождества Христова, или Пасхи. Домой-же хаживал Городецкий нередко пешком, а идти надо было верст 40, да еще весной по грязи, а зимой в большие метели. Кончился курс учения в Ржевском училище и Н. Городецкого, одного из лучших учеников, перевели в Тверскую семинарию. В 1823 г. он, как самый способный и трудолюбивый из выпускных студентов, был послан в С.-Петербургскую академию, четыре года провел здесь под руководством таких отечественных знаменитостей как (впоследствии митрополиты) Григорий, Арсений и Исидор, (архиепископ) Иннокентий Борисов и протоиерей Павский. Из академии Городецкий вышел магистром в 1827 г. С этого времени началась его учебная, пастырская и церковно-административная деятельность. 7-го сентября 1827 года Николай Иванович был назначен преподавателем в Орловскую семинарию. Талантливый, предприимчивый, энергичный, он с первых же шагов своей преподавательской деятельности был призван ближайшим начальством к исполнению чуть не десятка административных и других поручений, был и профессором физико-математических наук и библиотекарем и лектором французского языка и и.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Память святого Иоанна 12 июля, вместе с преподобным Гавриилом Святогорцем, святого Евфимия - 13 мая Когда страна наша особенно нуждалась в духоносных руководителях и отцах, Бог, дивный во святых Своих, не оставлял ее без Своего попечения и промыслительно посылал ей людей, дивных жизнью, делами и учением. В лике сих богодарованных мужей сияют и великие отцы наши, святые Иоанн и сын его Евфимий, другой Иоанн Иверский, Арсений, епископ Ниноцминдский , Иоанн Грдзелидзе и их ученики, имена которых написаны в Книге Жизни. Мы не имеем полных сведений о всех этих достойных пастырях и отцах Церкви. Здесь мы приводим жизнеописания лишь некоторых из них, сведения о которых имеем. Начнем с рассказа о преподобном отце нашем Иоанне и сыне его Евфимии. Святой Иоанн был грузин, происходил из знатного и богатого рода, из города Артануджи . Он был известен своей храбростью и военными подвигами на службе у царя Давида Куратпалата, Иоанн был довольно красив и строен, душа его была исполнена добродетелей. Беседа с некоторым пустынником возбудила в нем ревность к подвижничеству. И в скором времени Иоанн оставил семейство и мирские стяжания и отправился сначала в монастырь, находившийся близ его родины, а затем, как мудрая и трудолюбивая пчела, желая более собрать меду добродетелей с цветов сада духовной мудрости, перешел в монастырь на горе, называемой Колпа, в Имеретии. Между подвижниками славились там в то время отцы Моисей и Геласий. Иоанн, придя в обитель, открыл им свою сердечную тайну и прибавил, что он любви ради Христовой оставил все мирское и пошел в эту пустыню. Святые отцы с радостью приняли пришедшего избранника Божия и по его просьбе постригли в монашество. Блаженный удивлял всю братию лавры своими духовными подвигами. Царь Давид Куратпалат, узнав о поступке своего любимого вельможи, храброго воина, сильно опечалился и отправился к нему, чтобы склонить его оставить начатое им дело и вернуть его в мир. Но никакие просьбы и уговоры не могли поколебать святого мужа, и царь вернулся домой, не достигнув успеха. Спустя некоторое время преподобный взял благословение у своих старцев и отправился в Грецию, бегая славы человеческой. В одной из обителей горы Олимп он взялся смотреть за монастырскими ослами, проходил и другие послушания .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В среде иноков жив ещё был древний дух миссионерства. Тяжкие бедствия народные не подавили в сердцах их христианской любви к бедным идолопоклонникам. Повинуясь глаголу Божию: «идите... и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ), шли они к людям, «сидящим во тме и тени смертной», благовествуя о Христе и принося им свет жизни. Барон Герберштейн имперский посланник, бывший в России в 1516 и 1524 г.г., в оставленных им записках замечает о русских иноках: «Особенно иноки стараются обращать людей всякого рода в свою веру: пустынники-иноки и прежде обратили к христианской вере не малую часть идолопоклонников, долго и трудолюбиво посевая между ними слово Божие». 68 Так, во второй половине XIII века несколько неизвестных пустынников, поселившихся на Каменном острове Кубенского озера проповедовали евангелие диким племенам Чуди и Корелы, кочевавшим, преимущественно, на северо-восточном берегу озера, терпеливо перенося от них оскорбления и побои. Эти неизвестные пустынники-миссионеры случайно открыты были Белозерским князем Глебом Васильевичем, когда по пути в Устюг его захватила на Кубенском озере жестокая буря, пригнавшая корабль его к Каменному острову; благочестивый князь, видя нужду пустынников и вместе с тем исполняя данный им во время бури обет соорудить храм на месте своего пристанища, построил для них деревянную церковь (1255 г.), что облегчило им дело проповеди . В первой половине XIV века старец Сергий и преп. Герман, поселясь на Валаамском острове Ладожского озера, обратили в христианство тамошних корелов; а несколько позже Арсений, поселясь на соседнем Коневском острове, также просветил св. верою жителей его. Новгородский инок Лазарь, избрав себе жилищем один из островов Онежского озера, положил начало обращению в христианство диких соседних лопарей, много перед тем натерпевшись от них; ученики же его ревностно проповедовали евангелие по берегам р. Онеги. Но наибольшее в этом отношении совершено было св. Стефаном, «апостолом зырян», обитавших в лесах древней Биармии (Пермь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

При посадке капусты (непременно женщинами) первый саженец покрывали большим горшком, а его – белой скатертью, чтобы кочаны были большими, тугими и белыми. Кроме этого дня Арины (Ирины) Рассадницы существовал еще один день с таким же названием, 16/29 апр. Хотя это были разные св. мученицы, но в народном сознании они остались как единый образ Арины (Ирины) Рассадницы. Если на апрельскую Арину рассаду капусты высаживали в домах, то на майскую Арину выросшую рассаду высаживали в почву. Армяк Верхняя мужская, реже женская одежда, из грубой шерстяной ткани, надевавшаяся в дорогу поверх одежды для защиты в непогоду. Представлял собой своего рода широкий, длинный (до щиколоток) однобортный халат с глубоким запахом справа налево, с широкими прямыми рукавами и с большим воротником. Подпоясывали его кушаком. Армяк известен в России с XVI в. В то время небогатые люди носили его как верхнюю уличную одежду, а бояре и богатые купцы ходили в армяках, как в халате, только дома и шили его из дорогих и тонких тканей. Армячина Домашней работы шерстяная, льняная или пеньковая ткань для шитья верхней крестьянской одежды. Арсений пшеничник (Арсеньев день) Народное название дня свв. прпп. Арсения Великого (IV-V вв.), Арсения Новгородского, а также св. Арсения Трудолюбивого (XIV в.), 8/21 мая. В этот день крестьяне начинали сеять пшеницу. Накануне выпекались особые обетные пироги, предназначавшиеся для нищих и странников. С этими пирогами селяне выходили на дорогу и поджидали путников. Если попадался какой-либо бедняк, это воспринималось как благодать Божья. В противном случае считалось, что семья чем-то прогневила Бога, и люди с печалью возвращались домой, а пироги скармливали птицам. В этот же день праздновали память евангелиста Иоанна Богослова, в некоторых местах его называли Иван Долгий. В северо-восточной Руси этот день праздновался под именем Николина Бацки, т. е. Николина отца. Это было связано, вероятно, с тем, что за Иваном Богословом следует день свт. Николая, который отличался такой же любовью к ближним и обездоленным, как и Иван Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010