Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМ ДИАКОН [серб. Авакум (1794, Кнез-Поле, Босния - 1814, Белград), прмч. Сербской Православной Церкви (пам. серб. 17 дек). Оставил семью в юном возрасте и поступил в Миштаницкий мон-рь, где обучился чтению и Закону Божию и нес послушание под началом духовника свящ. Геннадия Шувака, принял постриг и был рукоположен во диакона. В результате поражения антиосманского выступления Йована Янчича Сарайлии (1809) А. Д. вместе со своей матерью, свящ. Геннадием, к-рый был одним из организаторов восстания, и его сыном Стояном покинул обитель и поступил в Трновский Благовещенский монастырь . В 1814 г. за участие в антиосманском восстании Хаджи Продана они вместе с игум. Трновского мон-ря Паисием (Ристовичем) были схвачены турками и доставлены в Белград. Игум. Паисий, твердо отказавшийся принять ислам, был казнен первым. Геннадий и его сын приняли магометанство и были освобождены. А. Д., несмотря на увещевания матери, не отрекся от веры и предпочел мучительную смерть на колу отказу от Христа. По пути к месту казни сам нес кол и пел: «Нема вере од С. 27). Бесстрашие А. Д. произвело на турок большое впечатление, и один из них, желая облегчить кончину мученика, заколол его кинжалом. После этого тело А. Д. было посажено на кол. А. Д. был канонизирован на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 14 июня 1962 г. Изображения святого находятся в часовне Клисурского мон-ря (1950, худож. Й. Кратина по заказу митр. Сконского Иосифа (Цвийовича), администратора Жичской епархии), в ц. Ружицы в Белграде (икона с житийными клеймами) и ц. св. Петки (1975-1982, мозаика худож. Д. Радуловича) (см. Белград ). Лит.: М. Авакум //Поменик знаменитих у српског народа hobujer доба. Београд, 1868; Српска задруга. Београд, 1959. Тетр. 52. 349-350. С. 26-28; Д. М. Книга о Авакуму. Београд, 1968. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/text/62580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗИАШ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [серб. Бaзujaш манастир; румын. Bazi], Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви, находится в одноименном месте в Румынии. По преданию, основан во времена свт. Саввы I . Восстановлен в XV в. «опекунством и иждивением сербских деспотов». Много раз разорялся (1738, 1805) и восстанавливался (1721, 1725, 1882). По распоряжению имп. Марии Терезии в 1772 г. был упразднен и присоединен к мон-рю Златица. По сообщениям, относящимся к 1774 г., стены базияшского храма, освященного в честь Вознесения Господня, были построены из камня, своды из кирпича. Известно, что при Б. м. действовала школа, где преподавали игум. Давид (Арсениевич) и иером. Арсений (Мога). В 1868-1872 гг. стараниями игум. Златицкого мон-ря Лукиана (Еремича) производился ремонт храма и монастырского корпуса. С уходом игум. Лукиана в мон-рь Войловица в 1887 г. материальное положение Б. м. ухудшилось, и он вместе с Златицей на нек-рое время был присоединен к Войловице. В 1900 г. игуменом Б. м. был назначен Иосиф (Попович), упрочивший положение мон-ря при помощи Сербского товарищества по взаимопомощи и экономии (Нови-Сад), Центрального кредитного отд-ния акционерного об-ва «Матица српска», издательского дома А. Пейовича (Нови-Сад) и др. Среди благотворителей было много представителей духовенства, учителей, офицеров, юристов, торговцев различных национальностей. Собранные деньги позволили в 1900-1901 гг. отремонтировать церковь. В 1902 г. Сербский гос. совет выделил помощь в размере 5 тыс. крон. Во время первой мировой войны Б. м. оказался в прифронтовой полосе и подвергался неоднократным артобстрелам. В 1919-1923 гг. настоятелем Б. м. был иером. Константин (Йованович). В 30-х гг. XX в. Б. м., оказавшись самым бедным из окрестных мон-рей, вновь стал приписным к Златице. В 1934 г. в мон-ре не было ни одного насельника, но раз в месяц совершались богослужения. При ходатайстве Пантелеимона (Дошена), ставшего игуменом Б. м., 1 июня 1936 г. обитель вновь была открыта, монастырские постройки и здания обновили благодаря активному содействию еп. Георгия (Летича) на субсидию, полученную от Сербской Патриархии, в размере 20 тыс. динаров.

http://pravenc.ru/text/77362.html

В 1857 г. Д. посетил рус. консул в Боснии и Герцеговине А. Ф. Гильфердинг . Согласно его заметкам, в Д. проживало ок. 15 монахов, в окрестных селах Дечани, Лочане и др. было всего 11 правосл. домов и более 3 тыс. мусульманских. Мон-рь имел лишь виноградник под Призреном и существовал благодаря милостыне, собираемой в освобожденных от турок областях Сербии. В кон. 50-х гг. XIX в. в Россию для сбора милостыни приехали дечанские иеромонахи Агафангел и Кирилл и привезли для поклонения монастырский напрестольный крест с частицей Животворящего Креста, вклад св. царя Душана. В 1862 г. в Архангельске на собранные по всей России пожертвования для Д. были отлиты 4 колокола. В 1863 г. рус. фрегаты «Димитрий Донской» и «Ослябя» доставили их в ближайший к Д. порт Бар (Черногория). В 1897 г. настоятелем Д. был назначен архим. Иоанникий, при котором за 4 года обитель была почти полностью разорена: долги удвоились, мн. рукописи и документы из б-ки и святыни были проданы, братия насчитывала 1-2 чел., велись переговоры о ее пополнении монахами-униатами. В 1902 г. митр. Рашско-Призренский Никифор (Перич) обратился к иеросхим. Кириллу (Абрамову) из афонской келлии свт. Иоанна Златоуста, приписанной к серб. мон-рю Хиландар , но населенной в тот период рус. монахами, с просьбой прислать монахов и «устроить общежитие в запустевшем монастыре». Для ознакомления с положением в Д. был послан иером. Арсений. Идею перевода рус. монахов в Д. поддержал министр иностранных дел Сербии С. Груич. В янв. 1903 г. митр. Никифор и иеросхим. Кирилл подписали акт передачи монастыря, который заверили представители общин Призрена, Печа и Джяковицы. Обитель была взята под покровительство рус. консула в Призрене. В Д. поселились 28 рус. монахов во главе с иеросхим. Кириллом. Они возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский «русский» корпус. Близ мон-ря стали селиться правосл. сербы, а албанцы перестали разорять обитель. Хотя рус. монахи поселились в Д. по просьбе серб. церковной власти, серб. общественность выступила с осуждением этого акта, а серб. печать называла его «дечанской аферой» и «захватом русскими сербской святыни». С мая 1903 г. серб. правительство пыталось расторгнуть либо изменить условия договора. В результате в договор были внесены дополнения: при игумене ввели должность наместника, обязательно серба по происхождению, количество рус. монахов ограничивалось 10, а срок соглашения истекал в сент. 1913 г.

http://pravenc.ru/text/171794.html

507 (Никодим Луньевиц – брат сербской королевы Драги, убит 29.05.1903 г. вместе с королевской четой.) 508 (...диспут исполняющего должность доцента по кафедре философии П.В. Тихомирова . – См.: Тихомиров П.В. Иудейство в V веке до P. X. Речь пред защитой магистерского сочинения «Пророк Малахия»//БВ. 1903. Т. С. 63–76; Магистерский диспут и. д. доцента П.В. Тихомирова («Пророк Малахия». Троице-Сергиева Лавра, 1903)//Там же. С. 102–126.) 509 (Сочинение... «Пророк Малахия» – экзегетическое исследование. – Исследование способов толкования Ветхого Завета, а именно Книги Пророка Малахии. См.: Тихомиров П.В. Пророк Малахия. Сергиев Посад, 1903. Малахия (V в. до P. X.) – пророк, последний из 12 малых пророков, автор ветхозаветной Книги пророка Малахии. День памяти 3/16 января.) 510 (Возражения были... специального характера. – См. выше, а также: Тихомиров П.В. Невежественная критика. Ответ «Церковным ведомостям» (по поводу рецензии А. Петровского в «Церковных ведомостей» 1903 г. на книгу: Пророк Малахия. Троице-Сергиева Лавра, 1903)//БВ. 1903. Т. 1, 591–600.) 511 (Профессор Муретов... переводил «Толкования святого Кирилла на Малахию» и снабдил примечаниями его. – Кирилл, архиеп. Александрийский, св. Толковани ена пророка Малахию/Пер. и примеч. М.Д. Муретова //БВ. 1898. Т. 3, Прил. С. 233–240; Прил. С. 241–256; Т. 4, Прил. С. 257–272; Прил. С. 273–304; Прил. С. 305–336. Кирилл (375(8?)–444) – святитель, архиепископ Александрийский (412). Вел активную борьбу с еретиками новацианами, арианами и несторианами. Принимал участие в III Вселенском Соборе в Ефесе. Оставил большое литературное наследие – Толкования на Псалмы, Книгу пророка Исаии, 12 малых пророков и на другие книги Священного Писания; большое количество полемических сочинений против еретиков. Память 9/22 июня и 18/31 января. См.: Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский , его жизнь, церковное служение и творения//Кирилл, еп. Александрийский, свт. Творения. М., 2000. Кн. 1. С. 3–122; Флоровский Г.В., прот. Восточные отцы V–VIII веков. Репр. воспр. изд.: Византийские отцы V–VIII веков: Из чтений в Православном богословском институте в Париже (Париж, 1933). – М., 1992. С. 43–73.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ [серб. Карловачка мumponoлuja], автономная правосл. митрополия, объединявшая в 1708-1920 гг. правосл. сербов и румын на территории Габсбургской империи (с 1804 Австрийской империи, с 1867 Австро-Венгрии). История Православие пришло на земли, на к-рых позже была учреждена К. м., благодаря миссии св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, их учеников и греческих миссионеров. После Великой схизмы (1054) местное население перешло в юрисдикцию Рима, а принадлежность к вост. Православию приобрела национальный характер, т. к. его исповедовали переселявшиеся на эти земли сербы, румыны и греки (см. разделы «Христианство в Венгрии» и «Православие в Венгрии» в ст. Венгрия - ПЭ. Т. 7. С. 553-557, 562-565). Позиции православных были сильнее в южной части Венгрии, которая ранее находилась под властью Византии и Болгарии: напр., в кон. XII в. в Среме действовал латинский и несколько православных монастырей. Венг. кор. Лайош I (1342-1382) оказывал покровительство прозелитизму среди правосл. подданных, серьезным препятствием для к-рого было незнание латыни правосл. населением, поэтому к миссии часто привлекали францисканцев-славян из Боснии. Поддержку Православию в Венгерском гос-ве оказывали с 1219 г. Сербская архиепископия (с 1346 Патриархия) и сербы-переселенцы, среди которых было много священнослужителей, покинувших Сербию после османского завоевания. Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Переселение сербов. XIX в. Худож. Пайа Йованович (Национальный музей Сербии, Белград) Предполагается, что хиландарский мон. Арсений (Богданович), которого возвел в сан игумена свт. Савва I Сербский, в 1225 г. основал в Банате монастырь Месич. Переселенцы охраняли венг. границы, поэтому власти в условиях активной экспансии Османской империи относились к их вероисповеданию толерантно. Верность Православию сохранили и ставшие венгерскими вассалами серб. деспоты Бранковичи , которые опирались на митрополитов Белграда, долгое время объединявших правосл. подданных Венгерского гос-ва. Помощь Белградской кафедре оказывал вел. кн. Московский Василий III, женатый на внучке подданного Венгрии серб. воеводы Стефана Якшича. В нек-рых венг. областях правосл. сербы имели ряд привилегий, напр. в Ковине (Банат) в 1428 г. кор. Сигизмунд разрешил им избирать духовенство.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Магистерская диссертация «Превосходство Откровенного учения о творении мира пред всеми другими объяснениями его происхождения» (1870); докторская диссертация «Вселенские соборы IV и V века. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской» (М., 1879). Об А.П. Лебедеве см.: ОР РГБ. Ф. 769. Фонд Лебедева А. П. ; ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5106. Личное дело преподавателя МДА; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2215. Личное дело служащего по духовно-учебному ведомству; Глубоковский Н.Н. Памяти покойного профессора А.П. Лебедева /Странник. 1908. Т. 2, Ч. 1. 9. С. 275–305. Голубинский (Песков) Евгений Евсигнеевич (1834–1912) – крупнейший русский церковный историк, доктор богословия (1881). В 1843 г. в Солигаличском духовном училище получил фамилию Голубинский в честь философа прот. Ф.А. Голубинского (1797–1854). Окончил МДА (1858), назначен преподавателем риторики в Вифанскую ДС. Магистр богословия (1859). Бакалавр на кафедре Русской церковной истории МДА (1861). Член-корреспондент ИСПбАН (1882), действительный член ИСПбАН (1902). Основные труды: «Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской» (М., 1871); «История Русской Церкви» в 2 т. (М., 1880–1911). Об Е.Е. Голубинском см.: Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е. Голубинского. М., 1998. Начиная с XVII в., имя святителя Алексия связывали с созданием особой редакции перевода на славянский язык Нового Завета, выполненного в Константинополе не позднее конца XIV в. В настоящее время исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия, высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита Алексия группы переводчиков, имевших связь с Константинополем и переведших, помимо Нового Завета, «Устав Божественной литургии» патриарха Филофея, Служебник и Триоди и подготовивших, таким образом, переход богослужения Русской Церкви со Студийского на Иерусалимский устав (см.: Муретов М.Д. Славяно-русский перевод Нового Завета в труде, по преданию усвояемом свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Потому надобно положить, что блаж. Савва почил в начале 1268 г. В древнем уставе (Гласник. Кн. 11) сказано: февраля 12 «престависе архиеп. свет Савва втори». 321 Записки географического общества. Т. XIII. В Сербском уставе мая 12: «престависе архиеп. светы Никодим» (Гласник. Кн. 11). 323 Даниил пишет (см.: Раич. История разных славенских народов. Ч. 2), что кн. Милютин умер «летом яко рещи четырем минувшим архиепископу Никодиму», т. е. спустя почти 4 года после поставления Никодима в архиепископа. Поскольку же Милютин умер 20 октября 1320 г., то возведение Никодима в архиепископа было в начале 1317 г. или иначе пред Вознесением Господним. В Хиландарской грамоте Милютина подписался «Савва по милости Божией архиепископ всех Сербских и поморских земель». В приписке исчислены предшественники его: Савва св., Арсений, Савва второй, Иоанникий, Евстафий, Иаков, Евстафий второй (Григорович В. Очерк путешествия). В житии Милютина (Сербляк, л. 57) сказано, что при кн. Милютине были архиепископами: Савва третий, Никодим и Даниил. Это не точно. При нем были: св. Евстафий (1279), Иаков (1285), Евстафий 2 (1304), Савва 3 (1305–1316) и Никодим. Но Даниил был архиепископом уже при Дечанском и Душане. 324 Гласник. Кн. 5. В Сербляке общая служба: «радуйся, Никодиме подобный пророку Илии, доблестный ревнителю». 327 В Сербляке служба ему: «православными ученьми твоими иноплеменныя ереси от Церкве Христовы далече отгнал еси… Певность Божественную имея, яко Илия великий, гневом дыхаеши на враги креста Христова и сих отгоняеши, яко же волки хищныя, от своего стада, пастырю блаженне». 328 При нем в соборе вместе с епископами были игумены: Студенечский, Милешев- ский, Сопочанский, Банский, Градечский, Моравского градца, Рашский, Кончульский, Ораховецкий, Нагорницкий, Скопльский (Григорович В. Очерк путешествия). У Ра- ича показаны еще современные свт. Никодиму игумены: Модрицкий, Хвостенский, Гостиварский (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Епископы при нем: Леттский, Рашский, Хумский, Хвостенский, Топлицкий, Будимльский, Дьбрский, Моравицкий, Скопльский, Призренский, Липлянский, Браничевский, Мачвенский, Градацкий и Кончульский – всего 15 (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В ноябре 1941 г. оккупантами был отстранен от своих постов секретарь Синода иеромонах Иероним, и вскоре оказались запрещены выходивший с 1923 г. официальный печатный орган Священного Синода «Екклесия» и газета богословского факультета Афинского университета «Теология». Вместо них оккупационные власти в июле 1942 г. разрешили издание ежемесячного церковного листка «Движение Цое». Богословский факультет в период оккупации продолжил свою работу, так, 1 января 1943 г. там завершили учебу и получили дипломы два стипендиата Священного Синода Сербской Православной Церкви. Гонениям подверглись и некоторые греческие приходы за границей, прежде всего в Германии. Так, например, летом 1941 г. была закрыта греческая церковь Пресв. Троицы на Салваторплатц, д. 2 в Мюнхене. Здание храма являлось собственностью Баварского министерства просвещения и церковных дел, 24 марта 1943 г. это ведомство обратилось с письмом к русскому приходу свт. Николая, предложив взять опечатанную церковь в свое пользование. В апреле с согласия греческой общины храм был передан мюнхенскому приходу Русской Православной Церкви за границей для удовлетворения духовных нужд всех православных жителей города, в том числе греков. 22 мая в Троицкой церкви состоялось первое русское богослужение, с 1944 г. в ней служил, в числе других членов причта, грек из России священник Арсений Григориас. Русский приход пользовался Троицким храмом до февраля 1946 г., когда ключи от нее были переданы греческому архимандриту Мелетию (Галанопулу). [iv] Следует упомянуть также, что в нижнем храме свв. вмч. Екатерины и кн. Александра Невского русской церкви Архангела Михаила в Каннах была погребена гречанка Элен Вальяно, расстрелянная нацистами в этом городе в 1944 г. Активно поддерживавший борьбу греческой армии с агрессорами архиепископ Хрисанф после ее поражения занял, по свидетельству греческого церковного историка И.-Х. Константинидиса, «отважную позицию против немецких захватчиков и установленного ими правительства генерала Цолакоглу», отказавшись привести министров этого марионеточного правительства к присяге. Архиепископ бесстрашно ответил оккупантам: «Нет, отказываюсь их привести к присяге. Нет. Я приведу к присяге только то правительство, которое назначит греческий Король. Нет, не подчинюсь. Если уступлю, что скажут Патриархи Константинопольский и Александрийский, Король? Нет, отказываюсь». [v]

http://bogoslov.ru/article/1063529

Архив Пн Представители Русской Церкви приняли участие в торжествах освящения Сербским Патриархом храма в аргентинском городе Ресистенсия 7 ноября 2023 г. 10:19 5 ноября 2023 года в городе Ресистенсия (провинция Чако, Аргентина) Святейший Патриарх Сербский Порфирий совершил освящение храма Святой Троицы и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили иерархи Сербской Православной Церкви : епископ Нишский Арсений, епископ Далматинский Никодим, епископ Будимлянский и Никшичский Мефодий, викарий Белградско-Карловацкой епархии епископ Ремезьянский Стефан, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Центральноамериканский Кирилл. В богослужении также участвовали епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн ( Русская Зарубежная Церковь ) и правящий архиерей Аргентинской епархии Московского Патриархата епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид . В числе сослуживших за Литургией были духовенство приходов Русской и Сербской Православных Церквей в Латинской Америке, в том числе секретарь Аргентинской епархии протоиерей Сергий Юрин, сообщает телеграм-канал епархии . Литургические молитвословия звучали на сербском, церковнославянском и испанском языках. Праздничное богослужение посетили губернатор провинции Чако Хорхе Капитанич, временный поверенный в делах Республики Сербия в Аргентинской Республике Деян Благоевич, представители органов местного самоуправления, Римско-Католической Церкви и сербской диаспоры, а также многочисленные гости. По завершении Литургии Предстоятель Сербской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Затем состоялось вручение наград Сербской Православной Церкви. В частности, во внимание к трудам по возведению храма губернатор провинции Чако Хорхе Капитанич был награжден орденом святого Саввы II степени. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6075054.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИШСКАЯ ЕПАРХИЯ [Серб. Нишка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри СПЦ на территории Нишского, Топлицкого, Пиротского и Ябланицкого округов Сербии. Кафедральный город - Ниш. Разделена на 14 архиерейских наместничеств (Алексинацкое, Бела-Паланкское, Власотинцкое, Димитровградское, Косаницкое, I Лесковацкое, II Лесковацкое, I Нишское, II Нишское, III Нишское, Пиротское, Сврлигское, Топлицкое, Ябланицкое), имеет ок. 300 приходов. Правящий архиерей - еп. Арсений (Главчич), на кафедре с 13 авг. 2017 г. История Начало проповеди христианства в Нише (Наисс), известном с III в. до Р. Х. и в первые века по Р. Х. ставшем важным стратегическим, экономическим и политическим центром на Балканах, связывают с учениками первых апостолов. Фундаменты самых ранних сохранившихся христ. строений в городе и его окрестностях археологи датируют IV в. Время возникновения епископской кафедры в Нише точно неизвестно, исторические источники сообщают имена ее епископов начиная с IV в.: Кириак (до 343), Гауденций (343), Боноз (до 391), Маркиан (409-414), Гайан (516) и Пройект (553). Также сообщается о том, что в 344 г. в Наиссе праздник Воскресения Господня встретил свт. Афанасий I Великий , еп. Александрийский, к-рый находился здесь по приглашению своего друга еп. Гауденция. Следующее упоминание о Н. е. относится к 995 г., когда она была одной из 23 епархий Болгарской Церкви (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). Участники крестовых походов описывали Ниш как богатый город. При падении державы болг. царя Самуила (1018) в Н. е., к-рая была частью Охридской архиепископии , входили почти все зап. земли Балканского п-ова. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы 1018 г., Н. е. относилась к 1-му из 3 классов епархий и была 6-й по списку. Но при вхождении Ниша в состав Сербского гос-ва Н. е. охватывала лишь поселения Мокро, Сврлиг, обл. Топлица и некий г. Камрлпт (Коблос), к-рый И. Снегаров локализует между реками Юж. Морава и Топлица, где сохранились развалины древней церкви.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010