вновь пе­реселились в Венгрию несколько тысяч сербов и всту­пили в ряды австрийских войск, чтобы воевать против турок 3 . Но особенно важное значение имеет массовое пере­селение сербов в венгерские земли при патриархе Арсении III Черноевиче в 1690 г. Со времени этого переселения ведет свое начало православная автокефальная сербская церковь в Венгрии. Патриарх печский, что в нын. т. и. Старой Сербии, Арсений III, обнадеженный многими обещаниями императора австрийского Леопольда I, чтобы спасти себя и свою паству от новых нашествий и насилий турецких, решился оста­вить свое отечество и перешел в пределы австро-венгер­ской империи. За патриархом последовали некоторые из подчиненных ему епископов и около сорока тысяч семейств сербских (более пятисот тысяч человек), унося с собою архивы, гробницы прежних королей и другие народные драгоценности, сохраняя свою церковную и обще­ственную организацию. Пришельцы расселились в Славо­нии, Бачке, по берегам Тисы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна. Еще находясь в пути в южную Венгрию, патриарх Арсений III Черноевич отправил яцопольского епископа Исаию Дьяковича в Ве­ну с особым полномочием от народного собора, созванного 18 июня 1690 г. в Белграде, для получения обещан­ных привилегий. Патриарх от имени народного собора предлагал следующие условия: как теперь переселившиеся сербы, так и прежде находившиеся в Венгрии, должны состоять под особым управлением избираемого от всего народа архиепископа, ему же должны подчиняться все пра­вославные епископы, живущие в землях Габсбургского дома; в его ведение переходят все церкви, монастыри и церковные имущества, принадлежавшие до его переселения православным сербам в Венгрии; имения православных, умерших без наследников, обращаются в собственность патриархата; архиепископ избирается духовными и свет­скими депутатами от всего народа; ему принадлежит право благословения на постройку новых церквей и мона­стырей; духовенство освобождается от всяких налогов и десятинной дани и может быть судимо только своими архиепископами и епископами; употребление греческого ка­лендаря остается вечною и исключительною привилегией православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 авг.), Ризкалла ибн Наба Триполийский († 1477, пам. 1 февр.), мч. Антоний-Равах Дамаскин († 799 или 805, пам. 19 янв.), Антиохийский патриарх Христофор († 967, пам. 21 мая) и др. 9 окт. 1993 г. Свящ. Синод Антиохийской Церкви принял решение о К. сщмч. Иосифа Дамаскина († 1860, пам. 10 июля). В 2002 г. в одной из рукописей Баламандского ун-та в Ливане (Balamand. 149) были обнаружены свидетельства церковного почитания (13 окт.) сщмч. Иакова, свящ. мон-ря Хаматура (кон. XIII в.). Очень скоро по благословению Синода Антиохийской Церкви ему была составлена служба, написана икона, его имя восстановлено в месяцеслове Антиохийской Церкви. В 2008 г. были обретены останки, предположительно принадлежавшие сщмч. Иакову. В новейший период Антиохийской Церковью были прославлены сщмч. Николай Хашех († 2 авг. 1917) и его сын сщмч. Авив (Хабиб) Хашех († 16 июля 1948). Свт. Савва и прп. Симеон Мироточивый. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны мон-ря Студеница, Сербия. 1313–1314 гг. Свт. Савва I Сербский стал почитаться святым практически сразу по преставлении. Поскольку первоначально он был похоронен в Болгарии, кор. Сербии св. Стефан Владислав I (1234-1242) и архиеп. свт. Арсений Сремац приложили много усилий, чтобы перенести мощи в Сербию. Перенесение мощей в 1237 г. из Тырнова в мон-рь Милешева сопровождалось многочисленными исцелениями; в честь этого события тогда же было установлено празднество 6 мая. Вначале мощи положили во гроб, но вскоре св. Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви, после чего мощи были положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где они находились до 1594 г. Большинство источников утверждают, что 27 апр. 1594 г. великий везир Османской империи Синан-паша увез святыню в Белград и там сжег на холме Врачар. Др. источники называют более поздние даты сожжения мощей свт. Саввы: 1667, 1687, 1688, 1689, 1692 и 1697 гг. Офиц. К. святителя, точнее, ее каноническое оформление в СПЦ, состоялась только в 1774 г. ( Л. культова првих моштиу Светог Саве. Београд, 1997. С. 197; Ж. Свети Сава: мит у истории, историа у миту. Рача, 2004. С. 160). Прославление свт. Арсения Сремаца относится к 1285 г., когда в Сербию вторглось татар. войско и подошло к Печской обители, где был похоронен свт. Арсений. Чудесное явление огненного столпа над мон-рем и видение ангелов устрашили татар, и серб. войско, воодушевленное видением, одержало победу. Серб. короли Драгутин и Милутин и весь народ приписали чудо предстательству свт. Арсения и установили ежегодно совершать его память. Центром почитания свт. Саввы II первоначально был Печский мон-рь, где почивали его мощи. Житие свт. Саввы II было составлено до 1330 г. В Житии сообщается, что память преставления святителя совершается ежегодно 8 февр. Иконописные изображения свт. Саввы, сохранившиеся на фресках в мон-рях Студеница, Арилье, Сопочани и Ораховица, а также в Печском мон-ре над его гробницей (успение свт. Саввы), относятся к XIV в.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Но турки вновь заселяли их православными, чтобы земли не пустовали. С тех времен сохранился монастырь Ораховица. Этот монастырь, в котором находится часть мощей святой Анастасии Узорешительницы (рука святой), имел тесные связи со Святой Горой и с Россией, куда монахи, как говорится в монастырской летописи, ходили собирать пожертвования на монастырь. Монастырь Ораховица внешне напоминает святогорские монастыри (например, Костамонид) и тоже располагается среди гор, в горах Папука. Позднее, когда турки уходили, отступая, они совершали страшные расправы над балканскими христианами. Именно тогда, в 1699 году, Патриарх Печский Арсений III Чарноевич организовал сербов Косова и Метохии, а также окружающих Косово и Метохию территорий на великое переселение. Неподалеку отсюда, в десяти километрах от столицы епархии – Пакраца, в местечке Сирач, находилась его резиденция, крепость, где он жил, когда пришел сюда с тысячами новых христиан. В те времена Славония, в переписке между Патриархом и венским двором, называлась Малой Рашкой. Патриарх Арсений является основателем и нашей епархиальной библиотеки – одной из важных достопримечательностей Славонско-Пакрацкой епархии. В библиотеке насчитывалось более ста рукописных книг. В данное время мы изучаем, в каком состоянии она находится сейчас. – Сколько монастырей сохранилось на территории епархии? – Из времен Патриарха Арсения Чарноевича сохранился монастырь Пакра, посвященный празднику Введения Пресвятой Богородицы во храм. Монастырь имел тесные связи со Святой Землей, так как монах Виссарион, подвизавшийся в монастыре Пакра, прежде жил в монастыре святого Саввы Освященного в Палестинской пустыне, а затем пришел в монастырь Пакра. Семь лет пакрацкий монастырь был местом его подвига, отсюда он был направлен в Эрдель для борьбы с унией, которая была в то время крайне агрессивна. Он был арестован австрийскими властями и умер в печально известной тюрьме Куфштайн, которая находится в сегодняшней Австрии. Наряду с монастырями Ораховицей и Пакрой, у нас сохранился монастырь святой Анны, он является уникальным примером монастыря, построенного в готическом стиле.

http://pravoslavie.ru/77118.html

В конце XVII - начале XVIII веков здесь оказался Сербский Патриарх Печский Арсений Чарноевич, который еще лучше организовал и сплотил Церковь. В годы его правления в Венгрии было четыре епархии: Будимская, Мохачская, Дуна-Сечская и Эгарская. А попал он сюда тоже очень интересно. В конце XVII века австрийские войска хотели освободить от турок весь Балканский полуостров и уже дошли до Печи, но началась эпидемия проказы. Много людей умерло, остатки войска вернулись обратно, а Патриарх, желая быть вместе с народом, приехал сюда и ждал продолжения освобождения Балкан. Но, поскольку война на этом закончилась, то Патриарх остался в Сэнтэндрэ. Потом он получил Сремски Карловцы (на территории нынешней Сербии), где организовал свою резиденцию. Так что во времена Австро-Венгерской империи здесь была хорошо организованная Сербская Церковь - Митрополия Карловацкая, которая имела в своем составе уже семь епархий. После Второй мировой войны произошла переорганизация церквей. Границы Будимской Епархии стали проходить по границам Венгрии. До 1951 года Будимскую епархию возглавлял владыка Георгий (Зубкович). Умный человек с трагической судьбой. Он пережил здесь две войны и дождался прихода коммунистов, которые уже после Второй мировой войны взорвали его резиденцию, находившуюся в Буде, возле моста Эржибет, у горы Геллерт. - Там были резиденция Сербского епископа и кафедральный собор? - Да, огромный Кафедральный Собор и огромная резиденция на четыре улицы. Четырехэтажное здание. В конце Второй мировой войны на мосту было сражение, и один из снарядов попал в резиденцию, а другой - в церковь. Разрушение было незначительным, и можно было отреставрировать здания, но в начале 50-х годов венгерские коммунисты все взорвали. С тех пор епископ Будимский не имеет в Будапеште ни резиденции, ни кафедрального собора. Только здесь в Сэнтэндре сохранилась бывшая летняя резиденция. - А сейчас венгры собираются как-то возместить Сербской Церкви нанесенный ущерб? - Да. С приходом демократии венгры обязались сделать репарацию, что-то заплатить. И кое-что они выполняют. Надо сказать, что до Второй мировой войны наших приходов на территории Венгрии было больше 60-ти. Сейчас осталось только тридцать церквей. Приходы владели землей и недвижимостью. С этих доходов жили церковь, общины и священники. Но венгры не могут вернуть нам все эту собственность. Заплатили только за несколько разрушенных домов и церквей. Если бы они вернули нам все бывшее церковное имущество, то мы бы смогли обновить все уцелевшие церкви. Хорошо, что во время уничтожения и разграбления наших церквей нашлись умные люди, в основном священники, которые делали все возможное, чтобы сохранить святые вещи: евангелие, антиминсы, книги, иконы. Сейчас все это собрано в Сэнтэндре. Здесь владыка Даниил устроил Епархиальный православный музей, хотя был еще коммунизм.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В XVII–XVIII вв. в мон-ре действовал скрипторий: в 1671 г. Василий Драговичанин, «нареченный иеромонах Стефан», переписал в Г. книгу для мон-ря Ораховица ( Записи. 1. 1671), в 1766 г. работал неизвестный по имени инок (Там же. 2. 3280). Мн. книги монастырского собрания были переписаны непосредственно в обители. Игум. мон-ря Евфимий (Негомирович) поддался на уговоры прокатолич. австр. властей и за обещание епископского сана 18 янв. 1690 г. вместе с неск. серб. церковными деятелями признал власть Римского престола. Окончательному переходу Г. в унию помешал патриарх Печский Арсений III (Черноевич) , возглавивший в том же году т. н. Великое переселение сербов в приграничные районы Австрии. Патриарх смог получить в Вене грамоты, подтвердившие права православных. Игум. Евфимий остался в Православии и управлял мон-рем. После встречи с патриархом Арсением аббат бенедиктинского мон-ря в Сексарде Андраш Петерффи, ведавший вопросами, связанными с инославными подданными империи в Тольне, подписал грамоту, по к-рой Г. возвращались владения, отнятые ранее австр. властью. По указу патриарха Арсения с 28 июня 1694 г. в мон-ре находилась кафедра митр. Будимского и Стольно-белградского Евфимия (Поповича; 1695–1700), что способствовало развитию мон-ря. Г. и окружающие села были полностью разграблены и опустошены в ходе венг. восстания во главе с Ференцом Ракоци в 1703 г. Игум. Георгий и неск. монахов спаслись в мон-ре Шишатовац . 29 июля 1711 г. аббат Сексардского мон-ря Михай Мереи в письме просил серб. монахов вернуться в Г. и обещал помощь. 1 окт. того же года он подписал документ из 6 пунктов, подтверждавший права мон-ря и освобождавший монахов от уплаты налогов в казну католич. Церкви. В 1712 г. австр. власти содействовали реставрации церкви в Г., ожидая помощи монахов в усмирении серб. гайдуков, к-рые выступали против властей. 31 авг. 1729 г. братия приняла устав Г. из 13 пунктов, к-рый затем одобрили митр. Белградский Моисей (Петрович) и еп. Сегедский и Мохачский Максим (Гаврилович), в чьем подчинении находилась обитель. В это время в Г. открылась школа для детей.

http://pravenc.ru/text/545896.html

Священники направлялись в основном в Югославию, потому что было известно, что там сложилась спокойная обстановка. Новое государство Югославия представляло собой объединение южных славян по мирному договору 1918 года. Это была страна, восстановившаяся после огромных потерь и страшных боев. Центром её была православная Сербия. Надо ли говорить, до какой степени близкой и дорогой оказалась для русских, оказавшихся на чужбине, Сербская Православная Церковь , впервые в истории объединившаяся. В течение веков она была разделена на различные юрисдикции; не потому, что были какие-то разногласия в самой Церкви, – нет, как раз наоборот: только потому, что Церковь оказалась в разных районах, населённых сербами. Один центр был на юге, в городе Печ – Печская Патриархия; другой центр был в Белграде – Белградская митрополия. Всё это были отдельные районы, некоторые были оккупированы турками в течение долгих лет, до самой мировой войны на юге. Югославия походила на лоскутное одеяло. На севере была та часть, которая в течение веков находилась под Австро-Венгрией, была её южной границей. Эта часть, населённая в основном сербами, отошла потом, по Версальскому мирному договору, к Югославии. Там находилась ещё одна, центральная точка Сербской Православной Церкви – знаменитая Карловацкая Патриархия. Там был тоже сербский патриарх, которого другие Православные Церкви, ввиду того что ещё не было окончательного договора с Вселенским Патриархом, считали митрополитом, но сам себя он называл патриархом, местные сербы тоже называли его так же. Он был патриархом всех тех сербов и многих православных других национальностей на территории Австро-Венгрии в южных её частях. Надо сказать, что к сербам австро-венгры относились с уважением по очень простой причине. Когда в 1690 году сербский Печский патриарх Арсений Црноевич вместе со всей своей паствой на лошадях и телегах под давлением турок двинулся на север, между сербами и австро-венгерским правительством был заключён договор о том, что они будут приняты как защитники южной границы Австро-Венгерской империи, и этот договор был в силе до 1918 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

28 июня 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при реорганизации церковных институций СПЦ, оказавшихся после вел. переселения сербов в монархии Габсбургов, предложил назначить Е. епископом Великоварадским и Эгерским, а 4 марта 1695 г. имп. Леопольд I утвердил его кандидатуру. Однако находившийся в Эрлау (Эгере) униат. еп. Мукачевский Иоанн Иосиф де Камиллис не позволил ему занять кафедру, и Е. остался викарным помощником при патриархе. Униаты продолжали препятствовать деятельности Е.: когда он прибыл в г. Пакрац, чтобы освятить церковь и рукоположить священников, то по распоряжению униат. еп. Петрония был арестован и освобожден лишь после вмешательства патриарха Арсения. Не имея собственной кафедры и не желая быть викарием, Е. решил перейти в унию. В 1698 г. он принес исповедание католич. веры архиеп. Эстергомскому кард. Леопольду Колоничу, к-рый позднее с имп. Леопольдом I посетил его богослужение. 17 сент. того же года Военный совет Вены отдал приказ всем структурам власти оказывать содействие Е., к-рый обещал распространять католицизм среди сербов ( J. Прилози за ucmopujy срба у Угарской у XVI., XVII., XVIII. в. Нови Сад, 1908. 1. С. 88-89). 13 июля 1699 г. в Риме Е. лично передал папе Римскому Иннокентию XII пространное послание на латыни с подписью: «Efrem Banyanin, unitus episcopus Rascianorum», в к-ром после рассказа о своем пути к унии и влиянии, оказанном на него иезуитом Йованом Габеличем, просил назначить его на кафедру и выделить деньги ( J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI. до XIX. в. Београд, 1950. С. 446-447). Е. стал викарным епископом при кард. Леопольде. После возвращения Е. направил папе письмо с изложением истории переселения сербов в империю Габсбургов, охарактеризовал религиозность сербов как офиц. и крайне поверхностную, высказался за необходимость распространения унии среди сербов и привлечения серб. молодежи в иезуитские школы, попросил прислать церковную утварь для разоренных австро-тур. войной 1683-1699 гг. церкви в Пеште (совр. Будапешт) и мон-ря Ковин в честь Успения Пресв. Богородицы, а также деньги, чтобы укрепить его положение среди негативно настроенной к нему сербской паствы (Там же. С. 447-448). 11 авг. 1699 г. все просьбы Е. были удовлетворены, Римская курия выделила ему 100 талеров и гарантировала поддержку Вены. Без постоянного дохода этих средств оказалось недостаточно, и во 2-й пол. авг. 1699 г. Е. послал папе повторную просьбу на итал. языке о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/182119.html

Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в. Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в. Антитур. сопротивление усилилось после поражения, к-рое потерпели турки под Веной в 1683 г. В 1689 г. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) обещал помощь серб. правосл. населения австр. ген. Пиколомини в войне Свящ. лиги во главе с Австрией против Османской империи, к-рая развернулась на полях Сербии и БиГ. В 1697 г. принц Евгений Савойский взял Сараево, но, согласно заключенному в 1699 г. Карловицкому миру, к Австрии отошла сев. часть земель Боснии, а Сараево осталось в Османской империи. Правосл. центрами османского периода были мон-ри. К этому времени относятся упоминания о мон-рях Ступле (или Ступе), Гомионица , Моштаница , Тврдош , Житомислич. Среди католич. населения особым авторитетом пользовался орден францисканцев. Христианам запрещалось строить храмы на возвышенностях и в центре города, каменные постройки были разрешены только в больших городах. Но стараниями Печских Патриархов обновлялись старые церкви и все же строились новые. Они были простыми в архитектурном плане и находились в отдаленных местах. Для правосл. культуры БиГ того периода характерно стремление сохранить традицию. Книгописанием в сер. XVI-XVII в. занимались в Сараеве, а также в мон-рях Блишкова, Возуча, Вранштица, Гомионица, Добрун, Дреновица, Житомислич, Завала, Ломница , Моштаница, Папрача, Ступе, Тврдош и др.; главной задачей было тиражирование богослужебных текстов. В 1519 г. в Горажде Божидар Горажданин открыл 1-ю в Боснии и Сербии типографию и издал Служебник и Псалтирь, но типография просуществовала недолго. С XVI в. наблюдалось оживление русско-серб. церковных и культурных связей. Представители мон-рей Боснии наряду с посольствами др. серб. обителей неоднократно посещали Москву, ставшую центром правосл. мира, с целью получения помощи от царя и Русской Церкви. При царе Михаиле Феодоровиче Папрачский мон-рь (Папрача) получил право каждые 8 лет приезжать в Москву за милостыней ( Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001). В XVIII в. эти связи укрепились и приобрели иной характер благодаря деятельности в России выходцев из правосл. семейств БиГ (напр., Милорадовичи). В XVI-XVII вв. известно о существовании лишь одной правосл. серб. школы в Сараеве. В XVI-XVII вв. францисканцы отправляли духовенство на учебу в Италию, Венгрию и католич. школы Славонии, что обеспечивало высокий уровень образования.

http://pravenc.ru/text/153243.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010