Было принято решение - для изучения греч. богослужебной практики отправить на правосл. Восток в свите Патриарха Паисия сведущего в греч. языке надежного человека - старца Арсения (Суханова). 8 дек. 1650 г. Арсений (Суханов) вернулся в Москву и привез «Статейный список», содержавший прения Арсения с греками о различиях в богослужении. В 1651 г. Арсений вновь уехал на Восток и вернулся спустя 2 года с «Проскинитарием», в к-ром также говорилось о расхождениях в церковных чинопоследованиях и обычаях. В нач. 1654 г. Арсений снова был послан на Восток, на сей раз с «казной великой», для приобретения греч. богослужебных книг, наибольшее число к-рых он купил на Афоне. Всего же Арсением было приобретено более 500 книг, использовавшихся рус. справщиками в ходе церковной реформы. В 1650 г. в Москву прибыл митр. Назаретский Гавриил, а весной 1653 г.- находившийся на покое бывш. К-польский Патриарх свт. Афанасий III Пателларий . В 1655-1656 гг. в Москве находились Патриархи Антиохийский Макарий и Сербский Гавриил , к-рые участвовали в Соборах, рассматривавших справу богослужебных книг. Вост. Патриархи были призваны А. М. и Патриархом Никоном быть судьями в их противостоянии. В 1663 г. Патриархами К-польским Дионисием , Александрийским Паисием, Антиохийским Макарием и Иерусалимским Нектарием был подписан томос, поддержавший А. М. в его конфликте с Никоном. Томос утверждал главенство царя как единоличного властителя, осуждал усвоение к.-л. духовным лицом звания «государя» и т. д. В 1666-1667 гг. в Большом Московском Соборе приняли участие Патриархи Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, к-рые после соборного осуждения и низложения Никона отправили о том грамоты Патриархам Иерусалимскому Нектарию и К-польскому Парфению . При А. М. выросло число рус. городов, развивалось мануфактурное производство, большого размаха достигла внутренняя и внешняя торговля, проходила активная колонизация Вост. Сибири и Дальн. Востока. Промышленники и искатели добычи доходили до берегов Ледовитого и Тихого океанов и до границ Китая.

http://pravenc.ru/text/82384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

Службами автора. Историческая составляющая полностью заимствована из Жития свт. Стефана Пермского, написанного Епифанием Премудрым. Служба сохранилась в значительном числе списков. При этом около трети списков отражают первоначальный пахомиевский текст, остальные - его редакцию, в к-рой заменена стихира по 50-м псалме и переставлены или заменены тропари в 7-9-й песнях канонов, в результате чего утратился акростих, причем старшие списки обеих редакций относятся к кон. XV - нач. XVI в. (один из наиболее ранних списков без акростиха РГБ. Ф. 304/I. 617) (перечень списков без разделения на редакции см.: Яблонский. 1908. Примеч. 2. С. 191-192). В печатные Минеи вошла редакция без акростиха. В нек-рых списках Службы, включая самые ранние, по 6-й песни канона или после Службы помещена Первая Проложная редакция Жития свт. Стефана Пермского, написанная П. Л. Служба свт. Стефану Пермскому использовалась впосл. при составлении Псковской редакции Службы кнг. Ольге, Службы св. кн. Довмонту (Тимофею) ( Духанина А. В. Источники Псковской редакции Службы кнг. Ольге: К проблеме атрибуции текста//ТОДРЛ. 2019. Т. 66. С. 135-170), одной из версий бденной Службы свт. Арсению Сербскому ( Рамазанова Н. В. Сербские святители Савва и Арсений в рус. певч. рукописях//Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей. 2015. С. 39). Служба блгв. кн. Петру и блгв. кнг. Февронии Муромским Служба блгв. кн. Петру и блгв. кнг. Февронии Муромским в ряде списков имеет в надписании первых стихир и 1-го канона имя П. Л. («Стихиры святым, творение господина Пахомиа мниха» (РНБ. Погод. 642. Л. 60 об., кон. XVIII в.); «канон святым Пахомиа» (ГИМ. Увар. 328-4°. Л. 118, кон. XV - нач. XVI в.); цит. по: Яблонский. 1908. С. 195). Г. С. Дебольский и Яблонский вслед за П. М. Строевым предполагали, что Служба была написана П. Л., поскольку помимо указаний на авторство в нек-рых списках первые стихиры и 1-й канон стилистически близки к гимнографическим сочинениям П. Л., в 1-м каноне отмечены указания на составление его во время монголо-татар.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 124). Ключевский, с которым впоследствии согласился митр. Макарий (Булгаков), предложил др. реконструкцию списка святых, канонизированных Собором 1549 г. В составе «Особой редакции» Жития свт. Ионы Московского находится общий список подвижников благочестия, которым было установлено литургическое празднование при митр. Макарии. Исключив из этого списка имена, перечисленные в Волоколамской редакции грамоты Собора 1547 г., Ключевский получил следующий «канонизационный список» Собора 1549 г.: святители Евфимий и Иона Новгородские, прп. Стефан Пермский, свт. Иаков Ростовский, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, прп. Савва Сторожевский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Савва Вишерский, прп. Евфросин Псковский, прп. Ефрем Перекомский, прп. Григорий Пельшемский, блж. Максим Московский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, а также два нерус. святых - мч. Иоанн Болгарский и свт. Арсений Сербский. Ключевский предлагал включить в этот перечень свт. Нифонта Новгородского, св. Петра Ордынского, а также преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских на основании косвенных свидетельств об учреждении им службы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 40, 273). Голубинский предполагал, что существовал царский или митрополичий указ об общецерковном прославлении 15 рус. святых, которые уже почитались к 1547 г.: кнг. Ольги, кн. Владимира, мучеников Михаила и Феодора Черниговских, князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских, прп. Антония Печерского, прп. Никиты Переяславского, прп. Варлаама Хутынского, прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Авраамия Ростовского (Там же. С. 90-91). Список святых, канонизированных Собором 1549 г., восстанавливается Голубинским с помощью того же метода вычитания, которым пользовался Ключевский ( Голубинский. 1903. С. 103). Ничего принципиально нового в исследование проблемы Соборов 1547 и 1549 гг. сочинение Голубинского не внесло.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

А. Mihcki кафедральны сабор. Mihck, 2006. Ил. 43); его образ присутствует на аналойной иконе кон. XX - нач. XXI в. письма витебского мастера Е. Триханкиной; на иконе нач. XXI в. из гродненского кафедрального собора Покрова Пресв. Богородицы К.- крайний справа во 2-м ряду. В 1985 г. в храме блгв. вел. кн. Александра Невского на военном кладбище в Минске на своде после реставрации были написаны образы белорус. святых К., прп. Евфросинии Полоцкой и прмч. Афанасия Брестского. Существует большое количество совр. единоличных икон К., поясных и ростовых. Образ святого неоднократно воспроизводился в совр. живописи, графике (напр., на белорус. почтовых марках) и скульптуре (бронзовая статуэтка 1999 г. скульптора А. В. Ботвинёнка). К. установлены памятники в Турове (1993, скульптор М. М. Иньков, архит. Н. И. Лукьянчик), в Минске, на территории Белорусского гос. ун-та (2001, скульптор И. Голубев), и в Гомеле (2004, скульпторы Л. Н. и С. Л. Гумилевские, архит. Н. Жлоба). Традиц. поясное изображение святого помещено на лицевой стороне ордена К., учрежденного Белорусским Экзархатом. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 146-147; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Рус. икона XV-XX вв.: Из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 280. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Император Алексей III даровал Хиландару право именоваться царским и в управлении не зависеть от прота и других монастырей. После турецкого завоевания расцвет монастыря продолжался благодаря помощи русских царей и правителей дунайских княжеств. Начиная с XVII в., особенно после присоединения в 1675 г. Ипекской архиепископии к Константинопольскому патриархату, Хиландар переживал упадок, число сербских монахов резко уменьшилось. В XVIII в. в нем подвизались в основном болгары. В конце XIX в., благодаря сербскому королю Александру I, в монастыре вновь стали преобладать сербы. Монастырь имеет собор начала XIV в., посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы, и более десятка церквей, в которых хранится множество святынь: частица Животворящего древа Креста Господня, части тернового венца, крови, трости и пелен Спасителя, смирны из даров волхвов, частицы мощей свт. Евтихия, патриарха Константинопольского, свт. Григория Богослова , прп. Симеона Столпника и др. В ведение Хиландара входит около 20 келлий. К началу XXI в. в монастыре подвизалось 30 сербских иноков. Бессарабская губерния Киприановский монастырь Киприановский Успенский общежительный мужской монастырь, расположенный в 30 км от Кишинева, был основан, по преданию, в 1545 г. молдавским господарем Петром Рарешом, а окончательно устроен его преемниками Стефаном VIII и Александром III Лопушняном. В дальнейшем по причине нерадения братии монастырь пришел в запустение. В 1699 г. господарь Антиох Кантемир II отдал монастырь во владение афонскому монастырю Зографу. В ходе русско-турецкой войны 1806–1812 гг. Бессарабия вошла в состав России, и с образованием в 1813г. Кишиневской и Хотинской епархии монастырь был приписан к Кишиневскому архиерейскому дому, с ежегодной выплатой Зографскому монастырю 1500 левов; в 1857 г. возвращен в зависимость Зограф. Киприановский монастырь имел большие имения, обеспечивавшие нормальную жизнь и материальную независимость Зографу, а также основанный в 1783 г. Кондрицкий Николаевский заштатный общежительный мужской скит, расположенный неподалеку от Кишинева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Иона (Собина) епископ рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин), епископ рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру; архиепископ Полоцкий и Великолуцкий с 06.04.1563 Афанасий (Палецкий), епископ рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 Елевферий, епископ рукоположен архиепископ Полоцкий и Великолуцкий Пафнутий, епископ рукоположен с 1566 (1567) 26.11.1570 (1569) Варлаам, епископ рукоположен 21.07.1586 Григорий, епископ упоминается около 1616 Иов, епископ рукоположен архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое; 24.06.1594 Галактион, архиепископ с 1593 по 1608 удалён с кафедры тушинцами; 13.07.1610 (1609, 1613) Кафедра пустовала около четырёх лет. Герасим, архиепископ рукоположен в 1612 (Великим постом) 20.02.1617 Арсений (Апостол), архиепископ свт., бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 1615 по начало 1626 на покое; 29.04.1630 Иосиф (Курцевич), архиепископ бывший епископ Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучён и сослан в Сийский монастырь; 15.06.1642 Софроний, архиепископ, свт. рукоположен с 05.10.1634 Серапион, епископ рукоположен с 29.01.1654 13.09.1654 Иосиф, архиепископ рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; в начале 1657 Филарет, архиепископ рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан, архиепископ рукоположен с 09.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661–1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Имена Сведения Стефан, архиепископ повторно с 1666 по 02.07.1679 лишён сана и сослан в Новгородский Лисицкий монастырь; 1679 Маркелл, архиепископ рукоположен с 21.03.1680 по 06.09.1681 митрополит Псковский и Изборский Павел (Моравский), архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский с 06.09.1681 по ноябрь 1681 митрополит Рязанский и Муромский Иларион, архиепископ, свт. рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; 14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович), митрополит бывший митрополит Сербский 18.03.1712

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кафедра пустовала около четырех лет. Герасим архиепископ, рукоположен в 1612 (Великим постом) † 20.02.1617 Арсений (Апостол) архиепископ, свт., бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 1615 по нач. 1626 на покое; † 29.04.1630 Иосиф (Курцевич) архиепископ, бывший еп. Владимиро-Волынский и Брестский с августа 1626 по 21.03.1634 отлучен и сослан в Сийский монастырь: † 15.06.1642 Серапион епископ, рукоположен с 5.10.1634 Софроний архиепископ, свт., рукоположен с 29.01.1654 † 13.09.1654 Иосиф архиепископ, рукоположен с 1655 по апрель 1656 на покое; † в начале 1657 Филарет архиепископ, рукоположен с 10.08.1656 по 1658 архиепископ Смоленский и Дорогобужский Стефан архиепископ, рукоположен с 9.05.1658 по 1661 по доносу вызван в Москву в 1661 –1666 состоял при Архангельском соборе в Москве Суздальская и Юрьевская С 1672 года Стефан архиепископ, повторно с 1666 по 2.07.1679 лишен сана и сослан в Новгородский Лисицкий мон.; † 1679 Маркелл архиепископ, рукоположен с 21.03.1680 по 6.09.1681 митр. Псковский и Изборский Павел (Моравский) архиепископ, бывший архиеп. Коломенский и Каширский с 6.09.1681 по ноябрь 1681 митр. Рязанский и Муромский Иларион архиепископ, свт., рукоположен с 11.12.1681 митрополит с 25.03.1682 по 28.02.1705 на покое; †14.12.1708 (1707) Ефрем (Янкович) митрополит, бывший митр. Сербский † 18.03.1712 Игнатий (Смола) епископ, рукоположен с 7.09.1712 по 25.01.1719 митр. Сарский и Подонский Варлаам (Леницкий) епископ, рукоположен с 31.05.1719 по 19.04.1724 еп. Коломенский и Каширский Иоаким епископ, бывший еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии с 11.10.1725 по 13.04.1731 еп. Ростовский и Ярославский Гавриил (Русской) епископ, рукоположен с 24.11.1731 по 17.09.1735 архиеп. Казанский и Свияжский Афанасий (Кондоиди) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 17.09.1735 † 10.10.1737 Симон (Тихомиров) епископ, рукоположен с 21.11.1739 † 15.12.1747 Порфирий (Крайский) епископ, рукоположен с 30.05.1748 по 9.10.1755 еп. Коломенский и Каширский Сильвестр (Гловатский) митрополит, бывший митр. Сибирский и Тобольский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анфима, прп. Герасима Нового, свт. Николая Чудотворца, св. Нектария Эгинского (в башне). В окрестностях мон-ря на его земле находятся храмы св. Трифона (в саду), свт. Спиридона («в старом винограднике»), св. Димитрия, Преображения Господня, ап. Андрея, свт. Николая («у однодревного имения»), Всех святых на монастырском кладбище. Реликвии На протяжении веков П. м. был важным центром книгописания и переводческой деятельности. Первые сведения о работе в П. м. серб. переводчиков Иакова и Венедикта относятся к 1425-1426 гг. (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 140-141). П. м. обладал обширной б-кой, включавшей богатое рукописное собрание, значительную часть к-рого составляли слав. рукописи. Однако б-ка серьезно пострадала от пожара 1902 г. В 1859 г. каталог слав. рукописей б-ки составил архим. Антонин (Капустин), но это описание, по признанию самого архим. Антонина, было утрачено ( Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430). О составе б-ки в сер. XIX в. можно судить по воспоминаниям В. И. Григоровича о его работе в б-ке обители осенью 1844 г., по заметкам архим. Антонина ( Антонин (Капустин). 2013. С. 211-221) и еп. Порфирия (Успенского), а также по 1-му описанию, созданному архим. Леонидом (Кавелиным) после посещения П. м. в 1859 г. (опубл. на русском языке в 1875, на сербском - в 1877). Согласно его каталогу, в П. м. на тот момент хранилось 180 рукописных (из них 12 пергаменных) и 45 печатных слав. книг ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 35-52) (архим. Антонин называл сходные числа: ок. 200 книг, из них ок. 10 пергаменных). Мн. рукописные памятники были вывезены из П. м. коллекционерами в XVII-XIX вв. В 1654 г. богатое книжное собрание приобрел в П. м. Арсений (Суханов). В него вошли в т. ч. сербский список «Шестоднева» Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. N 345) и болг. «Иоанна-Александра сборник» 1348 г. В 1837 г. в П. м. англ. путешественник и коллекционер лорд Р. Керзон приобрел знаменитое лицевое Евангелие, созданное по заказу болг. царя Иоанна Александра в 1355-1356 гг., и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1354-1355 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 39627 и 39626) ( Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван-Александър. София, 1980). В 1845 г. П. м. посетил еп. Порфирий (Успенский). Благодаря его поездке Россия получила в т. ч. 12 листов иллюминированного Радославова Евангелия 1428-1429 гг. (РГБ. F. 1. 591). В 1870-1872 гг. архим. Леонид (Кавелин) вел переговоры о приобретении всего слав. собрания П. м. В них участвовал также директор Румянцевского музея В. А. Дашков. Однако переговоры не увенчались успехом ( Кащеев. 2017). На сегодняшний день работа по отождествлению фрагментов собрания славянских рукописей П. м. не завершена. Некоторые из них обнаружены в б-ках Москвы, С.-Петербурга (БАН), Парижа, Лондона ( Турилов. 2011. С. 339, 361, 371, 378).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Сохранившаяся часть мощей преподобной Ангелины почивает сейчас в монастыре Крушедол, куда можно приехать и поклониться этой великой святой. 12 августа, когда Сербская Православная Церковь празднует память святой, в Крушедоле бывает значительное торжество, на которое стекается верующий православный народ. Память святой Ангелины совершается также 10/23 декабря вместе с другими святыми Бранковичами. Рейтинг: 9.9 Голосов: 746 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Деспот Георгий Бранкович, правитель Сербии, сын Вука Бранковича и внук царя Лазаря. Представитель династии Бранковичей и последний правитель независимой Сербской деспотовины (1427–1456).   Полувассальное сербское государство, занимавшее в XVI в. в основном Сремскую область.   В настоящее время село Купиново. Известно по храму св. апостола Луки, который является памятником культуры Сербии особого значения. Храм воздвигнут в 1450–1455 гг. деспотом Георгием Бранковичем, упоминается как место захоронения Стефана и Иоанна Бранковичей. В 1521 г. турки подвергли Купиново разорению, и церковь сильно пострадала и пришла в запустение. Храм был восстановлен в нач. XVIII в. В 1952 г. здание церкви частично реконструировано.   Срем   – историко-географическая область между реками Дунай и Сава. В настоящее время большая часть находится в Сербии (Сремский округ), а часть в Хорватии. Получила название от древнего города Сирмий (сейчас здесь расположен город Сремская Митровица). В XV в. управлялась сербскими правителями-деспотами из рода Бранковичей.   Монастырь посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Был основан в 1496 г., в 1564 г. закончилась роспись храма. Ктитором монастыря был архиепископ Максим (Бранкович), которому помогала его мать святая Ангелина, а также русские князья и валашские воеводы. Долгое время был центром восстановленной сербской Сремской епархии. В нем подвизалось многочисленное братство. В конце XVII–XVIII вв. был резиденцией Сербских патриархов, а затем митрополитов Крушедолской митрополии, ставшей церковным центром для сербов, поселившихся на южных границах Габсбургской монархии. В 1716 г. был сожжен и разорен турками. Монастырь дважды посещал патриарх Иерусалимский Паисий.   Монастырь стал усыпальницей сербской династии Бранковичей. Здесь были похоронены все святые Бранковичи: Стефан Слепой, его супруга прп. Ангелина и их сыновья свт. Максим и св. деспот Иоанн. Их мощи были сожжены турками и до нашего времени сохранились фрагментарно. В обители также похоронены и другие известные личности сербской истории: княгиня Любица Обренович, Сербские патриархи Арсений III (Чарноевич) и Арсений IV (Йованович-Шакабенда), митрополит Исаия (Джакович) и др. В настоящее время действующий мужской монастырь.

http://pravoslavie.ru/126609.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010