Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия).

http://pravenc.ru/text/76266.html

Лит.: Д. Кад je Teoдocuje писао Живот и Службу св. Петра Београд, 1934. Год. 9. 4. С. 371-382; Boj evi М. Ko je pisao sv. Petra Koriškoga?//Glasnik Jugoslovenskog profesorskog društva. Beograd, 1939. God. 20. Knj. 2. S. 130-134; он же М. Н.). Св. Петар Коришки и манастир. 1940; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965. С. 81-85; Brown P. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in the Latin Christianity. L., 1981; Popovi D. The Cult of St. Petar of Koriša//Balcanica. Beograd, 1997. Knj. 28. S. 181-212; Манастир Црна Pujeka и св. Петар Коришки: Науч. скуп. Приштина, 1998; З. Демонска у Teoдocujeboм «Жumujy св. Петра Коришког»//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1999. 28/1. С. 143-153; Д. Npojekцuja митарстава у Жumujy Петра Коришког//Црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Год. 1. Бр. 1. С. 121-129; Прп. Петар Коришки. Колашин, 2005; Д. Прп. Петар Коришки. Београд, 2007; Шпадиер И. Об одном серб. анахоретском житии и особенностях его композиции//Библеистика: Славистика. Русистика: К 70-летию зав. каф. библеистики проф. А. А. Алексеева/СПбГУ. СПб., 2011. С. 370-384; она же. Афонское наследие: Мон-рь Хиландар и древнесерб. лит-ра. Београд, 2015. С. 62-68. И. Шпадиер, М. М. Р. Рубрики: Ключевые слова: ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2580404.html

Календарь Материалы 12 июня 2001 г. [Документы истории] Из " Каталога русских архиереев " , издающегося в Сретенском монастыре На юбилейном Архиерейском Соборе в лике святых был прославлен митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) - " ревностный святитель Церкви, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь, почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность " , как сказано в Деяниях Собора. Вот краткий рассказ о его судьбе из каталога " Русские православные иерархи " , готовящегося к изданию в Сретенском монастыре. [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Супрасльский Благовещенский монастырь - одна из древнейших православных обителей на территории Польши. В настоящее время трое бывших насельников этого монастыря являются архиереями Польской Православной Церкви. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Публикации] Согласно закону, подписанному президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе 30 марта 2001 г. на основании решения парламента, глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Духовное образование/Высшие богословские учебные заведения] Список высших богословских учебных заведений [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Персоналии/Члены Синода] Священный Синод Грузинской Православной Церкви [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Персоналии/Предстоятель] Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II (в миру - Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 г. во Владикавказе. [Поместные Православные Церкви/Польская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Монастырь Святой Троицы, основанный в XV веке, в июле 1999 г. был полностью разрушен албанскими экстремистами. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Основателем обители был племянник Свт. Саввы Сербского королевич Владислав. Именно сюда в 1237 г. были перенесены из Тырнова мощи Свт. Саввы. Здесь находиться всемирно известная фреска Белый Ангел на гробе Господнем. Новости 12 июня 2001 г.

http://pravoslavie.ru/archive/010612

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Вене состоялась IV генеральная ассамблея австрийской Конференции православных епископов 13.11.2012 В Вене состоялась IV генеральная ассамблея Конференции православных епископов Австрии . Основной задачей собрания была разработка руководящих принципов, в соответствии с которыми Православная Церковь и «в дальнейшем может выступать уважаемым партнером и действующим фактором австрийского общества», сообщает портал Австрийской митрополии Константинопольского Патриархата. Конференцию открыла Божественная Литургия в храме Воскресения Христова Сербской Православной Церкви. Богослужение возглавил митрополит Арсений (Кардамакис; Константинопольский Патриархат). Ему сослужили глава митрополии Антиохийского Патриархата в Европе Иоаннис (Язиги), и.о. главы епархии Русской Православной Церкви в Австрии архиепископ Егорьевский Марк (Головков), администратор епархии Сербской Православной Церкви в Австрии епископ Ириней (Булович), викарий румынской епархии Николай (Дура) и викарий болгарской епархии Иван (Петкин). В ходе ассамблеи епископы обсудили введение магистерской программы по православному богословию в университете Вены, религиозное православное образование в Австрии, новые инициативы по работе с молодежью, издание православной церковной газеты и работу со СМИ. Также шла речь о праздновании 50-летия русской православной епархии Вены и Австрии, которое отмечается 16 ноября. В 1962 г. в этот день епархия оформила свой церковно-правовой статус. В марте этого года она получила государственное признание. По случаю праздника архиепископ Марк 16 ноября отслужит благодарственный молебен в соборе свт. Николая. Участники ассамблеи отметили, что Православная Церковь присутствует на территории современной Австрии на протяжении трех веков. За последние десятилетия число православных в стране резко возросло. Вместе с прихожанами Восточных Православных Церквей они составляют 2-ю по численности религиозную группу в Австрии. Число православных, по разным подсчетам, составляет от 400 тыс. до 500 тыс. Согласно данным переписи 2001 г., оно равнялось 180 тыс. Православная епископская конференция в Австрии была основана 8 октября 2010 г. В ней участвуют епископы Константинопольской, Антиохийской, Русской, Сербской, Болгарской, Румынской, Грузинской Церквей. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.11.2012 08:09:07

http://drevo-info.ru/news/14207.html

прп. Филофеем на месте Фтерийской обители, существовавшей, по преданию, с конца VII в. Основные постройки монастыря возведены в конце XI в. на пожертвования императора Никифора Вотаниата. В XIII–XIV вв., наряду с императорами династии Палеологов, монастырю оказывали помощь сербские правители (в особенности Стефан Душан), благодаря которым сюда прибыло много сербских и болгарских иноков. В начале XVI в. стараниями настоятеля Дионисия монастырь был преобразован в общежительный. В 1871 г. монастырь почти полностью сгорел, но был восстановлен на многочисленные пожертвования, в том числе из России; в этот период в нем было значительное число русских иноков. Во второй половине XIX в. он был преобразован в идиоритмический (своекоштный), а в 1973 г. вновь стал общежительным. Монастырь имеет собор середины XVIII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и несколько церквей, а также 12 келлий. Святынями монастыря являются часть древа Креста Господня и частицы мощей свт. Иоанна Златоуста , вмц. Марины, вмчч. Пантелеимона, Димитрия Солунского, прп. Луки Елладского, мч. Исидора, сщмч. Харалампия и др. Библиотека Филофея содержит древние рукописи и книги. К концу XX в. братия насчитывала около 60 иноков-болгар. Хилендарь Хилендарь, Хилендар, Хиландар (греч. Χελανδαρου) – монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Святой Горы в получасе ходьбы от моря. Первоначально греческий монастырь Хеландрион, основанный монахом-греком Георгием Хеландариосом и посвященный Богородице. В 1198 г. запустевшую Хеландрионскую обитель выпросили «в вечное пользование» у греческого царя Алексея Комнина и восстановили сербский жупан Стефан Неманей (в монашестве – Симеон) и сын его Савва, будущий архиепископ Сербский. Число сербских монахов быстро росло, и к Хиландару был присоединен ряд меньших монастырей. Хиландар стал важнейшим духовным и культурным центром сербского народа, откуда вышли ученые священники и архиереи, где было переведено на сербский язык множество книг. Монастырю оказывали поддержку сербские короли и византийские императоры, особенно король Стефан Душан и император Андроник II Палеолог.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Владислав отблагодарил щедрыми дарами и почестями царя и патриарха, а царь – короля и всех бывших с ним, и так они расстались с любовью. Простившись с болгарским царем, Владислав достиг процессии с мощами святого. По сообщению Феодосия, король ликовал, подобно Давиду перед Кивотом Завета, и, идя впереди мощей, радостно восклицал: Возвеселится душа моя о Господе, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждой веселия одел меня, даровав мне господина моего, святого моего отца и учителя, заступника в молитвах моему отечеству и почет наследия моего. И еще: Вознесу Тя, Боже мой, ибо Ты возвеличил на мне милость Свою, и ныне блажен я, и ныне благоукрасился я, выше царей земных возвеличился, более людей обогатился. Как велика милость Твоя ко мне, Господи, Как, возлюбив меня, вознаградил, Боже мой, Милость моя! Буди имя Твое благословенно во веки веков! Так, вознося хваление Богу и радуясь, он вместе с епископами и вельможами нес с псалмами и песнопениями драгоценное тело святого. Когда они достигли пределов Сербии, архиепископ Арсений с епископами, игуменами и благородными людьми вышли им навстречу и с благоговением поклонились честным мощам своего духовного отца. Узнав о прибытии мощей, народ сербский во множестве стекался отовсюду. Многие получали от Бога и Его святого угодника исцеления от своих болезней. Обретение мощей Место, где первоначально были погребены останки свт, Саввы Сербского. Монастырь Милешева Благочестивый Владислав вместе с сонмом архиереев, игуменов и вельмож с псалмами и песнопениями торжественно несли тело святого, и, придя в Милешево , положили драгоценные останки в гробе и похоронили в церкви Вознесения Господня, построенной Владиславом. В честь святителя Владислав устроил большой праздник, на котором от всего сердца угощал архиереев и благородных людей, а также щедро изливал милосердие на нищих. Спустя некоторое время святитель явился во сне одному боголюбивому старцу и сказал ему, что его святые мощи должны почивать не в могиле, а в церкви. После этого нетленное тело святого было поднято из земли и положено в храме на поклонение.

http://pravoslavie.ru/40269.html

и разоренного арабами в 862 г,). До середины XI в. Ватопед был экономически независимым, но впоследствии пользовался поддержкой императоров династии Комнинов. В 1276 (80?) г. католические миссионеры разорили монастырь за отказ принять Лионскую унию; игумена Евфимия, сковав цепями, утопили в море близ Каламицы, а 12 монахов повесили. В начале XIV в. в Ватопеде подвизался свт. Григорий Палама . На протяжении XIII–XIV вв. Ватопед неоднократно страдал от набегов пиратов и каталонцев, но восстанавливался с помощью Палеологов и сербских правителей. С XVI в. большую помощь монастырю оказывали русские цари и дунайские господари, в 1526г. он был возрожден влахийским воеводой Неангом. Однако положение монастыря улучшилось лишь в XVIII в. По переписи 1885 г. в Ватопеде проживало 214 монахов, в основном греческих, и 30 послушников. Главный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая (южным) и вмч. Димитрия Солунского (северным), над которым расположен небольшой придел на хорах во имя иконы Пресвятой Богородицы «Отрада» («Утешение»), был построен в конце X – начале XI в. Сохранились фрески XIV в. и несколько прекрасных мозаик, частью датируемых XI в. В монастыре более двух десятков церквей. Ему принадлежат два скита: ап. Андрея (русский) и св. Димитрия (греческий), 27 келлий и множество калив. Русские монахи подвизались не только в Андреевском скиту, но и в молдавских келлиях, приписанных к Ватопеду: мч. Марина (с 1875 г.), св. Иоанна Предтечи (с 1894 г.) и Живоносного Источника (с 1906 г.). К святыням Ватопеда относятся: пояс Пресвятой Богородицы, части хламиды Иисуса и древа Животворящего Креста Господня, частицы: главы свт. Григория Бог слова, мощей св. Андрея Критского , ап. Варфоломея и др. Библиотека монастыря – одна из самых богатейших на Афоне, насчитывает 1700 пергаментов и рукописных хартий, множество хрисовулов и более 10 000 старопечатных книг. К началу XXI в. в монастыре подвизалось около 90 иноков и 54 – в скитах. Из 27 келлий заселены 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

К началу XXI в. в Пантократоре подвизалось около 20 монахов. Ставроникита Ставроникита (греч. Σταυρονιτα) – монастырь, расположенный на крутом скалистом берегу моря северо-восточной части Святой Горы, на месте, где, по одному из преданий, в древности спасался делатель крестов Никита. В эпоху крестовых походов и нашествия сарацин разоренная обитель пришла в запустение. Возродившаяся обитель долгое время находилась в зависимости от монастыря Кутлумуш, позже – от монастыря Филофей. В 1536 г., решением Константинопольского патриарха Иеремии I, монастырь вновь приобрел самостоятельность. Считался одним из самых бедных монастырей и регулярно получал помощь от Протата и частных лиц. Большой ущерб монастырю причинили пожары 1864, 1874 и 1879 гг.; из длительною кризиса ему удалось выйти благодаря энергичной деятельности игумена Феофила. Собор монастыря в честь свт. Николая был построен в XVI в., в нем сохранились прекрасные фрески работы Феофана Критского. Обитель имеет еще семь церквей. Среди монастырских святынь – часть древа Креста Господня и частицы мощей свт. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Богослова и других. Библиотека Ставроникиты содержит редкое собрание древних рукописей. К началу XXI в. в монастыре подвизалось около 25 иноков. Старый Русик Нагорный (Старый) Русик, Руссик – обитель, в которой прежде находился Свято-Пантелеимонов монастырь (Руссик), перенесенный в 1803 г. ближе к морю. Запустевший Старый Руссик обратился в развалины, но в 1868 г. на его территории был заложен большой корпус братских келий с церковью во имя свт. Саввы Сербского (алтарь ее находился на том месте, где св. Савва принял монашеский постриг), освященной в 1871 г. В том же году был заложен обширный соборный храм во имя св. вмч. Пантелеимона, но вскоре постройка его была надолго приостановлена, и лишь в 1920 г. он был освящен митр. Антонием (Храповицким) . В настоящее время в Старом Русике проживают два русских монаха. Филофей Филофей (греч. Φιλοθοσ) – монастырь, основанный в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Митрополит Амфилохий опубликовал следующие работы: «Тайна Святой Троицы по учению свт. Григория Паламы », 1973 (докторская диссертация на греч., издана в 1991 г.) 2 ; «Смысл Литургии», 1974 (на греч.); «Синаиты и их значение в Сербии XIV века», 1981; «Филокалийное движение XVIII и начала XIX века», 1982 (на греч.); «Духовный смысл храма Святого Саввы на Врачаре». Вршац, 1989; «Возвращение душе чистоты». Подгорица, 1992; «Основы православного воспитания». Врнячка Баня, 1993; «Святосаввское просветительское предание и просвещенность Досифея Обрадовича». Врнячка Баня, 1994. Его перу принадлежат также переводы с сербского на греческий: Епископ Николай. «Кассиана» (роман), 1973; о. Иустин Попович . «Житие святого Симеона и Саввы», 1974, – и с греческого на сербский: «Старец Арсений Каппадокийский »; Митрополит Иоанн Зизиулас . «От маски к личности», 1993; «Премудрость Соломона», 1995; «Азбучный Отечник» (опубликован частями в журналах «Евангельский Зодчий», «Святая Гора»); избранные творения свт. Кирилла Иерусалимского и свт. Григория Паламы . Некоторые проповеди опубликованы в журнале «Банатский вестник». На русском языке появились переводы ряда статей митр. Амфилохия, а также вышла книга «Основы православного воспитания» (Пермь, 2000; М., 2005 под заглавием «Человек – носитель вечной жизни», измененным издателями по согласованию с автором). Кроме богословия, философии, переводов митрополит Амфилохий занимается поэзией, эссеистикой, составлением проповедей. Он является одним из самых переводимых и известных современных сербских богословов нашего времени. Решением Ученого совета Московской духовной академии, утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, митрополиту Амфилохию присуждена степень доктора богословия honoris causa (диплом вручен 2 января 2006 года в Большом актовом зале МДА). Предисловие [ко 2 изданию] Ветхий Завет, написанный рукой боговдохновенных людей Божиих, содержит и открывает нам тайну возникновения мира и человека, корни человеческой исторической драмы и историю ( στορα) событий и личности ( πστασις) в избранном народе Божием, всю до пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Первый слав. перевод «Лествицы» скорее всего был выполнен в Болгарии в X в., выписки из этого перевода (из глав 1, 3, 7-11, 26 и 27) вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Один из древних славянских пергаменных кодексов «Лествицы» 1-й пол. XIV в. (Синод. б-ка. 141) содержит список этого перевода, к-рый, согласно характеристике А. В. Горского и К. И. Невоструева, «темен и маловразумителен, во многих местах и совсем неверен» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 203). Скорее всего в 1-й пол. XIV в. некий старец Иоанн в Лавре св. Афанасия (Афон) «преложи и изписа… из гръчьскых в блъгарскый наш язык» «Лествицу» И. Л. наряду с нек-рыми др. душеполезными книгами (запись в Октоихе XIV в., б-ка синайского монастыря вмц. Екатерины 19). Не позже кон. XIV в. был выполнен сербский перевод (см. в ст. Бранковичи ) Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Из слав. переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном в Студийском монастыре (РГБ. МДА. Фунд., 152) и в 1390 г. привезенный им на Русь. На Руси имели хождение разные списки «Лествицы», в т. ч. с толкованиями Михаила Пселла (РГБ. МДА. Фунд. 173, 3, XIV-XV вв.). В рукописном собрании Троице-Сергиевой лавры хранится 10 списков «Лествицы» XV-XVII вв. (РГБ. Троиц. 156, 157, 1412 г., 158, нач. XV в., 169, 1433 г., 170, 171, 1-й пол. XV в., 159, 1526 г., 160, 162, XVI в. и др.). В целом они строятся по одному плану: после Жития И. Л., написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после к-рого помещалось «известие о св. отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, нек-рые рукописи содержат разбивку на зачала (напр., Троиц. 162).

http://pravenc.ru/text/471351.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010