В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины. После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Саввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св. Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт. Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере. Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю — в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св. Георгия в Аконе и св. Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево. Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому свт. Арсений Сремец перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя свв. Апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жиче. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Сербских архиепископов не была окончательно перенесена в Печ.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится близ г. Ораховица (Хорватия). Изначальное название мон-ря, Ремета, вероятно, восходит к древнему поселению католич. отшельников (лат. eremitae). Впервые Ремета упоминается в тур. описи Пожегского санджака 1579 г., тогда в ней находилась кафедра Пожегской митрополии Печской Патриархии. В обители действовал скрипторий, в к-ром были созданы Апостол (1583), Типик (1590), здесь иером. Матфей переписал Триодь (1584), Цветную Триодь (1585), Сборник евангельских поучений (1593), а в рукописи «Паренесиса» Ефрема Сирина (1594) оставил запись об окончании росписи храма (исходя из этого сообщения, исследователи считают, что каменный храм заменил деревянный ок. 1592). Впосл. в О. старец Спиридон переписал Псалтирь с последованием (1630), а мон. Димитрий в 1635 г. переписал и проиллюстрировал Служебник (1635), Василий (в монашестве Стефан) переписал Четвероевангелие (1672). Из О. происходит Псалтирь с последованием (ок. 1649), в записи к-рой упоминается игум. Савва. Известны также имена книжников XVII в.- Дионисия и Феофана. С кон. XVI в. в О. действовала ювелирная мастерская: Радош выполнил серебряный оклад для иконы свт. Николая (1600), Аврамий Хлапович - дарохранительницу, пятихлебницу, трикирий, подсвечник и кадильницу (1617), Стефан Иванович Сараевац - позолоченный серебряный оклад распятия и панагиар (1632). В 1650 г. храм был реконструирован в моравском архитектурном стиле. Во время австрийско-тур. войны (1683-1699) при уходе из Славонии (в период между 1687 и 1691) турки сожгли О., убили или увели в плен монахов. Через неск. лет в нее вернулись монахи Исаия и Орест, позже к ним присоединились 6 иеромонахов из сожженных мон-рей Липле и Ступле. В 1690 г. настоятель О. игум. Иов (Раич), брат униат. Сремского еп. Лонгина (Раича), принял унию. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) в 1693 г. посетил О. и поставил ее игуменом Серафиона. Тогда же обитель была отремонтирована, и в 1697 г. в храме установлен иконостас с образами работы Савы Крабулевича. В 1715/16 г. к храму пристроена внешняя припрата с часовней св. Стефана, а в 1757-1758 гг. заменена крыша. В 1758 г. О. посетил митр. Карловацкий Павел (Ненадович) для урегулирования нестроений в епархии, возникших после смерти еп. Пакрацкого Софрония (Йовановича; 1757), когда настоятель О. архим. Прокопий (Попович) на основании фальшивых рекомендаций в Цетине был хиротонисан во епископа. Митр. Павел заключил лжеепископа в О. в затвор, где тот прожил до смерти в 1767 г. В 1764 г. по заказу архим. Прокопия (Поповича) в Вене была выполнена гравюра с видом обители, где изображалась братия, встречающая у врат архиерея.

http://pravenc.ru/text/2581473.html

Святые мученики Карейские пострадали в 1280 году от латинян, разорявших Святую Гору. Прот был повешен, а иноки, жившие вокруг Карей в келлиях, усечены мечом. 26 преподобномучеников Зографских с игуменом своим Фомой были сожжены латинянами в пирге (башне). Ватопедские мученики. Одни из них были убиты, а иные повешены за веру Православную. Иверские мученики также пострадали от латинян. Одних потопили вместе с кораблем в море, а других продали иудеям в Италию. Еретики требовали изменить Символ веры , брить бороды, но Матерь Божия наказала отступников веры тем, что разрушились стены Ксиропотама и прекратилось чудесное исцеление больных. Святитель Евстафий, архиепископ Сербский, еще в юности принял иноческий постриг и проводил строгую и безмолвную жизнь в Хилендарской обители. Свт. Евстафий был игуменом этой обители, а позднее семь лет управлял Сербской Церковью , совершая знамения и чудеса. Преподобный Дамиан Есфигменский был суровым и ревностным подвижником и строго хранил заповеди. 23 февраля/8 марта 1280 года он отошел в вечные обители. И Бог за благочестивую жизнь прославил его, и от гроба прп. Дамиана далеко исходило благоухание. Блаженный Симеон Мироточивый подвизался на Афоне, где слезами покаяния обновил внутреннего своего человека и стяжал любовь и рассуждение. Он поселился в скале и терпел брань от сатаны. За подвиги и смирение получил дар прозорливости и основал по повелению Владычицы Богородицы обитель. Прп. Симеон обратил в христианство разбойников-сарацин. Перед кончиной он завещал своим ученикам хранить миролюбие, страннолюбив, молчание. Почил 28 декабря/10 января 1287 года. Бог прославил его после смерти многими чудесами. Преподобный Григорий Византийский просиял на Афоне равноангельским своим житием в лавре прп. Афанасия. Он был наставником в трезвенном любомудрии свт. Григория Паламы и удостоился принимать пищу из рук ангельских. Преподобный Григорий Синаит изучил Священное Писание и, став иноком, сначала жил на Кипре, потом на Синайской горе, любил молитву, питался только хлебом и водой. Был в Иерусалиме. На острове Крит старец Арсений научил его умносердечной непрестанной созерцательной молитве Иисусовой. И он долго со слезами молился и познал высшие и благодатные состояния. Когда душа озаряется светом, благодатью, любовью и отрешается от всего земного, то переживает воскресение и становится световидной и прозорливой. И прп. Григорий стал учить своих учеников умному трезвению, смирению и благодатной молитве, чтобы души их стали сокровищем всех добродетелей. Со своими учениками преподобный воздвиг на горе близ Андрианополя большой монастырь. Прп. Григорий для многих стал чудным наставником умного делания, безмолвия, созерцания и восхождения на высоту благодатного озарения светом богопознания. Блаженная кончина его последовала 8/21 августа 1310 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

Иконы и иконостас Наибольшую художественную ценность в Старой церкви имеет деревянный резной иконостас XVII века с иконами. Иконы были выполнены несколькими живописцами. Есть иконы художника Радула или Авессалома Вуйчича 1674 года, Максима Туйковича 1734 года и неизвестного художника эпохи барокко XVIII века. Верхний ряд икон иконостаса («Тайная вечеря», «Снятие cj креста», «Омовение ног» и «Зачатие») был подарен Йованом Милетичем из Триеста во второй половине XVIII века. Во внутренней и внешней части нефа над колоннами и над сводами находятся иконы отечественных и зарубежных мастеров XVI-XVIII вв. На стенах храма находятся иконы большой художественной ценности. Помимо икон большую ценность представляют паникадила, дарохранительницы и иконные оклады из различных материалов. Храмовый комплекс Церковь стоит посреди обширного двора. От улицы её отделяет высокая каменная ограда. Во дворе церкви есть другие здания: дом причта и хозяйственные помещения. С восточной стороны двора – церковная лавка и музей. В музее хранится уникальная коллекция икон. Этот музей не менее интересен, чем сама церковь. Музей При церкви действует музей, открытый 1890 году. В нём хранится около 700 экспонатов, в том числе старинные иконы, книги, богослужебные предметы и облачения, султанские фирманы. Святыни [ править править код ] Величайшая реликвия старой сараевской церкви – десница св. Феклы. В 1233 году свт. Савва Сербский привез эту святыню из Антиохии в Сербию, а в 1733 году сербский патриарх Арсений IV Йованович подарил ее сараевской церкви. В 1873 году митрополит Сава Косанович привез десницы св. Феклы в Россию, где для нее была сделана бисерная перчатка. В женской церкви установлен ковчег с нетленными мощами младенца. Эти мощи считаются чудотворными, и женщины, которые молятся о зачатии или об излечении больного ребёнка, проползают под ковчегом на коленях. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Mula Mustafe Bašeskije 59, Sarajevo 71000, Босния и Герцеговина

http://azbyka.ru/palomnik/Старая_церковь...

По приглашению Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы 28 июля на отдых в Россию прибыли дети-сироты из охваченной войной Сирии. Почти 100 воспитанников православных приютов при монастырях Антиохийской Православной Церкви в Седнайе, Маалюле, Дамаске, Долине христиан, учеников школ-интернатов для детей погибших военнослужащих и сопровождающих их педагогов проведут две недели в детском оздоровительном лагере в Подмосковье. По словам председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунина, Фонд и Центр национальной славы уже имеют опыт организации летнего отдыха детей из горячих точек: десять лет назад в России отдыхали 540 сербских детей из Косово и Метохии. Инициатива Фонда Андрея Первозванного организовать отдых сирийских детей в России обсуждалась с президентом Сирии Башаром Асадом в январе 2014 года ходе визита в Дамаск российской парламентской делегации во главе с депутатом С.А. Гавриловым. Делегацию сопровождал представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии игумен Арсений (Соколов) , активно содействовавший организации поездки сирийских детей в России. Сирийские дети будут отдыхать в Подмосковье до 11 августа. Для них будет организована разнообразная спортивная и культурная программа. В лагере они смогут познакомиться и подружиться со своими российскими сверстниками, принять участие в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах, познакомиться с русскими национальными ремеслами и даже снять свой фильм. Дети увидят достопримечательности столицы, посетят храмы Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/3699267.ht...

Вознесения келья . Вознесенская келлия с церковью во имя Вознесения Господня, основанная греческими монахами в XVII в., принадлежала монастырю Филофей. В 1855 г. келлия была куплена русским старцем Паисием, ставшим ее настоятелем. Вознесенская церковь была перестроена в 1877 г. Число насельников к началу XX в. достигало 28 человек. Дохиар Дохиар (греч. Δοχειαριου) – греческий монастырь, расположенный в юго-западной части Святой Горы у моря, который основал в X в. монах Евфимий, заведовавший продовольственной частью (дохиар) Лавры св. Афанасия. Первоначально монастырь располагался близ пристани Дафны, откуда в начале XI в. уцелевшие после разорения обители арабами монахи во главе с Евфимием перешли на нынешнее место. В конце XI в. был построен Архангельский собор. С XIV в. монастырь начал приходить в упадок из-за пиратских набегов и только к XVI в. вновь возродился с помощью императора Иоанна V Палеолога и сербского короля Стефана IV; тогда же был возведен собор во имя архангелов Михаила и Гавриила. К XVIII в. Дохиар принял окончательный вид с 13 церквями. Во время греческого восстания 1821 г. монастырь лишился большей части своих святынь и потерял многих монахов. К монастырским святыням относятся частицы мощей сщмч. Харалампия, мчч. Мины, Кирика, Меркурия и др. К началу XXI в. в Дохиаре подвизалось 40 монахов. Есфигмен Есфигмен, Эсфигмен (греч. σφιγμνου) – греческий монастырь в честь Вознесения Господня, расположенный в северо-восточной части Афона в небольшой долине между двумя возвышенностями на берегу моря. Основание монастыря приписывается императору Феодосию II (408–450), хотя первое документальное упоминание о монастыре датируется 998 г. По преданию, в XI в. в пещере близ монастыря подвизался прп. Антоний Печерский, в честь него освящен храм в монастыре. В начале XIV в. игуменом Есфигмена некоторое время был свт. Григорий Палама . Монастырь неоднократно подвергался пожарам, опустошению от латинян, сарацин, пиратов, но снова возрождался с помощью византийских императоров, сербских правителей, русских царей, греческих митрополитов. В 1797 г. в нем был введен общежительный устав. В начале XIX в. монастырь переживал расцвет, было построено много храмов и других зданий. После греческого восстания 1821 г. Есфигмен сильно пострадал от турок. В дальнейшем по Высочайшему разрешению в Россию приезжали есфигменские монахи для сбора пожертвований на восстановление монастыря. В монастыре находится собор в честь Вознесения Господня, построенный в 1806–1810 гг. и 13 церквей, в которых хранятся такие святыни, как: частица Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей ап. Иакова Алфеева. свт. Парфения Лампсакийского, св. Марии Магдалины и др. К началу XXI в. в Есфигмене подвизалось 65 монахов. Зограф

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

XVI в. Это однонефный храм с полуциркульной алтарной апсидой и 2 слабо выступающими прямоугольными певницами. Наос перекрыт небольшим глухим куполом. В 1846-1853 гг. с запада были пристроены внешний притвор и барочная колокольня. В 1609 г. Георгий Митрофанович расписал алтарь. В росписи наоса и нартекса (1636-1637) встречаются редкие для того времени иконографические сюжеты: изображение кн. св. Лазаря и композиция «Св. Николай подводит Стефана Дечанского ко Христу» (вероятно, последняя сцена была воспроизведена теми же мастерами и на фресках нач. XVII в. в церквах близлежащих мон-рей Благовештене и Николе). В центральной части храма расположены фрески с композициями «Житие свт. Николая Чудотворца», «Акафист Пресвятой Богородице», на своде - пророки. В нижней зоне припраты - изображения св. отцов и учителей Церкви, в верхней - в медальонах помещены изображения св. жен. В юж. певнице и нижней зоне диаконника изображены св. Савва и свт. Арсений Сербские. В 1-й пол. XIX в. мастера Янко Михайлович Молер, Дмитрий Молер Прусницкий и Ристо Молер написали для храма иконы, а резчик по камню Радосав Чикириз из с. Рти создал новый портал храма и ок. 10 надгробных памятников, к-рые сохранились на церковном кладбище. Лит.: И. Предлог за pecmaypaцujy крова на ман-ру Jeжebuцu код Републичког завода за заштиту споменика културе Републике Cpбuje. Београд, 1961. 4. С. 195-200; Р. Непознати запис из Jeжebuцe: Око проблема настанка цркве у Jeжebuцu и ман-ра Cmjehuk//Там же. 1974. 10. С. 107-114; М. Црква св. Николе у Jeжebuцu//Рашка баштина. 1980. 2. С. 363-364; Шупут М. Споменици српског црквеног XVI.-XVII. в. Београд, 1991. С. 97-100; Синдик У. Н. Jeжebuчko Градачка у ucmopuju српског народа. Чачак, 1993. C. 189-200; Pajuч Д. Црква св. Николе у Jeжebuцu. Чачак, 1994; она же. Црква св. Николе у Jeжebuцu и ман-р Cmjehuk: Прилог за бuблuorpaфujy//Зб. радова Народног мyзeja. Чачак, 1994. 24. С. 189-205; С. Фреске олтарског простора у цркви Jeжebuцu из 1609. г.: Дело Г. Београд, 2002; К. Црква Jeжebaчka//Даница. Београд, 2002. Год. 9. С. 370-375. М. А. Герасимова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Свт. Саввой Сербским основана, по преданию, и Благовещенская келлия близ Карей, настоятелем которой на исходе XIX в. стал русский схимонах Парфений (Гвоздев), ученик греческого старца Георгия (Хаджи), по кончине которого в 1896 г. о. Парфений стал его преемником во главе большой смешанной общины греков и русских. Устав этой общины был самым строгим на Афоне. Деятельность Благовещенской келлии носила миссионерский характер, она прославилась книгоиздательством, иконописанием и благотворительностью. Написанные в обители иконы с вставленными в них частицами мощей отправлялись, в часности в далекую Японию, в русскую Духовную Миссию святителю Николаю (Касаткину) , за что «апостол Японии» письменно благодарил афонскую обитель. Один из учеников настоятеля келлии о. Иоанн (Красильников), по национальности татарин, вернулся в Россию и стал миссионером в Казанской епархии, основав там православный скит для татар; Благовещенская же келлия в помощь своему миссионеру напечатала на татарском языке 20 тыс. экземпляров катехизаторских брошюр. В числе жертвователей обители был и св. прав. Иоанн Кронштадтский , поддерживавший православные миссионерские начинания. Одной из древнейших келлий Афона, некогда процветавшей, но затем пришедшей в запустение и перешедшей в XIX в. к русским инокам, является келлия свт. Иоанна Златоуста Иверского монастыря, находящаяся в часе ходьбы от своего кириархального монастыря и недалеко от хиландарской келлии «Белозерка». Первым русским настоятелем келлии был знаменитый русский духовник иеросхимонах Арсений (1775–1846), наставник духовника русского Пантелеймонова монастыря схиархимандрита Иеронима (Соломенцова) . Четвертым настоятелем келлии в 1887 г. стал схимонах Константин (Семерников) (1842–1913), бывший военный, из казаков, прославившийся своей деятельностью в помощь русской армии в годы русско-японской войны: о. Константин организовал санитарный отряд из 53 монахов, за что был удостоен личной аудиенции императора Николая II и награжден медалью на Георгиевской ленте, золотым наперсным крестом, а также благословенной грамотой от Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010