Сложная по композиции икона «Седьмой Вселенский Собор» (70-е гг. XVII в., филиал ГИМ «Новодевичий монастырь», иконописец Симон Ушаков) отображает события Соборов 787 и 842 гг. Образ М. представлен вверху в сценах установления и сложения церковного празднования Торжества Православия. Образ М. известен на рус. минейных иконах на июнь (как правило, с прор. Елисеем): напр. на иконе на год нач. XIX в. (УКМ); на правой створке 3-створчатого складня («Минея годовая», 2-я пол. XIX в., собрание В. А. Бондаренко) - в крещатом саккосе. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на июнь М.- старец с короткой бородой, в саккосе, с митрой на голове, правой, отведенной в сторону рукой благословляет, в левой держит посох; на гравированном листе святцев на июнь работы И. К. Любецкого (1730) - правая рука М. прижата к груди, в левой - Евангелие. На миниатюре из Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812, 50-е гг. XIX в., июнь), традиц. образ М. соответствует описанию в ранних подлинниках - патриарх с темно-русыми короткими волосами и с короткой округлой бородой, облачен в саккос с крупным растительным орнаментом. В монументальной росписи храмов образ М. включался в программу декорации пространства алтаря, напр., в ц. Воскресения в Ростове (ок. 1670), в ц. Воскресения в Тутаеве (1678-1679). Лит.: Менолог. С. 280, 359, 373; LCI. Bd. 8. Sp. 13-14; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко. М., 2003. Кат. 59. С. 512-520; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος - 17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 55, 120, 146, 152, 341, 398. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/text/2563128.html

Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отесанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с 2 певницами (пространством для хоров) и 3 полуциркульными апсидами. В нач. XVI в. он был перестроен, получив сходство с 3-нефной базиликой. Храм перекрыт 2-скатной кровлей, его центральная часть - крестовым сводом. С зап. стороны, вероятно ок. 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под 2-скатной кровлей, на зап. фасаде в 1863 г. была поставлена 2-ярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты серб. храмов рашской школы и элементы позднесредневек. архитектуры Дубровника. Фрагменты фресок нач. XVI в. отражают зап. влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья. Автор росписи 1619-1620 гг., принадлежащей по стилю средневек. серб. традиции,- мон. Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены серб. святые: свт. Савва Сербский, прп. Симеон Мироточивый, архиеп. Арсений и кор. Стефан Дечанский. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зеленые, оранжевые и светло-фиолетовые тона). Стены припраты ок. 1745 г. расписал худож. Феодор («Страшный Суд» на вост. стене), он же обновлял роспись XVII в. мон. Георгия, неудачно подражая поздневизант. традициям в серб. живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана. В комплекс Д., окруженный невысокой каменной стеной, также входят перемещенные вместе с церковью 2-этажный братский корпус, неск. захоронений и маленькая ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В Д. в серебряном ковчеге хранятся почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святителя. Лит.: J. Опис манастира Лист за цркву и школу. 1899. Год. 10; 1900. Год. 11; Лeohmuje архим. Mohorpaфuja манастира са подручним црквама. Мостар, 1908; он же. Манастир са подручним црквама. Београд, 20002; В. Манастир Сер. 3. Београд, 1925. 3. С. 72-77; З. , С. Манастир старине. Capajebo, 1959/1960. 6/7. С. 143-159; З. Пренос манастира Консерваторски uзbeшmaj//Там же. 1967. 11. С. 67-86, 175-180; он же. Добричево. Capajebo, 1967; он же. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Capajebo, 1971. С. 69-71, 193-199, 217-220, 296-300, 345-356; он же. Гeopruje Capajebo, 1977. С. 34-37, 158-164, 332-342; он же. Нека искуства на преносу ман-ра Београд, 1980. С. 17-30; Ковач Н. История и архитектура серб. церквей и мон-рей в Боснии и Герцеговине: XIII-XVIII вв.: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2006.

http://pravenc.ru/text/178648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦЗ расположена на территории Канады. Кафедральный город - Монреаль. Правящий архиерей - еп. Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков). До 1917 г. правосл. приходы на территории Канады входили в состав Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ . В 1905 г. по представлению Североамериканского еп. свт. Тихона (Беллавина ; впосл. патриарх Московский и всея России) была открыта Канадская миссия. 6 июля 1916 г. на основе миссии было учреждено Канадское викариатство Североамериканской епархии во главе с еп. Александром (Немоловским ; впосл. митрополит), ранее возглавлявшим Аляскинское викариатство . С 1917 г. еп. Александр пребывал в Нью-Йорке, временно управляя всей Североамериканской епархией, в 1919 г. стал ее правящим архиереем, оставив Канадскую викарную кафедру вакантной. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. Гавриил (Чемодаков), архиеп. Монреальский и Канадский. Фотография. 2012 г. 24 окт. 1922 г. во епископа Канадского был хиротонисан благочинный православных приходов в Канаде архим. Адам (Филипповский-Филипенко ; впосл. архиепископ). Хиротония, к-рую провели руководитель миссии среди бывших униатов-карпатороссов в Сев. Америке Питтсбургский еп. Стефан (Дзюбай) и Моравско-Силезский еп. Сербской Православной Церкви сщмч. Горазд (Павлик) , была совершена без согласия митр. Платона (Рождественского) , избранного Всеамериканским церковным Собором главой объявленного автономным Митрополичьего округа в Сев. Америке и утвержденного в должности Архиерейским Собором РПЦЗ. 10 февр. 1924 г. митр. Платон назначил на викарную Канадскую кафедру с титулом «епископ Виннипегский» Аполлинария (Кошевого ; впосл. архиепископ). 14 дек. того же года еп. Аполлинарий был переведен на викарную Сан-Францисскую кафедру. 6 июня 1926 г. по просьбе канадской паствы и по представлению митр. Платона в Белграде во епископа Виннипегского и Канады был хиротонисан архим. Арсений (Чаговец), бывший в 1908-1910 гг. благочинным приходов в Канаде. С прибытием в Виннипег (пров. Манитоба) еп. Арсения церковная жизнь в Канаде активизировалась, начал издаваться ж. «Канадийский православный миссионер».

http://pravenc.ru/text/1470185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕПАВИНА Муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Загребско-Любянской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Соколовац близ г. Крижевци (Хорватия). Основан между 1550 и 1555 гг. или в 1580 г. Разрушен в 1590 г., восстановлен в 1598 г. В 1632 г. хиландарские монахи Григорий и Виссарион поставили деревянную ц. Введения во храм Пресв. Богородицы; строительство конаков, звонника и др. зданий закончилось к 1636 г. В XVII-XVIII вв. Л. часто упоминается в источниках. В кон. 1692-1693 г. обитель посетил патриарх Печский Арсений III (Черноевич) . Построенная между 1734 и 1745 гг. каменная церковь была освящена в 1750 г. (иконостас работы Йована Грабована; из древнего иконостаса сохр. иконы святых Симеона и Саввы Сербских и Введения во храм Пресв. Богородицы). Новый звонник возведен в 1770 г., часовня свт. Николая Чудотворца на кладбище - в 1810 г. В Л. переселилась братия мон-ря Марча , после того как та обитель насильно была присоединена к унии (1753). Во 2-й пол. XVIII в. в Л. находилась кафедра Лепавинско-Северинской и Костайницко-Зринопольской епархий (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). Представители Л. несколько раз посещали Россию для сбора милостыни. В нач. ХХ в. монастырь имел большое хозяйство. В период второй мировой войны был убит иером. Иоаким (Бабич), других монахов насильно выселили в Сербию. Во время нем. обстрела 27 окт. 1943 г. храм и конак сильно пострадали, другие здания были уничтожены. После войны в Л. жил монах. С 70-х гг. XX в. ведется восстановление обители при помощи ВСЦ и Евангелического молодежного об-ва из Вюртемберга и Евангелистической Церкви из Штутгарта, работы прерывались из-за гражданской войны (1991-1995). В Л. хранится чудотворная икона Пресв. Богородицы Лепавинская (XVI в.). Лит.: Р. Пакрачка enapxuja: Ист.-стат. преглед. Нови Сад, 1931; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 167-168; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 125-126; К. Лепавина//Ehцukлoneдuja Београд, 2002. Т. 2. С. 1101-1102; Косовац М. Српска правосл. мumponoлuja Карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 194-195, 790-791. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463573.html

История монастыря стала нераздельной частью истории сербского народа в Вараджинском воеводстве, охватывавшем Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в нелегкой борьбе против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. Защищая свою веру и народные привилегии, Лепавинские монахи боролись и страдали вместе со своим народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту, а 26/13 ноября 1735 года на пороге монастырского храма был застрелен игумен Кодрат. В конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно время пребывал сербский патриарх Арсений III Чарноевич. Сюда к нему приезжали представители народа и духовенства, и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и позднее многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734 году сербы Вараджинского воеводства получили своего православного архиерея, было решено, что его резиденция будет находиться в Лепавине. Позднее она была перенесена в Северин, а новообразованная сербская епархия получила название Лепавинско-Северинской. Первым ее епископом стал преосвященный Симеон (Филиппович), умерший в последствие в тюрьме в Копривнице и похороненный в Лепавине. Существующий ныне монастырский храм был построен в первой половине XVIII века, под руководством архимандрита Никифора. 25 марта 1753 года новая церковь была освящена епископом Костайницко-Зринопольский Арсением Феофановичем. С наружи храм выполнен в стиле барокко, но во внутреннем его убранстве сохранились элементы древнего сербско-византийского стиля. В 1775 году один из лучших мастеров раннего сербского барокко Иоанн Четиревич - Грабован выполнил храмовый иконостас. Ктитором на этот раз выступил фельдмаршал Михаил Микашинович, чей родовой герб изображен под иконой св. Иоанна Крестителя. К сожалению, один из лучших иконостасов Грабована был уничтожен во время Второй мировой войны и от него сохранилось только три иконы. В храме есть и более ранние иконы прп.Симеона Мироточивого, свт.Саввы Сербского и икона Введения Пресвятой Богородицы, написанная в Лепавине в 1647 году. Помимо икон огромную ценность представляют сохранившиеся в монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых старых – два четвероевангелия XIII и XIV вв., серско-рашской и македонской редакций.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

После смерти владыки Даниила цетиньскую кафедру в 1735-1781гг. занимал его племянник митрополит Савва (Петрович-Негош), которому помогал другой племянник владыки Даниила – Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750-1766гг.). В 1781-1784гг. черногорским владыкой был племянник митрополита Саввы - Арсений (Пламенац). В 1784–1830гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) – свт. Пётр Цетиньский. В его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785г. произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11 лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с. Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре. Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне.Спустя 4 года после его упокоения 18 октября 1834г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии, прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских властей. Во времена его преемника, - знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в 1834г.), типография (привезённая Петром II в 1833г. из России, останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838г. рядом с монастырём была построена новая резиденция для Петра II. В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними – маленькая звонница. В Цетиньском монастыре неоднократно бывали высокопоставленные гости из России, в том числе русские великие князья. В июле 1889г. здесь побывал великий князь Пётр Николаевич (в то время жених черногорской княжны Милицы Николаевны), а в июле 1899г. – великий князь Константин Константинович, написавший здесь стихотворение «Черногория».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Мужской монастырь Доволя Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Доволя (серб. Манастир был построен в Средние века, являлся духовным центром северной Черногории. Относится к Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Средневековый монастырь Доволя, вместе с другими монастырями этого региона, долгое время являлся духовным центром северной Черногории, и в XIX веке он был полностью разрушен в результате борьбы черногорского народа за независимость от власти Османской империи. Точных сведений о дате постройки монастыря Доволя не сохранилось. Некоторые народные сказания говорят о том, что он был возведен в Средние века для короля Милутина (1282-1321), есть и более ранняя версия, связанная с королем Владиславом (1234-1242). Однако, ученые придерживаются мнения, что монастырь был построен в XV веке. Первое письменное упоминание о монастыре датируется 1513 годом, когда митрополит Иоанн освободил обитель от податей и налогов. Наибольшее число исторических свидетельств о существовании монастыря приходится на XVII-XVIII века, в основном в них упоминаются ремонт церкви и странноприимного дома, а также расширение монастырских земель. Именно в этом монастыре принял монашеский постриг сербский патриарх Арсений III Черноевич . Впоследствии, в монастыре Доволя почти полтора века хранились святые мощи свт. Арсения Сремца , перенесенные сюда из Печской Патриархии , откуда позже были перенесены в монастырь Добриловина . Монастырская церковь посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Ризница монастыря ранее содержала в себе большое количество сокровищ: редкие книги, ценные рукописи, украшения из золота и серебра, церковные облачения и иконы. Были здесь и ценные подарки от Петра II Петровича Негоша. Монастырь за свою историю несколько раз разрушали и восстанавливали вновь. В 1804 году монастырь ограбили и сожгли турецкие войска, через 10 лет монастырь был восстановлен, но в 1857 году турки вновь разрушили его. В 70-х годах XIX века монастырь Доволя отстроили заново. Окончательно разорили монастырь в 1875 году, это произошло во время восстания Герцеговины, усилиями турков он был почти стерт с лица земли, а крупный пожар 1886 года довершил уничтожение монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

– еще семи монахам. К концу 1980-х гг. в монастыре осталось менее 40 человек братии, почти все русские скиты и келлии пустовали или были заселены греками. К 2002 г. наметились позитивные изменения: среди монастырской братии (около 50 монахов) была восстановлена дисциплина, на пожертвования отремонтированы несколько корпусов и все храмы. Пантелеимоновский собор Огромный восьмикупольный главный собор в честь вмч. Пантелеимона, построенный в 1812–1814 гг., был освящен в 1815 г. Вселенским патриархом Григорием V, сщмч. Собор украшен фресками русской иконописной школы конца XIX в., богато отделанный иконостас изготовлен в России. В соборе хранится честная глава вмч. Пантелеимона, переданная в 1347 г. сербским государем Стефаном Душаном в дар монастырю, а также частицы Животворящего древа Креста Господня и частицы мощей: Иоанна Предтечи, прмч. Стефана Нового (глава), прмц. Параскевы (глава), вмц. Марины (ребро), св. Иосифа Обручника, ап. Фомы, прп. Симеона Столпника и др. Пантократор Пантократор (греч. Παντορτορος) – монастырь, расположенный в северо-восточной части Афона, на скале у моря. Основанный в 1310 г. на месте одноименной келии двумя братьями, византийскими вельможами Алексием и Иоанном, монастырь строился при поддержке императоров Андроника Старшего, Иоанна V Палеолога (XIV в.) и последующих императоров. К 1313 г. он уже имел собор в честь Преображения Господня, братскую трапезную, несколько келлий и вскоре вошел в число главных святогорских обителей. После турецкого завоевания монастырь находился в упадке, хотя пользовался помощью знатных греков и дунайских господарей. В 1762 г. императрица Екатерина II разрешила пантократорским монахам сбор средств в России. Соборный храм (XVI в.) в честь Преображения Господня сложен из белого мрамора. В монастыре имеется еще восемь церквей, и семь – за его стенами. Среди святынь монастыря – части Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей ап. Андрея, свт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста , Афанасия, патриарха Константинопольского, и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В настоящее время на Афоне существует две системы администрации – гражданская и монастырская. Гражданское управление осуществляет губернатор (префект) Святой Горы, подчиняющийся Министерству иностранных дел Греции. В его ведении находится небольшой административный аппарат, полиция, отдел регистрации иностранных граждан и таможня. Губернатор поддерживает контакты с монастырскими органами управления и своею властью приводит в исполнение некоторые решения монастырской власти. Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Священное Собрание (Synaxis), состоящее из настоятелей всех 20 монастырей и собирающееся в Карее два раза в год для принятия разного рода канонических указов. Административную монастырскую власть осуществляет Священный Кинот (Протат), являющийся постоянным органом и состоящий из представителей (антипросопов) всех монастырей, избираемых на один год. Заседания Протата должны проходить не менее трех раз в неделю. Постоянным распорядительным органом Протата является Священная Эпистасия (Надзор), состоящая из представителей ежегодно сменяющих друг друга пяти четвериц, на которые поделены все 20 афонских монастырей; представитель древнейшего монастыря из четырех, образующих «пентаду», носит титул «прота» (первого) или «протэпистата» (первого надзирателя) и председательствует в Эпистасии. В случае разногласий между эпистатами дело переносится в Протат. Высшие административные органы управления Афона располагаются в Карее. С древности до наших дней Святая Гора остается местом безмолвия, тайнозрения, подвижничества, местом непрестанной молитвы за мир. Бесчисленны сомны святых отцов, прославивших Святую Гору своей ангелоподобной жизнью. Среди них преподобные Петр и Афанасий Афонские , Савва и Симеон Сербские, Максим и Нифонт Кавсокаливиты, Нил Мироточивый, свт. Григорий Палама , прп. Максим Грек , сщмч. Косма Этолийский , прп. Силуан Афонский и др. Благодаря великому смирению и мудрой простоте, большинство афонских аскетов остаются безызвестными. Память Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой горе Афонской просиявших, отмечается в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Андреевский скит

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Курская (Белгородская) Учреждена в 1666 году Белгородская и Обоянская Кафедра в Белгороде Феодосий митрополит, бывший митр. Сербский и Архангельский с 17.05.1667 † в ночь 19/20.08.1671 Мисаил митрополит, бывший еп. Коломенский и Каширский с 14.09.1671 † 23.02.1684 Авраамий (Юхов) митрополит, рукоположен с 13.07.1684 † 6.08.1702 Иустин (Базилевич) митрополит, рукоположен с 23.01.1704 † 17.08.1709 Иларион (Властелинский) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 11.03.1711 †4.04.1720 Епифаний (Тихорский) епископ, рукоположен с 9.07.1722 † 2.07.1731 Досифей (Богданович- Любимский) епископ, рукоположен c 06 .08 .1731 архиепископ с 28.11.1731 до сентября 1733 отстранен; † 23.03.1736 Арсений (Берло) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской епархии с 30.09.1735 по 1736 заболел и кафедрой управлял заочно † 6.06.1744 Петр (Смелич) архиепископ, рукоположен с 20.06.1736 по 11.09.1742 на покое; † 27.11.1744 Антоний (Черновский) митрополит, бывший митр. Черниговский и Новгород-Северский с 6.09.1742 † 1.01.1748 Иоасаф (Горленко) епископ, свт., рукоположен со 2.06.1748 † 10.12.1754 Лука (Коношевич) епископ, бывший еп. Казанский и Свияжский с 9.10.1755 † 1.01.1758 Иоасаф (Миткевич) епископ, рукоположен с 26.04.1758 † 30.06.1763 Порфирий (Крайский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 29.10.1763 † 7.07.1768 Самуил (Миславский) епископ, рукоположен с 28.12.1768 по 24.09.1771 en. Сарский и Подонский (Крутицкий) Аггей (Колосовский) епископ, рукоположен с 9.02.1774 по 28.11.1786 на покое; † 24.10.1792 Белгородская и Курская Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Севский и Брянский, викарий Московской епархии с 9.02.1787 по 16.10.1799 переименован еп. Курский и Белгородский Курская и Белгородская С 16 октября 1799 года Феоктист (Мочульский) епископ, бывший еп. Белгородский и Курский, с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 † 30.04.1818 Евгений (Казанцев) епископ, рукоположен с 14.07.1818 по 19.02.1822 еп. Псковский, Лифляндский и Курляндский Владимир (Ужинский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010