До настоящего времени полный титул Сербского Патриарха – Архиепископ Печский, митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский (Архиепископ Печский потому, что Сербское Патриаршество было основано в старинном городе Печ в южной Сербии в 1340-х годах). В 1921 году Сремские Карловцы становятся центром Русской Православной Церкви за границей после переезда туда из Константинополя, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, в марте 1921 года Высшего временного церковного управления за границей во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Несколько ранее в Сремские Карловцы прибыл также митрополит Евлогий (Георгиевский), который был тогда другом митрополита Антония и состоял в ВВЦУ. Позже, как известно, митрополит Евлогий переехал в Париж. В 1921–1922 годах русская колония в Сремских Карловцах значительно увеличилась с приездом туда большей части штаба Добровольческой армии генерала П.Н. Врангеля. Летом 1922 года прибыл в Сремские Карловцы и сам генерал Врангель. Помимо военных чинов и духовенства, значительную группу русских в Сремских Карловцах того времени составляла интеллигенция. Многие из них были приглашены сербами как преподаватели семинарии и знаменитой карловацкой гимназии. Некоторых из них я помню лично, как например Николая Васильевича Соколова, Анну Степановну Логинову и Владимира Семеновича Курочкина. Следует подчеркнуть особо, что подавляющее большинство русских людей, очутившихся тогда за границей, не считали себя иммигрантами с целью устройства на постоянную жизнь в другой стране. Они мыслили себя временными беженцами, спасавшимися от неминуемой гибели от большевиков Советской России. Для них отъезд из России и их пребывание за границей были трагедией, в большинстве случаев связанной с большими трудностями, лишениями и бедностью (иногда граничившей с нищетой). Кроме того, это было и душевное страдание, так как они горячо любили Россию и чувствовали себя в той или иной степени виновными в потере родины и всего с этим связанного. Все они болезненно переживали страшные вести террора, голода, уничтожения духовенства, интеллигенции, храмов и духовных ценностей в советской России. Поэтому они заботливо и с любовью желали сохранить и воспитать своих детей в любви к России и всему русскому, и особенно к православной вере и русскому языку. На свои скудные средства, иногда с помощью сербов, они устраивали церкви, русские школы, кружки молодежи и т.п.

http://pravoslavie.ru/28256.html

Положение сербского народа в Черногории до сих пор не определено в надлежащем формате соответствующим образом. Если упомянутое Вами заявление помогло открытому обсуждению проблем сербов – ассимиляции, дискриминации на различной почве, грубого притеснения и фальсифицирования истории, попыток отнятия святынь, их культурного и религиозного наследия, то я более чем доволен. Потому что исторически Черногория – это классическая сербская страна, наша Спарта, как раньше говорили, и Сербская Православная Церковь там должна быть тем, чем она является и чем всегда там была, под какой бы то ни было властью: турецкой, венецианской, коммунистической – столпом Православия и сербства в смысле сохранения, пестования и развития православной культуры, а также надёжной защиты находящихся под угрозой прав как всего народа, так и отдельных людей. Это никак не означает угрозы государству, власти или их прерогативам. – Большое внимание общественности вызвал предложенный проект нового устава Сербской Православной Церкви. Станет ли Печский Патриархат составной частью её официального названия? – Большое внимание общественности к данной теме, с одной стороны, является хорошим знаком, свидетельствующим, что многие люди проявляют заботу о своей Церкви, её внутреннем устройстве, положении в обществе. С другой стороны, речь идёт, на самом деле, об узкоспециальной и междисциплинарной проблематике, с которой многие из высказывающихся не знакомы или знакомы очень слабо, Попадались тогда и комичные утверждения, чуть ли не о том, что Устав Церкви должен быть вынесен на референдум, и тому подобное. Церковь к рассмотрению этих вопросов приступает с максимально возможной тщательностью. Текст нового Устава в основе своей не является спорным. Члены Собора на предыдущем заседании его рассмотрели, обсудили и высказали определённые пожелания, а потом было решено эти и новые пожелания обсудить ещё один раз, так что принятие нового Устава ожидается на очередном заседании в 2019 году. В конце концов, Печский Патриархат – это историческое название Сербской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/116690.html

60). 1) Архиепископская кафедра. Архиепископы сербские имели свою кафедру не в одном месте с столицей государства, как это обыкновенно, а отдельно от сей последней. Мы уже говорили выше, что у них были два кафедральные монастыря – Жичский и Печский. Монастырь Жичский или Жича (Житьча, Жидьча), существующий до настоящего времени, находится в нынешнем княжестве сербском, на правом берегу р. Ибар, недалеко от ее впадения в сербскую Мораву, верстах в пяти на юг от городка Карановца. Св. Савва заложил его вместе с братом Стефаном Первовенчанным, когда был еще афонским монахом, а окончательно достроил после поставления в архиепископы (Дометиан по изд. Данич. стр. 204 и 228). Главный храм его был во имя Спасителя (в честь праздника Вознесения), почему и называется он в памятниках «домом Спасовым» (ibid. 204, 260, 281, Родосл. 229, 314, 371, p.Monumenma Serbica 11, Гласн. XXIV, 265 fin.). По завещанию его основателей, в нем имели короноваться все будущие сербские государи (Monumenma Serbica p. 13). Не в очень продолжительном времени после Св. Саввы он был опустошен и сожжен «нашествием безбожного языка куманского», т. е. вероятно половцев, которые и сами делали набеги на Сербию и были накупаемы венграми и болгарами, после чего был совершенно возобновлен только архиепископом Даниилом 2-м (Родосл. 371fin. sqq). Во времена господства турецкого он также подвергался неоднократным опустошениям, и наконец после разных превратностей начинает постепенно возобновляться с недавнего времени (о нынешнем состоянии монастыря в Гласн. XXI, 78 и у Каница b Serbien S. 165; о вотчинах, которые ему даны были Стефаном Nepbobehч., Monum. Serb. р. 11). Монастырь Печский, также существующий до настоящего времени, находится в Турецкой империи, в северной Албании, или так называемой Старой Сербии, в городе Печь или Ипек, который лежит на речке Быстрине, впадающей в верхний Белый Дрин. Древних прямых известий о построении монастыря нет; по свидетельству одной позднейшей сербской летописи, он построен самим Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Особую активность процесс прославления серб. национальных святых приобретает в нач. XIV в. Распространение сначала почитания отдельных святых, в частности прп. Симеона (Стефана Немани) и свт. Саввы I, а потом уже их объединенного почитания привело к созданию разнообразных локальных агиографических текстов (Жития св. Саввы, Жития св. Симеона и др.). Появились и местные культы, напр. прп. Петра Коришского (XIII в.). Лит. отражение политического, культурного и церковного развития Сербии нач. XIV в. считается самой сложной частью средневек. серб. лит-ры. В этот период создается т. н. «Данилов сборник» жизнеописаний серб. королей и архиепископов, к-рый получил название по имени своего основного автора, архиеп. Сербского свт. Даниила II († 1337). Основная часть сборника носит агиографический характер, нек-рые тексты довольно кратки и напоминают хроники; более длинные произведения представляют сложную комбинацию жанров ( Данило Други. Животи и архиепископа српских: Служби. Просвета. Српска задруга. Београд, 1988). Над сборником работали по меньшей мере 4 писателя: подавляющая часть жизнеописания создана между 1317 и прибл. 1340 г.; впосл. было сделано 2 добавления (последнее - в 1375). Автором большинства главных биографий сборника (Стефана Уроша I, Стефана Уроша II Милутина, Стефана Драгутина, Елены Анжуйской, свт. Арсения, свт. Евстатия I и, возможно, свт. Иоанникия) является архиеп. Даниил II, более известный как Данило Печский. После прп. Стефана Немани и свт. Саввы II большая часть произведений средневек. серб. лит-ры была посвящена кор. Милутину. Самое раннее произведение - «Aymoбuorpaфuja» (1317), вероятно, была написана свт. Даниилом II. Эта работа служила источником не только для жизнеописания кор. Милутина самого Даниила, но и для службы кор. Милутину, составленной Данилой, еп. Баньским (впосл. архиеп. Печский), и Пролога к Житию кор. Милутина. Общепризнанным является мнение, что свт. Даниил написал свои Жития, дабы поддержать начавшееся почитание новых национальных святых.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Дата рождения: 22 июля 1961 г. Дата хиротонии: 13 июня 1999 г. Дата пострига: 11 апреля 1986 г. Страна: Сербия Биография: Родился 22 июля 1961 г. в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, гимназию — в Новом Саде в 1980 г. Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 г. окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. Пострижен в монашество 11 апреля 1986 г. своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии — епископом Бачским. 23 июня 1986 г. в монастыре Святой Троицы в Мушутиште епископом Рашско-Призренским Павлом (в 1990-2009 гг. — Патриарх Сербский) рукоположен в сан иеродиакона. В 1987-90 гг. обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета. Там же в 2004 г. защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 г. рукоположен в сан иеромонаха в монастыре святых Архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этой обители. 14 мая 1999 г. решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. Хиротонисан 13 июня 1999 г. Богослужение возглавил Патриарх Сербский Павел. 26 мая 2014 г. Архиерейским Собором СПЦ избран митрополитом Загребско-Люблянским. Настолование, которое совершил Патриарх Сербский Ириней , состоялось 13 июня в кафедральном соборе Преображения Господня в Загребе. 18 февраля 2021 г. Архиерейским Собором СПЦ  избран Патриархом Сербским. Чин интронизации был совершен  19 февраля в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Белграда. 14 октября 2022 г., по традиции, интронизация также прошла в Печской Патриархии (Косово и Метохия), на древнем престоле Сербских Первосвятителей. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Место работы: Сербская Православная Церковь (Предстоятель)   Web-caйm: www.spc.rs Публикации на портале Патриархия.ru Поздравление Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства [Приветствия и обращения] Поздравление Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с 75-летием со дня рождения [Приветствия и обращения] Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5776946.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК (Ок. 1359/60, близ г. Печ, Косово и Метохия - после 1411/12, Хвостно (Хвосно, близ совр. пос. Врела, близ г. Печ)), еп. Печский (Хвостненский); серб. агиограф и гимнограф. Биографические данные о М. ограничиваются сведениями из его сочинений. Предложенная Г. Подскальски более ранняя дата рождения М. (ок. 1336; Podskalski. 2000. S. 420) лишь формально соответствует времени его поставления во епископа, принятому в серб. научной литературе ( 1970. С. 307; Кашанин. 1975. С. 323; 1980. С. 203 и др.). Отец М. учился у старца Авраамия, затем женился, стал священником, имел 5 сыновей (все они потом служили священниками), в конце жизни принял монашество с именем Герасим, построил ц. вмч. Георгия Победоносца и умер в 1392 г. Мать М., постригшаяся в монашество с именем Евфимия, жила при этой же церкви. М. был младшим сыном в семье. В 17 лет его постриг в монахи патриарх Сербский свт. Ефрем . После ухода Ефрема с Патриаршего престола (ок. 1380) М. поселился вместе с ним в мон-ре св. Архангелов близ Призрена, затем сопровождал его при возвращении на Патриарший престол (1389). Ок. 1390 г. М. был рукоположен во священника и поставлен епископом Печским; его кафедра находилась в Хвостно. Ок. 1411 г. М. окончил строительство ц. вмч. Георгия Победоносца в Ждрелнике (совр. с. Левоша близ г. Печ, Косово и Метохия), где и был погребен. В память о нем храм получил название «Маркова церковь» (в наст. время разрушен). М. является автором Жития патриарха Ефрема и службы ему, службы архиеп. Сербскому свт. Никодиму, храмоздательной грамоты и автобиографии. Житие учителя он написал в 1-й год после смерти патриарха. По типу оно представляет расширенный вариант синаксарного проложного Жития, читаемого во время службы после 6-й песни канона. В тематическом отношении текст является редким для средневек. серб. литературы иноческим Житием (хотя Ефрем был главой Церкви). В этом смысле М.- продолжатель традиции иером. Феодосия Хиландарца , написавшего Житие пустынника прп. Петра Коришского. В тексте ярко проявилось отношение автора к своему учителю. Главное внимание автор уделил величию исихастских подвигов преподобного, а сообщать о современных ему трагических событиях серб. истории (о битве на Косовом поле, гибели св. кн. Лазаря и порабощении Сербии османами) он не считал нужным. Все это выделяет творение М. из круга современных ему произведений. Житие является ярким проявлением традиций исихазма в серб. лит-ре рубежа XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/2562202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том X — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 10-й том «Православной Энциклопедии», увидевший свет в 2005 г.,открывается статьей «Второзаконие» и заканчивается статьей «Георгий, сщмч., еп. Загорский». В 10-й том вошло 552 статьи. В этом томе заканчиваются статьи на букву «В» и начинаются материалы на букву «Г». Кроме многочисленных статей, посвященных святым, различным персоналиям, монастырям, памятникам церковного искусства, которые естественным образом составляют основное содержание Энциклопедии, 10-й том «Православной энциклопедии» также содержит целый ряд обширных материалов по библеистике: «Второзаконие», «Галатам послание», «Гармонизация евангельская», «География библейская» и др. Не менее широко представлены в 10-м томе и статьи по литургике («Вход», «Вход Господень в Иерусалим», «Галликанский обряд» и др.), церковному праву («Высшая церковная власть», «Высшее управление Поместной Церкви», «Гангрский Собор» и др.), истории Руси и Русской Церкви («Галицкая Русь», «Вятская и Слободская епархия» и др.), истории западных исповеданий, страноведению. В 10-й том вошли статьи о таких значимых церковных деятелях Сербской Православной Церкви, как сщмч. Гавриил I (Раич), Патриарх Сербский, (ум. 1659г.), Гавриил II (Михич Михайлович), Патриарх Печский (XVIII в.), Гавриил III (Николин), Патриарх Сербский (XVIII в.), Гавриил V (Дожич), Патриарх Сербский (1938–1950). Последний несколько больше, чем другие Сербские Патриархи, известен в нашей стране, но в основном, благодаря своей репутации противника коммунистического режима Тито, однако его жизнь и деятельность мало изучены даже в самой Сербии. Среди материалов 10-го тома также можно выделить статью «Габровские монастыри» Болгарской Православной Церкви, в одном из которых располагался госпиталь для русских солдат, оказывавших военную помощь Болгарии во время освободительной войны болгарского народа от Османского ига в 70-х гг. XIX столетия.

http://pravenc.ru/shop/657806/

В период 1-го и 2-го Патриаршеств К. А. оказался вовлечен в конфликт, связанный с церковным подчинением Синайской архиепископии. Опираясь в своих решениях на подложную грамоту Юстиниана, к-рая тем не менее была признана подлинной К-польским Собором 1575 г., Синайский архиеп. Анания объявил свою архиепископию автокефальной, отменил поминовение патриарха Иерусалимского на литургии, в письменных актах и при богослужении стал именовать себя патриаршими титулами «блаженнейший» и «мерность наша», также носил митру и патриаршее облачение. В окт. 1670 и янв. 1671 г. К-польские Соборы, на к-рых присутствовал патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара, рассмотрев вопрос о церковном подчинении Синая, лишили Ананию сана и утвердили над Синаем юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Однако в последующие десятилетия синаиты во главе с архиеп. Ананией, не подчинившимся решению Собора, не оставляли попыток получить для Синая полную автокефалию. Так, в 1689 г. синаиты добились того, что Синай был взят под попечительство России ( Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//РиХВ. 2004. Вып. 2/3. С. 434-450). В окт. 1688 г. К. А. издал синодальный томос о юрисдикции Иерусалимского патриарха над мон-рем вмц. Екатерины на Синае. 13 сент. 1689 г. К. А. вместе с патриархом Иерусалимским Досифеем и патриархом Антиохийским Афанасием в послании митрополиту Молдавии и Валахии подтвердили подчинение Синайского архиепископа Иерусалимскому патриарху. Летом 1690 г. в К-поле архиеп. Ананией при поддержке турецких властей был сорван Собор под председательством К. А. После этого К. А. с патриархом Иерусалимским Досифеем добились от великого везира решения о невмешательстве турецких властей во внутрицерковные противостояния. В янв. 1691 г. К. А. издал отлучение (καθαρεσις) на Ананию и его соратников, еще раз подтвердив зависимость Синая от Иерусалимского престола. Конфликт был исчерпан лишь со смертью Анании 30 июля 1692 г., а в 1695 и 1696 гг. произошло окончательное примирение патриарха Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием. С притязаниями Синайского архиепископа также связана синодальная грамота К. А. от апр. 1693 г. о числе восточных патриархов. В ней К. А. называет 5 патриархов (К-польский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Московский), а также перечисляет автономных архиепископов (Охридский, Кипрский, Иверский и Ипекский (Печский)).

http://pravenc.ru/text/1320043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРЧА Бывший правосл. муж. мон-рь во имя Архангелов Сербской Православной Церкви. Находился в с. Марча (ныне Стара-Марча) близ г. Иванич-Град (Хорватия). Монастырь был основан во 2-й пол. XVI в., после переселения на хорватские земли православных сербов, бежавших от османского ига. Основателем монастыря считается митр. Дабро-Босанский Гавриил (Аврамович), к-рый управлял Далмацией между 1578 и 1588 гг. «Марчанская хроника» (МСПЦ. Зб. Р. Груича. Бр. З I 131) и хроника, составленная в 1840 г. свящ. Лукой Шешичем, сообщают, что в М. переселились 70 монахов из мон-ря Рмань . 20 окт. 1607 г. настоятель М. архим. Симеон был хиротонисан во епископа Вретанийского и поставлен духовным главой православных Венгрии, Славонии и Хорватии. Его хиротонию 28 июня 1609 г. подтвердил патриарх Печский Иоанн Кантул . Но под давлением местного католического клира еп. Симеон вынужден был поехать в Рим, где 15 нояб. 1611 г. папа Римский назначил его епископом сербов, проживавших в Венгрии, Славонии и Хорватии. Это положило начало т. н. марчанской унии, которая с перерывами продолжалась до сер. XVIII в. Папа также выделил М., где находилась резиденция еп. Симеона (поэтому епископы Вретанийские часто именовались Марчанскими), некое имущество и разрешил заменить деревянные постройки каменными. Вскоре М. владел 240 га леса, 7 га пашни, 116 га лугов и 150 га виноградников. После смерти еп. Симеона имп. Фердинанд II 8 мая 1630 г. назначил настоятеля М. Максима (Предоевича) епископом Вретанийским. Но игум. Максим поехал в Печскую Патриархию , где в февр. 1631 г. был хиротонисан во епископа патриархом Печским Паисием (Яневацем) . Еп. Максим (1630-1642) превратил М. в духовный и политический центр местных сербов. При еп. Гаврииле (Предоевиче; 1642-1644) в М. приехала новая группа монахов из мон-ря Рмань во главе с игум. Кириллом (Никшичем). Игум. Савва (Станиславович) в 1654-1657 гг. построил в мон-ре неск. каменных зданий.

http://pravenc.ru/text/2562530.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010