С этих пор карловацкий митрополит стал подписываться на всех актах-„егзарх пекскаго фрона“, а митрополия получила каноническую самостоятельность, оставаясь только в духовной зависимости от печского патриарха. Такая зависимость продолжалась однако же до самого уничтожения печского патриархата, т. е. до 1766 г. За это полустолетие в 1724 году, при митрополите Викентии Поповиче, архиепископская кафедра была перенесена из Крушедола в нынешнюю столицу сербского королевства-Белград, а в 1739 году, по завоевании Белграда турками, она была перенесена из Белграда в городок Карловцы, в Среме, где находится и в настоящее время. В 1733 году, при архиепископе Викентии Иоанновиче была учреждена гимназия, в которой и первым префектом, и наставниками были ученые, вызванные из Киева. Все карловацкие митрополиты титуловали себя архиепископами, кроме Арсения Иоанновича Шакебента, бывшего пекского патриарха, который в 1737 году бежал из Турии в Австрию и, согласно желания сербов, был назначен правительством в архиепископы 1 октября 1741 г., с удержанием лично титула патриарха. Сербские историки и канонисты (например, епископ Никодим) утверждают, что когда печский патриарший престол был уничтожен, и карловацкий митрополит перестал быть его экзархом, то карловацкая митрополия объявила себя самостоятельною, причем ее самостоятельность (автокефалия) была будто бы признана и константинопольским патриаршим престолом. Хотя ни акта, ни патриаршей грамоты о даровании карловацкой митрополии автокефалии, по видимому, не существует, но утверждение австро-сербских писателей весьма правдоподобно, так как с 1766 г. карловацкие митрополиты управляют своею митрополией на правах архиепископов ни от какого патриарха независимых или автокефальных и против их поведения никогда не возражал патриарший константинопольский престол. В 1848 году, во время венгерского восстания, церковно-народный конгресс в Карловацах провозгласил карловацкого митрополита-архиепископа Иосифа Раячича даже патриархом. Австрийское правительство, растерявшееся перед восстанием венгров и заискивавшее преданности сербов, утвердило решение конгресса.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Если титул митрополит Афинский упразднялся и оставался только титул экзарха, тогда можно было бы оправдать обращение Ваше Блаженство. Но так обращаются только к предстоятелям автокефальных Церквей – архиепископам и патриархам, титул же экзарха не приличествует автономному и автокефальному в подлинном значении этого слова предстоятелю Церкви. Как мы уже видели, Афинский первоиерарх носил титул экзарха, когда находился в подчинении Вселенскому Патриарху. Предстоятелю же автокефальной Церкви принадлежит титул либо архиепископа, либо патриарха, но поскольку ко всем епископам Элладской Церкви стали обращаться как к митрополитам, то епископ Афинский, ради своего места среди прочих предстоятелей автокефальных Церквей, из которых Сербский и Румынский поспешили усвоить себе титул патриархов, и ради акривии, предписываемой канонами, решением священноначалия Элладской Церкви и с законодательного одобрения государства наречен архиепископом Афинским и всей Эллады. В этом смысле носят сегодня титул архиепископа почти все предстоятели автокефальных Православных Церквей и епископы епархий, состоящих в непосредственном подчинении патриарха патриарших Церквей, представляющих собой патриаршую архиепископию (таковы архиепископии Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и т.д.). В частности, Вселенский патриарх называется архиепископ Константинопольский, Сербский патриарх – архиепископ Печский, Румынский патриарх – архиепископ Унгровлахийский, патриарх-католикос Грузии – архиепископ Мцхетский. Только предстоятель недавно получившей автокефалию Польской Православной Церкви носит титул митрополита. Равным же образом архиепископами называются, кроме главы автокефальной Кипрской Церкви, глава Синайской Церкви и предстоятели автономных Православных Церквей Америки, Чехословакии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Автономными называются Православные Церкви, которые, имея административную свободу, не являются, однако, независимыми. Такова в общих чертах история титула архиепископ и что он реально означает в отношении предстоятелей Православных Церквей. Опубликована в книге: Οι προκαθμενοι Αθηνν και πσης Ελλδος. Βλος, 1997 (Предстоятели Афинские и всей Эллады. Волос, 1997). Восстание Морейских греков, которым началась освободительная борьба греческого народа, приведшая к независимости Греции (1830). – Прим. переводчика. Перевел с греческого Анатолий Чуряков 3 марта 2008 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/41411.html

Милостиви будете рабом вашим, призывающим вас в нуждах, достойно потщитеся в помощь роду нашему скоро прийти, будите ходатаи ко спасению и обновлению нашему, вооружайтеся на варвары, да освободите невесту Христову от угрызения змиина и избавите нища и убога от сильна, ему же несть помощника, кроме Бога и вашего царствия; и немедлите, се прииде время делания спасения вашего, воздвигните силу свою и поженити враги своя, не аки б недовольствовали о державе пределов вашего царствия – довольни бо есть, но будите нам ожалователи едино-язычникам богомольцам и рабам вашим, вем бо, яко Господь Бог предаст ныне враги ваши в руце царствию вашему и покорити будете супостаты под ноги ваша, точию не обленитеся, за сие бо велику мзду и милость от Бога приимете. Аще ли презрите, ответ кто даст Богу о нашей погибели? Аще не бы есмы возвестили, греха не бысте имели» 432 . В Посольском приказе архимандрит Исайя заявил, что его послал в Москву настоящий Константинопольский патриарх Иаков, и прежде бывший Дионисий, и все духовенство, и все православные христиане, обретающие под игом бусурманским, и мутьянский господарь Щербан, и архиепископ Сербский и Печский, нареченный патриарх, и все сербы, и болгары, и вол охи, и мултяне к великим государям бить челом об избавлении их от ига, поскольку пришло время их избавления. Во-первых, в нынешнее время все турское владетельство от Господа Бога приняло великое наказание, и приходит то великое бусурманство к самой конечной погибели. Как от войск христианских, так и от внутренних междоусобий пришли турки в великое бессилие и в казне, и в людях, и уже невозможно им стоять против сил христианских. Никогда у них подобного разорения не бывало, и за тысячу лет не бывало более удобного времени до конца сгубить бусурман и освободить из-под ига их православных христиан. Христиане же от их бусурманской погибели все посечены и в плен забраны, а именно: турские войска в прошлых годах, не будучи в силах стоять против венецианских и цесарских войск, отступая, более трех тысяч предали огню и мечу и множество малолетних обоего пола свезли за море в Анатолию и в Египет, а города, где пребывало Православие, церкви и монастыри все до основания сожгли и никакого жилища не оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На Западе, в латиноязычной части Римской империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул употребляется там и поныне, обозначая главу Поместной национальной Церкви. Отцы Карфагенского Собора в 48(39)-м правиле изрекли: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (то есть примасом. – В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило. По-другому древних экзархов именовали архиепископами. В Русской Православной Церкви сан, или титул, архиепископа, как известно, ниже сана митрополита, но в некоторых других Церквах этот сан и ныне выше сана митрополита и усваивается предстоятелям автокефальных или автономных Церквей. Впервые сан архиепископа появляется именно в этом значении как титул предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, иными словами, как равнозначный с титулом экзарха. Ныне титул архиепископа имеют наряду с патриаршим предстоятели Церквей: Константинопольской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский). Но по преимуществу архиепископами стали именовать предстоятелей Автокефальных Церквей, которые не имели патриаршего сана: первоепископа Кипрской Церкви, епископа Новой Юстинианы, с которой преемственно связана Охридская архиепископия и Болгарская Патриархия, хотя ныне титул архиепископа Новой Юстинианы носит как раз предстоятель Кипрской Церкви. В настоящее время помимо предстоятеля издревле Автокефальной Кипрской Церкви сан архиепископа имеют Первосвятители Автокефальных Элладской и Албанской Церквей. Причем в соответствии с древним значением титула предстоятели Церквей в сане архиепископа стоят выше по диптиху предстоятелей с саном митрополита. Впрочем, предстоятели Автокефальных Церквей: Чешских земель и Словакии, а также Православной Церкви в Америке – наряду с титулом митрополитов имеют также титул архиепископов: первый – Пражского, а второй – Вашингтонского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

Сначала для пояснения скажем, что никакие переговоры между Вселенским патриархом и МПЦ не ведутся. Были лишь попытки как со стороны непризнанной МПЦ, так и со стороны верховной власти Северной Македонии обратиться к Вселенскому Патриархату с просьбой принять решение по существу дела, в котором его право на апелляцию признаётся только МПЦ, но не другими Православными Церквами. В своих предыдущих словах я попытался объяснить, что одному митрополиту непризнанной МПЦ удалось обмануть государственной руководство Республики Северная Македония, чтобы добиться невозможного. Для Константинопольского Патриархата было бы невозможно без последствий для всего Православия принять решение о наложении какого-то несуществующего права на апелляцию по таким делам, без последствий для всей Церкви. Потому что, будет ли безусловное право апелляции Константинопольского престола априори признаваться для всех вопросов в Церкви, или оно будет рассматриваться исторически, канонически и, прежде всего, экклезиологически, не является незначительным для единства Православной Церкви. Какие последствия будет иметь такое решение для Сербской Православной Церкви, т.е. может ли его принятие означать пересмотр основного акта об установлении канонической юрисдикции Сербского Патриархата от 1922 года? И даст окрылит ли это церковных сепаратистов во всех бывших югославских республиках? Если автокефалия так называемой МПЦ будет признана Константинопольским Патриархатом, это, конечно, не сможет произойти без пересмотра Томоса от 1922 года. Но такое могло быть возможно в другое время, когда сам Константинопольский Патриархат принял решение не только о предоставлении, но и о лишении автокефалии отдельных Церквей. В XVIII веке он лишил Печский Патриархат автокефального статуса, а годом позже – Охридское архиепископство. Такой произвол не мог быть осуществлён тогда без поддержки турецкого правительства, но сегодня ничего подобного невозможно сделать, даже при поддержке Соединенных Штатов, без серьёзных последствий для всей Церкви. Такое неканоническое решение повлечет за собой последствия для всей Церкви, но в основном для Константинопольского Патриархата, который до сих пор остаётся первым престолом.

http://pravoslavie.ru/135023.html

и юго-вост. окраинах страны - на присоединенных землях. Была создана боснийская провинция ордена, а также на короткое время и новые еп-ства Сёреньское, Видинское и др. Мон-рь ордена клариссок был основан в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия) и посвящен св. Елисавете из дома Арпадов. К 1229 г. относятся первые упоминания о доминиканцах , к XIII в. в В. насчитывалось 32 принадлежавших им мон-ря (в т. ч. 2 жен.). Большой известностью вплоть до тур. нашествия пользовался жен. доминиканский мон-рь, основанный св. Маргаритой из дома Арпадов в Буде, на острове посреди Дуная. К сер. XIII в. сложился единственный монашеский орден венг. происхождения св. Павла (Ordo Fratrum Sancti Pauli Eremitae), первую общину к-рого в 1235 г. основал Печский еп. Берталан. Он собрал отшельников, спасавшихся в окрестных лесах, и дал им устав. В 1246 г. подобная община была основана эстергомским каноником Эжебом. В 1263 г. новый орден павлиниан , поддержанный св. Фомой Аквинским, был утвержден папой. В сер. XIV в. ему принадлежало уже 60 мон-рей, главным стал мон-рь в Сентлёринце (основанный на рубеже XIII-XIV вв.). В 1308 г. орден получил августинский устав, к-рый предписывал строить мон-ри в пустынных местностях и кроме обычных для монахов послушаний заниматься науками. Благодаря этому в XV в. появились такие переводчики Библии, как Ласло Батори, Пала Аньоша, Ференца Вершеги и др. Мон-ри ордена существовали также и за пределами В.: в Польше, в Германии, во Франции, в Австрии, на Пиренейском п-ове. Венг. павлиниане из королевского мон-ря Марианостра были посланы в 1382 г. кор. Лайошем I в Польшу и основали там знаменитый мон-рь в Ченстохове, к-рому впосл. покровительствовала дочь Лайоша Хедвига, ставшая польск. королевой. Реликварий с десницей кор. Иштвана I Реликварий с десницей кор. Иштвана I В 1211 г. кор. Эндре II разрешил поселиться в Трансильвании рыцарям Тевтонского ордена с тем, чтобы с их помощью сдерживать натиск половцев и обращать в христианство тех из них, кто уже поселились в пределах королевства.

http://pravenc.ru/text/150197.html

В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига: монаха Григория Печского, Василия пекаря Печского и девицу Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме Святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.      Таким образом, Сербская Церковь утвердила давно существующее молитвенное почитание новопрославленных святых мучеников у верующего сербского народа, в первую очередь Косово и Метохии, где они и пострадали. Во дни, когда страдание сербского православного народа в Косово и Метохии продолжается, прославление этих мучеников стало большим утешением и поддержкой верующим и напоминанием сербам о том, что их предки были готовы положить свою жизнь за имя Христа. Сегодня мы познакомим вас с подвигом одного из новопрославленных святых – святого преподобномученика Григория, монаха Печского. Святой прмч. Григорий Печский и мученик Василий пекарь      Святой Григорий Печский жил во времена турецкого ига и был собратом великой лавры Печской патриархии, расположенной в Метохии. До наших дней не дошло сведений о том, был ли он простым монахом или носил какой-то церковный сан. Дата и место его рождения также неизвестны. Но память о его подвижнической жизни, принесенной в дар Господу, сохранились у верующего народа до наших дней. Известно также, что вскоре после мученической кончины Господь прославил Григория даром чудотворения. Предположительно, святой Григорий был родом из Печи или ее окрестностей и пострадал за Христа в XVII или XVIII веке. По слову летописца, это было время, когда «плач и вопль изнемогающей сербской души, стенавшей под рукой злодейской, продирал небеса… Все умолкло и стенало под ногами тирана». В те тяжкие времена сербское духовенство было для народа учителем и руководителем, убежищем и утешением; ободряло его в вере, терпении и надежде на вожделенную свободу. Святой Григорий был одарен необыкновенной красотой. И не только телесной, но в первую очередь красотой души, всецело обращенной к Богу, украшенной благочестием и пламенной верой.

http://pravoslavie.ru/113390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) [Серб. Makapuje] (Соколович; † до 23.10.1574, Печский мон-рь), свт., патриарх Печский в 1557-1570/71 гг. (дни памяти - 13 июля, 30 авг.). Был 1-м патриархом после восстановления Печской Патриархии . Судьба М. до избрания патриархом неизвестна; впервые он упоминается уже в сане патриарха в записи от 4 нояб. 1557 г., сделанной на полях Псалтири, изданной в мон-ре Милешева . Возможно, он был настоятелем этого или Хиландарского мон-ря, после хиротонии во епископа сразу поставлен патриархом. Неясна степень его родства с Мехмед-пашой Соколовичем (Соколлу), потурченным сербом, ставшим великим везиром. Нек-рые современники считали их родными братьями, во 2-й пол. XIX в. и 1-й пол. XX в. эта версия преобладала над другими. Но совр. тур. историки утверждают, что Мехмед-паша всех своих близких родственников обратил в ислам. Есть мнение, что М. был племянником везира. Восстановление Печской Патриархии произошло при участии М., но его роль в этом событии также неясна. Он участвовал в определении границ Патриархии, создании патриарших структур (Синод и Архиерейский собор) и учреждении епархий (ок. 40-44 кафедр; во Вршаце и в Ораховице (ныне Сербия), Будиме (ныне Будапешт, Венгрия), Печуе (ныне Печ, Венгрия), Сегедине (ныне Сегед, Венгрия), Темишваре (ныне Тимишоара, Румыния) и Араде (ныне Румыния), Самокове (ныне Болгария), Тетове (ныне Македония) и др.). Титул М. отражал территориальный и этнический состав возглавляемой им Церкви: «Патриарх сербов, болгар, западного Поморья и северных земель» (часто подписывался «отец и учитель сербов и болгар»). Во время правления тур. султана Селима II (1566-1574), обложившего правосл. храмы и мон-ри высокими налогами, М. собирал деньги и предотвратил превращение мн. бедных мон-рей (напр. на Фрушка-Горе) и храмов в мечети и хозяйственные помещения. М. восстановил мон-ри Баньска , Грачаница и мон-рь Печская Патриархия (он представлен на ктиторском портрете на пилястре в вост. части храма).

http://pravenc.ru/text/2561282.html

Печский в г. Печь-Ипеке (в Старой Сербии) основан был в XIII в. вторым сербским архиепископом Арсением и потом несколько раз был перестроиваем в XVI и XVII в. Он некогда служил кафедрою сербских первосвятителей, но по закрытии сербского патриаршества потерял свое значение, и, подчиненный греческой иерархии, низведен был в ряд обыкновенных монастырей. В монастыре почивают под спудом останки сербских первосвятителей Евстратия, Макария, Никодима, Арсения, Саввы II, Саввы III, Иоанникия, Даниила, Спиридона, Саввы IV, Максима. В нем хранится престол сербских патриархов из серого мрамора, митра св. архиепископа Никодима, и много древних рукописей. К нему причислен печский приход, состоящий из 800 православных семейств, в котором иноки исполняют все требы вместо мирских священников. При монастыре есть православное училище, основанное уже давно, около 80 лет назад, Иосифом Чукичем. Монастырь и православные много и часто терпят бедствий от арнаутов 137 . Дечанский,– во имя Господа Вседержителя, в 15 верстах от Печь-Инеки. Начатый постройкой при сербском короле Стефане Уроше и оконченный Стефаном Душаном (1327– 1350 г.), он во все время владычества турецкого в Сербии был одним из главнейших хранилищ православия. – После Коссовской битвы он раззорен был турками, но потом возобновлен вдовою князя Лазаря Милицею, в монашестве Евгениею. По дарственным грамотам королей сербских ему принадлежало несколько десятков христианских сел, так что весь край от Печи до окрестностей Призрена назывался и доселе называется Дечанской метохией (μετοχοζ– церковное владение). Но теперь почти все эти села заняты албанцами, так что в самом селе Дечане только два христианских семейства, тогда как вокруг монастыря более 3.000 семейств арнаутских. Поэтому монастырь очень беден и при бедности своей должен платить значительную сумму турецкому правительству 138 . Замечателен в нем древний храм, уцелевший от турецкого погрома и представляющий один из совершеннейших па-мятников византийской архитектуры 139 . В нем хранятся мощи св. Стефана Уроша III, сестры Дечанского Елены и супруги болгарского царя Михаила, хранится в ковчеге крест из животворящего древа, древний престол сербских царей из белого мрамора и несколько рукописей XII и XV века 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010