Метохом монастыря Сочаница является женский монастырь святой Петки в Улие, который также недавно был отреставрирован. Адрес: Село Сочаница бб, 38217, Сочаница. Электронная почта: manastirsocanica@gmail.com Подробнее... Печский патриарший женский монастырь [ править править код ] Точная дата основания первой церкви на месте Печкой Патриархии не установлена. Предположительно, уже во времена святителя Сербского Саввы I эта земля сделалась собственностью Жичского монастыря, который являлся в то время резиденцией предстоятеля. Наследник святого Саввы, святитель Арсений I Сремец, решил перенести церковный центр Сербии в более защищенное место, поближе к центру государства, и его выбор пал на Печ. В 1230-х годах он воздвиг здесь соборный храм во имя Святых апостолов, который был расписан фресками в 1250 году. Несколько позднее этот храм стал также называться Спасским, в честь одноименного собора Жичского монастыря. Таким образом, с XIII века Печ становится предстоятельским двором — здесь располагается архиепископский кафедральный собор, здесь собираются ведущие деятели Сербской Церкви, здесь погребают почивших первосвятителей. Соответственно и сама Сербская Церковь стала именоваться Печской Церковью. Печская икона Божией Матери – одна из главных святынь Сербии. Эта икона – из древнейших, она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Сербская Церковь хранит предание, что эта икона находилась позднее в Херсонесе, откуда святой равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев, а затем в Новгород. Божией Матери было угодно вернуть Свой образ на Святую Землю, где икона была вручена святителю Савве, который принес икону в Сербию. Адрес: Patrijasiska ulica, Pe, 30000, Косово. Подробнее... Пустынь святого Петра Коришского [ править править код ] Испостница святого Петра Коришского и руины церкви Пресвятой Богородицы, также известные как монастырь Кабаш, расположены под горой Русеница, примерно в двадцати километрах к востоку от Призрена, недалеко от деревни Кориша.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (ЧЕРНОЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений III, патриарх Печский Редакция текста от: 08.06.2012 11:21:20 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21047.html

2. Св. Арсений, архиепископ Печский . Великий иерарх Сербской Церкви и преемник святого Саввы, Арсений был родом из Срема. Еще в юности принял он монашество и искренне предал себя всеусердному подвигу ради спасения души. Однако, услышав о дивной личности и делах святого Саввы, Арсений пришел к нему в Жичу, где Савва любезно его принял и причислил к Жичскому братству. Замечая в Арсении редкие добродетели, святой Савва вскоре поставил его игуменом Жичской обители. Когда в сербские земли вторглись венгры, святой Савва послал Арсения на юг, чтобы поискал он для архиепископии место более укромное, чем Жича. Арсений избрал Печ и построил там монастырь и храм Святых Апостолов, который впоследствии стал называться церковью Вознесения Господня. Перед вторым своим паломничеством в Иерусалим святой Савва назначил Арсения себе преемником на архиепископском престоле. Когда же на обратном пути святой Савва скончался в Тырнове, Арсений упросил короля Владислава перенести мощи святителя Саввы в сербскую землю. Мудро управлял Арсений Церковью в течение 30 лет и упокоился в Господе 28 октября 1266 года. На алтарной стене Печской церкви имеется надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей... Помяните же и мене, грешнаго Арсения» . В этой церкви сей святитель и был погребен. Мудрый архипастырь, Богу угодивший, В ревности и вере в этом живший, Сей святой Арсений и днесь нас ограждает И о Церкви Господу молитвы воссылает. Доступ он имеет ко престолу Вседержителя, Милости сподобившись от Господа Спасителя. Раз Шишман кичливый, всей Болгарии правитель, Вздумал разрушить Печскую обитель, Близ монастыря он решил заночевать, Чтобы злое дело поутру начать. Но в ту ночь суровую сон у них пропал – С неба огненосный столп ярко заблистал. Ужас объял воинов, ушла душа в пятки, Побежало войско прочь без оглядки. А обитель Печская, где телом почивает Святитель Арсений, – святостью сияет. Сей преемник Саввы продолжил его дело, Так в народе сербском семя доброе созрело. И доселе молим мы Арсения святого: Благодать всесильная да осенит нас снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Из приемников Св. Саввы по святительской кафедре, как основатели или восстановители монастырей известны – Даниил II (1337 г.) и Макарий (1557–74 г.), а они, как уже было сказано раньше, предварительную, до своего избрания на первосвятительский стол, иноческую школу проходили в Хиландарском монастыре: оба были даже игуменами его. Дечанский монастырь (в 15 верстах от Печь-Ипеки), бывший во время турецкого владычества одним из главных хранилищ православия, окончен стройкою (в 1335 г.) при Стефане Душане, 3116 государе, как известно, особенно близко стоявшем к Святой Горе. Последний сербский деспот Стефан Лазаревич построил Рождественский монастырь на реке Далша (в теперешнем Пожаревацком округе), но построил его исключительно для монахов – Афонских выходцев; и – исключительно с просветительными целями, находясь под обаянием высококультурной нравственной жизни Афонцев. Монастырь Раваница (в Ресавском округе), известный в истории исправления сербских богослужебных книг, был основан тем же Стефаном для монахов «книжных», среди которых несомненно были и Хиландарцы, научный авторитет которых, как увидим ниже, высоко ценился деспотом. —588— Даже Печский (в г. Печь-Ипеке Старой Сербии) монастырь мы не имеем права выключить из-под этого влияния Афона. Хотя его основатель (второй сербский Архиепископ Арсений) и не был Афонцем в собственном смысле (т. е. по пострижению или иноческим подвигам), но духом Афонского монашества он несомненно был пропитан. До своего избрания на кафедру Арсений был экклесиархом Жичского монастыря, отстроенного самим Саввою. Итак, все известные и важные по своему значению для истории сербского монашества монастыри, основанные до падения политической самостоятельности сербов, связаны такими крепкими и непосредственными нитями с Афонскими монастырями (преимущественно с Хиландарем), что едва-ли после этого может быть сомнение в наличности прямого влияния Афонского монашества на строй монашеской жизни Сербии. Сведения о влиянии Афона на сербское монашество в дальнейшем (с 1459 г.) периоде сербской истории не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Временник кн. 28. Изд. акад. II, 111. 633 Ещё кн. Борис в письме к п. Николаю писал: Multi ex diversis locis christiani advenerunt, qui prout voluntas eorum existit, multa et varia loquuntur, i. e. Græci, Armenii et ex secteris locis. 636 Пролог окт. 21. У Царского 563 служба окт. 21 «на перенесение мощей св. Илариона, епископа меглинскаго». Опис. муз. стр. 539. 637 Даскалова Открытия в Тернове – в Чт. общ. ист. 1859 г. кн. 2. стр. 6, 7. Григорович 174, 175. 639 Прохорова Древности 1864 г. Тетр. 8 окт. 28 «ризы кресты», т.е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 640 Троношский поздний летописец (Гласник V: 40, 41) выставляет дело так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на восток и однако при кр. первовенчанном. Это – путаница. Св. Савва отправлялся на восток по смерти первовенчанного. Между тем ни при Радославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив Владислав взял Срем у Венгрии. Раича 2,374. 642 Ныне печский храм в честь вознесения Господня (Зап. геогр. общ. XIII, 172), но начальный был в честь апостолов. См. прим. 58. 644 В послесловии к шестодневу i. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсение – написана книга повелением «Дометиана, иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры». Калайдовича Экзарх стр. 164. 649 По известию Гласника XI, 39 в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства въсее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке.– Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок. См. прим. 58, 62. и декаб. 20 прим. 26. 650 Летопись (Гласн. V , 49–58) выставляет управление Драгутина в прекрасном виде. Об отношениях сына к отцу говорит так: венгерский король Владислав выдавал дочь свою за Драгутина с тем, чтобы отец вслед за браком передал управление сыну Драгутину и условие было принято Урошем. Когда же Урош не выполнял условия и думал передать престол Милютину, то венгерский король начал войну, войско его вынудило Уроша удалиться на границу Сербии, а сербское перешло к Драгутину. Время смерти Уроша в летописи – 1270 г. Гласник XI, 146; V, 59. На монетах Драгутин в таком виде: первомуч. Стефан передаёт Драгутину Стефану хоругвь с звездою на конце; король без венца, в мантии. Гласник III, 212–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Раича 2, 374. 63) Зап. геогр. общ. XIII, 309. 310. 64) Ныне печский храм в честь вознесения Господня (Зап. геогр. общ. XIII, 172), но начальный был в честь апостолов. См. прим. 58. 65) Раича 2. 406. он был еще жив66), последние три года своей жизни он был сильно болен, очищаясь скорбями для вечности и почил окт. 28, 1266 г.67). На алтарной стене печского храма еще читается прекрасная надпись: «Господи Боже наш, вонми, посети и благослови храм сей… помените же и мене грешного Арсения». На левой стороне царских дверей у иконостаса стоит рака с главами святых «пятизарных» мучеников, которые получил блаж. Арсений из болгарского Тернова. У столба на правой стороне храма гробница из белого мрамора, в которой покоятся мощи основателя печской обители св. Арсения68). Преосвященный Даниил передает чудный опыт загробной деятельности святителя Арсения. Болгарский князь Шишман, призвав в помощь хищных татар, двинулся с войсками, чтобы грабить богатую тогда печскую обитель. – «В ту нощь спящим им близ места того Бог великое знамение страха яви им, молитвами угодников своих и архиерея Христова Арсения, лежащего ту в доме св. апостолов. Знамение глаголю таково, яко видети им столп огнен великий, сходящий с небесе, от него же лучи пламенны исходяще паляху лица их, и мужие, огнени образы имуще, такожде и оружия имуще в руках своих, с нуждею великою гоняху секуще полки их». – Шишман в ужасе бежал и растерял большую часть войска. Это было при кор. Милютине69).   66) В послесловии к шестодневу и. экзарха Феодор пишет: «в л. 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением «Дометиана, иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры». Калайдовича Экзарх стр. 164. 67) По синаксарю Сербляка, он управлял церковию 30 лет. Гласник VI, 26-28. 68) Зап. геогр. общ. XIII, 173. 174. 69) У Раича 2, 455-457. Об этом говорит и краль Милютин в своей грамате. 30 ч. Память о св. МИЛЮИНЕ, короле сербском, брате его крале ДРАГУТИНЕ и матери их ЕЛЕНЕ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

756 Следственное дело о том см. в: Описание Ростовского ставропигиального перво- класного Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. 757 Du Саще. Familiae Byzantinae//Historia Byzantina duplici commentario illustrata. Venetia, 1729. 758 Иоанн Постник. Послание к деве, преданной Богу. О покаянии, воздержании и девстве/Пер. Д.С. Вершинского//Христианское чтение. 1826. Ч. 24. 759 Никифор, патр. Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия//PG 100. 760 Menologium ех ed. Basnagii ad 28 Octob. Minaea graeca Octob.; в «Месяцеслове» Вершинского она опущена. 762 Христианские древности и археология. Тетр. 8. «Ризы кресты», т. е. священническая риза с крестами, полиставрион, так сказано в надписи; а на рисунке Арсений в мантии. 763 Троношский поздний летописец (Гласник. Кн. 5) выставляет дела так, как будто нападение венгерцев, по случаю которого Савва посылал искать новое место для архиепископии, было в отсутствие Саввы на Восток и однако при крале Перво- венчанном. Это путаница. Святой Савва отправлялся на Восток по смерти Перво- венчанного. Между тем ни при Родославе, ни при Владиславе не видно нападений Венгрии на Сербию; напротив, Владислав взял Срем у Венгрии (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). 765 Ныне Печский храм в честь Вознесения Господня (Записки географического общества. Т. XIII), но начальный был в честь апостолов. 767 В послесловии к шестодневу и. экзарха Феодор пишет: «в лето 6771 (1263) – при внуке св. Симеона и при сыне Первовенчанного короля сербского, Стефане Уроше, при архиепископе Арсении – написана книга повелением “Дометиана иеромонаха, будуща тогда духовника своего братства хиландарскые лавры”» (Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824). 770 Раич. История разных славенских народов. Ч. 2. Об этом говорит и краль Милютин в своей грамоте. 773 По известию Гласника (Кн. 11) в сербской ркп. «Житие богоноснаго Стефана, правещаго скиптры кралевства всее сьрбскые земли» Милютина. Это житие, с заменою сербских выражений славянскими, напечатано в Сербляке. Оно писано не раньше 1360 г. и потому не без ошибок.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Был усечен за Христа в 295 году. 3. Св. Никодим, архиеп. Печский . Сей великий иерарх был родом серб. Подвизался на Святой Горе и был игуменом Хиландара. По смерти Саввы III, в 1317 году, был избран в архиепископы «всея сербския и поморския земли». Короновал короля Милутина в 1321 году. Перевел Иерусалимский типикон на сербский [язык]. В предисловии этой книги говорится: «Всемогущий Бог, ведающий нашу немощь, подает нам духовную крепость, но если сначала проявим мы прилежание». Искренне любил подвижническую жизнь, трудился над искоренением богомильской ереси и над утверждением православной веры. Упокоился в Господе в 1325 году. Его чудотворные мощи почивают в монастыре в городе Печ. Рассуждение В сарацинском лагере святого Кирилла спросили: «Как это христиане могут воевать и при этом соблюдать Христову заповедь о молитве к Богу за врагов своих?» На это святой Кирилл ответил: «Если в одном законе написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то какой человек будет лучшим исполнителем закона: тот, который исполнил одну заповедь, или тот, который исполнил обе?» На это сарацины ему ответили: «Несомненно тот, который исполнил обе заповеди». Святой Кирилл продолжил: «Христос Бог наш заповедал нам молиться за всех тех, кто нас гонит, и творить добро и им; но Он же, сверх того, нам сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих . Поэтому сносим мы оскорбления, чинимые нам врагами нам лично [в серб. букв.: в отдельности. – Ред.], и молимся за них [врагов] Богу; но как община мы заступаемся один за другого и полагаем свои души, дабы не пленили вы [так или иначе] наших братьев и вместе с телами не поработили и их души и не погубили бы их и телом, и душой». Созерцание Да созерцаю действие Бога Духа Святого на Апостолов, в частности: 1) как из некнижных делает Он их мудрыми; 2) как из косноязычных делает Он их речистыми. Проповедь о непреодолимости Божией воли И подумал 50 я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Неудачным для сербов назвал двадцатое столетие Святейший Павел, Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. В рождественском послании он заявил, что «войны, целый океан пролитой сербами крови, страдания и несчастья отметили столетие, которое может быть описано одним словом - " крах " ». Патриарх Павел подчеркнул, что даже «когда в последние годы нам удавалось пожить без войны, это не было настоящим миром, ибо мы готовили почву для новых конфликтов и новых войн». «Авантюризм в государственной политике и идеологии в двадцатом веке дорого обошелся сербам. Мы вступаем в новое тысячелетие в состоянии тотального кризиса», - сказал Патриарх Павел в заключение. Православие 2000/Общество, религия, культура ПРЕДСТОЯТЕЛЬ ЭЛЛАДСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОСУДИЛ ПОЛИТИКУ США В ОТНОШЕНИИ ЮГОСЛАВИИ 13 января Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул осудил политику США в отношении Югославии. Выступая перед верующими, архиепископ Христодул сказал, что Билл Клинтон «может молиться, но его руки в крови». Архиепископ Афинский и всей Эллады в своем выступлении недельной давности, которое вызвало определенное недовольство американцев, подверг также критике навязываемый США миру " новый мировой порядок " , который, по его мнению, " угрожает свободе человеческой мысли " и весьма близок аналогичным концепциям Адольфа Гитлера. " Этот термин пугает меня, - сказал Блаженнейший Христодул. - Люди говорили о новом мировом порядке в гитлеровской Германии перед Второй мировой войной " . В октябре прошлого года Священный синод Элладской Православной Церкви обрушился с резкой критикой на ежегодный доклад госдепартамента США, в котором утверждалось, что в Греции ущемляются права верующих и религиозных меньшинств, не принадлежащих к Православной Церкви. Эти утверждения были охарактеризованы Священным синодом как " односторонняя, злобная информация " , предоставленная американцам " представителями сект и маргинальных религиозных групп " , имеющими - в отличие от Элладской Православной Церкви - " влияние " на посольство США в Афинах. Американское диппредставительство греческие иерархи обвинили также в " осуществлении шпионажа " против Греции и " рассылке по ее территории секретных агентов " . Правда, Священный синод отказался потом от " шпионских " обвинений, указав, что они оказались в первоначальной версии заявления из-за ошибки переводчика.

http://pravoslavie.ru/news/index04.htm

Последний боснийский кор. Стефан Томашевич погиб в 1463 г. в сражении с тур. завоевателями во главе с Мехмедом II. На захваченных территориях был организован Боснийский санджак, в 80-х гг. XV в. возник Герцеговинский санджак, последний оплот сопротивления пал ок. 1490 г. Большинство населения в начальный период завоевания исповедовало Православие, но на рубеже XVI-XVII вв. при поддержке Австрийской империи на Балканах развернулась активная деятельность католич. миссионеров, особенно успешная в зап. землях Боснии. Нек-рые османские вел. везиры 2-й пол. XV-XVI в., происходившие из боснийских потурченцев (Али-паша Семиз, позднее Соколовичи-Сокологлу), оказывали поддержку и покровительство своим правосл. родственникам. В населенных пунктах, являющихся важными коммуникационными перекрестками, разместились тур. гарнизоны, быстро придав им вост. облик и превратив их в очаги исламского влияния. В таких местах мусульм. население за столетие из меньшинства превратилось в большинство. В 1-й пол. XVI в. началась насильственная исламизация христиан, что вызвало миграцию христ. населения. По описаниям путешественников, крупные боснийские поселения в XVI в. уже мало отличались от тур. Удаленные поселения, особенно в горах, долго оставались нетронутыми. Земли БиГ были гос. и давались в награду за службу. Какое-то время можно было получить ленное владение от султана, сохранив христ. веру, но достаточно быстро христиан ограничили в правах, вслед. чего большая часть местной знати перешла в ислам, и мн. мусульмане-сербы смогли добиться высокого положения при султанских дворах. Местное население стало строго делиться на «правоверных» мусульман и райю (стадо). Начавшееся отождествление религии с национальностью в дальнейшем сильно повлияло на самосознание юж. славян, но в этот период еще не стало причиной их этнического разделения. Надгробия в Радимле (близ Столаца). XV–XVI вв. Надгробия в Радимле (близ Столаца). XV–XVI вв. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия , юрисдикция к-рой распространилась и на земли БиГ: епископские кафедры в кон. XVI в. находились в Сараеве, Тузле, Зворнике, Житомисличе и Тврдоше. В Герцеговине начинали свое служение мн. церковные деятели, в т. ч. Патриарх Печский Макарий (Соколович) , свт. Василий Острожский и др.

http://pravenc.ru/text/153243.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010